Дело ...
16RS0046-01-2021-006890-48
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2021 года Вахитовский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Зыбуновой Е.В.,
при секретаре Кадучевой С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Казани в интересах жильцов ... к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, Муниципальному казенному учреждению «Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» о признании бездействия незаконным, понуждении к восстановлению жилищных прав собственников жилых помещений в соответствии с жилищным законодательством, сносе дома, иску ИНИ к Исполнительному комитету муниципального образования г.Кзани о признании бездействия незаконным, понуждении к осуществлению регламентированной жилищным законодательством процедуры изъятия земельного участка и жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Казани в интересах жильцов ... обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казанио признании бездействия незаконным, возложении обязанности по выселению. В обоснование иска указано, чтоПрокуратурой города Казани на основании обращения ИНИ о непринятии мер должностными лицами ИК МО г.Казани по расселению жителей аварийного жилого ... проведена проверка.
Постановлением ИК МО ... от ...... «О признании многоквартирного ... аварийными и подлежащими сносу» указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
В ходе проверки установлено, что в ... с 1 по 4 квартиры на основании правоустанавливающих документов зарегистрировано и проживает 8 граждан.
Пунктом 4 указанного постановления на Управление жилищной политики Исполнительного комитета г.Казани возложена обязанность установить сроки и порядок расселения физических лиц, занимающих жилые помещения многоквартирного ....
Однако, как показала проверка, должностными лицами ИК МО г.Казани по настоящее время меры по переселению жильцов из аварийного и подлежащего сносу ... не приняты.
Состояние дома не соответствует Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу ... от ....
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Кроме того, прокуратурой г. Казани по указанному факту ... в адрес руководителя ИК МО г.Казани внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
По результатам рассмотрения представления в удовлетворении требований прокуратуры г.Казани отказано по причине отсутствия бюджетных средств для обеспечения граждан жильем.
Учитывая изложенное, бездействие Исполнительного комитета г.Казани оцениваются как волокита по решению жилищных проблем граждан, а также создает угрозу для жизни и здоровья жильцов, проживающих в ....
Просит признать бездействие Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани и МКУ «Администрация Советского района ИК МО г.Казани», в части непринятии мер по переселению жителей из аварийного ... и сносу аварийного жилого дома незаконным.
Возложить на Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани обязанность выселить жильцов из аварийного и подлежащего сносу ... с предоставлением жилых помещений пригодных для проживания, отвечающих требованиям жилищного законодательства.
Возложить на Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани обязанность снести указанный дом в течение 3-х месяцев после выселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу ... и вывезти строительный мусор после сноса здания.
Определением от .... по делу в качестве соистцов привлечены ИНИ, ПСИ, в качестве третьих лиц РСГ, СЮА в своих интересах и интересах ЗЕЕ., ЗЕЕ, БШИ МКУ Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани, в качестве соответчика привлечено Управление жилищной политики ИК МО г.Казани.
ИНИ обратилась с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г.Кзани о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по расселению, указав в обосновании, что в производстве Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан находится гражданское дело ... по иску прокурора г.Казани о признании бездействия Исполнительного комитета муниципального образования города Казанинезаконным, возложении обязанности выселить жильцов из аварийного и подлежащего сносу жилого дома с предоставлением жилых помещений пригодных для проживания.
Обращение прокурора в суд обусловлено двумя обстоятельствами:
1.бездействием ответчика в части не исполнения Постановления ИК МО г.Казани от ...... «О признании многоквартирного ... аварийными и подлежащими сносу», которым указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу;
2.неудовлетворением органом местного самоуправления внесенной представления прокурора об устранении нарушений федерального законодательства.
Между тем, анализируя ответ руководителя ИК МО г.Казани согласиться ним нельзя, по следующим основаниям.
В своем ответе орган местного самоуправления ссылается на действующую Муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда города Казани на 2019-2025 годы, утвержденную Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от .......
В свою очередь указанная Муниципальная программа разработана на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от ......Об утверждении Республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» и во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 N185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Расселение граждан из аварийного жилого фонда подлежащего сносу регламентируется исключительно Жилищным кодексом Российской Федерации, а не какими-либо адресными программами.
Таким образом, ответ органа местного самоуправления, со ссылкой на то что, многоквартирный жилой ..., в котором все еще проживают жильцы, в Программу не включен и расселению в рамках указанной Программы не подлежит, является незаконным, так как не основан на нормах действующего законодательства.
