Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2018 года п.Новонукутский
Нукутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Атутовой Г.И., при секретаре судебного заседания Волженковой К.В.,
с участием помощника прокурора Нукутского района Михайловой О.А.,
представителя ответчика Изместьева П.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-308/2018 по исковому заявлению и.о.прокурора Нукутского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Областному государственному автономному учреждению «Лесхоз Иркутской области» о взыскании в бюджет муниципального образования «Нукутский район» ущерба, причиненного животному миру рубкой леса,
установил:
В суд обратился исполняющий обязанности прокурора Нукутского района с исковым заявлением к Областному государственному автономному учреждению «Лесхоз Иркутской области» о взыскании в бюджет муниципального образования «Нукутский район» ущерба, причиненного животному миру рубкой леса.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Нукутского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере сохранения охотничьих ресурсов, по результатам которой установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ между агентством лесного хозяйства Иркутской области и областным государственным автономным учреждением «Нукутский лесхоз» заключен договор аренды лесного участка № площадью <данные изъяты> га в Новонукутском участковом лесничестве Нукутского лесничества.
На основании договора аренды в 2015 году фактически в Новонукутском участковом лесничестве Нукутского лесничества вырублено лесов на площади 76,4 га.: в квартале 7, выдел 10-13,20,23,24 - на площади 64 га, период рубки январь- март, май, июнь, октябрь; в квартале 90, выдел 1,9 - на площади 4,2 га, период рубки июнь, в квартале 90, выдел 1 - на площади 8,2, период рубки декабрь.
В 2016 году вырублено лесов на площади 15,4 га: в квартале 90 выдел 1 на площади 1 га, период рубки июнь; в квартале 56 выдел 15 - на площади 14,4 га, период рубки июль, сентябрь.
В 2017 году вырублено лесов на площади 17,7 га: в квартале 90, выдел 6, квартале 7, выдел 8 - на площади 11,1 га, период рубки январь, февраль; в квартале 7, выдел 15 - на площади 6,6 га, период рубки март, апрель.
ДД.ММ.ГГГГ года заключено дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ в связи с изменением наименования АУ «Нукутский лесхоз» в АУ «Лесхоз Иркутской области».
Постановлением Правительства Иркутской области от 31 марта 2016 года № 178-пп «О министерстве лесного комплекса Иркутской области» агентство лесного хозяйства Иркутской области переименовано в Министерство лесного комплекса Иркутской области.
Лесная территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины, является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира.
В силу ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статьей 4 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
Понятие охотничьих ресурсов закреплено в ст.1 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ, под которыми понимаются объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.
В силу ч.1 ст. 56 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», ст.58 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи охотничьих ресурсов, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской федерации от 30 апреля 2010 года № 138 (приложение №1).
Расчет вреда, причиненного охотничьим ресурсам, производится согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 декабря 2011 года № 948.
В соответствии с Положением о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 27 февраля 2018 года № 155-пп, Министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, а также по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области, государственному управлению и контролю в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Областным государственным автономным учреждением «Лесхоз Иркутской области» причинен вред охотничьим ресурсам в размере 272696,58 рублей (в 2015 году - 193 314,64 рублей, в 2016 году - 43101,92 рублей, в 2017 году - 36280,02 рублей), что подтверждается расчетами оценки вреда, произведенными Министерством лесного комплекса Иркутской области.
Закон предусматривает обязанность возместить причиненный вред окружающей среде и в случае, когда такая деятельность осуществляется на законных основаниях, а уплата арендных платежей не освобождает от обязанности возместить причиненный вред окружающей среде, поскольку Федеральный закон «Об охране окружающей среды» допускает ответственность за вред, причиненный правомерными действиями.
В соответствии с ч.3 ст.78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Согласно п.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.6 ст.46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
В ходе судебного разбирательства исполняющий обязанности прокурора Нукутского района уточнил исковые требования, указав в уточненном исковом заявлении, что в судебном заседании установлено, что в 2013 году в квартале 7, выдел 10-13, 20, 23, 24 Нукутского лесничества Новонукутского участкового лесничества на площади 64 га лесные насаждения были повреждены лесным пожаром, что подтверждается актом проверки санитарного состояния и лесопатологического состояния лесного участка в Нукутском лесничестве от 01 октября 2013 года. На данном участке проводилась санитарная рубка леса.
