ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-319/2017 от 19.05.2017 Куйтунского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р.п. Куйтун 19 мая 2017 года

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Балабан С.Г., при секретаре Закаблуковской И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-319/2017 по иску прокурора Куйтунского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к Индивидуальному предпринимателю Григорову А. В. о приостановлении деятельности по переработке древесины, осуществляемой на пункте приема и отгрузки древесины,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований прокурор Куйтунского района указал, что прокуратурой Куйтунского района проведена проверка исполнения организациями по переработке древесины требований законодательства об охране окружающей среды и пожарной безопасности. Проверка проведена по адресу: <адрес>. Общие сведения о предприятии. Индивидуальный предприниматель Григоров А. В. (далее - ИП Григоров А.В.), ОГРНИП , ИП Григоров А.В. осуществляет следующие виды экономической деятельности: оптовая торговля лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием, лесозаготовки, предоставление услуг в области лесозаготовок. Индивидуальный предприниматель Григоров А. В., зарегистрирован в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №17 по Иркутской области, запись о создании юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером индивидуального предпринимателя ОГРНИП . Фактически деятельность ИП Григоров А.В. осуществляет на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> На территории по адресу: <адрес> общей площадью около 77000 м2. осуществляется приём, переработка и отгрузка леса. На территории размещены: 6 пилорам (12 лесопильных станков), а так же на территории работают 3 погрузчика. Территория захламлена древесными отходами: опилками, обрезью древесины, горбылем; жидкими бытовыми отходами (помоями) и др. Договор не приём и утилизацию отходов не представлен. На территории производственного участка ИП Григоров А.В. размещены производственные и бытовые помещения. Освещение - электрические лампы накаливания; водоснабжение - привозная вода; водоотведение - выгребная яма; отопление - электрическое. В ходе проведенной проверки установлено следующее. Основными стационарными источниками выделения загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу по рассматриваемому предприятию являются площадка работы погрузчика (выбросы двигателей от а/транспорта), работа деревообрабатывающих станков, хранение и пересыпка опилок. В процессе деятельности организации в соответствии с «Методиками проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для автотранспортных предприятий. М., 1998г.», с «Методическим пособием по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов», Новороссийск, 2001, с «Временными методическими указаниями по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями деревообрабатывающей промышленности», Петрозаводск, 1992 (с учетом дополнений НИИ Атмосфера 2005), с «Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. С-П 2005г.» в атмосферу выделяются приблизительный перечень вредных (загрязняющих) веществ: древесная пыль, азот диоксид, азот оксид, углерод (сажа), сернистый ангидрид, углерод оксид, углеводороды по керосину. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 года № 511, ГОСТом 12.1.007-76 «Классификация и общие требования безопасности», по степени воздействия на организм человека вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности: I - вещества чрезвычайно опасные; II - вещества высокоопасные; III- вещества умеренно опасные; IV - вещества малоопасные. Класс опасности вредных веществ устанавливают в зависимости от норм и показателей ПДК, ОБУВ. Все вещества, выбрасываемые в атмосферу в процессе деятельности ИП Григоров А.В. в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, являются вредными (загрязняющими) веществами. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу (Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Утв. Госкомприроды СССР, 1991). На момент проведения проверки установлено, что инвентаризация выбросов ЗВ в атмосферу на проверяемом предприятии не проведена, что является нарушением ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». На основании п. 1 п. 2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В период проведения проверки в ИП Григоров А.В. выявлено, что на проверяемом предприятии не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов (проект нормативов ПДВ), не оформлено разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, что является нарушением ч.1, ч.3 ст. 14; ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии с п. 7, п. 12 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха. Согласно п. 3 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2000 г. № 373 (далее - Положение), государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и их территориальными органами. В соответствии с пп. «а» п. 8 указанного Положения Государственный комитет Российской Федерации по статистике в области государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух утверждает по представлению Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и Министерства здравоохранения Российской Федерации унифицированные формы первичной документации по учету вредных воздействий на атмосферный воздух, а также формы федерального государственного статистического наблюдения в области охраны атмосферного воздуха и инструкции по заполнению этих форм. На основании Приказа Федеральной службы государственной статистики от 17 сентября 2010 г. № 319. «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой» утверждена форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха». Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) заполняют юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет). Заполненные формы ежегодно до 20 января после отчетного периода предоставляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения. В нарушение п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» согласованные в установленном порядке статистические отчеты по форме 2-тп (воздух) за 2015 - 2016 года отсутствуют. Согласно пп. «а», п. 9 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2000 г. № 373 (далее - Положение), организации ведут первичный учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него по установленным формам. На основании ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. В соответствии с п.1, п. 2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. В нарушение п. 1, п. 2 ст. 25, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 1, п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль, за выбросами от стационарных и передвижных источников отсутствует. В силу ст. 45 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных оказывающих негативное воздействие на окружающую среду транспортных средств, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализации, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду. Согласно ч.4 ст. 17 и ч.2 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с ГОСТом Р 52033-2003 «Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния» на предприятии, имеющем передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, должен заполняться «Журнал записи результатов проверок автомобилей на соответствие экологическим требованиям». При проведении проверки выполнения природоохранной деятельности ИП Григорова А.В. выявлено, что такой журнал на предприятии отсутствует. Основными источниками образования отходов данного предприятия являются: переработка древесины (12 лесопильных станка), жизнедеятельность рабочего персонала и техническое обслуживание транспорта. В соответствии с «Сборником удельных показателей образования отходов производства и потребления», Москва 1999г. в процессе деятельности ИП Григоров А.В. образуются следующие отходы 1-5 класса опасности: древесные отходы: опилки, щепа, горбыль, стружка древесная; отходы древесины в кусковой форме; мусор от бытовых помещений организаций несортированный; смет с производственных помещений; отходы из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки; масла отработанные; отработанные автомобильные фильтры; шины отработанные; обтирочный материал, загрязненный нефтепродуктами; опилки, загрязненные нефтепродуктами. Указанный сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления содержит среднестатистические и среднеотраслевые значения удельных показателей образования основных видов отходов производства в материалоемких отраслях экономики Российской Федераций и удельные показатели образования наиболее распространенных отходов производственного и бытового потребления. Сборник предназначен для использования органами государственного, регионального и местного управления в качестве справочного руководства при осуществлении экологического контроля, при проверке достоверных данных, изложенных в документах предприятий на установление нормативов образования и лимитов размещения отходов, а также при оценке объемов образования отходов в подведомственных районах или регионах. Согласно федерального классификационного каталога отходов, утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 № 445, зарегистрированного в Минюсте РФ 09.08.2014г. N 33393, при распиловке отгрузке древесины образуются следующие виды отходов: отходы коры (4-й класс опасности отходов); отходы горбыля (5-й класс отходов); отходы щепы (5-й класс отходов); обрезь древесины (5-й класс отходов); опилки и стружка натуральной чистой древесины (5-й класс отходов); при уборке офисных и производственных помещений образуются следующие виды отходов: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (4 класс); мусор и смет производственных помещений малоопасный (4 класс); от сжигания угля образуются: золошлаки (4 класс); при сжигании древесных отходов образуется: зола (4 класс) и др. отходы. Следовательно, на предприятии осуществляет деятельность в области обращения с отходами производства и потребления. В нарушение ст.11, ст.22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11 Федерального Закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (далее по тексту СанПиН 2.1.7.1322-03) п.3.2, п.3.4, п.3.6, п.3.7, п.3.8, п.3.12, п.3.13, п.3.15 для предприятия по переработки леса по адресу: <адрес> документы по условию сбора и накопления в соответствии с классом опасности отходов, способу упаковки (технический регламент проект, паспорт предприятия, ТУ, инструкции) не представлены; инвентаризация отходов не проведена, предельное накопление количества отходов на территории предприятия, которое единовременно допускается размещать на его территории, на основе баланса материалов не проведено; лимиты накопления промышленных отходов не установлены; не определена периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия; территория по адресу: <адрес> захламлена древесными отходами (опилками, стружкой, обрезью древесины, горбылем, корой), жидкими бытовыми отходами, неработающим оборудованием и др.; допускается открытое складирование древесных отходов (коры древесной, опилок, стружки, обрези древесины) без ограждения, без навеса, на грунтовом основании; средства пылеподавления не применяются. В соответствии с п.2.2. СанПиН 2.1.7.1322-03, процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание. В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предприятие в процессе деятельности которого образуются отходы, обязано отнести свои отходы к конкретному классу опасности с I по V, т.