дело № 2-2834/2020
61RS0007-01-2020-003570-70
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 сентября 2020 года г. Ростов-на-Дону
Пролетарский районный суд г. Ростова – на – Дону в составе:
председательствующего судьи Черникова С.Г.,
при помощнике Варламовой Л.А.,
с участием:
-прокурора Грекова К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к Горбенко ФИО7, Тархову ФИО8, ООО «АЕРОТЕРРА» - о запрете эксплуатации воздушного судна,
УСТАНОВИЛ:
Лиховской транспортный прокурор обратился в Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону с исковым заявлением, в котором первоначально просил:
1). Запретить Тархову ФИО9, паспорт Российской Федерации серии №, выданный ДД.ММ.ГГГГ УВД Петродворцовского района Санкт-Петербурга, зарегистрированному по адресу: <адрес>, ООО «АЕРОТЕРРА», зарегистрированному по адресу: <адрес>, эксплуатацию воздушного судна № с идентификационным номером № для использования воздушного пространства Российской Федерации в целях выполнения авиационных работ до получения сертификата (свидетельства) эксплуатанта.
2). Запретить Горбенко ФИО10, паспорт Российской Федерации серии №, выданный ДД.ММ.ГГГГ ОВД Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, зарегистрированному по адресу: <адрес>, Тархову ФИО11, паспорт Российской Федерации серии № выданный ДД.ММ.ГГГГ УВД Петродворцовского района Санкт-Петербурга, зарегистрированному по адресу: <адрес>, ООО «АЕРОТЕРРА», зарегистрированному по адресу: <адрес>, эксплуатацию и передачу иным лицам воздушного судна № с идентификационным номером № для использования воздушного пространства Российской Федерации до получения сертификата летной годности».
Свою просьбу заявитель объясняет тем, что Лиховским транспортным прокурором проведена проверка по вопросам законности осуществления авиационно – химических работ по обработке полей для нужд ООО «Лазоревая Степь», по результатам которой выявлены нарушения требований воздушного законодательства в деятельности ООО «АЕРОТЕРРА».
В ходе проведения проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, ООО «АЕРОТЕРРА» заключил договор оказания услуг по внесению пестицидов с ООО «Лазоревая степь».
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ собственником самолета СП-30 «РЫСЬ» с идентификационным номером ДД.ММ.ГГГГ является Горбенко ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Данное судно передано в аренду ООО «АЕРОТЕРРА» по договору от ДД.ММ.ГГГГ.
Для целей выполнения договорных обязательств перед ООО «Лазоревая степь», ООО «АЕРОТЕРРА» заключил договор аренды воздушного судна № без экипажа с Тарховым Н.А.
На данной самолет получено свидетельство Федерального агентства воздушного транспорта о государственной регистрации сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения № №
Вместе с тем, проверкой установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ г. на территории Верхнедонского района Ростовской области на самолете СП-30 «РЫСЬ» per. номер №, принадлежащем на праве собственности Горбенко В.М., во исполнение возмездного договора Тарховым Н.А. в интересах ООО «АЕРОТЕРРА», осуществлялись авиационно-химические работы для нужд «Лазоревая степь», в нарушение перечисленных требований закона в отсутствие сертификата эксплуатанта, сертификата летной годности и без уведомления соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) о своей деятельности в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.
Несмотря на то, что воздушное судно СП-30 «РЫСЬ» № относится к гражданскому воздушному судну сверхлегкой авиации, с учетом характера выполняемых с их использованием авиахимработ по обработке полей по возмездным договорам оказания услуг, Тархов Н.А. и ООО «АЕРОТЕРРА» обязаны получить сертификат (свидетельство) эксплуатанта, а также для использовать воздушное пространство при наличии сертификата летной годности.
Тархов Н.А. и ООО «АЕРОТЕРРА» в перечне эксплуатантов, имеющих сертификат эксплуатанта для осуществления авиационных работ (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), размещенном на официальном сайте Росавиации (htps://www.favt.ru), до настоящего времени отсутствуют.
