Дело № 2-258/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Бежецкий городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Бойцовой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Лагусевой С.С.,
с участием представителя истца Управления Роспотребнадзора по Тверской области Новиковой Г.В.,
представителя ответчика муниципального унитарного предприятия «Лаптиха-сервис» Щенухина Г.И.,
представителя третьего лица администрации Лаптихинского сельского поселения Бежецкого района Тверской области Козлова А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Тверской области в защиту интересов неопределенного круга потребителей к муниципальному унитарному предприятию «Лаптиха-сервис» Бежецкого района о признании действий по поставке некачественной питьевой воды противоправными, об обязании прекратить данные действия путем поставки воды, соответствующей установленным требованиям, и обязании в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу довести через средства массовой информации до потребителей решение суда,
у с т а н о в и л:
Управление Роспотребнадзора по Тверской области обратилось в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга потребителей к МУП «Лаптиха-сервис» о признании действий по поставке некачественной питьевой воды противоправными, об обязании прекратить такие действия путем поставки воды, соответствующей установленным требованиям, и обязании в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу довести через средства массовой информации до потребителей решение суда. Требования мотивированы следующим. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Бежецком районе при проведении в феврале 2016 г. плановой проверки в отношении муниципального унитарного предприятия «Лаптиха-сервис» Бежецкого района (далее по тексту - МУП «Лаптиха-сервис») установлено, что МУП «Лаптиха-сервис» обеспечивает население д. Лаптиха, д. Сырцевка, д. Введенское, д. Дрюцково Лаптихинского сельского поселения Бежецкого района питьевой водой ненадлежащего качества, т.е. качество воды не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества». МУП «Лаптиха-сервис» как организация, обеспечивающая потребителей коммунальными услугами, в силу закона «О защите прав потребителей» и п.3 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, является исполнителем услуг. Жители д. Лаптиха, д. Сырцевка, д. Введенское, д. Дрюцково Лаптихинского сельского поселения Бежецкого района, пользующиеся или имеющие намерение воспользоваться услугой для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, являются потребителями (абз.3 преамбулы Закона РФ «О защите прав потребителей», п.3 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354). В соответствии с Уставом МУП «Лаптиха-сервис», утвержденным постановлением администрации Лаптихинского сельского поселения Бежецкого района Тверской области №39 от 29.12.2011 г., «п.2.1. предприятие создано в целях решения социальных задач, удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения прибыли; п.2.2. Для достижения целей, указанных в п.2.1 настоящего Устава, предприятие осуществляет в установленном действующим законодательством РФ порядке, следующие виды деятельности (предмет деятельности предприятия): организация в границах поселения водоснабжения, водоотведения; сбор денежных средств с населения за сбор и вывоз мусора, за содержание (техническое обслуживание) и ремонт жилищного фонда и предоставляемые коммунальные услуги; начисление платежей физическим и юридическим лицам за жилищно-коммунальные услуги и осуществление при необходимости перерасчета; оказание коммунальных, жилищных, бытовых услуг юридическим и физическим лицам.» Согласно п.1 ст. 19 ФЗ от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредна по химическому и микробиологическому составам и иметь благоприятные органолептические показатели. С 2015 г. и по настоящее время предприятие проводит обязательный производственный контроль качества подаваемой потребителям Лаптихинского сельского поселения питьевой воды централизованной системы холодного водоснабжения. Предоставлены за 2015 г. протоколы лабораторных исследований воды питьевой централизованного водоснабжения из артскважины д. Лаптиха (протокол №1/7306 от 25.12.2015 г.), из артскважины д. Сырцевка (протокол №4537 от 14.08.2015 г.). Согласно