Дело № 2-376/2020
24RS0013-01-2019-002654-14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июля 2020 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего – судьи Адиканко Л.Г.
при секретаре Нихау Т.А.,
с участием ст. помощника прокурора Емельяновского района Бухаровой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского транспортного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц, к акционерному обществу «КрасАвиаПорт» об обязании совершения действия,
У С Т А Н О В И Л :
Красноярский транспортный прокурор, действуя в защиту интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к акционерному обществу «КрасАвиаПорт», в котором просил об обязании ответчика совершить действия, связанные с оборудованием аэропорта «Черемшанка» пунктом чистки и мойки техники, а также с регистрацией транспортных средств в ГИБДД и Службе по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Красноярского края в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Требования иска мотивированы тем, что Красноярской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения АО «КрасАвиаПорт» требований воздушного законодательства при эксплуатации аэропорта «Черемшанка», в ходе которой выявлено, что в нарушение Федеральных авиационных правил, в аэропорту «Черемшанка» отсутствует пункт чистки и мойки техники, а также в контролируемой зоне аэропорта эксплуатируются транспортные средства, не зарегистрированные в установленном законом порядке. По данному поводу прокурором в адрес ответчика внесено представление; письмом от ДД.ММ.ГГГГ АО «КрасАвиаПорт» сообщило, что обществом рассматривается возможность оборудования пункта чистки и мойки транспорта в аэропорту «Черемшанка»; для регистрации спецмашин требуется время. Бездействие ответчика создает угрозу возникновения авиационных событий в связи с ненадлежащим сцеплением колес воздушных судов с поверхностью аэродрома вследствие загрязнения спецмашинами и, как следствие, возможность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Емельяновского района ФИО4, действующая на основании поручения Красноярского транспортного прокурора, требования истца с учетом уточнения поддержала, на их удовлетворении настаивала, приведя в обоснование иска доводы, аналогичные содержащимся в нем.
Представитель ответчика - Мельникова А.О., полномочия которой подтверждены доверенностью от 10.01.2020, требования иска не признала, пояснила, что заявленные прокурором транспортные средства находятся на балансе ответчика, эксплуатируются им, однако данный транспорт используется исключительно на территории аэродрома, в связи с чем он не подлежит учету в государственных органах. Споров с третьими лицами о принадлежности техники ответчику, не имеется, однако документов на данную технику также нет, что затруднит постановку ее на учет. АО «КрасАвиаПорт» заключило договор с ООО «Ланит» на мойку автомобилей; прямого указания закона на наличие пункта чистки и мойки транспорта не имеется. Аэропортовская деятельность отнесена к отрасли, наиболее пострадавшей от распространения новой коронавирусной инфекции, и выполнение требований прокурора в заявленные им сроки невозможно, так как потребуются значительные средства на подготовку проекта, проведение закупочных и аукционных мероприятий.
Представители третьих лиц - ГИБДД МУ МВД России «Красноярское» и Службы Гостехнадзора по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд нашел возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации, воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта РФ от 25.09.2015 № 286 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям Федеральных авиационных правил» (далее по тексту – ФАП-286)
В соответствии с п. 6 названных Правил, оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, обеспечивает следующие виды деятельности:
комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и обеспечения электроэнергией объектов аэропорта;
комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.
Согласно пункту 39 ФАП-286, для выполнения производственной деятельности, удовлетворения собственных хозяйственных нужд службы (подразделения) оператора аэродрома гражданской авиации должны быть обеспечены необходимыми производственными площадями и должны иметь в пользовании на весь срок деятельности, в том числе, пункт чистки и мойки техники.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В судебном заседании установлено, что АО «КрасАвиаПорт» является субъектом транспортной инфраструктуры; объектом транспортной инфраструктуры АО «КрасАвиаПорт» является аэропорт «Черемшанка», которому ДД.ММ.ГГГГ Красноярским МТУ Росавиации выдан сертификат оператора аэродрома гражданской авиации.