к. в соответствии с п.2.3. СанПиН 2.1.7.1322-03 обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека. Степень (класс) опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем. На основании п.2, п.3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. (Приказ Ростехнадзора от 15.08.2007 №570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов»). В нарушение п.2, п.3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» паспорта на отходы 1 -4 класса опасности, образующиеся в результате деятельности ИП Григорова А.В. не разработаны. В соответствии с п.3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и согласно Приказу Минприроды России от 16.02.2010г № 30 субъекты малого и среднего бизнеса, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей деятельности отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке до 15 января года, следующего за отчетным периодом. В нарушение вышеуказанной нормы отчеты, согласованные соответствующими надзорными органами, за 2015 - 2016 года предприятием не представлены. Согласно п.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. В ходе проверки выявлено, что в нарушение п.1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» первичный учет образования и движения отходов на предприятии не ведется. В соответствии с п.2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Приказом Федеральной службы государственной статистики от 28 января 2011 г. № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» утверждена представленная Федеральной службой по надзору в сфере природопользования годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления». Сбор и обработка данных по которой осуществляется в системе Росприроднадзора. Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (далее именуемые респонденты). Заполненные формы ежегодно до 1 февраля после отчетного периода предоставляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения. Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у респондента, кроме радиоактивных. Статистические отчеты по форме № 2-ТП (отходы) за 2015 - 2016 года ИП Григоровым А.В. не предоставлены, что является нарушением п.2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В соответствии со ст.67 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны выполнять производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль), который осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. В ходе проверки установлено, что на предприятии отсутствуют лица, прошедшие профессиональную подготовку и получившие допуск к работе с отходами I - IV класса опасности. В соответствии с п.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. В нарушение п.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природоохранные мероприятия на 2016 год ИП Григоровым А.В. не представлены. В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение отходов и выброс загрязняющих веществ относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду, которое, в свою очередь, согласно ч.1 ст. 16, ст.23 ФЗ «Об охране окружающей среды» является платным. Порядок определения платы за негативное воздействие и ее предельных размеров утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632. Расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду ИП Григоровым А.В. за 2016 год не выполнены. Копии платежных поручений о перечислении платежей за негативное воздействие на окружающую среду не представлены. При проведении проверки соблюдения требований законодательства об охране труда установлено следующее. На предприятии работают иностранные граждане, основными профессиями являются: распиловчик, оператор сушильного цеха, кочегар, столяр, водитель погрузчика работа которых связана с влиянием вредных производственных факторов: пыль древесная, шум, вибрация, неблагоприятный микроклимат и др., кроме того их работа связана с вредными факторами производственного процесса: повышенным нервно-эмоциональным напряжением, повышенным зрительным напряжением, вынужденной рабочей позой и др. вредными факторами производственной среды и производственного процесса. В нарушение ст.11, ст.29, ст.34 Федерального Закона от 30.03.99г. № 52-Ф3„ Приказа МЗиСР РФ от 12.04.2011г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован в Минюсте РФ 21.10.2011г. за peг. N 22111) прил. 3 п.19, п.20, п.21, п.22, п.23, п.25, п.42-45 контингент лиц, подлежащий периодическому медицинскому осмотру (ПМО) не определён, не представлен; поимённые списки лиц, подлежащих ПМО в 2016-2017гг. не представлены; календарный план проведения периодического осмотра в 2017г. не представлен; заключительные акты по результатам ПМО за 2015-2016гг. не представлены. В нарушение ст.11, ст.20, ст.29, ст. 32 Федерального Закона от 30.03.99г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» п.4.1.1, п.5.1, п.5.3, п.5.4, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" п.2.12, СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»; СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»; СП 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки» не разработана программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий, в т.