дело №2-2578/2022
УИД: 23RS0003-01-2022-004004-59
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город-курорт Анапа "04" октября 2022 года
Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Аулова А.А.
при секретаре Засеевой О.В.
с участием: истца Гагась И.И.
представителя ответчика - администрации муниципального образования город-курорт Анапа Афисова В.В., действующего на основании доверенности №103-07-5/22 от 10 января 2022 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гагась И. И.ча, Гагась М. С., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Г.Г.И., к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании заключения об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина Российской Федерации в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений, незаконным, о признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛ:
Гагась И.И., Гагась М.С., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Г. Г.И., обратились в суд с иском к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании заключения об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина Российской Федерации в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений, незаконным, о признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, сославшись на то, что Гагась И.И. принадлежат на праве собственности жилой дом с кадастровым номером №, площадью 93,1 кв.м., 1988 года постройки, и земельный участок с кадастровым номером №, площадью 900 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> В указанном жилом доме зарегистрированы по месту жительства и проживают: он, его супруга Гагась М.С. и их несовершеннолетний сын Г. Г.И. Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа №2213 от 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа введен режим "чрезвычайная ситуация" в результате ухудшения погодных условий (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках). Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа №2227 от 17 августа 2021 года утвержден Порядок оказания единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа, который устанавливает процедуру и условия помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 приведенных Правил граждане Российской Федерации, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, имеют право на единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей на каждого пострадавшего человека; единовременную финансовую помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости из расчета: за частично утраченное имущество первой необходимости – 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100 000 рублей на человека.
В обоснование заявленных исковых требований истцы ссылаются, что в ходе комиссионного осмотра указанного жилого дома и земельного участка было установлено, что в результате ухудшения погодных условий (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) в августе 2021 года на территории города-курорта Анапа были нарушены условия жизнедеятельности его и членов его семьи, выразившееся в затоплении погреба и септика подвального помещения и нарушении санитарно-эпидемиологического благополучия пострадавшего, однако в выводах заключения от 21 августа 2021 года был сделан противоположный вывод о том, что факт нарушения условий жизнедеятельности Гагась И.И. и членов его семьи не нашел своего подтверждения. После чего был получен ответ управления гражданской обороны и защиты населения администрации муниципального образования город-курорт Анапа №13-08-168 от 15 сентября 2021 года об отказе в предоставлении единовременной материальной и финансовой помощи. В связи с чем истцы обратились в суд с настоящими исковыми требованиями и просят признать незаконным заключение об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности граждан Российской Федерации в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа, признать право Гагась И.И., Гагась М.С. и их несовершеннолетнего сына Г. Г.И. на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с чрезвычайной ситуацией на территории муниципального образования город-курорт Анапа 13 августа 2021 года в установленном законом порядке в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа №2227 от 17 августа 2021 года "Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа".
Истец Гагась И.И., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Г. Г.И., в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал и пояснил, что в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа, был затоплен погреб и септик во дворе домовладения по адресу: <адрес>, где проживает он, его супруга и их несовершеннолетний сын, что нашло свое отражение в составленном заключении от 21 августа 2021 года, однако при этом было указано на отсутствие нарушений условий жизнедеятельности его и членов его семьи, между тем, централизованная канализация в жилом доме отсутствует, в связи с чем затопление септика не могло не сказаться на жизнедеятельности его семьи, поскольку они фактически были лишены возможности пользоваться канализацией.
Истец Гагась М.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Г. Г.И., в судебное заседание не явилась, представила в адрес суда заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, в связи с чем суд в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие указанного лица.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования город-курорт Анапа Афисов В.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по доводам, изложенным в возражениях, ранее представленных в адрес суда, согласно которых в соответствии с актом комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа от 21 августа 2021 года было установлено, что имущество первой необходимости по адресу: <адрес> не утрачено. С указанным актом истец был ознакомлен и не оспаривал сведения, отраженные в нем. Согласно заключения об установлении факта нарушения жизнедеятельности гражданина Российской Федерации в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа, от 21 августа 2021 года характер нарушения условий жизнедеятельности истцов не нарушен, затоплен погреб, в также септик во дворе. С указанным заключением истец также был ознакомлен и не оспаривал сведения, отраженные в нем. Между тем, погреб не является жилым помещением. Копия указанного акта была получена истцом 31 августа 2021 года. При этом достоверных и допустимых доказательств недействительности акта истцом не представлено, также не представлено доказательств, что комиссией не в полном объеме было указано поврежденное имущество. Согласно сообщения управления гражданской обороны и защиты населения администрации муниципального образования город-курорт Анапа №13-08-168/21 от 15 сентября 2021 года по результатам комиссионного осмотра межведомственной комиссии с участием истца Гагась И.И. нарушений условий жизнедеятельности и частичной или полной утраты имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации по месту жительства истца в доме по адресу: <адрес> не выявлено, в связи с чем основания для предоставления материальной и (или) финансовой помощи отсутствуют. Между тем, для признания судом ненормативного правового акта или решения незаконным необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств, а, именно, несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя. Кроме того, истцами пропущен установленный законом срок для обжалования указанных акта и заключения, что также в соответствии со ст.219 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, в связи с чем просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - управления гражданской обороны и защиты населения администрации муниципального образования город-курорт Анапа в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, представил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем суд в соответствии с ч.ч.3,5 ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя указанного лица.
