ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-312/2016 от 30.03.2016 Чунского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2016 года п. Чунский

Чунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Качиной Г.М., при секретаре Танатиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-312/2016 по исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Чунскому районному отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов о возложении обязанности составить проект освоения лесов на территории (акватории), предоставленной для осуществления деятельности по ведению охотничьего хозяйства на землях лесного фонда, расположенных на территории Чунского района Иркутской области в границах, указанных в распоряжении заместителя главы администрации губернатора Иркутской области от 19.02.2002 г. № 439-рз, необходимых для осуществления пользования животным миром, получить положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесного участка, в срок до 1 января 2017 года,

У С Т А Н О В И Л:

Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к Чунскому районному отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов о запрете деятельности по осуществлению охотничьего хозяйства на землях лесного фонда, расположенных на территории Чунского района Иркутской области в границах, указанных в распоряжении заместителя главы администрации губернатора Иркутской области от 19 февраля 2002 года № 439-рз, необходимых для осуществления пользования животным миром путем прекращения всех видов охот на предоставленной в пользование территории (акватории) в соответствии с долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира, выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов на предоставленной территории, созданию охотничьей инфраструктуры и оказанию услуг в данной сфере, до момента получения положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения арендуемого лесного участка, указав, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о лесопользовании при использовании лесных участков для осуществления пользования объектами животного мира, в том числе Чунским районным отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов. Чунское районное отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов (далее - Организация), зарегистрировано 10 февраля 2003 года, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1033800006140, и состоит на налоговом учете в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области, ИНН/КПП 3844000588/381501001, юридический адрес: 665514, Иркутская область, р.п. Чунский, ул. Мира, д. 24а. по сведениям ЕГРЮЛ, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица - председателем правления, является Попов С.Н.. Распоряжением заместителя главы администрации губернатора Иркутской области от 19 февраля 2002 года № 439-рз, Организации предоставлена территория (акватория), необходимая для осуществления пользования животным миром, отнесенных к объектам охоты, сроком на 25 лет, на условиях, согласованных с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда, со специальным уполномоченным органом управления и использования водного фонда, общей площадью 350000 гектаров в следующих границах: южная граница: от реки Чуна по административной границе с Нижнеудинским и Братским районами до р. Мындадуй; восточная граница: по реке Мындадуй от Братского района до устья, по реке Чукша до устья реки Майхен; северная граница: от границы Тайшетского района до реки Чуна, включая кварталы с 204 по 209, далее вверх по реке Чуна до устья реки Бармо, затем вверх по реке Бармо до лесовозной трассы ОАО «Чунский леспромхоз», по лесовозной трассе до 20 квартала и потом по границе кварталов 20-26, 119-123, включая их, до реки Чукша; западная граница: от административной границы Нижнеудинского района вниз по реке Чуна (Уда) до автомобильного моста через реку Чуна, затем по автомобильной трассе Чуна-Тайшет до административной границы с Тайшетским районом и по его административной границе с Тайшетским районом до 204 квартала, включая его. На основании указанного распоряжения лицензирующим органом 26 декабря 2002 года организации выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии XX № 1434, сроком действия до 26 декабря 2027 года. Разрешенным видом пользования животным миром установлена охота. 5 февраля 2003 года администрацией Иркутской области заключен договор о предоставлении в долгосрочное пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира с Организацией. Согласно указанному договору, Организация принимает на себя право пользования территорией (акваторией), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, площадью 350000 гектаров, в границах, указанных в распоряжении заместителя главы администрации Иркутской области от 19 февраля 2002 года № 439-рз. Указом Губернатора Иркутской области от 21 июля 2015 года № 178-уг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2016 года», организации разрешена добыча в 2016 году следующих видов охотничьих ресурсов: лось-14, изюбрь-6, косуля-2, кабарга-7, медведь-5, соболь-100. В соответствии со ст. 34ч.1 Федерального закона «О животном мире» охота является одним из видов пользования животным миром. Согласно ст. 25 ч.1 п.5 Лесного кодекса РФ ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты является одним из видов использования лесов. В силу ст. 36 ч.2 Лесного кодекса РФ лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков. Согласно ст. 14 ч.2 п.9 Закона Иркутской области от 18 июня 2010 года № 46-03 «Об отдельных вопросах в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области», охотпользователь обязан осуществлять иные обязанности, предусмотренные федеральными законами, законами области и охотхозяйственными соглашениями. Согласно ст. 88, 89 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют в установленном порядке проект освоения лесов, подлежащий обязательной государственной или муниципальной экспертизе. В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством. Расположенные в границах охотничьих угодий, не предоставленные физическим лицам, юридическим лицам и находящиеся в государственной собственности земельные участки и лесные участки (если предоставление таких земельных участков и лесных участков осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации) предоставляются в аренду для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений. До вступления 1 апреля 2010 года в силу Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов были урегулированы Федеральным законом «О животном мире», который устанавливал, что долгосрочная лицензия на пользование животным миром - это специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира (статья 1). Частью 1 ст.71 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Исходя из изложенного, договор аренды лесных участков наряду с долгосрочной лицензией выступает обязательным условием осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Наличие долгосрочной лицензии, выданной до изменения законодательства, не освобождает лиц, которым они выданы, от надлежащего оформления осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с действующим законодательством, а приобретение прав пользования животным миром на предоставленной в установленном порядке территории не влечет права пользования лесным фондом. Основной целью заключения договора аренды лесного участка с лицами, использующими его для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, является контроль за рациональным, неистощительным использованием лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. Использование Организацией земель лесного фонда, расположенных на территории Чунского района для нужд охотничьего хозяйства без заключения договоров аренды лесных участков и разработки проекта освоения арендуемого лесного участка нарушает интересы РФ как собственника лесного фонда и не способствуют обеспечению процесса многоцелевого, рационального, непрерывного, пользования лесами, тем самым, нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Проверка показала, что договор аренды Организацией не заключался, арендная плата не вносится, что нарушает принцип платности использования лесов, требования лесных регламентов и требований по охране и защите лесов, предусмотренные ст. 51 ЛК РФ. Кроме этого, Организацией не разработан проект освоения лесов, которому не проведена государственная экологическая экспертиза, вследствие чего предусмотренные законодательством необходимые мероприятия по профилактике, охране и защите лесов от пожаров не предусматриваются и не проводятся, что в будущем может привести к лесному пожару и как следствие этого, причинению вреда государственному лесному фонду. Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При этом, под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Согласно ст. 35 ч.3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Ст.12 Гражданского кодекса РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Просил запретить Чунскому районному отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов деятельность по осуществлению охотничьего хозяйства на землях лесного фонда, расположенных на территории Чунского района Иркутской области в границах, указанных в распоряжении заместителя главы администрации губернатора Иркутской области от 19 февраля 2002 года № 439-рз, необходимых для осуществления пользования животным миром путем прекращения всех видов охот на представленной в пользование территории (акватории) в соответствии с долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира (серия XX № 1434); выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов на предоставленной территории; созданию охотничьей инфраструктуры и оказанию услуг в данной сфере, до момента получения положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения арендуемого лесного участка.

