Дело № 2-342/19 Мотивированное решение изготовлено 01.03.2019 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Ярославский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Кропотовой Н.Л., при секретаре Божик Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле 05 февраля 2019 года гражданское дело по иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав неопределенного круга лиц, к ОАО «Аэропорт Туношна» о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сбрасываемых сточных вод, у с т а н о в и л: Ярославский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, прав неопределенного круга лиц, к ОАО «Аэропорт Туношна». С учетом уточнения исковых требований просит суд обязать ОАО «Аэропорт Туношна» <адрес>, <адрес>) в срок до 01 июля 2021 года обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в ручей <адрес> через выпуск с координатами № Доводы иска мотивированы тем, что в результате проведенной Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки деятельности ОАО «Аэропорт Туношна» было установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности предприятием не соблюдаются требования водного законодательства. ОАО «Аэропорт Туношна» эксплуатирует аэродром гражданской авиации, расположенный в районе <адрес> Отведение поверхностных (ливневых) и производственных сточных вод с территории, занимаемой ОАО «Аэропорт Туношна», осуществляется через очистные сооружения по одному выпуску (географические координаты №) в <адрес>. В соответствии с разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) от ДД.ММ.ГГГГ№ ОАО «Аэропорт Туношна» установлен перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в <адрес> Вместе с тем, как свидетельствуют результаты производственного контроля, находящиеся в материалах, приложенных к исковому заявлению, очистка сточных вод, сбрасываемых в <адрес> недостаточна. ОАО «Аэропорт Туношна» сбрасывает сточные воды в поверхностный водный объект с превышением установленных максимальных допустимых концентраций загрязняющих веществ. Так, допустимая концентрация «взвешенных веществ» в сбрасываемых сточных водах в пределах норматива должна составлять не более 6,02 мг/л. Однако по результатам лабораторного контроля ДД.ММ.ГГГГ фактическая концентрация указанного загрязняющего вещества составила 29,3 и 59 мг/л (превышение норматива в 4,9 и 9,8 раз соответственно). Кроме того, превышения нормативных концентраций зафиксированы по таким показателям как аммоний-ион, ХПК, БПКп, железо. Указанные обстоятельства свидетельствуют о недостаточно эффективной очистке сточных вод на очистных сооружениях ОАО «Аэропорт Туношна». Сброс в поверхностный водный объект загрязняющих веществ с превышением максимальных концентраций может повлечь его загрязнение. Кроме того, поскольку <адрес> является рыбохозяйственным водоемом первой категории сброс загрязненных сточных вод создает угрозу причинения вреда водным биологическим ресурсам. Осуществление ОАО «Аэропорт Туношна» сброса в водный объект - реку <адрес> сточных вод, содержащих превышения веществ и соединений, опасных для здоровья человека, с учетом принципа презумпции экологической опасности закрепленного в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», не позволяет сделать вывод об отсутствии негативного воздействия на окружающую среду. Тем самым, нарушено право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, закрепленного в ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Поскольку водный объект - <адрес> находится в федеральной собственности - нарушаются права Российской Федерации. Ранее, в отношении ОАО «Аэропорт Туношна» неоднократно проводились проверки органом государственного экологического надзора - Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям. По результатам проверки исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений водного законодательства в связи с ненадлежащей очисткой сточных вод установлено, что предписание к установленному сроку не исполнены (до ДД.ММ.ГГГГ). В судебном заседании сторона истца уточненные исковые требования полностью поддержала. Представитель ответчика исковые требования признал. Суд, выслушав присутствующих участников процесса, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 12 ГК РФ в качестве способов защиты гражданских прав предусматривается присуждение к исполнению обязанности в натуре и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Согласно п. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов возникающим из экологических правоотношений. Согласно ч. 2 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Той же статьей установлено, что критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. В Российской Федерации поддержание поверхностных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты (ч.1 ст. 35 Водного кодекса РФ). Согласно ч. 4 ст. 35 Водного Кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Частью 6 ст. 27 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что в целях соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов абонентов они обеспечивают очистку сточных вод до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения. Пункт 6 статьи 56 Водного кодекса РФ прямо запрещает сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия па водные объекты. В соответствии с разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) от ДД.ММ.ГГГГ№ ОАО «Аэропорт Туношна» установлен перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в <адрес>. Вместе с тем, как свидетельствуют результаты производственного контроля, находящиеся в материалах, приложенных к исковому заявлению, очистка сточных вод, сбрасываемых в <адрес>, недостаточна. ОАО «Аэропорт Туношна» сбрасывает сточные воды в поверхностный водный объект с превышением установленных максимальных допустимых концентраций загрязняющих веществ. Так, допустимая концентрация «взвешенных веществ» в сбрасываемых сточных водах в пределах норматива должна составлять не более 6,02 мг/л. Однако по результатам лабораторного контроля ДД.ММ.ГГГГ фактическая концентрация указанного загрязняющего вещества составила 29,3 и 59 мг/л (превышение норматива в 4,9 и 9,8 раз соответственно). Кроме того, превышения нормативных концентраций зафиксированы по таким показателям как аммоний-ион, ХПК, БПКп, железо. Указанные обстоятельства свидетельствуют о недостаточно эффективной очистке сточных вод на очистных сооружениях ОАО «Аэропорт Туношна». Сброс в поверхностный водный объект загрязняющих веществ с превышением максимальных концентраций может повлечь его загрязнение. Кроме того, поскольку <адрес> является рыбохозяйственным водоемом первой категории сброс загрязненных сточных вод создает угрозу причинения вреда водным биологическим ресурсам. Осуществление ОАО «Аэропорт Туношна» сброса в водный объект - реку <адрес> сточных вод, содержащих превышения веществ и соединений, опасных для здоровья человека, с учетом принципа презумпции экологической опасности закрепленного в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», не позволяет сделать вывод об отсутствии негативного воздействия на окружающую среду. Тем самым, нарушено право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, закрепленного в ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Поскольку водный объект - <адрес> находится в федеральной собственности - нарушаются права Российской Федерации. Ранее, в отношении ОАО «Аэропорт Туношна» неоднократно проводились проверки органом государственного экологического надзора - Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям. По результатам проверки исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений водного законодательства в связи с ненадлежащей очисткой сточных вод установлено, что предписание к установленному сроку не исполнены (до ДД.ММ.ГГГГ). В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела было установлено, что мероприятия по реконструкции водосточно-дренажной сети и строительству очистных сооружений аэропорта Туношна включены в федеральный проект «Комплексный план модернизации и расширения транспортной инфраструктуры на период до 2024г.» на условиях софинансирования из средств федерального бюджета. Согласно календарному графику строительства реализация указанных мероприятий, направленных на обеспечение нормативной очистки сточных вод, запланирована на 1-е полугодие 2021 г. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 173,194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования удовлетворить. Обязать ОАО «Аэропорт Туношна» (<адрес> в срок до 01 июля 2021 года обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в ручей <адрес> через выпуск с координатами № Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ярославский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме. Судья Н.Л. Кропотова |