Дело №2-3193/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 ноября 2013 г. г. Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Ильиной Ю.В.,
при секретаре Первухиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волокитиной Л.А. о признании незаконным отказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула в утверждении схемы, обязании утвердить схему,
У С Т А Н О В И Л:
Волокитина Л.А. обратилась в суд с заявлением, в котором, просит признать отказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству от ДД.ММ.ГГГГ. № № в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконным; обязать Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула утвердить схему расположения земельного участка по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории.
В обоснование заявленных требований заявитель указал следующее.
Земельный участок по адресу: <адрес> находится в ее фактическом пользовании с ДД.ММ.ГГГГ года, в ДД.ММ.ГГГГ году на данному участке Волокитина Л.А. самовольно возвела жилой дом. При этом на дом, возведенный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права в надлежащем порядке не оформлены, а земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.
Волокитина Л.А., с целью реализации права, предоставленного ст.2 Закона Алтайского края от 16.12.2002г. № 88-СЗ «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», в соответствии с которой земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случае, если на земельном участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина, расположен самовольно созданный жилой дом, возведенный до введения в действие Земельного Кодекса РФ, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный земельный участок может быть предоставлен этому лицу по возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан, начала сбор документов для предоставления участка.
Порядок предоставления земельного участка, в том числе для эксплуатации самовольно созданного жилого дома урегулирован решением Барнаульской городской Думы от 14 декабря 2012 года № 23 «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности».
Постановлением администрации города Барнаула от 27 июля 2012 года № 2166 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» (далее Административный регламент).
П.6.3. Административного регламента содержит перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации самовольно созданного жилого дома.
Заявитель подготовила документы по указанному перечню, однако ДД.ММ.ГГГГ Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула отказал в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с тем, что согласно техническому заключению о наличии (отсутствии)) градостроительных ограничений от ДД.ММ.ГГГГ № № жилой дом расположен в зоне подтопления 1% паводковыми водами, что создает угрозу жизни и здоровью граждан и является нарушением требований земельного и градостроительного законодательства.
Заявитель посчитала отказ незаконным, т.к. ею получено техническое заключение независимых экспертов, подтверждающее безопасную эксплуатацию конструкций жилого дома, Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула выдано техническое заключение о наличии (отсутствии) градостроительных ограничений №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором указывалось, что градостроительные ограничения на земельный участок не установлены.
Также заявителем получена консультация ГУ МЧС России по Алтайскому краю, согласно карточке, установлено отсутствие нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в помещениях жилого дома по <адрес>
В соответствии с ответом Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Барнаула подтопление территории пос. Ильича, где расположен земельный участок заявителя, подтопление было зафиксировано лишь в ДД.ММ.ГГГГ., причем сведений о подтоплении дома заявителя, расположенного по <адрес>, не имеется.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Серова В.В. в судебном заседании на заявлении настаивала, при этом пояснила, что Комитетом необоснованно отказано в утверждении схемы земельного участка, доказательств того, что расположение земельного участка истца создает угрозу жизни и здоровью граждан не имеется. В соответствии с техническим заключением объект может эксплуатироваться по своему назначению без угрозы для жизни и здоровья людей, дом истца в зону подтопления не попадал. Отказ Комитета был направлен ДД.ММ.ГГГГ простым письмом в адрес заявителя, поступил ДД.ММ.ГГГГ, что не может опровергнуть Комитет, следовательно, срок для подачи заявления не пропущен.
Серова В.В. также отметила, что только Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула уполномочен делать выводы о наличии (отсутствии) градостроительных ограничений.
Представитель заинтересованного лица Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула Кроневальд И.Э. в судебном заседании против заявленных требований возражал, по основаниям, указанным в письменном отзыве. указывая следующее. Спорный земельный участок расположен в зоне подтопления. Возможность подтопления составляет 1%. Нахождение жилого дома в зоне подтопления создает угрозу жизни и здоровью граждан. При вынесении отказа в утверждении схемы расположения спорного земельного участка, Комитет руководствовался нормами земельного, градостроительного законодательства, а также основаниями для отказа, указанными в регламенте, т.к. ст.2 Закона Алтайского края от 16.12.2002г. № 88-СЗ «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», в соответствии с которой земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случае, если на земельном участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина, расположен самовольно созданный жилой дом, возведенный до введения в действие Земельного Кодекса РФ, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный земельный участок может быть предоставлен этому лицу по возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Согласно техническому заключению о наличии (отсутствии)) градостроительных ограничений от ДД.ММ.ГГГГ. № № земельный участок расположен в водоохранной зоне реки Оби, в границах прибрежной защитной полосы, в зоне подтопления 1% паводковыми водами.
В силу п.3 ст.67 Водного кодекса Российской Федерации границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, и режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на этих территориях в зависимости от частоты их затопления и подтопления устанавливаются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Пунктом 4 статьи 67 этого же Кодекса запрещено размещение новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод на территориях, подверженных затоплению (в ред. ФЗ от14.07.2008 №118-ФЗ).
