ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-30/2021 от 16.03.2021 Ломоносовского районного суда (Ленинградская область)

Дело № 2-30/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ломоносов 16 марта 2021 года

Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Полторака Е.Г.,

при секретаре Казаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мальцева Дмитрия Николаевича к Местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение, Панфилову Александру Юрьевичу об обязании осуществить за свой счет снос (демонтаж) строения автомойки площадью 81,1 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, <адрес>, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, и встречному исковому заявлению Панфилова Александра Юрьевича к Местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение о признании права собственности на здание автомойки с шиномонтажом, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> на земельном участке с кадастровым номером , выделении из земельного участка с кадастровым номером площадью 4095 кв.м. земельный участок площадью не менее 600 кв.м. под здание автомойки с шиномонтажом, с учетом обеспечения потребностей собственника имущественного комплекса, а также с учетом обеспечения возможности прохода и проезда к зданию автомойки с шиномонтажом

УСТАНОВИЛ:

Мальцев Дмитрий Николаевич обратился в суд с исковым заявлением к Местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение об обязании в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, осуществить за свой счет снос (разборку) самовольно возведенного строения автомойки и шиномонтажа, расположенного в водоохраной зоне реки Стрелка, на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, <адрес>

В судебном заседании истец уточнил исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в котором окончательно просил Местную администрацию муниципального образования Горбунковское сельское поселение, Панфилова Александра Юрьевича обязать осуществить за свой счет снос (демонтаж) строения автомойки площадью 81,1 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, МО Горбунковское сельское поселение, д. Горбунки, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Территориальный отдел Роспотребнадзора по Ленинградской области в Ломоносовском районе, ООО «СОЦАВТО-С», Клюйко Алексей Александрович, Красиков Олег Сергеевич.

В обоснование иска Мальцев Д.Н. указал, что в д. Горбунки Ломоносовского района Ленинградской области в водоохраной зоне реки Стрелка на земельном участке с кадастровым номером находится самовольно возведенное строение автомойки (модульное строение) площадью 81,1 кв.м., оборудованное под автономную мойку транспортных средств (далее – спорный объект).

Спорный объект находится во владении соответчика Панфилова А.Ю. на основании договора купли-продажи, право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

Истец считает, что спорный объект обладает всеми признаками самовольной постройки, предусмотренными статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, спорный объект возведен в отсутствие разрешения на строительство, создан на самовольно занятом земельном участке, при этом, разрешенное использование земельного участка, на котором фактически расположен спорный объект, не допускало строительства на нем данного объекта.

Учитывая, что спорный объект размещен в водоохранной зоне реки Стрелка, на него распространяется установленный режим использования земельных участков и объектов в пределах водоохранной зоны в силу пунктов 5, 7 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, запрещающих строительство и реконструкцию станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств, сброс сточных, в том числе дренажных вод, движение и стоянку транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Возведенный с нарушениями земельного, градостроительного и водного законодательства, санитарно-эпидемиологических норм и правил спорный объект создает угрозу жизни и здоровью граждан, нарушает права и законные интересы истца Мальцева Д.Н. на благоприятные и безопасные условия проживания граждан.

Панфилов Александр Юрьевич обратился со встречным исковым заявлением к Местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение о признании права собственности на здание автомойки с шиномонтажом, расположенное по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, МО Горбунковское сельское поселение, пос.Горбунки на земельном участке с кадастровым номером , выделении из земельного участка с кадастровым номером площадью 4095 кв.м. земельный участок площадью не менее 600 кв.м. под здание автомойки с шиномонтажом, с учетом обеспечения потребностей собственника имущественного комплекса, а также с учетом обеспечения возможности прохода и проезда к зданию автомойки с шиномонтажом.

Свои требования мотивировал тем, что является собственником автомойки с шиномонтажом на основании договора купли-продажи от 15.05.2019 года, заключенного между Красиковым О.С. и Панфиловым А.Ю., добросовестно, открыто и непрерывно владеет и пользуется данным имуществом, так как спорный объект существует в указанной местности с 2007 года то имеются основания для признания за Панфиловым А.Ю. права собственности на спорный объект на основании статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанный объект недвижимости (автомойка, здание шиномонтажа) возведен предыдущим владельцем – ООО «Соцавто-С» на законном основании, а именно на основании постановления Местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение от 30.07.2007 года № 49. ООО «Соцавто-С» планировано зарегистрировать право собственности в установленном порядке, но в последующем отказалось.

Панфилов А.Ю. полагает, что спорный объект не находится в водоохранной зоне реки Стрелка, при этом в силу пункта 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в водоохранной зоне допускается эксплуатация аналогичных сооружений при условии оборудования таких объектов соответствующим средствами защиты водных объектов.

В судебное заседание истец Мальцев Д.Н. явился, настаивал на удовлетворении исковых требований, во встречных требованиях просил отказать, изложил письменно правовую позицию по делу.

Представитель Местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение Михайлова Т.В. поддержала исковые требования Мальцева Д.Н. в части обязания Панфилова А.Ю. осуществить снос спорного объекта, в остальной части оставила на усмотрение суда, во встречных исковых требованиях Панфилова А.Ю. просила отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях.

Возражая против удовлетворения встречного иска, Местная администрация муниципального образования Горбунковское сельское поселение указала, что спорный объект возведен в отсутствие разрешений на строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию с нарушением градостроительных норм и правил, водоохранного законодательства. Земельный участок для размещения спорного объекта не предоставлялся. Невозможно признать право собственности на объект, расположенный на земельном участке не предоставленном в установленном порядке.

Панфилов А.Ю. возражал против удовлетворения иска, поддержал встречные исковые требования.

Третьи лица Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Территориальный отдел Роспотребнадзора по Ленинградской области в Ломоносовском районе, ООО «СОЦАВТО-С», Клюйко Алексей Александрович, Красиков Олег Сергеевич – извещены надлежащим образом о дне и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направили, возражений, а также ходатайств об отложении дела не представили.

Третье лицо Территориальный отдел Роспотребнадзора по Ленинградской области в Ломоносовском районе просил рассмотреть дело в отсутствии их представителя.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации здание, возведенное без разрешения на строительство, является самовольной постройкой.

В данном случае к признанию постройки самовольной приводит публично-правовое формальное нарушение в виде отсутствия требуемого разрешения на строительство.

Из анализа вышеуказанных правовых норм, в том числе ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что признаками самовольной постройки являются также создание ее с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, а также ее возведение на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем – лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, кроме, в том числе случая, предусмотренного пунктом 3 данной статьи.

В соответствии с пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности которого находится земельный участок, где возведена постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

При рассмотрении иска о признании права собственности суд устанавливает, возможно ли сохранить самовольно возведенный объект, и в обязательном порядке проверяет наличие совокупности прямо предусмотренных пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации условий, при одновременном соблюдении которых за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, в судебном порядке может быть признано право собственности на самовольную постройку.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» с иском о сносе самовольной постройки вправе обратиться собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки.

В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной. Например, в случае отчуждения самовольной постройки - ее приобретатель; при внесении самовольной постройки в качестве вклада в уставный капитал - юридическое лицо, получившее такое имущество; в случае смерти физического лица либо реорганизации юридического лица - лицо, получившее имущество во владение.

Согласно прямому указанию пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации при отсутствии сведений о лице, осуществившем строительство объекта, самовольная постройка подлежит сносу лицом, в собственности которого находится земельный участок, на котором такая постройка возведена, кроме в том числе случая, предусмотренного пунктом 3 данной статьи (пункт 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в п. 2 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).

В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 35 - 40 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Из материалов дела следует, что ответчик Панфилов А.Ю. является владельцем автомойки (модульного строения) площадью 81,1 кв.м., оборудованной под автономную мойку транспортных средств по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, МО Горбунковское сельское поселение, д. Горбунки, земельный участок с кадастровым номером на основании договора купли-продажи от 15.05.2019г., заключенного в простой письменной форме между Панфиловым А.Ю. и Красиковым О.С.

Государственная регистрация договора купли-продажи от 15.05.2019 года спорного объекта в Управлении Росрестра не произведена, сведения в Едином государственном реестре недвижимости в отношении спорного объекта отсутствуют.

Предыдущий владелец спорного объекта – третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Красиков О.С. осуществлял владение спорным объектов на основании заключенного между ним и Клюйко А.А. договора купли-продажи от 01.11.2017, государственная регистрация которого также в установленном порядке не была произведена.