При этом органместного самоуправления в своем ответе не привел нормыправа, на основании которой расселение жильцов из аварийного жилого дома должно происходить исключительно на основании включения данного жилого в какую-либо адресную программу.
Основным юридически значимым фактомявляется постановление Руководителя Исполнительного комитета г.Казани от ...... «О признании многоквартирного ... аварийными и подлежащими сносу», которым предписано:
Пункт 3. Собственникам жилых помещений ... обеспечить:
Снос аварийного дома в шестимесячный срок после утверждения настоящего постановления;
Пункт 4. Управлению жилищной политики Исполнительного комитетаКазани в случае неисполнения пункта 3 настоящего постановления установить сроки и порядок расселения физических лиц, занимающих жилые помещения многоквартирного ... в соответствии действующим законодательством.
Считает, что, однако в нарушение действующего жилищного законодательства, требование о сносе жилого дома гражданам не предъявлялось, соответственно механизм по изъятию земельного участка для муниципальных нужд с последующим правовыми последствиями не запущен.
То есть, пункт 3 Постановления не исполнен, соответственно порядок расселения физических лиц, в соответствии с действующим законодательством органом местного самоуправления не установлен.
Решение о сносе дома принято, никем не оспорено, является действующим, но не исполнено, бездействие органа местного самоуправления в данной части является очевидным и незаконным, таким образом требование прокурора ... обоснованно.
Просит признать бездействие Исполнительного комитета муниципальном образования города Казани в части неисполнения Постановления ИК МО г.Казани от ...... «О признании многоквартирного ... аварийными и подлежащими сносу».
Возложить обязанность на Исполнительный комитет муниципального образования города Казани по исполнению Постановления ИК МО г.Казани о ...... «О признании многоквартирного ... аварийными и подлежащими сносу», расселению многоквартирного ... в соответствии с действующим законодательством.
В ходе рассмотрения дела прокурор города Казани уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани и МКУ «... ИК МО г.Казани»в части непринятии мер по переселению жителей из аварийного ... и сносу дома.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани восстановить жилищные права собственников жилых помещений в ... в соответствии с требованиями, предусмотренными ст.32 ЖК РФ, и снести дом.
ИНИ в ходе рассмотрении дела неоднократно уточняла исковые требования, окончательно просила признать бездействие Исполнительного комитета муниципальном образования города Казани в части неисполнения Постановления ИК МО г.Казани от ... № ... «О признании многоквартирного дома № ... аварийными и подлежащими сносу».
Возложить обязанность на Исполнительный комитет муниципального образования города Казани по исполнению Постановления ИК МО г.Казани о ...... «О признании многоквартирного ... аварийными и подлежащими сносу», осуществить регламентированную статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуру по изъятию земельного участка с кадастровым номером ... и принадлежащего ИНИ жилого помещения с кадастровым номером ...,расположенного по адресу: ....
Определением от .... по делу в качестве третьих лиц ГВН, ШАН
Представитель прокурора г.Казани в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержал, исковые требования ИНИ с учетом уточнения просил удовлетворить.
Истец ИНИ и ее представитель в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержали, исковые требования прокурора г.Казани с учетом уточнения просили удовлетворить.
Соистец ПСИ иск прокурора г.Казани поддержал.
Представители ответчиков ИКМО г.Казани и МКУ «Управление жилищной политики ИК МО г.Казани» в суд не явились, извещены.
СЮА в своих интересах и интересах ЗЕЕ, ЗЕЕ, с исками согласилась.
Представитель третьего лица МКУ Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани в судебное заседание не явился, извещен. Третьи лица РСГ, БШИ, ГВН, ШАН в суд не явились.
Представитель третьих лиц ГВН, ШАН иски поддержал.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 32 ЖК РФ, 10. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от ... N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Из материалов дела следует, что Прокуратурой ... на основании обращения ИНИ о непринятии мер должностными лицами ИК МО г. Казани по расселению жителей аварийного жилого ... проведена проверка.
ИНИ является собственником ..., с кадастровым номером .......
ПСН является собственником ...
Постановлением ИК МО г. Казани от ...... «О признании многоквартирного ... аварийными и подлежащими сносу» указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно пункта 3 собственникам жилых помещений ... обеспечить: снос аварийного дома в шестимесячный срок после утверждения настоящего постановления; вывоз строительного мусора после сноса здания.
