Дело № 2-3342/2021
УИД 55RS0004-01-2021-004591-48
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Пироговой М.А., при секретаре судебного заседания и помощнике судьи Варфоломеевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске
27 сентября 2021 года
гражданское дело по иску Омского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Анисимову Александру Викторовичу о запрете эксплуатации посадочной площадки,
УСТАНОВИЛ:
Омский транспортный прокурор обратился в Октябрьский районный суд города Омска с поименованным иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Анисимову А.В., указав следующее. Омской транспортной прокуратурой по обращению ФИО6 в ходе проведенной проверки на предмет соблюдения владельцем и старшим авиационным начальником посадочной площадки «<данные изъяты>» (географические координаты <адрес>.), расположенной в непосредственной близости (около 450 м) от населенного пункта <адрес> требований федерального законодательства, выявлены нарушения при ее эксплуатации, влияющие на безопасность полетов, а также на обеспечение транспортной безопасности. Проверкой установлено, что согласно аэронавигационному паспорту посадочной площадки «<данные изъяты>» ее владельцем, а также старшим авиационным начальником является Анисимов Александр Викторович. Так, владелец посадочной площадки самостоятельно разработал и представил в Западно-Сибирское МТУ ВТ Росавиации на регистрацию аэронавигационный паспорт посадочной площадки (далее - АНПП) «<данные изъяты>» и получил подтверждение регистрации. Таким образом, своими действиями Анисимов А.В. принял к исполнению и выполнил требования норм воздушного законодательства. Вместе с тем проверка содержащейся в аэронавигационном паспорте посадочной площадки «<данные изъяты>» информации показала, что изложенные в нем сведения не достоверны и не соответствуют действительности. В частности, в АНПП «<данные изъяты>» не внесены сведения о размещении на посадочной площадки зданий и сооружений (ангары для ВС, двухэтажный пункт управления полетами, бревенчатое нежилое помещение, помещение в виде вагончика для сотрудника охраны, два помещения на сваях, три сооружения из металлопрофиля и т.д.); в разделе «Организация выполнения полетов на посадочной площадке «<данные изъяты>» не указан класс воздушного пространства района посадочной площадки (должен быть указан «класс С»). Кроме того, в нарушение требований п.п. 1, 3 приказа Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об опубликовании аэронавигационных данных аэродромов гражданской авиации, аэродромов совместного базирования и воздушных трасс Российской Федерации» в АНПП используется система координат (WGS-84) отличная от уточненной версии государственной геоцентрической системы координат «Параметры Земли 1990 года» (ПЗ-90.02), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.06.2007 № 797-р. Указанные обстоятельства влекут предоставление экипажам воздушных судов при выполнении полетов и диспетчерам управления воздушным движением при обслуживании воздушного движения, осуществляющим свою деятельность на территории Омской области, недостоверной аэронавигационной информации, что влечет ненадлежащее оказание услуг со стороны ФГУП «Госкорпорации по ОрВД» по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства. Проведенной проверкой установлено, что в течение истекшего периода ДД.ММ.ГГГГ года посадочная площадка «<данные изъяты>» неоднократно использовалась для взлета, посадки и руления воздушных судов авиации общего назначения, в том числе базирующихся на территории посадочной площадки «<данные изъяты>». В Российском законодательстве безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации определена как состояние авиатранспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска. Выявленные нарушения при эксплуатации посадочной площадки «<данные изъяты>» могут стать причиной крушения воздушных судов при заходе на посадку, а также при их взлёте с посадочной площадки, что, в случае катастрофы, может привести к жертвам со стороны неопределенного круга лиц, в том числе жителей близлежащего населенного пункта - <адрес>. Владелец и старший авиационный начальник посадочной площадки Анисимов А.В. имел возможность, но не предпринял всех зависящих мер, и не обеспечил выполнение требований законодательства РФ о безопасности полетов. Эксплуатация посадочной площадки с нарушениями законодательства в области безопасности полетов может повлечь нарушение прав, законных интересов неопределенного круга лиц. Авиационный транспорт относится к источнику повышенной опасности, данный факт общеизвестен и не требует доказывания. Под источником повышенной опасности признается любая деятельность, осуществление которой создает повышенную опасность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека. Не выполняя требования о безопасности полетов, ответчик нарушает право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества. В связи с запретом Анисимову А.