ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-326/2021 от 26.01.2022 Советского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело №2-5/2022 (2-326/2021;)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 января 2022 года г.Советский

Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Рыбалкина А.А.,

при секретаре Бредихиной А.Л.,

с участием Серовского транспортного прокурора Кравцова П.А.,

представителя ответчика ООО «Эко-Ресурс» Кисельмана А.М.,

представителя ответчика администрации

МО Советский район Толмачевой Н.Б.,

представителя третьего лица

ООО «Аэропорт Советский» Паньшина О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Эко-Ресурс», администрации МО Советский район о запрете эксплуатации полигона твердых бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Серовский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Эко-Ресурс», администрации МО Советский район, в котором просил запретить ООО «ЭКО Ресурс», администрации муниципального образования Советский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, Советский район, г. Советский, Советское лесничество, Зеленоборское участковое лесничество, Северное урочище, квартал № 125, сооружение 1 (кадастровый номер 86:0900101037:2740).

В обоснование заявленного требования прокурором указано, что Серовской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов в части расположения в границах приаэродромной территории аэродрома Советский ХМАО-Югры полигона твердых бытовых отходов, в ходе которой выявлены нарушения законодательства.

В соответствии со ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.

На приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности: шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Запрет размещения таких объектов в 6 подзоне приаэродромной территории также установлен Правилами выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460.

15.01.2021 приказом Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации № 10-П установлена приаэродромная территория аэродрома Советский.

В решении об установлении приаэродромной территории аэродрома г.Советский (п. 7.2) закреплено, что в границах шестой подзоны устанавливаются следующие ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности: запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. В границах шестой подзоны устанавливается запрет на размещение полигонов твердых коммунальных отходов, скотобоен, ферм, скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, объектов сортировки мусора, рыбных хозяйств.

В ходе проверки установлено, что по адресу: ХМАО-Югра, Советский район, г.Советский, Советское лесничество, Зеленоборское участковое лесничество, Северное урочище, квартал № 125, сооружение 1 располагается полигон твердых бытовых отходов.

Данный полигон располагается в 6 подзоне приаэродромной территории аэродрома г. Советский ХМАО-Югры на земельном участке с кадастровым номером 86:0900101037:2740, площадь полигона составляет 199720,5 кв. м.

Собственником полигона является муниципальное образование - Советский район ХМАО-Югры, согласно договора аренды № 53/19 от 24.09.2019 обслуживание полигона и складирование твердых бытовых отходов осуществляет ООО «ЭКО Ресурс».

В соответствии с информацией, представленной ООО «Аэропорт Советский», являющимся оператором аэропорта г.Советский, вышеуказанный полигон находится в границах шестой подзоны приаэродромной территории на расстоянии 11 060 метров от контрольной точки аэродрома Советский.

Также согласно информации ООО «Аэропорт Советский» на территории аэропорта инженерами по эксплуатации аэродрома, начальником аэродромной службы проводится орнитологическое наблюдение, результаты которого фиксируются в специальном журнале. В течение летнего периода 2020 года начальник аэродромной службы неоднократно наблюдал массовое скопление птиц в районе полигона.

Из анализа орнитологического обеспечения безопасности полетов на аэродроме Советский за 2020 год следует, что в весенний период на территории аэропорта отмечено присутствие 27 видов птиц, в летний период - 15 видов, в осенний период - 31 вид. Одним из факторов, определяющих значительное количество залетов птиц на аэродром, является близкое соседство с полигоном твердых бытовых отходов.

03.03.2021 Серовским транспортным прокурором совместно с представителями администрации Советского района ХМАО-Югры, ООО «ЭКО Ресурс», ООО «Аэропорт Советский», а также со специалистом - орнитологом осуществлен выезд на вышеуказанный полигон.

По результатам выезда установлено, что на полигоне ведется массовое складирование различных видов отходов, в том числе складирование пищевых и иных видов органических отходов, а также их захоронение при помощи бульдозера, что также подтверждено в ходе осмотра представителем ООО «Эко Ресурс». При этом установлено, что отходы завозятся на полигон мусоровозами, в которых пищевые и непищевые отходы находятся в перемешанном состоянии, и именно в таком виде ведется их складирование и захоронение.

По требованию Серовской транспортной прокуратуры сотрудниками территориального отдела в городе Югорске и Советском районе Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре проведено обследование вышеуказанного полигона, в ходе которого установлено складирование пищевых продуктов.

В соответствии с информацией Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ООО «Эко Ресурс» представило отчет о размещении отходов на указанном полигоне за 2020 год. Согласно отчету, на полигоне размещаются различные виды отходов (27 позиций).

Так, например, ООО «Эко Ресурс» разместило 1500 тонн отходов от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (код отхода 7 35 100 01 72 5), 108,2 тонны отходов от строительных и ремонтных работ (код отхода 8 90 000 01 72 4).

При этом в ряде позиций указано, что отходы являются несортированными (мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, мусор от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания несортированные, отходы из жилищ несортированные).

Таким образом, результатами проверки установлено, что эксплуатация вышеуказанного полигона твердых бытовых отходов осуществляется в нарушение действующего законодательства, так как на полигоне на значительной площади ведется размещение и захоронение пищевых и непищевых отходов в перемешанном виде, что способствует привлечению и массовому скоплению птиц, которые перемещаются в сторону аэропорта Советский. При этом в решении об установлении приаэродромной территории прямо установлен запрет на размещение полигонов твердых бытовых отходов, а также мусороперерабатывающих заводов и объектов сортировки мусора в шестой подзоне, что исключает сортировку пищевых и непищевых отходов на территории полигона.

Нарушение требований действующего воздушного законодательства при эксплуатации полигона создает угрозу возникновения катастрофы воздушного судна с необратимыми последствиями в виде причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц, повреждения или уничтожения воздушного судна и имущества неопределенного круга лиц.

В феврале 2019 года Серовской транспортной прокуратурой проводилась аналогичная проверка, по результатам которой 25.02.2019 в адрес Главы Советского района ХМАО-Югры было внесено представление. Однако никаких мер, направленных на устранение допущенных нарушений, администрацией Советского района ХМАО-Югры на протяжении более 2 лет не принималось.

Кроме того, проверкой установлено, что разрешительная документация на строительство и ввод в эксплуатацию вышеуказанного полигона была получена ответчиком в период 2014-2015 гг. до установления приаэродромной территории аэродрома Советский.

Вместе с тем в силу п. 5 ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЭ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные приаэродромной территории при установлении приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), не применяются в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, только в отношении седьмой подзоны.

Таким образом, законодательством конкретизированы вопросы, связанные с обратной силой примененных по настоящему спору норм воздушного законодательства, которые ограничили права граждан и юридических лиц.

Наличие выданной ранее, до вступления в силу норм права, послуживших основанием для иска, разрешительной документации на полигон, не связанной с положениями воздушного законодательства, не свидетельствует о том, что прямо запрещенная законом деятельность может быть продолжена на основании такой документации.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, а также уточнил исковые требования и просил в случае принятии решении о запрете полигона ТБО, установить срок для закрытия данного полигона в 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика ООО «Эко-Ресурс» Кисельман А.М., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал.

Представитель ответчика администрации МО Советский район Толмачева Н.Б., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.

Представитель третьего лица ООО «Аэропорт Советский» Паньшин О.В. просил удовлетворить заявленные требования.

Представитель третьего лица Тюменское МТУ Росавиации в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно выписке из ЕГРН от 29.06.2018 г. по адресу: ХМАО-Югра Советский район Советское лесничество Зеленоборское участковое лесничество Северное урочище квартал № 125 сооружение 1, находится полигон твердых бытовых отходов (ТБО) в г.Советский ХМАО, с кадастровым номером 86:09:0101037:2740. Правобладетелем является МО ХМАО-Югры муниципальный район Советский район.

Согласно технического плана сооружения по адресу: ХМАО-Югра Советский район Советское лесничество Зеленоборское участковое лесничество Северное урочище квартал № 125 сооружение 1 находится сооружение - полигон твердых бытовых отходов (ТБО) в г.Советский ХМАО.

Согласно договора аренды № 53/19 от 24.09.2019 г. Департамент муниципальной собственности администрации Советского района передал ООО «ЭКО Ресурс» в аренду полигон твердых бытовых отходов с кадастровым номером 86:09:0101037 в г.Советский, расположенный по адресу: ХМАО-Югра Советский район Советское лесничество Зеленоборское участковое лесничество Северное урочище квартал № 125 сроком на 3 года с 25.10.2019г.

Согласно акта о результатах выездной проверки от 03.03.2021г., следует, что был осуществлен выезд на полигон твердых бытовых отходов по адресу: ХМАО-Югра Советский район Советское лесничество Зеленоборское участковое лесничество Северное урочище квартал № 125 сооружение 1. Данный полигон располагается в 6 подзоне приаэродромной территории аэродрома г.Советский ХМАО-Югра, площадь полигона 199720,5 кв.м., с кадастровым номером 86:0900101037:2740. На полигоне ведется массовое складирование различных видов отходов, в том числе складирование пищевых и иных видов органических отходов.

