РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Дело №2-3129/2013
Абаканский городской суд Республики Хакасия
В составе председательствующего судьи Зарубина А.В.,
При секретаре Пресняк А.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 в интересах неопределенного круга лиц к ФИО9 об оборудовании входа в помещение супермаркета «Командор» пандусом в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012,
УСТАНОВИЛ:
ФИО10 в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФИО11» об оборудовании входа в помещение супермаркета <данные изъяты>» пандусом в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012, приспособлении расчетно-кассовых постов супермаркета для маломобильных групп населения, свои требования мотивировав тем, что <данные изъяты>» осуществляет деятельность по продаже продовольственных, косметических, чулочно-носочных изделий, товаров бытовой химии, синтетических моющих средств, товаров для дома, различной домашней утварью в здании торгового комплекса «<данные изъяты>» по <адрес> (супермаркет «<данные изъяты> относится в числу социально –значимых объектов. Нежилым помещением по <адрес> ответчик владеет на основании договора аренды, заключенного с <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ№, ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», санитарных норм и правил 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № от ДД.ММ.ГГГГ, Свода правил «Доступность зданий и сооружений для малобильных групп населения» (СП 59.13330.2012), п.ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2012, ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№ ширина пандуса, которым оборудован вход в помещение торгового комплекса <данные изъяты>» по <адрес>, в котором расположен супермаркет «<данные изъяты>», составляет 1,18 м.., уклон пандуса превышает 5%, отсутствуют двухсторонние поручни, а также горизонтальная поворотная площадка. Ни один из расчетно-кассовых постов супермаркета «<данные изъяты>» не приспособлен для инвалидов- ширина прохода около каждого расчетно-кассового аппарата составляет 0,7 м. Бездействие <данные изъяты>» влечет нарушение конституционных прав социально уязвимой категории граждан. Истец просит обязать ответчика оборудовать вход в помещение супермаркета «<данные изъяты>» по <адрес> пандусом, ширина которого составит не менее 1,5 м., угол уклона – не более 5 %, оснащенным двухсторонними поручнями, горизонтальной поворотной площадкой в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012; приспособить как минимум один из расчетно-кассовых постов супермаркета <данные изъяты>» по <адрес> для маломобильных групп населения, ширина которого около расчетно-кассовых аппаратов составит не менее 1,1 м. в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012.
Определением Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено <данные изъяты>
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Кичеева Г.В., действующая на основании распоряжения, исковые требования уточнила, просила обеспечить доступ в помещение супермаркета «<данные изъяты>» по <адрес>, то есть установить пандус, ширина которого составит не менее 1,5 м., угол уклона – не более 5 %, оснащенным двусторонними поручнями, горизонтальной поворотной площадкой в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012. От исковых требований в части приспособления как минимум одного из расчетно-кассовых постов супермаркета «<данные изъяты>» по <адрес> для маломобильных групп населения, ширина которого около расчетно-кассовых аппаратов составит не менее 1,1 м. в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012 представитель истца не поддержала. Представитель истца высказалась по поводу заключения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, что данный документ значения для рассмотрения дела не имеет.
Представитель ответчика <данные изъяты>» Бронская О.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что <данные изъяты> владеет нежилым помещением по адресу: <адрес> на основании договора аренды, заключенного с <данные изъяты> Дополнительно пояснила, что в здании имеется лифт, в который инвалид может зайти через пожарный вход, а также пандус, но не отрицала, что пандус не соответствует СП 59.13330.2012.
