ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2576/2021 от 05.08.2021 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2-2576/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 августа 2021 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи ЗАХАРЕНКО Л.В.

при секретаре Акиньшине Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, Департамент ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону, МКУ «Управление капитального строительства г. Ростова-на-Дону», МКП «Ростгорсвет» об обязании обеспечить стационарное электрическое освещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Ростова-на-Дону обратился в суд с вышеуказанными требованиями, в обоснование указав, что Прокуратурой г. Ростова-на-Дону по поручению прокуратуры Ростовской области проведена проверка по обращению депутата Законодательного Собрания Ростовской области Федяева Е.А. в интересах Богачковой Ю.Э. об отсутствии наружного освещения по ул. Шаповалова в г. Ростове-на-Дону, в ходе которой установлено следующее. В соответствии с письмом администрации г. Ростова-на-Дону от 23.06.2021 года № 59.3/1128 наружное (уличное) освещение по ул. Шаповалова отсутствует, необходимо новое строительство. Проектирование и строительство нового наружного (уличного) освещения на территории г. Ростова-на-Дону осуществляется в рамках подпрограммы № А «Строительство и реконструкция сетей наружного освещения» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, улучшение экологической обстановки и благоустройство города Ростова-на-Дону», утвержденной постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 28.12.2018 года № 1379, где муниципальным заказчиком-разработчиком по подпрограмме № А определен Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, а исполнителем мероприятий определено МКУ «Управление капитального строительства г. Ростова-на-Дону». В 2018 году на основании обращений граждан: в приемную Президента Российской Федерации в Южном Федеральном округе, Правительство Ростовской области, Министерства Ростовской области, администрацию г. Ростова-на-Дону, администрации районов города, Департаменты города, а также запросов МВД РФ по г. Ростову-на-Дону и представлений органов прокуратуры, структурными подразделениями администрации г. Ростова-на-Дону сформирован объект: «Строительство сетей наружного (уличного) освещения на территории города Ростова-на-Дону, в том числе по ул. Шаповалова на участке от ул. Алейникова до ул. Прогулочная, протяженностью 570 п.м. МКУ «УКС» разработано техническое задание и определена ориентировочная стоимость проектно-изыскательских работ, получено положительное заключение, подана заявка на финансирование проектно-изыскательских работ. Вместе с тем, установлено, что Подпрограмма А предусматривает строительство сетей наружного освещения по ул. Мильчакова, ул. Стабильная, пер. Днепровский, ул. Сурженская, пр. Шолохова в городе Ростове-на-Дону. Мероприятия по строительству сетей наружного освещения по ул. Шаповалова в Подпрограмме А отсутствуют. Установлено также, что положительное заключение проверки достоверности применения сметных нормативов ГАОУ РО «Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий» № 4-8-1-0559-19 получено 10.06.2019 года, однако до настоящего времени отраслевыми органами администрации г. Ростова-на-Дону действенных мер по обеспечению уличного освещения на ул. Шаповалова в г. Ростове-на-Дону не принято. При этом, непринятие мер по организации наружного уличного освещения автомобильной дороги по ул. Шаповалова создает реальную угрозу безопасности дорожного движения в ночное время, сохранению жизни здоровью и имуществу участников дорожного движения, а также свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией города обязанностей по осуществлению дорожной деятельности и обеспечению безопасности дорожного движения на территории г. Ростова-на-Дону, в связи с чем, является недопустимым. В свою очередь, вопрос о том, за счет каких средств надлежит выполнять указанные обязанности, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, а действующим законодательством обеспечение прав граждан на безопасность дорожного движения не ставится в зависимость от пределов бюджетных ассигнований. На основании изложенного, прокурор города Ростова-на-Дону, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц - участников дорожного движения, просил суд обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить стационарное электрическое освещение автомобильной дороги по ул. Шаповалова в г. Ростове-на-Дону от ул. Алейникова до ул. Прогулочная.