В процессе подготовки к судебному разбирательству, прокурор, отказавшись от части исковых требований, в уточненном исковом заявлении просил обязать Чунское районное отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов составить проект освоения лесов на территории (акватории), предоставленной для осуществления деятельности по ведению охотничьего хозяйства на землях лесного фонда, расположенных на территории Чунского района Иркутской области в границах, указанных в распоряжении заместителя главы администрации Иркутской области от 19 февраля 2002 года № 439-рз, необходимых для осуществления пользования животным миром, получить положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесного участка в срок до 01 января 2017 года.

Представитель Братского межрайонного природоохранного прокурора - помощник прокурора Чунского района Стрионов Д.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточненные требования Братского межрайонного природоохранного прокурора поддержал в полном объеме, просил обязать Чунское районное отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов составить проект освоения лесов на территории (акватории), предоставленной для осуществления деятельности по ведению охотничьего хозяйства на землях лесного фонда, расположенных на территории Чунского района Иркутской области в границах, указанных в распоряжении заместителя главы администрации губернатора Иркутской области от 19 февраля 2002 года № 439-рз, необходимых для осуществления пользования животным миром, получить положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесного участка в срок до 1 января 2017 года.

Представитель ответчика Чунского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов Попов С.Н. требования Братского межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности на Чунское районное отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов составить проект освоения лесов на территории (акватории), предоставленной для осуществления деятельности по ведению охотничьего хозяйства на землях лесного фонда, расположенных на территории Чунского района Иркутской области в границах, указанных в распоряжении заместителя главы администрации губернатора Иркутской области от 19 февраля 2002 года № 439-рз, необходимых для осуществления пользования животным миром, получить положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесного участка в срок до 1 января 2017 года признал и пояснил, что ст.71 п.1 Федерального закона от 24 июля 2009 года «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гласит, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. П. 9 ст. 71 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» говорит о том, что по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной ст. 10 ч.3 настоящего Федерального закона, право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным ч. 3 настоящей статьи. Максимальная площадь охотничьих угодий установлена приказом Минприроды России от 18 мая 2012 года №137 «Об установлении максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц». Руководствуясь вышеизложенными положениями, до мая 2017 года Чунское районное отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов занимается деятельностью в сфере охотничьего хозяйства на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии XX № 1434 от 26 декабря 2002 года и договором от 5 февраля 2003 года с администрацией Иркутской области о предоставлении в долгосрочное пользование территории (акваторий), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира. П. 1 ст.25 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» определяет, что для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством. Согласно ст.36 п. 2 Лесного кодекса РФ лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков. С целью исполнения требований Лесного кодекса РФ Чунское районное отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов предпринимало попытки заключить договор аренды участка лесного фонда с Чунским территориальным лесничеством, но т.к. на тот момент процедура заключения договоров аренды лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства не была отработана и у Чунского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов нет охотхозяйственного соглашения, решение вопроса было отложено до момента заключения охотхозяйственного соглашения. В 2015 году прокуратурой Чунского района в Чунском районном отделении Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов была проведена внеплановая проверка охотхозяйственной деятельности, по результатам которой предприятие обязывали заключить охотхозяйственное соглашение до октября 2015 года. Данное решение прокуратуры они не смогли исполнить, так как к тому времени ст. 71 ч.