ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-295/17 от 01.11.2018 Ольхонского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Еланцы 1 ноября 2018 г.

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сыроватской Р.Р., с участием помощника прокурора Ольхонского района Байтурсыновой О.Г., ответчика индивидуального предпринимателя Козулиной Л.Н., представителя ответчика по заявлению Волковой Л.Е., при секретаре Мардаевой Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ольхонского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Козулиной Л.Н., Старостиной Е.Л. об освобождении самовольно занятых земельных участков, запрете деятельности для предоставления гостиничных и туристических услуг, о запрете отведения (сброса) сточных вод в грунт в границах водоохранной зоны.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ольхонского района Иркутской области обратился в суд с названным, неоднократно уточненным иском, просит:

1. Обязать индивидуального предпринимателя Козулину Л.Н., освободить самовольно занятый земельный участок, площадью 665 кв.м., с северной стороны земельного участка с кадастровым номером , от самовольно возведенных беседки, лавок, столов и ограждения, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

2. Обязать индивидуального предпринимателя Козулину Л.Н., освободить самовольно занятый земельный участок, площадью 35 кв.м., с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером , от самовольно возведенного ограждения, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

3. Обязать индивидуального предпринимателя Козулину Л.Н., освободить самовольно занятый земельный участок, площадью 57 кв. м, примыкающий к ограждению земельного участка с кадастровым номером (с северной стороны), от самовольно возведенной деревянной лестницы, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

4. Обязать индивидуального предпринимателя Козулину Л.Н., Старостину Е.Л. освободить земельный участок с кадастровым номером от негерметичной выгребной ямы для накопления жидких бытовых отходов. В течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

5. Запретить Старостиной Е.Л., индивидуальному предпринимателю Козулиной Л.Н. деятельность по эксплуатации земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, для предоставления гостиничных и туристических услуг;

6. Запретить индивидуальному предпринимателю Козулиной Л.Н., Старостиной Е.Л. отведение (сброс) сточных вод в грунт в границах водоохранной зоны озера Байкал, при эксплуатации базы отдыха «Новая».

7. Запретить индивидуальному предпринимателю Козулиной Л.Н., Старостиной Е.Л. поверхностный водозабор из озера Байкал в целях водоснабжения базы отдыха «Новая», расположенной по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой <адрес> по заданию Генеральной прокуратуры РФ с привлечением специалистов контролирующих органов проведена выездная проверка исполнения природоохранного законодательства в границах Байкальской природной территории.

Проверкой выявлены нарушения земельного и природоохранного законодательства при эксплуатации базы отдыха «Новая», расположенной по адресу: <адрес>, установлено, что территория базы отдыха «Новая» огорожена по периметру забором, часть ограждения выполняет хозяйственное строение - беседка (со стороны озера Байкал), доступ третьих лиц на земельный участок ограничен. На территории расположены некапитальные строения, вспомогательные строения хозяйственно-бытового назначения.

По результатам обмера огороженной территории базы отдыха установлено, что фактическая площадь единого огороженного земельного участка составляет 3157 кв.м. и включает в себя следующие земельные участки:

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешённого использования - под гостевые дома, площадь земельного участка составляет 1200 кв.м. Земельный участок с кадастровым принадлежит на праве собственности Козулиной Л.Н., о чем имеется запись регистрации под от ДД.ММ.ГГГГ;

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ), относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства, площадь земельного участка составляет 1200 кв.м. Земельный участок с кадастровым принадлежит на праве собственности Козулиной Л.Н., о чем имеется запись регистрации под от ДД.ММ.ГГГГ;

- земельный участок, площадью 665 кв.м., расположенный с северной стороны земельного участка с кадастровым , который на государственный кадастровый учет не поставлен;

- земельный участок, площадью 35 кв.м., расположенный с восточной стороны земельного участка с кадастровым (из которых земельный участок площадью 26 кв.м. является частью земельного участка с кадастровым номером , земельный участок площадью 9 кв.м. на государственный кадастровый учет не поставлен отнесен к землям государственная собственность на который не разграничена). Земельный участок с кадастровым поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешённого использования - под индивидуальное жилищное строительство, принадлежит на праве собственности ФИО3.

Ограждение вышеуказанных земельных участков выполнено в едином стиле, доступ на них возможен только со стороны земельного участка с кадастровым , принадлежащего на праве собственности Козулиной Л.Н.

Кроме того, на земельном участке, площадью 57 кв. м, примыкающем к ограждению земельного участка с кадастровым номером (с северной стороны), размещено сооружение – деревянная лестница для обеспечения доступа (подхода) к озеру Байкал. Земельный участок площадью 57 кв.м. на государственный кадастровый учет не поставлен, права на него не зарегистрированы.

В соответствии со ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии со статьями 25 и 26 Земельного кодекса РФ право собственности на земельные участки, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право аренды, ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), право безвозмездного срочного пользования земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации и удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

Ответчику в установленном законом порядке земельные участки: 1) площадью 665 кв.м., с северной стороны земельного участка с кадастровым ; 2) площадью 35 кв.м. с восточной стороны земельного участка с кадастровым ; 3) площадью 57 кв. м, примыкающем к ограждению земельного участка с кадастровым (с северной стороны), не предоставлялись; документов, подтверждающих право ответчика на спорный земельный участок, не представлено. На земельном участке площадью 665 кв.м. размещены беседка, а также лавочки и столики; на земельном участке площадью 35 кв. м. размещено ограждение; на земельном участке, площадью 57 кв. м размещена деревянная лестница.

Таким образом, самовольно занятые спорные земельные участки общей площадью 757 кв. м используются ответчиком незаконно.

Согласно п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не представленном в установленном порядке.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет (п. 2 ст. 222 ГК РФ).

Соответственно, расположенные на самовольно занятых земельных участках объекты и сооружения, перечисленные выше, подлежат сносу ответчиками либо за их счет.

В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым используется не в соответствии с установленным видом разрешенного использования - для осуществления туристической деятельности, в то время как предоставлен ответчику для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на категории, в том числе земли населенных пунктов.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Пунктом 2 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.

Согласно абзацу 1 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется, во-первых, исходя из их принадлежности к той или иной категории и, во-вторых, в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.

В соответствии с положениями статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (часть 2).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (часть 3).

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования (часть 4).

Исходя из положений статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, вопросы установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований находятся в исключительной компетенции органа местного самоуправления.

Решением Думы Шара-Тоготского муниципального образования от 14.09.2012г. № 1 утверждены Правила землепользования и застройки Шара-Тоготского муниципального образования – сельского поселения (с изм. и доп. в ред. решения Думы от 29.12.2016 г. № 50).

Поскольку земельный участок ответчика находится в пределах черты Шара-Тоготского поселения, к нему применяются названные Правила.

Статьей 32 Правил установлены виды разрешенного использования земельных участков для зоны застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными многоквартирными жилыми домами (ЖЗ-101): основной вид разрешенного использования – для индивидуальных жилых домов с приусадебными земельными участками, малоэтажных многоквартирных жилых домов и вспомогательные виды разрешенного использования – объекты гаражного назначения, коммунальное обслуживание, передвижное жилье, условно разрешенные – амбулаторно-поликлиническое обслуживание, магазины, бытовое обслуживание.

Из материалов проверки следует, что земельный участок с кадастровым , площадью 1200 кв. м., предоставлен для индивидуального жилищного строительства и передан в собственность ответчика.

Согласно заключению специалиста Управления Росреестра по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым относится к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство. Правилами землепользования и застройки Шара-Тоготского муниципального образования данный земельный участок отнесен к территориальной зоне ЖЗ-101.

Фактически ответчик использует земельный участок для эксплуатации базы отдыха «Новая», что не соответствует виду разрешенного использования земельного участка.

