ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2893/21 от 29.11.2021 Кировского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2021 года город Самара

Кировский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Сизовой С.К.,

с участием помощника Рыжковой Ю.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2893/21 по иску Департамента градостроительства г.о.Самара к Вагапову Р.Х. о признании объектов капитального строительства самовольными постройками, сносе самовольных построек,

УСТАНОВИЛ:

Департамент градостроительства г.о.Самара обратился в суд с иском к ответчику о сносе самовольной постройки, мотивируя свои требования тем, что в Департамент градостроительства городского округа Самара поступило уведомление Государственной инспекции строительного надзора Самарской области от 12.09.2019 о выявлении самовольной постройки на земельном участке, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, <адрес>, с кадастровым номером . Согласно выписке из ЕГРН от 25.09.2019 правообладателем земельного участка, расположенного по адресу Самарская область, г. Самара, Кировский район, <адрес>, с кадастровым номером (категория: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для осуществления рекреационной деятельности) на основании договора аренды лесного участка от 21.03.2008 г. номер регистрации 63-63-01/124/2008-021 от 10.07.2008 г. является Вагапов Р.Х.. Согласно акту проверки (осмотра) от 12.09.2019, составленному должностным лицом государственной инспекции строительного надзора Самарской области, установлено, что на вышеуказанном земельном участке возведены два двухэтажных объекта капитального строительства, имеющие признаки объектов индивидуального жилищного строительства. Территория огорожена забором. В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ. Ответчик не обращался в уполномоченный орган местного самоуправления с уведомлением о планируемом строительстве. Таким образом, строительство спорных объектов капитального строительства, осуществлено ответчиком без соответствующих разрешений и согласований. Отсутствие разрешительной документации свидетельствует о самовольной постройке, возведенной на земельном участке, с нарушением требований градостроительного и земельного законодательства. Ссылаясь на ст.ст.40,42 ЗУ РФ, ст.56 Гр. РФ указывают, что Департамент является уполномоченным органом по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) и предоставлению сведений из нее (в соответствии со ст.28 Устава городского округа Самара). Согласно сведениям, содержащимся в ИСОГД земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне особо охраняемых природных территорий (Р-4) по Карте правового зонирования действующих Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно статье 13 Правил возведение спорных объектов капитального строительства в территориальной зоне особо охраняемых природных объектов не допускается. Использование земельного участка ответчиком не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков, установленных для территориальной зоны Р-4. Согласно п.9 ст.85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма. Произвольное, не основанное на законе, изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается. Данная позиция подтверждается апелляционным определением Самарского областного суда от 24.12.2015 по делу . Таким образом, установлено, что ответчик использует указанный земельный участок с нарушением вида разрешенного использования. Кроме того, земельный участок, на котором возведены самовольные постройки, относится к землям лесного фонда и находится в квартале 12 Самарского лесничества. Несоответствие строения целевому назначению земельного участка, на котором оно расположено, является достаточным основанием, чтобы признать постройку самовольной и возложить на лицо, которое возвело эту постройку, обязанность снести ее (Определение Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ- КГ15-65). Таким образом, спорный объект самовольного строительства был возведен с нарушением требований земельного, лесного, градостроительного законодательства при отсутствии разрешения на строительство с нарушением вида разрешенного использования и целевого назначения земельного участка с кадастровым номером . В соответствии с пунктом 2 статьи 222 Гражданского кодекса РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам застройки, осуществившим ее лицом либо за его счет. Просят суд запретить Управлению Росреестра по Самарской области совершать какие-либо регистрационные действия в отношении двух двухэтажных жилых домов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, <адрес>, категории: земли лесного фонда. Запретить Управлению Росреестра по Самарской области регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, Самарское лесничество, квартал 12, категории: земли лесного фонда. Запретить Вагапову Р.Х. использование и распоряжение объектами капитального строительства: двух двухэтажных жилых дома, расположенных на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, <адрес>, категории: земли лесного фонда. Признать самовольными постройками объекты капитального строительства: два двухэтажных жилых дома, расположенных на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, <адрес>, категории: земли лесного фонда. Обязать Вагапова Р.Х. осуществить за свой счет и своими силами снос самовольных построек: двух двухэтажных жилых домов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, <адрес>, категории: земли лесного фонда в течение 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу. В случае неисполнения ответчиком решения суда по настоящему делу добровольно в течение трех месяцев с момента вступления его в законную силу предоставить Департаменту градостроительства городского округа Самара право за свой счет осуществить снос с последующим отнесением произведенных расходов на ответчика.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству стороной истца требования уточнялись, согласно уточненным требованиям от 12.11.2021г., просят признать самовольными постройками объекты капитального строительства:

1) здание габаритным размером 13,48 х 17,4 м., максимальной высотой в коньковой части 11,1 м., этажность 2, количество этажей – 3. Их них – этаж подвальный, этаж надземный (первый), этаж мансардный

2) здание габаритным размером 13,48 х 17,4 м., максимальной высотой в коньковой части 11,1 м., этажность 2, количество этажей – 3. Из них – этаж подвальный, этаж надземный (первый), этаж мансардный;

3) открытый бассейн размером 7 х 2,51 м. с чашей из полимерного материала;

4) открытый бассейн размером 6,93 х 2,44 м. с чашей из полимерного материала;

5) здание (гараж) габаритным размером 12,64 х 7,5 м., этажность 2, количество этажей - 3. Из них – этаж подвальный, этаж надземный (первый), этаж мансардный;

6) здание (гриль) габаритным размером 5,25 х 3,16 м.,

7) здание (баня) габаритным размером 12,64 х 7,5 м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, <адрес>, категории: земли лесного фонда.

Обязать Вагапова Р.Х. осуществить за свой счет и своими силами снос самовольных построек:

1) здание габаритным размером 13,48 х 17,4 м., максимальной высотой в коньковой части 11,1 м., этажность 2, количество этажей – 3. Их них – этаж подвальный, этаж надземный (первый), этаж мансардный

2) здание габаритным размером 13,48 х 17,4 м., максимальной высотой в коньковой части 11,1 м., этажность 2, количество этажей – 3. Из них – этаж подвальный, этаж надземный (первый), этаж мансардный;

3) открытый бассейн размером 7 х 2,51 м. с чашей из полимерного материала;

4) открытый бассейн размером 6,93 х 2,44 м. с чашей из полимерного материала;

5) здание (гараж) габаритным размером 12,64 х 7,5 м., этажность 2, количество этажей - 3. Из них – этаж подвальный, этаж надземный (первый), этаж мансардный;

6) здание (гриль) габаритным размером 5,25 х 3,16 м.,

7) здание (баня) габаритным размером 12,64 х 7,5 м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, <адрес>, категории: земли лесного фонда в течение 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу. В случае неисполнения ответчиком решения суда по настоящему делу добровольно в течение трех месяцев с момента вступления его в законную силу предоставить Департаменту градостроительства городского округа Самара право за свой счет осуществить снос с последующим отнесением произведенных расходов на ответчика.

В ходе судебного разбирательства в качестве третьего лица была привлечена Самарская межрайонная природоохранная прокуратура.

Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования по основаниям, указанным в иске. Просила уточненные исковые требования удовлетворить.

Ответчик Вагапов Р.Х. в судебное задание не явился. О дне судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представители ответчика по доверенности Сорокина Н.А., Наумов М.И. в судебном заседании возражали против удовлетворения уточенных исковых требований. Первоначально отрицали, что строения возведены ответчиком, в дальнейшем не отрицали, что строения на спорном земельном участке возведены Вагаповым Р.Х.. Настаивали на том, что Департамент градостроительства г.о.Самара является ненадлежащим истцом по делу. Истцом должно выступать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Представлено письменное возражение на иск (л.д.175-177 том1).

