Дело №2-3061/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 декабря 2023 года
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.А.
при секретаре Безруковой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Смоленска к индивидуальному предпринимателю Жулдыбину Владимиру Николаевичу о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства,
установил:
Прокурор Ленинского района г.Смоленска обратился в суд с иском к ИП Жулдыбину Владимиру Николаевичу, Администрации г.Смоленска о запрете эксплуатации стационарного аттракциона, выполнении работ по устранению нарушений правил технической и пожарной безопасности при технической эксплуатации и обращении с аттракционом «Колесо обозрения», расположенным на территории ЦПКиО «Лопатинский сад» по адресу: <адрес>а; обязании органа местного самоуправления обеспечить использование земельного участка с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В обоснование иска прокурор Ленинского района г.Смоленска указал, что ответчиками ИП Жулдыбиным В.Н., Администрацией г.Смоленска допускается деятельность по эксплуатации аттракциона с нарушением правил технической и пожарной безопасности со стационарным аттракционом, что может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей, при оказании им развлекательных услуг.
Определением Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу было прекращено в части исковых требований к Администрации г. Смоленска о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации стационарного аттракциона по основанию отказа истца от иска в связи с добровольным исполнением ответчиком требований иска.
Прокурором Ленинского района г.Смоленска подано исковое заявление об уточнении требований, согласно которому заявлены требования об обязании ИП Жулдыбина В. Н. принять меры по устранению нарушений при содержании и эксплуатации аттракциона «Колесо обозрения», расположенного на территории ЦПКиО «Лопатинский сад» по адресу: <адрес> путем их приведения в соответствие требованиям действующего законодательства РФ, а именно: устранить дефекты металлоконструкций аттракциона в виде трещин в продольных швах сварных соединений беговой дорожки в районе кабин № трещин в поперечных швах сварных соединений элементов поверхности качения беговой дорожки в районе крепления кабин № трещин сварных соединений в местах установки электро-заклепок на поверхности качения беговой дорожки в районе крепления кабин № в целях исключения доступа в опасную зону, травмирования персонала и посетителей устранить нарушения и дефекты ограждений аттракциона, выраженные в несоблюдении минимально необходимого расстояния от ограждений до аттракциона, разрушений сварных соединений и деформации элементов ограждения, исключить доступ в огражденную зону через калитку для технического персонала без использования инструментов; установить в каждой пассажирской кабине аттракциона «Колесо обозрения» таблички (пиктограммы, знаки), напоминающие пассажирам о запрете во время сеанса катания выставлять конечности за пределы кабины; после устранения выявленных нарушений получить в ООО «НВП «Диамет» или иной аккредитованной организации оценку технического состояния аттракциона; для осуществления государственного контроля по результатам технического освидетельствования аттракциона предоставить акт оценки его технического состояния в Главное управление государственного строительного и технического надзора Смоленской области, проведя техническое освидетельствование аттракциона с участием указанного государственного органа; обеспечить ввод в эксплуатацию аттракциона и дальнейшую безопасную эксплуатацию аттракциона с соблюдением требований действующего законодательства РФ.
Также заявлено требование запретить ИП Жулдыбину В. Н. на территории ЦПКиО «Лопатинский сад» по адресу: <адрес> деятельность по эксплуатации аттракциона «Колесо обозрения» до устранения нарушений требований законодательства в сфере эксплуатации аттракционов и получения оценки технического состояния аттракциона.
Представитель прокурора Ленинского района г.Смоленска – помощник прокурора Ленинского района г.Смоленска Новикова О.В. исковые требования с учётом уточнений поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
ИП Жулдыбин В.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель ИП Жулдыбина В.Н. Галиева К.Ф. исковые требования не признала, указав, что ответчиком в настоящее время совершаются действия по проведению комплекса мероприятий, направленных на устранение технических неполадок и организацию безопасной эксплуатации аттракциона.
Третьи лица ООО «Навигатор» и ООО «Партнер», надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, представителей в судебное заседание не направили, возражений по существу иска не представили.
Представитель Главного управления государственного строительного и технического надзора Смоленской области Бондаренко А.К. в качестве представителя компетентного государственного органа, привлечённого в порядке ст.47 ГПК РФ к участию в деле для заключения, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что с целью безопасной эксплуатации стационарного аттракциона требуется проведение ответчиком комплекса мероприятий, направленных на устранение выявленных при эксплуатации и обслуживании стационарного аттракциона технических неполадок, и также направленных на проведение в установленном порядке технического освидетельствования и в дальнейшем ввод в эксплуатацию этого аттракциона.
Представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области Носов А.Г. в качестве представителя компетентного государственного органа, привлечённого в порядке ст.47 ГПК РФ к участию в деле для заключения, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, указав вместе с тем, что нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе прокурорской проверки в отношении ИП Жулдыбина В.Н., были устранены в полном объеме.
Представитель межрегионального технологического управления Федерального службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению последующим основаниям.
В силу статьи 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее Закон о техническом регулировании) законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Статья 2 указанного федерального закона определяет технический регламент как документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 года N 114 принят Технический регламент "О безопасности аттракционов" (ТР ЕАЭС 038/2016), который вступил в законную силу 18 апреля 2018 года и устанавливает минимально необходимые требования к безопасности аттракционов и связанным с ними процессами проектирования, изготовления, монтажа (сборки, установки), наладки, эксплуатации и т.д., в том числе в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды.
Технический регламент распространяется на временно устанавливаемые (перевозимые) аттракционы и стационарные аттракционы (собранные на фундаментах или без фундаментов), при пользовании которыми на пассажиров оказывается биомеханическое воздействие степени потенциального биомеханического риска RB-1, или RB-2, или RB-3 и которые подразделяются на следующие виды: а) аттракционы механизированные поступательного движения (в том числе с использованием воды); б) аттракционы механизированные вращательного движения; в) аттракционы механизированные сложного движения; г) автодромы и картинги; д) аттракционы надувные; е) аттракционы водные немеханизированные; ж) немеханизированные аттракционы; з) аттракционы для детей.
Согласно пункту 8 указанного Технического регламента аттракционом является оборудование, которое предназначено для развлечения пассажиров во время движения, включая биомеханические воздействия; аттракцион для детей - аттракцион, специально спроектированный для развлечения детей (ростом от 90 до 160 см).
Из материалов дела следует, что на территории ЦПКиО «Лопатинский сад», расположенного по адресу: <адрес> оказываются развлекательные услуги с использованием стационарного аттракциона «Колесо обозрения» ИП Жулдыбиным В.Н. в соответствии с трехсторонним соглашением об эксплуатации аттракциона от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ИП Жулдыбиным В.Н., ООО «Навигатор» и ООО «Партнер», которому Администрацией г.Смоленска на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№/А был передан земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1000 кв.м, в границах <адрес> для использования в целях развлечений (под аттракцион «Колесо обозрения») сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.2.3 названного соглашения ИП Жулдыбин В.Н. принимает на себя обязанность осуществлять эксплуатацию аттракциона в соответствии с действующим законодательством.
В силу абз.3 ч.2 ст.4 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей строится на принципах ответственности юридических лиц за нарушение прав ребенка.
Из положений ч.1 и ч.2 ст.7 Закона РФ от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» следует, что потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Исполнитель обязан обеспечивать безопасность оказываемой услуги
По результатам проведенной прокуратурой Ленинского района г.Смоленска в отношении ИП Жулдыбина В.Н. проверкой соблюдения ответчиком требований законодательства в сфере организации и предоставления развлекательных услуг с использованием аттракциона было выявлено, что техническое состояние аттракциона и его эксплуатация не соответствуют требованиям технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов", ГОСТов, эксплуатационных документов.
Из представленных материалов дела следует, что ответчиком при эксплуатации аттракциона допускались нарушения положений Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (ТР ЕАЭС 038/2016), утвержденного решением Совета Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов, ГОСТ 33807-2016. Межгосударственный стандарт. Безопасность аттракционов. Общие требования».
Определением Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству стороны истца по делу была назначена судебная техническая экспертиза, проведение которой было поручено ООО «НВП «Диамет».
В экспертном заключении ООО «НВП «Диамет» № дана техническая характеристика аттракциона с указанием на то, что в соответствии с ТР ЕАЭС 038 Аттракцион «Колесо обозрения высотой 50 метров» зав.№ 35, г/в 2019, расположенный на территории ЦПКиО «Лопатинский сад» по адресу <адрес>А по типу относится к колесам обозрения, по виду - к механизированным вращательного движения со степенью потенциального биомеханического риска RB-1.
