Заводоуковский районный суд Тюменской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Заводоуковский районный суд Тюменской области — БАНК СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Заводоуковск 29 июля 2010 года
Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:
судьи Дмитриевой М.Ю.,
при секретаре Проскуриной Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-284/2010 по заявлению Носова об оспаривании бездействия органа местного самоуправления по предоставлению земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства,
у с т а н о в и л:
Носов Д.Ф. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления по предоставлению земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ им на имя главы администрации Заводоуковского городского округа (далее администрация ЗГО) ФИО4 было подано заявление о выделении ему земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: (между домами 21-27 по ). ДД.ММ.ГГГГ председателем комитета по архитектуре, строительству и земельной политике администрации Заводоуковского городского округа (далее Комитет по архитектуре и строительству) ФИО6 было направлено в его адрес сообщение, в котором его проинформировали, что для дальнейшего рассмотрения заявления поданного 21.04.2010 г. ему необходимо прибыть в кабинет № и предоставить сведения об отсутствии прав на земельный участок по Указанное выше требование он выполнил и предоставил 05.05.2010 г. в каб.№ 107 уведомления об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений на земельный участок по и . Но так как ответа из администрации Заводоуковского городского округа не было, он 14.05.2010 г. подал повторное заявление о предоставлении ему земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: с приложением копий сведений из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, которые он ранее (05.05.2010 г.) предоставил в каб.№ 107. 21.05.2010 г. он узнал, что в комитете имущественных отношений администрации Заводоуковского городского округа (далее Комитет имущественных отношений) не знают о наличии его заявлений, поданных 21.04.2010 г. и 14.05.2010 г. и готовятся документы для выставления земельных участков по и 25 на аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельных участков для строительства жилого дома. 26.05.2010 г. им было получено сообщение за № Первого заместителя главы администрации Заводоуковского городского округа ФИО10 в котором ему сообщено, что информация о зарегистрированных правах на жилой дом по адресу: отсутствует и в процессе проведения землеустройства выяснилось, что участка по адресу: не существовало. Кроме того, в связи с подготовкой документов для проведения процедуры аукциона по продаже прав на земельные участки по , был подписан Комитетом имущественных отношений ДД.ММ.ГГГГ договор на межевание. Заявитель считает бездействие администрации по предоставлению ему земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства неправомерным по следующим основаниям: - в Земельном Кодексе Российской Федерации не предусмотрено проведение торгов или аукциона при предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Порядок предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства установлен в ст. 34 ЗК РФ - Граждане, желающие получить земельный участок (в том числе для ведения личного подсобного хозяйства), подают заявление в орган государственной власти или орган местного самоуправления (в пределах их компетенции) с указанием целевого использования испрашиваемого земельного участка, размера, месторасположения и титульного права, на которое претендует приобретатель. Решение о предоставлении гражданину испрашиваемого земельного участка должно быть принято в полуторамесячный срок с момента подачи заявления, включая установленный предельный максимальный месячный срок, необходимый для изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения, а также двухнедельный срок, в течение которого уполномоченные органы обязаны принять компетентное решение. Решение об отказе в предоставлении гражданину испрашиваемого земельного участка должно быть принято компетентным органом в двухнедельный срок. Считает, что решений как о предоставлении ему земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, так и об отказе в его предоставлении он не получал, хотя с момента подачи первого заявления прошло более 2-х месяцев. На основании ст. 3 Федерального законного от 07.07.2003 №112 (ред. от 30.12.2008) «О личном подсобном хозяйстве» гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных участков. Считает, что действиями администрации Заводоуковского городского округа нарушены его права. Просит
признать бездействие администрации Заводоуковского городского округа по предоставлению Носову земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: незаконным. Обязать Администрацию Заводоуковского городского округа предоставить ФИО17 земельный участок, расположенный по адресу: для ведения личного подсобного хозяйства.
