Первомайский районный суд г. Омска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Первомайский районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-3129/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Первомайский районный суд города Омска
В составе председательствующего судьи Е.А. Чеботаревой
При секретаре С.В.Хаджиевой,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске
14 сентября 2010 года
Гражданское дело по иску Свешниковой Е.И. к Администрации города Омска, Главному управлению по земельным ресурсам Омской области, Департаменту Архитектуры и градостроительства администрации города Омска, Обществу с ограниченной ответственностью «Салаватстекло-Омск», МРО церковь «Сурб Аствацацин» об отмене решений и распоряжений и запрете строительства,
У С Т А Н О В И Л:
Свешникова Е.И. обратилась в суд с иском к Администрации города Омска, Главному управлению по земельным ресурсам Омской области, Департаменту Архитектуры и градостроительства администрации города Омска, Обществу с ограниченной ответственностью «Салаватстекло-Омск», МРО церковь «Сурб Аствацацин» об отмене решений и распоряжений и запрете строительства.
В иске указала, что земельный участок, расположенный вблизи микрорайона «», и ограниченный улицами , входит в особо охраняемую природную зону. Находящиеся на земельном участке зеленые насаждения, являются защитным барьером микрорайона от негативного влияния интенсивного автомобильного движения не только , но и в целом от вредных выбросов города.
Часть указанного земельного участка предоставлена Местной религиозной организации - церковь «Сурб Аствацацин» («Св. Богородицы») города Омска Ново-Нахичеванской Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви под строительство культового сооружения, часть - ООО «Салаватстекло-Омск» под строительство административного здания, в нарушение действующего законодательства и с превышением полномочий ответчиками (п. 1 ст. 28 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», п.п. 1, 2 ст. 16, п. 4 ст. 58, п. 2 ст. 59, п.п. 1, 2 ст. 61 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п.п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», ст.ст. 24, 29, п.п. 9, 10 ст. 85, п. 3 ст. 95 Земельного кодекса РФ).
Предъявление иска обосновывает защитой своих конституционных прав на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации), целью защитить и сохранить указанную зеленую зону (ст. 58 Конституции РФ, п. 3 ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В связи с изложенным, просит отменить следующие решения:
принятое на заседании Комиссии по градостроительству и землепользованию на территории г. Омска Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска решение от ДД.ММ.ГГГГ, (протокол №) по вопросу № о возможности использования земельного участка для строительства административного здания на территории (принято решение «Возможно») (т. 3 л.д. 98);
принятое на заседании Комиссии по градостроительству и землепользованию на территории г. Омска Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска решение от ДД.ММ.ГГГГ, (протокол №) по вопросу № о возможности использования земельного участка для строительства культового сооружения по в Советском административном округе (принято решение «Возможно») (т. 1 л.д. 31, т. 2 л.д. 252);
принятое на заседании Архитектурно - градостроительного совета города Омска ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) по вопросу № с участием жителей Б. и Ж. решение, утвержденное Мэром города Омска, которым установлено: принять за основу эскизное решение культового сооружения на участке по в Советском административном округе города Омска с учетом высказанных замечаний; при проектировании учесть следующие замечания: разработать генеральный план объекта с размещением церкви и общественно-бытового блока с учетом расширения транспортной магистрали по , раскрытием площадки на городскую магистраль; дать предложения по организации гостевой парковки и выполнению комплексного благоустройства прилегающей территории в границах красных линий с учетом транспортного обслуживания объекта и организации движения, рассмотреть возможность въезда на территорию с ; с учетом уникальности объекта для его визуального восприятия церковь разместить ближе к центру участка с расположением общественно-бытового блока в северо-восточной части территории. Рассмотреть возможность за счет планировки грунта участка поднять нулевую отметку храма для увеличения высоты объекта, тем самым акцентируя основной объект культового комплекса. В общественно-бытовом блоке выполнить, сохранив предлагаемую этажность (два этажа), первый этаж в цокольном варианте. По результатам голосования большинством голосов присутствующих членов Совета одобрено размещение культового сооружения на участке по (т. 1 л.д. 184-190).