И.о.прокурора Нукутского района Баронников А.В., уменьшив исковые требования, в окончательной форме просил суд взыскать с Областного государственного автономного учреждения «Лесхоз Иркутской области» в бюджет муниципального образования «Нукутский район» ущерб, причиненный животному миру рубкой леса на территории Новонукутского участкового лесничества Нукутского лесничества в размере 129636,06 рублей.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, начальник территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Нукутскому лесничеству Тряпичников А.К., действующий на основании доверенности № 371 от 07 ноября 2017 года, в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.
В предыдущих судебных заседаниях он поддерживал исковые требования прокурора и представил суду отзыв Министерства лесного комплекса Иркутской области на возражения ответчика.
Суд, с учетом мнения сторон, считал возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
В судебном заседании помощник прокурора Нукутского района Михайлова О.А. уточненное исковое заявление поддержала в полном объеме, просила суд его удовлетворить по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика Изместьев П.В. в судебном заседании исковые требования не признал по следующим основаниям.
Ответчик, автономное учреждение Лесхоз Иркутской области производит законную вырубку леса на территории Нукутского лесничества Нукутского участкового лесничества, на основании договора аренды лесного участка № 91-262/10 от 13 ноября 2010 года, в соответствии с проектом освоения лесов. При проведении рубок леса соблюдаются и выполняются все мероприятия, обеспечивающие непрерывное, неистощительное и рациональное пользование лесными ресурсами, своевременное и эффективное возобновление леса, сохранение и усиление природоохранных функций лесов.
Правомерная деятельность по заготовке древесины не является основанием для возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
Такой вред можно причинить только противоправными действиями. Более того, не все противоправные действия служат основанием для взыскания вреда. По смыслу закона, для этого необходимо наступление последствий в виде деградации естественных экологических систем и истощения природных ресурсов.
Вредом окружающей среде признается ее негативное изменение в результате загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (абз.36 ст.1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года). В свою очередь, загрязнением окружающей среды является поступление в окружающую среду загрязняющего вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду и превышают нормативы, установленные для химических веществ (абз.17 ст.1 Закона № 7-ФЗ).
Иными словами, под вредом, подлежащим возмещению, понимается не любое негативное изменение окружающей среды, а лишь то, которое характеризуется наличием в окружающей среде веществ или микроорганизмов в количестве, отклоняющемся от нормативного, что по общему правилу незаконно (части 1 и 2 ст.19 Закона № 7-ФЗ). Более того, согласно ч.3 ст.22 Закона № 7-ФЗ именно и только превышение таких нормативов как раз и может служить основанием для привлечения к гражданско-правовой ответственности, к которой относится и возмещение вреда, причиненного окружающей среде (абз.1 п.33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 21).
Таким образом, из системного толкования положений Закона № 7-ФЗ следует, что понятие «вред» определяется через превышение установленных нормативов количества и (или) концентрации определенных загрязняющих веществ, то есть через нарушение законодательства.
Статья 78 Закона №7-ФЗ, устанавливающая порядок компенсации вреда окружающей среде, также предусматривает компенсацию того вреда, который причинен в связи с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, то есть вызванного противоправными действиями.
Значит, Закон № 7-ФЗ последовательно определяет вред только как результат противоправного поведения (нарушение законодательства) и не содержит случаев, когда вред может быть вызван правомерными действиями.
Рубки проводились с учетом неистощительного и рационального использования лесов, вырубались только спелые и перестойные деревья, а также проводились лесовосстановительные мероприятия. Утверждение о том, что в результате вырубки лесных насаждений среда обитания уничтожена, временно изъята или не пригодна для животного мира, безосновательно и не подтверждается доводами истца. Также истцом не предоставлены какие-либо доказательства, подтверждающие достоверность сведений указанных в расчете, а именно, период воздействия (лаг времени) зоны необратимой трансформации (прямого воздействия), равный периоду восстановления хвойных молодняков - 25 лет.
Методики исчисления вреда не содержат случаев возникновения обязанности возместить окружающей среде вред, причиненный правомерными действиями. Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08 декабря 2011 года № 948, предназначена лишь для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Проведение законной вырубки леса не относится ни к одному из подпунктов п.2 Методики исчисления вреда.
Согласно ч.1 ст.29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. В соответствии с ч.8 ст.29 ЛК РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Исходя из вышеизложенного, законная вырубка древесины не является уничтожением или разрушением охотничьих ресурсов или их среды обитания (лесных насаждений), в связи с чем указанная методика не может применяться в данном случае.
