ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2602/16 от 21.10.2016 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2-2602/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2016 года

Центральный районный суд г.Твери в составе председательствующего судьи Пержуковой Л.В., при секретаре Павловой О.П.,

с участием представителя истца Нестеренко Р.Н., представителей ответчика администрации города Твери Вуйминой И.М., Ковалевой И.И., одновременно действующей в интересах ответчика департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, Снурницына А.Е., одновременно действующего в интересах ответчика департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери, представителя ответчика МУП «Тверьспецавтохозяйство» Борисова О.А., представителя третьего лица администрации Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области Силохиной Е.С., представителя третьего лица администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» Андреевой Ю.А., представителя третьего лица Управления Росприроднадзора по Тверской области Быховца А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Твери, МУП «Тверьспецавтохозяйство», департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, департаменту жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери о возложении обязанностей по организации разработки проекта рекультивации земельного участка, направлении его на государственную экологическую экспертизу, по разработке проекта рекультивации земельного участка, по организации рекультивации земельного участка и проведению рекультивации земельного участка,

у с т а н о в и л:

Тверским межрайонным природоохранным прокурором в интересах неопределенного круга лиц были заявлены исковые требования к администрации города Твери о возложении обязанностей по организации разработки проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, занятого свалкой твердых бытовых отходов, направления его на проведение государственной экологической экспертизы, по организации в соответствии с разработанным проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, проведения рекультивации данного земельного участка; к МУП «Тверьспецавтохозяйство» о возложении обязанностей по разработке проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, занятого свалкой твердых бытовых отходов, направлению его на проведение государственной экологической экспертизы, по проведению в соответствии с разработанным проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, рекультивации данного земельного участка.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Твери (до переименования на основании постановления администрации города Твери от 19 августа 2016 года №1410 – департамент дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери), департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери и департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери.

В судебном заседании 21 октября 2016 года представитель истца заявил об отказе истца от иска к ответчику департаменту дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Твери, отказ был принят судом, и определением суда от 21 октября 2016 года производство по делу в части иска к данному ответчику было прекращено.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом была привлечена администрация Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области.

В обоснование иска указано, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования при размещении свалки твердых бытовых отходов, расположенной на <адрес>. Проверкой установлено, что между администрацией Калининского района Тверской области и МУП «Тверьспецавтохозяйство» 15 апреля 2005 года был заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка из земель промышленности с кадастровым номером по адресу: <адрес>, для использования под полигон твердых бытовых отходов, в границах, указанных в кадастровой карте, общей площадью 187000 кв.м. на срок до 15 марта 2015 года. Собственником имущества МУП «Тверьспецавтохозяйство» является город Тверь. Полномочия собственника имущества предприятия осуществляют администрация города Твери, департамент благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери. В силу ч.1 ст.2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно ч.2 ст.26 названного закона контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами. Решением Заволжского районного суда г.Твери от 01 июня 2007 года были удовлетворены требования прокурора о прекращении эксплуатации свалки твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>. 26 сентября 2015 года прекращен ввоз твердых бытовых отходов на данную свалку, и в настоящее время она не эксплуатируется. Размещение отходов на ней не осуществляется.

В соответствии с п.4 ст.12 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством РФ.

В силу п.6 ч.1 ст.13 ЗК РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Согласно Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 02 ноября 1996 года, рекультивация закрытых полигонов – комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности восстанавливаемых территорий, а также на улучшение окружающей среды. Рекультивацию территории закрытого полигона проводит организация, эксплуатирующая полигон, после получения предварительного разрешения на проведение работ в органах санитарно-эпидемиологического надзора и Минприроды (района, города, области, края) с участием предприятия, выполняющего дальнейшее целевое использование земель. В обязанность МУП «Тверьспецавтохозяйство» и других предприятий по санитарной очистке города входит своевременное проведение рекультивации и передача участка для его дальнейшего целевого использования, технический этап рекультивации проводится самим предприятием. Биологический этап целесообразно проводить специализированными предприятиями коммунального, сельскохозяйственного или лесохозяйственного профиля за счет средств предприятия, проводящего рекультивацию. Для ее проведения разрабатывается проектно-сметная документация.

Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 года №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений, полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. Из пунктов 1,6,9 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении, рациональном использовании природного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды РФ №525 и Роскомзема №67 от 22 декабря 1995 года, следует, что данные Основные положения являются обязательными для исполнения всеми юридическими, должностными и физическими лицами, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов. Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и имеющими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Сроки проведения технического этапа рекультивации определяются органами, предоставляющими землю и давшими разрешение на проведение работ, связанных с крушением почвенного покрова, на основе соответствующих проектных материалов и календарных планов.

Согласно ст.11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является, в том числе проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I-V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I-V классов опасности.

Проект рекультивации свалки был разработан в 2011 году, но до настоящего времени он не утвержден и не реализуется. Рекультивация указанной свалки не проводится. Непринятие мер по рекультивации свалки ТБО влечет к возникновению очагов горения (задымления) отходов, что способствует загрязнению атмосферного воздуха в Калининском районе и в г.Твери, увеличению числа обращений граждан в различные органы власти, росту социального напряжения среди населения. Указанная свалка создает опасность для жизни и здоровья граждан, проживающих на территории г.Твери и Калининского района Тверской области, нарушает их право на благоприятную окружающую среду.

В ходе рассмотрения дела представитель истца иск поддерживал, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении обстоятельства. В письменных объяснениях по существу иска он указывал, что вступившим в законную силу решением Заволжского районного суда г.Твери от 01 июля 2007 года установлено, что администрацией города Твери был организован вывоз и утилизация бытовых и промышленных отходов на указанной свалке. Данная деятельность осуществлялась в целях реализации полномочий органа местного самоуправления, закрепленных в статье 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.43 Устава города Твери. В этих целях постановлением Главы города Твери от 20 апреля 2005 года №795 создано МУП «Тверьспецавтохозяйство». Указанным постановлением и Уставом предприятия к предмету его деятельности отнесено удаление твердых бытовых отходов с территории домовладений, предприятий и организаций, а также содержание и эксплуатация полигонов ТБО. В силу п.1 ст.2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», п.1.4 Устава предприятия собственником предприятия является город Тверь. Полномочия собственника осуществляют администрация города Твери и департамент благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери. Находящиеся на свалке отходы являются имуществом МУП «Тверьспецавтохозяйство» и в результате совершения сделок приобретают статус муниципальной собственности. С учетом изложенного и положений ч.2 ст.26 Закона №161-ФЗ, ст.ст.12,210,218 ГК РФ, ст.60 ЗК РФ, ст.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» представитель истца полагал, что иск подлежит удовлетворению.

Представителем ответчика администрации города Твери были поданы письменные возражения на иск. В них указано, что в силу п.3 ч.1 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Ссылаясь на нормы статей 13,42 ЗК РФ, пункта 1 Постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 года №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 года №525/67, представитель ответчика указывал, что условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Нормами действующего законодательства предусмотрена обязанность владельца нарушенных земель произвести рекультивацию таковых за счет собственных средств. Администрация города не является владельцем земельного участка с кадастровым номером 69:10:000012:0006, на котором расположена свалка твердых коммунальных отходов, действовавшая до 26 сентября 2015 года, и как следствие, обязанности как по разработке проекта рекультивации, так и по самой рекультивации, у нее не имеется. Кроме того, в силу пунктов 4,6 части 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе, по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот. Из смысла действующего законодательства следует, что рекультивация представляет собой снятие плодородного слоя почвы и требует планирования и поэтапного проведения работ в целях восстановления нарушенного состояния компонентов природной среды.