вышеуказанным протоколам исследований, качество питьевой воды в артскважинах д. Сырцевка и д. Лаптиха не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по санитарно-гигиеническим показателям. Превышения допустимых уровней составили: по железу: в питьевой воде источников: артскважина д. Сырцевка - выше ПДК в 6 и более раз: 6,7; артскважина д. Лаптиха - выше ПДК в 3 и более раз: 3,3. Превышения по мутности: в питьевой воде источников: артскважина д. Сырцевка - выше ПДК до 3 раз: 3; артскважина д. Лаптиха - выше ПДК до 2 раз: 1,2. Превышения по запаху в пробах: в питьевой воде источников: артскважина д. Сырцевка - выше ПДК до 2 раз: 1,5. Превышения по привкусу в пробах: в питьевой воде источников: артскважина д. Сырцевка - выше ПДК до 2 раз: 1,5. Нарушается частота отбора проб воды в источниках (д. Дрюцково, д. Введенское) и разводящих сетях МУП «Лаптиха-сервис» д. Сырцевка, д. Введенское, д. Лаптиха, д. Дрюцково, что является нарушением требований п.4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (утв. постановлением Правительства РФ от 6 января 2015 г. № 10), п.3.3 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». В ходе проведения плановой проверки проведен отбор проб воды из централизованных систем холодного питьевого водоснабжения (артскважина д. Лаптиха, д. Сырцевка, д. Введенское и водопроводные сети д. Лаптиха, д. Сырцевка, д. Введенское), почвы в ЗСО артскважин д. Лаптиха, д. Сырцевка, д. Введенское). По результатам лабораторных исследований качество почвы в ЗСО артскважин Лаптиха, д. Введенское соответствует требованиям СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» по санитарно-химическим, микробиологическим, паразитологическим, радиологическим показателям (протокол №1/647 от 29.02.2016 г.; № 1/648 от 29.02.2016 г.). Исследуемые пробы воды источников: артскважина д. Сырцевка, артскважина д. Введенское, артскважина д. Лаптиха и питьевой воды водопроводов: начальная точка, д. Сырцевка, ул. Народная у д. 14, конечная точка, д. Сырцевка, ул. Косарева у д. 9; начальная точка, д. Введенское, д. 22, конечная точка, д. Введенское; начальная точка, д. Лаптиха, ул. Зеленая у д. 9, конечная точка, д. Лаптиха у д. 15, не соответствуют СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (согласно данных экспертного заключения №01/4-21 от 04.03.2016 г. по результатам лабораторных исследований воды подземных источников (протоколы №1/634-636 от 29.02.2016 г.), воды питьевой - централизованное водоснабжение (протоколы №1/637-642 от 29.02.2016 г.); почвы (протокол №1/646 от 29.02.2016 г.). Превышения допустимых уровней составили: по железу: в питьевой воде источников: артскважина д. Сырцевка - выше ПДК в 5 и более раз: 10,17; артскважина д. Введенское - выше ПДК в 5 и более раз: 10,67; артскважина д. Лаптиха - выше ПДК в 5 и более раз: 11,33; в питьевой воде водопровода: начальная точка, д. Сырцевка, ул. Народная у д. 14 - выше ПДК в 5 и более раз: 11,67; конечная точка, д. Сырцевка, ул. Косарева у д. 9 - выше ПДК в 5 и более раз: 11,33; водопровод, начальная точка, д. Введенское, д. 22- выше ПДК в 5 и более раз: 10; конечная точка, д. Введенское, д. 6 - выше ПДК в 5 и более раз: 10; начальная точка, д. Лаптиха, ул. Зеленая у д. 9- выше ПДК в 5 и более раз: 10,33; конечная точка, д. Лаптиха у д. 15 - выше ПДК в 5 и более раз: 10,33. Превышения по мутности: в питьевой воде источников: артскважина д. Сырцевка - выше ПДК до 2 раз: 1,47; артскважина д. Введенское - выше ПДК до 2 раз: 1,2; артскважина д. Лаптиха - выше ПДК до 2 раз: 1,47; в питьевой воде водопровода: водопровод, начальная точка, д. Сырцевка, ул. Народная у д. 14 - выше ПДК в 5 и более раз: 7,33; водопровод, конечная точка, д. Сырцевка, ул. Косарева у д. 9 - выше ПДК в 5 и более раз: 6,4; водопровод, начальная точка, д. Введенское, д. 22 - выше ПДК от 3 до 4 раз: 3,2; конечная точка, д. Введенское, д. 6 - выше ПДК от 4 до 5 раз: 4,93; начальная точка, д. Лаптиха, ул. Зеленая у д. 9 - выше ПДК от 4 до 5 раз: 4,4; конечная точка, д. Лаптиха у д. 15 - выше ПДК в 5 и более раз: 5,87. Превышения по запаху в пробах: в питьевой воде водопровода: водопровод, начальная точка, д. Введенское, д. 22 - выше ПДК до 2 раз: 1,5; конечная точка, д. Введенское, д. 6 - выше ПДК до 2 раз: 1,5; начальная точка, д. Лаптиха, ул. Зеленая у д. 9 - выше ПДК до 2 раз: 