Дело № 2- 2812\16
РЕШЕНИЕ СУДА
именем Российской Федерации
06 октября 2016 года город Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Хоменко Л. Я., с участием адвоката Луневой Н.Д., при секретаре судебного заседания Дергачевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хорьковой Ю.С. к Администрации городского округа Электросталь о признании заключенного договора найма жилого помещения муниципального жилищного фонда социального использования от 05.11. 2003 года на квартиру - договором социального найма жилого помещения,-
у с т а н о в и л:
19.05.2016г. истец Хорькова Ю. С. обратились в суд с иском к Администрации городского округа Электросталь, где просила признать заключенный с ней договор найма жилого помещения муниципального жилищного фонда социального использования от 05.11. 2003 года на однокомнатную квартиру, расположенную по адресу : <адрес> - договором социального найма жилого помещения.
Истица Хорькова Ю. С. в судебное заседание явилась, обосновывая свои требования, суду пояснила, что она проживает и зарегистрирована постоянно по месту жительства в однокомнатной квартире, расположенной по адресу : <адрес>. Данная квартира была выделена ей Администрацией города Электросталь на основании Постановления Главы города о предоставлении ей жилого помещения муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов от 17.10. 2003 года за №. Ей был выдан соответствующий ордер на данное жилое помещение за № от 03.11. 2003 года. 05 ноября 2003 года между ней и МУП «наименование» был заключен договор найма жилого помещения муниципального жилищного фонда социального использования. С 01. 11. 2002 года, она состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ребенок сирота- оставшаяся без попечения родителей. Она является "личные данные" и спорная квартира ей была выделена на основании того, что она покинула Климовский психоневрологический интернат Московской области, другого жилого помещения не имела. Ее мать отказалась от нее после рождения, она воспитывалась в Сергиево- Посадском детском доме – интернате. Ее мать и родная сестра по достижению ею 18- летнего возраста не приняли, все ее документы уничтожили, регистрировать по своему месту жительства не захотели. С 2002 года она состояла на учете в Администрации города Электросталь на улучшении жилищных условий.
Администрацией города ей предложили спорную квартиру и она согласилась, так как иных свободных квартир в наличие не было. Таким образом, она протяжении длительного времени ( 13 лет) проживает в предоставленной ей квартире, несет все обязанности, обусловленные нормами жилищного законодательства РФ: своевременно исполняет свои обязательства по оплате коммунальных услуг, использует жилое помещение по назначению, поддерживает надлежащее состояние жилого помещения (произвела в квартире ремонт), не может быть выселена без предоставления другого жилого помещения, так как фактически занимает квартиру по договору социального найма.
В настоящее время она не может без изменения статуса жилого помещения, реализовать свое право на приватизацию занимаемого ею жилого помещения, так как ранее она никогда участие в приватизации не принимала и спорная квартира является ее единственным жильем. Администрацией города ей было отказано в заключении договора социального найма, в связи с чем она вынуждена обратиться в суд с данным иском.
Представитель истицы, адвокат Лунева Н.Д., обосновывая исковые требования истицы, в судебном заседании суду пояснила, что истица Хорькова Ю.С. фактически выполняет обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма В настоящее время Хорькова Ю.С. стоит на очереди на улучшения жилищных условий. В случае удовлетворения требований истицы, она будет снята с очереди, как сирота, так как получит жилое помещение по договору социального найма, следовательно отпадут основания для сохранения за ней этой очереди, так как в ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от 21. 12. 1996г. « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сказано, что данным лицам выделяется жилое помещение, находящееся в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования, а истице был выдан ордер на жилое помещение муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов. В Федеральном Законе «О приватизации жилищного фонда в РФ», понятие «муниципальный жилищный фонд социального использования» используется гораздо шире нежели, как понятие «муниципальный жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов», соответственно истица считает, что приписка в ордере на спорное жилое помещение на запрет приватизации жилого помещения, грубо нарушает права истицы Хорьковой Ю.С.
Кроме того, ст. 11 данного закона исключает какую- либо дискриминацию граждан и четко указывает, что каждый гражданин имеет право один раз на приватизацию жилого помещения.
В соответствии с п. 3 ч.2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд- это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям, а п.1 ч.3 ст. 19 ЖК РФ дает понятие жилищному фонду социального использования, как совокупность представляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Анализируя все нормы жилищного законодательства, дают права устанавливать, что жилые помещения муниципального жилищного фонда социального использования должны предоставляться гражданам по договорам социального найма. Спорная квартира истице была предоставлена на основании ФЗ № 122-ФЗ от 02. 08. 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Согласно ст. 29 этого же закона и был утвержден фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов, но данный закон утратил силу в августе 2004 года. Она согласна с тем, что действительно никто не вправе обязать Администрацию города Электросталь, как собственника спорной квартиры, изменить статус жилого помещения, однако считает, что в настоящее время отпала необходимость сохранять за спорным жилым помещением статус жилого фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов. В целях поддержания прав и законных интересов истицы, основываясь на положениях Конституции РФ, считает, что возможно удовлетворить исковые требования истицы. Отсутствия заключенного с истицей договора социального найма на спорную квартиру нарушает права Хорьковой Ю.С. на приватизацию занимаемого ею жилого помещения. Данное решение для истицы будет являться основанием для заключения с ней договора социального найма, с последующим использовать свое право на приватизацию занимаемой квартиры.
Представитель ответчика Администрации г. о. Электросталь Фофанова Ю.А., в судебное заседание явилась, пояснив суду, что ответчик возражает против удовлетворения заявленных истицей требований, пояснив, что спорное жилое помещение в виде однокомнатной квартиры было предоставлено истице Хорьковой Ю.С. в октябре 2003 года по ордеру. На основании ст. 29 Федерального Закона от 02. 08. 1995г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (действовала до 01. 09. 2004 года), Глава Администрации города Электросталь принял решение о создании муниципального жилищного фонда социального использования, что подтверждается Постановлением Главы Администрации города Электросталь от 20. 10. 1995 года № «О создании муниципального жилищного фонда социального использования».
Постановлением Главы города от 25. 10. 2001 года за № утверждено «Положение о муниципальном жилищном фонде социального использования».
Постановлением Главы города от 20. 04. 2001 года за №, квартира расположенная по адресу : <адрес> была закреплена за муниципальным жилищным фондом социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов.
На основании ст. 29 ФЗ от 02. 08. 1995г. № 122-ФЗ « О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», истице Хорьковой Ю.С. была предоставлена спорная квартира на основании Постановления Главы города от 17.10. 2003 года №.
В ст. 29 вышеуказанного закона установлены ограничения прав граждан по пользованию жилыми помещениями жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно этим ограничениям, жилые помещения являются муниципальной собственностью и не подлежат приватизации, обмену, сдаче в поднаем или аренду.
Гражданам пожилого возраста и инвалидом, проживающих в таких жилых помещениях не разрешается раздел жилой площади, прописка других лиц, а также вселение временных жильцов без разрешения на то органов местного самоуправления.
Истице изначально, при выделении ордера на спорную квартиру в 2003 году были известны условия вселения, также данные условия были указаны в выданном ей ордере. С данными условиями истица согласилась. Договор социального найма с истицей не заключался, а с ней заключался договор найма жилого помещения муниципального жилищного фонда социального использования от 05.11. 2003 года, без права приватизации. Просит суд учесть, что в соответствии со ст. 12 Закона РФ от 24. 12. 1992г. № «Об основах федеральной жилищной политики», действовавший до 01. 03. 2005 года, не подлежали приватизации жилые помещения в специализированных домах и иные жилые помещения, предусмотренные законодательством.
В связи с признанием ст. 29 ФЗ от 02. 08. 1995г. № 122-ФЗ, утратившим силу, Постановлением Главы города Электросталь от 08. 10. 2004 года № «О признании утратившими силу правовых актов Главы города», было отменено Постановление Главы города от 20. 10. 1995 года № «О создании муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов» и данное постановление через два месяца было дополнено пунктом 4, согласно которого «Установить, что настоящее постановление не применяется к правоотношениям, возникшим до 01. 01. 2005 года в связи с предоставлением гражданам жилых помещений по основаниям и в порядке, предусмотренном Положением о муниципальном жилищном фонде социального использования, утвержденным Постановлением Главы города от 25.10. 2001 г. за №», то есть в настоящее время статус спорного помещения не изменился.
Вопрос об изменении статуса объектов муниципальной собственности находится в компетенции органов местного самоуправления, муниципального образования и только собственник вправе решать изменять ли этот статус или нет.