В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной приказом Минстроя России от 02 ноября 1996 года, рекультивация закрытых полигонов проводится по окончании процесса стабилизации закрытых полигонов, представляющего собой процесс упрочнения свалочного грунта, достижения им постоянной устойчивого состояния. Сроки процесса стабилизации для средней климатической зоны составляют от 2 до 10 лет. Закрытие полигона для приема ТБО осуществляется после отсыпки его на проектную отметку, установленную заданием, на высоконагружаемых полигонах со сроком эксплуатации не менее 5 лет допускается превышение проектной отметки на 10 процентов. Таким образом, организация рекультивации земельного участка без проведения процесса стабилизации противоречит нормам действующего законодательства.

Решением Заволжского районного суда г.Твери от 01 июня 2007 года были частично удовлетворены требования Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к МУП «Тверьспецавтохозяйство» и администрации города Твери, направленные на организацию работ по прекращению эксплуатации данной свалки. В удовлетворении требований прокурора об обязании провести рекультивацию земельного участка, занятого свалкой ТБО, и организации рекультивации земельного участка, занятого свалкой ТБО, было отказано. При этом исковые требования были основаны как и в настоящем иске, на нормах ЗК РФ, Федерального закона от 24 июня 1998 года №98-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 года №10. Обстоятельства, установленные этим решением суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Кроме того, в силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Такие иски подлежат удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником либо лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или иное законное владение. Также такой иск подлежит удовлетворению, если истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Учитывая изложенное, требования прокурора не основаны на нормах закона и выходят за пределы его полномочий.

Обоснование иска положениями Федерального закона от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» представитель ответчика считает неверным. Так, согласно части 2 статьи 7 названного Федерального закона муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам муниципального предприятия. Права администрации города, как собственника имущества муниципального унитарного предприятия, определены статьей 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ, при этом полномочий по руководству деятельностью предприятия и определению основных направлений его деятельности в законе не содержится. С учетом изложенного и положений статьи 56 ГК РФ администрация г.Твери, будучи собственником имущества МУП «Тверьспецавтохозяйство», в силу закона не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятия и не отвечает по его обязательствам, в том числе не может организовать рекультивацию земельного участка, занятого свалкой ТБО.

Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума ВАС РФ №8 от 01 июля 1996 года (ред. от 23 июня 2015 года) «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», при разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия (часть вторая пункта 3 статьи 56), суд должен учитывать, что указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями. К числу лиц, на которые может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам признанного несостоятельным (банкротом) юридического лица, относятся в частности, лицо, имеющее в собственности или доверительном правлении контрольный пакет акций акционерного общества, собственник имущества унитарного предприятия, давший обязательные для него указания, и т.п.

В данном случае МУП «Тверьспецавтохозяйство» не признано несостоятельным (банкротом), администрацией города Твери обязательные указания, которые могли бы привести к несостоятельности (банкротству), предприятию не давались.

С учетом изложенного обязанности, которые прокурор просит возложить на администрацию города Твери, выходят за пределы полномочий и прав администрации города Твери как собственника муниципального предприятия МУП «Тверьспецавтохозяйство».

Представленное в суд постановление главы администрации Михайловского сельского поселения от 12 октября 2016 года об установлении использования земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000012:6 вынесено за пределами его полномочий, поскольку публичных слушаний по данному вопросу не проводилось, соответственно, данное доказательство является недопустимым.

Представителем ответчика департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери также были поданы письменные возражения против иска по тем же основаниям, что и возражения администрации города Твери, которые были поддержаны им в ходе рассмотрения дела.

Представитель ответчика департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери в обоснование своих возражений по существу иска исходил из позиции, изложенной стороной ответчика – администрации города Твери.

Представителем ответчика МУП «Тверьспецавтохозяйство» были поданы письменные возражения на иск, согласно которым данный ответчик полагает, что в ходе подготовки полигона к рекультивации должны быть полностью прекращены все процессы горения и тления материала тела полигона. Рекультивация свалки производится после затухания процессов в теле полигона. Выводы истца о том, что непринятие мер по рекультивации свалки ТБО влечет к возникновению очагов горения (задымления) отходов не состоятельны.

