ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2570/16 от 02.06.2016 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2-2570/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сочи 02 июня 2016 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Шевелева Н.С.

при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,

с участием старшего помощника прокурора Центрального района города Сочи Ковтун А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора Краснодарского края – прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сочи об обязании принять меры направленные на надлежащую эксплуатацию цеха сушки илового осадка очистных сооружений «Бзугу» путем: проведения пусконаладочных работ под нагрузкой,

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора Краснодарского края – прокурор города Сочи обратился в Центральный районный суд города Сочи с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сочи об обязании принять меры направленные на надлежащую эксплуатацию цеха сушки илового осадка очистных сооружений «Бзугу» путем: проведения пусконаладочных работ под нагрузкой.

Исковые требования мотивированы тем, что во исполнение п. 3.4 выписки из протокола заседания Общественного экологического совета при прокуроре края по вопросу актуальных проблем в сфере природопользования от 17.12.2015 прокуратурой города проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации очистных сооружений канализации «Бзугу». Установлено, что пунктом 75 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991 (Программа) предусмотрено строительство объекта «Очистные сооружения канализации «Бзугу» (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство)» (ОСК «Бзугу»). ФАУ «Главгосэкспертиза России» выдано положительно заключение экспертизы проектной документации, а также приказом руководителя департамента Росприроднадзора по ЮФО утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы. Администрацией г. Сочи 30.09.2011 ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» выдано разрешение на строительство ОСК «Бзугу» (1-ый и 2-ой этапы). Между Государственным учреждением Краснодарского края «Главное управление строительства Краснодарского края» (ГУСК) и ООО «Северная строительная-инвестиционная компания» (ООО «Севстройинвест») 24.12.2010 заключен государственный контракт № 74-10 на выполнение подрядных работ «1-й этап. Реконструкция и расширение очистных сооружений Бзугу. 1-я очередь до 70 тыс. кубических метров в сутки» по объекту ОСК «Бзугу». Управлением государственного строительного надзора 13.06.2013 выдано заключение о соответствии ОСК «Бзугу» требованиям технических норм и правил проектной документации, 19.09.2013 администрацией г. Сочи выдано Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Распоряжением главы администрации (губернаторе) Краснодарского края 14.10.2013 № 846 «Об утверждении перечней имущества, передаваемого из государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Сочи на безвозмездной основе» указанные выше ОСК «Бзугу» переданы в муниципальную собственность. В целях исполнения указанного выше распоряжения 06.11.2013 утвержден акт приема-передачи имущества, передаваемого из государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Сочи на безвозмездной основе». В соответствии с дополнительным соглашением № 13 от 25.12.2013 договору аренды муниципального имущества от 26.12.2007 № П/104-07 администрацией г. Сочи на основании Решения Городского Собрания Сочи от 07.11.2013 № 152 ООО «Сочиводоканал» объект «Очистные сооружения канализации «Бзугу» передан в эксплуатацию ООО «Сочиводоканал». Ha OCK «Бзугу» принята технологическая схема с механической очисткой сточных вод с последующим обеззараживанием ультрафиолетовым излучения и сбросом очищенных сточных вод в Черное море по глубоководному выпуску. В том числе, предусмотрена сушка илового осадка. Несмотря на то, что администрацией г. Сочи указанный выше объект принят в муниципальную собственность еще в 2013 году, до настоящего времени цех сушки илового осадка фактически не функционирует. Так, не выполнены пусконаладочные работы под нагрузкой в цехе сушки илового осадка. Прокуратурой города с привлечением специалиста Северо-Кавказское межрегионального управления по технологическому надзору проведена проверка по факту ненадлежащей эксплуатации указанных выше ОСК «Бзугу». Как указал истец, непроведение пуско-наладочных работ приводит к невозможности к подписанию органами Гостехнадзора приемки сетей газораспределения и газопотреоления. Кроме того, ненадлежащая эксплуатация цеха сушки илового осадка влияет на конечный этап очистки стоков, сбрасываемых с ОСК «Бзугу» через глубоководный выпуск в Черное море. Проверками, проведенными органами прокуратуры в течение 2015 года с привлечением органов контроля, устанавливались превышения по микробиологическим и химическим показателям в очищенных стоках, сбрасываемых в глубоководный выпуск «Бзугу». Ненадлежащая очистка поступающих на указанные выше очистные сооружения фекальных стоков, прямой сброс фекальных стоков, сырого осадка и активного избыточного ила, могут привести к загрязнению акватории Черного моря. Учитывая изложенное, определить круг лиц, права и интересы которых могут быть нарушены в результате бездействия администрации г. Сочи по обеспечению функционирования ОCK «Бзугу» в соответствии действующим законодательством, не представляется возможным, ввиду наличия угрозы безопасности жизни и здоровью граждан использующих Черное море как водный объект в рекреационных целях. Истец просил обратить решение суда к немедленному исполнению.