Кроме того, ключевым нарушением в деятельности базы отдыха, объективно свидетельствующем о необходимости ее запрета, является превышение нормативов антропогенной нагрузки на наземные экосистемы центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Так, использование земельного участка с установленным разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства» с целью эксплуатации туристической базы нарушает ст. 13 Федерального закона «Об охране озера Байкал», закрепляющую необходимость соблюдения нормативов допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал.

Нормативы антропогенной нагрузки на озеро установлены приказом Минприроды РФ от 05.03.2010 № 63, в соответствии с требованиями которого, их соблюдение осуществляется в отношении территории, окружающей места размещения рекреантов.

Осуществление деятельности базы отдыха «Новая» осуществляется на земельном участке, не предназначенном для этих целей, что приводит к искажению сведений о фактически существующей антропогенной нагрузке и затрудняет ее оценку органами государственной власти и местного самоуправления применительно к указанному участку.

Учитывая изложенное, последствия воздействия деятельности базы отдыха на окружающую среду невозможно предвидеть, что является основанием для ее запрета в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», закрепляющей принцип запрещения любой деятельности, последствия, воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Исходя из требований частей 8 и 10 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, если использование земельного участка или объектов капитального строительства не соответствует градостроительному регламенту и опасно для окружающей среды, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Поскольку ответчик использует земельный участок не по назначению, не в соответствии с видом разрешенного использования, прокурором избран способ защиты нарушенных прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц путем обращения в суд с иском о прекращении осуществляемых действий.

В ходе проверки выявлен факт причинения ответчиком ущерба окружающей среде.

Установлено, что на территории базы отдыха «Новая» возле здания "Кухня", имеется забитая досками выгребная яма, предназначенная для приема жидких коммунальных отходов (координаты N53°01?416?, E106° 52?609), которая является негерметичной, поскольку не имеет водонепроницаемого покрытия.

Использование выгребной ямы, не оборудованной герметичным септиком, является нарушением ст.ст. 34, 37, 39, 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года, ст. 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и ст.65 Водного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 34 ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ст. ст. 37, 39 ФЗ "Об охране окружающей среды" строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством.

В соответствии со ст. 11 ФЗ "Об отходах производства и потребления" при строительстве предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанном с обращением с отходами, необходимо: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; производить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

База отдыха «Новая» расположена в соответствии с заключением Байкальского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ в границах водоохраной зоны озера Байкал.

В силу пункта 7 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ в границах водоохраных зон запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод.

В соответствии с ч. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ в границах водоохраных зон допускается эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в том числе сооружениями для сбора отходов производства и потребления, а также сооружениями и системами для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

Таким образом, в действиях ответчика выявлено нарушение требований ст. ст. 34, 37, 39, 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ч.ч. 15, 16 статьи 65 Водного кодекса РФ, выразившееся в эксплуатации выгребной ямы, не оборудованной сооружением, обеспечивающим охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в границах водоохраной зоны озера Байкал.

Невыполнение требований природоохранного законодательства в силу ст. 80 Федерального закона "Об охране окружающей среды" является основанием для приостановления соответствующей деятельности в судебном порядке.

При этом, на момент проверки возле вышеуказанной переполненной выгребной ямы, в которую поступают жидкие коммунальные отходы, зафиксирован факт их розлива полосой 10х7 метров на почву земельного участка. Наблюдался характерный канализационный запах.

По результатам анализа проб почвы, отобранных в присутствии ответчика с места розлива жидких коммунальных отходов на площади 70 м2 (протокол отбора проб № С262П от ДД.ММ.ГГГГ, протокол испытаний № С258П от ДД.ММ.ГГГГ) установлены превышения концентраций следующих загрязняющих веществ: азот нитритов, азот нитратов, аммония обменного, хлоридов, сульфатов (водорастворимые формы), АПАВ.

Вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды в месте пролива из выгребной ямы базы отдыха «Новая», рассчитанный в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238, составил 1 323 000 (один миллион триста двадцать три тысячи) рублей.

В соответствии с абз. 4 и 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, а также не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ст. 76 Земельного кодекса РФ лица обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

В соответствии со ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов по месту причинения вреда (нахождения природного объекта) по нормативу сто процентов.

Таким образом, с ответчика в бюджет Ольхонского районного муниципального образования, имеющего статус муниципального района, подлежит взысканию ущерб, причиненный окружающей среде, в сумме 1323000.00 рублей.

Проверкой в деятельности ответчика выявлено нарушение водного законодательства.

Установлено, что для водоснабжения базы отдыха «Новая» осуществляется водозабор из озера Байкал шлангом в установленные на территории базы отдыха емкости. Договор водопользования, на основании которого водный объект может быть предоставлен для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов у индивидуального предпринимателя Козулиной Л.Н. отсутствует.

Согласно п. 1, ч. 2, ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Как установлено ст. 6 Федерального закона от 01.05.1999г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал. Запрещается физическое изменение состояния озера Байкал или его части.

Таким образом, действия ответчика по водозабору из озера Байкал, расположенного на Байкальской природной территории, с целью водоснабжения базы отдыха «Новая», создает угрозу к уничтожению уникальной экосистемы озера Байкал.

Невыполнение требований природоохранного законодательства в силу ст. 80 Федерального закона "Об охране окружающей среды" является основанием для приостановления соответствующей деятельности в судебном порядке.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе одних из следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Не соблюдая требования природоохранного и земельного законодательства при эксплуатации базы отдыха «Новая», ответчик нарушает интересы Российской Федерации, поскольку не исполняет требования федерального законодательства в области охраны природы, имеющего в силу ст. 4 Конституции РФ верховенство на всей территории Российской Федерации.

Нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц заключается в том, что в силу ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В судебном заседании помощник прокурора Ольхонского района Байтурсынова О.Г. предоставила заявление подписанное прокурором Ольхонского района об отказе от иска в части освобождения самовольно занятого земельного участка, площадью 665 кв.м., с северной стороны земельного участка с кадастровым номером , от самовольно возведенных: беседки, лавок, столов и ограждения. Освобождения самовольно занятого земельного участок, площадью 35 кв.м., с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером , от самовольно возведенного ограждения. Освобождения самовольно занятого земельного участка, площадью 57 кв. м, примыкающего к ограждению земельного участка с кадастровым номером (с северной стороны), от самовольно возведенной деревянной лестницы. Об обязании ответчиков освободить земельный участок с кадастровым номером от негерметичной выгребной ямы для накопления жидких бытовых отходов. О запрете поверхностного водозабора из озера Байкал в целях водоснабжения базы отдыха «Новая».

Судом отказ от иска в указанной части принят, о чем вынесено определение.

Ответчик Козулина Л.Н. исковые требования не признала, просила в иске отказать.

Ответчик Старостина Е.Л. в судебное заседание не явилась, о дате рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика Волкова Л.Е. суду показала, что доказательств в обоснование осуществления гостиничных и туристических услуг на земельном участке, предоставленном под ИЖС истцом не представлено, кроме того, обязанность по запрету слива в грунт сточных вод на будущее с учетом того, что ответчиком в добровольном порядке возведена герметичная сливная яма также не имеется. Просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явился о дате рассмотрения дела извещен судебной повесткой.

3 лицо Администрации Ольхонского районного муниципального образования своего представителя в суд не направило о дате, месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

В судебное заседание 3 лицо Байкальское управление Росприроднадзора своего представителя не направило, из письменного отзыва следует, что иск прокурора поддерживают, дело просят рассмотреть в их отсутствие.

В судебное заседание 3 лицо Управление Росреестра по Иркутской области своего представителя в суд не направило, из письменного отзыва следует, что в исходе дела они не заинтересованы, просят рассмотреть в отсутствие их представителя.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В судебном заседании установлено, что согласно данным публичной кадастровой карты земельные участки с кадастровыми номерами: находятся в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории и в границах водоохраной зоны озера Байкал.

Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешённого использования - под гостевые дома, площадь земельного участка составляет 1200 кв.м. Земельный участок принадлежит на праве собственности Козулиной Л.Н.;

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства, площадь земельного участка составляет 1200 кв.м. Земельный участок принадлежит на праве собственности Старостиной Е.Л.

Истцом заявлен иск о запрете ответчикам деятельности по эксплуатации земельного участка с кадастровым номером , с видом разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства, для предоставления гостиничных и туристических услуг.

Как следует из материалов гражданского дела и подтверждается заключением государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель от ДД.ММ.ГГГГ года база отдыха «Новая» расположена на земельных участках с кадастровыми номерами , территория базы отдыха огорожена единым забором, границы между земельными участками отсутствуют. Ограждение вышеуказанных земельных участков выполнено в едином стиле, доступ на них возможен только со стороны земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности Козулиной Л.Н.

Согласно акту проверки проводимой с привлечением специалистов от ДД.ММ.ГГГГ, территория базы отдыха «Новая» огорожена по периметру забором, часть ограждения выполняет хозяйственное строение беседка (со стороны озера Байкал), доступ третьих лиц на земельный участок ограничен. Фактическая площадь огороженной территории базы отдыха составляет 3157 кв.м., куда входят земельные участки с кадастровыми номерами и другие, (которые ответчикам не предоставлялись).

Использование указанных земельных участков как единого объекта базы отдыха «Новая» в судебном заседании подтвердила допрошенная в качестве специалиста государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Республике Бурятия, Иркутской области в границах центральной экологической зоны БПТ ФИО10. Оснований не доверять ее показаниям не имеется, поскольку она лично принимала участие в проводимой проверке, предупреждена об уголовной ответственности, личной заинтересованности в исходе дела не усматривается.

Кроме того, суду представлено определение об удовлетворении ходатайства от 19.07.2013 года, из которого следует, что согласно предписанию от ДД.ММ.ГГГГ Управления Росреестра по делу без номера, индивидуальному предпринимателю Козулиной Л.Н. было предписано использовать земельные участки с кадастровыми номерами 38:13:060201:129 и 38:13:060201:131, площадь участков по 1200 кв.м., расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>, в соответствии с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства под туристическую деятельность. К ходатайству приложены копии заявлений главе Шара – Тоготского МО с просьбой об изменении вида разрешенного использования земельных участков из ИЖС на «под гостевые дома». Ходатайство было удовлетворено. 19.07.2013 года от ИП Козулиной Л.Н. было получено повторное ходатайство о продлении срока устранения нарушения земельного законодательства, срок вновь продлен.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что вид разрешенного использования земельного участка не переведен, о чем пояснила в судебном заседании ответчик ИП Козулина.

В выездном судебном заседании 17.05.2018 года, в ходе осмотра выгребной ямы Козулина Л.Н. на вопрос суда пояснила, что данная выгребная яма расположена на земельном участке ее дочери Старостиной Е.Л., они обе используют земельные участки как единый объект. В судебном заседании 14.06.2018 года на вопрос суда кто пользуется земельными участками, был дан ответ: «Вместе, это все семейное гнездо».

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно абзацу 1 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и, в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.

Судом установлено и это следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером , относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства, вместе с тем, в судебном заседании вопреки доводам представителя ответчика, бесспорно, установлено, что фактически ответчики используют земельный участок для эксплуатации базы отдыха «Новая», что не соответствует категории и виду разрешенного использования земельных участков, доказательств обратного суду не представлено, что является основанием для удовлетворения иска в данной части.

Истцом также заявлен иск о запрете отведения (сброс) сточных вод в грунт, в границах водоохраной зоны озера Байкал при эксплуатации базы отдыха «Новая».

Удовлетворяя заявленные требования в данной части, суд исходит из того, в соответствии с заключением Байкальского управления Росприроднадзора база отдыха «Новая» расположена в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также в границах водоохраной зоны озера Байкал.

В силу пункта 7 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ в границах водоохраной зоны запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод. Озеро Байкал является объектом всемирного природного наследия.

Как следует из материалов дела момент проверки ответчиками были нарушены требования ст. ст. 34, 37, 39, 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ч.ч. 15, 16 статьи 65 Водного кодекса РФ, возле здания «кухня» обнаружена выгребная яма, переполненная жидкостью желтого цвета с характерным запахом для жидких коммунальных отходов. При визуальном осмотре установлено, что дно выгребной ямы не бетонировано, в результате ЖКО дренируют в почву и далее напрямую в озеро Байкал (т.1 л.д. 17-18)

В последующем ответчиками в добровольном порядке, указанная выгребная яма приведена в соответствие с действующим законодательством, о чем свидетельствует Акт обследования, подписанный заместителем начальника отдела ТО ЖП и СП администрации Шара – Тоготского муниципального образования ФИО11, и представленная к нему фотография.

Несмотря на то, что ответчики в добровольном порядке устранили нарушения, суд считает, что требование истца о запрете отведения (сброс) сточных вод в грунт в границах водоохраной зоны озера Байкал на будущее обоснован и подлежит удовлетворению.

Принимая во внимание правовые положения, изложенные в пункте 28 Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 49 “О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде”, которые предусматривают, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем, в том числе в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения или иной деятельностью, может являться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 ГК РФ), во взаимосвязи со ст. 42 Конституции РФ о праве каждого на благоприятную окружающую среду. Реальность наступления опасности причинения вреда в будущем в результате осуществления ответчиками деятельности, которые могут нарушить установленные требования в области охраны окружающей, с учетом Федерального закона «Об охране озера Байкал», в целях защиты мирового культурного и природного наследия озера Байкал его экологической системы требующего повышенной охраны.

Помимо восполняемого экологического вреда, который характеризуется возможностью восстановления нарушенного состояния природной среды, в результате хозяйственной деятельности окружающей среде может быть причинен трудновыполнимый и невосполнимый вред. Проявление последствий причинения вреда окружающей среде в силу своей природы не может иметь четко определенных ни временных, ни пространственных границ. Так, последствия причиненного окружающей среде вреда могут быть отдалены на несколько лет и распространяться на значительное географическое пространство.

В судебном заседании установлено, что земельные участки находятся на берегу озера Байкал, ответчики планируют перевод вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:13:060201:129 для осуществления коммерческой деятельности.

В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Прокурор при предъявлении иска на основании ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина в размере 300,00 руб. взыскивается с ответчиков, не освобожденных законом от уплаты госпошлины, в солидарном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ольхонского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Козулиной Л.Н., Старостиной Е.Л. об освобождении самовольно занятых земельных участков о запрете деятельности для предоставления гостиничных и туристических услуг, о запрете отведения (сброса) сточных вод в грунт в границах водоохраной зоны озера Байкал, удовлетворить.

Запретить Старостиной Е.Л., индивидуальному предпринимателю Козулиной Л.Н. деятельность по эксплуатации земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для предоставления гостиничных и туристических услуг.

Запретить индивидуальному предпринимателю Козулиной Л.Н., Старостиной Е.Л. отведение (сброс) сточных вод в грунт в границах водоохраной зоны озера Байкал, при эксплуатации базы отдыха «Новая».

Взыскать с индивидуального предпринимателя Козулиной Л.Н., Старостиной Е.Л. госпошлину в доход местного бюджета в солидарном порядке в размере 300.00 руб.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в апелляционном порядке через Ольхонский районный суд в течение месяца дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Р.Р. Сыроватская