ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3139/19 от 19.02.2020 Георгиевского городского суда (Ставропольский край)

Дело №2-336/2020

УИД 26RS0010-01-2019-005398-39

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 февраля 2020 года город Георгиевск


Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Купцовой С.Н.

при секретаре Сизмазовой Ю.О.

с участием

истца Шульга О.Н.

представителя ответчика ПАО «Сбербанк России» Ищук Н.Я.

представителя ответчика ИФНС по г. Георгиевску СК Хлыбовой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Георгиевского городского суда Ставропольского края гражданское дело по исковому заявлению Шульга Олеси Николаевны и Шульга Николая Анатольевича, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних Шульга Дарьи Николаевны, Шульга Алексея Николаевича, Шульга Михаила Николаевича к ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края, ПАО «Сбербанк России» о предоставлении возможности по уплате налогов без указания идентификационного номера налогоплательщика, возложении обязанности вести документооборот и печатать платежные поручения без указания идентификационного номера налогоплательщика,

У С Т А Н О В И Л:

Шульга О.Н. и Шульга Н.А., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних Шульга Д.Н., Шульга А.Н., Шульга М.Н. обратились в суд с иском к ИФНС России по г.Георгиевску СК и ПАО Сбербанк России, в котором просят: обязать ПАО «Сбербанк» предоставить Шульга О.Н. и Шульга Н.А. возможность выполнить свою обязанность по уплате налогов, то есть принять к исполнению платежные требования в форме ПД-4 (налог) без указания в них ИНН налогоплательщика, а по паспорту гражданина РФ; обязать ИФНС по городу Георгиевску ввести их заявления об отказе в базу данных Автоматизированной информационной системы «Налог» с присвоением им признака «отказ от ИНН по убеждениям», и больше не применять ИНН в документообороте в отношении истцов; обязать ИФНС по городу Георгиевску печатать платежные поручения в адрес истцов без указания в них ИНН налогоплательщика.

В обоснование исковых требований указали, что в августе 2019 года истцам пришли письма с налоговыми платежами за имущество и транспорт физических лиц. В предоставленных платежных документах присутствует номер ИНН налогоплательщика. По религиозным убеждениям истцы отказываются использовать присвоенный им номер ИНН.

На основании абз. 5 ч.7 ст. 84 НК РФ физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать идентификационные номера налогоплательщиков в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 настоящего Кодекса.

Так же Гражданский кодекс дает им право осуществлять свои права и обязанности от своих ФИО ст.19 ГД РФ.

Присвоение им ИНН и применение его в отношении них оскорбляет их религиозные чувства, унижает честь и достоинство, причиняет им нравственные страдания, наносит им моральный вред и является препятствием непреодолимой силы к его использованию истцами.

Оплачивать налоги по своему имуществу истцы не отказываются, но только без указания в платежной форме ПД-4сб(налог) ИНН налогоплательщика.

Истцы, обратились в ИФНС города Георгиевска 22 августа 2019 года с просьбой распечатать платежные поручения по форме ПД-4сб (налог) на их имущественные и другие налоги за 2018 года без указания в них ИНН налогоплательщика.

На данную просьбу им было отказано ИФНС по г.Георгиевску. Истцам сказали, что распечатать данные платежки не смогут - у них не позволяет это сделать программа.

Данный отказ ИФНС но г.Георгиевску является неправомерным так как: в руководстве пользователя АРМ «Реестр ФЛ» интегрированного комплекса АИС «Налог» (версия 4.0 18-е изм.) в последнем абзаце §3.1.1 «Реестр - регистрация документов» говорится: если от ФЛ поступило заявление об отказе от применения ИНН (код-1171), то после обработки этого заявления в картотеке плательщиков проставляется признак о подаче такого заявления и в выходных документах (платежках) ИНН не печатается».

Данный факт так же подтверждает зам.начальника ИФНС по Автозаводскому району Валова И.Н.

Частным определением суда от 24 февраля 2010 года были установлены существенные нарушения норм налогового законодательства, а именно - указание ИНН в квитанциях, направляемых налогоплательщику, отказавшемуся от этого идентификатора личности. ИФНС согласилась с тем, что это нарушение налогового законодательства.

Заявления об отказе от ИНН были направлены в ИФНС по г.Георгиевску 16 ноября 2016 года - от Шульга О.Н., 22 августа 2019 года от Шульга Д.Н., Шульга А.Н, Шульга М.Н.

Написав жалобу в вышестоящий орган ИФНС в г.Ставрополе, получили решение №08-21/027308 от 16 сентября 2019 года в котором указывалось, что указание УИН или ИНН в платежном документе является обязательным - данное утверждение высказывается на основе Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 года №107н.

Однако, в Приложение №1 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года N107н «Правила указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ» «значение ИНН плательщика - физического лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, может не указываться при условии указания в реквизите "108" распоряжения о переводе денежных средств идентификатора сведений о физическом лице или указания в реквизите "Код" распоряжения о переводе денежных средств уникального идентификатора начисления в соответствии с установленными настоящим приказом Правилами. При отсутствии уникального идентификатора начисления составитель указывает в распоряжении о переводе денежных средств адрес регистрации по месту жительства плательщика - физического лица или адреса регистрации по месту пребывания (при отсутствии у физического лица места жительства). В случае отсутствия у плательщика - физического лица ИНН и уникального идентификатора начисления, указание в распоряжении о переводе денежных средств иного идентификатора сведений о физическом лице является обязательным.

В Приказе Казначейства России от 30 ноября 2012 года N19н «Об утверждении Порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах» «Идентификатор плательщика включает в себя идентификатор сведений о физическом лице или идентификатор сведений о юридическом лице.

Согласно п.2.28.1.1 данного Приказа Казначейства России №19н «Идентификаторы сведений о физическом лице.

В качестве идентификатора сведений о физическом лице используются:

страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС);

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

серия и номер документа, удостоверяющего личность;

серия и номер водительского удостоверения;

серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации;

учетный код Федеральной миграционной службы;

иные идентификаторы сведений о физическом лице, применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так же есть решение ВС об оплате без УИН и ИНН (решение от 24 октября 2016 года NАКПИ16-854), согласно 8 абзацу пункта 3 правил в случае отсутствия у плателыцика- физлица ИНН и уникального идентификатора начисления (УИН) указание в распоряжении о переводе денежных средств иного идентификатора сведений о физлице является обязательным. Это может быть номер СНИЛС, серия и номер паспорта или водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства, а также иные идентификаторы сведений о физлице».

Таким образом, указание в платежных поручениях ИНН или УИН не являются обязательными, если указывается другой идентификатор личности.

Так же в решение №08-21/027308 от 16 сентября 2019 года от УФНС по Ставропольскому краю сказано, что «налогоплательщик вправе в любом банке самостоятельно заполнить платежные документ по форме №ПД-4сб(налог), указав все необходимые реквизиты для уплаты налога, исключая ИНН, поскольку при условии указания в поле 8 «Плательщик» платежного поручения фамилии, имени, отчества (при его наличии) и адреса регистрации по месту жительства значение ИНН плательщика - физического лица может не указываться.

Заполнив платежные документы по форме №ПД-4сб(налог) и указав все реквизиты для платежа, кроме ИНН, истцы пришли в банк, чтобы оплатить данные налоги, но во всех банках им отказали, сказав, что провести платеж не смогут без указания ИНН или УИН.

Шульга О.Н. обратилась с письмом в ПАО Сбербанк г.Москва, ул.Вавилова, д.19 с просьбой предоставить им возможность оплатить налоги без указания в платежках номера ИНН. На данный запрос пришел ответ от ПАО Сбербанк №191011 0946 921300 от 11 октября 2019 года, что указание ИНН или УИН является обязательным.

Данный отказ ПАО Сбербанк провести платеж налоговых платежей без указания ИНН плательщика считают неправомерным.

В ответе от ПАО Сборбанк сказано, что указание ИНН и УИН является обязательным в распоряжении о переводе денежных средств в бюджет и дается основание - Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 сентября 2015 года № 148н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года №107н».

Однако в 2016 году по данному вопросу вышло разъяснительное письмо от Минфина России от 25 октября 2016 года N21-03-04/62195 «О разъяснении отдельных положений приказа Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года N 107н в части приема к исполнению распоряжений плательщиков - физических лиц о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при незаполненном реквизите "ИНН" плательщика».

Принимаемые в настоящее время банками решения об отказе в приеме к исполнению распоряжений плательщиков - физических лиц о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации в случае наличия уникального идентификатора начисления в реквизите "Код" или идентификатора сведений о физическом лине в распоряжении о переводе денежных средств при незаполненном реквизите "ИНН" плательщика противоречат приказу Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года N 107н.

Плательщику в случае осуществления перевода денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации в распоряжении о переводе денежных средств обязательно указание одного из следующих реквизитов: ИНН плательщика - физического лица в реквизите "ИНН" плательщика, уникального идентификатора начисления в реквизите "Код" или идентификатора сведений о физическом лице».

Ответ от ПАО Сбербанк и новое обращение в ИФНС по г.Георгиевску с просьбой разобраться в данном вопросе Шульга О.Н. отправила 07 ноября 2019 года. До настоящего времени, в нарушении законодательства на 30-дневный срок рассмотрения, ответ от ИФНС по г.Георгиевску не поступил.

02 декабря 2019 года истек последний срок оплаты налогов физических лиц. Так как истцы не имели возможности оплатить данные налоги из-за неправомерных действий ИФНС по г.Георгиевску и ПАО «Сбербанк», то в данный момент на их налоги начисляются пени.

Таким образом, Шульга О.Н., Шульга Н.А. и их несовершеннолетних детей Шульта Д.Н., Шульга А.Н., Шульга М.Н, неправомерно лишили ПАО Сбербанк и ИФНС по г.Георгиевску возможности оплатить налоги на имущество физических лиц.

В судебном заседании истица Шульга О.Н. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. По религиозным убеждениям не желает, чтобы ее и ее детей ассоциировали с номером, при заполнении реквизита УИН он автоматически подтягивает ИНН, против чего она возражает. Просит удовлетворить ее исковые требования в полном объеме.

Полномочный представитель ответчика – ИФНС России по г.Георгиевску – Хлыбова Е.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что согласно пункту 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Проводимая налоговыми органами работа по учету физических лиц с применением идентификационного номера налогоплательщика осуществляется в рамках Конституции Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет физических лиц.

Ведение налоговыми органами в установленном порядке учета физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется на основании информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 Кодекса, либо на основании заявления физического лица (пункт 7 статьи 83 Кодекса). При этом налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (пункт 10 статьи 83 Кодекса).

Процедура постановки на учет в налоговом органе на основании сведений, полученных от органов, поименованных в статье 85 Кодекса, происходит без участия физических лиц, в отношении которых поступили сведения.

Согласно пункту 1 статьи 83 Кодекса физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

В соответствии с абзацем первым пункта 7 статьи 84 Кодекса каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов ИНН.

ИНН формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих код налогового органа (4 знака), порядковый номер записи о лице в ЕГРН (6 знаков) и контрольное число (2 знака). Таким образом, ИНН фактически является номером записи о лице в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

ИНН не является информацией, входящей в перечень персональных данных. Применяется исключительно в целях упорядочения учета налогоплательщиков внутри системы налоговых органов, а также служит только для ускорения обработки огромного потока информации в интересах соблюдения прав налогоплательщиков.

Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 84 Кодекса налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых налогоплательщику налоговых уведомлениях.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 Кодекса.

При этом применение ИНН физического лица в документах не предусматривает замену имени номером. Фамилия, имя и отчество присутствуют во всех документах, исходящих от налогоплательщиков и налоговых органов независимо от указания или неуказания в них ИНН.

Кроме того, согласно подпунктам 2 и 3 пункта 20 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, разработанного в соответствии с пунктом 7 статьи 84 Кодекса и утвержденного приказом ФНС России от 29 июня 201 года 2 NММВ-7-6/435@ "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика", ИНН физического лица может быть признан недействительным в случаях:

снятия с учета физического лица в налоговом органе в связи с его смертью;

обнаружения у физического лица более одного ИНН.

Учитывая изложенное, признание ИНН недействительным предусмотрено только в вышеуказанных случаях.

Процедуры "аннулирования и (или) отказа от присвоенного ИНН, либо уничтожения, обезличивания или признания ИНН недействительным по религиозным убеждениям, выдача свидетельства, не содержащего ИНН" не предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В связи с чем следует подытожить, что наличие ИНН связано с необходимостью упорядочения учета лиц являющихся налогоплательщиками по тем или иным основаниям, обязанность ведения которого возложена на налоговые органы Федеральным законодательством (Налоговый кодекс Российской Федерации), соблюдение которого предусмотрено Конституцией РФ.