Также просит отменить распоряжения Главного управления по земельным ресурсам Омской области:
от ДД.ММ.ГГГГ № которым утвержден прилагаемый акт о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №;предварительно согласовано место размещения административного здания по в САО города Омска на формируемом земельном участке согласно проекту границ, утвержденному распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ №; ООО «Салаватстекло-Омск» предложено обеспечить проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет в порядке, установленном законодательством (т. 1 л.д. 193, т. 2 л.д. 151, т. 3 л.д. 59);
от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении прилагаемого акта о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, которым предварительно согласовано место размещения культового сооружения по в САО на формируемом земельном участке согласно проекту границ, утвержденному распоряжением департамента Архитектуры и градостроительства Администрации от ДД.ММ.ГГГГ №; Местной религиозной организации - церковь «Сурб Аствацацин» («Св. Богородицы») города Омска Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви предложено обеспечить проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет в порядке, установленном законодательством (т. 1 л.д. 29, 96, 195);
от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении ООО «Салаватстекло-Омск» в аренду сроком на три года земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , площадью 7369 кв.м., местоположение которого установлено , для строительства административного здания (т. 1 л.д. 194 т. 2 л.д. 152);
от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении Местной религиозной организации - церковь «Сурб Аствацацин» («Св. Богородицы») города Омска Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви в безвозмездное срочное пользование сроком на три года земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , площадью 2492 кв.м., местоположение которого установлено , для строительства культового сооружения (т.1 л.д. 196);
также просит признать незаконными акты о выборе земельных участков под строительство объекта № от ДД.ММ.ГГГГ для строительства культового сооружения (т. 1. л.д. 30, 95) и для строительства объекта № от ДД.ММ.ГГГГ для строительства административного здания (т. 2, л.д. 202, т. 3, л.д. 87) и запретить строительство на земельном участке, расположенном возле микрорайона «» и ограниченного улицами .
В судебном заседании истица Свешникова Е.И. заявленные требования и доводы иска поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Кроме того, пояснила, что находится в парковой зоне, где произрастают редкие и ценные породы деревьев, установлен фонтан, это основное место отдыха жителей микрорайона.
Считает, что земли, предоставленные церкви и ООО «Салаватстекло-Омск» расположены в рекреационной зоне, где запрещено строительство, ранее это была особо охраняемая природная территория. Хотя постановление Губернатора отменено, статус с земли не снят. Поэтому все, перечисленные в заявлении решения, являются незаконными.
Представитель истицы И., действующий по доверенности, в судебном заседании требования и доводы Свешниковой Е.И. поддержал.
Пояснил, что ООО «Салаватстекло-Омск» незаконно начало строительство, вырубило более 30 деревьев, потребовалось вмешательство прокуратуры.
Считает действия Городской администрации и правительства Омской области о предоставлении земельных участков под строительство церкви и административного здания незаконными.
3-е лицо на стороне истца Кашленко Ю.В. требования и доводы иска Свешниковой Е.И. поддержала в полном объеме, считает, что оспариваемые решения и распоряжения нарушают права всех жителей микрорайона и приведут к уничтожению лесопарковой зоны и зеленых насаждений. ООО «Салаватстекло-Омск» было привлечено к административной ответственности за незаконную вырубку деревьев, тем не менее насаждения не восстанавливает.
Представитель Главного управления по земельным ресурсам Омской области Ф, действующий по доверенности, требования иска Свешниковой Е.И., не признал, представил письменные возражения, в судебном заседании пояснил, что в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению,предусмотренному ст. 29 Земельного кодекса РФ, исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пункту 1 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 16 июня 2006 года№ 95 с 1 июля 2006 года специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками, расположенными в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена, является Главное управление.
Постановлением Правительства Омской области от 16 июня 2006 года № 73-п «О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска», предусмотрен Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства.
В соответствии с установленным Порядком гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в Главное управление с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В заявлении должны быть указаны:
назначение объекта;
предполагаемое место его размещения;
обоснование примерного размера земельного участка;
испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства, расчеты либо иные материалы.
Главное управление на основании полученного заявления:
в течение семи дней направляет обращение в Администрацию города Омска;
получает от Администрации города Омска:
оформленный в установленном порядке с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах акт о выборе земельного участка для строительства (а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны), согласованный с органами государственного надзора, с приложением утвержденных проектов границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора, в том числе необходимую информацию о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о «местоположении земельных участков;
в необходимых случаях подтверждение о должном информировании землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации;
содействует в реализации согласительных процедур при возникновении разногласий в процессе согласования и утверждения необходимых документов.
Главное управление принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказев размещении объекта в течение месяца со дня поступления, оформленного в установленном порядке акта о выборе земельного участка для строительства.
Отказ в размещении объекта возможен по следующим основаниям(пункт 10 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 16 июня 2006 года № 73-п «О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска»):
иное назначение земельного участка в соответствии с документацией о планировке территории;
2) отрицательное заключение государственных надзорных органов, которое не может быть устранено в процессе доработки документов;
3) наличие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе данного земельного участка в отношении другого лица.