Третьи лица Государственная инспекция строительного надзора Самарской области (представлено пояснение по иску л.д.49-50 том1), Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (представлен отзыв л.д.104-108 том1, дополнение к отзыву, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя л.д.165-169 том1), Администрация Кировского внутригородского района г.о.Самара (представлен отзыв, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя л.д.70-71 том1), ТУ Росимущества в Самарской области (представлен отзыв, рассмотреть дело в отсутствие представителя л.д.124-129 том1), Самарская межрайонная природоохранная прокуратура своих представителей в суд не направили. О дне судебного заседания извещены надлежащим образом. Причины неявки суду неизвестны.

Суд, выслушав представителя истца, представителей ответчика, допросив эксперта, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Статьей 36 Градостроительного кодекса РФ установлено, что правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяется градостроительным регламентом.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно абзацу 2 пункта 2, абзацу 1 пункта 3, абзацу 6 пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Из положений статей 40, 41,42 Земельного кодекса РФ следует, что собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также обязаны использовать земельные участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объект.

В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Согласно пунктам 1, 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Согласно статье 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищною строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ информационная система обеспечения градостроительной деятельности представляет собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. Целью ведения государственных информационных систем обеспечения " градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности.

Департамент является уполномоченным органом по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее -ИСОГД) и предоставлению сведений из нее (в соответствии со статьей 28 Устава городского округа Самара).

Согласно сведениям, содержащимся в ИСОГД земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне природных ландшафтов (Р-3) по Карте правового зонирования действующих Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (в редак. ДД.ММ.ГГГГ).

Основным видом разрешенного использования для зоны Р-43 является размещение баз и палаточных лагерей для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и конных прогулок, устройство троп и дорожек, размещение щитов с познавательными сведениями об окружающей природной среде; осуществление необходимых природоохранных и природовосстановительных мероприятий, а также размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры; размещение придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, за исключением предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 2.7.1, 4.9, 7.2.3, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств.

Ранее земельный участок располагался в зоне особо охраняемых природных территорий (Р-4) по Карте правового зонирования действующих Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статье 13 Правил возведение спорных объектов капитального строительства в территориальной зоне особо охраняемых природных объектов не допускается.

Основным видом разрешенного использования для зоны Р-4 является сохранение и изучение растительного и животного мира путем создания особо охраняемых природных территорий, в границах которых хозяйственная деятельность, кроме деятельности, связанной с охраной и изучением природы, не допускается (государственные природные заповедники, национальные и природные парки, памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады, оранжереи), а также размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры; размещение придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ, Правилами землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденными постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиям законодательства, является одним основных принципов земельного законодательства.

Согласно пункту 9 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Частью 5 статьи 98 Земельного кодекса РФ установлено, что на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

В соответствии с частью 9 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон земель населенных пунктов, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Согласно статье 101 Земельного кодекса РФ к землям лесною фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

Согласно статье 9 Лесного кодекса РФ лесной участок может принадлежать лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды, а также праве безвозмездного пользования. Лесной кодекс РФ четко устанавливает перечень вещных и обязательственных прав на лесные участки, не предусматривая при этом возможность нахождения таких земельных участков на праве частной собственности.

Порядок строительства, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда регламентируется ст. 21 ЛК РФ

В соответствии с положениям статьи 55.32 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власги, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения в том числе, обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

Статья 11 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке. Предъявление иска о приведении самовольной постройки в соответствие с требованиями в данном случае связано не с нарушением гражданского права конкретного лица, а с нарушением прав и законных интересов неограниченного круга лиц.

Судом установлено, что в Департамент градостроительства городского округа Самара поступило уведомление Государственной инспекции строительного надзора Самарской области от 12.09.2019 о выявлении самовольной постройки на земельном участке, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, <адрес>, с кадастровым номером .