Кроме того предоставленный расчет произведен без оценки реальных фактов, за основу взяты только данные о площадях, где производились рубки, без установления пригодности среды обитания для объектов животного мира, до и после проведения рубки леса. В связи с чем, безосновательно принят период воздействия (лаг времени) зоны необратимой трансформации (прямого воздействия) равный периоду восстановления хвойных молодняков - 25 лет. Однако ответчиком, при проведении рубок леса соблюдены и выполнены все мероприятия, обеспечивающие непрерывное, неистощительное и рациональное пользование лесными ресурсами, своевременное и эффективное возобновление леса, сохранение и усиление природоохранных функций лесов. В связи с чем, срок изъятия природных ресурсов равный периоду 25 лет безосновательный, так как среда обитания животных не изъята.
На основании изложенного представитель ответчика Изместьев П.В. просил суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав стороны, с учетом мнения представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В Конституции Российской Федерации закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (часть 1 статьи 9, статья 58).
В судебном заседании установлено, что Агентством лесного хозяйства Иркутской области по договору аренды лесного участка № 91-262/10 от 13 ноября 2010 года Областному государственному автономному учреждению «Нукутский лесхоз» предоставлен в возмездное временное возмездное пользование лесной участок, расположенный на землях лесного фонда, имеющий местоположение: Иркутская область, Нукутский район, Нукутское лесничество, Новонукутское участковое лесничество, кварталы №№ 7ч, 42, 56, 88-90, общей площадью 2235 га, в целях использования лесов для заготовки древесины в объеме 4,7 тыс.м?, в том числе по хвойному хозяйству – 3,5 тыс.м?. Ответчиком на вышеуказанной территории производилась рубка древесины в январе-марте, мае, июне, октябре, декабре 2015 года, июне, июле, сентябре 2016 года, в январе, феврале, марте, апреле 2017 года.
Дополнительным соглашением к договору аренды лесного участка от 13 ноября 2010 года № 91-262/10, заключенным 06 декабря 2017 года, установлено, что в связи с изменением наименования АУ «Нукутский лесхоз», арендатором лесного участка по договору с 01 декабря 2017 года считается АУ «Лесхоз Иркутской области».
Судом установлено, что фактически на арендованном ответчиком лесном участке, ведется заготовка древесины и ее вывоз, в связи с осуществлением которых задействованы техника и технологические механизмы.
Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», является охотничьими угодьями и средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира.
Согласно приложению 1 к расчету, в видовой состав охотничье-промысловых зверей и птиц на территории Нукутского района в 2014-2018 годах входили: лось, благородный олень, косуля, кабарга, соболь, белка, заяц-беляк, заяц-русак, колонок, рысь, лисица, глухарь, рябчик, тетерев, бородатая куропатка, барсук, светлый хорь.
Расчет вреда охотничьим ресурсам, причиняемого на площади арендованных лесных насаждений, включает все необходимые параметры, предусмотренные подпунктом «б» пункта 5 «Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», утвержденной приказом Минприроды России от 08 декабря 2011 года № 948. Выполнен главным специалистом-экспертом отдела охраны и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания Министерства лесного комплекса Иркутской области Ковалевым А.В., то есть специалистом уполномоченного органа.
Судом установлено, что расчет выполнен на основании:
1.Информации о месте проведения законной вырубки и площади уничтоженных лестных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), а также о времени, в течение которого осуществлялось негативное воздействие на объекты животного мира (охотничьи ресурсы),
2.Нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов.
3.Механизма оценки, предотвращения и возмещения ущербов в природопользовании.
4.Отчета Службы по охране и использованию животного миру Иркутской области по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Иркутской области в 2015 году. Применены средние показатели плотности населения животного мира, отнесенных к объектам охоты по Нукутскому району за 2015 год.
Исследовав все доказательства, суд считает, что доводы представителя ответчика Изместьева П.В. о том, что правомерная деятельность по заготовке древесины не является основанием для возмещения вреда, причиненного окружающей среде, суд считает необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
Согласно разъяснениям п.34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде предусмотрена в ст.77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В пунктах 1,2,3 указанного закона предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии с ч.1 ст.56 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Таким образом, вред окружающей среде, причиненный правомерными действиями ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» подлежит возмещению в полном объеме, в силу действующего законодательства, которое допускает возникновение имущественной ответственности и за правомерные действия, в том числе тогда, когда на проект такой деятельности имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Кроме того, суд считает, что реальность вреда, причиненного животному миру в результате заготовке древесины подтверждается самой хозяйственной деятельностью, т.к. в результате рубки лесных насаждений наносится вред как объектам животного мира, которые являются охотничьими ресурсами, но и среде их обитания. Также разрушаются, уничтожаются норы, дупла, тока, используемые охотничьими ресурсами. Из этого следует, что указанные виды вреда предусмотрены в подпунктах б.в. п.2 Методики исчисления размера вреда.