Представитель ответчика администрации города Сочи представил суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал на то, что считает заявленные требования в отношении администрации города Сочи незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Пунктом 75 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 года № 991 предусмотрено строительство объекта «Очистные сооружения канализации «Бзугу» (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство)». Ответственным и исполнителем являлся Департамент строительства Краснодарского края, в лице государственного казенного учреждения Краснодарского края «Главное управление строительства Краснодарского края». Администрацией г. Сочи государственному казенному учреждению «Главное управление строительства Краснодарского края» выдано разрешение на строительство ОСК «Бзугу» (1- и 2 этапы). Между ГКУ Краснодарского края «ГУСКК» и ООО «Северная строительная-инвестиционная компания» заключен государственный контракт № 74-10 на выполнение подрядных работ по строительству ОСК «Бзугу» (1 этап). По завершении строительства администрацией города Сочи ГКУ КК «ГУСКК» выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (1 этап). Однако, вступившим в законную силу решением Хостинского районного суда г. Сочи от 26.11.2015 установлено, что при выполнении строительных работ на объекте ОСК «Бзугу» допущены нарушения требований градостроительного законодательства, строительных норм и регламентов, отступления от проектов, в том числе выразившихся в неполном выполнении работ, предусмотренных проектной документацией. В том числе, не выполнены следующие работы: котельная, предназначенная для сушки илового-осадка, не приведена в соответствие с действующими нормами и правилами; в цехе сушки осадка не смонтирована система контрольно-измерительных приборов и автоматизированная система управления; не произведены пуско-наладочные работы цеха сушки илового осадка фирмой поставщиком оборудования; не завершен монтаж вентиляционных установок в цехах Здания решеток и песколовок, цехе обработки осадка. Решением от 26.11.2015 по делу № 2-3204/2015 Хостинский районный суд г. Сочи признал незаконным бездействие ГКУ КК «ГУСКК», выразившееся в необеспечении надлежащего контроля за ходом, результатами строительных работ, признал незаконным бездействие ООО «Северная строительная инвестиционная компания», выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение соблюдения требований градостроительного законодательства при реализации мероприятий по строительству ОСК «Бзугу» и обязал ООО «ССИК» и ГКУ КК «ГУСКК» принять комплекс мер, направленных на обеспечение строительства объекта ОСК «Бзугу» в соответствии с требованиями законодательства, проектной документацией. Указанное решение вступило в законную силу 12.02.2016г. и до настоящего времени не исполнено. Таким образом, ГКУ КК «ГУСКК», как ответственный исполнитель и застройщик объекта ОСК «Бзугу» (1 этап) обязано в силу решения Хостинского районного суда г. Сочи от 26.11.2015 устранить допущенные дефекты и недостатки в ходе строительства ОСК «Бзугу» (1 этап) и в частности обеспечить пуско-наладочные работы и работоспособность сушки осадка ОСК «Бзугу». Без выполнения указанных недоделок произвести пуско-наладку и запуск сушки осадка на ОСК «Бзугу» не представляется возможным, так как последствия подачи газа на неподготовленное оборудование может быть опасно для жизни и здоровья людей, а также сможет нанести вред дорогостоящему имуществу, которое утратит свои производственные свойства. По предварительному анализу специалистов ООО «Сочиводоканал» в технологической линии ЦСО ОСК «Бзугу» имеется как минимум три идентификационных признака опасных производственных объектов, а именно: газораспределительные сети для транспортировки природного газа; производственные объекты, на которых применяется оборудование, работающее при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более; осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуется взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться; азотное хозяйство. Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» регламентируются виды деятельности в области опасных производственных объектов: проектирование, монтаж, пуско-наладка, эксплуатация. Требования вышеуказанного ФЗ при проектировании и при монтаже не учитывались, что подтверждает вывод об опасности проведении администрацией города Сочи требуемых истцом действий. Считает, ГКУ КК «ГУСКК», как ответственный исполнитель и застройщик объекта ОСК «Бзугу» (1 этап) обязано в силу закона и решения Хостинского районного суда г. Сочи от 26.11.2015 года устранить допущенные дефекты и недостатки в ходе строительства ОСК «Бзугу» (1 этап) и в частности обеспечить пуско-наладочные работы и работоспособность сушки осадка ОСК «Бзугу». Учитывая вышесказанное, администрация города Сочи считает, что является ненадлежащим ответчиком по иску и, соответственно, данное обстоятельство является основанием к вынесению судом решения об отказе в удовлетворении требований прокурора города Сочи. На основании изложенного, просит в удовлетворении заявленных требований к администрации города Сочи отказать.

Представитель третьего лица ООО «Сочиводоканал» представил суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал на то, что пунктом 75 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 года № 991 предусмотрено строительство объекта «Очистные сооружения канализации «Бзугу» (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство)». Ответственным исполнителем является Департамент строительство Краснодарского края, в лице государственного казенного учреждения Краснодарского края «Главное управление строительства Краснодарского края». Администрацией города Сочи ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» выдано разрешение на строительство ОСК «Бзугу» (1- и 2 этапы). Между Сочи ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» и ООО «Северная строительно-инвестиционная компания» заключен государственный контракт № 74-10 на выполнение подрядных работ по строительству ОСК «Бзугу» (1 этап). По завершении строительства администрацией города Сочи ГКУ КК «ГУСКК» выдано разрешение на ввод в эксплуатацию. Однако, вступившим в законную силу решением Хостинского районного суда города Сочи от 26.11.2015 года установлено, что при выполнении строительных работ на объекте ОСК «Бзугу» допущены нарушения требований градостроительного законодательства, строительных норм и регламентов, отступления от проектов, в том числе выразившихся в неполном выполнении работ, предусмотренных проектной документацией. В том числе не выполнены работы: котельная, предназначенная для сушки илового осадка, не приведена в соответствие с действующими нормами и правилами; в цехе сушки осадка не смонтирована система контрольно-измерительных приборов и автоматизированная система управления; не произведены пуско-наладочные работы цеха сушки илового осадка фирмой поставщиком оборудования; не завершен монтаж вентиляционных установок в цехах здания решеток и песколовок, цехе обработки осадка. Решением от 26.11.2015 года Хостинский районный суд г. Сочи признал незаконным бездействие ГКУ КК «ГУСКК», выразившееся в необеспечении надлежащего контроля за ходом, результатами строительных работа, признал незаконным бездействие ООО «Северная строительно-инвестиционная компания», выразившиеся в непринятии мер, направленных на обеспечение соблюдения требований градостроительного законодательства при реализации мероприятий по строительству ОСК «Бзугу» и обязал ООО «ССИК» и ГКУ КК «ГУСКК» принять комплекс мер, направленных на обеспечение строительства объекта ОСК «Бзугу» в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, проектной документацией. Указанное решение вступило в законную силу 12.01.2016 года и до настоящего времени не исполнено. ГКУ КК «ГУСКК», как ответственный исполнитель и застройщик объекта ОСК «Бзугу» (1 этап) обязано в силу закона и решения Хостинского районного суда города Сочи от 26.11.2015 года устранить допущенные дефекты и недостатки в ходе строительства ОСК «Бзугу» (1 этап) и обеспечить пуско-наладочные работы и работоспособность сушки осадка ОСК «Бзугу». Проект «Реконструкция и расширение очистных сооружений «Бзугу» до 70000 м3/сутки, 1-я очередь» получил положительное заключение Главгосэкспертизы: ФАУ «Главгосэкспертиза России» № 921-11/ГГЭ-6659/07 от 16.11.2011г. (№ в реестре 00-1-4-3213-11). Технологическое оборудование, установленное в ЦСО, является единым комплексом итальянской фирмы «VOMM», предназначенным для сушки, гранулирования, хранения и расфасовке обезвоженного осадка канализационных очистных сооружений. В настоящее время в ЦСО смонтировано две линии сушки осадка. Технологическая линия состоит из: газового котла с ВОТ (высокотемпературным