Пунктом 4 указанного постановления на Управление жилищной политики Исполнительного комитета г. Казани возложена обязанность, установить сроки и порядок расселения физических лиц, занимающих жилые помещения многоквартирного ..., в соответствии с действующим законодательством.
16.02.2021г. прокурором города Казани в адрес Руководителя Исполнительного комитета МО г.Казани вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, указав, что в ходе проверке установлено, что должностными лицами ИК МО г. Казани по настоящее время меры по переселению жильцов из аварийного и подлежащего сносу ... не приняты.Состояние дома не соответствует Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу №170 от 27.09.2003.
ИК МО г.Казани 16.03.2021г. на данное представление было сообщено, что в настоящее время действует Муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда г.Казани на 2019-2025 года, утвержденная Исполнительным комитетом г.Казани от ......, на основании Федерального закона от ... №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в которую включены дома, признанные аварийными до ....
... в Программу не включен в связи с тем, что признан аварийным в 2018 года.
На основании изложенного расселение дома в рамках действующей Программы невозможно. Оно будет осуществлено после ее завершения.
В ходе проверке также установлено, что в указанном доме проживает и зарегистрировано 8 человек в 2 квартирах (семья ... из 5 человек, семья ... из 3-х человек). Дополнительные меры по обеспечению безопасности указанных жителей ИК МО г.Казани не принимались. Условия проживания жителей в доме соответствуют аварийным. Централизованные системы холодного и горячего водоснабжение, канализирование, а также отопления отсутствуют. Электроснабжение имеется.
Согласно ответу Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани от 16.07.2021г. ИНИ, ПСН, БШИ, РСГ на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма в Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК г.Казани в качестве заявителей не состоят.
Собственникам квартир ...ПСН и ...ИНИ были направлены требования о сносе аварийного ... об изъятии земельного участка под указанным домом не направлялось.
Как следует, Администрацией Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани 16.07.2021г. ИНИ, ПСН направлено требование о сносе аварийного жилого помещения.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийном и подлежащим сносу, обеспечивается в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Частью 8 статьи 32 названного Кодекса предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.
Из разъяснений, содержащихся в подпункте "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения, взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Следовательно, в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением.
В целях проведения постановления Исполнительного комитета от ...... «О признании многоквартирного ... аварийным и подлежащим сносу» внесены изменения в пункт 4, согласно которому УЖП ИК г.Казани в случае исполнения пункта 3 постановления в срок до 01.01.2026г. организовать отселение физических лиц, занимающих жилые помещения дома, в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
При этом, в соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Как установлено, должностными лицами ИК МО г.Казани до настоящего времени меры по переселению жильцов из аварийного и подлежащего сносу дома не приняты. Состояние дома не соответствует правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, а также не отвечает санитарным и техническим требованиям.
При этом, в установленные постановлением ... от 22.06.2018г. сроки требования к собственникам жилых помещений о сносе дома не были направлены. Данные требования направлены только в период судебного разбирательства.
Внесение изменений в данное постановление в части установления срока отселения до 01.01.2026г. свидетельствует о бездействии со стороны органов местного самоуправления, поскольку не отвечает признакам разумности, установленным ч.10 ст.32 ЖК РФ, и, с учетом признания дома аварийным и подлежащим сносу, может повлечь необратимые последствия.
При указанных обстоятельствах, и с учетом вышеуказанных норм права, суд признает незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани и Муниципального казенного учреждения «Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», выразившееся в неисполнении Постановления Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани ... от 22.06.2018г. «О признании многоквартирного ... аварийным и подлежащим сносу», с обязанием Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани осуществить процедуру изъятия жилых помещений и земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: ..., в том числе жилого помещения- ... кадастровым номером ..., принадлежащей на праве собственности ИНИ, в соответствии с п.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.12,56,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора г.Казани и ИНИ удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани и Муниципального казенного учреждения «Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», выразившееся в неисполнении Постановления Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани ... от 22.06.2018г. «О признании многоквартирного ... аварийным и подлежащим сносу».
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани осуществить процедуру изъятия жилых помещений и земельного участка с кадастровым номером ..., по адресу: ..., в том числе жилого помещения- ... кадастровым номером ..., принадлежащей на праве собственности ИНИ, в соответствии с п.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г.Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.В.Зыбунова
Решение01.11.2021