Согласно выписке из ЕГРН от 25.09.2019 правообладателем земельного участка, расположенного по адресу Самарская область, г. Самара, Кировский район, <адрес>, с кадастровым номером (категория: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для осуществления рекреационной деятельности) на основании договора аренды лесного участка от 21.03.2008 г. номер регистрации 63-63-01/124/2008-021 от 10.07.2008 г. является Вагапов Р.Х. (л.д.12-15,25-28 том1).

Договор аренды лесного участка от 21.03.2008г. , площадью 0,33 га, местоположение: Самарская область, г.Самара, Кировский район, <адрес> для осуществления рекреационной деятельности со сроком действия договора с 21.03.2008г. по 10.01.2055г. заключен между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и Вагаповым Р.Х. Зарегистрирован в Управление Росреестра за от 10.07.2008, кадастровый номер земельного участка (категория: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для осуществления рекреационной деятельности (л.д. 25-28 том1).

Согласно акту проверки (осмотра) от 12.09.2019г., составленному должностным лицом государственной инспекции строительного надзора Самарской области, установлено, что на вышеуказанном земельном участке возведены два двухэтажных объекта капитального строительства, имеющие признаки объектов индивидуального жилищного строительства. Территория огорожена забором. В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ; ч.4 ст.30 Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. № 61. Лицом допустившим наращения является Вагапов Р.Х. (л.д.19-23 том1).

Земельный участок на котором расположены строения, заявленные к сносу, ответчику не принадлежит на праве собственности, что подтверждается выпиской ЕГРН и представленным в материалы дела по запросу суда регистрационные документы, хранящиеся в реестровом деле, в отношении земельного участка с кадастровым номером (л.д.81-103 том1).

Согласно акту проверки (осмотра) от 12.09.2019г., составленному должностным лицом государственной инспекции строительного надзора Самарской области, установлено, что на вышеуказанном земельном участке возведены два двухэтажных объекта капитального строительства, имеющие признаки объектов индивидуального жилищного строительства. Территория огорожена забором. В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ; ч.4 ст.30 Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. № 61. Лицом, допустившим нарушения, является Вагапов Р.Х..

Использование земельного участка ответчиком не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков, установленных для территориальной зоны как Р-3, так и Р-4.

Произвольное, не основанное на законе, изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается.

Таким образом, установлено, что ответчик использует указанный земельный участок с нарушением вида разрешенного использования.

Кроме того, земельный участок, на котором возведены самовольные постройки, относится к землям лесного фонда и находится в квартале <адрес>.

Строительство спорных объектов капитального строительства осуществлено ответчиком без разрешения на строительство. Ответчик не обращался в уполномоченный орган местного самоуправления с уведомлением о планируемом строительстве.

Отсутствие разрешительной документации, свидетельствует о самовольной постройке, то есть постройке, возведенной на земельном участке без получения на это необходимых в силу закона разрешений, с нарушением требований градостроительного и земельного законодательства.

Представители ответчика в судебном заседании первоначально поясняли, что объекты, о сносе которых ходатайствует истец, являются строениями, указанными в проекте освоения лесов, как существующие объекты на дату изготовления данного проекта, который был утвержден приказом Департамента лесного хозяйства Самарской области от 04.08.2008 г.

Стороной ответчика представлено заключение кадастрового инженера ООО «Вега», о том, что на земельном участке с кадастровым номером находятся строения. По измерениям площадь земельного участка под строением составляет 364 кв.м. Дом отдыха лит.А и дом отдыха литБ, которые являются теми же объектами, указанными в Проекте освоения лесов от 2008г. (л.д.5-26 том2), заключение по инженерно-техническому обследованию жилого дома, расположенного по адресу: Самарская область, <адрес>, литА; заключение по инженерно-техническому обследованию жилого дома, расположенного по адресу: Самарская область, <адрес> литБ, из которых следует, что постройки носят временный характер (л.д.27-39,40-52 том2)

15.07.2021г. по ходатайству представителя истца определением суда назначена судебная строительно-техническая экспертиза.

Согласно экспертному заключению СЭУ «Агентство экспертных исследований» от 18.10.2021 г. на вопрос 1) Являются ли объекты, заявленные к сносу, расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, <адрес> объектами капитального строительства, если являются, то соответствуют ли вышеуказанные объекты градостроительным нормам и строительным нормам и правилам, правилам застройки, экологическим, санитарным, противопожарным правшам, требованиям охраны окружающей среды, виду разрешенного использования земельного участка. Ответ: Объекты, обнаруженные на земельном участке по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, <адрес>, кадастровый - здание лит.А, здание лит.Б, бассейн лит.А, бассейн лит.Б, гараж, баня, гриль- домик, фактически являются объектами капитального строительства. Вышеуказанные объекты, расположенные на земельном участке по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, <адрес>, кадастровый не соответствуют виду разрешенного использования земельного участка. Вопрос 2) При выявлении наличия нарушений, создает ли сохранение вышеуказанных объектов угрозу жизни и здоровью граждан. Ответ: Имеются признаки нарушения требований ст. 69 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности - противопожарные расстояния от строений, расположенных на обследуемом земельном участке, до лесных насаждений, отсутствуют. Признаков нарушений общих требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" по результатам обследования не выявлено. На вопрос 3) Соответствуют ли объекты, заявленные к сносу, расположенные по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, <адрес> по техническим характеристикам объектам, указанным в проекте освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на участке, переданном в аренду в <адрес> Самарской области площадью 0.33 га (2008 Самара). Ответ: Объекты, обнаруженные на земельном участке по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, <адрес>, кадастровый - здание лит.А, здание лит.Б, бассейн лит.А, бассейн лит.Б, гараж, баня, гриль- домик по своим техническим характеристикам не соответствуют объектам, указанным в проекте освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на участке, переданном в аренду в <адрес> Самарской области площадью 0.33 га. Вопрос 4) Если не соответствуют, указать являются ли объекты, заявленные к сносу, расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, <адрес> вновь возведенными объектами, либо проведена реконструкция объектов указанных в проекте освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на участке, переданном в аренду в <адрес> Самарской области площадью 0.33 га (2008 Самара). Ответ: Объекты, обнаруженные на земельном участке по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, <адрес> кадастровый не имеют признаков выполнения работ по реконструкции. Вышеперечисленные объекты, расположенные на земельном участке, являются вновь возведенными объектами (л.д.90-138 том2).

В судебном заседании эксперт ФИО6 пояснил, что сохранение вышеуказанных объектов не создает угрозы жизни и здоровью граждан, но имеются нарушения ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Стороны в судебном заседании не ходатайствовали о проведении дополнительной, повторной экспертизы.

У суда нет оснований не доверять заключению эксперта. Данная экспертиза проведена по определению суда в рамках судебного разбирательства экспертом, обладающим специальным образованием. Заключение составлено верно, сведения, изложенные в нем, достоверны, подтверждаются материалами дела. Экспертное исследование является полным, произведено с соответствии с нормативными и методическими документами, указанными в заключении и объективно отражает отсутствие дефектов. Эксперт имеет соответствующую экспертную специальность, стаж и опыт работы, кроме того, является независимым по отношению к сторонам судебного процесса, был предупрежден об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ, а содержание заключения соответствует требованиям ст.86 ГПК РФ.

Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, <адрес> расположено не два, а семь строений: 1) здание габаритным размером 13,48 х 17,4 м., максимальной высотой в коньковой части 11,1 м., этажность 2, количество этажей – 3. Их них – этаж подвальный, этаж надземный (первый), этаж мансардный

2) здание габаритным размером 13,48 х 17,4 м., максимальной высотой в коньковой части 11,1 м., этажность 2, количество этажей – 3. Из них – этаж подвальный, этаж надземный (первый), этаж мансардный;

3) открытый бассейн размером 7 х 2,51 м. с чашей из полимерного материала;

4) открытый бассейн размером 6,93 х 2,44 м. с чашей из полимерного материала;