Из исследовательской части экспертного заключения ООО «НВП «Диамет» № следует, что в конструкции подвижной части аттракциона были обнаружены трещины в продольных швах сварных соединений беговой дорожки в районе крепления кабин № трещины в поперечных швах сварных соединений элементов поверхности качения беговой дорожки в районе крепления кабин № трещины сварных соединений в местах установки электро-заклепок на поверхности качения беговой дорожки в районе крепления кабин №
В конструкции ограждения аттракциона также обнаружены недостатки: ограждение аттракциона установлено с нарушением требований ГОСТ 33807-2016 п.5.8.4.2, не соблюдено минимально необходимое расстояние от ограждения до аттракциона (0,5 м), что не исключает доступа посетителей в опасную зону; имеются разрушения сварных соединений элементов ограждения и деформация элементов ограждения, что может привести к травмированию, как обслуживающего персонала, так и посетителей; на калитке для технического персонала отсутствует запор, препятствующий доступу в огражденную зону, открываемый только с использованием инструментов.
Были выявлены недостатки пассажирских кабин, на которых отсутствуют пиктограммы, знаки, напоминающие пассажирам о запрете во время сеанса катания выставлять за пределы кабины конечности тела.
В исследовательской части экспертного заключения на поставленные судом вопросы о состоянии эксплуатационных документов аттракциона были приведены данные о том, что при рассмотрении эксплуатационных документов на аттракцион «Колесо обозрения высотой 50 метров», представленных экплуатантом ИП Жулдыбиным В.Н., было установлено, что для обеспечения организации безопасной эксплуатации аттракциона в организации отсутствуют эксплуатационные документы. В заключении указано на отсутствие таких документов, как приказы о назначении администратора, ответственного за безопасную эксплуатацию аттракциона, ответственного за электробезопасность, ответственного за охрану труда и технику безопасности, механика, контролера-посадчика; должностных инструкции (обязанности) администратора, ответственного за элекробезопасность, ответственного за охрану труда и технику безопасности, механика, контролера-посадчика; документы или удостоверения, подтверждающие допуск обслуживающего персонала к работам на высоте. Также приведены данные о том, что в журнале учета технического обслуживания и ремонта аттракциона отсутствуют дата проведения ремонтных работ и сведения об организации, проводившей ремонт, отсутствуют сведения о проведении ТО-2, которое должно проводиться ежемесячно и ТО-3, которое должно проводиться ежегодно в соответствии с Руководством по эксплуатации КО -22.6.000.000.000 РЭ. В акте на ремонт аттракциона «Колесо обозрения» с применением сварки от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о наличии у организации проводившей ремонт с применением сварки ООО «ПромСтройИжевск» аттестованной технологии сварки, отсутствуют сведения о сварщике, выполнявшем сварочные работы и его аттестации, отсутствуют сведения об использованных сварочных материалах (сертификаты, аттестаты на сварочные материалы).
Заключением ООО «НВП «Диамет» № на поставленные судом вопросы в рамках судебной технической экспертизы были даны ответы и сделаны выводы о том, что аттракцион не соответствует требования безопасности ТР ЕАЭС 038/2016, ГОСТ 33807-2016 и не может быть допущен к дальнейшей эксплуатации без устранения выявленных дефектов и недостатков.
Аттракцион не соответствует требованиям безопасной эксплуатации в связи с выявленными в процессе проведенного обследования технического состояния аттракциона дефектами и недостатками металлоконструкций и эксплуатационной документации: трещины в металлоконструкциях подвижной части аттракциона, разрушения сварных соединений в элементах ограждения и т.д.
При проведении динамических испытаний под нагрузкой «Колесо обозрения» вращалось плавно без рывков и без вибраций, посторонние звуки, шумы, скрежет, перекатывание предметов в конструкции аттракциона отсутствовали. Представленная видеозапись работы аттракциона «Колесо обозрения» при проведении проверки старшим помощником прокурора Ленинского района г. Смоленска, свидетельствует о наличии посторонних шумов при работе аттракциона. Данные шумы возникают в связи с наличием в замкнутых пространствах металлоконструкций стрел аттракциона окалины, оставшейся от производства сварочных работ при изготовлении аттракциона. На безопасную эксплуатацию аттракциона данные шумы не влияют. На момент проведения экспертизы указанные шумы отсутствовали. Если посторонние звуки или шумы исходят от привода аттракциона, узла подвеса пассажирских кабин, центральной оси вращения, то в этом случае эксплуатация «Колеса обозрения» недопустима. Шумы от перекатывания окалины внутри замкнутых пространств металлоконструкций «Колеса обозрения» не влияют на его безопасную эксплуатацию.