Заинтересованное лицо, Администрация Заводоуковского городского округа в лице представителя Яненко С.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, не согласившись с заявленными требованиями, представила возражение, из которого следует, что администрация Заводоуковского городского округа считает требования истца не подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 255 ГПК к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Однако, на заявления Носова Д.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано на основании того, что испрашиваемые земельные участки сформированы для строительства жилых домов и хозяйственно-бытовых строений. Определен вид разрешенного использования земельных участков и произведена постановка на кадастровый учет. Готовится документация для проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков для строительства жилых домов. На основании п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ, решения Думы Заводоуковского городского округа от 28.09.2007г. № 149 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Заводоуковска», решения Думы Заводоуковского городского округа от 20.05.2010г. № 434 «Об утверждении положения о порядке предоставления земельных участков на территории Муниципального образования Заводоуковский городской округ», предоставлению земельного участка предшествует подготовка информации о земельных участках и заблаговременная публикация такой информации. В данном случае информации о существовании земельных участков, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях не было опубликовано. На основании вышеизложенного просит отказать в удовлетворении заявленных Носовым Д.Ф. требований.
В последующем заявитель Носов Д.Ф. увеличил и неоднократно уточнял свои требования. На день рассмотрения заявления просит:
Признать бездействие администрации Заводоуковского городского округа по предоставлению Носову Дмитрию Федоровичу земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: незаконным.
Обязать Администрацию Заводоуковского городского округа предоставить Носову Дмитрию Федоровичу земельный участок, расположенный по адресу: для ведения личного подсобного хозяйства.
Признать незаконным Постановление Главы Администрации Заводоуковского городского округа №687 от 17.05.2010 года «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане» в части утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане по .
В судебном заседании заявитель Носов Д.Ф. поддержал заявленные требования в полном объеме. Суду пояснил, что в соответствии со ст.34 ЗК РФ им 21.04.2010 года было подано в Администрацию Заводоуковского городского округа заявление о предоставлении ему земельного участка между домами 21-27 по для ведения личного подсобного хозяйства. Ему необходим земельный участок на праве аренды для строительства теплиц, растениеводства и животноводства без строительства жилого дома. В заявлении он не указал право, на котором хотел бы получить участок, размер участка, так как хотел сделать это позже. К заявлению приложил ксерокопию паспорта. 23 апреля 2010 года он получил по почте сообщение за подписью председателя Комитета по архитектуре и строительству администрации ЗГО о том, что ему необходимо предоставить сведения об отсутствии прав на запрашиваемый им земельный участок по , 25. Он принес необходимые документы 05.05.2010 года и отдал их в кабинет № ФИО6 – председателю Комитета по архитектуре и строительству. После чего стал ожидать результатов дальнейшего рассмотрения его заявления. Но не дождавшись результата, вновь написал аналогичное заявление в администрацию ЗГО 14.05.2010 года. Пришел в двадцатых числах мая в администрацию ЗГО, в Комитете по архитектуре и строительству ему сказали, что запрашиваемые им участки будут выставлены на торги по продаже права аренды под строительство жилья и отправили в Комитет имущественных отношений администрации ЗГО, где председатель комитета Холомеева С.В. ему сказала, что документы на данные участки отправлены для постановки участков на кадастровый учет. 26.05.2010 года участки были поставлены на кадастровый учет. Постановлением Главы администрации ЗГО 17.05.2010 года были утверждены схемы спорных участков и определен вид их использования –для строительства жилого дома и хозяйственно-бытовых строений. Поскольку участок по пер.Куйбышева, 26 не входит в предмет спора, он считает данное постановление незаконным только в части указания вида использования земельных участков по , 25, считает, что в Постановлении должен быть указан вид использования –для ведения личного подсобного хозяйства. Утвержденные схемы участков он не оспаривает. Считает, что администрация ЗГО именно бездействовала по предоставлению ему земельного участка, и его заявление было проигнорировано, так как в установленный законом срок ему не было отказано в предоставлении участка. Полагает ответы Первого заместителя главы администрации ЗГО ФИО10 на его заявления и возражения не являлись отказом в предоставлении ему земельного участка. Ответ И.А. ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ № он расценивает как ответ на его возражения, а не отказ в предоставлении земельного участка, поскольку в нем нет ссылки на ст.34 ЗК РФ. В связи с чем, просит: признать бездействие администрации Заводоуковского городского округа по предоставлению Носову земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: незаконным. Обязать Администрацию Заводоуковского городского округа предоставить Носову земельный участок, расположенный по адресу: для ведения личного подсобного хозяйства. Признать незаконным Постановление Главы Администрации Заводоуковского городского округа №687 от 17.05.2010 года «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане» в части утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане по .