Соответствие нормы права, возлагающей на налоговые органы указанной обязанности уже было предметом рассмотрения Конституционного суда РФ. Верховного суда РФ.

В определении Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18 июля 2000 года NКАС00-273 сказано, что ИНН по своей структуре не содержит в себе информацию личного характера, касающуюся семейного положения, родственных и дружеских связей, а также других личных отношений конкретного физического лица.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2003 года N287- О установлено, что нет оснований утверждать, что абзац первый пункта 7 статьи 84 Кодекса нарушает свободу совести и вероисповедания (статья 28 Конституции Российской Федерации). В соответствии с абзацем четвертым пункта 7 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27 ноября 1998 года NГБ-3-12/309 утверждены соответствующие Порядок и условия, согласно которым идентификационный номер налогоплательщика - физического лица представляет собой цифровой код, состоящий из двенадцати последовательных цифр, характеризующих слева направо код налогового органа, который присвоил идентификационный номер налогоплательщика, порядковый номер и контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Поэтому наличие в идентификационном номере некоего числа, могущего затрагивать религиозные чувства налогоплательщика, носит случайный характер; идентификационный номер не заменяет имя человека и подлежит использованию наряду с другими сведениями о налогоплательщике исключительно в целях налогового учета.

В связи с чем, проведение параллели между наличием у налоговых органов обязанности по учету налогоплательщиков с присвоением им ИНН (ч. 2 чт. 84 Кодекса), и как следствие указанию во всех исходящих от налоговых органов документах ИНН налогоплательщиков и правом налогоплательщиков не указывать ИНН в исходящих от них документах (абз. 5 ч. 7 ст. 84 Кодекса), не правомерно. По смыслу ч. 2 ст. 84. ст. 45 Кодекса, предусмотренная обязанность налогового органа по выдаче свидетельства или уведомления о постановке на налоговый учет (в зависимости от основания такой постановки), уведомления об уплате налогов корреспондирует предшествующей обязанности по такой постановке указанным органом на учет с присвоением ИНН налогоплательщику, при этом данные положения не обязывают налогоплательщика сообщать в обязательном порядке сведения об ИНН при обращении в налоговый орган, а значит не умаляют его права.

Более того, вопрос выполнения налоговыми органами возложенной на них указанной нормой обязанности по присвоению ИНН, как нарушающей по мнению истцов их права, связанные с их религиозными убеждениями, уже был предметом оценки по другим делам с аналогичным вопросом практика применения которых приводится ниже. Иная аргументация правомерности своей позиции истцами не дана.

А значит требование истцов об обязании ИФНС России по г. Георгиевску печатать платежные поручения в адрес истцов без указания в них ИНН, противоречит действующему порядку, неправомерно, не подлежит удовлетворению.

Ранее в совместном письме Минфин РФ и ФНС от 30 сентября 2011 года NПА-4- 6/16143(а) Об указании в единых налоговых уведомлениях на уплату имущественных налогов ИНН физических лиц сообщалось: «Внесение сведений заявления физического лица об отказе от применения ИНН с соответствующим кодом документа (1171) в ЕГРН предусмотрено только в отношении физических лиц, не являющихся налогоплательщиками, и которым ИНН был присвоен ошибочно в ходе проведения работы в соответствии с приказом МНС России от 19.07.1999 NАП-3-12/224 "О мероприятиях по обеспечению применения идентификационных номеров налогоплательщиков - физических лиц". При этом согласно письму ФНС России, физическим лицам, подавшим заявление об отказе от ИНН, но состоящим на учете в налоговом органе по иным основаниям, предусмотренным Кодексом, в установленном порядке следует подготовить и направить ответ с соответствующими разъяснениями законодательства о налогах и сборах.

Истцы Шульга Олеся Николаевна в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась индивидуальным предпринимателем и состояла на налоговом учете в ФИО7 по <адрес>, Шульга Николай Анатольевич в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем и состоял на налоговом учете ФИО7 по <адрес>. В связи с изменением нормативно-правовой базы им был присвоен индивидуальный номер налогоплательщиков. Шульга на основании их заявлений (заявление Шульга О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, заявление Шульга Н.А. ДД.ММ.ГГГГ). Шульга Н.А. свидетельство о постановке на налоговый учет получил ДД.ММ.ГГГГ лично о чем сделана запись в реестре получения.

Постановка на учет несовершеннолетних детей истцов произведена на основании сведений о рождении, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния на основании ч. 2 ст. 84 НК РФ. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлена на учет ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ и ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ.

Истица Шульга Олеся Николаевна дважды обратилась в налоговый орган с просьбой выдать ей квитанции на оплату имущественных налогов на ее имя и ее несовершеннолетних детей без ссылки на ИНН в связи с религиозными убеждениями, однако получила отказ. Один из таких отказов был ею обжалован в УФНС России по СК. Решением от 16 сентября 2019 года ей отказано в удовлетворении жалобы. Мотивировка отказа сводится к тому, что налогоплательщики вправе в любом банке самостоятельно заполнить платежный документ по форме № ПД-4сб (налог), указав все необходимые реквизиты для уплаты налога, исключая ИНН, поскольку при условии указания в поле 8 «Плательщик» платежного поручения Ф.И.О. (при его наличии) и адреса регистрации по месту жительства или адреса регистрации по месту пребывания (при отсутствии места жительств) значение ИНН плательщика - физического лица может не указываться. В соответствии с пунктом 7 статьи 45 Кодекса поручение на перечисление налога в бюджетную систему России на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Данные правила утверждены Приказом Минфина России от 12.11.2013 N107н «Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил значение ИНН плательщика - физического лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, может не указываться при условии указания уникального идентификатора начисления (индекс документа), который формируется налоговым органом.

В совместном письме ФНС, Минфин РФ от 5 июня 2018 г. NГД-2-14/1069@ сообщалось, что для осуществления платежей, администрируемых налоговыми органами, платежный документ может быть сформирован налогоплательщиком с помощью электронного сервиса "Заполнить платежное поручение", размещенного на сайте ФНС России. В этом случае индекс документа (УИН) присваивается платежному документу автоматически. Указание УИН или ИНН в платежном документе является обязательным, поскольку позволяет налоговым органам определить налогоплательщика и своевременно учесть перечисленные денежные средства в счет исполнения им обязанности при уплате налога.

В связи с чем требование в иске об обязывании ввести заявления об отказе в базу данных АИС «Налог» с присвоением признака «отказ от ИНН по убеждениям» и больше не применять ИНН в документообороте в отношении истцов, сформировать платежные документы для цели уплаты налогов налоговым органом без указывания идентификационных номеров налогоплательщиков в документах налогового органа, как соответствующая закону является несостоятельной, поскольку основана на неверном толковании норм налогового законодательства.

Истцы ссылаясь на нарушение налоговым органом 30 дневного срока на рассмотрение их обращения считают не обоснованным.

В адрес ИФНС России по г. Георгиевску действительно обращалась Шульга Олеся Николаевна с жалобой на имя руководителя УФНС России по СК от 22.08.2019 на бездействие ИФНС России по г. Георгиевску, выраженное в виде не выдачи квитанций об уплате имущественных налогов на ее имя и на имя ее несовершеннолетних детей без указания в них ИНН.

По результатам рассмотрения жалобы УФНС России было вынесено решение от № 08-21/027308@ об отказе в ее удовлетворении.

Истица не согласившись с решением вышестоящего налогового органа обратилась в ИФНС России по г. Георгиевску повторно с заявлением от 07.11.2019, в котором просила распечатать ей платежные поручения на имущественные налоги без указания в них ИНН. На указанное обращение был направлен ответ от 19.11.2019 №02-21/005150 в котором Шульга О.Н. сообщалось об отказе.Истица в исковом заявлении указывает, что ответ на ее второе обращение не был получен и тем самым нарушается 30-ти дневный срок.

В целях. недопущения нарушения прав истицы, в ее адрес повторно, при сопроводительном письме от 14.01.2020 № 02-21/000090, направлена копия ответа от 19 ноября 2019 года №02-21/005150.

Просительная часть иска об обязывании налогового органа исполнить требования истцов, указывающих на нарушение их прав на своевременную уплату налогов, фактически сводится к иску о признании бездействия налогового органа незаконным, а затем уже как следствие обязывании совершить действия по устранению таких нарушений.

Однако истцами не учтено, что несмотря на то, что исковое заявление носит коллективный характер, позиция каждого истца должна быть подтверждена документально.

Заявление Шульга О.Н. в програмном продукте СЭД об отказе ее от ИНН зарегистрировано 07.11.2019. Ему присвоен вх. № 7/34.

Иная регистрация, равно в програмном продукте АИС «Налог-3» нормативными актами на региональном уровне не предусмотрена. Более того, указанный истцами програмный продукт АИС «Налог» ИФНС России по г. Георгиевску не используется, как указано выше используется АИС «Налог-3», в связи с чем утверждение ответчиков о наличии инструктивного материала, подлежащего к ним применению не правомерно

Следует также учесть, что внутренние инструкции принимаемые для налоговых органов не могут подменять действующих федеральных норм права, не могут использоваться в качестве верховенствующих над ними.

Как указано выше, по результатам рассмотрения заявления Шульга О.Н. от 07.11.2019, ИФНС России по г. Георгиевску направлен ответ от 19.11.2019 № 02-21/005150 об отсутствии установленной законом обязанности исполнить просьбу истца.

В письме ФНС, Минфин РФ от 5 июня 2018 г. NГД-2-14/1069@ разъясняется, что платежные документы могут быть сформированы налогоплательщиком с помощью электронного сервиса "Заполнить платежное поручение", размещенного на сайте ФНС России. В этом случае индекс документа (УИН) присваивается платежному документу автоматически. Используя указанный платежный документ налогоплательщик самостоятельно сможет произвести оплату без указания в нем ИНН, при наличии УИН.

Истцом не представлены сведения о том, что она обращалась в электронный сервис, размещенный на сайте ФНС России и приняла меры по формированию квитанций содержащих сведения об УИН. Об информированности о наличия у нее такой практической возможности свидетельствует полученное ею решение У ФНС России по СК от 16.09.2019 № 08-21/027308(5). ее заявление от 07.11.2019, в котором истица ссылается на Приказ Минфин России от 12.11.2013 № 107н и на возможность формировать квитанции с указанием в них только УИН. Однако в исковом заявлении истица ни единожды не указывает на то, что она воспользовалась указанной возможностью, доказательств принятия мер по такому формированию документов ею не представлены.

С учетом изложенного, в отношении истцов Шульга О.Н., Шульга Д.Н., Шульга А.Н., Шульга М.Н. просят в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме

Представитель ответчика ПАО Сбербанк России Ищук Н.Я., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях. В обоснование своей позиции пояснила, что банк отмечает, что можно было решить проблему в российском правовом поле: обратится в отделением банка и выразить согдласие на проставление в графе ИНН прочерк или нули.

Банк считает, что у заявителей нет оснований утверждать, что Банком чинились препятствия в возможности выполнить свою обязанность по уплате налогов, используя такой способ, как обращение в банк, как альтернативным.

Представитель Банка считает, что присвоенный идентификационный номер налогоплательщику - физическому лицу как субъекту налоговых правоотношений не является номером гражданина и не подменяет его персональных данных. Соответственно ИНН не нарушает права истцов и религиозные чувства. Обязанность стоять на учете в налоговом органе с присвоением ИНН установлена ст. 83 и 84 НК РФ, в соответствии с которыми в целях проведения налогового контроля налогоплательщик - физическое лицо подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту жительства, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов на всей территории Российской Федерации ИНН, который не заменяет имя гражданина и подлежит использованию наряду с другими сведениями о налогоплательщике исключительно в целях налогового учета.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах (ч, 1 ст. 83 НК РФ). Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов ИНН (г. 7 ст. 84 НК РФ). В порядке, установленном Минфином России, ведется Единый государственный реестр налогоплательщиков (п. 8 ст. 84 НК РФ). Идентификационный номер, присвоенный физическому лицу, не подлежит изменению, исключение составляют внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации либо изменения его

структуры (п. 16 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержден Приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@).

ИНН может быть признан недействительным в случае внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, а также в случае обнаружения у физического лица более одного ИНН (п. 20 Порядка). Один из ИНН сохраняется, а остальные признаются недействительными. Таким образом, исключение ИНН из реестра физических лиц, состоящих на учете в инспекции, законом не предусмотрено. Указанных в п. 16 Порядка оснований для внесения изменений ИНН не имеется.

Так же истцом не представлены суду доказательства подтверждающие причинение препятствий в производстве оплаты налога в отделении Сбербанка РФ.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации установлены Налоговым Кодексом РФ.

Из содержания пунктов 1 и 8 статьи 83, пунктов 1 и 7 статьи 84, пунктов 3-6 статьи 85 НК РФ следует, что в целях налогового контроля, составной частью которого является учет налогоплательщиков, физические лица, не относящиеся к индивидуальным предпринимателям, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства на основании заявления о постановке на учет, а также без такого заявления на основе информации, предоставляемой уполномоченными на то законом органами; при этом налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет, с указанием присвоенного ему идентификационного номера налогоплательщика.

В соответствии с положениями ст.84 НК РФ постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:

фамилия, имя, отчество;

дата и место рождения;

пол;

место жительства;

данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;

данные о гражданстве.

Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика.

Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.

Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать идентификационные номера налогоплательщиков в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 настоящего Кодекса.

Приказом Министерства Финансов РФ от 29 июня 2012 года №ММВ-7-6/435@, утвержден Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, в соответствии с которым структура идентификационного номера налогоплательщика для физического лица представляет собой двенадцатизначный цифровой код:

ИНН формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих слева направо следующее:

1) NNNN (4 знака) - код налогового органа, который присвоил ИНН;

2) XXXXXX - порядковый номер записи о лице в территориальном разделе Единого государственного реестра налогоплательщиков налогового органа, который присвоил ИНН;

3) CC - контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному Федеральной налоговой службой.

В силу разделов IV, V Порядка, ИНН присваивается при впервые осуществляемых действиях по постановке на учет физического лица в налоговом органе:

1) по месту жительства;

2) по месту пребывания (при отсутствии места жительства физического лица на территории Российской Федерации);

3) по месту нахождения недвижимого имущества или транспортного средства (при отсутствии у физического лица места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации).

ИНН, присвоенный физическому лицу в налоговом органе по месту жительства или месту пребывания, по месту нахождения недвижимого имущества или транспортного средства (при отсутствии у физического лица места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации), применяется при постановке на учет физического лица в налоговом органе по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

ИНН используется налоговым органом в качестве номера учетного дела организации или физического лица.

В соответствии с п.20 главы VI Порядка ИНН может быть признан недействительным в случае внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, а также в следующих случаях:

1) для организации - при снятии с учета организации в налоговом органе в случае прекращения деятельности при ликвидации организации, в результате реорганизации организации, в иных случаях, установленных федеральными законами;

2) для физического лица - при снятии с учета физического лица в налоговом органе в связи с его смертью;

3) в случае обнаружения у организации или физического лица более одного ИНН. При этом один из ИНН сохраняется, а остальные признаются недействительными.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается соответствующими письменными доказательствами, Шульга О.Н. является налогоплательщиком транспортного налога, в связи с чем была поставлена на налоговый учет в ИФНС по г.Георгиевску и ей был присвоен идентификационный номер налогоплательщика.

Шульга Олеся Николаевна в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась индивидуальным предпринимателем и состояла на налоговом учете в ФИО7 по <адрес>, Шульга Николай Анатольевич в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем и состоял на налоговом учете ФИО7 по <адрес>. В связи с изменением нормативно-правовой базы им был присвоен индивидуальный номер налогоплательщиков. Шульга на основании их заявлений (заявление Шульга О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, заявление Шульга Н.А. ДД.ММ.ГГГГ). Шульга Н.А. свидетельство о постановке на налоговый учет получил ДД.ММ.ГГГГ лично о чем сделана запись в реестре получения.

Постановка на учет несовершеннолетних детей истцов произведена на основании сведений о рождении, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния на основании ч. 2 ст. 84 НК РФ. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлена на учет ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ и ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из объяснений Шульга О.Н. в судебном заседании, по религиозным соображениям они не желают, чтобы в отношении них, как при осуществлении налогового учета, так и при реализации ими иных прав и обязанностей, использовался ИНН, поскольку считают себя людьми, которым при рождении присвоено имя, а применение ИНН расценивают как приравнивание их к неодушевленным предметам и как средство клеймения человека, что напрямую противоречит их вероисповеданию и религиозным убеждениям.

В силу со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В подтверждение обстоятельств, на которые они ссылаются в обоснование своих исковых требований, истцы представили суду: заявление в ФИО7 по <адрес>; частное определение мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; ответ зам. ФИО7 по <адрес> г. Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ; жалобу; решение по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должных лиц ФИО7 по <адрес> края.