Представители третьего лица <данные изъяты>ФИО4, действующий на основании доверенности, ФИО5, действующий на основании доверенности, полагают, что исковые требования не подлежат удовлетворению, суду пояснил, что из текста искового заявления не следует, что нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц. Истцом не представлено документов свидетельствующих об этом. Третье лицо полагает, что само исковое заявление содержит субъективное мнение истца о статусе объекта - супермаркет <данные изъяты>», отсутствуют доказательства, из которых можно сделать вывод о том, что объект является социально-значимым. Из анализа нормативно-правовой базы, касающейся данного спора следует, что понятие «социально-значимый объект» законодательно не установлен, следовательно, необходимо применять аналогию закона. Из норм ст.132 Закона «О банкротстве» следует, что социально-значимыми объектами в РФ признаются: дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные, спортивные учреждения и сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящихся системе жизнеобеспечения. Супермаркет <данные изъяты>» не является социально значимым объектом, т.к. учредителем последнего является <данные изъяты>», согласно уставу которого, основной целью является - достижение прибыли. Выводы истца о бездействии ответчика, не соответствует действительности. Так ответчиком предпринимаются все возможные меры по не допущению нарушений прав инвалидов, а именно: доступ лиц с ограниченными возможностями обеспечивается в здание супермаркета с помощью четырех пандусов, одного лифта и одного эскалатора: имеются специально отведенные места для парковки автомобилей, принадлежащих и используемых лицами с ограниченными физическими возможностями; охрана супермаркета оказывает помощь всем лицам с ограниченными способностями относительно доступа в супермаркет. Истцом не указан ни один нормативно-правовой акт, обязывающий ответчика выполнить заявленные требования истца. Просил обратить внимание на тот факт, что здание <данные изъяты>» приобрело третье лицо в стадии эксплуатации готового здания. Однако при сдаче здания в эксплуатацию должны были учитываться: рабочий проект <данные изъяты> требованиями иных нормативно-правовых актов РФ; положительное заключение государственной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ; Градостроительный план №№ Получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ при нарушении норм законодательства применяемых к зданию-сооружению невозможно. Следовательно, выполненные строительные работы приняты и соответствуют проектной документации, проведена техническая инвентаризация, здание введено в эксплуатацию. ДД.ММ.ГГГГ по заказу <данные изъяты> проведено экспертное обследование здания, по результату которого <данные изъяты>» выдал заключение о том, что сооружения, имеющие сплошную по направлению движения поверхность, предназначенные для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске (пандусы), торгово-административного здания <данные изъяты><адрес>, соответствуют требованиям и стандартам действующим на территории Российской Федерации. Свод правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утвержден Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ№) не является обязательным, поскольку - это документ в области стандартизации, в котором содержится технические правила и описание процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований и технических регламентов.
Выслушав предстаивтеля истца, представителя ответчика, представителей третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Статья 19 Конституции РФ гарантирует, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В судебном заседании установлено, что как следует из Устава ООО «Галина» целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Предметом деятельности Общества являются: розничная торговля алкогольными напитками, кроме пива, розничная торговля пивом, розничная торговля безалкогольными напитками, розничная торговля табачными изделиями, розничная торговля прочими пищевыми продуктами, не включенные в другие группировки, предоставление прочих услуг.
Согласно договору аренды помещения № А от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи помещения от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>» во временное пользование часть помещения <данные изъяты>., составляющие часть нежилого торгово-административного здания, расположенного по адресу: <адрес><адрес>
Как следует из договора перенайма по договору аренды помещения № от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>» передало все свои права и обязанности по вышеуказанному договору аренды <данные изъяты>
Таким образом, <данные изъяты>» являются арендатором нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>А.
<данные изъяты> принадлежит <данные изъяты>», что подтверждается материалами дела.
Согласно письму <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ проводилась проверка магазина «<данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ на соответствие параметров кассовых кабин, ширины проходов около расчетно-кассовых аппаратов на предмет соответствия Своду правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012).
<данные изъяты> письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ сообщила заместителю <данные изъяты><адрес> о том, что пандус магазина «Командор» по <адрес> не соответствует СП 59.13330.2012. Ширина пандуса 1,18 м. но норме 1,5м., уклон пандуса более 5%, нет горизонтальной поворотной площадки (п.ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2012). Вдоль пандуса отсутствуют двусторонние поручни (п.ДД.ММ.ГГГГ СП).
Согласно ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» с последующими изменениями и дополнениями) обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Требования, обеспечивающие доступность зданий для маломобильных групп населения, содержатся в СП 59.13330.2012 (Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п.Б.18 СП 59.13330.2012 маломобильные группы населения (далее- МГН)- это люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т.п.
