УИД 19RS0002-01-2023-003730-80 Дело № 2-318/2024 (2-2635/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2024 года г. Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Малиновской М.С.,
при секретаре Ворошиловой М.С.,
с участием истца Шаровой Н.Ю.,
представителя ответчика ООО «АЭРОСИТИ-2000» Царёва Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаровой Н.Ю. к Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОСИТИ-2000» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Шарова Н.Ю. обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОСИТИ-2000» (далее – ООО «АЭРОСИТИ-2000», Общество), просит расторгнуть договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) по жилому дому, расположенному по адресу: ***; аннулировать задолженность Шаровой Н.Ю. перед Обществом за вывоз ТКО по указанному адресу по лицевому счету 33175 в размере 10 433 руб. 72 коп.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ***, автоматически была присоединена к публичному договору на оказание услуг ответчиком по вывозу ТКО. Однако за весь период действия договора ответчиком ни разу не была оказана истцу услуга по вывозу мусора, заявки игнорируются, на телефонные звонки ответчик не отвечает. Истец была вынуждена заключить договор от *** с лицензированным перевозчиком ***, который исправно исполняет ее заявки по вывозу мусора. Ответчик, действуя недобросовестно, начислил истцу задолженность в размере 10 433 руб., не оказав ни разу услуги по вывозке мусора. *** истец обратилась к ответчику с заявлением о расторжении договора, однако письмом от *** истцу было отказано.
В судебном заседании истец Шарова Н.Ю. требования поддержала по вышеизложенным основаниям, пояснила, что она не пользуется услугами ответчика, однако ей всё равно приходят счета на оплату. Проживая в частном секторе, истец имеет личный бак для накопления мусора, содержимое которого четыре раза в год вывозит иная организация. Заявок на вывоз мусора ООО «АЭРОСИТИ-2000» она не оставляла, поскольку дозвониться до них невозможно.
Представитель ООО «АЭРОСИТИ-2000» Царёв Е.В., действующий на основании доверенности, представил письменный отзыв на исковое заявление, в удовлетворении иска просил отказать, в обоснование своей позиции указал, что Общество является региональным оператором по обращению с ТКО и осуществляет свою деятельность на территории Территориальной зоны № 1-5 Республики Хакасия, в том числе в *** по месту жительства истца. Общество оказывает услугу на основании типового договора, который опубликован на официальном сайте ООО «АЭРОСИТИ-2000» и на сайте Минприроды Хакасии. На основании указанного договора Общество обязано вывозить ТКО с мест их накопления. Создание мест накопления ТКО относится к компетенции администрации муниципального образования и в обязанности Общества не входит. Расположенный у дома истца контейнер не является местом накопления ТКО, поэтому Общество не обязано осуществлять вывоз ТКО.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Шарова Н.Ю. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ***
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Частью 5 ст. 30 ЖК РФ установлено, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
Согласно п. 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
В силу подп. «в» п. 148(11) Правил № 354 региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, за исключением периода времени, в течение которого собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и такой договор не расторгнут.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (пункт 1 статьи 24.7).
Пунктом 4 ст. 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
Из содержания п. 8(4) раздела I(1) Правил № 1156 следует, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с абзацами 3, 4 п. 8(17) раздела I(1) Правил № 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) раздела I(1) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора (п. 8(19) Правил № 1156).
На основании пункта 8(17) указанных Правил № 1156 в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил № 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
Из приведенных положений следует, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Такой договор является публичным для регионального оператора по обращению с ТКО. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В соответствии с Соглашением № 2 от 19.07.2018 об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Хакасия, заключенным с Министерством природных ресурсов и экологии на территории Республики Хакасия, ООО «АЭРОСИТИ-2000» с 01.01.2019 является региональным оператором по обращению с ТКО и осуществляет свою деятельность в пределах Территориальной зоны № 2 Республики Хакасия, в которую входит г. Черногорск. Срок действия Соглашения – по 18.08.2028.
Типовой договор на оказание услуги по обращению с ТКО опубликован в сети «Интернет» на сайте ООО «АЭРОСИТИ-2000» (http://19.aerocity-2000.ru/index.php./aerocity/fizicheskim-litsam/tipovoj-dogovor) и на сайте Минприроды Хакасии.
Доказательств того, что после опубликования публичного договора истец представила к нему возражения, в материалах дела не имеется, истец на такие обстоятельства не ссылается.
Согласно информации Минприроды Хакасии от ********* Министерством издан приказ № 010-499-пр о лишении ООО «АЭРОСИТИ-2000» статуса регионального оператора по обращению с ТКО на территориальной зоне № 2 Республики Хакасия, при этом в соответствии с п. 11 постановления Правительства Республики Хакасия от 20.07.2023 № 577 «Об утверждении Порядка лишения юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Хакасия» в случае лишения юридического лица статуса регионального оператора в соответствии с Порядком такое юридическое лицо обязано исполнять обязанности регионального оператора до дня, определенного соглашением, заключенным Министерством с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора либо заключенным на срок, не превышающий одного года, в порядке, установленном Министерством, без проведения конкурсного отбора.
