ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3211/18 от 11.05.2018 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2- 3211 /18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Советский районный суд г.Липецка в составе:

председательствующего Леоновой Е.А.

при секретаре Бушуевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Липецка, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ООО ТРЦ «Липецк», ООО «Липецк-Сервис», ООО «ГДР-ГРУППА» о запрете деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Советского района г.Липецка, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к лиц к ООО ТРЦ «Липецк», ООО «Липецк-Сервис», ООО «ГДР-Группа» о запрете деятельности, сославшись на то, что ответчик ООО ТРЦ «Липецк» является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Липецк, ул. Терешковой, 35б, ООО «ГДР-Группа» является арендатором части нежилого помещения, на которой оборудован и осуществляет деятельность детский городок «Квадратная птица». В ходе проведенной проверки установлено, что детский городок в нарушение требований действующего законодательства размещен на 3-ем этаже и более чем 20 метров от ближайшего эвакуационного выхода, в связи с чем истец просил запретить ООО «ГДР –Групп» в торгово-развлекательном центре «Малибу» по адресу: г.Липецк, ул. Терешковой, 35б, связанную с оказанием услуг детской игровой комнаты.

В судебном заседании помощник прокурора Советского района г.Липецка Ильин А.М. иск поддержала, объяснив, что в ходе дополнительной проверки 24 апреля 2018 года установлено, что эвакуационный выход от детской игровой зоны расположен на расстоянии 10 м, что соответствует требованиям Свода правил 118.13330.2012 «СНиП» 31-06-2009, однако, действующее законодательство запрещает организацию и расположение детских игровых зон выше 2-го этажа, следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Представитель ответчиков ООО ТРЦ «Липецк», ООО «Липецк-Сервис», ООО «ГДР-Группа» по доверенности Некрасова Н.В. иск не признала, объяснив, что здание ТДЦ «Малибу» соответствует требованиям пожарной безопасности, ответчики не привлекались к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации здания. Ст.1065 ГК Российской Федерации предоставляет право обратиться в суд за защитой нарушенного права в виде запрета деятельности, в результате которой был причинен вред или создается опасность причинения такого вреда в будущем, чего в данном случае не установлено. За нарушение требований, установленных Сводом правил 118.13330.2012 «СНиП» 31-06-2009. предусмотрена административная ответственность, при этом нормы гражданского законодательства к возникшим правоотношениям не применяются. Здание ТДЦ «Малибу» спроектировано в 2006 году в соответствии с действовавшим законодательством при непосредственном участии ГЭП МЧС России. Третий этаж-зона развлечений, кинотеатра, объектов питания, такое проектирование здания –мировая практика, перенос зон развлечений на нижние этажи-не осуществим по причине строительных особенностей: высота потолков, вентиляция, пожарная безопасность для зон развлечений и магазинов имеют разные нормативы. Третий этаж проектировался и вводился в эксплуатацию как этаж для организации развлечений, в том числе и детской игровой зоны. Для организации детской игровой зоны нежилые помещения неоднократно передавались собственниками в аренду. Для посетителей детской игровой зоны отсутствуют пожарные риски, поскольку здание, в том числе и третий этаж обеспечены активными системами противопожарной безопасности, для обеспечения эвакуации оборудован эвакуационный выход, расчетное время эвакуации посетителей из здания составляет 202 секунды, что ниже нормативных параметров-271 секунда.

Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования на стороне истца, ОНД по г.Липецку УНД и ПР ГУ МЧС России по Липецкой области Артюшкин С.А. иск полагал подлежащим удовлетворению, поскольку действующим законодательством запрещено размещение детских игровых зон выше второго этажа.

Выслушав объяснения прокурора, представителей ответчиков, представителя 3-го лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Федеральный закон "О пожарной безопасности" определяет пожарную безопасность как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (статья 1).

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий (часть 2 ст.5).

Частью 1 ст. 6 указанного Федерального закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В перечень национальных стандартов и сводов правил, указанный в части 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) (часть 2 статьи 6).