Представитель заинтересованного лица Администрации Заводоуковского городского округа, действующая на основании доверенности от 19.03.2010 года №266, Елохина Л.С., заявленные Носовым Д.Ф. требования не признала в полном объеме по доводам, изложенным в возражениях администрации ЗГО на заявление Носова Д.Ф.. Дополнительно указала, что бездействия администрации ЗГО не было, поскольку Первый заместитель Главы администрации ЗГО ФИО10 неоднократно давал заявителю ответы, свидетельствующие об отказе в предоставлении заявителю испрашиваемого им земельного участка, с указанием мотивов невозможности предоставления данного участка. Дополнительно свой отказ обосновал сообщением об отказе в предоставлении Носову Д.Ф. земельного участка от 23.07.2010 года №1283. Полагает, что подаче гражданина в администрацию ЗГО заявления о предоставлении земельного участка должна предшествовать подготовка администрацией ЗГО информации по земельным участкам и дано объявление в средствах массовой информации. Если участок не сформирован, то в объявлении говорится о том, что планируется предоставить земельный участок и указывается его ориентировочное местоположение. А после подачи заявления гражданина, с учетом зонирования города, согласно Правил землепользования и застройки города, ст.35 Градостроительного Кодекса РФ орган местного самоуправления определяет схему земельного участка, потом утверждает ее. После чего земельный участок ставится на кадастровый учет. Такой вид использования земельного участка, как ведение личного подсобного хозяйства, указанными нормативными актами не предусмотрен. Статьей 76 Правил землепользования и застройки определены территориальные зоны, выделенные на карте градостроительного зонирования территории . Участок, который просит заявитель находится в зоне Ж1 –это зона застройки индивидуальными жилыми домами. Согласно ст.77 указанных Правил, ведение одного личного подсобного хозяйства в зоне застройки индивидуальными-жилыми домами не предусмотрено ни основным ни условно-разрешенным видом использования. Учитывая, что схема участков определяется с учетом зонирования города, то в оспариваемом заявителем постановлении Главы администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ правомерно указан вид использования спорных участков - для строительства жилого дома и хозяйственно-бытовых строений. Таким образом полагает, что требования Носова Д.Ф. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – Комитета имущественных отношений администрации Заводоуковского городского округа –председатель Комитета (т.1 л.д.282) - С.Ю. Холомеева требования Носова Д.Ф. не признала в полном объеме, поддержав доводы представителя администрации ЗГО. Дополнительно пояснила, что еще до обращения Носова Д.Ф. в администрацию с заявлением о предоставлении ему земельного участка по , 25, данные участки формировались для постановки их на кадастровый учет с целью проведения торгов по продаже на них права аренды. Данное обстоятельство подтверждается имеющимся в материалах дела распоряжением Первого заместителя Главы Заводоуковского ГО ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ № о выделении денежных средств на выполнение работ по межеванию указанных земельных участков. Был подготовлен проект договора на межевание данных участков. На этом участке земли ранее стоял двухквартирный , который являлся собственностью Заводоуковского городского округа, и был снесен в связи с признанием его аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Администрации Заводоуковского городского округа от 08.06.2010 года №822 данный дом исключен из Реестра муниципальной собственности. Земельного участка под номером 23 ранее не существовало. В результате проведения землеустройства было сформировано два земельных участка под № и № путем разделения земельного участка под №. Участку № А был присвоен №. Предоставление заявителю данного земельного участка под ведение личного подсобного хозяйства без строительства жилья невозможно, так как он находится в зоне жилой застройки. Постановлением Администрации Заводоуковского городского округа от 17.05.2010 года №687 утверждены схемы данных участков и определен их вид использования –для строительства жилого дома и хозяйственно-бытовых строений. ДД.ММ.