Решение об отказе в размещении объекта содержит мотивированные основания отказа с приложением в случае необходимости документов (материалов), служащих основанием для принятия решения об отказе, а также информацию о возможности и способах обжалования данного решения.
Процедура выбора земельных участков для строительства культового сооружения Местная религиозная организация - церковь «Сурб Аствацацин» («Св. Богородицы») и административного здания (ООО «Салаватстекло-Омск) была соблюдена, в связи чем, Главным управлением были приняты решения о предварительном согласовании мест размещения данных объектов. Оснований для отказа не было.
Постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 7 августа 2000 года № 283-п «Об особо охраняемой природной территории регионального (Областного) значения «Зеленая зона «Сельхозакадемическая» так и является утратившим силу, несмотря на проводимые проверки.
Считает, что Главное управление имело все основания для принятия распоряжения №-р «О предварительном согласовании места размещения культового сооружения по в Советском административном округе города Омска» от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения №О предварительном согласовании места размещения административного здания по в Советском административном округе города Омска» от ДД.ММ.ГГГГ, а также иных указанных в иске распоряжений.
Также пояснил, что данные распоряжения касаются земельного участка, который относится к категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования не был определен. Администрация г. Омска руководствовалось Генеральным планом г. Омска, утвержденным в 2007 году.
Представители Администрации г. Омска, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, ООО «Салаватстекло-Омск», МРО Церковь «Сурб Аствацацин», Межрайонной природоохранной прокуратуры в судебное заседание не явились, причину неявки не сообщили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Ранее, представитель Департамента Архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска пояснял, что выбор земельного участка под строительство объектов осуществлен в соответствии с действующей градостроительной и кадастровой документацией, а также определенным генпланом зонированием, были подготовлены проекты границ, обеспечен выбор испрашиваемых участков под строительство. Согласно генеральному плану г. Омска от 1970 года, спорный земельный участок относился к зоне перспективной много этажной застройки.
Также не признал исковые требования Свешниковой Е.И., ранее опрошенный представитель Местной религиозной организации - церковь «Сурб Аствацацин», считает, что имеются все необходимые документы, подтверждающие наличие технических условий и положительных заключений о возможности предоставления земельного участка под строительство. Что касается статуса особо охраняемой природной территории «Зеленая зона «Сельхозакадемическая», имеется Указ Губернатора Омской области № 25 от 14 марта 2008 года «О признании утратившими силу и изменении отдельных правовых в области орагнизации, охраны и использовании особо охраняемых природных территрий», пунктом первым которого, признано утратившим силу Постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 07 августа 2000 года № 283-п «Об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Зеленая зона «Сельхозакадемическая». Считает, что указанный пункт сформулирован четко и двоякого толкования не предусматривает.
Кроме того, Главное управление по земельным ресурсам Омской области является специальным уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере предоставления земельных участков, расположенных в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена.
Также, в соответствии с Уставом (Основным законом) Омской области (Принят Законодательным Собранием Омской области 26 декабря 1995 года) ст.50 п. 17, полномочия Губернатора Омской области предоставляют право отменять или приостанавливать действия правовых актов Правительства Омской области. В силу данного Устава Омской области (статья 51. Правовые акты Губернатора Омской области), Губернатор Омской области издает указы и распоряжения. Нормативные правовые акты Губернатора Омской области издаются в форме указа.
Считает, что оснований для удовлетворения требований иска Свешниковой Е.И. не имеется.
Третьи лица Жаренко В.И., Плохова Г.И., Нестерова Т.И. в судебное заседание не явились, причину неявки не сообщили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ранее исковые требования, заявленные Свешниковой Е.И., поддерживали.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела настоящего дела, материалы надзорного производства, суд приходит к следующему.
Применительно к положениям ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен в статье 30 Земельного Кодекса РФ, согласно п. 1, предоставление земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ, принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии со статьей 32 настоящего Кодекса предшествует, в том числе, выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Результаты выбора земельного участка, в силу п. 5 ст. 31 ЗК РФ, оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого отдельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно п. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка, в силу п. 1 ст. 32 ЗК РФ, является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 32 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 стоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Из приведенных выше норм права следует, что земельное законодательство регламентирует последовательность определенных действий, включающих в себя осуществление выбора земельного участка, проведение работ по его формированию, государственный кадастровый учет и принятие решения о предоставлении земельного участка.
При этом, на стадии утверждения акта выбора земельного участка возможно принятие решения как о предварительном согласовании места размещения объекта, так и об отказе в размещении объекта, поскольку выбор земельного участка осуществляется на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования.