Выводы истца о том, что свалка создает опасность для жизни и здоровья граждан, проживающих на территории г.Твери и Калининского района Тверской области и нарушает их право на благоприятную окружающую среду, также не соответствуют действительности. На тушение очагов возгорания затрачены значительные средства в сумме 3931263 руб. С 04 мая 2016 года жалоб и обращений граждан по факту горения свалки не поступало. Прекращение производства по делу об административном правонарушении в отношении данного ответчика свидетельствует о том, что на момент обращения прокурора с иском в суд и до настоящего времени свалка не создает опасности для жизни и здоровья граждан, проживающих на территории г.Твери и Калининского района Тверской области, не нарушает их права на благоприятную окружающую среду.

Согласно Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 года №525/67, условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного, покрова на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Сроки проведения технического этапа рекультивации определяются органами, предоставляющими землю и давшими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе соответствующих проектных материалов и календарных планов. Решением Заволжского районного суда г.Твери от 01 июня 2007 года установлено, что требования прокурора о проведении рекультивации земельного участка, занятого свалкой ТБО, и организации рекультивации земельного участка, занятого свалкой, не подлежат удовлетворению, поскольку прокурор, не являясь собственником земельного участка, не наделен полномочиями на обращение в суд с данными требованиями. Данное решение для настоящего дела носит преюдициальный характер. С учетом положений статьи 304 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. С учетом изложенного иск прокурора не основан на нормах закона и вышел за пределы полномочий органов прокуратуры.

В судебном заседании, поддерживая позиции представителей ответчиков администрации города Твери, департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери, представитель ответчика МУП «Тверьспецавтохозяйство» ссылался на данные письменные возражения, полагал, что до того времени, пока администрация Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области не разрешит вопрос о дальнейшем целевом использовании данного земельного участка, начать доработку имеющегося проекта рекультивации либо разработку нового проекта рекультивации не представляется возможным, поэтому считал, что иск предъявлен в суд преждевременно.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» Андреева Ю.А. поддерживала иск прокурора, полагая, что он подлежит удовлетворению.

Представитель третьего лица администрации Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области Силохина Е.С. в ходе рассмотрения дела поддерживала иск прокурора, поясняя суду, что глава администрации Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области в своем постановлении от 12 октября 2016 года №634, постановил использовать земельный участок с кадастровым номером для строительства промышленных предприятий малого и среднего бизнеса. Публичных слушаний по вопросу изменения целевого назначения данного земельного участка пока не проведено. 12 октября 2016 года в адрес администрации города Твери и МУП «Тверьспецавтохозяйство» данным третьим лицом направлено письмо, которым до сведения адресатов доведено, что в соответствии с Генеральным планом развития Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, а также выше названным постановлением данный земельный участок запланирован к использованию для строительства промышленных предприятий малого и среднего бизнеса.

Представитель третьего лица ТУ Росимущества в Тверской области, извещенного надлежащим образом о месте и времени разбирательства дела, в судебное заседание не явился, в ходе рассмотрения дела оставлял разрешение данного спора на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Тверской области в судебном заседании поддерживал заявленные прокурором требования.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Тверской области, извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, письменно просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 42 Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане имеют право на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которых не оказывают вредного воздействия на человека.

Из положений части 2 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что размещение отходов производства и потребления является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду.

В силу части 1 статьи 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду предусмотрено ч.1 ст.45 ГПК РФ.

Согласно части 1 статьи 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В силу части 2 данной статьи собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по охране земель, в том числе защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Частями 5,6 статьи 13 ЗК РФ предусмотрено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 39.25 ЗК РФ в случае, если использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений на использование земель или земельных участков привело к порче либо уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель или земельных участков, лица, которые пользовались такими землями или земельными участками, обязаны:

1) привести такие земли или земельные участки в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием;

2) выполнить необходимые работы по рекультивации таких земель или земельных участков.