ГГГГ были сданы все необходимые документы для постановки данных участков на кадастровый учет. В настоящее время земельные участки стоят на кадастровом учете. Просит в удовлетворении требований Носова Д.Ф. отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Комитета по архитектуре, строительству и земельной политике администрации Заводоуковского городского округа, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО12 требования Носова Д.Ф. не признала в полном объеме, поддержала возражения по заявлению представителя администрации ЗГО и председателя Комитета имущественных отношений администрации ЗГО. Пояснила, что бездействия Администрации ЗГО не было, поскольку неоднократные ответы заместителя главы администрации ЗГО заявителю свидетельствуют о невозможности предоставить заявителю испрашиваемого им участка для целей, которые указаны заявителем. Данный участок находится в зоне жилой застрой –Ж1 и использование участка в данной зоне для ведения личного подсобного хозяйства без строительства жилья не предусмотрено Правилами землепользования и застройки , Генеральным планом .
Выслушав заявителя, представителей: Администрации Заводоуковского городского округа, Комитета имущественных отношений администрации ЗГО, Комитета по архитектуре, строительству и земельной политике администрации ЗГО, выслушав специалиста, изучив материалы дела, суд считает требования заявителя Носова Д.Ф. не подлежащими удовлетворению по нижеследующим основаниям.
В соответствии с п.1, 4 ст.4 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее ФЗ «О личном подсобном хозяйстве») для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (п.1). Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством (п.4).
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуру и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), заблаговременную публикацию такой информации.
Из содержания указанных норм права следует, что орган власти обязан подготовить и заблаговременно опубликовать в печатных СМИ информацию о наличии предполагаемых для предоставления гражданам земельных участков.
Согласно справок (т.2 л.д.18-20) земельные участки, расположенные по адресу: в реестрах государственного имущества, муниципальной собственности и федерального имущества не значатся.
В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона №137-ФЗ ФЗ от 25,10.2001 года «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с п.2 ст.1 Устава Муниципального образования Заводоуковский городской округ (т.1 л.д.131-144) в состав территории Заводоуковского городского округа входят , а также в соответствии с генеральным планом городского округа территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, включая территории поселков и других сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.
В соответствии со ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно п.1.3, 1.6 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Заводоуковский городской округ, утвержденного решением Думы Заводоуковского городского округа 20.05.2010 года №434 (далее Положение), решение о предоставлении земельных участков принимается Администрацией Заводоуковского городского округа (далее по тексту Администрация). Уполномоченным органом Администрации, осуществляющим подготовку документов по предоставлению земельных участков для целей строительства, является Комитет по архитектуре, строительству и земельной политике Администрации. Уполномоченным органом по подготовке документов по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, является Комитет имущественных отношений.
Согласно п.7.1 Положения, в заявлении для предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, указываются фамилия, имя, отчество, паспортные данные и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), место жительства гражданина, предполагаемые размеры земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок, его местоположение, цель использования. При приеме заявления о предоставлении земельных участков проверяется наличие и достаточность прилагаемых к заявлению документов, соответствие их требованиям законодательства, полномочия лица, подавшего заявление. В случае несоответствия заявления требованиям, указанным в п.7.1 Положения, в принятии заявления отказывается, заявление возвращается заявителю с указанием причины отказа. При соответствии заявления установленным требованиям оно направляется на исполнение в Комитет имущественных отношений.