В судебное заседание явился представитель истца: старший помощник прокурора г. Ростова-на-Дону Кононенко О.В., исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

В судебное заседание явился представитель ответчика Администрации города Ростова-на-Дону Янин В.В., действующий на основании доверенности от 06.11.2020 года, возражал против удовлетворения заявленных требований, в обоснование указав, что статус органа общей компетенции не влечет статус ответчика по всем делам, связанным с осуществлением полномочий по вопросам местного значения. Статус ответчика орган общей компетенции имеет в случае, если соответствующие полномочия никому не делегированы, что не соответствует обстоятельствам настоящего дела. Более того, 6-ти месячный срок, указанный в просительной части иска не обоснован и является заведомо неисполнимым. В настоящее время исполнителем подготовлен план мероприятий («Дорожная карта по реализации объекта: «Строительство сетей наружного (уличного) освещения в городе Ростове-на-Дону (перечень улиц 2018 года», в соответствии с которым при условии доведения МКУ «УКС» лимитов денежных средств на каждый этап выполнения мероприятий, а также с учетом соблюдения требований муниципальных и федеральных нормативно-правовых актов, общий срок реализации мероприятий составляет 28 месяцев.

В судебное заседание явилась представитель третьего лица Департамента координации и перспективного развития г. Ростова-на-Дону Колесникова Г.Ю., действующая на основании доверенности от 20.12.2019 года, возражала против удовлетворения заявленных требований, в обоснование указав, что в настоящее время согласован адресный перечень – 2018/1 по строительству сетей наружного (уличного) освещения на 2018 год и последующие годы, в который вошли 95 объектов «первой очереди», в том числе объект - «Строительство сетей наружного освещения по ул. Шаповалова от ул. Алейникова до ул. Прогулочной». Однако проект не реализован в связи с отсутствием финансирования.

В судебное заседания явилась представитель третьего лица МКУ «Управление капитального строительства г. Ростова-на-Дону» - Миронова А.А., действующая на основании доверенности от 11.01.2012 года, возражала против удовлетворения заявленных требований, в обоснование указав, что МКУ «УКС» составлен План мероприятий («дорожная карта») с нормативным обоснованием сроков выполнения мероприятий по реализации объекта: Строительство сетей наружного (уличного) освещения в городе Ростове-на-Дону перечень улиц 2018 года). До настоящего времени, Ростовской-на-Дону городской Думой денежные средства на реализацию МКУ «УКС» проектирования объекта: Строительство сетей дружного (уличного) освещения в городе Ростове-на-Дону (перечень улиц 2018 года) не выделены. При условии доведения МКУ «УКС» лимитов денежных средств на каждый этап выполнения мероприятий, а также с учетом соблюдения требований муниципальных и федеральных нормативно-правовых актов, общий срок реализации мероприятий по проектированию и строительству объекта Строительство сетей наружного (уличного) освещения в городе Ростове-на-Дону перечень улиц 2018 года) составляет 28 месяцев.

В судебное заседание явилась представитель третьего лица Департамента ЖКХ и энергетики Мурадян Н.С., действующая на основании доверенности от 12.11.2020 года, исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Представитель третьего лица МКП «Росгорсвет» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений эксперта.

Статья 56 ГПК ГК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом в соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии со ст.ст. 59, 67 ГПК РФ следует, что доказательства должны быть относимыми, т.е. пригодными для установления имеющих значение по делу обстоятельств, должна быть связь его содержания с обстоятельствами, подлежащими доказыванию. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к элементам обустройства автомобильных дорог относятся объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п. 4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения», введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.07.2015 года № 959-ст, стационарное электрическое освещение устраивают, в том числе на участках дорог в населенных пунктах.

Согласно п. 6.1.20 ГОСТ 32944-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования» введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.08.2016 года № 990-ст, освещение пешеходных переходов должно иметь три режима работы: ночной, вечерний и дневной.