5) здание (гараж) габаритным размером 12,64 х 7,5 м., этажность 2, количество этажей - 3. Из них – этаж подвальный, этаж надземный (первый), этаж мансардный;

6) здание (гриль) габаритным размером 5,25 х 3,16 м.,

7) здание (баня) габаритным размером 12,64 х 7,5 м.,

Доводы стороны ответчика о том, что истец является ненадлежащим лицом, суд полагает несостоятельными

В соответствии с разъяснениями п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" применяя статью 222 ГК РФ, судам необходимо учитывать следующее. Собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки. С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;

Суд приходит к выводу, что Департамент градостроительства г.о.Самара, как орган местного самоуправления является надлежащим истцом по требованию о сносе самовольных построек на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку обращается в суд с иском о сносе самовольных строений, расположенных в границах муниципального образования, в силу полномочий по осуществлению земельного контроля и выдаче разрешений на строительство объектов недвижимости.

Учитывая, что самовольные постройки возведены без разрешительной документации на земельном участке, не отведенном для этих целей, с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса РФ), вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35-40 Градостроительного кодекса РФ, статья 85 Земельного кодекса РФ, Правилам землепользования и застройки г.о.Самара), суд считает требования истца законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента градостроительства г.о.Самара к Вагапову Р.Х, о признании объектов капитального строительства самовольными постройками, сносе самовольных построек удовлетворить.

Признать самовольными постройками объекты капитального строительства:

1) здание габаритным размером 13,48 х 17,4 м., максимальной высотой в коньковой части 11,1 м., этажность 2, количество этажей – 3. Их них – этаж подвальный, этаж надземный (первый), этаж мансардный

2) здание габаритным размером 13,48 х 17,4 м., максимальной высотой в коньковой части 11,1 м., этажность 2, количество этажей – 3. Из них – этаж подвальный, этаж надземный (первый), этаж мансардный;

3) открытый бассейн размером 7 х 2,51 м. с чашей из полимерного материала;

4) открытый бассейн размером 6,93 х 2,44 м. с чашей из полимерного материала;

5) здание (гараж) габаритным размером 12,64 х 7,5 м., этажность 2, количество этажей - 3. Из них – этаж подвальный, этаж надземный (первый), этаж мансардный;

6) здание (гриль) габаритным размером 5,25 х 3,16 м.,

7) здание (баня) габаритным размером 12,64 х 7,5 м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, <адрес>, категории: земли лесного фонда.

Обязать Вагапова Р.Х. осуществить за свой счет и своими силами снос самовольных построек:

1) здание габаритным размером 13,48 х 17,4 м., максимальной высотой в коньковой части 11,1 м., этажность 2, количество этажей – 3. Их них – этаж подвальный, этаж надземный (первый), этаж мансардный

2) здание габаритным размером 13,48 х 17,4 м., максимальной высотой в коньковой части 11,1 м., этажность 2, количество этажей – 3. Из них – этаж подвальный, этаж надземный (первый), этаж мансардный;

3) открытый бассейн размером 7 х 2,51 м. с чашей из полимерного материала;

4) открытый бассейн размером 6,93 х 2,44 м. с чашей из полимерного материала;

5) здание (гараж) габаритным размером 12,64 х 7,5 м., этажность 2, количество этажей - 3. Из них – этаж подвальный, этаж надземный (первый), этаж мансардный;

6) здание (гриль) габаритным размером 5,25 х 3,16 м.,

7) здание (баня) габаритным размером 12,64 х 7,5 м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, <адрес>, категории: земли лесного фонда в течение 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В случае неисполнения ответчиком решения суда по настоящему делу добровольно в течение трех месяцев с момента вступления его в законную силу предоставить Департаменту градостроительства городского округа Самара право за свой счет осуществить снос с последующим отнесением произведенных расходов на ответчика.

Взыскать с Вагапова Р.Х. в доход бюджета г.о.Самара государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в апелляционном порядке в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий С.К.Сизова

Мотивированное решение суда изготовлено 06.12.2021 г.