В соответствии с пунктами 1.3, 1.4, 1.5, 2.1, 2.2, 2.4 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения земель на территории муниципального образования Заводоуковский городской округ, утвержденного Решением Думы Заводоуковского городского округа от 02.03.2006 года №314 (далее Положение о предоставлении земельных участков) (т.2 л.д.35-40) и действующего на день подачи Носовым Д.Ф. заявления в Администрацию ЗГО, основанием предоставления земельного участка в собственность, во владение и пользование при передаче земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование и собственность бесплатно является постановление Главы администрации Заводоуковского городского округа. В случае предоставления земельных участков:
- в собственность за плату – постановление и договор купли-продажи земельного участка;
- на праве аренды – постановление и договор аренды земельного участка. Полномочия и арендодателя и продавца осуществляет комитет имущественных отношений Администрации ЗГО. Арендаторами и покупателями, землепользователями земельных участков выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица. Лица, указанные в пункте 1.5 настоящего Положения (заявители), при предоставлении земельных участков в обязательном порядке предоставляют документы: удостоверяющие личность; подтверждающие размер площади объекта и госрегистрацию прав на них, иные документы, подтверждающие возникновение прав, землеустроительную документацию. В случае первичного предоставления земельного участка подаются вышеуказанные документы, а также заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места с его предполагаемыми характеристиками, место его размещения с выкопировкой из плана местности, обоснование размера земельного участка и его испрашиваемое право, назначение объекта. Координирующим и регулирующим органом по первичному предоставлению земельных участков под строительство, кроме предоставления земельных участков для жилищного строительства путем проведения аукционов при продаже права аренды на земельные участки, является комитет по архитектуре, строительству и земельной политике Администрации Заводоуковского городского округа. Координирующим и регулирующим органом по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, является Комитет имущественных отношений администрации ЗГО. Заявитель обращается в администрацию ЗГО с заявлением о предоставлении земельного участка установленной формы, к заявлению прилагаются документы, указанные в п.2.1 настоящего Положения.
Из копии заявлений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ имеющихся в материалах дела (т.1 л.д. 8, 13) установлено, что заявитель Носов Д.Ф. дважды обращался к Главе администрации Заводоуковского городского округа с просьбой выделить ему для ведения личного подсобного хозяйства участок, первоначально участок по адресу: , во втором заявлении просил выделить земельный участок, расположенный между домами № и № (
В заявлении Носова Д.Ф., в нарушении требований вышеуказанных нормативных актов, не указаны предполагаемые размеры участка, испрашиваемое право на землю, данные о личности. Сведения в заявлении о приложении к нему каких-либо документов отсутствуют.
Таким образом, учитывая несоответствие заявления Носова Д.В. по форме и содержанию указанным нормам права, Администрация Заводоуковского городского округа должна была отказать заявителю в приеме такого заявления.
Из пояснений заявителя в судебном заседании судом установлено, что Носову Д.Ф. необходим земельный участок на праве аренды, без строительства жилья, только для ведения личного подсобного хозяйства.
Кроме того, данное заявление ошибочно было передано на исполнение в Комитет по архитектуре и строительству (т.1 л.д.82-83).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 статьи 34 ЗК РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Из положений пункта 4, 5, 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в пункте 2 названной статьи заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п.5).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п.6).
Таким образом, в силу требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации для принятия решения о передаче земельного участка в аренду необходимым условием является проведение землеустроительных работ, изготовление и утверждение проекта границ, на основании которых можно сделать вывод об отсутствии обстоятельств, предусмотренных Законом и являющихся основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Из сообщений Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по № и № от ДД.ММ.ГГГГ и ответа начальника Заводоуковского отдела ФИО14 (л.д. 10,11,12) следует, что информация о правах на объекты недвижимого имущества земельные участки по адресу не может быть предоставлена, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на эти объекты отсутствуют. Согласно сведениям государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства земельные участки, расположенные по адресу в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству по до ДД.ММ.ГГГГ в собственность, аренду или иной вид пользования не были зарегистрированы.
Из уведомлений Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15,16) следует, что в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках, расположенных по адресу отсутствуют.