органическим теплоносителем), газопровода, турбосушилки, теплообменника режимного газа, трубопроводов теплоносителя, циклонов, транспортёров, транслятора, элеватора, бункера хранения и системы расфасовки высушенного осадка. Для обеспечения безопасной эксплуатации технологической линии, в соответствии с проект фирмы «VOMM», к ряду оборудования должно быть подключено азотное хозяйство, которое в настоящее время отсутствует. В проектной документации, переданной ООО «Сочиводоканал», по ЦСО в разделе ПРБ (Промышленная Безопасность), проект идентификации ОПО (опасных производственных объектов) отсутствует. После окончания монтажа двух технологических линий, часть оборудования, а именно система внутреннего газоснабжения ОСК «Бзугу» и котельного отделения ЦСО, была предъявлена инспекторам «Ростехнадзора», которые выявили ряд нарушений. Для устранения нарушений был выполнен проект «Техническое перевооружения котельного отделения цеха сушки осадка на очистных сооружениях канализации «Бзугу». Этот проект имеет ограниченные зоны проектирования. На указанный проект имеется положительное решение экспертизы промышленной безопасности № 15-11-Э от 27.11.2015 года. Регистрационный № 30-ТП-13697-2015 от 15.12.2015 года. В этой экспертизе впервые указано, что в ЦСО ОСК «Бзугу» имеется ОПО - опасный производственный объект. По предварительному анализу специалистов ООО «Сочиводоканал» в технологической линии ЦСО ОСК «Бзугу» имеется как минимум три идентификационных признака ОПО, а именно: газораспределительные сети для транспортировки природного газа; производственные объекты, на которых применяется оборудование, работающее при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более; осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуется взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться; азотное хозяйство. Объект ЦСО в целом смонтирован, документально подтверждено, что в цехе имеются ОПО, но в целом их идентификация не произведена, частично выявлено несоответствие технических устройств требованиям регламентов по ОПО. На объекте ОСК «Бзугу» необходимо: 1. провести экспертизу промышленной безопасности всего ЦСО с целью: а) идентификации всех ОПО; б) проверки соответствия технических устройств, применяемых на ОПО, техническим регламентам. 2. Для проведения идентификации ОПО в экспертную организацию необходимо предоставить отсутствующую документацию от подрядной фирмы WOMM. Перечень документов будет определен в процессе идентификации ОПО. 3. По результатам экспертизы принять решения по доведению объекта ЦСО в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; 4. Провести оценку, экспертизу условий труда (аттестацию рабочих мест) в ЦСО на соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда РФ; 5. Произвести пусконаладочные работы ЦОО (цех обезвоживания осадка). 6. Привести в рабочее состояние вспомогательное оборудование, обеспечивающие работу ЦСО; подачу технической воды в цех, отвод использованной воды, привести в рабочее состояние экспериментальную газоочистную установку и произвести оценку её эффективности. Дефекты были допущены при строительстве объекта ОСК «Бзугу», строительство которого осуществлял ГКУ КК «ГУСКК». Решением от 26.11.2015 года Хостинский районный суд города Сочи признал незаконным бездействие ГКУ КК «ГУСКК» и ООО «ССИК» и обязал принять комплекс мер, направленных на обеспечение строительства объекта ОСК «Бзугу» в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и проектной документацией. Без выполнения указанных недоделок произвести пуско-наладку и запуск сушки осадка на ОСК «Бзугу» не представляется возможным.