В силу ч.2 ст.11 ЗК РФ и ч.2 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, собственность на которые не разграничена.

Согласно выписке из ЕГРП по состоянию на 12 октября 2016 года право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, поименованный как земельный участок под полигон твердых бытовых отходов, отнесенный к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения, площадью 187000 км., не зарегистрировано, соответственно, он относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

Судом установлено, что указанный выше земельный участок 15 апреля 2005 года был передан в аренду ответчику МУП «Тверьспецавтохозяйство» для использования в целях: под полигон твердых бытовых отходов сроком с 15 марта 2005 года по 15 марта 2015 года. По истечении срока договора и до настоящего времени земельный участок арендодателю, полномочиями которого в настоящее время наделена администрация Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, арендатором не возвращен.

Судом установлено, что Заволжским районным судом г.Твери 01 июня 2007 года было принято решение о прекращении с 01 июля 2010 года эксплуатации указанной выше свалки ТБО, запрещении с 01 июля 2010 года администрации города Твери организации вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов на данной свалке.

На основании указанного решения суда и приказа руководителя МУП «Тверьспецавтохозяйство» от 17 сентября 2015 года №81 с 26 сентября 2015 года эксплуатация данной свалки прекращена.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов установлены частью 3 статьи 39 названного Федерального закона, в соответствии с которыми вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

В соответствии со ст. 22 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из положений статей 10 и 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что строительство, реконструкция, консервация, ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, проектной документации указанных объектов. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 года №525/67 во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года № 140 утверждены Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы) (далее - Основные положения).

Согласно пункту 3 Основных положений рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

Рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Из пункта 5 Основных положений следует, что земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов, подлежат рекультивации.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка (п. 6 Основных положений).

Из изложенных выше правовых норм и установленных обстоятельств следует, что земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, занятый свалкой твердых бытовых отходов, эксплуатация которой в настоящее время прекращена, подлежит рекультивации, а обязанности по разработке проекта рекультивации, направлению его на экспертизу и проведению рекультивации в соответствии с данным проектом в силу выше проанализированных положений закона лежат на МУП «Тверьспецавтохозяйство».

Судом установлено, что на день судебного разбирательства рекультивация занятого свалкой земельного участка не произведена, проект рекультивации не разработан. Доказательств принятия ответчиком МУП «Тверьспецавтохозяйство» должных мер заботливости и осмотрительности, каковые по характеру обязательств по разработке проекта рекультивации и ее проведению требовались от данного предприятия, суду не представлено.

02 ноября 1996 года Министерством строительства Российской Федерации была утверждена Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, содержащая основные положения, которые следует строго соблюдать при проектировании эксплуатации и рекультивации полигонов для обеспечения санитарных и экологических требований эффективного использования земельных участков.

Согласно пункту 3.3 данной Инструкции направления рекультивации определяют дальнейшее целевое использование рекультивируемой территории в народном хозяйстве.

В силу пункта 3.7 Инструкции рекультивация полигона выполняется в два этапа: технологический и биологический. Технический этап рекультивации включает исследования состояния свалочного тела и его воздействия на окружающую природную среду, подготовку территории полигона к последующему целевому использованию. Биологический этап рекультивации включает мероприятия по восстановлению территории закрытых полигонов для их дальнейшего целевого использования в народном хозяйстве.

Из пункта 3.9 Инструкции следует, что рекультивацию закрытого полигона проводит организация эксплуатирующая полигон, в ее обязанность входит своевременное проведение рекультивации и передача земельного участка для его дальнейшего использования.

Для проведения рекультивации разрабатывается проектно-сметная документация (п.3.10 Инструкции). В числе основных исходных данных для проведения рекультивации в пункте 3.11 Инструкции указано предполагаемое использование территории в дальнейшем.