Из ответов Первого заместителя главы администрации Заводоуковского городского округа ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ № (т.1 л.д.14, 47, 58) следует, что 05.05.2010 года Комитетом по архитектуре, строительству и земельной политике было направлено письмо в Заводоуковское городское отделение ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» о получении информации о зарегистрированных правах на жилой дом по адресу . Ответ получен 14.05.2010 года о том, что зарегистрированные права по указанным адресам отсутствуют. В процессе проведения землеустройства выяснилось, что участка по адресу: не существует. ДД.ММ.ГГГГ Комитет имущественных отношений администрации Заводоуковского городского округа подготовил проект договора о межевании земельных участков по адресам ,, в связи с подготовкой документов для проведения процедуры аукциона по продаже прав на указанные земельные участки. Договор на межевание был подписан 24.04.2010 года. В результате проведения землеустройства было сформировано два земельных участка под № и № путем разделения земельного участка под №. Участку № А был присвоен №. ДД.ММ.ГГГГ документы по земельным участкам, расположенным по адресу , сданы в орган Росреестра для постановки на кадастровый учет. Указанные земельные участки будут выставлены на аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельных участков для строительства жилого дома. В соответствии со ст.3 п.4 Федерального закона от 07.07.2003 года № 112 (ред. от 30.12.2008 года) «О личном подсобном хозяйстве» гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков. Порядок предоставления земельных участков на территории муниципального образования Заводоуковский городской округ утвержден решением Думы Заводоуковского городского округа №434 от 20.05.2010 (опубликован 29.05.2010 года в газете «Заводоуковские вести» №43).
В соответствии с Распоряжением Первого заместителя главы администрации ЗГО ФИО10 № от 16.04.2010 года «О выделении денежных средств»(т.1 л.д.159) администрации ЗГО за счет средств, предусмотренных на проведение мероприятий по землеустройству и землепользованию, выделены денежные средства в сумме 15000 рублей на выполнение работ по межеванию земельных участков по адресам: .
Из договора № от 22.04 2010 года на межевание земельных участков заключенного между администраций Заводоуковского городского округа (далее Заказчик) в лице Гётте В.В. действующего на основании Устава муниципального образования Заводоуковский городской округ и индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица ФИО15 (далее Исполнитель) (т.1 л.д.79) установлено, что Исполнитель обязуется по заявке Заказчика исполнить работу по межеванию границ земельных участков по адресу: , . Землеустроительные работы производятся с целью постановки земельных участков на государственный кадастровый учет и последующего предоставления для целей индивидуального строительства.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве» основаниями проведения землеустройства являются решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства, договоры о проведении землеустройства, судебные решения.
Таким образом, решение о предоставлении земельного участка принимается только после выполнения ряда мероприятий, связанных с подготовкой землеустроительной документации.
Оспариваемым Постановлением главы администрации Заводоуковского городского округа Гётте В.В. № 687 от 17.05.2010 года (т.1 л.д. 46) утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане от 12.05.2010 года (т.2 л.д.33-34) для строительства жилого дома и хозяйственно – бытовых строений по адресу , ориентировочной площадью 956 кв.м., , ориентировочной площадью 957 кв.м.
Из сообщения Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по от 19.07.2010 года (т.1 л.д. 26) установлено, что земельному участку, расположенному по адресу присвоен кадастровый номер 72:08:0101015:95 на основании Постановления Администрации Заводоуковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане», общая площадь - 956 кв.м., разрешенное использование - для строительства жилого дома и хозяйственно-бытовых строений. Земельному участку, расположенному по адресу присвоен кадастровый номер 72:08:0101015:96 на основании Постановления Администрации Заводоуковского городского округа от 17.05.2010 года № 687 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане», общая площадь - 957 кв.м., разрешенное использование - для строительства жилого дома и хозяйственно-бытовых строений.
