Холмогорский районный суд Архангельской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Холмогорский районный суд Архангельской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-281/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июня 2011 года
с. Холмогоры
Холмогорский районный суд в составе
председательствующего судьи Костроминой Г.А.
при секретаре Ворониной Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 июня 2011 года гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Холмогорского района области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Матигорское» и возложении обязанности обратиться в Управление Россреестра по с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества,
установил:
Заместитель прокурора Холмогорского района области обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Матигорское», выразившееся в не постановке на учет бесхозяйного имущества - объектов энергетики, находящихся на территории муниципального образования, а также о возложении обязанности обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке указанных объектов на учет.
В обоснование своих требований заместитель прокурора указывает на то, что на территории муниципального образования «Матигорское» расположены объекты электроэнергетики:
1) ВЛ-0,4 , протяженностью 3,4 км, расположенная по адресу: МО « ПС 110/10 к. «Холмогоры»; является объектом энергетики, представляет собой воздушную линию, напряженностью 400 вольт, находящуюся на территории МО «Матигорское», протяженностью 3 километра 400 метров в поселке ; которая обеспечивает бесперебойную подачу электроэнергии населению МО «Матигорское»;
2) КТПН-250 база ЖКХ, мощностью 250 кВ., расположенная по адресу: МО ПС 110/10 кВ «Холмогоры»; является объектом энергетики, фактически представляет собой комплектную трансформаторную подстанцию наружной установки, мощностью 250 кВт, находящуюся на территории МО «Матигорское». С ориентиром - которая обеспечивает бесперебойную подачу электроэнергии населению МО «Матигорское»;
3) КТПН-63 «Очистные», мощностью 63 кВ., расположенная по адресу: МО ПС 110/10 кВ. «Холмогоры»; является объектом энергетики, фактически представляет собой комплектную трансформаторную подстанцию наружной установки, мощностью 63 кВт, находящаяся на территории МО «Матигорское». С ориентиром - которая обеспечивает бесперебойную подачу электроэнергии на очистные сооружения МО «Матигорское»;
4)ЗТП «ПУ» РУ-0,4, расположенная по адресу: МО « ПС 110/10 кВ., «Холмогоры»; является объектом энергетики, фактически представляет собой распределительное устройство напряжением 400 вольт в закрытой трансформаторной подстанции с наименованием - «Профессиональное училище», находящееся на территории МО «Матигорское», с ориентиром - , которая обеспечивает бесперебойную подачу электроэнергии населению МО «Матигорское». Данные объекты являются бесхозяйными. В силу ст.225 Гражданского кодекса РФ следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Администрация МО «Матигорское» на момент проведения проверки, в Управление Росреестра по о постановке на учет указанного имущества не обращалась, поэтому бездействие муниципального образования считает незаконным. Пунктами 4 и 8 части 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электроснабжения населения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Отсутствие собственника названных объектов энергетики нарушает требования ч.1 ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики которого являются обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации; обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
Представитель заместителя прокурора - помощник прокурора Холмогорского района области Васьковский Е.А. требования заявления поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном заявлении.
Представитель администрации муниципального образования «Матигорское» - Глава муниципального образования «Матигорское» Стефанишина Е.С., с заявлением согласна, не отрицая того обстоятельства, что указанные объекты энергетики находятся на территории муниципального образования «Матигорское», являются бесхозяйными.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные суду письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ч.1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, заявление заместителя прокурора Холмогорского района области подлежит рассмотрению в суде.
В силу абз.2 п.2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии и единая система оперативно-диспетчерского управления.
В соответствии со ст. 7 указанного Федерального закона, единая национальная (общероссийская) электрическая сеть - это комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
Пункт 2 указанной статьи устанавливает, что в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, ограничиваются в осуществлении своих прав в части: права заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и определения условий этих договоров; использования (вывода из эксплуатации) указанных объектов без согласования с Федеральной сетевой компанией Единой энергетической системы.
Порядок отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой (общероссийской) электрической сети, а также критерии отнесения определены Правительством Российской Федерации - Постановлением Правительства РФ от 28.10.2003г. № 648 «Об утверждении Положения об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть» и Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. № 41 «О критериях отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети». Включение объекта в реестр осуществляется Приказом Минпромэнерго Российской Федерации.
Если организация использует в своей деятельности объекты, не включенные в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую (общероссийскую) электрическую сеть, то она является территориальной сетевой организацией.
В соответствии со ст. 3 названного Федерального закона, к объектам электросетевого хозяйства относится оборудование, задействованное в процессе передачи электрической энергии: электрические сети; линии электропередач; трансформаторные подстанции; распределительные подстанции; иное оборудование.
К объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую (общероссийскую) электрическую сеть, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. № 41 могут быть отнесены: линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный класс напряжения которых составляет 330 киловольт и выше; линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых составляет 220 киловольт; линии электропередачи, пересекающие Государственную границу Российской Федерации; линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 (150) киловольт и вывод из работы которых приводит к технологическим ограничениям перетока электрической энергии (мощности) по сетям более высокого класса напряжения; трансформаторные и иные подстанции, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 220 киловольт и выше, соединенные с линиями электропередачи, а также технологическое оборудование на этих подстанциях, за исключением распределительных устройств электрических станций, входящих в имущественный комплекс генерирующих устройств; оборудование распределительных устройств напряжением 110 (150) киловольт и связанное с ним вспомогательное оборудование на трансформаторных и иных подстанциях, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 (150) киловольт, обеспечивающие транзитные перетоки электрической энергии по линиям электропередачи напряжением 110 (150) киловольт; комплекс оборудования и производственно-технологических объектов, предназначенных для технического обслуживания и эксплуатации указанных объектов электросетевого хозяйства; системы и средства управления указанными объектами электросетевого хозяйства.
В соответствии с п.1.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 8.07.2002г. № 204, под электрической сетью понимается совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных лини электропередачи, работающих на определенной территории.
В соответствии с п.4.2.6 Правил устройства электроустановок (раздел 4), утвержденных Приказом Минэнерго РФ 20.06.2003г. № 242 (далее - Правила), под трансформаторной подстанцией понимается электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, РУ, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.
Согласно п.4.2.4 Правил, под распределительным устройством понимается электроустановка, служащая для приема и распределения электроэнергии и содержащая коммутационные аппараты, сборные и соединительные шины, вспомогательные устройства (компрессорные, аккумуляторные и др.), а также устройства защиты, автоматики, телемеханики, связи и измерений.
В соответствии с п.2.4.2 Правил, воздушная линии (ВЛ) электропередачи напряжением до 1 кВ - это устройство для передачи и распределения электроэнергии по изолированным или неизолированным проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным линейной арматурой к опорам, изоляторам или кронштейнам, к стенам зданий и к инженерным сооружениям.
Таким образом, электрическая сеть включает в себя всю технологическую цепочку, задействованную в процессе передачи электрической энергии.
Из указанных выше норм закона следует, что объекты электросетевого хозяйства, относящиеся к единой (общероссийской) электрической сети, должны принадлежать субъектам электроэнергетики на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании и обеспечивать устойчивое снабжение электрической энергией потребителей.
Согласно ст.3 указанного выше Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ, под субъектами электроэнергетики понимаются все лица, осуществляющие деятельность на различных этапах единой технологической и организационной цепи по производству, передаче и реализации электрической энергии.
Таким образом, указанный выше Федеральный закон »Об электроэнергетике» не предусматривает оснований и порядка приобретения права собственности, поскольку они устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Из объяснений В., работающего начальником Холмогорского РЭС производственного отделения «Архангельские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Архэнерго» следует, что объекты, расположенные на территории муниципального образования «Матигорское»: ВЛ-0,4, представляющую собой воздушную линию напряжением 400 вольт; КТПН-250, мощностью 250 кВ, представляющую собой комплектную трансформаторную подстанцию наружной установки; КТПН-63, мощностью 63 кВ, представляющую собой комплектную трансформаторную подстанцию наружной установки; ЗТП «ПУ» РУ-0,4, представляющее собой распределительное устройство напряжением 400 вольт в закрытой трансформаторной подстанции; являются объектами электросетевого хозяйства, относящиеся к единой (общероссийской) электрической сети, являются имуществом бесхозяйным.
В соответствии со ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п.п.2,4,5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется территориальным органом Федеральной регистрационной службы в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества; на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались; принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
В силу п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Пункт 4 ч.1 ст. 15 названного Федерального закона, к вопросам местного значения муниципального района относит организацию электроснабжения и газоснабжения поселений.
Статьей 7 п.1 п.п.4,9 Устава муниципального образования «Матигорское», принятого решением Совета депутатов №84 от 19 августа 2010 года, предусмотрено, что к вопросам местного значения Матигорского муниципального образования относится организация в границах Матигорского сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Матигорского сельского поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории Матигорского сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д.72,73).
Судом установлено, что в административных границах муниципального образования «Матигорское» расположены следующие объекты электроэнергетики:
1) ВЛ-0,4 , протяженностью 3,4 км, расположенная по адресу: МО « ПС 110/10 к. «Холмогоры»; является объектом энергетики, представляет собой воздушную линию, напряженностью 400 вольт, находящуюся на территории МО «Матигорское», протяженностью 3 километра 400 метров в ; которая обеспечивает бесперебойную подачу электроэнергии населению МО «Матигорское»;
2) КТПН-250 база ЖКХ, мощностью 250 кВ., расположенная по адресу: МО ПС 110/10 кВ «Холмогоры»; является объектом энергетики, фактически представляет собой комплектную трансформаторную подстанцию наружной установки, мощностью 250 кВт, находящуюся на территории МО «Матигорское». С ориентиром - которая обеспечивает бесперебойную подачу электроэнергии населению МО «Матигорское»;
3) КТПН-63 «Очистные», мощностью 63 кВ., расположенная по адресу: МО « ПС 110/10 кВ. «Холмогоры»; является объектом энергетики, фактически представляет собой комплектную трансформаторную подстанцию наружной установки, мощностью 63 кВт, находящаяся на территории МО «Матигорское». С ориентиром - которая обеспечивает бесперебойную подачу электроэнергии на очистные сооружения МО «Матигорское»;
4)ЗТП «ПУ» РУ-0,4, расположенная по адресу: МО » ПС 110/10 кВ., «Холмогоры»; является объектом энергетики, фактически представляет собой распределительное устройство напряжением 400 вольт в закрытой трансформаторной подстанции с наименованием - «Профессиональное училище», находящееся на территории МО «Матигорское», с ориентиром - , которая обеспечивает бесперебойную подачу электроэнергии населению МО «Матигорское».
