ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-300/2014 от 11.03.2014 Брянского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-300 /2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2014 года г. Брянск

 Брянский районный суд Брянской области в составе:

 председательствующего судьи Саворинко Г.П.,

 при секретаре Евдокимовой Т.И.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям к ФГУП «Черемушки» о возмещении вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды,

У С Т А Н О В И Л:

 Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям (Россельхознадзор) обратилось в суд с настоящим иском ссылаясь на то, что в начале 2013 года Россельхознадзором, в ходе проведения проверки на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № расположенном примерно в 800 м по направлению на юго-восток от п. Новые Дарковичи Брянского района Брянской области (предоставленном на праве постоянного (бессрочного) пользования ГП ОНО ОПХ «Черемушки» (ныне именуемом ФГУП «Черемушки») был выявлен факт уничтожения плодородного слоя почвы, с целью добычи полезных ископаемых. Установлено, что указанные противоправные действия были совершены самовольно, без перевода земельного участка в категорию промышленности. При этом плодородный слой почвы отдельно не снимался и не хранился (для дальнейшего использования при проведении рекультивации нарушенных земель), а был перемешан с нижележащей материнской породой и вывезен, то есть, по сути, уничтожен.

 Указали, что по данному факту Россельхознадзором было возбуждено дело об административном правонарушении по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, назначено административное расследование. В ходе производства по делу об административном правонарушении Россельхознадзором, в порядке ст. 26.4 КоАП РФ, были проведены экспертизы. По результатам экспертных исследований, проведенных ООО «Брянская экспертно-оценочная компания», было подтверждено, что участки с нарушенным плодородным слоем находятся в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №. Средняя глубина на участках с нарушенным плодородным слоем составляет 1,5 м, общая площадь повреждений, нарушений плодородного слоя на земельном участке с кадастровым номером № превышает 7 тыс. кв.м. Общий размер ущерба составил 1834080 руб. Вступившим в законную силу постановлением Брянского районного суда от 08.08.2013 года, (дело № 5-56), правонарушитель ФГУП «Черемушки» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ.

 Просит взыскать с ФГУП «Черемушки» в возмещение вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды сумму 1834080 руб., стоимость работ по оценке ущерба в размере 32480 руб.

 В судебном заседании представители истца Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям Кононыхин И.С., Киселев К.С. поддержали исковые требования, ссылаясь на те же обстоятельства. Просили иск удовлетворить.

 В судебном заседании представитель ответчика ФГУП «Черемушки» Семченко О.А. иск не признала, ссылаясь на основания, изложенные в имеющемся в материалах дела письменном отзыве. Просила в иске отказать.

 В судебном заседании третье лицо Шербак А.Д., его представитель Просвирин Ю.В. полагали (ссылаясь на доводы изложенные в письменных возражениях на исковое заявление) заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

 Заслушав стороны сопора, участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 689 «О государственном земельном надзоре» было утверждено «Положение о государственном земельном надзоре». Пунктом 5 данного положения предусмотрено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений надзор за соблюдением: а) выполнения в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли; б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; в) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

 Как уже упоминалось выше, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность, в том числе, через свои территориальные органы.

 Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям реализуя свои полномочия, правомерно прореагировало на обращение гражданки ФИО10 о нарушении требований земельного законодательства, связанным с самовольным снятием, перемещением и уничтожением плодородного слоя почвы, была проведена проверка. В ходе проведенной Россельхознадзором проверки было выявлено, что в начале 2013 года с земельного участка сельскохозяйственного назначения (с кадастровым номером № расположенного примерно в 800 м по направлению на юго-восток от п. Новые Дарковичи Брянского района Брянской области, приблизительные географические координаты: <данные изъяты>) посредством экскаватора марки «KOMATSU» производилось снятие и перемещение плодородного слоя почвы и нижележащего грунта, с последующим вывозом с помощью грузовых автомобилей КАМАЗ», «DONGFENG», «VOLVO» и т.д. Как следствие на площади превышающей 7 тыс. кв.м. образовалось два карьера. (Т.1 л.д. 14, 15-32, 33,34-37, 38-40, 41-43, 44-47,51-55).

 Земельный участок с кадастровым номером № находится в постоянном (бессрочном) пользовании ГП ОНО ОПХ «Черемушки» - ныне именуемом ФГУП «Черемушки» ( Т. л.д.-49).

 Из материалов дела видно, что 15.02.2013 года Россельхознадзором было возбуждено дело об административном правонарушении по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ (уничтожение плодородного слоя почвы …), назначено административное расследование (Т.1 л.д.48). Вступившим в законную силу постановлением Брянского районного суда от 08.08.2013 года, (дело № 5-56), ФГУП «Черемушки» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ и назначено наказания в виде административного приостановления деятельности сроком на 60 суток.

 Разрешая настоящий спор, суд принимает во внимание, что право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В частности Федеральным законом «Об охране окружающей среды» регулируются отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

 Суд учитывает, что статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) устанавливает, что одним из основополагающих принципов земельного законодательства является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде. Нормами ст.ст. 7, 12, 77, 78 ЗК РФ предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением для ведения сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве.

 Согласно статье 13 ЗК РФ землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в целях охраны земель собственники земельных участков, проводить ряд мероприятий, в частности, по сохранению почв и их плодородия; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. Законом (ст. 42 ЗК РФ) на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Аналогичные нормы содержатся и в ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» согласно которой собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту (приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и т.д.).

 Таким образом, исходя из системного анализа перечисленных выше норм права, обязанность по осуществлению мероприятий по охране земель; по сохранению почв и их плодородия; по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв; по использованию земельных участков в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами (которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, порче и уничтожению плодородного слоя почвы) возложена законодателем именно на землепользователя.

 Кроме того, суд принимает во внимание, что исходя из содержания ст.ст. 77,78,88 ЗК РФ п. 8 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», п.п. 5, 6, 7, 11 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 № 525/67 следует, что осуществление добычи полезных ископаемых допускается только при условии перевода земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.

 Из имеющегося в материалах дела заключения № 13Б-599 ООО «Брянская экспертно-оценочная компания» 21.05.2013 года по определению размера ущерба от деградации почв и земель (Т.1 л.д.167-182), что общая площадь участков почвы с нарушенным ответчиком плодородным слоем (находящихся в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №) составила 7642 кв.м. (при средней глубине нарушенного плодородного слоя земли 1,5 м.). Общий размер ущерба, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, составил 1834080 руб.

 В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Согласно требованиям ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Объем и размер ущерба, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, в полной мере подтверждается представленными стороной истца доказательствами, оцененными судом в совокупности с другими материалами дела. Вместе с тем стороной ответчика допустимых доказательств, опровергающих доводы иска, суду не предоставлено.

 Суд также принимает во внимание, что согласно пункту 30 Постановления пленума Верховного суда Российской Федерации «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» от 18.10.2012 года исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений, направлены на защиту прав граждан, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением, гарантированы статьей 42 Конституции Российской Федерации, что определяет подведомственность этих дел судам общей юрисдикции. То есть, поскольку имущественные отношения участников гражданского (хозяйственного) оборота, возникающие в ходе осуществления этими лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, предметом заявленных требований по делам данной категории не являются, указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции независимо от субъектного состава участвующих в деле лиц.

 В силу абзаца 2 пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

 Таким образом, оценив в совокупности все добытые и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 209, 321 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

 Иск Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору удовлетворить.

 Взыскать с Федерального Государственного унитарного предприятия «Черемушки» Российской академии сельскохозяйственных наук (ОГРН №, ИНН №, <адрес> ) в пользу местного бюджета в возмещение вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды 1834080 рублей.

 Взыскать с Федерального Государственного унитарного предприятия «Черемушки» Российской академии сельскохозяйственных наук в пользу  ООО «Брянская экспертно-оценочная компания» расходы за работу экспертов по оценке ущерба в размере 32480 рублей.

 Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Брянский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Саворинко Г.П.