Согласно кадастрового паспорта на земельный участок по адресу: от ДД.ММ.ГГГГ, данному участку присвоен кадастровый номер 72:08:0101015:95, дата внесения номера в государственный кадастр: ДД.ММ.ГГГГ, разрешенное использование участка: для строительства жилого дома и хозяйственно-бытовых строений (т.1 л.д.211).
Согласно кадастрового паспорта на земельный участок по адресу: от ДД.ММ.ГГГГ, данному участку присвоен кадастровый номер 72:08:0101015:96, дата внесения номера в государственный кадастр: ДД.ММ.ГГГГ, разрешенное использование участка: для строительства жилого дома и хозяйственно-бытовых строений (т.1 л.д.215).
Из решения Первого заместителя Главы администрации ЗГО ФИО10 № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении земельного участка» (т.1 л.д.157-158) судом установлено, что в дополнение к письму от ДД.ММ.ГГГГ № Носову Д.Ф. сообщено, что основанием для отказа в предоставлении ему земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по адресам: и 25 является также то обстоятельство, что в результате градостроительного зонирования в определены территориальные зоны. Указанные земельные участки находятся в жилой зоне. Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Думы Заводоуковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № (далее –Правила) выделены виды жилых зон. Земельные участки по находятся в зоне Ж1 – зоне застройки индивидуальными жилыми домами – это зона одноэтажной и малоэтажной индивидуальной застройки выделена для обеспечения правовых условий формирования комфортного жилья с низкой плотностью застройки посредством преимущественного размещения отдельно стоящих одноквартирных домов не выше двух этажей с приквартирными участками, блокированных жилых двухквартирных домов не выше двух этажей с приквартирными участками. При этом должны быть соблюдены градостроительные регламенты, то есть виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Перечень видов разрешенного использования, утвержденный Правилами не содержит такого вида как ведение личного подсобного хозяйства. Таким образом, земельные участки по адресам: не могут быть предоставлены заявителю для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с п.2 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
В соответствии с п.п.1-5 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам (п.1).
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (п.2). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п.3).
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами(п.4).
Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (п.5).
В соответствии со ст.37 ЗК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (п.1).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (п.2). Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (п.3).
Решением Думы Заводоуковского округа № 148 от 28.09.2007 года «Об утверждении Генерального плана Заводоуковского городского округа (в редакции решения Думы от ДД.ММ.ГГГГ №) утвержден Генеральный план Заводоуковского городского округа согласно Приложениям № к настоящему решению (т.1 л.д.80).
Согласно выкопировке из Генерального плана (л.д. 81) и обозренного в судебном заседании Генерального плана , участки, испрашиваемые заявителем по относится к зоне жилой застройки - Ж1.
Согласно статьи 77 Правил землепользования и застройки , утвержденных решением Думы Заводоуковского городского округа от 28.09.2007 года № 149 (далее Правила землепользования и застройки ), Ж1 - Зона застройки индивидуальными жилыми домами. Зона одноэтажной и малоэтажной индивидуальной застройки выделена для обеспечения правовых условий формирования кварталов комфортного жилья с низкой плотностью застройки, посредством преимущественного размещения отдельно стоящих одноквартирных домов не выше двух этажей с приквартирными участками, блокированных жилых двухквартирных домов не выше двух этажей с приквартирными участками, при соблюдении нижеприведенных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Основные виды разрешенного использования: одноквартирные жилые дома не выше двух этажей с приквартирными участками; жилые дома коттеджного типа; блокированные двухквартирные жилые дома. Условно разрешенные виды использования: малоэтажные многоквартирные жилые дома не выше двух этажей без приквартирных участков; детские сады, иные объекты дошкольного воспитания; школы начального и среднего образования; помещение для занятий спортом; библиотеки; аптеки; небольшие гостиницы; пансионаты; почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции; магазины товаров первой необходимости; временные объекты торговли; пункты оказания первой медицинской помощи. Вспомогательные виды разрешенного использования: сады, огороды, палисадники; дворовые постройки (мастерские, сараи, бани); сооружения, связанные с выращиванием цветов, фруктов, овощей (парники, теплицы, оранжереи и так далее); индивидуальные гаражи на приквартирных участках на 1 - 2 легковых автомобиля; встроенные в жилые дома гаражи на 1 - 2 легковых автомобиля; площадки для мусоросборников; пожарные депо; скверы, аллеи. Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного использования зоны застройки индивидуальными жилыми домами представлены в приложении 1. Согласно приложению 1 к вышеназванным правилам площадь участка жилых домов усадебного типа составляет от 600 кв.м. до 1500 кв.м. (т.1 л.д. 84-111).