Ссылки данного ответчика на невозможность начала разработки проекта рекультивации либо доработки имеющегося проекта по причине неразрешения администрацией Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области вопроса о дальнейшем целевом использовании данного земельного участка судом во внимание не приняты.

За период, прошедший с сентября 2015 года, МУП «Тверьспецавтохозяйство», зная о своей обязанности по разработке проекта рекультивации и проведению рекультивации земельного участка, бездействуя, не обращалось по данному вопросу к администрации Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, равно как не совершало иных действий, направленных на разработку проекта рекультивации и ее проведению.

Согласно пункту 9 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении, рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N525/67, сроки проведения технического этапа рекультивации определяются органами, предоставившими землю и давшими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе соответствующих проектных материалов и календарных планов.

При этом на момент рассмотрения дела в суде инстанции проект рекультивации, равно как и согласование его с арендодателем, ответчиком МУП «Тверьспецавтохозяйство» не представлены.

В соответствии с частями 1,5 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Таким образом, основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами.

В силу пункта 3 статьи 9 перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Согласно статье 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.

В силу пункта 3 статьи 8 названного Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится, в том числе и организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно п.24 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно пунктам 15 и 27 Устава города Твери, принятого Решением Тверской городской Думы от 23 июня 2005 года №68 «О принятии Устава города Твери», к вопросам местного значения относится и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Законом Тверской области от 31 марта 2016 года №22-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов» органы местного самоуправления Тверской области наделены отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.

В силу пункта 20 статьи 46 Устава и пунктов 19,20 статьи 48 Устава администрация города Твери участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Судом установлено, что в целях реализации данных полномочий, а также в целях повышения эффективности использования муниципального имущества, улучшения состояния городской инфраструктуры на основании постановления Главы города Твери от 20 апреля 2004 года №795 «О создании МУП «Тверьспецавтохозяйство» было создано МУП «Тверьспецавтохозяйство».

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решение о создании унитарного предприятия (п.п.1); определяет цели, предмет, виды его деятельности (п.п.2); определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия (п.п.3); утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия (п.п.9); утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия, контролирует их выполнение (п.п.12); дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в отношении которых имеется заинтересованность, и иных сделок (п.п.15).

В силу пункта 3 статьи 23 названного закона решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника унитарного предприятия.

Согласно пункту 2.2 Устава МУП «Тверьспецавтохозяйство» к предмету его деятельности среди прочего отнесены: строительство, реконструкция, модернизация действующих полигонов по сбору, хранению, переработке бытовых отходов, удаление твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с территорий домовладений, предприятий, организаций, иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

В силу пункта 1.4 Устава МУП «Тверьспецавтохозяйство» (в редакции, утвержденной постановлением администрации города Твери от 26 июня 2015 года №910) собственником имущества предприятия является город Тверь. Полномочия собственника имущества предприятия осуществляют администрация города Твери, департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери.

Согласно пункту 1.9 Устава МУП «Тверьспецавтохозяйство» (предприятие) подотчетно администрации города Твери, структурным подразделениям администрации города Твери, осуществляющим полномочия собственника имущества предприятия в соответствии с настоящим уставом, должностным лицам администрации города, на которых возложена координация и регулирование деятельности в отрасли, соответствующей деятельности предприятия.

В соответствии с пунктом 1.8 Устава и п.6 ст.113 ГК РФ МУП «Тверьспецавтохозяйство» отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Собственник имущества унитарного предприятия за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия (абз.3 п.6 ст.113 ГК РФ).

Согласно разделу IV Устава «Организация деятельности предприятия», в частности, пункту 4.2, МУП «Тверьспецавтохозяйство» планирует свою деятельность в порядке, установленном правовыми актами органов местного самоуправления города Твери. Оно обязано обеспечить целевое использование закрепленного за ним имущества и выделенных средств (п.4.5 Устава).