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» была признана Постановлением Конституционного суда РФ от 25 мая 2015 года №17-П не соответствующей Конституции РФ. В связи с этим заключение охотхозяйственных соглашений приостановлено на неопределенный срок, до внесения необходимых изменений в ст. 71 ФЗ № 209. Ст. 53 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» определяет, что охотничья инфраструктура включает в себя охотничьи базы, дома охотника, егерские кордоны, иные остановочные пункты, лодочные пристани, питомники диких животных, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. К охотничьей инфраструктуре также относятся лесные дороги и другие линейные объекты, необходимые для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. В связи с тем, что у Чунского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов нет договора аренды лесных участков для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства, строительства новых баз, зимовий прокладку дорог в настоящее время они не проводят. Используют и поддерживают в рабочем состоянии те сооружения, которые построены ранее. Кроме того, при получении охотниками-любителями разрешений на добычу охотничьих ресурсов на территорию, закрепленную за Чунским районное отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов, в целях обеспечения пожарной безопасности проводятся инструктажи и раздаются памятки по мерам безопасности с огнем в лесу. Кроме того, постановлением Конституционного суда РФ от 25 июня 2015 года № 17-П ч.3 ст.71 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в той мере, в какой на ее основании в системе действующего правового регулирования решается вопрос о сроках охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, заключаемых без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений лицами, имеющими долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, признана не соответствующей Конституции РФ, ее ст. 9 ч.1, 19 ч.1 и 2, 34 ч.1, поскольку в силу неопределенности своего нормативного содержания она порождает возможность неоднозначного толкования и произвольного применения содержащихся в ней положений.

Представитель третьего лица – Служба по охране и использованию животного мира Иркутской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены, в письменном отзыве представитель Шурупова Н.В., действующая на основании доверенности указала, что проект освоения лесов составляется лицами, заключившими договор аренды лесного участка. Согласно ст. 36 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Для предоставления лесного участка юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства необходимо охотхозяйственное соглашение, заключенное в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - ФЗ «Об охоте») и договор аренды лесного участка. Действующим лесным законодательством определен закрытый перечень документов, необходимых для предоставления лесного участка в целях осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Проект освоения лесов составляют только те лица, которым лесные участки предоставлены в аренду или в постоянное (бессрочное) пользование (ст. 8 8 Лесного кодекса РФ). В соответствии со статьями 27, 28 ФЗ «Об охоте» охотхозяйственное соглашение заключается с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство по результатам аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения. То есть охотхозяйственное соглашение заключается с победителем аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения. Пунктом 11 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты (утв. Приказом Минсельхоза РФ от 26.06.2000г. № 569), действовавшей на момент выдачи долгосрочной лицензии Чунскому РО, установлено, что долгосрочная лицензия является официальным документом, разрешающим пользование охотничьими животными и определяющим обязательные условия его осуществления. В силу статьи 71 ФЗ «Об охоте» право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий. Долгосрочная лицензия № 1434 на пользование объектами животного мира получена Чунским РО сроком действия с 26 декабря 2002 г. до 26 декабря 2027 г. Для реализации права пользования объектами животного мира, предоставленного долгосрочной лицензией между Чунским РО и Администрацией Иркутской области заключен договор о предоставлении в долгосрочное территории (акваторий), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира. Таким образом, в настоящее время Чунское РО обладает всеми необходимыми документами для реализации права пользования объектами животного мира. В соответствии со ст. 70 ч.9 ФЗ «Об охоте» по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной ст. 10 ч.3 наастоящего Федерального закона, право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что указанные лица не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений. Максимальные площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения установлены Приказом Минприроды РФ от 18 мая 2012 года №137. Таким образом, до 2017 года Чунское РО вправе реализовывать право пользования объектами животного мира, предоставленное долгосрочной лицензией без заключения охотхозяйственного соглашения. В настоящее время, процедура заключения охотхозяйственных соглашений с обладателями долгосрочных лицензий без проведения аукциона приостановлена до внесения в законодательство об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений (Постановление Конституционного суда РФ от 25.06.2015г. № 17-П).