В силу ч. 1 ст. 34, ч. 8 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» единственным исполнительно - распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, в структуру которой могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Частью 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в структуру местной администрации, утверждаемую представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации, могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации, не являющиеся органами местного самоуправления и образовываемые в качестве юридических лиц в форме муниципальных казенных учреждений.

В соответствии со ст. 46 Уставом города Ростова-на-Дону администрация г. Ростова-на-Дону в лице ее органов и внутренних подразделений реализует исполнительно-распорядительные полномочия городского самоуправления под руководством и контролем главы Администрации города в следующих сферах и отраслях: обеспечение составления и исполнения бюджета города, осуществление контроля за исполнением данного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, обеспечение составления отчета об исполнении бюджета города; разработка, корректировка и реализация документов муниципального стратегического планирования, осуществление мониторинга и контроля за реализацией документов муниципального стратегического планирования; осуществляет руководство и контроль за деятельностью органов и структурных подразделений Администрации города по выполнению их функций: в области строительства, транспорта и связи, жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения; обеспечения законности и правопорядка в муниципальном образовании; организация содержания муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности.

Статьей 44 Устава города определено, что исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления является администрация города.

В структуру Администрации города входят, в том числе департаменты - органы администрации, сочетающие отраслевое управление с функциональным руководством межотраслевого характера.

Согласно Положению о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону, утвержденном решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 года № 138, департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону осуществляет функции в следующих сферах: содержания элементов обустройства автомобильных дорог (очистка и мойка ограждений, замена поврежденных или не соответствующих действующим стандартам секций барьерных ограждений, уборка и мойка остановок общественного транспорта, содержание в чистоте и порядке тротуаров, содержание, ремонт и техническое обслуживание сетей наружного уличного освещения, входящих в состав единого, неделимого объекта дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, транспортных развязок и других дорожных сооружений, находящихся в казне города, плата за расход электроэнергии на освещение); зимнего содержания (механизированная снегоочистка, распределение противогололедных материалов, дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, очистка от снега элементов обустройства, в том числе остановок, ограждений, тротуаров).

Положением о Департаменте координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, утвержденным решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 года № 138, определено, что департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-па-Дону в соответствии с основными задачами осуществляет следующие функции в сфере строительства: осуществляет координацию строительства объектов жилищного, социального, коммунального и производственного назначения на территории города, выполнения работ по сносу самовольных построек или их приведению в соответствие с установленными требованиями в случаях, установленных законодательством.

Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 28.12.2018 года № 1379 утверждена подпрограммы № А «Строительство и реконструкция сетей наружного освещения» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, улучшение экологической обстановки и благоустройство города Ростова-на-Дону», в рамках которой осуществляется проектирование и строительство нового наружного (уличного) освещения на территории г. Ростова-на-Дону, где муниципальным заказчиком-разработчиком по подпрограмме № А определен Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, а исполнителем мероприятий определено МКУ «Управление капитального строительства г. Ростова-на-Дону».

В судебном заседании установлено, что Прокуратурой г. Ростова-на-Дону по поручению прокуратуры Ростовской области проведена проверка по обращению депутата Законодательного Собрания Ростовской области Федяева Е.А. в интересах Богачковой Ю.Э. об отсутствии наружного освещения по ул. Шаповалова в г. Ростове-на-Дону, в ходе которой установлено, что наружное (уличное) освещение по ул. Шаповалова отсутствует.