В силу пункта 4.1 Устава предприятие строит свои отношения с другими организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров, соглашений, контрактов. Предприятие свободно в выборе предмета и содержания договоров и обязательств, любых форм хозяйственной взаимоотношений, которые не противоречат законодательству Российской Федерации и настоящему уставу.

Согласно п.5.6.1 Устава администрация города Твери определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия (п.п.5); утверждает показатели экономической эффективности деятельности предприятия, контролирует их выполнение; утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты предприятия (п.п.10).

Пунктом 5.6.2 Устава предусмотрено, что департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери согласовывает совершение МУП «Тверьспецавтохозяйство» крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением основных средств, относящихся к движимому имуществу (п.п.4); осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, принадлежащего предприятию (п.п.2).

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери в силу п.5.6.3 Устава организует работу по составлению, утверждению и установлению показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в порядке, установленном правовыми актами органов местного самоуправления города Твери; дает согласие в случаях, предусмотренных федеральным законом, на совершение крупных сделок, в том числе сделок по приобретению или отчуждению материально-производственных запасов, и иных сделок, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности предприятий, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность; проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Вышеприведенные пункты Устава, положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» позволяют суду сделать вывод и об удовлетворении иска в части возложения на администрацию города и ее структурные подразделения, участвующие в деле в качестве соответчиков, обязанности по организации (координации, упорядочиванию и оптимизации деятельности МУП «Тверьспецавтохозяйство» для достижения конкретной цели) разработки проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> занятого свалкой твердых бытовых отходов, направлении его на проведение государственной экологической экспертизы, организации в соответствии с разработанным проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, проведения рекультивации данного земельного участка.

Ссылки ответчика МУП «Тверьспецавтохозяйство» на отсутствие с его стороны нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства как на самостоятельное основание к отказу в иске, судом во внимание не приняты.

Действительно, 30 мая 2016 года Управлением Роспотребнадзора по Тверской области в связи с отсутствием события правонарушения было прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, возбужденном в отношении МУП «Тверьспецавтохозяйство», поскольку при проведении административного расследования нарушений санитарного законодательства, предусмотренных ст.6.3 КоАП РФ, в содержании городской свалки ТБО, расположенной на <адрес>, не установлено.

Вместе с тем, размещение отходов производства и потребления само по себе является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду, поэтому с учетом положений п.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда окружающей среде и, как следствие, нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, являются достаточным поводом для обращения в суд с настоящим иском и для исключения вредоносности свалки путем вынесения судебного решения. Избранный прокурором способ защиты гражданских прав неопределенного круга лиц является одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренных статьей 12 ГК РФ.

Доводы ответчиков о том, что прокурор, предъявляя настоящий иск в суд, вышел за пределы предоставленных ему законом полномочий, суд находит несостоятельными.

Так, на основании пункта4 статьи27, пункта3 статьи35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью1статьи45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, иск подан прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в компетенцию органа, наделенного в отношении занятого свалкой земельного участка полномочиями собственника.

Учитывая изложенное, предъявленный прокурором иск подлежит удовлетворению.

В силу п.19 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков, от уплаты госпошлины освобождены.

На основании ч.1 ст.98 ГПК РФ с ответчика МУП «Тверьспецавтохозяйство» в доход муниципального образования город Тверь надлежит взыскать госпошлину в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст.196-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию города Твери, департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери и департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери организовать разработку проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, занятого свалкой твердых бытовых отходов, направление его на проведение государственной экологической экспертизы, организовать в соответствии с разработанным проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, проведение рекультивации данного земельного участка.

Обязать МУП «Тверьспецавтохозяйство» разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, занятого свалкой твердых бытовых отходов, направить его на проведение государственной экологической экспертизы, в соответствии с разработанным проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, провести рекультивацию данного земельного участка.

Взыскать с МУП «Тверьспецавтохозяйство» госпошлину по делу в бюджет муниципального образования город Тверь 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий