ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3044/2022 от 07.02.2023 Красногвардейского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело 2-32/2023

УИД 78RS0008-01-2022-001192-65

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург

07 февраля 2023 года

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего

Колосовой Т.Н.,

при секретаре

Шарыгиной М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга к Жилищно-строительному кооперативу №1100 об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ГЖИ СПб обратилась в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Жилищно-строительному кооперативу №1100, уточнив исковые требования просила обязать Жилищно-строительный кооператив №1100 устранить выявленные нарушения требований законодательства, а именно: привести сведения о площади дома, о площади жилых помещений дома по адресу: <адрес> указанные в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствие с данными указанными в техническом паспорте на многоквартирный дом, в частности - общая площадь дома -23285,1 кв.м, общая площадь жилых помещений - 22794,5 кв.м.( том 2 л.д.1-5).

Требования мотивированы тем, что в адрес Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга 03.03.2021 поступило обращение Б.. по вопросу нарушения требований жилищного законодательства по адресу: <адрес> Управление многоквартирным домом по адресу: <адрес> осуществляет Жилищно-строительный кооператив №1100 на основании Устава. В ходе проведения проверки Инспекцией установлено, что в счет-квитанциях за 2021 год указаны площади нежилых помещений дома 490,60 кв.м., жилых помещений дома 22794,50 кв.м, соответствующие сведениям технического паспорта. Вместе с тем, в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства размещены сведения о площади жилых помещений дома 22794,80 кв.м., площади многоквартирного дома 22894,70, т.е. нарушен п. 2.1.14., 2.1.14.1, 2.1.14.2 Раздела 10 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», а также ст. 18 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно - коммунального хозяйства». Согласно предписанию Инспекции 08.07.2021 № 07/21/671-р на ЖСК1100 предписано устранить нарушения. Инспекцией 24.08.2021 года на основании распоряжения № 07/21/817-р от 20.08.2021 года была произведена проверка исполнения предписания от 08.07.2021 № 07/21/671-р, в ходе которой установлено, что предписание не исполнено. Указанный факт установлен актом проверки №07/21/817-р от 24.08.2021 года. По итогам проверки в отношении Кооператива был составлен протокол по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Мировой судья судебного участка № 85 Санкт-Петербурга, рассмотрев указанный протокол об административном правонарушении, признал виновным Кооператив в совершенном правонарушении и назначил административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей (Постановление №5-247/17-91 от 11.10.2021).

Представитель истца Федькушова М.А. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Волкова Н.Г. в судебное заседание явилась, возражала относительно заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях.

Представитель третьего лица СПб ГБУ «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимого и движимого имущества» в судебное заседание не явился, возражений суду не представил, в связи с чем дело рассмотрено на основании ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в адрес Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга 03.03.2021 поступило обращение Б. по вопросу нарушения требований жилищного законодательства по адресу: <адрес> (л.д.33-36).

Управление многоквартирным домом по адресу: <адрес> осуществляет Жилищно-строительный кооператив №1100 на основании Устава.

07.07.2021 года заместителем начальника Инспекции было издано распоряжение о проведении внеплановой проверки (л.д.31-32).

07.07.2021 года истцом в адрес ответчика было направлено уведомление о проведении внеплановой документальной проверки юридического лица (л.д.30).

В ходе проведения проверки Инспекцией установлено, что в счет-квитанциях за 2021 год указаны площади нежилых помещений дома 490,60 кв.м., жилых помещений дома 22794,50 кв.м, соответствующие сведениям технического паспорта. Вместе с тем, в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства размещены сведения о площади жилых помещений дома 22794,80 кв.м., площади многоквартирного дома 22894,70, т.е. нарушен п. 2.1.14., 2.1.14.1, 2.1.14.2 Раздела 10 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», а также ст. 18 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно - коммунального хозяйства», о чем составлен Акт 08.07.2021 года (л.д.25-29).

Согласно предписанию Инспекции 08.07.2021 № 07/21/671-р на ЖСК1100 предписано устранить нарушения (л.д.13-15).

Инспекцией 24.08.2021 года на основании распоряжения № 07/21/817-р от 20.08.2021 года была произведена проверка исполнения предписания от 08.07.2021 № 07/21/671-р, в ходе которой установлено, что предписание не исполнено (л.д.23-24).

Указанный факт установлен актом проверки №07/21/817-р от 24.08.2021 года (л.д. 17-21).

По итогам проверки 06.09.2021 года в отношении ЖСК №1100 был составлен протокол по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д.66-68).

Постановлением мирового судьи судебного участка №85 Санкт-Петербурга, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №91 Санкт-Петербурга от 11.10.2021 года по делу 5-247/2017-91 ЖСК №1100 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Часть 1 статьи 161 ЖК РФ устанавливает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

При этом согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и должно обеспечивать, в частности: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан; сохранность имущества физических лиц или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

Согласно части 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно- коммунального хозяйства» ( далее - ГИС ЖКХ) поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в ГИС ЖКХ.