1,5; конечная точка, д. Лаптиха у д. 15 - выше ПДК до 2 раз: 1,5. Превышения по привкусув пробах: в питьевой воде источников: артскважина д. Сырцевка - выше ПДК до 2 раз: 1,5; артскважина д. Введенское - выше ПДК до 2 раз: 1,5; артскважина д. Лаптиха - выше ПДК до 2 раз: 1,15; в питьевой воде водопровода: водопровод, начальная точка, д. Сырцевка, ул. Народная у д. 14 - выше ПДК до 2 раз: 1,5; водопровод, конечная точка, д. Сырцевка, ул. Косарева у д. 9 - выше ПДК до 2 раз: 1,5; водопровод, начальная точка, д. Введенское, д. 22 - выше ПДК до 2 раз: 1,5; конечная точка, д. Введенское, д. 6 - выше ПДК до 2 раз: 1,5; начальная точка, д. Лаптиха, ул. Зеленая у д. 9 - выше ПДК до 2 раз: 1,5; конечная точка, д. Лаптиха у д. 15 - выше ПДК до 2 раз: 1,5. Превышения по цветностив пробах: в питьевой воде источников: артскважина д. Сырцевка - выше ПДК до 2 раз: 1,15; артскважина д. Введенское - выше ПДК до 2 раз: 1,15; артскважина д. Лаптиха - выше ПДК до 2 раз: 1,15; в питьевой воде водопровода: водопровод, начальная точка, д. Сырцевка, ул. Народная у д. 14 - выше ПДК до 2 раз: 1,3; водопровод, конечная точка, д. Сырцевка, ул. Косарева у д. 9 - выше ПДК до 2 раз: 1,3; водопровод, начальная точка, д. Введенское, д. 22 - выше ПДК до 2 раз: 1,3; конечная точка, д. Введенское, д. 6 - выше ПДК до 2 раз: 1,15; начальная точка, д. Лаптиха, ул. Зеленая у д. 9 - выше ПДК до 2 раз: 1,3; конечная точка, д. Лаптиха у д. 15 - выше ПДК до 2 раз: 1,3. ОКБ (Неудовлетворительный): в питьевой воде водопровода: конечная точка, д. Введенское, д. 6; начало водопровода (артскважина ул. Колхозная, 1) ул. Колхозная, д.65; конец водопровода (артскважина ул. Дорожная, РТП) ул. Юбилейная, 14; начальная точка, д. Лаптиха, ул. Зеленая у д. 9. По результатам исследований пробы почвы (протокол испытаний №1/642 от 29.02.2016 г.) в зоне санитарной охраны артскважины д. Сырцевка Индекс БГКП превышает нормативную величину в 10 раз, что не допускается по гигиеническим нормативам и по степени эпидемической опасности проба почвы относится к опасной в соответствии с требованиями п. 4.1. СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы». По остальным показателям превышений допустимых уровней в исследуемых пробах почвы по СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы», ГН 2.1.7.2041-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве», ГН 2.1.7.2511-09 «Ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) химических веществ в почве», СП 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности» (НРБ-99/2009) не выявлено (согласно данных экспертного заключения №01/4-21 от 04.03.2016 г. по результатам лабораторных исследований почвы (протокол №1/646 от 29.02.2016 г.)). Артскважина д. Лаптиха обеспечивает централизованно питьевой водой 112 потребителей, артскважина д. Сырцевка обеспечивает централизованно питьевой водой 177 потребителей, артскважина д. Дрюцково обеспечивает централизованно питьевой водой 40 потребителей, артскважина д. Введенское обеспечивает централизованно питьевой водой 36 потребителей. Собственной техники для ликвидации аварийных ситуаций у МУП «Лаптиха-сервис» нет. Привлекается техника других предприятий для устранения аварийных ситуаций на водопроводе. Исходя из соответствующих положений подпункта «в» п.3, подпункта «а» п.31 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, (далее по тексту – Правил предоставления коммунальных услуг), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению – круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. Под «коммунальными услугами» понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений) (п.2 Правил предоставления коммунальных услуг). Под «коммунальными ресурсами» понимается – холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения (п.2 Правил предоставления коммунальных услуг). В соответствии с п.2 раздела I «Холодное водоснабжение» Приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг «Требования к качеству коммунальных услуг» должно обеспечиваться постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01), отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства РФ о техническом регулировании не допускается. При этом согласно п.5 ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» каждый потребитель имеет право на то, чтобы услуги соответствовали