ч. лабораторного контроля за содержанием вредных веществ в атмосферном воздухе в зоне влияния выбросов: у источника выбросов, на границе санитарно-защитной зоны, в жилой зоне; за параметрами производственной среды (микроклимат, освещённость, шум, загазованность и др.); не разработаны (не представлены) графики лабораторного контроля; размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха с органами Роспотребнадзора не согласованы; результаты производственного контроля за состоянием атмосферного воздуха, параметрами производственной среды не представлены; договор с аттестованной, аккредитованной лабораторией на проведение лабораторных исследований содержания вредных веществ в атмосферном воздухе не заключён. При проведении проверки соблюдения требований пожарной безопасности установлено следующее. На обследуемой территории расположены здания по функциональной пожарной опасности - Ф 5.1, (производственные здания, сооружения, строения, производственные и лабораторные помещения, мастерские) состоящие из здания временного проживания иностранных рабочих 2 СО одноэтажное; административного здания строений дощатых пилорам 5 СО одноэтажных, здания сушильной камеры, здания для столярных работ, гаража. На открытой территории производится складирование круглого леса, распиловка, складирование и отгрузка в железнодорожные вагоны пиломатериала. Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г, № 390 (далее - Правила), устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В нарушение п. 2 Правил отсутствует инструкция о мерах безопасности. В нарушение п. 3 Правил, лица допущенные к работе не обучены мерам пожарной безопасности, а инженерно-технических работники не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума. В нарушение п. 4 Правил на объекте не назначено ответственное лицо за пожарную безопасность. В нарушение п. 5 Правил на объекте не создана пожарно-техническая комиссия. В нарушение п. 6 Правил в зданиях, строениях и на территории объекта отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны. В нарушение п. 14 Правил и ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» отсутствуют знаки о запрете курения на территории объекта, а также места, специально отведенные для курения табака, обозначенные знаками «Место для курения». В нарушение п. 20 Правил на дверях помещений производственного назначения отсутствует обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны. В нарушение п. 55 Правил не проводится проверка работоспособности источника наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год с составлением соответствующих актов, а также отсутствуют указатели направления к источнику наружного противопожарного водоснабжения с четко нанесенными цифрами расстояния до его местонахождения. В нарушение п. 77 Правил на территории объекта допускается складирование горючих отходов лесопиления. В нарушение п. 74 Правил допускается использование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов (пиломатериала, круглого леса). В нарушение п. 478 Правил отсутствует журнал учета огнетушителей. В нарушение п. 350 Правил при хранении горючих материалов на открытой площадке превысил площадь одной секции и отсутствуют противопожарные расстояния между штабелями не менее 6 метров. В нарушение табл. 1 п. 6, 9 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 здания для проживания иностранных граждан, административное здание, здание гаража, здание для проведения столярных работ не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. В нарушение табл. 2 п. 18 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 здания для проживания иностранных граждан, административное здание не оборудованы системой оповещения и управлением эвакуации людей при пожаре. В нарушение табл. 4 п. 2 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 сушильные камеры не оборудованы автоматическими установками пожаротушения. В нарушение табл. 3 п. 1 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 сушильные камеры не оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации. Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 03.03.2017 года, а также в заключении заместителя главного государственного инспектора г. Тулуна, Тулунского и Куйтунского районов по пожарному надзору, главного специалиста-эксперта ТОУ Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Тулуне, Тулунском и Куйтунском районах. В силу ст. 1065 ГК РФ деятельность, создающая угрозу причинения вреда, подлежит запрету в судебном порядке. Согласно ст.ст. 4, 15 Конституции Российской Федерации органы власти, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и федеральные законы, имеющие верховенство на всей территории Российской Федерации. В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации. Согласно ст.22 ГПК РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов власти о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений. Просит суд приостановить деятельность по переработке древесины, осуществляемую индивидуальным предпринимателем Григоровым А. В. на пункте приема и отгрузки древесины, расположенном по адресу: <адрес>» до устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами производства и потребления, а также в области пожарной безопасности. (л.д.2-13).