Согласно приказа Министерства транспорта РФ ФАВТ (Росавиация) от 15.01.2021г. №10-П, решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Советский к приказу от 15.01.2021 №10-П, аэропорту Советский установлена шестая подзона, границы которой установлены на удалении 15 км. от контрольной точки аэродрома. Форма подзоны представляет собой окружность радиусом 15 км. от КТА. В границах 6 подзоны устанавливается запрет на размещение полигонов твердых коммунальных отходов, скотобоен, ферм, скотомогильников, мусоросжигателей и мусороперерабатывающих заводов, объектов сортировки мусора, рыбных хозяйств.

В соответствии с информацией, представленной ООО «Аэропорт Советский», являющимся оператором аэропорта г. Советский, вышеуказанный полигон находится в границах шестой подзоны приаэродромной территории на расстоянии 11 060 метров от контрольной точки аэродрома Советский.

В соответствии со ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности). Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.

На приаэродромной территории могут выделяться 7 подзон (пункт 3 статьи 47 ВК РФ), в том числе подпунктом 6 пункта 3 статьи 47 ВК РФ определяется шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Согласно информации ООО «Аэропорт Советский» на территории аэропорта инженерами по эксплуатации аэродрома, начальником аэродромной службы проводится орнитологическое наблюдение, результаты которого фиксируются в специальном журнале. В течение летнего периода 2020 года начальник аэродромной службы неоднократно наблюдал массовое скопление птиц в районе полигона.

Из анализа орнитологического обеспечения безопасности полетов на аэродроме Советский за 2020 и 2021 годы следует, что в весенний период на территории аэропорта отмечено присутствие 27 видов птиц, в летний период - 15 видов, в осенний период - 31 вид. Одним из факторов, определяющих значительное количество залетов птиц на аэродром, является близкое соседство с полигоном твердых бытовых отходов.

Проверкой установлено, что разрешительная документация на строительство и ввод в эксплуатацию вышеуказанного полигона была получена ответчиком в период 2014-2015 гг. до установления приаэродромной территории аэродрома Советский.

Вместе с тем в силу п. 5 ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЭ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные приаэродромной территории при установлении приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), не применяются в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, только в отношении седьмой подзоны.

Согласно эколого-орнотологического обследования территории аэропорта Советский и его прилегающей территории» от 2017г., следует, что в аэропорту Советский и в его окрестностях не обнаружено стабильных сезонных скоплений птиц, значительных колониальных поселений, в том числе рябинников, сизых чаек, а так же гнезд ворон и сорок. Перемещения птиц в окрестности аэродрома происходят постоянно в течение года. При этом существует определенная динамика активности птиц. Стабильно меньше летят птицы через ВПП в зимнее время, в период гнездования (июнь, июль) и в послегнездовое время (август, сентябрь). Весной и осенью увеличивается количество птиц, которые, как правило, пролетают рано утром. Сезонные миграции перелетных птиц накладываются на перемещения оседлых видов и создают пик активности перелета через территорию аэродрома. Большая часть птиц, пролетая над аэродромом, не останавливаются. В миграционный период (апрель-май) доля птиц летящих на высотах до 100 и до 300 м значительно увеличивается. Начиная с июня и по август, птицы пролетают преимущественно на высотах до 50 м и значительно меньше видов отмечены летящими на высоте до 100 и до 300 м, и уже к осени доля высоко летящих птиц увеличивается. Направления перелета птиц через ВПП зависят от целого ряда причин. В период гнездования это, главным образом, кормовые перемещения в направление поперек ВПП, т.е. с запада на восток и обратно. Но, ситуация меняется с началом миграций, птицы летят с севера на юг и обратно. С точки зрения влияния мигрирующих птиц на орнитологическую обстановку в аэропорту, можно констатировать, что расположение аэропорта вдали от основных пролетных путей водоплавающих и околоводных птиц, которые проходят значительно восточнее и западней, способствует относительно благоприятной орнитологической обстановке.