В ходе проведенной Красноярской транспортной прокуратурой проверки исполнения АО «КрасАвиаПорт» норм федерального законодательства по обеспечению авиационной и транспортной безопасности, в деятельности аэропорта «Черемшанка» выявлены нарушения указанного законодательства, в частности, отсутствие пункта чистки и мойки техники, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ прокурором в адрес АО «КрасАвиаПорт» внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о безопасности полётов (л.д. 12-22).
По результатам рассмотрения представления, ДД.ММ.ГГГГ АО «КрасАвиаПорт» сообщило прокурору, что в настоящее время ведется работа по заключению договора с ООО «Ланит» на мойку автомобилей ССТ, а также прорабатывается вопрос постройки пункта для ССТ на территории аэропорта «Черемшанка».
Таким образом, отсутствие пункта чистки и мойки техники на территории аэропорта «Черемшанка» не оспаривалось ответчиком.
Возражая против иска, ответчик ссылался на заключение ДД.ММ.ГГГГ договора с ООО «Ланит», в соответствии с которым ООО «Ланит» приняло на себя обязательства по оказанию услуг мойки автомобилей АО «КрасАвиаПорт».
Копия указанного договора представлена в материалы дела, исследована в ходе судебного разбирательства, однако наличие данного договора не может свидетельствовать о надлежащем исполнении ответчиком требований ФАП-286, пунктом 39 которых прямо предусмотрено, что для выполнения производственной деятельности, удовлетворения собственных хозяйственных нужд службы (подразделения) оператора аэродрома гражданской авиации должны иметь в пользовании на весь срок деятельности пункт чистки и мойки техники.
Отсутствие такового пункта свидетельствует о нарушении ответчиком требований законодательства о безопасности полетов, в связи с чем требования прокурора в части обязания ответчика оборудовать аэропорт «Черемшанка» пунктом мойки и чистки техники суд находит подлежащими удовлетворению.
Как установлено судом, рассмотрев представление Красноярского транспортного прокурора, в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ АО «КрасАвиаПорт» указало, что в контролируемой зоне аэропорта «Черемшанка» эксплуатируются 15 единиц спецмашин, имеющих гаражный номер, не зарегистрированных в ГИБДД и Ростехнадзоре; указанные спецмашины находятся на балансе предприятия и используются только в локальных границах аэропорта «Черемшанка» (л.д. 23-26).
Из перечня спецтехники и средств механизации, спорные транспортные средства - грузовой автомобиль марки ЗИЛ-451510, 1989 года выпуска, двигатель №, шасси №, гаражный №; агрегат подвижной авиационного типа АПА 35-30 марки ЗИЛ-431412, 1987 года выпуска, двигатель №, шасси №, гаражный №; унифицированный моторный подогреватель УМП-350 марки ЗИЛ-131, 1984 года выпуска, двигатель №, шасси №, гаражный №; поливочная машина КПМ марки ЗИЛ-131, 1984 года выпуска, двигатель №, шасси №, гаражный № КЭН; агрегат подвижной авиационного типа АПА 35-30 марки ЗИЛ-431510, 1989 года выпуска, двигатель №, шасси №, гаражный № КЭЯ; поливочная машина КПМ-130 марки ЗИЛ-131, 1983 года выпуска, двигатель №, шасси №, гаражный № КЭН; автокран марки ЗИЛ-133ГЯ, 1987 года выпуска, двигатель №, шасси №, гаражный № КЭФ; шнекороторный снегоочиститель Д-902 Урал-375, 1983 года выпуска, двигатель №, шасси №, гаражный № ЩА, трактор марки К-700 учитываются на балансе АО «КрасАвиаПорт» (л.д. 9-11); принадлежность техники данному юридическому лицу подтвердил представитель ответчика в судебном заседании.
Наличия споров о праве на данную технику в ходе судебного разбирательства не установлено.