В судебном заседании истец - старший помощник прокурора Центрального района города Сочи Ковтун А.И. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, на удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала.

В судебном заседании представитель ответчика администрации города Сочи Юматова А.О., действующая на основании доверенности, иск не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика администрации города Сочи по доверенности Иванов А.В. иск не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, просил в удовлетворении исковых требований отказать. Также суду пояснил, что предусмотрены 2 этапа строительства ОСК «Бзугу», во второй этап перенесены пуско-наладочные работы по инициативе подрядчика, однако в настоящее время финансирования второго этапа заказчиком ведется не регулярно.

Представитель третьего лица Северо-Кавказского межрегионального управления по технологическому надзору в судебное заседание не явился, о дате месте времени слушания дела уведомлен надлежащим способом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица ООО «Северная строительная-инвестиционная компания» в судебное заседание не явился, о дате месте времени слушания дела уведомлен надлежащим способом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещен надлежаще, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края».

В судебном заседании представитель третьего лица ООО «Сочиводоканал» - Раевский Д.А., действующий на основании доверенности, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, указал на то, что администрация города Сочи является ненадлежащим ответчиком.

Согласно ч. 1 ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, пунктом 75 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991 (Программа) предусмотрено строительство объекта «Очистные сооружения канализации «Бзугу» (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство)» (ОСК «Бзугу»).ФАУ «Главгосэкспертиза России» выдано положительно заключение экспертизы проектной документации, а также приказом руководителя департамента Росприроднадзора по ЮФО утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Администрацией г. Сочи 30.09.2011 года ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» выдано разрешение на строительство ОСК «Бзугу» (1-ый и 2-ой этапы).

24.12.2010 года между Государственным учреждением Краснодарского края «Главное управление строительства Краснодарского края» (ГУСК), выступающим в качестве заказчика, и ООО «Северная строительная-инвестиционная компания» (ООО «Севстройинвест»), выступающим в качестве подрядчика, заключен государственный контракт № 74-10, в соответствии с условиями которого, подрядчик принял на себя выполнение подрядных работ «1-й этап. Реконструкция и расширение очистных сооружений Бзугу. 1-я очередь до 70 тыс. кубических метров в сутки» по объекту ОСК «Бзугу».

В силу п.п. 1.2, 1.3. контракта № 74-10 на подрядчика возлагалась обязанность по выполнению строительных монтажных и иных работ, обеспечивающих ввод и нормальную эксплуатацию объекта в соответствии с технической и сметной (проектно-сметной) документацией по Объекту и графиком производства работ (Приложение № 2 к контракту № 74-10). На подрядчика возлагалась обязанность выполнить работы в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 8 к контракту № 74-10).

Кроме того, 10.12.2012 года между ГУСК и подрядчиком ООО «Севстройинвест» заключен государственный контракт № 50-СТ, предметом которого являлось: выполнение дополнительных работ по объекту: «Очистные сооружения канализации «Бзугу» (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство)» (Реконструкция и расширение очистных сооружений Бзугу. 1-я очередь до 70 тыс. кубических метров в сутки) (дополнительные работы) в соответствии с Графиком производства работ (Приложение № 2 к контракту № 50-СТ) и Техническим заданием (Приложение № 8 к контракту № 50-СТ).

В силу п.п. 1.2, 1.3. контракта № 50-СТ на подрядчика возлагалась обязанность по выполнению строительных монтажных и иных работ, обеспечивающих ввод и нормальную эксплуатацию объекта в соответствии с технической и сметной (проектно-сметной) документацией по Объекту и графиком производства работ (Приложение № 2 к Контракту № 50-СТ). На подрядчика возлагалась обязанность выполнить работы в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 8 к Контракту № 50-СТ).

13.06.2013 года Управлением государственного строительного надзора выдано заключение о соответствии ОСК «Бзугу» требованиям технических норм и правил проектной документации.

19.09.2013 года по завершении строительства администрацией г. Сочи ГУСК выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № (повторно взамен разрешения от 27.08.2013 года).

Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 года № 846 «Об утверждении перечней имущества, передаваемого из государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Сочи на безвозмездной основе» указанные выше ОСК «Бзугу» переданы в муниципальную собственность.

Судом установлено, что в целях исполнения указанного выше распоряжения, 06.11.2013 года утвержден акт приема-передачи имущества, передаваемого из государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Сочи на безвозмездной основе».