Вместе с тем, из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21.04.2020г года следует, что земельный участок с кадастровым номером площадью 4059 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, по адресу: <адрес>, МО <адрес> (стоянка пассажирского и маршрутного транспорта) принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение на основании постановления Администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 23.10.2014 года № 1723, о чем выдано Свидетельство о государственной регистрации права от 13.04.2016 года (запись от 13.04.2016 года).

На земельном участке с кадастровым номером размещен ранее учтенный объект недвижимости с кадастровым номером - сооружение транспорта – стоянка пассажирского и маршрутного транспорта площадью 1497,2 кв.м., 1995 год постройки, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22.07.2020 года.

Местная администрация муниципального образования Горбунковское сельское поселение указала, что земельный участок с кадастровым номером был сформирован в установленном порядке для эксплуатации стоянки пассажирского и маршрутного транспорта, которой владеет с 1995 года.

Вместе с тем, из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что спорный объект также размещен в границах земельного участка с кадастровым номером

Администрация муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области письмом от 08.12.2020 года № 02-и-8876/2020 сообщила, что земельный участок для объектов автомобильного сервиса (в т.ч. автомойки) не предоставлялся.

Местная администрация муниципального образования Горбунковское сельское поселение также указала, что информирование о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства спорного объекта ею не проводилось, акт выбора земельного участка не составлялся.

Судом установлено, что земельный участок под спорным объектом для его строительства в установленном порядке не предоставлялся, поскольку доказательств обратного суду не предоставлено.

Довод ответчика Панфилова А.Ю. о том, что спорный объект первоначально был возведен ООО «Соцавто-С» на законных основаниях и на принадлежащем обществу земельном участке с кадастровым номером не подтверждается материалами дела.

Так, из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером площадью 3120 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации автостоянки по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО «Горбунковское сельское поселение», д.Горбунки ранее предоставлялся ООО «Соцавто-С» в аренду на основании договора аренды земли от 31.12.2008 года № 680 сроком на 5 лет.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 24.01.2021 года земельный участок с кадастровым номером находится в постоянном (бессрочном) пользовании у Местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение (запись от 29.02.2016 года).

Из землеустроительного дела на земельный участок с кадастровым номером следует, что данный земельный участок сформирован в установленном порядке в ноябре 2007 года, содержит описание границ, координаты поворотных точек границ земельного участка, чертеж границ земельного участка и пр.

Актом установления и согласования границ земельного участка от 02.11.2007 года границы отведенного участка закреплены в натуре межевыми знаками установленного образца, опорные межевые знаки были сданы владельцу земельного участка ООО «Соцавто-С» для сохранности.

На основании заявления МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 08.04.2014 года произведена государственная регистрация прекращения права аренды на данный земельный участок, о чем Управление Росреестра по Ленинградской области 28.04.2014 года уведомило Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области и ООО «Соцавто-С».

ООО «Соцавто-С» в период действия договора аренды от 31.12.2008 года № 680 осуществляло эксплуатацию объекта некапитального строительства – плоскостного сооружения автостоянки с гравийно-песчаным основанием.

Установленный договором аренды вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером – эксплуатация автостоянки не предусматривал строительство объекта капитального строительства с видом использования под шиномонтаж и автомойку на земельном участке.

В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид принималось главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.

Доказательств принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером - эксплуатация автостоянки на вид разрешенного использования – строительство шиномонтажа и автомойки в материалы дела не представлено, как не представлено доказательств, что для изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка проводились публичные слушания.

Вместе с тем, ответчик Панфилов А.Ю. пояснил суду, что спорный объект находится на земельном участке с кадастровым номером , что также следует из договора купли-продажи от 15.05.2019 года, заключенного между Панфиловым А.Ю. и Красиковым О.С., и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 15.01.2021 года, выполненной кадастровым инженером ФИО8

Факт расположения спорного объекта в границах земельного участка с кадастровым номером сторонами по делу не оспаривается.

Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, предоставленным письмом от 02.10.2020г. № 02и-7083/2020, в соответствии со схемой границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития генерального плана муниципального образования Горбунковское сельское поселение, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение от 02.08.2012 года № 76, земельный участок с кадастровым номером расположен в двух функциональных зонах с назначением Р2 – рекреационной зоне (скверы) и У - зоне улично-дорожной сети.

В соответствии с картой градостроительного зонирования правил землепользования и застройки муниципального образования Горбунковское сельское поселение, применительно к части территории МО Горбунковское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области деревня Горбунки, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение от 25.11.2013 года № 28, земельный участок c кадастровым номером расположен в двух территориальных зонах: зоне ТР-2, относящейся к зоне рекреации (зона зеленых насаждений общего пользования на территории скверов, с включением объектов инженерной инфраструктуры) и территориальная зона ТУ, относящаяся к зоне улично-дорожной сети деревни Горбунки – главных дорог, улиц в жилой застройке, с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также объектов основных видов разрешенного использования прилегающих территориальных зон с учетом санитарно-гигиенических и экологических требований, а также технических регламентов.

Основные виды разрешенного использования земельного участка в указанных территориальных зонах, в которых расположен земельный участок c кадастровым номером , не содержат в своем перечне вид разрешённого использования, позволяющий осуществлять строительство (размещение) объектов автомобильного сервиса, включая автомойки, шиномонтажи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Получению разрешения на строительство, как следует из части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации (часть 1). Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 2). При этом в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится перечень документов, который прилагается к упомянутому заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию являются документами, подтверждающими безопасность для жизни и здоровья людей при эксплуатации. В отсутствие указанных документов ответчик обязан подтвердить безопасность здания надлежащими документами.

Панфилов А.Ю. полагает, что спорный объект недвижимости первоначально являлся шиномонтажом площадью 16,2 кв.м., количество этажей – 1 по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, д. Горбунки, земельный участок c кадастровым номером построенным на основании постановления Местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение от 30.07.2007 года № 49 «О разрешении строительства ООО «Соцавто-С» стоянки автотранспортных средств в д. Горбунки МО Горбунковское сельское поселение» и введенным в эксплуатацию постановлением Местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение от 01.08.2008 года № 74 «О вводе в эксплуатацию открытой автомобильной стоянки площадью 3120 кв.м. (без объектов капитального строительства) на 50-100 легковых автотранспортных средств в д. Горбунки (между домом № и шоссе Стрельна-Ропша) муниципального образования Горбунковское сельское поселение с установленным временным помещением вахты».

Согласно постановлению Местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение от 01.08.2008 года № 74 Местная администрация муниципального образования Горбунковское сельское поселение разрешила эксплуатацию открытой автомобильной стояки, указав, что объектов капитального строительства на ней не имеется.

Судом установлено, что спорный объект имеет иные технические и конструктивные характеристики, представляет собой строение площадью 81,1 кв.м., оборудованное под автономную мойку транспортных средств, площадь застройки 89,7 кв.м., 2012 года постройки, 1-этажное, расположено на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, МО Горбунковское сельское поселение, д. Горбунки.

Из материалов дела следует, что какая-либо разрешительная документация, предусмотренная ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на строительство и (или) реконструкцию спорного объекта отсутствует.

Доказательств, свидетельствующих о принятии Панфиловым А.Ю. и предыдущими правообладателями мер к легализации спорного объекта (получения разрешительной документации) (пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"), не представлено.

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план сельского поселения (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий.

Зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 1, пунктом 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации водоохранные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и подлежат отображению на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана. Характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения.

Генеральным планом муниципального образования Горбунковское сельское поселение, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение от 02.08.2012 года № 76, Правилами землепользования и застройки, применительно к части территории муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области деревня Горбунки, утвержденными решением Совета депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение от 25.11.2013 года № 28 установлена зона с особыми условиями использования территорий – водоохранная зона водного объекта реки Стрелка и границы данной зоны.

Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, предоставленным письмом от 02.10.2020г. № 02и-7083/2020, земельный участок с кадастровым номером расположен в водоохранной зоне реки Стрелка и на него распространяются ограничения, установленные законодательством о водоохранных зонах водных объектов.

Частью 4 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установлена ширина водоохранной зоны для рек протяженностью от десяти до пятидесяти километров - в размере 100 метров.

Согласно сведениям Невско-Ладожского Бассейнового водного управления, представленных выпиской из государственного водного реестра от 15.05.2020 года № Р6-33-3966 и письмом от 26.03.2020г. № Р6-28-2502 для реки Стрелка установлена водоохранная зона в размере 100 метров.

Установленный режим использования земельных участков и объектов в пределах водоохранной зоны в силу пунктов 5, 7 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации запрещает строительство и реконструкцию станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств, сброс сточных, в том числе дренажных вод, движение и стоянку транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Согласно письму от 26.03.2020 года Р6-28-2502 Невско-Ладожского Бассейнового водного управления разрешение на размещение объектов в водоохранной зоне не выдавалось.