В отзыве, представленном в адрес суда, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - управления гражданской обороны и защиты населения администрации муниципального образования город-курорт Анапа заявленные исковые требования не поддержал, сославшись на то, что методические рекомендации по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных МЧС России 03 октября 2014 года №2-4-87-24-7, не могут применяться в данном споре. Чрезвычайная ситуация, произошедшая на территории муниципального образования город-курорт Анапа 13 августа 2021 года, вызвана ухудшением погодных условий и комплексом метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках), является чрезвычайной ситуацией муниципального уровня, что нашло отражение в изданном администрацией муниципального образования город-курорт Анапа постановлении 13 августа 2021 года №2213. Выплата материальной и финансовой помощи пострадавшим гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией муниципального уровня осуществляется из резервного фонда администраций, а не из резервного фонда Правительства Российской Федерации. Данная норма подтверждается постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 28 ноября 2012 года №3378 "Об утверждении Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации муниципального образования город-курорт Анапа" (часть 4 пункта 3.3). Кроме того, не обоснована ссылка истцов на пп.3 главы 2 Методических указаний в части включения в списки на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости на основании принятых судебных решений. Данная норма применяется в случаях отсутствия у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение соответствующих видов помощи, а, именно, отсутствие регистрации по месту жительства. В данном случае у истцов сохранились и не утрачены при чрезвычайной ситуации документы, подтверждающие их личность и регистрацию по месту жительства, копии которых были приложены при подаче в администрацию заявлений об оказании помощи. Нормы постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года №1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного бонд Правительства Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера, осуществления, компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" также невозможно применять к спорным правоотношениям, так как они не регулируют порядок оказания помощи из местного бюджета органа местного самоуправления. Приказ МЧС России от 30 декабря 2011 года №795 "Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт" в самом наименование предполагает его применение в случае возникновения чрезвычайной ситуации на опасном объекте. Пункты 2 и 3 указанного Порядка о подтверждении факта нарушения условий жизнедеятельности применяются в связи с авариями на опасном объекте (например, атомная, электрическая станция и т.д.). Федеральным законом от 21 июля 1997 года №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатация опасных производственных объектов, он направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. В настоящем споре чрезвычайная ситуация отнесена к категории природного, а не техногенного характера, опасных объектах не затронуто. Причинами возникновения чрезвычайной ситуации явилось ухудшение погодных условий и комплекс метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках), что отражено в постановлении администрации от 13 августа 2021 года №2213, следовательно, нормы, перечисленные в правовых актах федерального уровня, и подзаконные акты, принятые в их развитие, неприменимы к возникшему спору. В целях оказания помощи пострадавшим гражданам администрацией муниципального образования город-курорт Анапа издано постановление от 14 августа 2021 года №2214 "О принятии мер по установлению и фиксации последствий чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа", которым утвержден состав межведомственной комиссии для комиссионного обследования жилых помещений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. По заявке истцов рабочей группой межведомственной комиссии 21 августа 2021 года, организовано обследование объектов по адресу: <адрес> по результатам которого были оформлены и утверждены: акт комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа, и заключение по установлению факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина Российской Федерации в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня, воды, в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа, фототаблица. Согласно выводам межведомственной комиссии, зафиксированным в указанных документах, в результате воздействия поражающих факторов, источника чрезвычайной ситуации условия жизнедеятельности граждан: Гагась И.И., Гагась М.С. и их несовершеннолетнего сына Г. Г.И. не нарушены. В жилые помещения по вышеуказанному адресу вода не зашла, оказался подтопленным погреб под гаражом, отдельно стоящим от жилого дома, а также затоплен септик. В связи с тем, что вода в жилые помещения не зашла, имущество первой необходимости не пострадало и не утрачено. Истец Гагась И.И. лично ознакомился под роспись с результатами и выводами межведомственной комиссии, замечаний и возражений не высказал и не указал. 23 августа 2021 года Гагась И.И., Гагась М.С. обратились в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с заявлениями об оказании им и их несовершеннолетнему сыну Г. Г.И. единовременной материальной помощи. Заявления об оказании единовременной финансовой помощи в связи о утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом метеорологических явлений (сильный дождь,. ливень, повышение уровня воды в реках), заявители в администрацию не подавали, так как по результатам обследования данный факт не был подтвержден. Таким образом, у администрации муниципального образования город-курорт Анапа отсутствуют основания для назначения Гагась И.И., Гагась М.С. и их несовершеннолетнему сыну Г. Г.