Согласно отчета о научно-исследовательской работе от 29.08.2020г. следует, что в результате проведения научно-исследовательской работы по установлению степени опасности для движения воздушных судов в районе аэропорта г.п. Советский, создаваемой птицами, обитающими на территории полигона ТБО г.п. Советский, сделаны следующие выводы: восенний период основные перемещения птиц в окрестностях г.п.Советский связаны с функционированием полигона ТБО. Наибольшую угрозу воздушным судам представляют массовые суточные кормовые миграции серых ворон с мест ночевки на полигон и обратно (около 3000 особей). Частично эти перемещения происходят также и в зоне воздушных подходов аэропорта г.п. Советский. Высота полета большинства особейопределена в пределах 50-150 метров, а расстояние от КТА (контрольной точки аэропорта) до участка активных перемещении составляет около 7 км. С учетом схемы направления и высоты перелетов риск столкновения птиц с ВС незначителен. В зимний период основные перемещения птиц в окрестностях г.п. Советский полностью связаны с функционированием полигона ТБО. Численность зимующих птиц на исследованной территории очень низкая. Основные перемещения птиц происходят на небольшой высоте (30-50 м.) на отдалении 2-3 км от воздушного коридора. Незначительный риск воздушным суднам представляют суточные кормовые миграции воронов с мест их ночевки на полигон и обратно (около 150 особей). Учитывая схему направления и высоты полетов большинства особей (менее 100 м.), а также расстояние от участка активных перемещений до контрольной точки аэродрома (7 км.), - риск столкновения птиц с ВС практически отсутствует. В весенний и летний периоды перемещения птиц в окрестностях полигона ТБО г.п. Советский слабо выражены. Большинство имеющихся перелетов связано с функционированием полигона ТБО. Численность птиц в районе полигона и интенсивность их перемещений низкие. Основные перемещения птиц происходят на небольшой высоте (30-50 м.) на отдалении 2-3 км. от воздушного коридора. Наблюдаются незначительные суточные кормовые перелеты коршунов, чаек и врановых с мест их ночевки на полигон и обратно. Учитывая, что полет большинства особей происходит на высоте менее 100 м, а расстояние от КТА (контрольной точки аэропорта) до участкаактивных перемещений составляет окало 7 км, риск столкновения птиц с ВС незначителен. Следует отметить, что весенне-осенние миграции гусей (Белолобый, гуменник), уток (кряква, шилохвость, свиязь и др.) хищных птиц (зимняк, орлан-белохвост), чаек (сизая, халей) охватывают зону воздушных подходов аэропорта г.п. Советский и представляют потенциальную угрозу ВС. Однако, эти миграционные явления связанны с массовыми сезонными перемещениями птиц, и не зависят от функционирования полигона твердых бытовых отходов г.п. Советский. Обобщающий вывод: полигон ТБО г.п. Советский в настоящее время не является источником высокого риска столкновений птиц с летательными аппаратами в зоне воздушного коридора аэропорта г.п. Советский. Полигон не находится в зоне воздушного коридора аэропорта. Удален от контрольной точки аэродрома на значительное расстояние (7 км.). В силу этого, пересечения маршрутов перемещений птиц, имеющих отношение к полигону, с линией взлета и посадок самолетов на одной и той же высоте маловероятно. Однако, минимально потенциальная возможность столкновения воздушных судов с птицами всё же имеется.

Согласно эколого-орнитологического обследования аэродрома Советский и прилегающей к нему территории от 30.11.2021г., следует, что орнитологическая обстановка аэродрома «Советский» достаточно хорошая, степень опасности низкая. В то же время полигон ТБО привлекает такие виды, как сизая чайка, сорока, ворон, которые потенциально являются угрозой для ВС, не обнаружено стабильных сезонных значительных скоплений птиц, колониальных поселений, в том числе рябинников, сизых чаек, а так же гнезд ворон и сорок. Перемещения птиц в окрестности аэродрома происходят постоянно в течение года. При этом существует определенная динамика активности птиц. Стабильно меньше летят птицы через ВПП в зимнее время и в период гнездования (июнь-август). Весной и осенью особенно утром и вечером увеличивается активность птиц за счет мигрантов пролетающих через аэродром и вдоль коридора взлета-посадки ВС. Наиболее опасными для ВС являются месяцы: весной - апрель и май, осенью - сентябрьи октябрь. Основная масса мигрантов не останавливается в пределах аэродрома и тем самым не создает помех для ВС. В основном птицы пролетают над ВПП на высоте до 50 м, весной и в гнездовой период их количество увеличивается за счет местных гнездящихся на аэродроме видов птиц. В мае и в сентябре-октябре за счет мигрантов увеличивается число птиц летящих на высоте до 100 и 300 м. Причем осенью их количество выше. Направления перелета птиц через ВПП зависят от целого ряда причин. В период гнездования и зимой это, главным образом, кормовые перемещения в направление поперек ВПП за пределы аэродрома, т.е. с запада на восток и обратно. Но, ситуация меняется с началом миграций, птицы летят с севера на юг и обратно. Расположение аэродрома вдали от основных пролетных путей водоплавающих и околоводных птиц способствует достаточно благоприятной орнитологической обстановке. Основные пути этих птиц проходят значительно восточнее и западней: в междуречье рек Супра и Иртыша, где расположены обширные озерно-речные ландшафты, а местные мигранты - водоплавающие и околоводные птицы летят по долинам реки Конда, Эсс, Ух, Портен.

