ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2781/202130 от 30.09.2021 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2-2781/2021 30 сентября 2021 года

29RS0014-01-2021-005522-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Александрова А.А.

при секретаре Кузнецовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску заместителя Архангельского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Архангельский речной порт» о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Архангельского транспортного прокурора обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Архангельский речной порт» (далее – общество, АО «Архангельский речной порт») с исковым заявлением о понуждении устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о транспортной безопасности Архангельской транспортной прокуратурой выявлены нарушения требований о транспортной безопасности. Так, ст.8 Федерального закона от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон «О транспортной безопасности») определено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта устанавливаются Правительством Российской Федерации, которые являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры. В развитие данной нормы п.9 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 12 апреля 2010 года №87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» определено, что в случаях, определенных требованиями по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, утвержденными в соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона №16-ФЗ, в установленные данными требованиями сроки проводится дополнительная оценка уязвимости. Согласно подп. 4, 15, 16, 17 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08 октября 2020 года №1638, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для проведения категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного ст. 6 Закона, а также полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, установленных в порядке, определяемом Министерством транспорта Российской Федерации; незамедлительно информировать Федеральное агентство морского и речного транспорта о переходе к субъекту транспортной инфраструктуры права собственности на объект транспортной инфраструктуры или переходе права на его использование на ином законном основании от иного субъекта транспортной инфраструктуры, а также о планируемых изменениях конструктивных или технических элементов, технологических процессов на объекте транспортной инфраструктуры, приводящих к изменению установленной категории объекта транспортной инфраструктуры и (или) плана объекта транспортной инфраструктуры; при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев с даты возникновения таких изменений; при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры, приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры категории или изменению утвержденного плана объекта транспортной инфраструктуры, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся произошедших изменений, и представление на утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с даты возникновения таких изменений или с даты получения уведомления об изменении присвоенной категории объекта транспортной инфраструктуры; при переходе к субъекту транспортной инфраструктуры права собственности на объект транспортной инфраструктуры или переходе права его использования на ином законном основании от иного субъекта транспортной инфраструктуры обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление на утверждение в установленном порядке ее результатов (при наличии у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденных результатов ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и его согласии с этими утвержденными результатами обеспечить внесение в них соответствующих изменений); на основании утвержденных результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры с учетом произошедших изменений представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта изменения в план объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры. Истцом установлено в ходе проверки, что по объекту транспортной инфраструктуры «Причал пассажирский АО «Архангельский речной порт» присвоена 3 категория, реестровый номер РНО-0001069, о чем 20.09.2016 получено уведомление Росморречфлота. Дополнительная оценка уязвимости утверждена 07.12.2016. Указанное свидетельствует о том, что общество является субъектом транспортной инфраструктуры. С учетом изложенного ответчик был обязан в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1638, а именно до 25.01.2021 провести дополнительную оценку уязвимости. В связи с названным истец просит обязать АО «Архангельский речной порт» обеспечить проведение оценки уязвимости и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости, разработать план транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры Причал пассажирский АО «Архангельский речной порт» (реестровый номер РНО-0001069) в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года №1638 в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал по основаниям, аналогичным изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании с предъявленными требования согласилась, просила увеличить срок до 12 месяцев.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя, в том числе тоннели, эстакады, мосты; порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения; расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения, в том числе гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, за исключением подводных сооружений (включая скважины); аэродромы и аэропорты; определяемые Правительством Российской Федерации участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение; здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функционирование, используемые федеральными органами исполнительной власти в области транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями, а также объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В ст.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» дано определение понятие «транспортная безопасность» как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Согласно п.3 ст. 4 названного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.

В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» обеспечение состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства названный Федеральный закон возлагает на субъекты транспортной инфраструктуры.

Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе: оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требовании по обеспечению транспортной безопасности (ч.1 п.п. 3,5,6 ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности»). В силу п.1 ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

В соответствии с п.9 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 12 апреля 2010 года №87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» определено, что в случаях, определенных требованиями по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, утвержденными в соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона №16-ФЗ, в установленные данными требованиями сроки проводится дополнительная оценка уязвимости.

Согласно п. 7.2 ст. 1 вышеуказанного закона, силы обеспечения транспортной безопасности лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.

Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08 октября 2020 года №1638, применяются в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры: морских терминалов; портов, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 7.3 части 1 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности»; судоходных гидротехнических сооружений; расположенных во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружений, в том числе гибко или стационарно закрепленных в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, за исключением подводных сооружений (включая скважины); участков внутренних водных путей, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющиеся объектами транспортной инфраструктуры, определяемые Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом и не отнесенные в соответствии с частью 5 статьи 6 Закона к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию.

Согласно подп. 4, 15, 16, 17 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08 октября 2020 года №1638, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для проведения категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного ст. 6 Закона, а также полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, установленных в порядке, определяемом Министерством транспорта Российской Федерации; незамедлительно информировать Федеральное агентство морского и речного транспорта о переходе к субъекту транспортной инфраструктуры права собственности на объект транспортной инфраструктуры или переходе права на его использование на ином законном основании от иного субъекта транспортной инфраструктуры, а также о планируемых изменениях конструктивных или технических элементов, технологических процессов на объекте транспортной инфраструктуры, приводящих к изменению установленной категории объекта транспортной инфраструктуры и (или) плана объекта транспортной инфраструктуры; при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев с даты возникновения таких изменений; при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры, приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры категории или изменению утвержденного плана объекта транспортной инфраструктуры, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся произошедших изменений, и представление на утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с даты возникновения таких изменений или с даты получения уведомления об изменении присвоенной категории объекта транспортной инфраструктуры; при переходе к субъекту транспортной инфраструктуры права собственности на объект транспортной инфраструктуры или переходе права его использования на ином законном основании от иного субъекта транспортной инфраструктуры обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление на утверждение в установленном порядке ее результатов (при наличии у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденных результатов ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и его согласии с этими утвержденными результатами обеспечить внесение в них соответствующих изменений); на основании утвержденных результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры с учетом произошедших изменений представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта изменения в план объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры. Как следует из материалов дела, Архангельской транспортной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности в деятельности АО «Архангельский речной порт», являющегося субъектом транспортной инфраструктуры, в ходе которой было установлено, что вышеуказанные требования в АО «Архангельский речной порт» должным образом не исполняются.

Так, в ходе контрольных мероприятий истцом было установлено, что не проведена дополнительная оценка уязвимости и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости, не разработан план транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры Причал пассажирский АО «Архангельский речной порт» (реестровый номер РНО-0001069) в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года №1638.

Изложенные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, а также сведениями, содержащимися в письменных материалах дела, и ответчиком по правилам ст.ст. 12, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнуты.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требованиями действующего законодательства предусмотрена обязанность АО «Архангельский речной порт», как субъекта транспортной инфраструктуры, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости, разработать план транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры Причал пассажирский АО «Архангельский речной порт» (реестровый номер РНО-0001069) в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года №1638, в связи с чем полагает, что требования заместителя прокурора правомерны и подлежат удовлетворению.

При этом суд учитывает, что несоблюдение требований транспортной безопасности может привести к возможному совершению актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, что создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, тогда как их безопасность гарантирована Конституцией Российской Федерации и находится под защитой государства.

Принимая во внимание, что устранение выявленных выше нарушений требует определенных финансовых затрат, значительного объема времени, суд, исходя из принципа разумности и учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, полагает установить срок исполнения решения суда – один год со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать акционерное общество «Архангельский речной порт» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости, а также разработать и утвердить план транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры Причал пассажирский АО «Архангельский речной порт» (реестровый номер РНО-0001069) в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года №1638.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А.Александров