В соответствии с п.6 ст.5 Правил землепользования и застройки , вспомогательные виды разрешенного использования, допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ним.
Следовательно, оспариваемое заявителем в части спорных участков постановление об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане для строительства жилого дома и хозяйственно-бытовых строений по адресу: , законно и обоснованно, издано в соответствии с указанными выше нормативными актами.
Таким образом, судом установлено несоответствие, указанного в заявлении Носова Д.Ф. целевого использования испрашиваемого земельного участка (без строительства жилья) назначению данного участка, предусмотренному Генеральным планом и Правилам землепользования и застройки .
Данные выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Порядок предоставления земельных участков под строительство жилого дома иной и предусмотрен ст.30 ЗК РФ. Органом местного самоуправления заявитель был поставлен в известность о проведении процедуры аукциона по продаже прав на данный земельный участок под строительство жилья.
Следовательно, ответ Администрации ЗГО о невозможности на испрашиваемом заявителем земельном участке ведения одного подсобного хозяйства без строительства жилого дома ввиду несоответствия требованиям Генерального плана и Правилам землепользования и застройки , не свидетельствует о незаконности отказа в предоставлении Носову Д.Ф. земельного участка и не нарушает его прав и охраняемых законом интересов.
Данный отказ в предоставлении конкретного земельного участка в виду указанных обстоятельств не означает отказ заявителю в предоставлении любого другого земельного участка, в случае если указанная заявителем цель его использования будет соответствовать разрешенному виду использования участка, а следовательно не противоречит смыслу требований ст.28 ЗК РФ.
Таким образом, судом установлен факт отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований Носова Д.Ф.. А следовательно и требование заявителя об обязании администрации ЗГО предоставить ему земельный участок по адресу: для ведения личного подсобного хозяйства удовлетворению не подлежит.
Кроме того, Первым заместителем главы администрации ЗГО ФИО10 неоднократно в ответах на заявление о предоставлении земельного участка и возражения заявителя было указано о невозможности предоставления испрашиваемого им земельного участка, также был предоставлен заявителю отказ в предоставлении данного земельного участка по причине несоответствия вида разрешенного его использования целям указанным заявителем в заявлении. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии бездействия органа местного самоуправления по заявлению Носова Д.Ф. Однако в своих требованиях заявитель не оспаривает отказ в предоставлении ему земельного участка.
Учитывая изложенные положения нормативных актов и обстоятельства дела, суд считает, что отказ заявителю в предоставлении испрашиваемого им участка для целей указанных заявителем и оспариваемое заявителем Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ в части определения схемы расположения земельных участков по адресу: , законны и обоснованны. В связи с чем, заявление Носова Д.Ф. о признании незаконными бездействия органа местного самоуправления, вышеуказанного Постановления органа местного самоуправления в части и обязании Администрации ЗГО предоставить земельный участок по адресу: , 25, необоснованно и подлежит отказу в удовлетворении.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.258 ч.4, 192 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Носова о признании незаконным бездействия Администрации Заводоуковского городского округа по предоставлению земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, признании незаконным постановления Администрации Заводоуковского городского округа от 17.05.2010 года №687 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» в части утверждения схемы расположения земельных участков по адресу: и обязании Администрации Заводоуковского городского округа предоставить Носову Д.Ф. земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи жалобы в Заводоуковский районный суд Тюменской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 03 августа 2010 года.
Судья: М.Ю. Дмитриева