Согласно п/п. 8 п. 18 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства, утвержденного Постановлением Мэра города Омска от 10 августа 2005 года № 396-п, департамент архитектуры и градостроительства организует и обеспечивает формирование земельных участков для предоставления с предварительным согласованием мест размещения объектов, принимает решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, утверждающие акты о выборе земельного участка и утверждает проекты территориального землеустройства.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ МРО церковь «Сурб Аствацацин» обратилась в ГУ по земельным ресурсам Омской области с заявлением о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта - строительства церкви на (л.д. 64 т.1).
Материалы по данному вопросу были рассмотрены на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска от ДД.ММ.ГГГГ, принято положительное решение. Акт о выборе земельного участка № был согласован ДД.ММ.ГГГГ. Утвержден прилагаемый проект границ по образованию земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, для строительства культового сооружения; местоположение земельного участка установлено : в Советском административном округе г. Омска. По объекту получены все технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и заключения надзорных служб, проведено информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства (л.д. 30-63 т.1).
Данный акт о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения культового сооружения утвержден Распоряжением ГУ по земельным ресурсам Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р (л.д. 29 т.1).
Согласно Распоряжению ГУ по земельным ресурсам Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № МРО церковь «Сурб Аствацацин» в безвозмездное срочное пользование сроком на 3 года предоставлен указанный земельный участок с кадастровым номером , площадью 2492 кв.м., для строительства культового сооружения (л.д.84 т.4).
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Салават-Стекло» обратилось с заявлением в ГУ по земельным ресурсам Омской области о предоставлении земельного участка под строительство офисно - административного здания (л.д.100 т.3).
Комиссией по градостроительству и землепользованию на территории города Омска данный вопрос был рассмотрен ДД.ММ.ГГГГ, принято положительное решение.
Акт о выборе земельного участка № был согласован ДД.ММ.ГГГГ. Утвержден прилагаемый проект границ по образованию земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, для строительства административного здания; местоположение земельного участка установлено в 94 м. северо-восточнее здания, имеющего почтовый адрес: Советском административном округе г. Омска. По объекту получены все технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и заключения надзорных служб, проведено информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства (л.д. 87-99 т.3).
Данный акт о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения административного здания утвержден Распоряжением ГУ по земельным ресурсам Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 59 т.3).
Согласно Распоряжению ГУ по земельным ресурсам Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Салават-Стекло» указанный земельный участок с кадастровым номером , площадью 7569 кв.м. предоставлен для строительства административного здания (л.д.194 т.1).
Как следует из ответа Территориального отдела № 1 Управления Роснедвижимости Омской области, земельные участки с кадастровыми номерами и образованы из земельных участков государственной собственности и в соответствии с письмом Роснедвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № № ликвидированы. Понятие «земельные участки госсобственности», сведения о которых вносились в Государственный реестр земель кадастрового района, введено приказом Росземкадастра от ДД.ММ.ГГГГ № №, с целью обеспечения технологических процедур ведения государственного земельного кадастра. Границы и разрешенное использование таких земельных участков не устанавливались.
Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и принятые в его развитие нормативные правовые акты не содержат норм, определяющих границы земельных участков, находящихся в государственной собственности и не закрепленных за конкретными лицами.
В соответствии со ст. 11.2 Земельного кодекса РФ предусматривается возможность образования земельных участков, в том числе из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, прежнее понятие «земельные участки госсобственности» рассматривается действующим законодательством как земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности», не закрепленными за конкретными лицами (л.д.71-72, 237 т.4, л.д. 39, 40 т.5).
В кадастровом паспорте земельных участков с кадастровым номером и с кадастровым номером указано, что разрешенное их использование не определено, оба земельных участка относятся к категории земель населенных пунктов (л.д. 52, 53, 80, 81, 82 т.4).
В соответствии со ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в общественно-деловой зоне допускается размещение объектов предпринимательской деятельности, социального и коммунально-бытового назначения, административных, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
По утверждению ответчиков, согласно Генеральному плану развития муниципального образования город Омск, утвержденному Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 года № 43, указанные выше земельные участки входят в состав территории, определенной как общественно-деловая зона, что подтверждается представленным фрагментом ( л.д.127).
Из выкопировки из Генерального плана 1970 года, следут, что спорный земельный участок расположен в зоне перспективной капитальной застройки, а на карте расположения особо охраняемых территорий - приложения 8.2 к действующему Генеральному плану г. Омска, опорном плане - значится как общественно - деловая зона (л.д.15, 16 т.5).
Вместе с тем, как указано выше Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 07 августа 2000 года за № 283-п «Об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Зеленая зона «Сельхозакадемическая», утверждено Положение об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Зеленая зона «Сельхозакадемическая».