Кроме того, считает, что заключение с истицей Хорьковой Ю.С. договора социального найма, являлось бы фактическим внеочередным предоставлением жилого помещения, что нарушало бы права и законные интересы других граждан, которые состоят на очереди на улучшения жилищных условий, как первоочередники впереди истца. Истица Хорькова Ю.С. состояла и состоит до настоящего времени на очереди в Администрации города Электросталь на улучшении жилищных условий. Просит суд оказать Хорьковой Ю.С. в удовлетворении исковых требований.
Выслушав пояснения истицы, ее представителя, представителя ответчика, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, на которые стороны ссылались в обоснование заявленных исковых требований и возражений против удовлетворения иска, суд считает, что исковые требования истицы не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Основные доводы истицы по предъявленному иску сводятся к тому, что истица считает, что к предоставленному ей 03. 11. 2003 года по ордеру на жилое помещение муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов – квартиру №<адрес>, должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений по договору социального найма.
На период предоставления истице спорной однокомнатной квартиры, действовал Федеральный Закон от 02. 08. 1995г.№ 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» ( действовал до 01. 09. 2004г.), где было указано, что Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов включает жилые дома и жилые помещения, в том числе специализированные дома, предназначенные для постоянного или временного проживания и социального обслуживания указанных граждан. Архитектура, планировка и оборудование специализированных домов и жилых помещений в них должны соответствовать возрастным и физиологическим особенностям граждан пожилого возраста и инвалидов.
Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов является составной частью муниципального сектора социального обслуживания, создается и содержится органами местного самоуправления на подведомственных территориях за счет средств соответствующего бюджета.
Жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов предоставляются одиноким гражданам, гражданам, родственники которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход, при условии сохранения указанными гражданами способности к самообслуживанию и несоответствия условий их проживания требованиям жилищного законодательства, а также в случаях и на условиях, предусмотренных в статье 12 настоящего Федерального закона.
Жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством.
Жилые помещения в специализированных домах и иные жилые помещения муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов являются муниципальной собственностью и не подлежат приватизации, обмену, сдаче в поднаем или аренду. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в указанных жилых помещениях, не разрешается раздел занимаемой жилой площади, прописка других лиц, а также вселение временных жильцов без разрешения на то органов местного самоуправления.
Материалами дела установлено, что Постановлением Главы города Электросталь от 20. 04. 2001 года за №, квартира расположенная по адресу : <адрес> была закреплена за муниципальным жилищным фондом социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов.На основании Постановления Главы города Электросталь от 17.10. 2003 года за №, истице Хорьковой Ю.С., <дата> рождения( "личные данные"), была предоставлена однокомнатная спорная квартира, расположенная по адресу : <адрес>.
03.11. 2003 года ей был выдан ордер за № на жилое помещение муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов по адресу : <адрес>.
На основании постановления Главы города Электросталь от 17.10. 2003 года за № и ордера за № на жилое помещение от 03.11. 2003 г. с истицей Хорьковой Ю.С. был заключен договор найма жилого помещения муниципального жилищного фонда социального использования, где Хорькова Ю.С. указана в договоре в качестве нанимателя.
Согласно п. 2.9 указанного договора от 05.11.2003 спорная квартира не подлежит обмену, приватизации, выкупу, сдачи в поднайм, вселение временных и постоянных жильцов.
О статусе спорного жилого помещения истица узнала при выдаче ей ордера за № на жилое помещение от 03.11. 2003г., на основании постановления Главы города Электросталь от 17.10. 2003 года за №.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В силу ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Кроме того, Закон РФ от 24.12.1992 года "Об основах федеральной жилищной политики"(действующий на момент предоставления жилья истице) дополнил перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, запретом на приватизацию жилых помещений не только в общежитиях, но и в других специализированных домах, к которым в частности относятся гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие.