Пунктом 5.42 СП 118.13330.2012 «СНиП» 31-06-2009» «Общественные здания и сооружения» предусмотрено, что детские игровые зоны следует размещать не выше второго этажа и не далее 20 м от эвакуационного выхода.

Указанные положения СП 118.13330.2012 вступили в законную силу с 1 января 2013 года.

Пункты 5.38-5.46 СП 118.13330.2012 «СНиП» 31-06-2009» «Общественные здания и сооружения» включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года №1521.

Свод правил СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения" является актуализированной редакцией объединенных СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" и СНиП 31-05-2003 "Общественные здания административного назначения".

Разработка и актуализация единого нормативного документа направлена на обеспечение требований. Оба документа, включающие требования по безопасности зданий и сооружений, жизни и имущества граждан, а также окружающей среды, актуализируются во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р.

Требования нормативного документа направлены на повышение уровня безопасности и степени соответствия зданий и сооружений их функциональному назначению, на обеспечение снижения энергозатрат, применение единых методов определения эксплуатационных характеристик, на учет требований европейских и межгосударственных нормативных документов, а также на сокращение числа регулирующих одну область деятельности нормативных документов и концентрации требований в одном нормативном документе для облегчения труда проектировщиков.

Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий и сооружений, в том числе при изменении их функционального назначения, с подземными этажами глубиной не более 15 м от уровня земли.

Требования настоящего свода правил распространяются также на помещения общественного назначения, встраиваемые в жилые здания и в другие объекты, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к общественным зданиям (далее - общественные здания).

Из материалов дела следует, что объект капитального строительства торгово-досуговый центр, расположенный по адресу: г.Липецк, ул. Валентины Терешковой, д. 35б введен в эксплуатацию 31 марта 2009 года на основании разрешения Управления градостроительного контроля департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка №RU48320000-47.

С 9 апреля 2009 года указанное здание принадлежало на праве собственности ООО «РТМ Липецк».

С 1 февраля 2014 года собственником здания является ООО «ТРЦ Липецк».

На основании агентского договора №2 от 01 февраля 2014 года ООО «ТРЦ Липецк» поручило ООО «Липецк-Сервис» от своего имени либо от имени собственника и за счет собственника осуществлять посреднические услуги по организации услуг по управлению, эксплуатации объекта своими силами, посреднические услуги по организации услуг по эксплуатации объекта, услуги по организации услуг по рекламной деятельности арендаторам/собственникам/ рекламодателям, от своего имени и за счет собственника осуществлять посреднические услуги по организации услуг по продвижению объекта.

В проекте строительства торгово-развлекательного центра (альбом 4 архитектурные решения) указано, что на третьем этаже на отм. 10.20 располагаются многозальный кинотеатр, магазины, игровой центр, ресторанный дворик, медиа –кафе, фудкорт, торговая галерея, бутики.

В общей пояснительной записке проекта (альбом 2) указано, что на третьем этаже размещается кафе-бар с обеденным залом на 100 п.м. при детском развлекательном центре. Также предусмотрено размещение кафе на 100 п.м, предназначенного для обслуживания посетителей с детьми в зоне развлекательного центра.

Управлением главгосэкспертизы России по Липецкой области выдано заключение государственной экспертизы проектной документации №378-06-03 от 24 ноября 2006 года.

Технические условия на проектирование противопожарной защиты Торгово –досугового центра по ул. Терешковой в г.Липецке согласованы ГЭП МЧС России 18 сентября 2006 года.

Технические условия разработаны в соответствии с требованиями пункта 3.3. СНиП 11-01-96 Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" (Постановлением Госстроя РФ от 17 февраля 2003 г. N 18 постановление, утверждающее настоящие СНиП, отменено) и пункта 1.5. СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", приняты постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. N 18-7.

В плане третьего этажа предусмотрено размещение культурно-досуговых помещений (кинотеатр на 6 кинозалов), предприятия питания, зона развлечений, торговые площади.

На основании приказа Инспекции государственного строительного надзора Липецкой области от 18 марта 2009 года №296 утверждено заключение от 18 марта 2009 года №39 о соответствии построенного объекта капитального строительства «Торгово-досуговый центр», расположенный по адресу: г.Липецк, ул. Терешковой, требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых документов и проектной документации.

Ответчиками представлена копия декларации пожарной безопасности торгово –досугового центра «МОЛЛ» как по состоянию на 2010, так и по состоянию на 2016 год.

Изложенное свидетельствует о том, что по состоянию на дату введения торгово –досугового центра, расположенного в г.Липецке по ул. Терешковой, 35б здание в полной мере отвечало требованиям пожарной безопасности, предъявляемым нежилым зданиям

Возражая против заявленных требований представитель ответчиков Некрасова Н.В. сослалась на то, что здание торгово-досугового центра спроектировано таким образом, что размещение детской игровой зоны возможно только на третьем этаже. С момента ввода здания в эксплуатацию и по дату обращения прокурора с настоящим исковым заявлением на третьем этаже торгово –досугового центра размещалась детская игровая зона. В связи с тем, что требования относительно места расположения детской игровой зоны вступили в силу с 1 января 2013 года, т.е. после ввода здания в эксплуатацию, они не могут распространяться на здание торгово-досугового центра.

Проверив указанные доводы ответчиков, суд установил следующие обстоятельства.

Как указано выше, проект здания предусматривает, что на третьем этаже размещаются культурно-досуговые помещения (кинотеатр на 6 кинозалов), предприятия питания, зона развлечений, торговые площади

Из материалов дела следует, что 5 декабря 2013 года ООО «ТРЦ Липецк», являясь арендатором, передало ООО «Квадратная птица У» в аренду часть торговой галереи, расположенной на 3 этаже здания, площадью 384 кв.м для семейной детской развлекательной зоны «Квадратная птица У».

1 февраля 2014 года ООО «ТРЦ Липецк», как собственник нежилых помещений, и ООО «Квадратная птица У» заключили договор аренды №026/3-20, по условиям которого ООО «ТРЦ Липецк» передало в аренду ООО «Квадратная птица У» часть торговой галереи, расположенной на 3 этаже здания, площадью 384 кв.м для организации семейной детской развлекательной зоны «Квадратная птица У». Деятельность, направленная на предоставление развлекательных услуг населению преимущественно детской и подростковой направленности.

Как следует из технического паспорта по состоянию на 20 января 2016 года, на 3 этаже здания размещена торговая галерея, категория помещения –торговое, площадью 1 566, 8 кв.м.

Часть торговой галереи была передана собственником в аренду ООО «Квадратная птица У» 1 февраля 2014 года, а впоследствии -1 апреля 2017 года ООО «ГДР –ГРУППА».

При этом в состав части торговой галереи, переданной собственником в аренду входят помещения 139 (8, 5 кв.м), 138 (11, 6 кв.м), которые относятся к категории «культурно-развлекательное», наименование помещений –комната отдыха для детей.

Игровая зона для детей включает в себя как два изолированных помещения №139, 138, так и часть помещения №2 (торговая галерея», площадью 361, 8 кв.м).

Изложенное свидетельствует о том, что на 3 этаже здания специально спроектированной и оборудованной игровой зоны для детей на момент ввода здания в эксплуатацию не имелось. Собственник по указанным договорам передавал в аренду именно часть торговых помещений для осуществления деятельности, направленной на предоставление развлекательных услуг населению преимущественно детского и подросткового возраста, предоставление права возмездного использования детских развлекательных аппаратов и аттракционов, организации детских праздников, розыгрышей, викторин, эстафет, конкурсов, организации представлений и мини-спектаклей для детей.

Пунктом 5.42 СП 118.13330.2012 «СНиП» 31-06-2009» «Общественные здания и сооружения» предусмотрено, что детские игровые зоны следует размещать не выше второго этажа и не далее 20 м от эвакуационного выхода.

Указанные положения СП 118.13330.2012 вступили в законную силу с 1 января 2013 года.

Следовательно, по состоянию на дату заключения договора аренды от 1 февраля 2014 года указанные требования действовали.

На момент заключения ООО «ТРЦ Липецк» и ООО «ГДР-ГРУППА» договора аренды от 1 апреля 2017 года, требования пункта 5.42 СП 118.13330.2012 были включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года №1521, и являлись обязательными к применению.