В судебном заседании помощник прокурора Куйтунского района Малахова К.К. исковые требования прокурора Куйтунского района поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в иске. Исковые требования уточнила, просила суд приостановить деятельность по переработке древесины, осуществляемую Индивидуальным предпринимателем Григоровым А. В. на пункте приема и отгрузки древесины, расположенном по адресу: <адрес> до устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в области охраны атмосферного воздуха, до получения разрешения на выброс загрязняющих вредных веществ в атмосферный воздух и проекта предельно допустимых выбросов в атмосферу, в области обращения с отходами производства и потребления, в области пожарной безопасности.

В судебном заседании представитель ответчика ИП Григоров А.В. по доверенности Нестерова Э.С. исковые требования признала, пояснила, что нарушения, указанные в акте проверки от 03.03.2017 года устранены частично. Просила не приостанавливать деятельность по переработке древесины, поскольку все нарушения будут устранены в течение 2 месяцев.

Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Григоров А.В. зарегистрирован в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №17 по Иркутской области в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39), осуществляет следующие виды экономической деятельности: оптовая торговля лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием, лесозаготовки, предоставление услуг в области лесозаготовок.

ИП Григоров А.В. осуществляет деятельность на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> общей площадью около 77000 кв.м. где осуществляется приём, переработка и отгрузка леса. На территории размещены: 6 пилорам (12 лесопильных станков), а так же на территории работают 3 погрузчика. Территория захламлена древесными отходами: опилками, обрезью древесины, горбылем; жидкими бытовыми отходами (помоями) и др. Договор не приём и утилизацию отходов не представлен.

Согласно акту проверки от 03.03.2017 года, а также в заключению заместителя главного государственного инспектора г. Тулуна, Тулунского и Куйтунского районов по пожарному надзору, главного специалиста-эксперта ТОУ Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Тулуне, Тулунском и Куйтунском районах от 17.02.2017 года, на территории производственного участка ИП Григоров А.В. размещены производственные и бытовые помещения. Освещение - электрические лампы накаливания; водоснабжение - привозная вода; водоотведение - выгребная яма; отопление - электрическое.

Основными стационарными источниками выделения загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу по рассматриваемому предприятию являются площадка работы погрузчика (выбросы двигателей от а/транспорта), работа деревообрабатывающих станков, хранение и пересыпка опилок. В процессе деятельности организации в соответствии с «Методиками проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для автотранспортных предприятий. М., 1998г.», с «Методическим пособием по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов», Новороссийск, 2001, с «Временными методическими указаниями по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями деревообрабатывающей промышленности», Петрозаводск, 1992 (с учетом дополнений НИИ Атмосфера 2005), с «Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. С-П 2005г.» в атмосферу выделяются приблизительный перечень вредных (загрязняющих) веществ: древесная пыль, азот диоксид, азот оксид, углерод (сажа), сернистый ангидрид, углерод оксид, углеводороды по керосину.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 года № 511, ГОСТом 12.1.007-76 «Классификация и общие требования безопасности», по степени воздействия на организм человека вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности: I - вещества чрезвычайно опасные; II - вещества высокоопасные; III- вещества умеренно опасные; IV - вещества малоопасные.

Класс опасности вредных веществ устанавливают в зависимости от норм и показателей ПДК, ОБУВ.

Все вещества, выбрасываемые в атмосферу в процессе деятельности ИП Григоров А.В. в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, являются вредными (загрязняющими) веществами.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу (Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Утв. Госкомприроды СССР, 1991.).

На основании п. 1, п. 2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

В судебном заседании представитель ответчика Нестерова Э.С. пояснила, что ИП Григоровым А.В. инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, не проведена, разрешения на выбросы не получены.

То есть, инвентаризация выбросов ЗВ в атмосферу на предприятии не проведена, что является нарушением ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.

Согласно п. 3 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2000 г. № 373 (далее - Положение), государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и их территориальными органами.

В соответствии с пп. «а» п. 8 указанного Положения Государственный комитет Российской Федерации по статистике в области государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух утверждает по представлению Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и Министерства здравоохранения Российской Федерации унифицированные формы первичной документации по учету вредных воздействий на атмосферный воздух, а также формы федерального государственного статистического наблюдения в области охраны атмосферного воздуха и инструкции по заполнению этих форм.

В судебном заседании представитель ответчика Нестерова Э.С. пояснила, что ИП Григоровым А.В. инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, не проведена.

Судом установлено, что до настоящего времени на предприятии, где осуществляет деятельность ИП Григоров А.В., не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов, не оформлено разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, что является нарушением ч.1, ч.3 ст. 14; ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

На основании Приказа Федеральной службы государственной статистики от 17 сентября 2010 г. № 319 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой» утверждена форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха».

Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) заполняют юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет). Заполненные формы ежегодно до 20 января после отчетного периода предоставляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения.

Проверкой, проведенной прокуратурой Куйтунского района установлено, что в нарушение п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» у ИП Григоровым А.В. согласованные в установленном порядке статистические отчеты по форме 2-тп (воздух) за 2015 - 2016 года отсутствуют.

Судом установлено, что ИП Григоровым А.В. статистические отчеты по форме 2-ТП за 2015-2016 годы согласованы в установленном порядке.

Согласно пп. «а», п. 9 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2000 г. № 373 (далее - Положение), организации ведут первичный учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него по установленным формам.