по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора. При несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства РФ о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленной суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показателей приборов учета) в соответствии с п.101 Правил. В соответствии с ч.1 ст.23 ФЗ от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям. В соответствии с ч.2 ст.23 ФЗ от 07.12.2011 г. №416-ФЗ органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. В соответствии с ч.4 ст.23 этого Закона питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения. Таким образом, действия ответчика должны соответствовать требованиям нормативных актов, регулирующих порядок предоставления коммунальной услуги населению. В отношении директора МУП «Лаптиха-сервис» Щенухина Г.И. выносилось постановление по делу об административном правонарушении по ст. 6.5 КоАП РФ №78 от 18.03.2016 г. о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в сумме 2000 рублей. Таким образом, нарушая права на круглосуточное бесперебойное обеспечение холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах, а, соответственно, на надлежащие санитарно-гигиенические условия граждан, проживающих в д. Лаптиха, д. Сырцевка, д. Введенское, д. Дрюцково Лаптихинского сельского поселения Бежецкого района, МУП «Лаптиха-сервис» необоснованно нарушаются закрепленные Конституцией РФ права и свободы гражданина, которые являются непосредственно действующими (ст.18). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере (согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ), в какой это необходимо для целей, прямо определенных указанной статьей Основного Закона РФ. Одной из важнейших норм является возможность взыскания вреда, причиненного вследствие недостатков услуги независимо от вины исполнителя, а также независимо от того, состоял ли гражданин в договорных отношениях с исполнителем или нет (ст. 1095 ГК РФ, ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Из этой нормы вытекает важное процессуальное правило: для возмещения ущерба в таких случаях не требуется доказывание вины причинителя вреда. Более того, даже если исполнитель услуги докажет свою невиновность, то и в этом случае он будет нести обязанность возместить потребителю убытки. Данный иск представляет собой требование имущественного характера о признании действий исполнителя услуги холодного водоснабжения для граждан потребителей противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. Эти действия выразились в предоставлении услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества потребителям. Основанием иска в защиту неопределенного круга лиц потребителей являются факты совершения противоправных действий, которые должны быть прекращены. В рассматриваемом случае это факты оказания услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества добросовестным потребителям исполнителем услуги МУП «Лаптиха-сервис». В дальнейшем каждый конкретный потребитель вправе подать иск с требованиями имущественного характера на основании решения суда по иску о защите прав неопределенного круга потребителей. При предъявлении конкретным потребителем материального требования исполнителю о гражданско-правовых последствиях, признанных противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, потребитель освобождается от обязанности доказывать обстоятельства о том, имели ли место эти действия и совершены ли они данными лицами. Лицо, предоставившее услугу холодного водоснабжения ненадлежащего качества добросовестным плательщикам, т.е. совершившее противоправные действия, однозначно определяется по кругу субъектов конкретного потребительского правоотношения, поскольку потребители, в защиту которых был предъявлен иск, для получения услуги холодного водоснабжения надлежащего качества оплачивали ее ответчику. Следовательно, круг рассматриваемого потребительского правоотношения однозначно определен единым и единственным исполнителем - МУП «Лаптиха-сервис», с одной стороны, и гражданами-потребителями, которым была оказана услуга холодного водоснабжения ненадлежащего качества, с другой. Указанное означает, что действия, выразившиеся в обеспечении услугой холодного водоснабжения ненадлежащего качества, по отношению к потребителям не могло совершить иное лицо, кроме ответчика.