В соответствии с дополнительным соглашением № 13 от 25.12.2013 года договору аренды муниципального имущества от 26.12.2007 года № П/104-07 администрацией г. Сочи на основании Решения Городского Собрания Сочи от 07.11.2013 № 152 ООО «Сочиводоканал» объект «Очистные сооружения канализации «Бзугу» передан в эксплуатацию ООО «Сочиводоканал».

Во исполнение п. 3.4 выписки из протокола заседания Общественного экологического совета при прокуроре края по вопросу актуальных проблем в сфере природопользования от 17.12.2015 года прокуратурой города проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации очистных сооружений канализации «Бзугу».

В ходе проведения указанной проверки было установлено, что на OCK «Бзугу» принята технологическая схема с механической очисткой сточных вод с последующим обеззараживанием ультрафиолетовым излучения и сбросом очищенных сточных вод в Черное море по глубоководному выпуску, в том числе, предусмотрена сушка илового осадка.

Прокуратурой города с привлечением специалиста Северо-Кавказского межрегионального управления по технологическому надзору проведена проверка по факту ненадлежащей эксплуатации указанных выше ОСК «Бзугу».

Однако, как установлено в ходе проведения проверки, до настоящего времени цех сушки илового осадка фактически не функционирует. Так, не выполнены пусконаладочные работы под нагрузкой в цехе сушки илового осадка.

В соответствии с п. 25 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 года № 317 по окончании строительно-монтажных работ на построенном, реконструированном или модернизируемом газоиспользующем оборудовании и оборудовании переводимом на газ с других видов топлива, проводятся обязательные пусконаладочные и режимно-наладочные работы.

Согласно подп. «е», «ж» п. 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 года № 317, пусконаладочные работы - комплекс работ, включающий подготовку к пуску и пуск газоиспользующего оборудования с коммуникациями и арматурой, доведение нагрузки газоиспользующего оборудования до согласованного с организацией-владельцем оборудования уровня, а также наладку топочного режима газоиспользующего оборудования без оптимизации коэффициента полезного действия.

Таким образом, непроведение пуско-наладочных работ приводит к невозможности к подписанию органами Гостехнадзора приемки сетей газораспределения и газопотреоления.

Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Судом установлено, что администрацией г. Сочи указанный выше объект - «Очистные сооружения канализации «Бзугу» принят в муниципальную собственность в 2013 году, и принят в эксплуатацию, но до настоящего времени цех сушки илового осадка фактически не функционирует и не выполнены пусконаладочные работы под нагрузкой в цехе сушки илового осадка.

При этом, ненадлежащая эксплуатация цеха сушки илового осадка влияет на конечный этап очистки стоков, сбрасываемых с ОСК «Бзугу» через глубоководный выпуск в Черное море.

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил или требований специальных технических условий.

Статьей 14 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что Здания и сооружения должны быть спроектированы таким образом, чтобы в процессе их строительства и эксплуатации не возникало угрозы оказания негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.

Согласно п. 4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00.2.1.5. «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы» в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается: сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы.

При этом, как следует из пояснений истца, проверками, проведенными органами прокуратуры в течение 2015 года с привлечением органов контроля, были установлены превышения по микробиологическим и химическим показателям в очищенных стоках, сбрасываемых в глубоководный выпуск «Бзугу», что подтверждается протоколами отбора проб от 18.02.2015 года, 29.04.2015 года, 13.05.2015 года, 02.06.2015 года, 07.07.2015 года, а также вступившими в силу постановлениями о привлечении должностного и юридического лиц ООО «Сочиводоканал» к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.

Ответчик администрация города Сочи иск не признала и ссылалась на решение Хостинского районного суда города Сочи от 26.11.2015 года, которым суд признал незаконным бездействие ГКУ КК «ГУСКК», выразившееся в необеспечении надлежащего контроля за ходом, результатами строительных работ, признал незаконным бездействие ООО «Северная строительная инвестиционная компания», выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение соблюдения требований градостроительного законодательства при реализации мероприятий по строительству ОСК «Бзугу» и обязал ООО «ССИК» и ГКУ КК «ГУСКК» принять комплекс мер, направленных на обеспечение строительства объекта ОСК «Бзугу» в соответствии с требованиями законодательства, проектной документацией.