В. на эксплуатацию посадочной площадки «<данные изъяты>», на ответчика следует также возложить обязанность уведомить Федеральное агентство воздушного транспорта о приостановлении деятельности на посадочной площадке. Кроме того, Омской транспортной прокуратурой в результате проведенной проверки в деятельности владельца и старшего авиационного начальника Анисимова Александра Викторовича установлены факты нарушения требований законодательства о транспортной безопасности. Установлено, что Анисимов А.В. является владельцем и эксплуатирует посадочную площадку «<данные изъяты>». Указанная посадочная площадка, согласно приказу Минтранса России от 28 08 2020 № 331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта» категорированию не подлежит. Требования по обеспечению транспортной безопасности в том числе требования к антитеррористической защищенность объектов (территории), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не утверждены постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 № 1603 (далее - Требования), которые вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах Анисимову А.В. надлежало в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать паспорт транспортной безопасности в отношении вышеуказанной посадочной площадки. Между тем в нарушение п. 3 Требований Анисимовым А.В. не проведено обследование посадочной площадки «Поповка», а также не изучены реализуемые меры по предотвращению угроз совершения актов незаконного вмешательства. В нарушение п.п. 1.3, 1.4 ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ Анисимов А.В. не принял своевременных мер по разработке паспорта транспортной безопасности и его направлению в уполномоченные органы. Таким образом, со стороны Анисимова А.В. не предприняты меры по обеспечению устойчивого и безопасного функционирования объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, что противоречит целям обеспечения транспортной безопасности, которыми являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Изложенное выше свидетельствуют о недостаточности принимаемых Анисимовым А.В. мер по реализации возложенных на него полномочииt по противодействию терроризму, а также соблюдению требовании законодательства о транспортной и авиационной безопасности. Просил запретить Анисимову Александру Викторовичу эксплуатацию посадочной площадки «<данные изъяты>», расположенной в 1 500 м западнее центра <адрес> (географические координаты <адрес>.) до внесения в аэронавигационный паспорт посадочной площадки достоверных сведений относительно: размещенных зданий и сооружений (ангары для ВС, двухэтажный пункт управления полетами, бревенчатое нежилое помещение, помещение в виде вагончика для сотрудника охраны, два помещения на сваях, три сооружения из металлопрофиля и т.д.), класса воздушного пространства района посадочной площадки, а также до устранения нарушений требований п.п. 1, 3 приказа Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об опубликовании аэронавигационных данных аэродромов гражданской авиации, аэродромов совместного базирования и воздушных трасс Российской Федерации»; возложить обязанность на Анисимова Александра Викторовича направить уведомление в Федеральное агентство воздушного транспорта о приостановлении деятельности на посадочной площадке «<данные изъяты>», расположенной в 1 500 м западнее центра н.п. Поповка Сосновского сельского поселения Азовского немецкого национального района Омской области (географические координаты <адрес> возложить обязанность на Анисимова Александра Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения: <данные изъяты>, место регистрации: <адрес>, паспорт, выданный <данные изъяты>, серия <данные изъяты> № <данные изъяты>, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ, разработать и утвердить паспорт обеспечения транспортной безопасности в отношении посадочной площадки «<данные изъяты>», расположенной в 1 500 м западнее центра <адрес> (географические координаты <адрес>.) и направить его в течение 7 дней после утверждения в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация).
В судебном заседании представитель истца – помощник Омского транспортного прокурора Альмухамедов А.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Анисимов А.В. в судебном заседании при надлежащем извещении участия не принимал, о рассмотрении дела в свое отсутствие или об отложении дела не просил.
Суд, учитывая мнение истца и руководствуясь статьей 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, в порядке заочного судопроизводства.