И. соответствующих видов помощи в связи с тем, что факт нарушения условий жизнедеятельности граждан в жилом доме по адресу: <адрес> в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации не выявлен. Истцами не представлены доказательства для подтверждения требований о признании акта комиссионного обследования и заключения недействительными. При этом не могут быть признаны незаконными оба документа, возможно признание недействительными отдельных положений, в части, оговоренной истцами, в случае представления соответствующих доказательств. Согласно п.3 Порядка оказания единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город- курорт Анапа, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 17 августа 2021 года (с изменениями от 25 августа 2021 года №2277, от 8 сентября 2021 года №2415) утрата имущества первой необходимости может быть признана частичной (не менее 3-х предметов) или полной (10 предметов согласно перечню, указанному в акте комиссионного обследования), но основной критерий - нахождение указанного имущества в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации. Между тем, истцы ссылаются на нахождение воды не в жилом помещении, а в погребе. Акт комиссионного обследования по вышеуказанному адрес содержит информацию об отсутствии пострадавшего имущества, напротив каждого из 10 наименований предметов первой необходимости указан отрицательный вывод - "нет", "не утрачено". В случае признания незаконными акта комиссионного обследования и заключения, составленных по вышеуказанному адресу с участием Гагась И.И., и не подтверждения факта утраты имущества первой необходимости частичной или полной невозможно определить право на оказание единовременной финансовой помощи каждому пострадавшему, соответственно, 50 000 рублей или 10 000 тысяч рублей, следовательно, будут отсутствовать правовые основания для назначения и выплаты соответствующих сумм единовременной финансовой помощи согласно пункта 3 Порядка.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Анапа в судебное заседание не явился, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя, в связи с чем суд в соответствии с ч.ч.3,5 ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя указанного лица.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования, подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ).
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Законом Краснодарского края от 22 марта 2017 года №3597-КЗ установлены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, к числу которых согласно статье 1 названного закона отнесены граждане, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Краснодарском крае, то есть граждане Российской Федерации, которым в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия причинен вред здоровью или материальный ущерб.
Согласно статьи 1 приведенного закона органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по формированию и утверждению списков граждан Российской Федерации: пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение единовременной материальной помощи; пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение единовременной финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости; пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости.
Согласно пункта 2 Порядка оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 декабря 2016 года №1022 "Об оказании мер социальной поддержки гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края" (далее - Порядок) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации (далее - пострадавшие граждане), имеют право на:
1) единовременную материальную помощь в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей на каждого пострадавшего человека;
2) единовременную финансовую помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 000 (сто тысяч) рублей на человека). Предоставление пострадавшим гражданам единовременной материальной и (или) единовременной финансовой помощи, предусмотренной настоящим пунктом, осуществляется однократно.
В соответствии с пунктом 3 предоставление пострадавшим гражданам Российской Федерации (далее - граждане) единовременной материальной помощи осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Предоставление пострадавшим гражданам единовременной финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Краснодарского края следует, что проживающие на территории Краснодарского края граждане Российской Федерации имеют право на меры социальной поддержки при причинении ущерба их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок, условия, виды и размер компенсаций и социальных гарантий (мер социальной поддержки) для граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, устанавливаются в том числе законодательством данного субъекта Российской Федерации.
К числу мер социальной поддержки, предоставляемым гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Краснодарского края, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, а имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено, относятся единовременные денежные выплаты: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
Как следует из материалов дела, Гагась И.И. на праве собственности принадлежат жилой дом с кадастровым номером №, площадью 93,1кв.м., и земельный участок с кадастровым номером №, площадью 900 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 13 февраля 2020 года.
Согласно свидетельства о рождении серия №, выданного ДД.ММ.ГГГГ года отделом ЗАГС города-курорта Анапа управления ЗАГС Краснодарского края, ДД.ММ.ГГГГ года родился Г. Г.И., отцом которой является Гагась И.И., матерью – Гагась М.С.
Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа №2213 от 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация" в связи с ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа.
Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа №2214 от 14 августа 2021 года с целью принятия мер по установлению и фиксации последствий чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа созданы рабочие группы межведомственной комиссии для комиссионного обследования жилых помещений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, составления актов обследования, фототаблиц и заключений.
Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа №2227 от 17 августа 2021 года утвержден порядок оказания единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа, в которое впоследствии внесены изменения, в соответствии с которыми нарушение условий жизнедеятельности в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации в виде подтопления (затопления) отнесено к жилым помещениям (индивидуальным жилым домам) и (или) цокольного этажа, подвального помещения (подвала), расположенных под жилым помещением (индивидуальным жилым домом).
Как усматривается из акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденного 21 августа 2021 года, в ходе проведения межведомственной комиссией 21 августа 2021 года обследования объектов по месту жительства Гагась И.И., Гагась М.С., несовершеннолетнего Г. Г.И. по адресу: <адрес> факта утраты имущества первой необходимости не установлено.
Как усматривается из заключения об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина Российской Федерации в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденного 21 августа 2021 года, в ходе проведения межведомственной комиссией 21 августа 2021 года обследования объектов по месту жительства Гагась И.И., Гагась М.С., несовершеннолетнего Г. Г.И. по адресу: <адрес> нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия пострадавшего не нарушено, затоплен погреб, уровень воды – 190 см., затоплен септик во дворе. По результатам проведения обследования комиссия пришла к выводу о не подтверждении факта нарушения условий жизнедеятельности Гагась И.И. и членов его семьи.
Гагась И.И., Гагась М.С., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Г. Г.И., обратились в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с заявлениями о включении в списки граждан на оказание единовременной материальной помощи, так как жилое помещение, в котором они проживают, оказалось в зоне чрезвычайной ситуации.
15 сентября 2021 года управлением гражданской обороны и защиты населения администрации муниципального образования город-курорт Гагась И.И., Гагась М.С., действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Г. Г.И., отказано в предоставлении материальной и (или) финансовой помощи, поскольку по результатам комиссионного осмотра, проведенного межведомственной комиссии по месту жительства заявителей по адресу: <адрес>, нарушений жизнедеятельности, частичной или полной утраты имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации не выявлено.
Вместе с тем, как усматривается из технического паспорта жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составленного филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по городу-курорту Анапа по состоянию на 03 августа 2011 года, в жилом доме литер А, 1988 года постройки, канализация автономная.
Согласно пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Аналогичная правовая норма закреплена статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть представлены сторонами. Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч.1 ст.118 Конституции Российской Федерации), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.
В силу пункта 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, в силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Суд, содействуя сторонам в реализации этих прав, осуществляет, в свою очередь, лишь контроль за законностью совершаемых ими распорядительных действий, основывая решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности.
Таким образом, поскольку в жилом доме, в котором проживают истцы: Гагась И.И., Гагась М.С. и их несовершеннолетний сын Г. Г.И., система канализации является автономной – это септик, расположенный во дворе домовладения, то, следовательно, при его затоплении, что отражено в заключении от 21 августа 2021 года, использование канализации является невозможным, при том, что наличие канализации в жилом доме безусловно отнесено к необходимым условиям жизнедеятельности человека, в связи с чем суд приходит к выводу о незаконности заключения об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина Российской Федерации в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа), утвержденного 21 августа 2021 года, в части выводов комиссии о не подтверждении факта нарушений условий жизнедеятельности Гагась И.И. и членов его семьи и, как следствие, о признании за истцами: Гагась И.И., Гагась М.С. и их несовершеннолетним сыном Г. Г.И. права на получение единовременной материальной помощи в установленном законодательством размере в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 17 августа 2021 года №2227 "Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гагась И. И.ча, Гагась М. С., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Г.Г.И., к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании заключения об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина Российской Федерации в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений, незаконным, о признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, - удовлетворить частично.
Признать незаконным заключение об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина Российской Федерации в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа), утвержденное 31 августа 2021 года, в части выводов комиссии о не подтверждении факта нарушений условий жизнедеятельности гражданина Гагась И. И.ча и членов его семьи.
Признать право Гагась И. И.ча, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>Гагась М. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, Г.Г.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты> на оказание единовременной материальной помощи в установленном законодательством размере в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 17 августа 2021 года №2227 "Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение уровня воды в реках) 13 августа 2021 года на территории муниципального образования город-курорт Анапа".
В удовлетворении остальной части исковых требований Гагась И. И.ча, Гагась М. С., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Г.Г.И., к администрации муниципального образования город-курорт Анапа - отказать.
Решение суда является основанием для включения Гагась И. И.ча, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, Гагась М. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>Г.Г.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, в списки граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования город-курорт Анапа 13 августа 2021 года, имеющих право на оказание единовременной материальной помощи, предусмотренной законодательством.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Анапский городской суд.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 10 октября 2022 года