Так, решением Хостинского районного суда города Сочи от 26.11.2015 года удовлетворен полностью иск первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, субъекта Российской Федерации - Краснодарского края к ООО «Северная строительная-инвестиционная компания» и государственному учреждению Краснодарского края «Главное управление строительства Краснодарского края» о признании незаконным бездействия и обязании к принятию комплекса мер, направленных на обеспечение строительства объекта в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Указанным решением суда признано незаконным бездействие общества с ООО «Северная строительная-инвестиционная компания», выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение соблюдения требований градостроительного законодательства при реализации мероприятий по строительству объекта ОСК «Бзугу».

На ООО «Северная строительная-инвестиционная компания» возложена обязанность принять комплекс мер, направленных на обеспечение строительства объекта ОСК «Бзугу» в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, проектной документации, получившей положительные заключения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы.

Признано незаконным бездействие государственного учреждения Краснодарского края «Главное управление строительства Краснодарского края», выразившееся в не обеспечении надлежащего контроля за ходом, результатами строительных работ, непринятии мер по понуждению Подрядчика к выполнению пунктов 2.2.1., 2.2.2. Соглашения от 27.05.2013 года о расторжении государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд от 24.12.2010 года № 74-10 по объекту «Очистные сооружения канализации «Бзугу» (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство)» (1 этап. Реконструкция и расширение очистных сооружений Бзугу 1-ая очередь до 70 тыс. куб. метров в сутки) и пунктов 2.2.1., 2.2.2. Соглашения от 21.05.2013 года о расторжении государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд от 10.12.2012 года № 50-СТ по объекту «Очистные сооружения канализации «Бзугу» (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство)» (1 этап. Реконструкция и расширение очистных сооружений Бзугу 1-ая очередь до 70 тыс. куб. метров в сутки) (дополнительные работы).

На государственное учреждение Краснодарского края «Главное управление строительства Краснодарского края» возложена обязанность принять комплекс мер, направленных на обеспечение строительства объекта ОСК «Бзугу» в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, проектной документации, получившей положительные заключения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы.

Решение Хостинского районного суда города Сочи вступило в законную силу 12.01.2016 года.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вместе с тем, указанным решением Хостинского районного суда города Сочи от 26.11.2015 года установлено, что в ходе выездной проверки в составе работников органов прокуратуры и Федеральной службы безопасности 30.09.2015 года установлены не предусмотренные проектной документацией врезки в технологические трубопроводы, через которые при включении насосного оборудования, напрямую в глубоководный выпуск и соответственно в Черное море, возможен сброс сырого осадка и активного избыточного ила, минуя все предусмотренные проектом стадии очистки.

Ненадлежащая очистка поступающих на указанные выше очистные сооружения фекальных стоков, прямой сброс фекальных стоков, сырого осадка и активного избыточного ила, могут привести к загрязнению акватории Черного моря.

При выполнении работ ООО «Севстройинвест» допущены нарушения требований градостроительного законодательства, строительных норм и регламентов, отступления от проекта, в том числе выразившиеся в неполном выполнении работ, предусмотренных проектной документацией.

Согласно акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, составленного в присутствии представителей заказчика, подрядчика, эксплуатирующей организации, проектной организации и государственного инспектора Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (СКУ Ростехнадзора) - подводящий газопровод высокого давления и среднего давления к котельной принят без пуска газа.

Кроме того, в котельной объекта допущены следующие нарушения: система сигнализации загазованности не соответствует рабочей документации № 08.0289-13АГСВ "Общие указания" (вместо "Хоббит-Т" установлен "Seitron"); отсутствует допуск от органов Ростехнадзора в эксплуатацию оборудования котельной, работающего под давлением; отсутствует допуск от органов Ростехнадзора в эксплуатацию электроустановок котельной.

После окончания строительства объекта ОСК «Бзугу», выявлены нарушения: требований промышленной безопасности; Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением"; Технического регламента Таможенного союза "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением"; "Сварка, термообработка и контроль трубных систем котлов и трубопроводов при монтаже и ремонте оборудования электростанций".

