ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3420/2017 от 18.05.2017 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2017г. г.Нижневартовск г. Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Ушанёвой Л.Ф.,

при секретере Кузнецовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3420/2017 по иску Прокурора города Нижневартовска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Строительное управление » об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Нижневартовска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Строительное управление » об устранении нарушений природоохранного законодательства, указав в обоснование, что в ходе проверки ответчика на соблюдение действующего природоохранного законодательства, было установлено, что ответчиком нарушаются нормы и требования природоохранного законодательства, а именно: общество для осуществления своей деятельности эксплуатирует стационарный источник загрязнения атмосферного воздуха: котельную , расположенную в г.Нижневартовске по адресу: <адрес>, <адрес>. Данный объект является организационным стационарным источником, в ходе работы которого происходит выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ. По результатам проведенной проверки должностными лицами Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений внеплановой проверки обществу выдано предписание от <дата>, согласно которому в срок до <дата> необходимо устранить нарушения федерального законодательства, а именно, прекратить сверхлимитные выбросы от вышеуказанной котельной (г. <адрес><адрес>); провести мероприятия направленные на уменьшение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для достижения нормативов выбросов, установленных разрешением от <дата> в соответствии с утвержденным проектом нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ОАО «СУ-909» До настоящего времени указанное выше предписание не выполнено. Прокурор обратился в суд с иском, в интересах неопределенного круга лиц, так как считает, что ответчик нарушениями требований природоохранного законодательства причиняет вред окружающей природной среде и, как следствие, здоровью населения. Просит обязать ОАО «СУ-909» после окончания отопительного сезона - с <дата> прекратить сверхлимитные выбросы от котельной, расположенной по адресу: г.<адрес><адрес> в срок до <дата> разработать новый проект нормативов предельно допустимых выбросов для данного стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха.

Представитель истца старший помощник прокурора Никитина Л.М. в судебном заседании заявленные на исковых требованиях настаивала в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности Фахриева Л.Ф. в судебном заседании суду объяснила, что данная котельная передана в аренду ООО «Доркомплект» и с <дата> работа котельной приостановлена. <дата> между ними и ООО ЦТЭБ «Надежность» заключен договор разработки экологической документации, сроком исполнения - 190 дней, в связи с чем просила предоставить срок для устранения нарушений до <дата>.

Представитель третьего лица, Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст.42 Конституции РФ, каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В судебном заседании установлено, что ОАО «СУ-909» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц с <дата>. Основным видом деятельности Общества является пользование участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности и эксплуатация взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (л.д.10-21).

Также в судебном заседании было установлено, что котельная , расположенная в г.<адрес>, <адрес> пренадлежит ОАО «СУ-909», передана по договору аренды ООО «Доркомплект».

Согласно акту проверки от <дата> Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений, Общество для осуществления своей деятельности эксплуатирует стационарный источник загрязнения атмосферного воздуха: котельную , расположенную в г. Нижневартовске по адресу: <адрес>, <адрес>. Данный объект является организационным стационарным источником, в ходе работы которого происходит выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу для данного источника установлены разрешением Департамента экологии ХМАО-Югры на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от <дата> (л.д.45-49).

Из заключения по результатам исследовательских проб промышленных выбросов в атмосферу от котельной в зоне деятельности Общества, составленного филиалом ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» по ХМАО-Югре от <дата> видно, что параметры газопылевых потоков, отходящих от данного стационарного источника загрязнения по показателю диоксид азот, составили 0,0209 г/с и 0,0197 г/с, что превышает максимально допустимые выбросы в 4,1 и 3,9 раза, соответственно (показатели предельно допустимых выбросов диоксида азота, в соответствии с разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от <дата> составляют 0,0051 г/с) (л.д.54).

В соответствии с указанным заключением, Нижневартовским управлением по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений, руководителю ОАО «СУ-909» выдано предписание от <дата> об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, со сроком исполнения до <дата>.

Однако, при проведении <дата> должностными лицами Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений внеплановой проверки Общества, установлен факт невыполнения указанного выше предписания, в связи с чем, юридическому лицу выдано второе предписание за от <дата>, со сроком исполнения до <дата> (л.д.50-52).

<дата> по результатам внеплановой проверки на выявление факта исполнения требований указанного предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требовании установлено, что параметры газопылевых потоков, отходящих от стационарного источника загрязнения - котельной , принадлежащей ОАО «СУ-909» по показателю диоксид азот, составили 0,0318 г/с, что превышает максимально допустимые выбросы в 6,2 раза.

Данный факт подтверждается заключением о результатах химического анализа проб промышленных выбросов в атмосферу от котельной ОАО «СУ-909», составленным филиалом ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» по ХМАО-Югре от <дата> (л.д.25).

Таким образом, вновь было выявлено невыполнения обществом предписания выданного Нижневартовским управлением по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений от <дата>.

Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями) юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды и нормативы качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы качества окружающей среды - это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда, а нормативы допустимых выбросов - это нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками.

В соответствии со ст.ст.22, 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду при хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Нормативы предельно допустимых выбросов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Статья 1 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» определяет предельно допустимый выброс как норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным


источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, другие экологических нормативов.

В соответствии с п.9 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 №1 83 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» (с последующими изменениями и дополнениями) предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Исходя из требований федерального законодательства обязанность по эксплуатации стационарного источника в соответствии с нормативами предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, возлагается на Общество, так как именно ОАО «Строительное управление » является природопользователем и непосредственно эксплуатирует стационарный источник загрязнения атмосферного воздуха - котельную , расположенную по адресу: город Нижневартовск, <адрес>, <адрес>.

Согласно ч.1 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

В соответствии с требованиями п.3 ст.12 и ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (с последующими изменениями и дополнениями) предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена. Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (ч.7, 8 ст. 15 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

На основании ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обязательность проведения оценки воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст.1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимый выброс - это норматив предельно допустимого выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух. В то время как атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей природной среды.

В соответствии со ст. ст.41,42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства.

В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики РФ являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Согласно ст.3 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды, обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

Перечисленные нарушения природоохранного законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории города Нижневартовска ХМАО-Югры, на благоприятную окружающую среду, санитарно - эпидемиологическое благополучие.

В соответствии со ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

В силу ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Согласно п. 38 постановления Пленума Верховного суда РФ №21 от 18.10.2012 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, причиняющей вред или угрожающей новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В судебном заседании представителем ответчика в соответствии с положениями ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ не было представлено суду доказательств, подтверждающих устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства, указанных в предписании.

Следовательно, нарушаются гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 39 Федерального закона «ОБ охране окружающей среды» права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора города Нижневартовска являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно сообщению ООО «Доркомплект» от <дата>, работа котельной, расположенной по адресу: г.<адрес>, <адрес> приостановлена с <дата>.

<дата>, между ОАО «СУ-909» (заказчик) и ООО «ЦТЭБ «Надежность» (исполнитель) заключен договор о разработке экологический документации , согласно которой исполнитель обязуется выполнить следующую работу: сбор и анализ исходный данных для разработки проекта предельно-допустимых выбросов в атмосферу; разработка проекта предельно-допустимых выбросов в атмосферу, сроком на 190 дней, то есть до <дата>.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм и, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В данном случае, учитывая предстоящий объем работ по устранению выявленных нарушений в сфере природоохранного законодательства, суд считает возможным установить ответчику срок для их устранения – до <дата>.

В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования г. Нижневартовска подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в сумме <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать открытое акционерное общество «Строительное управление » с <дата> прекратить сверхлимитные выбросы от котельной, расположенной по адресу: г.Нижневартовск, <адрес>, <адрес>.

Обязать открытое акционерное общество «Строительное управление » разработать новый проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух для котельной, расположенной по адресу: г.Нижневартовск, <адрес>, <адрес> срок до <дата>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты – Мансийского автономного округа-Югры, через Нижневартовский городской суд.

Судья подпись Л. Ф. Ушанёва

Копия верна:

Судья Л.Ф. Ушанева