Согласно указанному Постановлению «Зеленая зона «Сельхозакадемическая» площадью 428,47 га является особо охраняемой природной территорией регионального значения и предназначена для использования в природоохранных, рекреационных, эколого - воспитательных и научных целях и относится к категории комплексных.
Зеленая зона расположена в следующих границах:
-
;
- ;
- ;
- .
Указом Губернатора Омской области от 14 марта 2008 года № 25 настоящее постановление признанно утратившим силу.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Омской области от 06.10.2005 года № 673-ОЗ «Об охране окружающей среды в Омской области», решение об образовании новых, расширении и упразднении существующих особо охраняемых природных территорий регионального значения принимается правительством Омской области».
Таким образом, отмена Указом Губернатора Омской области постановления об объявлении территории особо охраняемой, не влечет за собой автоматического изменения категории земли, либо вида разрешенного использования земельного участка. Такие изменения должны осуществляться в порядке, установленном законом и иными нормативными актами.
Кроме того, Указом Президента РФ от 31.01.1992 года № 84 «О Российской академии сельскохозяйственных наук» земли, ранее предоставленные Российской академии сельскохозяйственных наук в бессрочное, бесплатное пользование, являются государственной (федеральной) собственностью.
входит в систему Российской академии сельскохозяйственных наук и имеет в бессрочном и бесплатном пользовании земли, в соответствии с выше указанным актом.
Согласно п. 3 ст. 84 Земельного кодекса РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов, не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 года № 43 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск омской области, которым определены территории города Омска с ограниченным использованием, в то числе зеленая зона «Сельхозакадемическая», памятник природы Омские лесные полосы, памятник природы «Городской дендрологический сад».
В ходе судебного разбирательства установлено, что предоставленные под строительство церкви «Сурб Аствацацин» и ООО «Салаватстекло - Омск» под строительство культового сооружения и административного здания земельные участки в соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, входят в состав особо охраняемой природной территории «Зеленая зона «Сельхозакадемическая» (расположены в границах и )
Однако, при подготовке землеотводных документов Администрация города Омска и Главное управление по земельным ресурсам Омской области исходили из того, что указанные земельные участки не относятся к землям особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, суд считает, что при вынесении решений Комиссии по градостроительству и землепользованию на территории г. Омска Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, решения Градостроительного Совета администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжений Главного управления по земельным ресурсам Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р, от ДД.ММ.ГГГГ №-р, от ДД.ММ.ГГГГ №-р и от ДД.ММ.ГГГГ №-р, были допущены нарушения норм действующего законодательства, поэтому исковые требования Свешниковой Е.И. о признании их незаконными и о запрете строительства, подлежат удовлетворению как обоснованные.
Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Свешниковой Е.И. удовлетворить.
Отменить решение Градостроительного совета Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ по размещению административного здания в Советском административном округе;
Отменить решение Градостроительного совета Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ по размещению культового сооружения по в Советском административном округе;
Отменить распоряжение Главного управления по земельным ресурсам Омской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании места размещения культового сооружения по в Советском административном округе города Омска»;
Отменить решение Градостроительного совета Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ по размещению культового сооружения по в Советском административном округе;
Отменить распоряжение Главного управления по земельным ресурсам Омской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании места размещения административного здания по в Советском административном округе города Омска»;
Отменить распоряжение Главного управления по земельным ресурсам Омской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ №№ «О предоставлении ООО «Салаватстекло-Омск» в аренду земельного участка под строительство административного здания в Советском административном округе города Омска»;
Отменить распоряжение Главного управления по земельным ресурсам Омской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении МРО - церковь «Сурб Аствацацин» в безвозмездное срочное пользование земельного участка под строительство культового сооружения по в Советском административном округе города Омска»;
Отменить распоряжение Департамента Архитектуры и градостроительства №-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ по образованию земельного участка для строительства культового сооружения по в Советском административном округе города Омска»;
Признать незаконным Акт о выборе земельного участка для строительства объекта № от ДД.ММ.ГГГГ для строительства культового сооружения;
Признать незаконным Акт о выборе земельного участка для строительства № от ДД.ММ.ГГГГ для строительства административного здания.
Запретить строительство на участке земли, расположенном возле микрорайона «», ограниченном улицами , , .
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Чеботарева
Решение изготовлено в окончательной форме 17.09.2010 г.
Решение вступило в законную силу 08.12.2010 г.
Решение вступило в законную силу 08.12.2010 г.
Решение вступило в законную силу 08.12.2010 г.
Решение вступило в законную силу 08.12.2010 г.