У ООО «Сочиводоканал» по состоянию на 07.09.2015 года на ОСК «Бзугу» не выполнены следующие работы: котельная, предназначенная для цеха сушки илового осадка, не приведена в соответствие с действующими нормами и правилами, что подтверждается заключением Ростехнадзора; в цехе сушки осадка не была в полном объеме смонтирована система контрольно-измерительных приборов и автоматизированная система управления; не произведены пуско-наладочные работы цеха сушки илового осадка фирмой поставщиком оборудования; не завершен монтаж оборудования установки ультрафиолетового обеззараживания сточных вод; не завершены работы по монтажу технологического и Контрольно- измерительных приборов оборудования установок обезвреживания газовоздушных выбросов и их пуско-наладочные работы; не завершен монтаж вентиляционных установок в цехах Здания решеток и песколовок, цехе обработки осадка; не приведена в состояние работоспособности система удаления и обезвоживания песка и сбора жира на песколовках; не завершены работы по монтажу технологического оборудования на илоуплотнителях. Договор на техническое обслуживание указанного выше объекта не заключался, пуск газа в газопровод и котельную очистных сооружений не производился.

Однако, суд не принимает во внимание доводы ответчика о том, что Хостинский районный суд обязал именно ООО «ССИК» и ГКУ КК «ГУСКК» принять комплекс мер, направленных на обеспечение строительства объекта ОСК «Бзугу» в соответствии с требованиями законодательства, проектной документацией, в связи с чем, именно на них должна быть возложена обязанность принять меры направленные на надлежащую эксплуатацию цеха сушки илового осадка очистных сооружений «Бзугу» путем: проведения пусконаладочных работ под нагрузкой.

Так, в настоящее время ОСК «Бзугу» распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 года № 846 переданы в муниципальную собственность, кроме того, 19.09.2013 администрацией г. Сочи выдано Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а значит, в соответствии с положениями ст.ст. 209-210 ГК РФ, именно администрация города Сочи должна нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Кроме того, названным решением Хостинского районного суда города Сочи от 26.11.2015 года было установлено, что соглашением от 27.05.2013 года Контракт № 74-10 расторгнут, а соглашением от 21.05.2013 года расторгнут Контракт № 50-СТ.

В силу положений ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. ст.3,4 ГПК РФ граждане и организации, заинтересованные лица вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Статья 45 Конституции РФ закрепляет право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (ч. 2).

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания права; иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ненадлежащая очистка поступающих на указанные выше очистные сооружения фекальных стоков, прямой сброс фекальных стоков, сырого осадка и активного избыточного ила, могут привести к загрязнению акватории Черного моря.

Таким образом, определить круг лиц, права и интересы которых могут быть нарушены в результате бездействия администрации г. Сочи по обеспечению функционирования ОCK «Бзугу» в соответствии действующим законодательством, не представляется возможным, ввиду наличия угрозы безопасности жизни и здоровью граждан использующих Черное море как водный объект в рекреационных целях.

В целом, исходя из выше изложенного, суд пришел к выводу, что заявленные исковые требования об обязании администрации города Сочи принять меры направленные на надлежащую эксплуатацию цеха сушки илового осадка очистных сооружений «Бзугу» путем: проведения пусконаладочных работ под нагрузкой – обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме. Удовлетворение данных требований не противоречит решению Хостинского районного суда города Сочи от 26.11.2015 года.

Согласно ч. 1 ст. 212 ГК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Истец просил обратить решение суда к немедленному исполнению.

Суд отказывает в удовлетворении требований истца об обращении суда к немедленному исполнению, поскольку истцом не было представлено суду доказательств, подтверждающих то, что замедление исполнения данного решения может привести к какому-либо значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление первого заместителя прокурора Краснодарского края – прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сочи об обязании принять меры направленные на надлежащую эксплуатацию цеха сушки илового осадка очистных сооружений «Бзугу» путем: проведения пусконаладочных работ под нагрузкой – удовлетворить.

Обязать администрацию города Сочи принять меры направленные на надлежащую эксплуатацию цеха сушки илового осадка очистных сооружений «Бзугу» путем: проведения пусконаладочных работ под нагрузкой.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня составления его мотивированной части.

Председательствующий судья Н.С. Шевелев

Мотивированное решение суда изготовлено и подписано судьей 06.06.2016 года.

Решение в законную силу не вступило

«Согласовано»