Из пояснений представителя ответчика, до настоящего времени заявленные прокурором транспортные средства на регистрационный учет в органах ГИБДД и Гостехнадзора не поставлены, так как спорные транспортные средства используются исключительно в пределах локальных границ аэропорта «Черемшанка», в подтверждение чего представлена справка начальника СТ (А)Б аэропорта «Черемшанка» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой, в соответствии с записями в журналах регистрации выхода и возвращения автотранспорта через КПП службы транспортной (авиационной) безопасности за 2019 и текущий период 2020 года, проезд автотранспортных средств и механизмов с номерами Р803ТУ, Р367 НК, 72-05КЭН, 92-60 КЭЯ, 58-45КЭН, 76-51КЭЧ, 71-12КЭФ, 92-60КЭЯ, 75-73ЩА, 80-45КЭЧ и с гаражными номерами 41,76,98, не осуществлялся.
Поверяя состоятельность требований прокурора в части обязания ответчика осуществить государственную регистрацию транспортных средств, суд учитывает, что согласно статье 84 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность обеспечивается посредством предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома (подпункт 1 пункта 2).
В силу пункта 16 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, в контролируемой зоне аэропорта не допускается эксплуатация автомобилей и механизмов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также личного транспорта (подпункт «а»).
На основании части 3 статьи 15 Федерального закона № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения», допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
В целях обеспечения полноты учёта автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации Правительством РФ принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
В силу п. 2 названного постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют:
подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
военные автомобильные инспекции федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иных организаций, имеющих воинские формирования, - транспортных средств воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций.
Вышеуказанным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ определены органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 2); регистрация транспортных средств, за исключением зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, осуществляется с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных знаков (пункт 2.1); владельцы транспортных средств обязаны в установленном порядке зарегистрировать их в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (пункт 3).
В силу п. 1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат автомототранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепы к ним, принадлежащие юридическим и физическим лицам.
Указанный нормативный правовой акт не содержит исключений в отношении спецтранспорта, допускаемого к эксплуатации на территории аэропорта, обладающего указанными выше признаками.
В соответствии с пунктом 3.2.4 Руководства по организации работы и обслуживанию спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации (РОРОС-95) автобусы, автомобили грузовые, специальные и другая техника на автомобильных шасси, эксплуатируемая как на аэродроме, так и за пределами аэропорта, должна состоять на учете в органах Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД), и иметь государственные регистрационные знаки, гаражные номера, паспорта и формуляры. Автомобили, техника на автомобильных шасси, а также инженерная техника, эксплуатируемая только на территории аэродрома, за исключением самоходных дорожно-строительных машин и прицепов к ним, должна иметь гаражные номера. Учет этих машин, ведение на них паспортов и формуляров возлагается на аэропорт.
Пунктом 44 Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрено, что спецмашины, допускаемые к эксплуатации на территории аэродрома, подлежат учету в соответствующих государственных органах. Спецмашинам, допускаемым к эксплуатации только на территории аэродрома, присваиваются гаражные номера. Учет и ведение паспортов и формуляров на спецмашины производятся главным оператором аэропорта и организациями, осуществляющими эксплуатацию спецмашин.
Согласно п. 24 Правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов, и почты», утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№, спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации на территории аэродрома и за ее пределами, должен состоять на учете в соответствующих уполномоченных государственных органах. Спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации только на территории аэродрома, должен иметь гаражный номер. Учет и ведение паспортов и формуляров на указанный спецтранспорт осуществляются юридическим лицом, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты.
Спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации только на территории аэродрома, и который не обладает признаками, поименованными в пункте 1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, должен иметь гаражный номер, а учет и ведение паспортов и формуляров на такой спецтранспорт осуществляется главным оператором аэропорта.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм, юридически значимыми обстоятельствами для определения порядка регистрации и учёта транспортных средств, являются не только установление места эксплуатации спорных транспортных средств, но и установление наличия у транспортных средств признаков, указанных в пункте 1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Установив, что спорные транспортные средства не имеют государственной регистрации, суд учитывает, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Правилах дорожного движения», не должны регистрироваться транспортные средства, участвующие в международном движении (п. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»), ввозимые на территорию РФ на срок менее 6 месяцев (там же), имеющие объем двигателя внутреннего сгорания 50 куб. см и менее либо максимальную мощность электродвигателя 4 кВТ и менее (п. 1 Постановления), предназначенные для продажи, которые принадлежат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю транспортными средствами (абз. 3 п. 3 Постановления).