Горбенко В.М. как собственник воздушного судна, Тархов Н.А. и ООО «АЕРОТЕРРА» как арендаторы судна (эксплуатанты), имеют возможность использовать их по назначению, в том числе для выполнения авиационно- химических работ по возмездным договорам, что подтверждается материалами проверки, изложенное при отсутствии сертификата эксплуатанта и сертификата летной годности, подтверждающих соответствие эксплуатанта требованиям федеральных авиационных правил, создает угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Невыполнение ответчиками - Горбенко В.М., Тарховым Н.А., ООО «АЕРОТЕРРА» требований воздушного законодательства и обязанностей по получению в установленном порядке сертификата эксплуатанта и сертификата летной годности, по соблюдению уведомительного порядка соответствующих органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) о своей деятельности в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, влечет невозможность обеспечить на должном уровне безопасность полетов и авиационную безопасность при производстве полетов в области гражданской коммерческой авиации. В связи с этим создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц вследствие авиационного происшествия при эксплуатации указанных судов могут быть нарушены конституционные права граждан, круг которых не может быть определен, на жизнь и здоровье, закрепленные в стст. 20, 41 Конституции Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела прокурор Греков К.А. уточнил исковые требования, а именно отказался от части исковых требований о запрете Горбенко В.М., Тархову Н.А., ООО «АЕРОТЕРРА» эксплуатацию и передачу иным лицам воздушного судна, поскольку ответчиками во внесудебном порядке получен сертификат летной годности в отношении спорного летательного аппарата.
В судебном заседании от 11.09.2020, прокурор Греков К.А. поддержал исковые требования в уточненной части.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков Горбенко В.М., Тархова Н.А., представителя ООО «АЕРОТЕРРА» по ст. 167 ГПК РФ.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. п. 63, 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, - юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю. Гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу. Сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Из вернувшегося в суд почтового конверта видно, что направленная судом в адрес ответчика судебная повестка о явке в судебное заседание вернулась обратно без вручения с отметкой об истечении срока хранения. Указанное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что ответчик не предпринял всех необходимых мер для получения данной корреспонденции, предусмотренных ст. 113 ГПК РФ, что позволяет приступить к рассмотрению дела в его отсутствие.
Рассмотрев дело, суд приходит к следующему.
Из материалов дела известно, что ДД.ММ.ГГГГ, ООО «АЕРОТЕРРА» заключил договор оказания услуг по внесению пестицидов с ООО «Лазоревая степь».
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, собственником самолета СП-30 «РЫСЬ» с идентификационным номером № является Горбенко ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Данное судно передано в аренду ООО «АЕРОТЕРРА» по договору от ДД.ММ.ГГГГ
В целях выполнения договорных обязательств перед ООО «Лазоревая степь», ООО «АЕРОТЕРРА» заключил договор аренды воздушного судна № без экипажа с Тарховым Н.А. На данной самолет получено свидетельство Федерального агентства воздушного транспорта о государственной регистрации сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения № №
Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ г. на территории Верхнедонского района Ростовской области на самолете СП-30 «РЫСЬ» per. номер №, принадлежащем на праве собственности Горбенко В.М., во исполнение возмездного договора Тарховым Н.А. в интересах ООО «АЕРОТЕРРА», осуществлялись авиационно-химические работы для нужд «Лазоревая степь», в нарушение перечисленных требований закона в отсутствие сертификата эксплуатанта и без уведомления соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) о своей деятельности в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.
Несмотря на то, что воздушное судно СП-30 «РЫСЬ» № относится к гражданскому воздушному судну сверхлегкой авиации, с учетом характера выполняемых с их использованием авиахимработ по обработке полей по возмездным договорам оказания услуг, Тархов Н.А. и ООО «АЕРОТЕРРА» обязаны получить сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Тархов Н.А. и ООО «АЕРОТЕРРА» в перечне эксплуатантов, имеющих сертификат эксплуатанта для осуществления авиационных работ (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), размещенном на официальном сайте Росавиации (htps://www.favt.ru), до настоящего времени отсутствуют.