В рамках проведения проверки Администрацией города Ростова-на-Дону в адрес Прокуратуры города Ростова-на-Дону направлено письмо от 23.06.2021 года, из которого следует, что содержание, ремонт и техническое обслуживание существующих сетей наружного (уличного) освещения, числящихся в муниципальной собственности и закрепленных Департаментом имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону на праве оперативного управления, осуществляется Муниципальным казенным предприятием «Ростгорсвет» в рамках подпрограммы № 6 «Содержание, ремонт и техническое обслуживание сетей наружного (уличного) освещения города Ростова-на-Дону» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, улучшение экологической обстановки и благоустройство города Ростова-на-Дону», утвержденной постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 28.12.2018 года № 1379. Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону инициирована внеплановая ревизия сетей наружного (уличного) освещения, закрепленных на праве оперативного управления за МКП «Ростгорсвет» по ул. Алейникова и ул. Шаповалова. В результате оперативно выполненной МКП «Ростгорсвет» ревизии, установлено следующее: сети наружного (уличного) освещения, закрепленные на праве оперативного управления за МКП «Ростгорсвет» по ул. Алейникова на участке от ул. Доватора до храма Божьей матери «Всех скорбящих Радость» (р-н Змиевской балки) исправны и функционируют в штатном режиме; наружное (уличное) освещение по ул. Шаповалова отсутствует, необходимо новое строительство. Выполнение работ по новому строительству (устройству) сетей наружного (уличного) освещения силами МКП «Ростгорсвет» за бюджетные средства, выделяемые Администрацией города Ростова-на-Дону в виде субсидии на содержание, ремонт и техническое обслуживание существующих муниципальных сетей наружного (уличного) освещения, закрепленных на праве оперативного управления за предприятием, не представляется возможным (нецелевое-пользование бюджетных средств). В 2018 году, на основании обращений граждан: в приемную Президента РФ в ЮФО, Правительство Ростовской области, Министерства Ростовской области, Администрацию города Ростова-на-Дону, администрации районов города, Департаменты города, партию «Единая Россия», а также запросов МВД РФ по городу Ростову-на-Дону и представлений органов прокуратуры, структурными подразделениями Администрации города Ростова-на-Дону сформирован объект: «Строительство сетей наружного (уличного) освещения в городе Ростове-на-Дону».

Согласно утвержденному в рамках вышеуказанной подпрограммы № А адресному перечню 2018 года МКУ «УКС» осуществляются мероприятия по проектированию и строительству новых сетей наружного (уличного) освещения на территории города Ростова-на-Дону (в том числе по ул. Шаповалова на участке от ул. Алейникова до ул. Прогулочная, протяженностью 570 п.м.). МКУ «УКС» разработано техническое задание и определена ориентировочная стоимость проектно-изыскательских работ. С ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов» заключен договор на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости проектно-изыскательских работ и получено положительное заключение. Подана заявка на финансирование проектно-изыскательских работ. По вопросу имеются ли сети наружного освещения, имеющие статус бесхозяйных, информирую, что по состоянию на 17.06.2021 года данная информация не подтверждена. При выявлении (установлении) объектов наружного (уличного) освещения, имеющих статус бесхозяйных, администрациями районов города Ростова-на-Дону инициируется процедура принятия объектов в муниципальную собственность, как бесхозяйных, согласно регламенту, утвержденному постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 25.04.2019 года № 336 «Об утверждении Положения о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества». Распоряжением ДКСиПР от 31.05.2021 года № 2121 создана рабочая группа по обследованию территорий не обеспеченных наружным уличным) освещением в городе Ростове-на-Дону, в которую включены, в том числе специалисты МКУ «УКС», Департамента ЖКХ и энергетики, МКП «Ростгорсвет», Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону, МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону».

Согласно письму Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону от 19.04.2018 года № 59-62-1388/18 Муниципальным казенным предприятием «Ростгорсвет» до настоящего времени проведено техническое обследование 140 объектов. В связи с большим объемом работ, необходимых для благоустройства города Ростова-на-Дону искусственным освещением, предприятием предложено разделить сформированный «(Перечень объектов для проектирования и строительства сетей наружного (уличного) освещения на территории города Ростова-на-Дону на 2018 год и последующие годы» на два этапа (2018/1 и 2018/2). В процессе проведенного технического обследования Муниципальным казенным предприятием «Ростгорсвет» на первом этапе определен адресный перечень - 2018/1 по строительству сетей наружного (уличного) освещения на территории муниципального образования «Город Ростов-на-Дону» на 2018 год и последующие годы, в который вошли объекты «первой очереди» согласно обращений, поступивших от приемной Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, Губернатора Ростовской области и наказов избирателей. Большинство объектов в адресном перечне - 2018/1 находятся на особом контроле Губернатора Ростовской области, а именно объекты, расположенные по ул. Мильчакова и ул. Стабильная. Определение адресного перечня - 2018/2 по строительству сетей наружного освещения на территории муниципального образования «Город Ростов-на-Дону» на 2018 год и последующие годы, планируется завершить в срок до 01.06.2018 года.