В процессе проведения обследования технического состояния аттракциона «Колесо обозрения» было установлено, что ограждение имеет дефекты и установлено с нарушением требований ГОСТ 33807-2016 (см. п. 1.2): ограждение аттракциона установлено с нарушением требований ГОСТ 33807-2016 п.5.8.4.2, не соблюдено минимально необходимое расстояние от ограждения до аттракциона (0,5 м), что не исключает доступа посетителей в опасную зону; имеются разрушения сварных соединений элементов ограждения и деформация элементов ограждения, что может привести к травмированию, как обслуживающий персонала, так и посетителей; на калитке для технического персонала отсутствует запор, препятствующий доступу в огражденную зону, открываемый только с использованием инструментов.
Эксплуатант должен следить в течение всего времени эксплуатации аттракциона, как за техническим состоянием самого аттракциона, так и за его ограждающими конструкциями.
Порядок проведения ежедневного ТО-1, ежемесячного ТО-2 и ежегодного ТО-3 технического обслуживания аттракциона «Колесо обозрения» предусмотрен Руководством по эксплуатации КО-22.6.000.000.000 РЭ, объем и виды работ необходимые для проведения соответствующих технических обслуживаний описаны в Руководстве по техническому обслуживанию и ремонту КО-22.6.000.000.000 РТО.
Проведение периодического технического обслуживания в меньшем количестве или объеме, чем это требует эксплуатационная документация, является нарушением п. 7.4.9.2 ГОСТа 33807-2016 «Безопасность аттракционов. Общие требования». В соответствии с п. 7.4.9.1 ГОСТа 338072016, все работы по техническому обслуживанию аттракциона должны проводиться лицами, прошедшими специальное обучение или имеющими опыт проведения процедур проведения технического обслуживания таких аттракционов, или техническое обслуживание должно проводиться под их непосредственным контролем.
Эксплуатационные документы не содержат специальных требований отличных от требований ГОСТ 33807-2016 к квалификации персонала, допущенного к проведению вышеуказанного вида работ.
По данным завода изготовителя ООО «Сталь Дизайн» (письмо № 41 от 19.10.23) к проведению работ по техническому обслуживанию аттракциона «Колесо обозрения» допускаются специалисты рабочих специальностей слесари, механики, электрики, имеющие необходимое профессиональное образование и стаж работы не менее двух лет, прошедшие инструктаж на заводе изготовителе или на месте эксплуатации аттракциона от специалистов завода изготовителя.
Проведение периодических технических обслуживаний в меньшем количестве или объеме, чем этого требует эксплуатационная документация, равно как и проведение этих работ неквалифицированным персоналом не гарантирует безопасной эксплуатации аттракциона, следовательно, аттракцион не может быть допущен к дальнейшей эксплуатации без выполнения технических обслуживаний в полном объеме персоналом соответствующей квалификации.
Требования к квалификации лиц, допущенных к проведению технического обслуживания, предусмотрены Руководством по техническому обслуживанию и ремонту КО -22.6.000.000.000 РТО: «Техническое обслуживание аттракциона должны проводить квалифицированные, обученные специалисты (не менее двух человек). Для проведения ТО1 могут привлекаться операторы.
В соответствии с п. 7.4.9.1 ГОСТа 33807-2016 «Безопасность аттракционов. Общие требования», все работы по техническому обслуживанию аттракциона должны проводиться лицами, прошедшими специальное обучение или имеющими опыт проведения процедур проведения технического обслуживания таких аттракционов, или техническое обслуживание должно проводиться под их непосредственным контролем.
Какие-либо исключительные требования об обязанности прохождения специального обучения лицами, проводящими техническое обслуживание аттракционов, в законодательстве РФ в настоящее время отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного, следует руководствоваться требованиями завода изготовителя ООО «Сталь Дизайн», предъявляемыми к персоналу, проводящему техническое обслуживание аттракциона «Колесо обозрения», а именно к проведению работ по техническому обслуживанию аттракциона «Колесо обозрения» допускаются специалисты рабочих специальностей слесари, механики, электрики, имеющие необходимое профессиональное образование и стаж работы не менее двух лет, прошедшие инструктаж на заводе изготовителе или на месте эксплуатации аттракциона от специалистов завода изготовителя.
В соответствии с Руководством по техническому обслуживанию и ремонту КО-22.6.000.000.000 РТО проведение технического обслуживания должны проводить обученные специалисты не менее двух человек.
В связи с тем, что конструкция аттракциона «Колесо обозрения» с течением времени не изменяется, то повторного обучения на проведение работ по техническому обслуживанию, обученным ранее специалистам не требуется.
Подтверждающим документом о прохождении обучения на заводе изготовителе может быть любой официальный документ с перечнем обученных специалистов, оформленный на бланке предприятия с подписью руководителя и печатью.
Выявленные экспертом в процессе проведения судебной технической экспертизы дефекты и недостатки аттракциона являются устранимыми.
В связи с тем, что при обследовании технического состояния «Колеса обозрения» были обнаружены трещины в металлоконструкциях аттракциона, эксплуатанту следует обратиться на завод изготовитель с целью разработки проекта на ремонт металлоконструкций.
После проведения эксплуатантом всех необходимых мероприятий по устранению дефектов и недостатков аттракциона, проводится последующая оценка технического состояния.
В экспертном заключении имеются ссылки на нормативные документы, которыми должен руководствоваться ИП Жулдыбин В.Н. с указанием на то, что при эксплуатации аттракциона «Колесо обозрения высотой 50 метров» эксплуатант должен руководствоваться следующими нормативно-правовыми документами: Формуляр аттракциона КО-22.6.000.000.000. ФО; Руководство по эксплуатации КО-22.6.000.000.000 РЭ; Руководство по техническому обслуживанию и ремонту КО-000.000 РТО; Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ, раздел Х - Охрана труда; Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 776н "Об утверждении примерного положения о системе управления охраной труда"; Постановление Правительства от 24.12.2021 № 2464 "О порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда"; ТР ЕАЭС 038/2016 «О безопасности аттракционов»; ГОСТ 33807-2016 «Межгосударственный стандарт. Безопасность аттракционов. Общие требования»; ГОСТ 12.0.004—2015 Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения; Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации № 251н от 30 марта 2011 года, раздел 5.2. ПУЭ 7. Правила устройства электроустановок. Издание 7; Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок 2022 г.
Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены достаточные и аргументированные выводы о технических характеристиках, эксплуатационных недостатках аттракциона. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим наличие описанных дефектов и недостатков аттракциона, необходимость проведения мероприятий по их устранению. Оснований не доверять заключению судебной технической экспертизы не имеется, поскольку оно содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение технического и эксплуатационного состояния объекта исследования; эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, о чем есть соответствующая расписка.
В силу части 3 статьи 17, части 1 статьи 19, частей 1 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, исходя из общеправового принципа справедливости, защита прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота.
ИП Жулдыбин В.Н. предоставляет развлекательные услуги населению разных возрастных категорий, в том числе несовершеннолетним, которые в силу вышеуказанных положений закона, должны соответствовать требованиям безопасности.
Выявленные нарушения в деятельности ИП Жулдыбина В.Н. существенны и недопустимы, создают угрозу реальной опасности жизни и здоровью граждан, требуют принятия исчерпывающих мер по устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих, разработке комплекса конкретных мероприятий, направленных на повышение уровня защищенности жизни и здоровья населения.
Непринятие ИП Жулдыбиным В.Н. мер к устранению выявленных нарушений создает опасность для жизни и здоровья граждан, пользующихся аттракционом «Колесо обозрения», расположенным по адресу: <адрес>, поскольку аттракцион не отвечает требованиям технических регламентов.
Таким образом, ответчику следует выполнить работы по устранению технических недостатков и дефектов для приведения аттракциона в работоспособное состояние. Исходя из технического состояния аттракциона ИП Жулдыбину В.Н. следует выполнить следующие работы: устранить дефекты металлоконструкций аттракциона в виде трещин в продольных швах сварных соединений беговой дорожки в районе кабин №; трещин в поперечных швах сварных соединений элементов поверхности качения беговой дорожки в районе крепления кабин № трещин сварных соединений в местах установки электро-заклепок на поверхности качения беговой дорожки в районе крепления кабин №. В целях исключения доступа в опасную зону, травмирования персонала и посетителей устранить нарушения и дефекты ограждений аттракциона, выраженные в несоблюдении минимально необходимого расстояния от ограждений до аттракциона; разрушений сварных соединений и деформации элементов ограждения; исключить доступ в огражденную зону через калитку для технического персонала без использования инструментов; установить в каждой пассажирской кабине аттракциона «Колесо обозрения» таблички (пиктограммы, знаки), напоминающие пассажирам о запрете во время сеанса катания выставлять конечности за пределы кабины.