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области размещение объекта автомобильного сервиса, автомойки и шиномонтажа в границах земельного участка кадастровый не согласовывал, что подтверждается письмом от 28.08.2020 № 02-17149/2020.

В соответствии с частью 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ) до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов:

1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;

2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;

3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;

4) решением суда.

В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности (ч. 9 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ).

Зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1 января 2022 года нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) (часть 9 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ).

В соответствии со схемой границ зон с особыми условиями территории генерального плана муниципального образования Горбунковское сельское поселение, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение от 02.08.2012 года № 76, земельный участок c кадастровым номером частично расположен в прибрежной защитной полосе и водоохранной зоне водного объекта реки Стрелка.

Вместе с тем, из материалов межевого дела земельного участка с кадастровым номером , имеющего общую границу с земельным участком с кадастровым номером , следует, что по данной границе земельных участков в координатах от ) определена также граница водоохранной зоны реки Стрелка 100 метров.

Расположение спорного объекта относительно границ земельных участков в координатах от А(95*/АS07-4034) до А(98*/АS07-4034), с учетом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 15.01.2021 года, выполненной кадастровым инженером ФИО8, межевого дела земельного участка с кадастровым номером , схемы расположения земельного участка с кадастровым номером схемы границ зон с особыми условиями территории генерального плана муниципального образования Горбунковское сельское поселение, содержащейся в сведениях из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, предоставленных администрацией МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области письмом от 02.10.2020г. № 02и-7083/2020, свидетельствует о доказанности размещения спорного объекта в водоохранной зоне реки Стрелка.

Таким образом, спорный объект является самовольной постройкой, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, так как создан без получения необходимых разрешений, на не отведенном для этих целей земельном участке, находится в водоохранной зоне реки Стрелка, в которой запрещается размещение станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств, сброс сточных, в том числе дренажных вод, движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Суд также учитывает имеющиеся нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, зафиксированные постановлением по делу об административном правонарушении от 23.01.2018г. № 47-11-08-18, протоколом осмотра автомойки и прилегающей к ней территории от 22.12.2017г. № 657, согласно которых на автомойке установлена система замкнутого цикла подачи и очистки воды, которая находится в нерабочем состоянии, имеется подземный водоисточник в помещении с технологическим оборудованием, санитарно-защитная зона строго режима которого не выдержана, загрязненная вода самотеком поступает в отстойники. Канава, расположенная приблизительно в 20-метрах от автомойки наполнена водой и присутствует стойкий запах канализации. Доказательств устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства на спорном объекте Панфиловым А.Ю. не представлено.

Принимая во внимание, что самовольная постройка находится во владении Панфилова А.Ю., не осуществлявшего самовольного строительства, который является ответчиком по иску о сносе самовольной постройки, в силу разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» обязанность по сносу спорного объекта не может быть возложена на владельца земельного участка - Местную администрацию муниципального образования Горбунковское сельское поселение.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования Мальцева Д.Н. обоснованными, в связи с чем, полагает необходимым признать спорный объект самовольной постройкой с возложением на Панфилова А.Ю. обязанности по его сносу. В удовлетворении встречного иска Панфилова А.Ю. надлежит отказать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194 -198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мальцева Дмитрия Николаевича удовлетворить частично.

Признать строения автомойки, площадью 81,1 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: ЛО, Ломоносовский район, МО Горбунковское сельское поселение, д. Горбунки, самовольной постройкой.

Обязать Панфилова Александра Юрьевича осуществить снос (демонтаж) строения автомойки, площадью 81,1 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: ЛО, Ломоносовский район, МО Горбунковское сельское поселение., д. Горбунки, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу..

В остальной части заявленных требований – отказать.

Отказать в удовлетворении встречных исковых требований Панфилова Александра Юрьевича о признании за ним права собственности на здание автомойки с шиномонтажем, расположенное на земельном участке с кадастровым номером по адресу: ЛО, Ломоносовский район, МО Горбунковское сельское поселение., д. Горбунки, выделении из указанного земельного участка площадью 4095 кв.м., земельного участка площадью не менее 600 кв.м. под здание автомойки с шиномонтажом.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2021 года.

Судья: Е.Г. Полторака