На основании ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

В соответствии с п.1, ст.67 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

В нарушение п. 1, п. 2 ст. 25, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 1, п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль ИП Григоров А.В., за выбросами от стационарных и передвижных источников отсутствует.

В силу ст. 45 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных оказывающих негативное воздействие на окружающую среду транспортных средств, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализации, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно ч.4 ст. 17 и ч.2 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ГОСТом Р 52033-2003 «Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния» на предприятии, имеющем передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, должен заполняться «Журнал записи результатов проверок автомобилей на соответствие экологическим требованиям».

При проведении проверки выполнения природоохранной деятельности ИП Григорова А.В. выявлено, что такой журнал на предприятии отсутствует.

В судебном заседании представитель ответчика Нестерова Э.С. пояснила, что журнал записи результатов проверок автомобилей на соответствие экологическим требованиям, не заведен.

Основными источниками образования отходов данного предприятия являются: переработка древесины (12 лесопильных станка), жизнедеятельность рабочего персонала и техническое обслуживание транспорта. В соответствии с «Сборником удельных показателей образования отходов производства и потребления», Москва 1999г. в процессе деятельности ИП Григоров А.В. образуются следующие отходы 1-5 класса опасности: древесные отходы: опилки, щепа, горбыль, стружка древесная; отходы древесины в кусковой форме; мусор от бытовых помещений организаций несортированный; смет с производственных помещений; отходы из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки; масла отработанные; отработанные автомобильные фильтры; шины отработанные; обтирочный материал, загрязненный нефтепродуктами; опилки, загрязненные нефтепродуктами. Указанный сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления содержит среднестатистические и среднеотраслевые значения удельных показателей образования основных видов отходов производства в материалоемких отраслях экономики Российской Федераций и удельные показатели образования наиболее распространенных отходов производственного и бытового потребления. Сборник предназначен для использования органами государственного, регионального и местного управления в качестве справочного руководства при осуществлении экологического контроля, при проверке достоверных данных, изложенных в документах предприятий на установление нормативов образования и лимитов размещения отходов, а также при оценке объемов образования отходов в подведомственных районах или регионах.

Согласно федерального классификационного каталога отходов, утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 № 445, зарегистрированного в Минюсте РФ 09.08.2014г. N 33393, при распиловке отгрузке древесины образуются следующие виды отходов: отходы коры (4-й класс опасности отходов); отходы горбыля (5-й класс отходов); отходы щепы (5-й класс отходов); обрезь древесины (5-й класс отходов); опилки и стружка натуральной чистой древесины (5-й класс отходов); при уборке офисных и производственных помещений образуются следующие виды отходов: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (4 класс); мусор и смет производственных помещений малоопасный (4 класс); от сжигания угля образуются: золошлаки (4 класс); при сжигании древесных отходов образуется: зола (4 класс) и др. отходы. Следовательно, на предприятии осуществляет деятельность в области обращения с отходами производства и потребления.

В нарушение ст.11, ст.22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11 Федерального Закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (далее по тексту СанПиН 2.1.7.1322-03) п.3.2, п.3.4, п.3.6, п,3.7, п.3.8, п.3.12, п.3.13, п.3.15 для предприятия по переработки леса по адресу: <адрес> документы по условию сбора и накопления в соответствии с классом опасности отходов, способу упаковки (технический регламент проект, паспорт предприятия, ТУ, инструкции) не представлены; инвентаризация отходов не проведена, предельное накопление количества отходов на территории предприятия, которое единовременно допускается размещать на его территории, на основе баланса материалов не проведено; лимиты накопления промышленных отходов не установлены; не определена периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия; территория по адресу: <адрес> захламлена древесными отходами (опилками, стружкой, обрезью древесины, горбылем, корой), жидкими бытовыми отходами, неработающим оборудованием и др.; допускается открытое складирование древесных отходов (коры древесной, опилок, стружки, обрези древесины) без ограждения, без навеса, на грунтовом основании; средства пылеподавления не применяются.

Как следует из пояснений представителя ответчика Нестеровой Э.С., документы по условию сбора и накопления в соответствии с классом опасности отходов, способу упаковки, отсутствуют.

В соответствии с п.2.2. СанПиН 2.1.7.1322-03, процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предприятие, в процессе деятельности которого образуются отходы, обязано отнести свои отходы к конкретному классу опасности с I по V, т.к. в соответствии с п.2.3. СанПиН 2.1.7.1322-03 обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека. Степень (класс) опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем.

На основании п.2, п.3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. (Приказ Ростехнадзора от 15.08.2007 №570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов»).

Данное нарушение ответчиком устранено, суду представлены паспорта на отходы I - IV класса опасности, однако в паспортах отсутствует дата их утверждения руководителем.

В соответствии с п.3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и согласно Приказу Минприроды России от 16.02.2010г № 30 субъекты малого и среднего бизнеса, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей деятельности отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Согласно п.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В ходе проверки выявлено, что в нарушение п.1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» первичный учет образования и движения отходов на предприятии не ведется.

В соответствии с п.2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Приказом Федеральной службы государственной статистики от 28 января 2011 г. № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» утверждена представленная Федеральной службой по надзору в сфере природопользования годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления». Сбор и обработка данных по которой осуществляется в системе Росприроднадзора.

Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (далее именуемые респонденты). Заполненные формы ежегодно до 1 февраля после отчетного периода предоставляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения. Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у респондента, кроме радиоактивных.

Статистические отчеты по форме № 2-ТП (отходы) за 2015 - 2016 года ИП Григоровым А.В. представлены с нарушением установленного срока, что является нарушением п.2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст.67 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны выполнять производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль), который осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Установлено, что договор «Об обучении по дополнительной профессиональной образовательной программе по повышению квалификации» «Обеспечение экологической безопасности в области обращения с опасными отходами 1-4 класса опасности» заключен между ИП Григоровым и Частным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Байкальский Центр образования» 04.05.2017 года. Таким образом, лица, направленные на повышение квалификации, обучение не закончили.

В соответствии с п.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В нарушение п.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» доказательства проведения природоохранных мероприятий в 2016 год ИП Григоровым А.В. не представлены.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение отходов и выброс загрязняющих веществ относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду, которое, в свою очередь, согласно ч.1 ст. 16, ст.23 ФЗ «Об охране окружающей среды» является платным. Порядок определения платы за негативное воздействие и ее предельных размеров утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632.

Расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду ИП Григоровым А.В. за 2016 год не выполнены. Копии платежных поручений о перечислении платежей за негативное воздействие на окружающую среду не представлены.

На предприятии работают иностранные граждане, основными профессиями являются: распиловчик, оператор сушильного цеха, кочегар, столяр, водитель погрузчика работа которых связана с влиянием вредных производственных факторов: пыль древесная, шум, вибрация, неблагоприятный микроклимат и др., кроме того их работа связана с вредными факторами производственного процесса: повышенным нервно-эмоциональным напряжением, повышенным зрительным напряжением, вынужденной рабочей позой и др. вредными факторами производственной среды и производственного процесса.

В нарушение ст.11, ст.29, ст.34 Федерального Закона от 30.03.99г. № 52-Ф3„ Приказа МЗиСР РФ от 12.04.2011г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован в Минюсте РФ 21.10.2011г. за peг. N 22111) прил. 3 п.19, п.20, п.21, п.22, п.23, п.25, п.42-45 контингент лиц, подлежащий периодическому медицинскому осмотру (ПМО) не определён, не представлен; поимённые списки лиц, подлежащих ПМО в 2016-2017гг. не представлены; календарный план проведения периодического осмотра в 2017г. не представлен; заключительные акты по результатам ПМО за 2015-2016гг. не представлены.

В нарушение ст.11, ст.20, ст.29, ст. 32 Федерального Закона от 30.03.99г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» п.4.1.1, п.5.1, п.5.3, п.5.4, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" п.2.12, СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»; СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»; СП 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки» не разработана программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий, в т.ч. лабораторного контроля за содержанием вредных веществ в атмосферном воздухе в зоне влияния выбросов: у источника выбросов, на границе санитарно-защитной зоны, в жилой зоне; за параметрами производственной среды (микроклимат, освещённость, шум, загазованность и др.); не разработаны (не представлены) графики лабораторного контроля; размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха с органами Роспотребнадзора не согласованы; результаты производственного контроля за состоянием атмосферного воздуха, параметрами производственной среды не представлены; договор с аттестованной, аккредитованной лабораторией на проведение лабораторных исследований содержания вредных веществ в атмосферном воздухе не заключён.

При проведении проверки соблюдения требований пожарной безопасности установлено следующее.

На обследуемой территории расположены здания по функциональной пожарной опасности - Ф 5.1, (производственные здания, сооружения, строения, производственные и лабораторные помещения, мастерские) состоящие из здания временного проживания иностранных рабочих 2 СО одноэтажное; административного здания строений дощатых пилорам 5 СО одноэтажных, здания сушильной камеры, здания для столярных работ, гаража. На открытой территории производится складирование круглого леса, распиловка, складирование и отгрузка в железнодорожные вагоны пиломатериала.

Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г, № 390 (далее - Правила), устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В нарушение п. 2 Правил отсутствует инструкция о мерах безопасности.

В нарушение п. 3 Правил, лица допущенные к работе не обучены мерам пожарной безопасности, а инженерно-технических работники не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума.

В нарушение п. 4 Правил на объекте не назначено ответственное лицо за пожарную безопасность.

В нарушение п. 5 Правил на объекте не создана пожарно-техническая комиссия.

В нарушение п. 6 Правил в зданиях, строениях и на территории объекта отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны.

В нарушение п. 14 Правил и ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» отсутствуют знаки о запрете курения на территории объекта, а также места, специально отведенные для курения табака, обозначенные знаками «Место для курения».

В нарушение п. 20 Правил на дверях помещений производственного назначения отсутствует обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны.

В нарушение п. 55 Правил не проводится проверка работоспособности источника наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год с составлением соответствующих актов, а также отсутствуют указатели направления к источнику наружного противопожарного водоснабжения с четко нанесенными цифрами расстояния до его местонахождения.

В нарушение п. 77 Правил на территории объекта допускается складирование горючих отходов лесопиления.

В нарушение п. 74 Правил допускается использование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов (пиломатериала, круглого леса).

В нарушение п. 478 Правил отсутствует журнал учета огнетушителей.

В нарушение п. 350 Правил при хранении горючих материалов на открытой площадке превысил площадь одной секции и отсутствуют противопожарные расстояния между штабелями не менее 6 метров.

В нарушение табл. 1 п. 6, 9 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 здания для проживания иностранных граждан, административное здание, здание гаража, здание для проведения столярных работ не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

В нарушение табл. 2 п. 18 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 здания для проживания иностранных граждан, административное здание не оборудованы системой оповещения и управлением эвакуации людей при пожаре.

В нарушение табл. 4 п. 2 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 сушильные камеры не оборудованы автоматическими установками пожаротушения.

В нарушение табл. 3 п. 1 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 сушильные камеры не оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации.

Согласно ст.ст. 4, 15 Конституции Российской Федерации органы власти, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и федеральные законы, имеющие верховенство на всей территории Российской Федерации.

Из объяснений представителя ответчика Нестеровой Э.С. следует, что нарушение требований пожарной безопасности, ответчиком не устранены.

Разрешая заявленные требования, проанализировав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд исходит из того, что деятельность по переработке древесины с использованием стационарных источников выброса вредных веществ: двенадцать лесопильных станков, двигатели автотранспорта (3 погрузчика) по адресу: <адрес> осуществляется ответчиком в нарушение законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, в отсутствие утвержденного проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и без соответствующего разрешения, с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами производства и потребления, в области пожарной безопасности.

Указанные обстоятельства подтверждаются Актом проверки от 03.03.2017г., фотоматериалами, объяснениями самого представителя ответчика. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ в суд первой инстанции на момент принятия обжалуемого решения ответчиком не представлено.

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора о приостановлении деятельности ИП Григорова А.В. по переработке древесины до полного устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в области охраны атмосферного воздуха (до получения разрешения на выброс загрязняющих вредных веществ в атмосферный воздух и проекта предельно допустимых выбросов в атмосферу), в области обращения с отходами производства и потребления, в области пожарной безопасности.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Куйтунского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации удовлетворить.

Приостановить деятельность по переработке древесины, осуществляемую Индивидуальным предпринимателем Григоровым А. В. на пункте приема и отгрузки древесины, расположенном по адресу: <адрес> до устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в области охраны атмосферного воздуха, до получения разрешения на выброс загрязняющих вредных веществ в атмосферный воздух и проекта предельно допустимых выбросов в атмосферу, в области обращения с отходами производства и потребления, в области пожарной безопасности.

Взыскать с Индивидуального предпринимателя Григорова А. В. в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 25 мая 2017 года, через Куйтунский районный суд.

Председательствующий: Решение не вступило в законную силу