В соответствии со статьей 242 Гражданского процессуального кодекса РФ заочное решение суда подлежит отмене по заявлению ответчика, если суд установит, что неявка ответчика в судебное заседание была вызвана уважительными причинами, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и при этом ответчик ссылается на обстоятельства и представляет доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Третье лицо – Западно-Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (ЗС МТУ Росавиации) в судебное заседание представителя не направило.
Третье лицо – Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ СФО Ространснадзора) ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Омской транспортной прокуратурой по обращению ФИО7 в ходе проведенной проверки на предмет соблюдения владельцем и старшим авиационным начальником посадочной площадки «Поповка» (географические координаты <адрес>.), расположенной в непосредственной близости (около 450 м) от населенного пункта <адрес>, требований федерального законодательства, выявлены нарушения при ее эксплуатации, влияющие на безопасность полетов, а также на обеспечение транспортной безопасности.
Проверкой установлено, что согласно аэронавигационному паспорту посадочной площадки «<данные изъяты>» ее владельцем, а также старшим авиационным начальником является Анисимов Александр Викторович.
Так, владелец посадочной площадки самостоятельно разработал и представил в Западно-Сибирское МТУ ВТ Росавиации на регистрацию аэронавигационный паспорт посадочной площадки (АНПП) «<данные изъяты>» и получил подтверждение регистрации.
Таким образом, своими действиями Анисимов А.В. принял к исполнению и выполнил требования норм воздушного законодательства.
Проверка содержащейся в аэронавигационном паспорте посадочной площадки «Поповка» информации показала, что изложенные в нем сведения не достоверны и не соответствуют действительности.
В частности, в АНПП «<данные изъяты>» не внесены сведения о размещении на посадочной площадки зданий и сооружений (ангары для ВС, двухэтажный пункт управления полетами, бревенчатое нежилое помещение, помещение в виде вагончика для сотрудника охраны, два помещения на сваях, три сооружения из металлопрофиля и т.д.); в разделе «Организация выполнения полетов на посадочной площадке «Поповка» не указан класс воздушного пространства района посадочной площадки (должен быть указан «класс С»).
Кроме того, в нарушение требований п.п. 1, 3 приказа Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об опубликовании аэронавигационных данных аэродромов гражданской авиации, аэродромов совместного базирования и воздушных трасс Российской Федерации» в АНПП используется система координат (WGS-84) отличная от уточненной версии государственной геоцентрической системы координат «Параметры Земли 1990 года» (ПЗ-90.02), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.06.2007 № 797-р.
Указанные обстоятельства влекут предоставление экипажам воздушных судов при выполнении полетов и диспетчерам управления воздушным движением при обслуживании воздушного движения, осуществляющим свою деятельность на территории Омской области, недостоверной аэронавигационной информации, что влечет ненадлежащее оказание услуг со стороны ФГУП «Госкорпорации по ОрВД» по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства.
Проведенной проверкой установлено, что в течение истекшего периода ДД.ММ.ГГГГ года посадочная площадка «<данные изъяты>» неоднократно использовалась для взлета, посадки и руления воздушных судов авиации общего назначения, в том числе базирующихся на территории посадочной площадки «<данные изъяты>».
В Российском законодательстве безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации определена как состояние авиатранспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска.
Выявленные нарушения при эксплуатации посадочной площадки «<данные изъяты>» могут стать причиной крушения воздушных судов при заходе на посадку, а также при их взлёте с посадочной площадки, что, в случае катастрофы, может привести к жертвам со стороны неопределенного круга лиц, в том числе жителей близлежащего населенного пункта - <адрес>.
Владелец и старший авиационный начальник посадочной площадки Анисимов А.В. имел возможность, но не предпринял всех зависящих мер, и не обеспечил выполнение требований законодательства РФ о безопасности полетов.
Эксплуатация посадочной площадки с нарушениями законодательства в области безопасности полетов может повлечь нарушение прав, законных интересов неопределенного круга лиц.