Согласно требованиям ст.ст. 36, 46 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с последующими изменениями и дополнениями), ст.ст. 4,6,46 Градостроительного кодекса РФ, положения строительных норм и правил являются обязательными к применению, в связи с чем доводы представителей третьего лица о необязательности к исполнению Свода правил СП 59.13330.2012 не состоятельны.
В силу п.1.1 СП 59.13330.2012 настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее - маломобильных групп населения - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах "универсального проекта" (дизайна).
Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство (1.2 СП 59.13330.2012).
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Как следует, из п.Б.21 СП 59.13330.2012 пандус: сооружение, имеющее сплошную наклонную по направлению движения поверхность, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске.
В силу СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» здания и сооружения должны быть оснащены пандусами и поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа лицам с ограниченными физическими возможностями.
В соответствии с п.п.3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ФИО7 51261.
Как следует из ДД.ММ.ГГГГ. СП 59.13330.2012 максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 1:20 (5%). При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 1:10 (10%).
На временных сооружениях или объектах временной инфраструктуры допускается максимальный уклон пандуса 1:12 (8%) при условии, что подъем по вертикали между площадками не превышает 0,5 м, а длина пандуса между площадками - не более 6,0 м.
Поверхность марша пандуса должна визуально контрастировать с горизонтальной поверхностью в начале и конце пандуса. Допускается для выявления граничащих поверхностей применение световых маячков или световых лент.
Тактильные напольные указатели перед пандусами следует выполнять по ФИО7 52875.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что ответчик обязан обеспечить условия беспрепятственного доступа в здание нежилого помещения по <адрес><адрес> лицам с ограниченными физическими возможностями, что является основанием для удовлетворения исковых требований.
Анализ правовых норм, в том числе и ФЗ № «О социальной защите инвалидов в РФ» предусматривает, что все организации независимо от организационно-правовых форм в обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Представители третьего лица в подтверждение своих доводов представили в судебное заседание заключению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым выводы <данные изъяты> подлежат переоценке, Свод правил 59.13330.2012 носит необязательный характер применения, следовательно: сооружения, имеющие сплошную по направлению движения поверхность, предназначенную для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле- коляске (пандусы), торгово-административного здания «<данные изъяты>, <адрес>, соответствуют требованиям и стандартам действующим на территории Российской Федерации.
Суд, оценивая вышеуказанное доказательство, приходит к выводу, что по своей сути заключение <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ содержит в себе правовую оценку нормативных актов.
Представители третьего лица <данные изъяты> в подтверждение своих доводов о том, что здание по адресу: <адрес> построен в соответствии со строительными, противопожарными нормами и правилами представили в судебное заседание положительные заключение <данные изъяты><данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, объект капитального строительства – торгово-административное здание со встроенной автостоянкой по <адрес> в <адрес> данный рабочий проект разработан в соответствии с требованиями СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* «Общественные здания и сооружения», противопожарными и строительными нормами и правилами.
Кроме того, представители третьего лица и ответчика представили в судебное заседание фотографии, на которых запечатлены отдельные части здания по адресу: <адрес>, в том числе вход здания, вход в лифт, территорию рядом со зданием, пандус у входа в здание, запасный выход, которые подтвердили наличие пандуса не соответствующего требованиям СП 59.13330.2012, наличие запасного выхода, наличие в здание лифта.
Как следует из справки <данные изъяты> возведенный ответчиком пандус составляет 1,18 м., угол пандуса превышает 5%, отсутствуют двусторонние поручни, а также горизонтальная поворотная площадка.
Учитывая вышеизложенное, а также, что ответчик не предоставил доказательства наличия беспрепятственного доступа в нежилое помещение по <адрес>, согласно СП 59.13330.2012 для маломобильных групп населения, куда относятся люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении.
Суд полагает необходимым применить положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, согласно которой в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание характер и объем необходимых работ для исполнения решения суда, с учетом принципа разумности, суд считает необходимым предоставить ответчику срок для устранения нарушений законодательства до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать <данные изъяты>» обеспечить доступ в помещение супермаркета <данные изъяты>» по <адрес> соответствии СП 59.13330.2012, не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано через Абаканский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Хакасия.
Судья: А.В. Зарубин
Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ
Судья: А.В. Зарубин