Установлено, что в соответствии с указанным письмом Департаментом координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону, Департаментом ЖКХ и энергетики, МКУ «Управления капитального строительства города Ростова-на-Дону и МКП «Ростгорсвет» согласован адресный перечень – 2018/1 по строительству сетей наружного (уличного) освещения на 2018 год и последующие годы, в который вошли 95 объектов «первой очереди», в частности подпунктом 13 перечня – объект «Строительство сетей наружного освещения по ул. Шаповалова от ул. Алейникова до ул. Прогулочной».

Доводы ответчиков и третьих лиц сводятся к отсутствию финансирования мероприятий, направленных на обеспечение стационарного электрического освещения автомобильной дороги по ул. Шаповалова в г. Ростове-на-Дону от ул. Алейникова до ул. Прогулочная.

Понятие «организация», используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг.

При этом положения статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», прямо отсылающие к отраслевому законодательству, предполагают лишь определенную степень участия городских округов в реализации соответствующих публичных задач и не ограничивают органы местного самоуправления в определении оптимальных вариантов их решения, в частности с учетом существующих финансовых возможностей муниципального образования.

При этом, выбранная ответчиком и третьими лицами позиция защиты по делу, в части строительства новых сетей наружного освещения на территории г. Ростова-на-Дону, в том числе в рамках подпрограммы № А «Строительство и реконструкция сетей наружного освещения» муниципальной программы «Развитие ЖКХ и энергетики, улучшение экологической обстановки и благоустройство г. Ростова-на-Дону», утвержденной Постановлением Администрации г. Роства-на-Дону от 28.12.2018 года № 1379, не является единственным способом реализации их полномочий, предусмотренных в том числе п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Иная позиция бы свидетельствовала, о вмешательстве прокурора в судебном порядке в самостоятельные полномочия органов местного самоуправления в бюджетной сфере, на понуждение администрации города к самостоятельному распределению бюджета города, касающегося выделения вне бюджетной сметы лимитов бюджетных обязательств.

Следует отметить, что исковые требования прокурора не направлены на изменение или совершенствование механизма формирования местного бюджета, бюджетной сметы и выделение лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального Закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер по его предупреждению.

Согласно п. «д» ст.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Непринятие мер по организации уличного освещения может повлиять на рост совершения противоправных и уголовных деяний, в том числе террористического характера, создает предпосылки для роста количества дорожно-транспортных происшествий, нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по улицам населенных пунктов г. Ростова-на-Дону в ночное время.

Прокурор, заявляя требования в рамках избранного способа судебной защиты, предполагающего восстановление прав неопределенного круга лиц посредством возложения обязанности на ответчиков обеспечить освещение проезжей части участков дорог, оставил путь реализации указанных полномочий на усмотрения ответчиков, так как органы местного самоуправления и судебной власти самостоятельны и не вправе вмешиваться в компетенцию друг друга.

Анализируя изложенное, суд приходит к однозначному выводу, что в нарушение норм действующего законодательства, ответчик надлежащим образом не организовал уличное освещение на вверенных территориях.

Вместе с тем, суд считает возможным установить разумный срок исполнения решения суда - в течение одного года со дня вступления решения в законную силу, что соответствует ст. 206 ГПК РФ, при этом ответчик не лишен в последующем воспользоваться правом отсрочки или рассрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Ростова-на-Дону удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить стационарное электрическое освещение автомобильной дороги по ул. Шаповалова в г. Ростове-на-Дону от ул. Алейникова до ул. Прогулочная.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2021 года.

Судья