В соответствии с п.9.3 Строительных норм и правил СНиП 2. 07. 01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года № 78, не допускается размещение зданий и сооружений в зонах возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин или дамб (зоной катастрофического затопления является территория, на которой затопление имеет глубину 1,5 м и более и может повлечь за собой разрушение зданий и сооружений, гибель людей, вывод из строя оборудования предприятий). Как видно из приведенных норм, запрет на строительство зданий и сооружений установлен в отношении земельных участков, расположенных в зонах возможного затопления, в целях предотвращения жертв и ущерба.
Волокитина Л.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
С учетом мнения участников процесса, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица исследовав и оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно письма Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ. в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории заявителю Волокитиной Л.А. отказано.
В обоснование принятого решения указано следующее.
В соответствии с п.3,1 ст.2 Закона Алтайского края от 16.12.2002г. № 88-СЗ « О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случае, если на земельном участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина, расположен самовольно созданный жилой дом, возведенный до введения в действие Земельного Кодекса РФ, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный земельный участок может быть предоставлен этому лицу по возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.»
Как указано в письме, согласно техническому заключению о наличии (отсутствии)) градостроительных ограничений от ДД.ММ.ГГГГ № № жилой дом расположен в зоне подтопления 1% паводковыми водами, что создает угрозу жизни и здоровью граждан и является нарушением требований земельного и градостроительного законодательства.
Между тем, данный отказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула в утверждении схемы расположения земельного участка суд находит незаконным по нижеследующим основаниям.
Как следует из материалов дела, земельный участок по адресу: <адрес> находится в фактическом пользовании Волокитиной Л.А., в ДД.ММ.ГГГГ году на данному участке ею самовольно возведен жилой дом. При этом на дом, возведенный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права в надлежащем порядке не оформлены, а земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.
Согласно выписке из технического паспорта Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Алтайскому краю по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом № №Литеры А.А1) по <адрес> является самовольным строительством.
Волокитиной Л.А. получены кадастровый паспорт здания, контрольная съемка земельного участка, проведены работы по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, получено распоряжение № № администрации г.Барнаула об адресации объектов недвижимости, согласно которому следует, что земельному участку и жилому дому (Лит. А, А1) был присвоен адрес: <адрес>
Для оформления земельного участка в собственность заявитель, собрав необходимый пакет документов, обратился с заявлением в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула с заявлением об утверждении схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с п.7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Приведенной нормой права на орган местного самоуправления возложена обязанность по утверждению и выдаче, на основании заявления гражданина, схемы расположения земельного участка.
Согласно ст.2 Закона Алтайского края от 16.12.2002г. № 88-СЗ «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков»: земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случае, если на земельном участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина, расположен самовольно созданный жилой дом, возведенный до введения в действие Земельного Кодекса РФ, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный земельный участок может быть предоставлен этому лицу по возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан».
Порядок предоставления земельного участка, в том числе и под самовольным строением урегулирован решением Барнаульской городской Думы от 14 декабря 2012 года № 23 «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности».
Положением о комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 26.12.2008 №33, данный комитет наделен полномочиями по утверждению схемы расположения земельного участка.
Постановлением администрации города Барнаула от 27 июля 2012 года № 2166 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» (далее Административный регламент).
В соответствии с п.8 Административного регламента заявителю отказывается в предоставлении муниципальной услуги по следующим основаниям: наличие в заявлении, предоставленных документах подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений, наличие документов, исполненных карандашом, документов, текст которых не поддается прочтению; предоставление неполного комплекта документов; наличие судебного спора по границам, площади земельного участка, смежных земельных участков; наличие определения суда о применении мер по обеспечению иска в части запрета на распоряжение земельным участком; утверждение схемы расположения земельного участка повлечет нарушение строительных, санитарных норм и правил, требований земельного и градостроительного законодательства, охраняемых законом прав и интересов других лиц.
В основание принятого отказа в утверждении схемы Комитет сослался на то обстоятельство, что жилой дом Волокитиной Л.А. расположен в зоне подтопления 1% паводковыми водами, что создает угрозу жизни и здоровью граждан и является нарушением требований земельного и градостроительного законодательства.
Между тем, доказательств угрозы жизни и здоровью граждан утверждением схемы Комитетом не представлено.
При этом в соответствии с ответом Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Барнаула подтопление территории пос. Ильича, где расположен земельный участок Волокитиной Л.А., подтопление было зафиксировано лишь в ДД.ММ.ГГГГ причем сведений о подтоплении дома заявителя, расположенного по <адрес>, не имеется. С ДД.ММ.ГГГГ для предупреждения подтопления территории жилого сектора в период весенне-летнего паводка ежегодно, с целью сдерживания паводковых вод, проводятся работы по отсыпке ограждающей дамбы п. Ильича.