Доводы представителя ответчика Изместьева П.В. о том, что представленный расчет произведен без оценки реальных фактов, за основу взяты только данные о площадях, где производились рубки, без установления пригодности среды обитания для объектов животного мира, до и после проведения рубки леса, о том, что безосновательно взят период воздействия (лаг времени) зоны необратимой трансформации, равный периоду восстановления хвойных молодняков – 25 лет, суд также считает необоснованным, так как он конкретно не опровергал расчет истца, не представил суду свои расчеты.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21 декабря 2011 года № 1743-О-О, окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Утвержденная в установленном порядке Методика исчисления вреда животному миру основана на том объективном положении, что при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов им причиняется вред. Размер такого вреда определяется по специальной формуле с использованием данных государственного мониторинга.
Также суд соглашается с позицией представителя третьего лица Тряпичникова А.К., который пояснил, что что принятый при расчете размера ущерба лаг времени (25 лет) является обоснованным, т.к. принятый в расчете период восстановления среды обитания определяется целым рядом факторов техногенного и природного свойства, временной отрезок 25 лет является оптимальным для большинства видов охотничьих ресурсов. Этот показатель лага времени (период воздействия) рекомендован к применению при проведении оценки ущерба при нарушениях среды обитания охотничьих ресурсов интенсивными лесными пожарами, рубками леса главного пользования и другими антропогенными воздействиями.
Поэтому суд считает, что нет оснований не доверять расчету истца, который был составлен уполномоченным специалистом с использованием Отчета Службы по охране и использованию животного миру Иркутской области по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Иркутской области в 2015 году. С учетом вышеизложенного суд считает, что применение средних показателей плотности населения животного мира, отнесенных к объектам охоты по Нукутскому району не противоречит действующему законодательству.
Также ответчик Областное государственное автономное учреждение «Лесхоз Иркутской области» не представил допустимых и достаточных доказательств того, что ими проведены конкретные виды мероприятий по охране объектов животного мира в 2015-2017 годах, ответчик самостоятельно не обращался в Службу по вопросу добровольного возмещения ущерба, причиненного окружающей среде.
После уменьшения истцом исковых требований, прокурор Нукутского района требовал возместить ущерб, причиненный животному миру рубкой леса в следующих кварталах:
в 2015 году в квартале 90, выдел 1,9 - на площади 4,2 га, в квартале 90, выдел 1 - на площади 8,2 га,
в 2016 году на площади 15,4 га: в квартале 90 выдел 1 на площади 1 га; в квартале 56 выдел 15 - на площади 14,4 га;
в 2017 году вырублено лесов на площади 17,7 га: в квартале 90, выдел 6, квартале 7, выдел 8 - на площади 11,1 га; в квартале 7, выдел 15 - на площади 6,6 га.
Исследовав все доказательства, суд считает, что размер причиненного ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» в 2015 - 2017 годах вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) подтверждается материалами дела и составляет 129636,06 рублей.
В судебном заседании судом были исследованы и оценены все доказательства, представленные суду лицами, участвующими по делу.
Суд в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав все доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к выводу, что уточненное исковое заявление и.о.прокурора Нукутского района подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно п. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» в доход муниципального образования «Нукутский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3792,72 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление и.о.прокурора Нукутского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Областному государственному автономному учреждению «Лесхоз Иркутской области» о взыскании в бюджет муниципального образования «Нукутский район» ущерба, причиненного животному миру рубкой леса удовлетворить.
Взыскать с Областного государственного автономного учреждения «Лесхоз Иркутской области» в бюджет муниципального образования «Нукутский район» ущерб, причиненный животному миру рубкой леса на территории Новонукутского участкового лесничества в размере 129636,06 рублей (сто двадцать девять тысяч шестьсот тридцать шесть рублей 06 копеек).
Взыскать с Областного государственного автономного учреждения «Лесхоз Иркутской области» в бюджет муниципального образования «Нукутский район» государственную пошлину в размере 3792,72 рублей (три тысячи семьсот девяносто два рубля 72 копейки).
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нукутский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
ВЕРНО: судья Г.И.Атутова