Разделом 10 Приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно- коммунального хозяйства» утверждена информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом, а также сроки и ее периодичность.

В судебном заседании представитель истца ссылалась на то, что Кооператив является лицом, ответственным в том числе и за своевременное размещение достоверной информации в ГИС ЖКХ о доме по адресу: <адрес> содержание общего имущества дома, в соответствии с установленными требованиями законодательства. В ходе проведения проверки Инспекцией установлено, что в счет-квитанциях за 2021 год указаны площади нежилых помещений дома 490,60 кв.м., жилых помещений дома 22794,50 кв.м, соответствующие сведениям технического паспорта. Вместе с тем, в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства размещены сведения о площади жилых помещений дома 22794,80 кв.м., площади многоквартирного дома 22894,70, т.е. нарушен п. 2.1.14., 2.1.14.1, 2.1.14.2 Раздела 10 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", а также ст. 18 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Согласно ст. 18 Закона № 209-ФЗ лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ но ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

В силу пп. 2.1.14., 2.1.14.1, 2.1.14.2 Раздела 10 Приказа Минкомсвязи России № 74 &apos;Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» должна быть указана общая площадь здания, общая площадь жилых помещений общая площадь нежилых помещений, и общая площадь нежилых помещений за исключением помещений общего пользования, общая площадь помещений входящих в состав общего имущества.

Согласно ответу Управления Росреестра по Санкт-Петербургу на запрос Инспекции № 08-11-22488/22-0-0 от 17.10.2022 в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения об объекте недвижимости, расположенном по адресу: <адрес> - площадь 22894,7 кв.м. Размещение сведений ЕГРН в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства регулируется Федеральным законом от 21.07.2014 №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», Приказом Минэкономсвязи России и Минстроя России от 24.08.2015 №311/612/пр, регламентом взаимодействия Росреестра и ГИС ЖКХ. Сведения ЕГРН об объекте недвижимости – многоквартирном доме с кадастровым номером <№> переданы Управлением в ГИС ЖКХ 14.06.2022 года. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлен состав сведений об объекте недвижимости, которые вносятся в ЕГРН. Сведения о сумме площадей жилых помещений и сумме нежилых помещений многоквартирного дома в ЕГРН не вносятся (л.д.225-226).При государственном кадастровом учете в связи с изменениями основных характеристик объекта недвижимости - в соответствие с п. 4 ч. 2 ст. 15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости.

Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона о регистрации недвижимости от 13.07.2015 № 218-ФЗ одним из документов необходимых для осуществления кадастрового учета изменений объекта капитального строительства, является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

В соответствие с 4 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

При этом государственный учет изменений помещений, относящихся в общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляется при соблюдении требований жилищного законодательства, установленных для управления и распоряжения многоквартирным домом, а также общим имуществом, а именно соответствующие решения принимаются на общем собрании собственников помещений.

Соответственно заявление об учете должно предоставляется в орган регистрации прав лицом, уполномоченным на предоставление данного заявления решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Из ответа ГБУ ГУИОН от 02.06.2022 года следует, что по данным ПИБ Северное департамента кадастровой деятельности ГБУ «ГУИОН» по состоянию на 29.12.2012 по адресу: <адрес>, учтен многоквартирный дом общей площадью 22 894,7 кв.м, в том числе общей площадью жилых помещений 22 795,6 кв.м. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в срок до 01 января 2013 года должны были передать сведения об объектах, прошедших технический учет до 2013 года, в органы кадастрового учета. Во исполнение данного закона актуальные по состоянию на 29.12.2012 года сведения о вышеуказанном МКД были переданы ГУП «ГУИОН» в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу для включения в Государственный кадастр недвижимости. Ошибок при передаче ГУП «ГУИОН» в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу сведений в отношении рассматриваемого объекта не выявлено. По состоянию на 05.04.2019 рассматриваемый МКД учтен общей площадью 23285,1 кв.м в том числе жилой площадью 22 794,5 кв.м. Сведений об учете МКД с общей площадью жилых помещений – 22 794,8 кв.м в архивной документации ПИБ на указанный МКД отсутствует (л.д.103-145).

Возражая относительно заявленных исковых требований представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что ответчик в соответствии с ч.3 ст. 8 Федерального закона от 21.07.2014 №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» является поставщиком информации, однако такими же поставщиками информации являются и органы государственной власти, в том числе Росреестр. При открытии электронного паспорта многоквартирного дома в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства рядом со строками 2.4, 2.9.1, 2.9.2, 2.15 имеется отметка «!», означающая, что данные размещены Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведению государственного кадастра недвижимости. В случае, если ЖСК №1100 при заполнении формы откажется от привязки сведениям, предоставленным Росреестром, все сведения необходимо будет заполнить «вручную», что приведет к несоответствию данных о жилых помещениях, будут утрачены связки с иными поставщиками информации, в том числе ГУП «ТЭК СПб», Фонд капитального ремонта, Водоканал и пр. Ответчиком в ПИБ Северное департамента кадастровой деятельности бы запрошена ведомость помещений МКД, которая была предоставлена 08.11.2021 по состоянию на 1983 с учетом инвентаризации отдельных помещений, проведенной обращениям собственников (владельцев) помещений. По данным ведомости площади некоторых жилых помещений не соответствуют площадям этих помещений, указанным в Росреестре, в том числе квартиры <№> (больше на 0,1 кв.м.), <№> (больше на 0,1 кв.м.), <№> (больше на 0,2 кв.м.), <№> (меньше на 0,1 кв.м). Представитель ответчика указал, что ответчик не вправе получать отдельные технические паспорта на каждую квартиру или обязывать собственника предоставить новый технический паспорт для подтверждения фактической площади помещения, ответчик также не вправе без участия самого собственника внести сведения в Росреестр. Изменение в Росреестре сведений об общей площади дома включает в себя изменение общей площади жилых помещений, изменение площади помещений, относящихся к общему имуществу дома. Возможность внесения сведений об общей площади дома должна объединить всех собственников квартир, которые должны внести изменения в свои площади квартир, поскольку только собственник помещения может внести изменения в его площадь. Представитель ответчика также указал, что сведения о сумме площадей жилых помещений в МКД в ЕГРН не вносятся, однако в системе ГИС ЖКХ общая площадь жилых помещений указывается исходя из данных Росреестра в отношении каждого помещения и суммируется самой системой.

Из ответа ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу от 17.08.2020 следует, что согласно ч.1 ст. 45 Федерального закона РФ от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в ред., действующей до 01.01.2017 года государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до 01 января 2013 года с учетом определенных ст. 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости и содержащие такие сведения документы включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в соответствии со сведениями, переданными органами технической инвентаризации, осуществляющими государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства до 01.01.2013 года, согласно ч.3 ст. 45 Закона о кадастре с учетом предусмотренного ст. 7 Закона о кадастре состава сведений и в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а именно приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 №1 «О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости». В составе сведений кадастра недвижимости, а также с 01.01.2017 – в ЕГРН содержатся сведения о ранее учтенном здании многоквартирного дома с кадастровым номером: <№> по адресу: <адрес> а также расположенных в нем помещения. Сведения о данном здании и помещениях были внесены в кадастр недвижимости в соответствии с ч.3 ст. 45 Закона о кадастре согласно сведениям, переданным Санкт-Петербургским ГУП «ГУИОН», осуществляющим государственный технический учет вышеуказанного объекта недвижимости до 01.01.2013 года, по государственному контракту от 11.04.2012 №12Д/2012 по теме «Обеспечение условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 году». Сведения об отнесении объекта недвижимости к общему имуществу собственников помещений в МКД на дату передачи сведений не входили в состав сведений кадастра, установленный ст. 7 Закона о кадастре в редакции, действовавшей на дату передачи ОТИ сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (на 01.01.2013). Передача сведений ОТИ о ранее учтенных МКД и, в том числе, расположенных в них помещениях, составляющих общее имущество, осуществлялась без указания данной информации, следовательно, в сведениях кадастра недвижимости о ранее учтенных объектах недвижимости сведения об отнесении помещений к общему имуществу отсутствуют. Включение сведений об отнесении помещений в общему имуществу на основании технического паспорта, изготовленного 05.04.2019 (т.е. после 01.01.2013) действующим законодательством не предусмотрено. При государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости - в соответствии с п.4 ч.2 ст. 15 Закона о регистрации недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости. Согласно ч.2 ст. 14 Закона о регистрации недвижимости одним из документов, необходимых для осуществления кадастрового учета изменений объекта капитального строительства, является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (л.д.78-79).

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от 29.06.2020) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила № 491).

Согласно п. 3, п. 4 Правил № 491 при определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре. В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.

Таким образом, учитывая изложенные нормы права, а также учитывая, что сведения о сумме площадей жилых помещений в МКД в ЕГРН не вносятся, сведения о спорном МКД и помещениях внесены в кадастр недвижимости в соответствии с ч.3 ст. 45 Закона о кадастре согласно сведениями, переданным ГУП «ГУИОН», изменение основных характеристик объекта недвижимости осуществляется только по заявлению собственника объекта недвижимости, требования истца о внесении в ГИС ЖКХ сведений в соответствии с технической документацией, противоречащей сведениями, содержащимся в Росреесте не основано на законе, в связи с чем требования истца подлежат отклонению в полном объеме.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья подпись

Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2023 года.