Судом было установлено, что истица Хорькова Ю.С., "личные данные", зарегистрированной в доме- <адрес> с 1998 года, с 17. 01. 2003 года состояла на очереди (за номером 6) на получение жилого помещения в муниципальном жилищном фонде социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Муниципальный жилищный фонд социального использования, из которого Хорьковой Ю.С. было выделено спорное жилое помещение, был создан в 1995 году на основании Постановления Главы Администрации города Электросталь от 20.10. 1995 года за №» О создании муниципального жилищного фонда социального использования» в соответствии со ст. 29 Федерального Закона от 02. 08. 1995г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (действующий до 01. 09. 2004г.). Истица Хорькова Ю.С. была заселена в жилое помещение- однокомнатную квартиру, расположенную по адресу : <адрес>, ей был выдан ордер.
Суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истицы, поскольку спорное жилое помещение относится к специализированному жилью, что свидетельствует об особенностях его правового режима и невозможности его дальнейшего отчуждения в порядке приватизации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14 декабря 1999 года N 229-О, суды, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, должны проверять факты, обосновывающие в каждом случае распространение на него особого правового режима, исходя из практики и перспектив целевого использования данного помещения, включения его в соответствующую производственную и социальную инфраструктуру и т.п. Без исследования таких обстоятельств не может быть обеспечена реальная, гарантируемая статьей 46 Конституции Российской Федерации судебная защита прав граждан, в том числе права на приватизацию жилого помещения.
Утверждение истицы о том, что занимаемое ею жилое помещение фактически ею используется по договору социального найма и нет оснований относить его к категории жилых помещений, указанных в ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", нельзя признать обоснованным. Из материалов дела видно, что спорная квартира расположена в специализированном жилищном фонде г. Электросталь. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела 4 настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. В силу 96 ЖК РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг. Пункт 7 части 1 статьи 92 ЖК РФ относит жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения к специализированному жилищному фонду, не подлежащих отчуждению в силу ч. 3 ст. 92 ЖК РФ.
Согласно положениям п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ", вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, призванных беженцами), решается в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения (абз. 4 подпункта "а" п. 41).
В связи с признанием ст. 29 Федерального Закона от 02. 08. 1995г. № 122-ФЗ, утратившей силу, Постановлением Главы города Электросталь от 08. 10. 2004г. № « О признании утратившими силу правовых актов Главы города» было отменено Постановление Главы города Электросталь от 20. 10. 1995 года № «О создании муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов». Данное постановление было дополнено пунктом 4 следующего содержания: «Установить, что настоящее постановление не применяется к правоотношениям, возникшим до 01. 01. 2005 года в связи с предоставлением гражданам жилых помещений по основаниям и в порядке, предусмотренном Положением о муниципальном жилищном фонде социального использования, утвержденным Постановлением Главы г. Электросталь от 25.10. 2001 года за №», то есть в настоящее время статус спорного жилого помещения не изменился.
Согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42, исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Ст.92 ЖК РФ предусматривает включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду и возможность исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Вопрос изменения правового статуса объектов муниципальной собственности находится в компетенции органов местного самоуправления, муниципального образования и только собственник вправе решать об изменении статуса жилого помещения. Понуждение собственника- муниципальное образование г.о. Электросталь к изменению установленного правового статуса жилого помещения не допускается в силу ст. 9 ГК РФ, поскольку граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права, в том числе и права собственности, по своему усмотрению.
В данном случае спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду, сведений об изменении статуса и исключении его из специализированного жилого фонда в установленном порядке в материалы дела не представлено.
Доводы истицы о том, что она постоянно зарегистрирована по месту жительства с 2003 года и продолжает проживать в спорном жилом помещении без определенного срока проживания, своевременно исполняет свои обязательства по оплате коммунальных услуг, использует жилое помещение по назначению, поддерживает надлежащее состояние жилого помещения и не может быть выселена без предоставления другого жилого помещения, так как фактически занимает квартиру по договору социального найма с последующим правом на приватизацию, суд считает не основанными на законе, так как основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Между тем, решение о предоставлении истице Хорьковой Ю.С. спорной квартиры на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось и таких доказательств истицей не представлено.
При таких обстоятельствах исковые требования истицы не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Хорьковой Ю.С. к Администрации г. о. Электросталь, Московской области признать заключенный с ней договор найма жилого помещения муниципального жилищного фонда социального использования от 05.11. 2003 года на однокомнатную квартиру, расположенную по адресу : <адрес> - договором социального найма жилого помещения– отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Электростальский городской суд в течение месяца со дня со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья Хоменко Л. Я.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 21 октября 2016 года.
Судья :