Согласно техническому заключению о наличии (отсутствии)) градостроительных ограничений от ДД.ММ.ГГГГ. № № земельный участок расположен в водоохранной зоне реки Оби, в границах прибрежной защитной полосы, в зоне подтопления 1% паводковыми водами.
Также в данном техническом заключении указано, что, в котором указывалось, что градостроительные ограничения на земельный участок не установлены.
Согласно ст.75 Правил объект относится к условно разрешенному виду использования территориальной зоны (п. 6), что соответствует градостроительному регламенту данной зоны, но расположен с отступлением от СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного строительства « п.5.3.4».
В соответствии с п.16,17 ст.65 Водного кодекса РФ (водоохранная зона, прибрежная защитная полоса) и п.4.ст.67 Водного кодекса РФ (зона подтопления), градостроительных ограничений по данному объекту не установлено.
Также заявителем получена консультация ГУ МЧС России по Алтайскому краю, согласно карточке, установлено отсутствие нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в помещениях жилого дома по ул<адрес>
Как следует из технического заключения ООО «Алтай-проектстрой», специалисты которого обследовали жилой дом заявителя, техническое состояние основных строительных конструкций жилого дома, возведенного в ДД.ММ.ГГГГ году, работоспособное, эксплуатация здания жилого дома возможна и не представляет угрозу жизни и здоровью людей.
В силу п.3 ст.67 Водного кодекса Российской Федерации границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, и режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на этих территориях в зависимости от частоты их затопления и подтопления устанавливаются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Пунктом 4 статьи 67 этого же Кодекса запрещено размещение новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод на территориях, подверженных затоплению (в ред. ФЗ от14.07.2008 №118-ФЗ).
В соответствии с п.9.3 Строительных норм и правил СНиП 2. 07. 01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года № 78, не допускается размещение зданий и сооружений в зонах возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин или дамб (зоной катастрофического затопления является территория, на которой затопление имеет глубину 1,5 м и более и может повлечь за собой разрушение зданий и сооружений, гибель людей, вывод из строя оборудования предприятий).
Как видно из приведенных норм, запрет на строительство зданий и сооружений установлен в отношении земельных участков, расположенных в зонах возможного затопления.
Исходя из Генерального плана городского округа города Барнаула Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 26.02.2010 №245, земельный участок расположен в водоохранной зоне реки Обь, в зоне подтопления 1% паводковыми водами.
В отношении территории, на которой расположен дом заявителя, установлен факт подтопления в ДД.ММ.ГГГГ году, данных о подтоплении указанного дома нет.
Суд, делая вывод о незаконности отказа Комитета в утверждении схемы участка и необоснованности отзыва заинтересованного лица, основывается на том, что законодателем разграничены понятия «затопление» и «подтопление», в связи с чем установлен различный подход к определению порядка использования земель, подверженных затоплению и подтоплению.
Сведений о ежегодном затоплении данного земельного участка в деле не имеется.
Приведенные в отзыве положения СНиП 2.07.01.-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 28.12.2010 № 820, не указывают на запрет на строительство жилых домов в зонах подтопления 1%.
Т.е. приведенные заинтересованным лицом в обоснование законности оспариваемого отказа в утверждение схемы земельного участка положения ст.67 Водного кодекса Российской Федерации предусматривают запрет на строительство на территориях, подверженных затоплению, что не имеет места быть в рассматриваемой ситуации.
При принятии решения об отказе в утверждении схему Комитетом не указано, какие именно нормы земельного и градостроительного законодательства нарушены в данном случае, не указаны конкретные правовые нормы, препятствующие утверждению схемы земельного участка.
Таким образом, поскольку нарушения требований земельного и градостроительного законодательства, о которых указано в оспариваемом решении органа местного самоуправления, отсутствуют, тогда как наличие нарушений строительных, санитарных норм и правил, а также охраняемых законом прав и интересов других лиц не установлено, основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.8 Административного регламента, отсутствовали.
Выполнение обязанности по утверждению и выдаче, на основании заявления гражданина, схемы расположения земельного участка не влечет автоматического возникновения прав на земельный участок, не предопределяет последующее решение органа местного самоуправления о его предоставлении.
Таким образом, оспариваемый отказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ. в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка противоречит закону и нарушает права Волокитиной Л.А., т.к. препятствует постановке земельного участка на кадастровый учет в целях его предоставления в собственность заявителю в установленном порядке.
Отказ Комитета был направлен ДД.ММ.ГГГГ. простым письмом в адрес заявителя, по пояснению заявителя поступил ДД.ММ.ГГГГ, что не может опровергнуть Комитет, направивший отказ таким видом почтового отправления, который не подлежит индивидуальной регистрации отделениями почтовой связи, следовательно, срок для подачи заявления считается не пропущенным.
Таким образом, суд находит заявленные требования Волокитиной Л.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Волокитиной Л.А. удовлетворить.
Признать отказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ. № № в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г<адрес> на кадастровом плане территории, незаконным.
Обязать Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула утвердить схему расположения земельного участка по адресу: г<адрес> на кадастровом плане территории.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Ю.В.Ильина