Представитель третьего лица – Агентство лесного хозяйства Иркутской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены, в письменном отзыве представитель Сатаев П.А., действующий на основании доверенности, указал, что требования Братского межрайонного природоохранного прокурора законны и подлежат удовлетворению. В соответствии со ст.ст. 25, 36 Лесного кодекса РФ предусмотрен вид использования лесов для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Частью 2 ст. 36 Лесного кодекса РФ установлен порядок предоставления лесных участков для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства -лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков. Договор аренды лесных участков наряду с долгосрочной лицензией выступает обязательным условием осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Наличие долгосрочной лицензии, выданной до изменения законодательства, не освобождает лиц, которым они выданы, от надлежащего оформления осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с действующим законодательством, а приобретение прав пользования животным миром на предоставленной в установленном порядке территории не влечет права пользования лесным фондом. В соответствии со ст.ст. 88, 89 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют в установленном порядке проект освоения лесов, подлежащий обязательной государственной или муниципальной экспертизе. Однако, Ответчиком не разработан проект освоения лесов, как следствие предусмотренные законодательством необходимые мероприятия по профилактике, охране и защите лесов от пожаров не предусматриваются и не проводятся, что может привести к пожару и как следствие этого, причинению вреда государственному лесному фонду. Полагают, что имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований Братского межрайонного природоохранного о возложении обязанности выполнить требования лесного законодательства.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Чунское районное отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов зарегистрировано 28 июля 1999 года, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1033800006140, и состоит на налоговом учете в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области, ИНН/КПП 3844000588/381501001.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица – председателем правления, является Попов С.Н..

Согласно распоряжению заместителя главы администрации Иркутской области от 19 февраля 2002 года № 439-рз, Чунскому районному отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов предоставлена территория (акватория), необходимая для осуществления пользования животным миром, отнесенных к объектам охоты, сроком на 25 лет, на условиях, согласованных с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда, со специальным уполномоченным органом управления и использования водного фонда, общей площадью 350000 гектаров в следующих границах: южная граница: от реки Чуна по административной границе с Нижнеудинским и Братским районами до р. Мындадуй; восточная граница: по реке Мындадуй от Братского района до устья, по реке Чукша до устья реки Майхен; северная граница: от границы Тайшетского района до реки Чуна, включая кварталы с 204 по 209, далее вверх по реке Чуна до устья реки Бармо, затем вверх по реке Бармо до лесовозной трассы ОАО «Чунский леспромхоз», по лесовозной трассе до 20 квартала и потом по границе кварталов 20-26, 119-123, включая их, до реки Чукша; западная граница: от административной границы Нижнеудинского района вниз по реке Чуна (Уда) до автомобильного моста через реку Чуна, затем по автомобильной трассе Чуна-Тайшет до административной границы с Тайшетским районом и по его административной границе с Тайшетским районом до 204 квартала, включая его.

26 декабря 2002 года Чунскому районному отделению ИООООиР выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира, серии XX № 1434, сроком действия до 26 декабря 2027 года, разрешенным видом пользования животным миром установлена охота.

Согласно договору от 5 февраля 2003 года о предоставлении в долгосрочное пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, заключенному администрацией Иркутской области с Чунским районным отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов, последний принял на себя право пользования территорией (акваторией), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, площадью 350000 гектаров, в границах, указанных в распоряжении заместителя главы администрации губернатора Иркутской области от 19 февраля 2002 года № 439-рз.