При таком положении суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса (далее - ВК РФ), федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 8 ВК РФ обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат гражданские воздушные суда. Индивидуальные предприниматели, выполняющие авиационные работы, в свою очередь, осуществляют свою деятельность при наличии выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), документа, подтверждающего соответствие указанных индивидуальных предпринимателей требованиям федеральных авиационных правил.
В соответствии с п. 3 ст. 61 ВК РФ эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Нормы чч. 2 и 3 ст. 32 ВК РФ устанавливают особые категории воздушных судов, которые используются для регулирования некоторых видов деятельности в области гражданской авиации. Классификация воздушных судов введена в зависимости от максимального взлетного веса. К основной категории относятся воздушные суда с максимальным взлетным весом не менее 5700 кг, в том числе вертолеты с максимальным взлетным весом 3100 кг и более. К легким воздушным судам отнесены воздушные суда, максимальный взлетный вес которых составляет менее 5700 кг, в том числе вертолеты, максимальный взлетный вес которых менее 3100 кг. Сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 кг без учета веса авиационных средств спасания.
Статья 21 ВК РФ предусматривает, что авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Гражданская авиация: не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения; используемая для предоставления услуг и (или) выполнения авиационных работ, относится к коммерческой гражданской авиации.
Согласно ст. 114 ВК РФ к авиационным относятся работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов, в том числе в сельском хозяйстве.
В силу ч. 4 ст. 61 ВК РФ использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа. Указанной нормой закона законодатель снял обязанность получать сертификат (свидетельство) эксплуатанта или эквивалентный ему документ только с владельцев гражданского воздушного судна авиации общего назначения.
Гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды. Порядок выдачи сертификата летной годности устанавливается федеральными авиационными правилами (ст. 36 ВК РФ).
Федеральные авиационные правила «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации», утвержденные приказом Минтранса РФ от 23.12.2009 № 249 (далее - ФАП-249), устанавливают сертификационные требования к физическим лицам, выполняющим авиационные работы, порядок проведения сертификации физических лиц, намеревающихся получить сертификат эксплуатанта, и порядок его выдачи. По результатам выполнения процедуры сертификации уполномоченным органом в области гражданской авиации выдается сертификат эксплуатанта, который свидетельствует о соответствии эксплуатанта сертификационным требованиям, указанным в ФАП-249.
Из положений стст. 66, 67 ВК РФ следует, что к полету допускается воздушное судно, имеющее на борту соответствующую документацию: сертификат (свидетельство) эксплуатанта, сертификат летной годности, разрешение на бортовую радиостанцию, иные документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации.
В силу требований п. 2.20 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128, при полете в целях выполнения авиационных работ на борту воздушных судов должны находиться среди прочих обязательных документов сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия).
Согласно ст. 11 ВК РФ использование воздушного пространства представляет деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве материальных объектов, в том числе воздушных судов. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Статьи 16, 19 ВК РФ, п. 124 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (далее - ФП ИВП-138), обязывают пользователей воздушного пространства, планирующих выполнение полетов в воздушном пространстве класса G, уведомить соответствующие органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) о своей деятельности в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.
Пункт 3.1 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128, обязывает командира воздушного судна и эксплуатанта воздушного судна обеспечивать использование воздушного пространства в порядке, установленном ФП ИВП-138.
В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием для принятия судом решения о приостановлении или запрещении деятельности, создающей такую опасность, если прекращение или приостановление такой деятельности не противоречит общественным интересам.
Частью 2 названной статьи определено, что, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 220, 221, 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Прекратить производство в части исковых требований о запрете Горбенко В.М., Тархову Н.А., ООО «АЕРОТЕРРА» эксплуатацию и передачу иным лицам воздушного судна до получения сертификата летной годности, в связи с отказом от исковых требований.
Запретить Тархову ФИО14, ООО «АЕРОТЕРРА» зарегистрированному по адресу: <адрес>, эксплуатацию воздушного судна № с идентификационным номером № для использования воздушного пространства Российской Федерации в целях выполнения авиационных работ до получения сертификата (свидетельства) эксплуатанта.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд города Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления полного текста.
Судья С.Г. Черников