ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2782/18 от 26.06.2018 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело №2-2782/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Козлова И.И.,

при секретаре судебного заседания Шутовой Е.В.,

с участием старшего помощника прокурора – Р.Ю., представителя ответчика – К.В., представителя третьего лица – В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 июня 2018 года в г. Волгограде гражданское дело по исковому заявлению прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к Союзу организаций профсоюзов «Волгоградский областной Совет профессиональных союзов» о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Краснооктябрьского района г.Волгограда обратился в суд с иском к Союзу организаций профсоюзов «Волгоградский областной Совет профессиональных союзов» (далее – Облсовпроф), заявив вышеуказанные требования. Исковое заявление мотивировано тем, что в период с 05.04.2018 года по 12.04.2018 года прокуратурой с привлечением сотрудников ОНД и ПР по Дзержинскому, Краснооктябрьскому и Тракторозаводскому районам ОНД и ПР по г. Волгограду УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности ответчика при эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности здания Дворца спорта, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, ..., в ходе которого выявлен целый ряд нарушений указанного законодательства, зафиксированных в акте проверки, утвержденном 16.04.2018 года.

При этом в здании Дворца спорта проводятся культурно-развлекательные мероприятия (концерты), третьим лицам предоставляются помещения для осуществления торгово-выставочной деятельности, в ходе которой неопределенному кругу лиц (потребителей) производится реализация непродовольственных товаров и продуктов питания.

На основании изложенного, указывая, что допущенные нарушения могут служить основанием для возникновения чрезвычайных ситуаций в виде пожара, что, в свою очередь, может повлечь уничтожение имущества, поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан – посетителей Дворца спорта, способствовать негативным последствиям от возможных террористических актов в рассматриваемом здании, ссылаясь на положения ФЗ «О пожарной безопасности», ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ФЗ «О противодействии терроризму», первоначально просил обязать Облсовпроф устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно:

заключить договоры на техническое обслуживание и плановопредупредительный ремонт внутреннего противопожарного водопровода, системы противодымной защиты и наружного противопожарного водоснабжения;

провести проверку работоспособности системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системы противодымной защиты здания с оформлением соответствующих актов проверки;

провести проверку работоспособности внутреннего противопожарного водоснабжения на водоотдачу с составлением соответствующего акта;

оборудовать помещения зрительного зала автоматической установкой пожаротушения;

привести в работоспособное (исправное) состояние автоматическую установку спринклерного пожаротушения;

привести в работоспособное (исправное) состояние управление системой противодымной защиты;

провести огнезащитную обработку строительных конструкций, инженерного оборудования здания;

провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя;

разблокировать оба выхода из зрительного зала (с правой стороны) путем демонтажа гипсокартонных конструкций;

установить двери эвакуационных выходов 11 ф и 12 ф, ведущие непосредственно наружу, открывающимися по ходу эвакуации;

демонтировать перегородку, препятствующую эксплуатации эвакуационных путей и выходов 11 ф и 12 ф, ведущих из зрительного зала (с левой стороны);

демонтировать пластиковую конструкцию, возведенную в холле 1-го этажа (левая сторона), препятствующую свободной эвакуации как из поэтажного коридора 1-го этажа, так и при спуске по лестничному маршу со второго этажа (с левой стороны);

оборудовать двери эвакуационных выходов из зрительного зала и эвакуационные двери, ведущие непосредственно наружу, запорами, обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; укомплектовать пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода (ПК 11, 16) рукавом и стволом;

доукомплектовать здание первичными средствами пожаротушения согласно установленным нормам;

завести журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей;

оборудовать двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров 1, 2, 3 этажей на лестничные клетки административной части здания устройствами для их самозакрывания;

оснастить объект защиты в целях тушения фальшфейеров 10 огнетушителями и 10 покрывалами для изоляции очага возгорания, либо 20 покрывалами для изоляции очага возгорания, либо 20 огнетушителями;

провести практические тренировки лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте (проводится не реже 1 раза в полугодие);

разместить на путях эвакуации знаки пожарной безопасности;

устранить эксплуатацию в помещениях кинопроекторной, подвала, светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными их конструкцией;

установить противопожарные (с нормируемым пределом огнестойкости) двери и люки, через которые осуществляется выход на чердак;

установить противопожарную (с нормируемым пределом огнестойкости) дверь в помещение вентиляционной камеры, расположенной в правой части административной части здания;

устранить хранение на чердаке, в техническом этаже (над кинопроекторной) мебели и других сгораемых предметов;

демонтировать на запасном эвакуационном выходе, с обратной стороны здания, вращающийся турникет и металлическую конструкцию, препятствующие свободной эвакуации людей;

устранить заужение путей эвакуации при двухстороннем открывании дверей в коридор, расположенный на 2-м этаже административной части здания;

запретить использование кабинета №... в качестве склада;

оборудовать помещение, в котором на момент проверки размещался общий холл лазерного клуба «Катюша» автоматической установкой пожарной сигнализации;

запретить хранение под лестничным маршем, ведущим в помещения, занимаемые лазерным клубом «Катюша» мебели, различного оборудования и других предметов;

предоставить документы на отделочную продукцию путей эвакуации, а также на тканевое полотно, размещенное на потолке в помещениях лазерного клуба «Катюша», а при отсутствии таких документов произвести демонтаж не соответствующих требованиям пожарной безопасности отделочных материалов;

устранить эксплуатацию во всех помещениях лазерного клуба «Катюша» светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными их конструкцией;

оборудовать на дверях эвакуационных выходов во всех помещениях лазерного клуба «Катюша» запорами, обеспечивающими возможность их свободного открывания изнутри без ключа;

устранить заужение путей эвакуации из подвального помещения (со стороны служебного входа в здание), используемого для размещения «Лаборатория лазер»;

устранить эксплуатацию во всех помещениях «Лаборатории лазер» светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными их конструкцией;

оборудовать на дверях эвакуационных выходов во всех помещениях «Лаборатория лазер» запорами, обеспечивающими возможность их свободного открывания изнутри без ключа;

предоставить документы на отделочную продукцию путей эвакуации, а также на тканевое полотно, размещенное на потолке в помещениях «Лаборатория лазер», а при отсутствии таких документов произвести демонтаж не соответствующих требованиям пожарной безопасности отделочных материалов.

Поскольку в ходе судебного разбирательства ответчик устранил некоторые нарушения, прокурор отказался от части исковых требований, производство по которым было прекращено.

В окончательной редакции прокурор просит обязать ответчика устранить следующие нарушения правил пожарной безопасности:

- заключить договоры на техническое обслуживание и плановопредупредительный ремонт внутреннего противопожарного водопровода, системы противодымной защиты и наружного противопожарного водоснабжения;

- провести проверку работоспособности системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системы противодымной защиты здания с оформлением соответствующих актов проверки;

- провести проверку работоспособности внутреннего противопожарного водоснабжения на водоотдачу с составлением соответствующего акта;

- оборудовать помещения зрительного зала автоматической установкой пожаротушения;

- привести в работоспособное (исправное) состояние автоматическую установку спринклерного пожаротушения;

- привести в работоспособное (исправное) состояние управление системой противодымной защиты;

- провести огнезащитную обработку строительных конструкций, инженерного оборудования здания;

- провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя;

- разблокировать оба выхода из зрительного зала (с правой стороны) путем демонтажа гипсокартонных конструкций;

- демонтировать перегородку, препятствующую эксплуатации эвакуационных путей и выходов 11 фи 12 ф, ведущих из зрительного зала (с левой стороны);

- оборудовать двери эвакуационных выходов из зрительного зала и эвакуационные двери, ведущие непосредственно наружу, запорами, обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа;

- доукомплектовать здание первичными средствами пожаротушения согласно установленным нормам;

- завести журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей;

- оборудовать двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров 1,2,3 этажей на лестничные клетки административной части здания устройствами для их самозакрывания;

- оснастить объект защиты в целях тушения фальшфейеров 10 огнетушителями и 10 покрывалами для изоляции очага возгорания, либо 20 покрывалами для изоляции очага возгорания, либо 20 огнетушителями;

- провести практические тренировки лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте (проводится не реже 1 раза в полугодие);

- разместить на путях эвакуации знаки пожарной безопасности;

- установить противопожарные (с нормируемым пределом огнестойкости) двери и люки, через которые осуществляется выход на чердак;

- установить противопожарную (с нормируемым пределом огнестойкости) дверь в помещение вентиляционной камеры, расположенной в правой части административной части здания;

- запретить использование кабинета №... в качестве склада;

- оборудовать на дверях эвакуационных выходов во всех помещениях лазерного клуба «Катюша» запорами, обеспечивающими возможность их свободного открывания изнутри без ключа;

- оборудовать на дверях эвакуационных выходов во всех помещениях «Лаборатория лазер» запорами, обеспечивающими возможность их свободного открывания изнутри без ключа.