Однако собственником учтены не были, что повлекло передачу в аренду части нежилого помещения, на которой детская игровая зона не может быть размещена в силу вышеприведенных положений закона.

Согласно статье 1065 ГК Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (пункт 1); если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность; суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам; отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда (пункт 2).

Предусмотренное статьей 1065 того же Кодекса правовое регулирование направлено на защиту жизни и здоровья граждан.

Исходя из вышеуказанных норм закона, для удовлетворения иска, основанного на положениях статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец должен доказать опасность причинения вреда в будущем, противоправность поведения ответчика - причинителя вреда, причинную связь между - наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда, в данном случае причинную связь между эксплуатацией помещений на третьем этаже торгово-развлекательного центра в целях организации детской игровой зоны и угрозой причинения вреда.

При рассмотрении данного спора установлено нарушение собственником и арендатором требований пункта 5.42 СП 118.13330.2012, что в будущем может повлечь опасность причинения вреда в случае возникновения пожароопасной ситуации.

При таких обстоятельствах, исходя из того, что требования прокурора об устранении нарушения требований пожарной безопасности, путем запрета деятельности в ТРЦ «Малибу», связанной с оказанием услуг детской игровой комнаты на третьем этаже здания, направлены на защиту и восстановление гражданских прав неопределенного круга лиц, в том числе и социально незащищенной группы граждан (несовершеннолетних), суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчиков о том, что здание ТДЦ «Малибу» соответствует требованиям пожарной безопасности, ссылка на то, что ответчики не привлекались к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации здания, не могут повлиять на результат рассмотрения данного спора, поскольку по делу установлено нарушение пункта 5.43 СП 118.13330.2012.

Доводы о том, что требования ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации не применимы к спорным правоотношениям, поскольку за нарушение требований, установленных Сводом правил 118.13330.2012 «СНиП» 31-06-2009. предусмотрена административная ответственность, являются следствием неверного толкования норм материального права, в связи с чем не принимаются во внимание.

Ссылка на то, что здание ТДЦ «Малибу» спроектировано в соответствии с действовавшим законодательством при непосредственном участии ГЭП МЧС России, при наличии достоверно установленного факта нарушения требований Свода правил, вступивших в силу на даты заключения собственником договоров аренды части нежилых помещений на третьем этаже и отсутствии оценки соответствия данной части здания с учетом вида осуществляемой коммерческой деятельности (досуг для детей и подростков) требованиям пожарной безопасности, равно как и то обстоятельство, что перенос зон развлечений на нижние этажи - не осуществим по причине строительных особенностей здания, правового значения для рассмотрения данного спора не имеют.

Поскольку, как установлено в ходе рассмотрения дела, деятельность по оказанию услуг детской игровой комнаты осуществляется ООО «ГДР –ГРУППА», требования подлежат удовлетворению в отношении ООО «ГДР –ГРУППА».

На основании ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом того, что прокурор в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, требования к ООО «ГДР –ГРУППА» удовлетворены, с общества в доход бюджета горда Липецка подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6 000 руб.

Ответчиками ООО ТРЦ «Липецк», ООО «Липецк-Сервис» указанная деятельность не осуществляется, следовательно, в удовлетворении иска к указанным юридическим лицам следует отказать.

На сновании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Запретить деятельность ООО «ГДР-ГРУППА» в торгово –развлекательном центре «Малибу» по адресу : г.Липецк, ул. Терешковой, 35б, связанную с оказанием услуг детской игровой комнаты на третьем этаже здания.

Взыскать с ООО «ГДР-ГРУППА» в доход бюджета города Липецка государственную пошлину в сумме 6 000 руб.

В удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г.Липецка, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ООО ТРЦ «Липецк», ООО «Липецк-Сервис» о запрете деятельности, связанной оказанием услуг детской игровой комнаты на третьем этаже торгово-развлекательно центра отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г.Липецка путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Леонова

Решение суда принято в окончательной форме 15 мая 2018 года.