Согласно ст.55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

В соответствии со ст.59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

В силу ст.71 ГПК РФ, письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным позволяющим установить достоверность документа способом. К письменным доказательствам относятся приговоры и решения суда, иные судебные постановления, протоколы совершения процессуальных действий, протоколы судебных заседаний, приложения к протоколам совершения процессуальных действий (схемы, карты, планы, чертежи). Письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию.

В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими. При оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.

Исходя из содержания совокупности названных норм, судом принимаются лишь те доказательства, которые могут подтвердить или опровергнуть искомые юридические факты. Вопрос об относимости доказательств при их представлении решается лицами, участвующими в деле, и судом при оказании содействия по собиранию и истребованию доказательств, но окончательное решение данного вопроса остается за судом, который может не принять для подтверждения искомых фактов определенные доказательства.

Оценивая представленные истцами письменные доказательства, в том числе копии сообщений на имя третьих лиц, копии судебных постановлений и статьи религиозного содержания с учетом приведенных выше положений процессуального законодательства, суд приходит к выводу о том, что они не могут быть приняты в качестве доказательств по делу и положены в основу решения суда, поскольку не отвечают требованиям гражданского процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам, в том числе к письменным, так как не содержат сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, и сведений об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, более того, представлены в форме незаверенных копий.

Иные доказательства в обоснование заявленных требований, подтверждающие, что их право нарушено, истцы суду не представили.

Кроме того, в соответствии со ст.28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Согласно ст.3 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности.

В соответствии со ст.14 Конституции РФ Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Аналогичную норму содержит ч.1 ст.4 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».

В силу ст.19 Конституции РФ, все равны перед законом и судом.

Из приведенных норм закона следует, что религиозные объединения, как и любые иные объединения граждан, могут функционировать только в рамках установленного в стране правопорядка. Граждане обязаны исполнять требования действующего законодательства независимо от принадлежности к какому-либо вероисповеданию.

Под свободой вероисповедания Конституция РФ и ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» понимают право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. При этом понятие свободы вероисповедания не предполагает возможности неисполнения законов, действующих на территории РФ.

Таким образом, исповедование гражданином, в том числе истцами Шульга О.Н. и Шульга Н.А., какой бы то ни было религии не освобождает их от обязанности соблюдать законы - установленные государством обязательные правила и нормы экономического и общественного поведения всех субъектов на территории страны, включая перечень запретов и ограничений.

В соответствии со ст.15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно ст.3 ГК РФ, в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Принимая во внимание, что религиозные обычаи, правила и нормы не входят в правовую систему РФ и не являются источниками российского права, они не могут являться руководством к действию ни для каких государственных органов, а соответственно, и не могут быть положены в основу решения суда.

В соответствии с позицией, высказанной Конституционным судом РФ в Определении от 10 июля 2003 года №287-О, наличие в ИНН некоего числа, могущего затрагивать религиозные чувства налогоплательщика, носит случайный характер, при этом сам идентификационный номер налогоплательщика по своему предназначению, определенному на уровне федерального закона, подлежит использованию наряду с другими сведениями о налогоплательщике, причем исключительно в целях налогового учета и не заменяет имя человека, следовательно, оснований полагать, что само по себе присвоение физическому лицу ИНН без его согласия нарушает свободу совести и вероисповедания либо иные конституционные права и свободы граждан, отсутствуют. Более того, Налоговый кодекс РФ не препятствует изменению ИНН в случаях, когда такая необходимость продиктована религиозными убеждениями налогоплательщика, а так же предоставляет физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, право не указывать идентификационные номера налогоплательщиков в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах, учитывая совокупность изложенных выше доводов, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Шульга О.Н. и Шульга Н.А., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних Шульга Д.Н., Шульга А.Н., Шульга М.Н.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Шульга Олеси Николаевны и Шульга Николая Анатольевича, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних Шульга Дарьи Николаевны, Шульга Алексея Николаевича, Шульга Михаила Николаевича к ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края, ПАО «Сбербанк России» о предоставлении возможности по уплате налогов без указания в платежных требованиях формы ПД-4 идентификационного номера налогоплательщика, возложении обязанности внести заявления об отказе от идентификационного номера налогоплательщика в базу данных Автоматизированной информационной системы «Налог» с присвоением признака «отказ от ИНН по убеждениям», вести документооборот и печатать платежные поручения без указания идентификационного номера налогоплательщика, - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Георгиевский городской суд Ставропольского края.

(Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2020 года)

Судья С.Н. Купцова