В соответствии с пунктом 1.1. ГОСТ Р 56065-2014 Национальный стандарт Российской Федерации "Безопасность аттракционов. Оценка технического состояния. Продление срока службы", утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.07.2014 №716-ст (далее по тексту - ГОСТ Р 56065-2014), данный стандарт устанавливает основные организационные и технические требования к процедуре оценки технического состояния механизированных аттракционов, периодичности такой оценки в целях обеспечения безопасности пассажиров и посетителей механизированных аттракционов.
Требования указанного стандарта обязательны для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей владельцев (арендаторов) аттракционов, а также аккредитованных лабораторий, осуществляющих процедуру оценки технического состояния механизированных аттракционов в соответствии с областью аккредитации (пункт 1.2 ГОСТ Р 56065-2014).
Согласно пункту 4.3 ГОСТ Р 56065-2014 оценка технического состояния аттракциона подразделяется на следующие виды: первичная (после монтажа вновь приобретенного аттракциона); очередная (ежегодная, сезонная, в сроки, установленные специализированной организацией, но не реже одного раза в год, в зависимости от технического состояния в первую очередь несущих металлоконструкций, критичных компонентов, узлов и систем, непосредственно влияющих на безопасную эксплуатацию аттракциона).
Поскольку техническое состояние аттракциона препятствует безопасной эксплуатации, ответчику после проведения работ по устранению его технических недостатков следует привлечь аккредитованную организацию для оценки технического состояния аттракциона, проведя техническое освидетельствование с участием компетентного государственного органа - Главного управления государственного строительного и технического надзора Смоленской области.
По результатам технического освидетельствования аттракциона ответчику следует получить акт о техническом состоянии аттракциона, предоставив этот акт в Главное управление государственного строительного и технического надзора Смоленской области, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов.
После пуска аттракциона в эксплуатацию ответчику также следует дальнейшую безопасную эксплуатацию аттракциона осуществить с соблюдением требований действующего законодательства РФ.
При таких установленных судом обстоятельствах иск прокурора Ленинского района г.Смоленска к ИП Жулдыбину В.Н. о запрете деятельности по эксплуатации аттракциона следует удовлетворить, запретить ответчику деятельность по эксплуатации аттракциона «Колесо обозрения» до устранения нарушений требований законодательства в сфере эксплуатации аттракционов и последующего получения оценки технического состояния аттракциона.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
иск прокурора Ленинского района г.Смоленска к индивидуальному предпринимателю Жулдыбину Владимиру Николаевичу о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Жулдыбина Владимира Николаевича принять меры по устранению нарушений при содержании и эксплуатации аттракциона «Колесо обозрения», расположенного на территории ЦПКиО «Лопатинский сад» по адресу: <адрес> путем их приведения в соответствие требованиям действующего законодательства РФ:
- устранить дефекты металлоконструкций аттракциона в виде трещин в продольных швах сварных соединений беговой дорожки в районе кабин № трещин в поперечных швах сварных соединений элементов поверхности качения беговой дорожки в районе крепления кабин №; трещин сварных соединений в местах установки электро-заклепок на поверхности качения беговой дорожки в районе крепления кабин №
- в целях исключения доступа в опасную зону, травмирования персонала и посетителей устранить нарушения и дефекты ограждений аттракциона, выраженные в несоблюдении минимально необходимого расстояния от ограждений до аттракциона; разрушений сварных соединений и деформации элементов ограждения; исключить доступ в огражденную зону через калитку для технического персонала без использования инструментов;
- установить в каждой пассажирской кабине аттракциона «Колесо обозрения» таблички (пиктограммы, знаки), напоминающие пассажирам о запрете во время сеанса катания выставлять конечности за пределы кабины;
- после устранения выявленных нарушений получить в ООО «НВП «Диамет» или иной аккредитованной организации оценку технического состояния аттракциона;
- для осуществления государственного контроля по результатам технического освидетельствования аттракциона предоставить акт оценки его технического состояния в Главное управление государственного строительного и технического надзора Смоленской области, проведя техническое освидетельствование аттракциона с участием указанного государственного органа;
- обеспечить ввод в эксплуатацию аттракциона и дальнейшую безопасную эксплуатацию аттракциона с соблюдением требований действующего законодательства РФ.
Запретить индивидуальному предпринимателю Жулдыбину Владимиру Николаевичу на территории ЦПКиО «Лопатинский сад» по адресу: <адрес> деятельность по эксплуатации аттракциона «Колесо обозрения» до устранения нарушений требований законодательства в сфере эксплуатации аттракционов и получения оценки технического состояния аттракциона.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 1 месяца.
Председательствующий К.А.Макарова
Мотивированный текст решения изготовлен 14 декабря 2023 года