Находящиеся в эксплуатации ответчика транспортные средства не отвечают вышеуказанным признакам, исключающим необходимость обязательной регистрации транспортного средства на территории России, в связи с чем должны быть зарегистрированы в порядке, установленном Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
Непринятие ответчиком мер по регистрации спорной техники в специализированных государственных органах нарушает требования Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и иных вышеуказанных нормативных правовых актов; государственная регистрация транспортных средств обеспечит контроль за их техническим состоянием со стороны уполномоченных органов, что является одной из гарантий обеспечения безопасности транспортных средств, эксплуатируемых ответчиком, для окружающих.
Доводы представителя ответчика о том, что спорные транспортные средства не подлежат государственному учёту в органах ГИБДД и Гостехнадзора, поскольку эксплуатируются исключительно на территории аэропорта «Черемшанка», не участвуют в дорожном движении, не передвигаются по дорогам общего пользования и авиационным законодательством предусмотрено ведение учета указанных транспортных средств предприятием, с присвоением им гаражных номеров, суд находит несостоятельными, так как Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты и Инструкция по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации? которыми предусмотрено, что спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации на территории аэродрома и за ее пределами, должен состоять на учете в соответствующих уполномоченных органах, носят императивный характер и не предусматривают каких-либо исключений. Наличие гаражных номеров данного транспорта является дополнительным требованием, не заменяющим государственную регистрацию техники.
Исходя из совокупности обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства, с учетом анализа вышеприведённых норм правового регулирования спорных правоотношений, суд находит бездействие ответчика по непринятию мер по оборудованию аэропорта «Черемшанка» пунктом чистки и мойки техники, а также по неосуществлению государственной регистрации транспортных средств, незаконным, а заявленные Красноярским транспортным прокурором исковые требования – обоснованными и подлежащими удовлетворению.
По мнению суда, заявленный прокурором срок исполнения решения – в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, является разумным и достаточным; доводы ответчика о том, что для реального исполнения решения требуется более длительный срок, так как необходимо выполнить значительный объем мероприятий, а также изыскать для этого средства, документально не подтверждены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Красноярского транспортного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц, к акционерному обществу «КрасАвиаПорт» удовлетворить.
Обязать акционерное общество «КрасАвиаПорт» оборудовать аэропорт «Черемшанка», расположенный по адресу: <адрес>, территория аэропорта «Черемшанка», пунктом чистки и мойки техники.
Обязать акционерное общество «КрасАвиаПорт» осуществить мероприятия по регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России в отношении транспортных средств:
грузовой автомобиль марки ЗИЛ-451510, 1989 года выпуска, двигатель №, шасси №, гаражный №;
агрегат подвижной авиационного типа АПА 35-30 марки ЗИЛ-431412, 1987 года выпуска, двигатель №, шасси №, гаражный №;
унифицированный моторный подогреватель УМП-350 марки ЗИЛ-131, 1984 года выпуска, двигатель №, шасси №, гаражный №;
поливочная машина КПМ марки ЗИЛ-131, 1984 года выпуска, двигатель №, шасси №, гаражный № КЭН;
агрегат подвижной авиационного типа АПА 35-30 марки ЗИЛ-431510, 1989 года выпуска, двигатель №, шасси №, гаражный № КЭЯ;
поливочная машина КПМ-130 марки ЗИЛ-131, 1983 года выпуска, двигатель №, шасси №, гаражный № КЭН;
автокран марки ЗИЛ-133ГЯ, 1987 года выпуска, двигатель №, шасси №, гаражный № КЭФ;
шнекороторный снегоочиститель Д-902 Урал-375, 1983 года выпуска, двигатель №, шасси №, гаражный № ЩА.
Обязать акционерное общество «КрасАвиаПорт» осуществить мероприятия по регистрации в Службе по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Красноярского края в отношении трактора марки К-700, 1983 года выпуска, гаражный №.
Установить срок исполнения настоящего решения – в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения (08.07.2020).
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко