Дело № 2-283/2020
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Нерюнгри 20 февраля 2020 года
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Михайловой А.А., при секретаре Мельник Н.С., с участием заместителя Нерюнгринского транспортного прокурора З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нерюнгринского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера» о возложении обязанности обеспечить проведение эколого-орнитологического обследования аэродрома Нерюнгри филиала «Аэропорт Нерюнгри» и прилегающих к нему территорий,
установил:
Нерюнгринский транспортный прокурор Дальневосточной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера» о возложении обязанности обеспечить проведение эколого-орнитологического обследования аэродрома Нерюнгри филиала «Аэропорт Нерюнгри» и прилегающих к нему территорий, указав, что на основании поручения Дальневосточной транспортной прокуратуры проанализировано состояние законности при орнитологическом обеспечении безопасности полетов в филиале «Аэропорт Нерюнгри» ФКП «Аэропорты Севера» в результате чего было установлено, что вопреки требованиям федерального законодательства эколого-орнитологического обследования аэродрома Нерюнгри филиала «Аэропорт Нерюнгри» ФКП «Аэропорты Севера» проводится собственными силами без привлечения специалистов биологических учреждений. В филиале «Аэропорта Нерюнгри» ФКП «Аэропорты Севера» действуют инструкции по орнитологическому обеспечению полетов в районе аэродрома Нерюнгри, согласно которой орнитологическое обеспечение полетов включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, и состоит, в том числе, из орнитологического обследования района аэродрома. Таким образом, ФКП «Аэропорты Севера» не исполняются требования законодательства об орнитологическом обеспечении полетов, что создает угрозу безопасности полетов на территории <адрес> Республики Саха (Якутия) и может повлечь за собой неблагоприятные последствия в виде угрозы жизни и здоровью пассажиров, круг которых определить невозможно. Просит обязать Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера» обеспечить проведение эколого-орнитологического обследования аэродрома Нерюнгри филиала «Аэропорт Нерюнгри» Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» и прилегающих к нему территорий в целях определения характера орнитологической обстановки и выявления условий, способствующих концентрации птиц, в соответствии с требованиями п. 8.24 раздела VIII Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№, и п.п. 4.1.1, п. 4.1.2, п. 4.1.4-ДД.ММ.ГГГГ Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от ДД.ММ.ГГГГ№, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры З. исковые требования поддержала в полном объеме и просит удовлетворить.
Представитель ответчика ФКП «Аэропорты Севера» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о чем в деле имеется уведомление, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменном возражении указал, что эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродрома Нерюнгри с привлечением специалистов биологического учреждения и составлением орнитологических карт-схем и графиков предприятием не проводилось. ФКП «Аэропорты Севера» является планово-убыточным предприятием, финансирование деятельности предприятия осуществляется за счет доходов от реализации производимой им продукции (работ, услуг) в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой ежегодно Федеральным агентством воздушного транспорта (превышение расходов над доходами предприятия, предусмотренных сметой доходов и расходов, покрываются ежеквартально за счет целевого финансирования из федерального бюджета). В отсутствие прибыли и заранее запланированных расходов на проведение эколого-орнитологическое обследования аэродромов не имеет возможности исполнить решение суда и провести эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродрома Нерюнгри с привлечением специалистов биологического учреждения и составлением орнитологических карт-схем и графиков предприятием в сроки, изложенные в исковом заявлении. В связи с необходимостью определения объема работ, исполнителей, стоимости, статьи расходов на проведение обследования и внесения в программу деятельности ФКП «Аэропорты Севера» 2019-2020 годы, отсутствием биологических учреждений в <адрес>, необходимостью проведения закупочных процедур в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ просит установить срок исполнения решения суда в течении 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Суд, заслушав заместителя транспортного прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
в соответствии с ч. 1 ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК Российской Федерации) воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п. 1.2 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 128 (далее - ФАП-128) настоящие Правила обязательны для исполнения эксплуатантами и владельцами воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных в иностранных государствах и включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, выданный Российской Федерацией, а также иными физическими и юридическими лицами, осуществляющими организацию, обеспечение, выполнение полетов гражданских воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации.
Согласно п. 1.3 Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов", утвержденных и введенных в действие приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от ДД.ММ.ГГГГ N 121, аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации включает в себя, в том числе, орнитологическое обеспечение.
Так, в соответствии со ст. 8 ВК РФ операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил.
Согласно п. 2 ст. 49 Воздушного кодекса Российской Федерации эксплуатацию аэродрома гражданской авиации и соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается
лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.
Требования к оператору аэродрома гражданской авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Согласно п. 6. ст. 49 Воздушного кодекса Российской Федерации обеспечение соответствия посадочной площадки требованиям федеральных авиационных правил возлагается на ее владельца. Требования к операторам аэродромов гражданской авиации, а также форму и порядок выдачи документа (далее - сертификат), подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил установлены Федеральными авиационными правилами «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденными приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с п. 57 ФАЛ № оператор аэродрома гражданской авиации организует эксплуатацию и техническое обслуживание аэродрома и его оборудования, содержание в состоянии, соответствующем требованиям федеральных авиационных правил и обеспечивающем безопасность полетов воздушных судов. Оператор аэродрома гражданской авиации, подлежащего обязательной сертификации, разрабатывает и обеспечивает функционирование системы управления безопасностью полетов на аэродроме. Оператор аэродрома гражданской авиации разрабатывает, утверждает и обеспечивает соблюдение его работниками руководства по аэродрому и требований Правил (п. 59 ФАП №).
Согласно п.п. «е» раздела 5.2 п. 61 Руководство по аэродрому содержит сведения о системе управления безопасности полетов, установленной с целью обеспечения соблюдения всех правил безопасности, а также постоянного улучшения состояния безопасности, основными элементами которой являются меры, способствующие безопасности и предотвращению происшествий, а также система защиты от опасности, предусматривающая анализ и разбор происшествий, инцидентов, жалоб, недостатков, ошибок, несоответствий и отказов, а также постоянный контроль за состоянием безопасности.
В соответствии с п. 62 ФАП № оператор аэродрома гражданской авиации устанавливает и обеспечивает функционирование системы контроля качества. Система контроля качеством и политика в области качества устанавливаются в руководстве по аэродрому вместе с программой обеспечения качества в отношении продукции, производственной базы, технологий и организационных процедур. Правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации установлены Федеральными авиационными правилами «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденными приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее ФАП №).
ФАП № обязательны для исполнения эксплуатантами и владельцами воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных в иностранных государствах и включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, выданный Российской Федерацией, а также иными физическими и «юридическими лицами, осуществляющими организацию, обеспечение, выполнение полетов гражданских воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации.
Согласно п. 8.24 раздела VIII ФАП-128 орнитологическое обеспечение полетов включает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, и включает: орнитологическое обследование района аэродрома; ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию; проведение визуальных и радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой; сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов; доведение до летных экипажей воздушных судов информации об орнитологической обстановке (предупреждение о ее усложнении и возникновении орнитологической опасности на аэродромах, в районах аэродромов, на маршрутах, в районах полетов); проведение занятий по авиационной орнитологии со специалистами ОВД, аэродромной службы и других служб, связанных с орнитологическим обеспечением полетов.
В соответствии с п. п. 4.1.1, 4.1.2 Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 209 эколого-орнитологическое обследование осуществляется в целях определения характера орнитологической обстановки на аэродроме и прилегающей к нему территории и выявления условий, способствующих концентрации птиц.
Для обследования и составления орнитологических карт-схем и графиков привлекаются специалисты из местных биологических учреждений и работников авиапредприятия (п. 4.1.2 РООП ГА-89).
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ РООП ГА-89 для выявления сезонных особенностей орнитологической обстановки обследование проводится в различные периоды годовой активности птиц: зимний (конец ноября - февраль) - характеризуется относительно простой и стабильной орнитологической обстановкой; весенний (март - май) - период массовой миграции птиц; раннелетний (середина мая - первая половина июля) - период гнездования до появления летающих птенцов; позднелетний (вторая половина июля - август) - период массового вылета птенцов; осенний (сентябрь - ноябрь) - период массовой миграции птиц. Начало и окончание каждого из этих периодов можно определять путем систематических наблюдений, выяснения у местных специалистов-орнитологов, использования данных справочной литературы.
В силу п. п. ДД.ММ.ГГГГ РООП ГА-89 примерно 1 раз в 2 - 3 года повторно обследуется приаэродромная территория или ее наиболее "птицеопасные" участки в связи с тем, что орнитологическая обстановка за это время может значительно измениться. Если аэродром находится в интенсивно осваиваемом человеком районе, то обследование его территории целесообразно повторять ежегодно.
Приказом Министерства гражданской авиации СССР от ДД.ММ.ГГГГ№
утверждено Руководство по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, который является основным нормативным документов, определяющим порядок организации и осуществления мероприятий по предотвращению столкновений ВС с птицами. Все другие документы по орнитологическому обеспечению полетов могут лишь развивать и конкретизировать положения настоящего Руководства.
В соответствии с п. 2.3 РООП ГА-89 Руководство определяет функции командно-руководящего и летного состава, работников службы движения, аэродромной службы и других служб авиапредприятий в части, их касающейся,
по орнитологическому обеспечению полетов. Требования РООП ГА распространяются на все авиапредприятия, выполняющие летную работу.
Согласно п. 2.5 РООП ГА-89 орнитологическое обеспечение полетов представляет собой комплекс мероприятий. Основными из этих мероприятий являются: выявление и ликвидация условий, способствующих концентрации птиц на аэродромах и прилегающей к ним территории; визуальный и радиолокационный контроль за скоплениями и массовыми перелетами птиц на пути движения ВС; оперативное оповещение экипажей ВС о скоплениях и массовых перелетах птиц, обнаруженных на пути движения ВС; выполнение экипажами ВС в полете специальных действий, направленных на уменьшение вероятности и опасности столкновений с птицами; отпугивание птиц, накапливающихся на аэродромах, с помощью специальных технических средств; расследование и анализ происшедших случаев столкновений ВС с птицами; проведение занятий по авиационно-орнитологической тематике с работниками аэропорта, участвующими в орнитологическом обеспечении полетов.
В соответствии с п. 4.1.1 РООП ГА-89 эколого-орнитологическое обследование осуществляется в целях определения характера орнитологической обстановки на аэродроме и прилегающей к нему территории и выявления условий, способствующих концентрации птиц.
Согласно п. 4.1.2 РООП ГА-89 для обследования и составления орнитологических карт-схем и графиков привлекаются специалисты из местных биологических учреждений и работников авиапредприятия. Порядок проведения эколого-орнитологического обследования аэродрома установлены пунктами 4.1.4-ДД.ММ.ГГГГ РООП ГА-89. Результаты обследования дополняются сведениями, полученными при визуальных наблюдениях за птицами на аэродромах, а также при радиолокационном контроле за орнитологической обстановкой. На основании этой информации составляются специальные сезонные карты-схемы орнитологической обстановки (масштаба 1:30000 или крупнее) и вспомогательные графики, показывающие места скоплений, основные маршруты и высоты перелетов наиболее опасных для ВС птиц, а также суточную и сезонную динамику их перелетов в районе аэродрома. Оригиналы указанных карт-схем и графиков находятся в штурманской, а копии в службе движения, летной и аэродромной службах (п. ДД.ММ.ГГГГ РООП ГА-89).
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ РООП ГА-89 после сбора и нанесения на карту-схему сведений об орнитологической обстановке в тот или иной период года необходимо их проанализировать и установить характер опасности, создаваемой птицами для полетов ВС на данном аэродроме. При этом опасными птицами для ВС считаются такие, которые сталкиваются с ними, а также систематически прилетают на аэродромы или пролетают через его территорию.
Как следует из материалов дела, на основании запроса Дальневосточной транспортной прокуратуры о предоставлении информации, Нерюнгринской транспортной прокуратурой в адрес генерального директора ФКП «Аэропорты Севера» сделан запрос о состояние законности при орнитологическом обеспечении безопасности полетов в филиале «Аэропорт Нерюнгри» ФКП «Аэропорты Севера».
В адрес Нерюнгринской транспортной прокуратуры были направлены документы на основании которых была проведена проверка соблюдения законности орнитологического обеспечения безопасности полетов в филиале «Аэропорт Нерюнгри» ФКП «Аэропорты Севера», а именно: схема по орнитологии; инструкция по орнитологическому обеспечению полетов в районе аэродрома Нерюнгри от ДД.ММ.ГГГГ; технология взаимодействия аэродромной службы филиала «Аэропорт Нерюнгри» и СД НЦ ОВД филиала «АС-ВС» по обеспечению орнитологической безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; приказ «О создании внештатной группы для обеспечения БП в филиале «Аэропорт Нерюнгри» № от ДД.ММ.ГГГГ; приказ о создании рабочей группы по орнитологии и регулированию живой природы» № от ДД.ММ.ГГГГ; приказ о назначении ответственного лица за орнитологическое обеспечение полетов ВС» № от ДД.ММ.ГГГГ; акт орнитологического обследования аэродрома Нерюнгри от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно результатам проверки было установлено, что нарушая требования федерального законодательства эколого-орнитологического обследования аэродром Нерюнгри филиала «Аэропорт Нерюнгри» ФКП «Аэропорты Севера» проводит собственными силами без привлечения специалистов биологических учреждений.
В филиале «Аэропорта Нерюнгри» ФКП «Аэропорты Севера» действует инструкция по орнитологическому обеспечению полетов в районе аэродрома Нерюнгри, согласно которой орнитологическое обеспечение полетов включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, и состоит, в том числе, из орнитологического обследования района аэродрома.
В своем возражении ответчик согласился с доводами истца указанными в исковом заявление, указав, что эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродрома Нерюнгри с привлечением специалистов биологического учреждения и составлением орнитологических карт-схем и графиков предприятием не проводилось.
Поскольку ФКП «Аэропорты Севера» является планово-убыточным предприятием и в отсутствие прибыли и заранее запланированных расходов на проведение эколого-орнитологическое обследования аэродромов не имеет возможности провести эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродрома Нерюнгри с привлечением специалистов биологического учреждения и составлением орнитологических карт-схем и графиков предприятием в течении года. Необходимо время для определения объема работ, исполнителей, стоимости, статьи расходов на проведение обследования и внесения в программу деятельности ФКП «Аэропорты Севера» 2019-2020 годы, в том числе за отсутствием биологических учреждений в <адрес>, необходимостью проведения закупочных процедур в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
Просит установить срок исполнения решения суда в течении двух лет со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку судом установлено и ответчик данный факт не оспаривает, что эколого-орнитологическое обследование аэродрома Нерюнгри филиала «Аэропорт Нерюнгри» ФКП «Аэропорты Севера» проводится собственными силами без привлечения специалистов биологических учреждений, что является нарушением законодательства об орнитологическом обеспечении полетов.
Таким образом, ФКП «Аэропорты Севера» не исполняются требования законодательства об орнитологическом обеспечении полетов, что может создать угрозу безопасности полетов на территории <адрес> Республики Саха (Якутия) и повлечь за собой неблагоприятные последствия в виде угрозы жизни и здоровью пассажиров.
Учитывая изложенное, суд считает исковое заявление Нерюнгринского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Нерюнгринского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера» о возложении обязанности обеспечить проведение эколого-орнитологического обследования аэродрома Нерюнгри филиала «Аэропорт Нерюнгри» и прилегающих к нему территорий, удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера» обеспечить проведение эколого-орнитологического обследования аэродрома Нерюнгри филиала «Аэропорт Нерюнгри» Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» и прилегающих к нему территорий в целях определения характера орнитологической обстановки и выявления условий, способствующих концентрации птиц, в соответствии с требованиями п. 8.24 раздела VIII Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№, и п.п. 4.1.1, п. 4.1.2, п. 4.1.4-ДД.ММ.ГГГГ Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от ДД.ММ.ГГГГ№, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий: А.А. Михайлова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.