*** Шарова Н.Ю. обратилась с заявлением к директору филиала ООО «АЭРОСИТИ-2000» о расторжении договора с региональным оператором, поскольку не пользовалась его услугами по вывозу мусора.
*** в адрес Шаровой Н.Ю. направлен ответ филиала ООО «АЭРОСИТИ-2000», в котором разъяснялось, что типовой договор на оказание услуг по обращению ТКО является публичным, расторжение такого договора с действующим региональным оператором не предусмотрено законодательством.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как обращение с ТКО, применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
При этом отсутствие заключенного письменного договора с региональным оператором не освобождает потребителя (собственника жилого помещения/домовладения) от оплаты оказанных услуг, которые подлежат оплате с даты начала оказания услуг региональным оператором.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 10.2 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлено, что настоящий договор может быть расторгнут до окончания срока его действия по соглашению сторон или в случаях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
Заявленное истцом требование о расторжении договора на оказание коммунальной услуги по вывозу ТКО не подлежит удовлетворению, поскольку истцом не доказано наличие каких-либо обстоятельств, которые в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации могли бы являться основаниями для расторжения договора по инициативе одной из его сторон.
Согласие на расторжение договора его второй стороной – ответчиком ООО «АЭРОСИТИ-2000» не выражено.
В силу положений пункта 7 Правил № 1156 отсутствие заключенного между Шаровой Н.Ю. и ответчиком в письменной форме договора не исключает обязанность истца в предусмотренном законом порядке производить оплату услуг Общества по обращению с ТКО.
Пунктом 148(45) Правил № 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов.
Установление факта предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими, установленную продолжительность, осуществляется в порядке, предусмотренном разделом Х указанных Правил, согласно которому при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет (письменно или устно) об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем. Сообщение потребителя подлежит обязательной регистрации. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя неизвестны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. По окончании проверки составляется акт проверки (пункты 104, 105, 106, 108, 109 Правил № 354).
В адрес регионального оператора сообщения о некачественном оказании услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами от Шаровой Н.Ю. не поступали, проверки факта нарушения качества коммунальной услуги по адресу: *** не проводились, соответствующие акты не составлялись.
Наличие заключенного ответчиком *** договора на оказание услуг по вывозу твердых отходов с ***., имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, не свидетельствует об исполнении собственником обязанности, предусмотренной ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, поскольку на территории Республики Хакасия определен региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым является ООО «АЭРОСИТИ-2000», и услуга по обращению с ТКО оказывается им с *** на всей территории, входящей в зону его деятельности. Кроме того, не представлено доказательств фактического исполнения заключенного истцом договора с ***
Исполнение обязанности региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами связывается с созданным местом накопления твердых коммунальных отходов, сведения о котором содержатся в территориальной схеме.
По смыслу положений Правил № 1156 при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами местоположение контейнерной площадки по конкретному договору следует определять в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Обязанность собственников твердых коммунальных отходов осуществлять складирование таких отходов в местах накопления не ставится законодателем в зависимость от удаленности контейнерной площадки от конкретного индивидуального жилого дома. Неиспользование потребителями таких мест (площадок) не указывает на неоказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно взаимосвязанным положениям ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах
Таким образом, региональный оператор не несет ответственность за решение органа местного самоуправления в отношении установленных им мест размещения соответствующих площадок накопления твердых коммунальных отходов, поскольку в его обязанности в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание таких мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Доказательств того, что в спорный период ООО «АЭРОСИТИ-2000» не оказывало услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и ответчик не имела возможности ими пользоваться, суду не представлено.
Кроме того, то обстоятельство, что рядом с жилым домом истца отсутствует контейнерная площадка и фактически услуги по обращению с ТКО ответчиком не оказываются, является несостоятельной. Истец не лишена возможности обратиться к ответчику с требованием о проведении перерасчета за период отсутствия либо некачественного предоставления услуги по обращению с ТКО в порядке, установленном Правилами № 354.
Довод истца относительно того, что она не нуждается в услуге ответчика по обращению с ТКО, поскольку данную услугу выполняет иная организация, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут быть приняты во внимание судом, поскольку у потребителя собственника жилого дома или части жилого дома есть самостоятельная обязанность обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором. Данная обязанность предусмотрена ч. 5 ст. 30 ЖК РФ и регламентирована в вышеуказанных Правилах обращения с ТКО.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований к ООО «АЭРОСИТИ-2000» о расторжении договора, аннулировании образовавшейся задолженности по адресу: ***.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Шаровой Н.Ю. (паспорт ***) к Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОСИТИ-2000» (ОГРН 1027739386993) о защите прав потребителя отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.С. Малиновская
Мотивированное решение составлено 19.02.2024.