Авиационный транспорт относится к источнику повышенной опасности, данный факт общеизвестен и не требует доказывания.
Под источником повышенной опасности признается любая деятельность, осуществление которой создает повышенную опасность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека.
Не выполняя требования о безопасности полетов, ответчик нарушает право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества.В связи с запретом Анисимову А.В. на эксплуатацию посадочной площадки «<данные изъяты>», на ответчика следует также возложить обязанность уведомить Федеральное агентство воздушного транспорта о приостановлении деятельности на посадочной площадке.
Кроме того, Омской транспортной прокуратурой в результате проведенной проверки в деятельности владельца и старшего авиационного начальника Анисимова Александра Викторовича установлены факты нарушения требований законодательства о транспортной безопасности.
Установлено, что Анисимов А.В. является владельцем и эксплуатирует посадочную площадку «<данные изъяты>».
Указанная посадочная площадка, согласно приказу Минтранса России от 28.08.2020 № 331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта» категорированию не подлежит.
Требования по обеспечению транспортной безопасности в том числе требования к антитеррористической защищенность объектов (территории), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не утверждены постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 № 1603, которые вступили в законную силу 16.10.2020.
При таких обстоятельствах Анисимову А.В. надлежало в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать паспорт транспортной безопасности в отношении вышеуказанной посадочной площадки.
Между тем в нарушение п. 3 Требований Анисимовым А.В. не проведено обследование посадочной площадки «<данные изъяты>», а также не изучены реализуемые меры по предотвращению угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В нарушение п.п. 1.3, 1.4 ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ Анисимов А.В. не принял своевременных мер по разработке паспорта транспортной безопасности и его направлению в уполномоченные органы.
Указанное в совокупности явилось основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) воздушное законодательство Российской Федерации состоит из названного Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Федеральных правил использования воздушного пространства, Федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 40 ВК РФ посадочной площадкой является участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Статья 48 ВК РФ предусматривает требования к аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.
Так требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В соответствии с п. 24 гл. 2 «Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (далее - ФП ИВП), пользователи воздушного пространства Российской Федерации, экипажи воздушных судов при выполнении полетов и диспетчеры управления воздушным движением при обслуживании воздушного движения руководствуются аэронавигационной информацией.
Аэронавигационная информация предоставляется пользователям воздушного пространства Федеральным агентством воздушного транспорта.
Порядок разработки аэронавигационной информации, а также правила предоставления аэронавигационной информации устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации.
Пунктами 26, 27 гл. 2 ФП ИВП предусмотрено, что для аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, разрабатывается аэронавигационный паспорт аэродрома (вертодрома, посадочной площадки), порядок разработки и применения которого устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
Типовые инструкции по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла, вертодрома), а также типовая схема аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.
На основании п. 27 ФП ИВП приказом Минтранса России от 05.11.2020 № 449 утвержден порядок разработки и применения аэронавигационного паспорта посадочной площадки гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, типовых схем аэронавигационного паспорта посадочной площадки.
На основании ч.ч. 5, 6 ст. 49 ВК РФ посадочные площадки допускаются к эксплуатации, их эксплуатация приостанавливается или они закрываются для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов с даты представления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке в уполномоченный орган в области гражданской авиации, если более поздний срок не указан в уведомлении. Форма предусмотренного настоящим пунктом уведомления, порядок его направления и регистрации устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Обеспечение соответствия посадочной площадки требованиям федеральных авиационных правил возлагается на ее владельца.
В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Приказом Минтранса России от 19 августа 2015 года № 250 введены в действие Федеральные авиационные правила «Порядок направления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке, используемой при выполнении полетов гражданских воздушных судов, и регистрации в уполномоченном органе в области гражданской авиации» предусматривается, что уведомление представляется лично или направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении в Росавиацию по специальной форме.
Уведомление подписывается владельцем посадочной площадки - физическим лицом и принимается Росавиацией. Копия уведомления с отметкой о дате приема указанного уведомления в день приема вручается заявителю или его представителю или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Росавиацией формируется и ведется дело посадочной площадки, в которое включаются поступившие уведомления.