Судом назначена орнитологическая экспертиза для оценки опасности птиц для воздушного движения в районе аэропорта г.Советский.

По заключению эксперта от 15.12.2021 г. для достоверной и всесторонней опасности/безопасности действующего полигона ТБО в г.Советский, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 86:09:0101037:342 для воздушного движения в районе аэродрома Советский, недостаточно фактических данных, так как на его взгляд, научно-исследовательская работа, выполненная в рамках муниципального контракта №38/19-ЭА по теме «Орнитологическое обследование полигона ТБО г.Советский ХМАО-Югры и зоны воздушных подходов аэропорта г.Советский», не достигли заявленных в техническом задании целей и не содержат необходимых количественных данных для того, чтобы можно было проанализировать возможный вклад в риск воздушному движению со стороны отдельных видов птиц, встречающихся на территории полигона ТБО. Принимая во внимание потенциальный риск воздушному движению со стороны птиц, которые могут посещать полигон ТБО, социальную значимость полигона, удаленность полигона от аэродрома, отсутствие случаев столкновения воздушных судов с птицами в районе аэродрома, деятельность полигона может быть продолжена при выполнении ряда обязательных условий: организация раздельного сбора отходов, при котором пищевые отходы можно направить за пределы 6 подзоны приаэродромной территории, организацию прессования и уплотнения пищевых отходов, организацию постоянного мониторинга птиц на территории полигона, организации отпугивания птиц, организации коммуникации между оператором полигона ТБО и диспетчером аэродрома, доведения до оператора полигона расписания движения воздушных судом, повторных орнитологических исследованиях.

Прокурором представлена в суд видеозапись проверки свалки твердых бытовых отходов в г.Советский в сентябре 2021 года, в которой зафиксировано наличие массовое скопление стай птиц на свалке которые после кормления мигрируют в разных направлениях от свалки.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Пунктом 2 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ установлено, что если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд признает, что прокурором представлены достаточные доказательства того, что на территории полигона твердых бытовых отходов в г.Советский в определенные периоды года наблюдаются массовые скоплении птиц.

При принятии решения суд исходит из того, что полигон ТБО находиться в пределах шестой подзоны приаэродромной территории аэропорта г.Советский и привлекает птиц, количество которых в определенные периоды года достигает от нескольких сотен до нескольких тысяч. Такие массовые скопления птиц в пределах шестой подзоны аэропорта г.Советский создают потенциальную угрозу столкновения данных птиц с воздушными судами. Ответчики не представили в суд доказательств того, что птицы, прилетающие на полигон ТБО, не представляют опасность движения воздушных судов в пределах аэропорта г.Советский.

Таким образом, полигон ТБО г.п. Советский нарушает требования законодательства о безопасности полетов в части расположения в границах приаэродромной территории аэродрома Советский ХМАО-Югры и имеется потенциальный риск воздушному движению со стороны массового скопления птиц на полигоне ТБО г.Советский, в связи с чем иск Серовского транспортного прокурора подлежит удовлетворению.

Так как со стороны ответчиков не поступили возражения по предложенному прокурором сроку закрытия полигона ТБО, суд считает, что полигон должен быть закрыть ответчиками в течение двенадцати месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Государственная пошлина от уплаты которой истец освобожден в силу закона, в соответствии с положениями ст.103 ГПК РФ, подлежит взысканию с ответчика в полном объеме в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Серовского транспортного прокурора удовлетворить.

Запретить ООО «ЭКО Ресурс», администрации муниципального образования Советский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, Советский район, г. Советский, Советское лесничество, Зеленоборское участковое лесничество, Северное урочище, квартал № 125, сооружение 1 (кадастровый номер 86:0900101037:2740) в срок через двенадцать месяцев после вступления решения в законную силу.

Взыскать с ООО «Эко-Ресурс» в бюджет муниципального образования Советский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Советский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья А.А. Рыбалкин