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Тверской области Новикова Г.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика МУП «Лаптиха-сервис» Щенухин Г.И. с иском согласился, однако, указал, что у предприятия отсутствуют денежные средства для того, чтобы устранить все нарушения в области подачи питьевой воды населению обсуживаемых ими деревень.
Представитель третьего лица администрации Лаптихинского сельского поселения Бежецкого района Козлов А.Б., признавая исковые требования, ссылался на невозможность их исполнения в виду отсутствия надлежащего финансирования.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Статьей 8Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно абз. 3 п.2 ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с п.1 ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем водоснабжения. Контроль качества» (далее СанПиН 2.1.4.1074-01) питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Пунктом 2 ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Как следует из материалов дела, ответчик МУП «Лаптиха-сервис» является действующим юридическим лицом (л.д. 18-19).
Согласно уставу (л.д.16-17) МУП «Лаптиха-сервис» Бежецкого района создано на основании постановления администрации Лаптихинского сельского поселения Бежецкого района от 21.12.2011 г. №39. Учредителем и собственником данного предприятия является муниципальное образование «Лаптихинское сельское поселение» Бежецкого района. Предприятие - коммерческая организация. В число видов деятельности МУП «Лаптиха-сервис» входит, в том числе организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения.
Установлено и не оспаривается сторонами, что МУП «Лаптиха-сервис» осуществляет поставку питьевой воды для населения деревень Лаптиха, Сырцевка, Введенское и Дрюцково Лаптихинского сельского поселения Бежецкого района.
На основании договора о передаче имущества в хозяйственное ведение от 11.01.2012 г. (л.д.20-21) администрацией Лаптихинского сельского поселения переданы МУП «Лаптиха-сервис» в эксплуатацию объекты согласно прилагаемому перечню, в который входит: артскважина и водопроводные сети д. Дрюцково, артскважина и водопроводные сети д. Сырцевка, артскважина и водопроводные сети д. Лаптиха, артскважина и водопроводные сети д. Введенское.
В силу п. 3.1. указанного договора от 11.01.2012 г. предприятие «Лаптиха-сервис» взяло на себя обязательства: обеспечивать сохранность имущества и содержать его в исправном состоянии, эффективно использовать имущество для решения задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Уставом предприятия, осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества, не допускать ухудшения технического состояния имущества.
Установлено и подтверждается материалами дела, что качество поставляемой МУП «Лаптиха-сервис» питьевой воды через систему водоснабжения потребителям, не соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01. 2.1.4 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Изложенное стороной ответчика не опровергнуто.
Так, согласно акту проверки Управления Роспотребнадзора по Тверской области от 14 марта 2016 г. МУП «Лаптиха-сервис» установлены нарушения предприятием требований действующего законодательства: для артезианских скважин д. Лаптиха, д. Сырцевка, д. Введенское не организована и не спланирована зона санитарной охраны 1 пояса (ЗСО) (п.3.2.1.1 СанПин 2.1.4.1110-02.); в границах 1-ого пояса ЗСО артскважины д. Сырцевка находится территория жилой застройки (п. 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02); для проведения работ по устранению аварийных ситуаций на водопроводных сетях привлекаются лица без медицинских книжек с допуском к данному виду работ, без санитарно-гигиенического обучения, что является нарушением ст. ст. 11, 34, 36 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 г. №302-н «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; в территориальный отдел Роспотребнадзора информация об аварийных ситуациях не передается, что является нарушением ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; нарушается частота отбора пробы воды в источниках (д.Дрюцково, д. Введенское) и разводящих сетях д. Сырцевка, д. Введенское, д. Лаптиха, д. Дрюцково МУП «Лаптиха-сервис» (п.п. 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01, п. 3.3 СП 1.1.1058-01); качество воды источников: артскважина д. Сырцевка, артскважина д. Введенское, артскважина д. Лаптиха и питьевой воды водопроводов: начальная точка - д. Сырцевка, ул. Народная у д. 14, конечная точка - д. Сырцевка, ул. Косарева, у д. 9; начальная точка – д. Введенское, д.22, конечная точка – д. Введенское; начальная точка – д. Лаптиха, ул. Зелена у д.9, конечная точка – д. Лаптиха уд. 15, не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»; проба почвы в зоне санитарной охраны артскважины д.Сырцевка не соответствует требованиям п. 4.1 СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» - индекс БГКП превышет нормативную величину в 10 раз, что не допускается по гигиеническим нормативам и по степени эпидемической опасности проба почвы относится к опасной (л.д.8-11).
Из экспертного заключения по результатам лабораторных исследований воды от 04.03.2016 г. (л.д.12-15) следует: исследуемые пробы воды артскважина д. Сырцевка, артскважина д. Введенское, артскважина д. Лаптиха, питьевой воды водопроводов: начальная точка д. Сырцевка, ул. Народная уд. 14, конечная точка д. Сырцевка, ул. Косарева уд. 9, начальная точка д. Введенское, д.22, конечная точка д. Введенское, д.6, начальная точка д. Лаптиха, ул. Зеленая уд. 9, конечная точка д. Лаптиха уд. 15 не соответствуют СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Исследуемая проба почвы в зоне санитарной охраны артскважины д. Сырцевка не соответствует СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» и относятся к опасной.
Постановлением по делу об административном правонарушении N 78 от 18.03.2016 г. руководитель МУП «Лаптиха-сервис» Щенухин Г.И. был привлечен к административной ответственности по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (л.д. 39-40). Указанное постановление Щенухин Г.И. не обжаловал.
Согласно преамбуле к Закону РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I
"О защите прав потребителей" настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии со ст. ст. 4, 7 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I
"О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасной для жизни и здоровья потребителя, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни, здоровья потребителей окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей являются обязательными и устанавливаются законом. Если предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), исполнитель обязан передать выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим требованиям.
Согласно п.п. «а» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354, исполнитель обязать предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Потребитель же, исходя из положений п.п. «а» п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354, вправе получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Анализируя изложенное в совокупности, суд приходит к выводам о том, что действия муниципального унитарного предприятия «Лаптиха-сервис» Бежецкого района Тверской области, выразившиеся в поставке некачественной питьевой воды, являются противоправными в отношении населения д. Лаптиха, д. Сырцевка, д. Введенское, д. Дрюцково Лаптихинского сельского поселения Бежецкого района в период с 01.08.2015 г. по 30.03.2016 г., в связи с чем суд полагает необходимым обязать муниципальное унитарное предприятие «Лаптиха-сервис» Бежецкого района Тверской области прекратить вышеназванные действия путем поставки населению д. Лаптиха, д. Сырцевка, д. Введенское, д. Дрюцково Лаптихинского сельского поселения Бежецкого района питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества».
Как следует из положений ч. 1 ст. 46 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Таким образом, требования истца об обязании МУП «Лаптиха-сервис» Бежецкого района Тверской области в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу довести его (решение суда) через средства массовой информации до потребителей является законным и обоснованным.
По правилам ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Следовательно, с МУП «Лаптиха-сервис» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Управления Роспотребнадзора по Тверской области в защиту интересов неопределенного круга потребителей к муниципальному унитарному предприятию «Лаптиха-сервис» Бежецкого района о признании действий по поставке некачественной питьевой воды противоправными, об обязании прекратить данные действия путем поставки воды, соответствующей установленным требованиям, и обязании в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу довести через средства массовой информации до потребителей решение суда удовлетворить.
Признать действия муниципального унитарного предприятия «Лаптиха-сервис» Бежецкого района Тверской области, выразившиеся в поставке некачественной питьевой воды, противоправными в отношении населения д. Лаптиха, д. Сырцевка, д. Введенское, д. Дрюцково Лаптихинского сельского поселения Бежецкого района в период с 01.08.2015 г. по 30.03.2016 г.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Лаптиха-сервис» Бежецкого района Тверской области прекратить вышеназванные действия путем поставки населению д. Лаптиха, д. Сырцевка, д. Введенское, д. Дрюцково Лаптихинского сельского поселения Бежецкого района питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества».
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Лаптиха-сервис» Бежецкого района Тверской области в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу довести через средства массовой информации до потребителей решение суда.
Взыскать с МУП «Лаптиха-сервис» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.
Решение в окончательной форме принято 12 апреля 2016 года.
Председательствующий