Согласно Указу Губернатора Иркутской области от 21 июля 2015 года № 178-уг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2016 года», Чунскому районному отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов разрешена добыча в 2016 году следующих видов охотничьих ресурсов: лось-14, изюбрь-6, косуля-2, кабарга-7, медведь-5, соболь-100.

В соответствии со ст. 34 ч.1 Федерального закона «О животном мире» охота является одним из видов пользования животным миром.

Согласно ст. 25 ч.1 п.5 Лесного кодекса РФ ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты является одним из видов использования лесов.

В силу ст.36 ч.2 Лесного кодекса РФ лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

Согласно ст. 14 ч.2 п.9 Закона Иркутской области от 18 июня 2010 года № 46-03 «Об отдельных вопросах в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области», охотпользователь обязан осуществлять иные обязанности, предусмотренные федеральными законами, законами области и охотхозяйственными соглашениями.

Согласно ст. 88, 89 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют в установленном порядке проект освоения лесов, подлежащий обязательной государственной или муниципальной экспертизе.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством.

Расположенные в границах охотничьих угодий, не предоставленные физическим лицам, юридическим лицам и находящиеся в государственной собственности земельные участки и лесные участки (если предоставление таких земельных участков и лесных участков осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации) предоставляются в аренду для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений. До вступления 1 апреля 2010 года в силу Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов были урегулированы Федеральным законом «О животном мире», который устанавливал, что долгосрочная лицензия на пользование животным миром - это специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира (статья 1).

Частью 1 ст.71 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Исходя из изложенного, договор аренды лесных участков наряду с долгосрочной лицензией выступает обязательным условием осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Наличие долгосрочной лицензии, выданной до изменения законодательства, не освобождает лиц, которым они выданы, от надлежащего оформления осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с действующим законодательством, а приобретение прав пользования животным миром на предоставленной в установленном порядке территории не влечет права пользования лесным фондом.

Основной целью заключения договора аренды лесного участка с лицами, использующими его для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, является контроль за рациональным, не истощительным использованием лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Использование ответчиком земель лесного фонда, расположенных на территории Чунского района для нужд охотничьего хозяйства без заключения договоров аренды лесных участков и разработки проекта освоения арендуемого лесного участка нарушает интересы РФ как собственника лесного фонда и не способствуют обеспечению процесса многоцелевого, рационального, непрерывного, пользования лесами, тем самым, нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Во время проверки установлено, что договор аренды ответчиком не заключался, арендная плата не вносится, что нарушает принцип платности использования лесов, требования лесных регламентов и требований по охране и защите лесов, предусмотренные ст. 51 ЛК РФ.

Кроме этого, ответчиком не разработан проект освоения лесов, которому не проведена государственная экологическая экспертиза, вследствие чего предусмотренные законодательством необходимые мероприятия по профилактике, охране и защите лесов от пожаров не предусматриваются и не проводятся, что в будущем может привести к лесному пожару и как следствие этого, причинению вреда государственному лесному фонду.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При этом, под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Суд находит, что отсутствие проекта освоения лесов, которому не проведена государственная экологическая экспертиза, вследствие чего предусмотренные законодательством необходимые мероприятия по профилактике, охране и защите лесов от пожаров не предусматриваются и не проводятся, что в будущем может привести к лесному пожару и как следствие этого, причинению вреда государственному лесному фонду, нарушает права граждан и охраняемые законом интересы общества и государства. А поэтому исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

Устанавливая срок исполнения, суд исходит из требований разумности и времени, необходимого для исполнения решения суда, и считает возможным установить срок исполнения решения до 1 января 2017 года.

Руководствуясь ст. 194, 198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Чунскому районному отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов о возложении обязанности составить проект освоения лесов на территории (акватории), предоставленной для осуществления деятельности по ведению охотничьего хозяйства на землях лесного фонда, расположенных на территории Чунского района Иркутской области в границах, указанных в распоряжении заместителя главы администрации губернатора Иркутской области от 19.02.2002 г. № 439-рз, необходимых для осуществления пользования животным миром, получить положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесного участка, в срок до 1 января 2017 года, удовлетворить.

Обязать Чунское районное отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов составить проект освоения лесов на территории (акватории), предоставленной для осуществления деятельности по ведению охотничьего хозяйства на землях лесного фонда, расположенных на территории Чунского района Иркутской области в границах, указанных в распоряжении заместителя главы администрации губернатора Иркутской области от 19 февраля 2002 года № 439-рз, необходимых для осуществления пользования животным миром, получить положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесного участка, в срок до 1 января 2017 года

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Чунский районный суд в течение 1 месяца.

Председательствующий