Содержанием указанных объектов электросетевого хозяйства никто не занимается; правоустанавливающие документы на данные объекты отсутствуют; собственник данных энергетических объектов не известен; на балансе у сельского поселения не числятся, в реестр муниципального имущества не внесены.
Поскольку данные объекты расположены в административных границах муниципального образования «Матигорское», Холмогорского района области, орган местного самоуправления в лице администрации муниципального образования «Матигорское», является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке бесхозяйного имущества на учет, действующим законодательством на органы муниципальной власти возложена обязанность по решению вопросов электроснабжения, следовательно, суд полагает, что в целях возложенных на него обязанностей должны принимать меры по обращению в органы Росреестра с заявлением о постановке бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства на учет, с целью обеспечения и принятия соответствующих мер по поддержанию в технически исправном и безопасном состоянии, с целью исключения последствий причинения существенного вреда жизни, здоровью и имуществу населения, окружающей среде в результате разрушения, либо возникновение иной чрезвычайной ситуации. Вместе с тем, подача органом местного самоуправления в Росреестр заявления о принятии на учет недвижимого объекта электросетевого хозяйства не влечет возложения на этот орган обязанностей по эксплуатации этого имущества. Кроме того органы местного самоуправления не могут рассматриваться в качестве сетевых организаций, обладающих специальным правовым режимом профессиональных субъектов электроэнергетики и поэтому, в случае постановки на учет по заявлению органа местного самоуправления бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, эксплуатируемых сетевой организацией, этот орган обязан передать по договору указанные объекты в управление сетевой организации.
Следовательно, требования заместителя прокурора о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Матигорское» об обращении по постановке указанных выше объектов электросетевого хозяйства на учет в Управление Россреестра подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора в части признания незаконным бездействия администрации муниципального образования «Матигорское», выразившееся в необращении в Управление Росреестра о принятии данных объектов электросетевого хозяйства на учет как бесхозяйного имущества, поскольку обращение с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь по смыслу норм статьи 225 ГК РФ составляет право органов местного самоуправления, а не обязанность. Пункт 3 ст.225 ГК РФ сам по себе не содержит обязательного предписания для органов местного самоуправления в Российской Федерации, на территории которого находится бесхозяйное имущество, о принятии его на учет или об обращении с иском о признании права муниципальной собственности на это имущество.
Бесхозяйное недвижимое имущество должно быть постановлено на учет в течение года со дня вступления настоящего решения в законную силу, поскольку для постановки бесхозяйного недвижимого имущества на учет необходимо изготовить техническую документацию на недвижимое имущество, а также изыскать денежные средства, поэтому требуемый прокурором срок до ДД.ММ.ГГГГ, суд считает нереальным..
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Матигорское», выразившееся в не обращении в регистрирующий орган с заявление о принятии на учет бесхозяйного имущества объектов энергетики, расположенных на территории муниципального образования «Матигорское», отказать.
Возложить на администрацию муниципального образования «Матигорское» обязанность в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу обратиться в Управление Россреестра по с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества - объектов электросетевого хозяйства:
1) Воздушную линию -0,4 , протяженностью 3,4 км, расположенную по адресу: ПС 110/10 к. «Холмогоры»; ; МО «Матигорское», ;
2) Комплектную трансформаторную подстанцию наружной установки, мощностью 250 кВТ (КТПН-250) , база ЖКХ, расположенную по адресу: МО ПС 110/10 кВ «Холмогоры»; с ориентиром - МО «Матигорское», ;
3) Комплектную трансформаторную подстанцию наружной установки, мощностью 63 кВт (КТПН-63) «Очистные», расположенную по адресу: МО ПС 110/10 кВ. «Холмогоры»; с ориентиром - , МО «Матигорское», ;
4) Закрытую трансформаторную подстанцию с наименованием «Профессиональное училище» (ЗТП «ПУ» РУ-0,4), расположенную по адресу: МО ПС 110/10 кВ., «Холмогоры»; с ориентиром - , МО «Матигорское», .
Решение может быть обжаловано в областной суд через Холмогорский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.
С у д ь я:
Г.А. Костромина