Уведомление хранится в Росавиации. Копия уведомления направляется в орган аэронавигационной информации.
Так, статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - ФЗ «О противодействии терроризму») предусмотрено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритете мер предупреждения терроризма.
При этом противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (п. 4 ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму»).
В связи с изложенным, законодателем установлены и иные требования обеспечения защищённости объектов транспортной инфраструктуры от террористических угроз.
В соответствии с п. п. 1.1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон № 16- ФЗ) субъекты транспортной инфраструктуры (юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица) в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и транспортного средства, разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 1.2 ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства определяют меры, реализуемые субъектами транспортной инфраструктуры по исполнению соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных ч. 1 и 1.1 ст. 8 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1.3 ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных ч. 1 и 1.1 ст. 8 настоящего Федерального закона.
Два экземпляра утвержденного паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства и его электронная копия в течение семи дней направляются субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности. Первый экземпляр утвержденного паспорта с отметкой о получении подлежит возврату субъекту транспортной инфраструктуры в течение десяти дней с даты его поступления в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности поступления в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности.
Статьей 1 Закона № 16-ФЗ предусмотрено, что актом незаконного вмешательства является противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Таким образом, со стороны Анисимова А.В. не предприняты меры по обеспечению устойчивого и безопасного функционирования объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, что противоречит целям обеспечения транспортной безопасности, которыми являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Статьей 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.
В связи с тем, что состав лиц, пользователей воздушного пространства, является непостоянным, индивидуализировать их не представляется возможным. Соответственно речь идет о нарушении прав неопределенного круга лиц.
Пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения права, согласно статьи 12 Гражданского кодекса РФ является одним их способов защиты гражданских прав.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 12 Гражданского процессуального кодекса РФ закреплен конституционный принцип состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ), который предоставляет сторонам право непосредственно участвовать в судебном заседании, и возлагает обязанность представлять суду свои требования и возражения, а также доказательства, подтверждающие их обоснованность, то есть возлагает бремя доказывания на сами стороны и снимает с суда обязанность по сбору доказательств.
Ответчик, не явившись в судебное заседание, лишил себя возможности возражать против заявленных исковых требований, представлять соответствующие доказательства осуществления эксплуатации посадочной площадки без нарушения требований законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Омского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Анисимову Александру Викторовичу о запрете эксплуатации посадочной площадки удовлетворить.
Запретить Анисимову Александру Викторовичу эксплуатацию посадочной площадки «<данные изъяты>», расположенной в 1 500 м западнее центра <адрес> (географические координаты <адрес> до внесения в аэронавигационный паспорт посадочной площадки достоверных сведений относительно: размещенных зданий и сооружений (ангары для ВС, двухэтажный пункт управления полетами, бревенчатое нежилое помещение, помещение в виде вагончика для сотрудника охраны, два помещения на сваях, три сооружения из металлопрофиля и т.д.), класса воздушного пространства района посадочной площадки, а также до устранения нарушений требований п.п. 1, 3 приказа Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об опубликовании аэронавигационных данных аэродромов гражданской авиации, аэродромов совместного базирования и воздушных трасс Российской Федерации».
Возложить на Анисимова Александра Викторовича обязанность направить уведомление в Федеральное агентство воздушного транспорта о приостановлении деятельности на посадочной площадке «<данные изъяты>», расположенной в 1 500 м западнее центра н<адрес> (географические координаты <адрес>
Возложить на Анисимова Александра Викторовича обязанность разработать и утвердить паспорт обеспечения транспортной безопасности в отношении посадочной площадки «<данные изъяты>», расположенной в 1 500 м западнее центра н<адрес> (географические координаты <адрес>.) и направить его в течение 7 дней после утверждения в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация).
Взыскать с Анисимова Александра Викторовича в доход бюджета города Омска государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение составлено 30 сентября 2021 года.
Судья подпись М.А. Пирогова