Кроме того, прокурором заявлено требование о запрете Союзу организаций профсоюзов «Волгоградский областной совет профессиональных союзов» использовать здание и помещения Дворца спорта профсоюзов, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, ..., для проведения культурно-развлекательных, спортивных, выставочных и торговых мероприятий, мероприятий с массовым участием граждан, также передавать их в аренду и пользование третьим лицам до устранения нарушений правил пожарной безопасности. В указанной части прокурор просит обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании старший помощник прокурора Р.Ю. поддержал уточненные исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме. Решение в части запрета на эксплуатацию здания Дворца спорта просил привести к немедленному исполнению. Пояснил, что допущенные при эксплуатации Дворца спорта нарушения правил пожарной безопасности являются существенными, исключающими его эксплуатацию, которая может поставить под угрозу сохранность имущества, жизнь и здоровье граждан.

В судебном заседании представитель ответчика К.В., действующая на основании доверенности, не оспаривала факта наличия нарушений, отраженных в уточненных исковых требований. Пояснила, что в настоящее время проводятся активные мероприятия по устранению допущенных нарушений. Однако в связи с тем, что данные меры требуют существенных материальных затрат, их реализация займет определенное время. Также указала, что ответчик не намерен проводить какие-либо мероприятия с массовым участием людей в помещениях Дворца спорта. Между тем, полагала, что полный запрет на эксплуатацию здания с приведением решения к немедленному исполнению является чрезмерной мерой, которая несоразмерно затрагивает имущественные интересы ответчика.

В судебном заседании представитель третьего лица ГУ МЧС России по Волгоградской области В.С. поддержал доводы и требования прокурора. Пояснил, что в настоящее время в здании Дворца спорта централизованные системы оповещения и пожаротушения находятся в неисправном состоянии. В этой связи отметил, что использование любых помещений в здании, если такое будет допущено, будет осуществляться при грубом нарушении требований пожарной безопасности.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы иска, возражений на него, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Статья 45 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации наделяет прокурора правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Закона №69-ФЗ) организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно ст. 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В силу п. 15 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон №13-ФЗ) под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Статьей 5 Закона №123-ФЗ предписано, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Согласно ст. 6 Закона №123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации возлагает бремя содержания имущества на собственника, если иное не предусмотрено законом или договором.

Судом установлено, что Союзу организаций профсоюзов «Волгоградский областной Совет профессиональных союзов» (далее – Облсовпроф) принадлежит на праве собственности нежилое кирпичное здание Дворца спорта (литера «А»), общей площадью 17 011,5 кв.м, расположенное по адресу: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, ....

Из материалов дела следует, и не оспаривается ответчиком, что данное здание подпадает под вышеприведенное понятие «объект защиты», а, следовательно, оно должно иметь систему обеспечения пожарной безопасности, отвечающую требованиям, установленным в ст. 6 Закона №123-ФЗ.

Между тем, в период времени с 05.04.2018 года по 16.04.2018 года прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда с привлечением сотрудников ОНД и ПР по Дзержинскому, Краснооктябрьскому и Тракторозаводскому районам ОНД и ПР по г. Волгограду УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности Облсовпрофа, в ходе которой были выявлены нарушения требований Закона №69-ФЗ и Закона №123-ФЗ, выразившиеся в непринятии надлежащих мер по обеспечению пожарной безопасности Дворца спорта.

Результаты проверки, выявленные нарушения отражены в Информации от 12.04.2018 года №..., предоставленной сотрудником ГУ МЧС России по Волгоградской области, участвовавшим в проверке (л.д. 23-27), и Акте проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности от 15.04.2018 года (л.д. ...).

Выводы, содержащиеся в названных документах, виды и перечень зафиксированных нарушений ответчиком не оспаривались.

В ходе судебного разбирательства, в связи с заявлением ответчика о частичном устранении ряда нарушений пожарной безопасности, 19.06.2018 года прокуратурой совместно с сотрудниками территориального подразделения МЧС России было проведено повторное совместное выездное обследование в задании и помещениях Дворца спорта, в ходе которого было установлено устранение некоторых нарушений.

Между тем, нарушения пожарной безопасности, указанные в заявлении об уточнении исковых требований (л.д. 99-106), на момент рассмотрения дела не устранены, что ответчиком также не отрицается.

Таким образом, уточненные исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении на Облсовпроф обязанности устранить нарушения пожарной безопасности являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Разрешая исковые требования прокурора о запрете на использование здания Дворца спорта, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

При таких данных, для разрешения вопроса о приостановлении деятельности юридически важным обстоятельством является установление факта опасности в осуществлении той деятельности, которая подлежит приостановлению либо запрещению.

В рамках рассмотрения настоящего дела судом установлено, что принадлежащее ответчику здание Дворца спорта эксплуатируется с такими нарушениями требований пожарной безопасности (неисправность централизованной системы оповещения и фактическое отсутствие системы пожаротушения), которые в случае возникновения пожара способны привести к увеличению масштабов его распространения, размера причиненного ущерба и возможного количества пострадавших.

Таким образом, характер тех нарушений противопожарной безопасности, которые были установлены в деятельности Облсовпрофа, непосредственно свидетельствует о наличии опасности причинения вреда в будущем в результате продолжения эксплуатации Дворца спорта с данными нарушениями. Несоблюдение положений нормативных документов, устанавливающих требования противопожарной безопасности зданий, свидетельствует о незащищенности личности, имущества от неконтролируемого горения, причиняющего материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан.

На основании изложенного, учитывая, что выявленные в деятельности ответчика при эксплуатации Дворца спорта нарушения пожарной безопасности являются существенными, создающими угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неограниченного количества лиц, суд приходит к выводу о правомерности заявленных прокурором требований к Облсовпрофу о запрете использования данного здания для проведения культурно-развлекательных, спортивных, выставочных и торговых мероприятий, мероприятий с массовым участием граждан, а также о запрете на его передачу в аренду и пользование третьим лицам до устранения установленных настоящим решением нарушений правил пожарной безопасности.

Поскольку прокурор при подаче иска освобожден от уплаты госпошлины, с ответчика на основании ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию в доход муниципального бюджета государственная пошлина в размере 6 000 руб..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к Союзу организаций профсоюзов «Волгоградский областной Совет профессиональных союзов» о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности – удовлетворить.

Обязать Союз организаций профсоюзов «Волгоградский областной Совет профессиональных союзов» устранить следующие нарушения правил пожарной безопасности, допущенные при эксплуатации здания Дворца спорта по адресу: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, ...:

- заключить договоры на техническое обслуживание и плановопредупредительный ремонт внутреннего противопожарного водопровода, системы противодымной защиты и наружного противопожарного водоснабжения;

- провести проверку работоспособности системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системы противодымной защиты здания с оформлением соответствующих актов проверки;

- провести проверку работоспособности внутреннего противопожарного водоснабжения на водоотдачу с составлением соответствующего акта;

- оборудовать помещения зрительного зала автоматической установкой пожаротушения;

- привести в работоспособное (исправное) состояние автоматическую установку спринклерного пожаротушения;

- привести в работоспособное (исправное) состояние управление системой противодымной защиты;

- провести огнезащитную обработку строительных конструкций, инженерного оборудования здания;

- провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя;

- разблокировать оба выхода из зрительного зала (с правой стороны) путем демонтажа гипсокартонных конструкций;

- демонтировать перегородку, препятствующую эксплуатации эвакуационных путей и выходов 11 фи 12 ф, ведущих из зрительного зала (с левой стороны);

- оборудовать двери эвакуационных выходов из зрительного зала и эвакуационные двери, ведущие непосредственно наружу, запорами, обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа;

- доукомплектовать здание первичными средствами пожаротушения согласно установленным нормам;

- завести журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей;

- оборудовать двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров 1,2,3 этажей на лестничные клетки административной части здания устройствами для их самозакрывания;

- оснастить объект защиты в целях тушения фальшфейеров 10 огнетушителями и 10 покрывалами для изоляции очага возгорания, либо 20 покрывалами для изоляции очага возгорания, либо 20 огнетушителями;

- провести практические тренировки лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте (проводится не реже 1 раза в полугодие);

- разместить на путях эвакуации знаки пожарной безопасности;

- установить противопожарные (с нормируемым пределом огнестойкости) двери и люки, через которые осуществляется выход на чердак;

- установить противопожарную (с нормируемым пределом огнестойкости) дверь в помещение вентиляционной камеры, расположенной в правой части административной части здания;

- запретить использование кабинета №... в качестве склада;

- оборудовать на дверях эвакуационных выходов во всех помещениях лазерного клуба «Катюша» запорами, обеспечивающими возможность их свободного открывания изнутри без ключа;

- оборудовать на дверях эвакуационных выходов во всех помещениях «Лаборатория лазер» запорами, обеспечивающими возможность их свободного открывания изнутри без ключа.

3апретить Союзу организаций профсоюзов «Волгоградский областной совет профессиональных союзов» использовать здание и помещения Дворца спорта профсоюзов, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, ..., для проведения культурно-развлекательных, спортивных, выставочных и торговых мероприятий, мероприятий с массовым участием граждан, также передавать их в аренду и пользование третьим лицам до устранения нарушений правил пожарной безопасности.

Взыскать с Союза организаций профсоюзов «Волгоградский областной Совет профессиональных союзов» в доход муниципального бюджета города-героя Волгоград государственную пошлины в размере 6 000 руб..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья И.И.Козлов

Мотивированное решение суда изготовлено 29.06.2018 года.

Судья: