ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-345/2017 от 15.09.2017 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Емельяново «15» сентября 2017 года

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующий – судья Лукашенок Е.А.,

при секретаре Баталовой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акционерного общества «Транснефть - Западная Сибирь» к Водолазскому Александру Андреевичу об устранении нарушения зоны минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода,

УСТАНОВИЛ:

АО «Транснефть-Западная Сибирь» обратилось в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к Водолазскому А.А., в котором просит обязать устранить нарушения охранной зоны и зоны минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск», составляющих соответственно 25 м и 150 м от оси магистрального трубопровода, путем сноса за свой счет находящихся на территории земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу <адрес> «Б»-7, строений – забор, двухэтажного жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер здания <данные изъяты>; запретить ФИО1 в границе охранной зоны и зоны минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск», составляющих соответственно 25 м и 150 м, возводить любые постройки и сооружения без согласия собственника магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск» и взыскать расходы по оплате государственной пошлины, в размере <данные изъяты> рублей.

Требования иска мотивированы тем, что «Красноярское районное нефтепроводное управление» является филиалом АО «Транснефть – Западная Сибирь» и выполняет часть функций юридического лица на территории города Красноярска и Красноярского края по техническому содержанию, безопасной эксплуатации сооружений и оборудования магистральных нефтепроводов «Омск–Иркутск» и «Анжеро-Судженск–Красноярск». Участки магистрального нефтепровода высокого давления «Анжеро-Судженск–Красноярск» с условным диаметром трубы 1000 мм и «Омск-Иркутск» с условным диаметром трубы 700 мм, включены в Государственный реестр опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» за № А61-00803-0024. Магистральный нефтепровод «Анжеро-Судженск–Красноярск» и магистральный нефтепровод «Омск-Иркутск» построены и введены в эксплуатацию в 1961 и 1974 годах. В 2015г. комиссией сотрудников АО «Транснефть-Западная Сибирь» были установлены нарушения охранной зоны и зоны минимально-допустимых расстояний до оси магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск», в частности установлено, что в охранной зоне и зоне минимально допустимых расстояний от оси Магистрального нефтепровода находится – жилой дом, хозяйственные постройки, забор. Согласно схеме расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> относительно магистральных нефтепроводов «Омск-Иркутск» и «Анжеро-Судженск–Красноярск» земельный участок полностью входит в зону минимально-допустимых расстояний (150м) от оси ближайшего к участкам магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск». Рабочее давление нефтепровода 2,5 МПа, разрушение трубопровода сопровождается разлетом осколков и грунта, нефть, транспортируемая по нефтепроводу, при взаимодействии с воздухом в случае ее разлива, из-за аварии, образует взрывоопасную газовоздушную смесь. Исходя из повышенной опасности таких производственных объектов как магистральные газопроводы и нефтепроводы, законодателем установлены минимальные расстояния до объектов системы нефте- и газоснабжения, которые определяются в соответствии со строительными нормами и правилами. Запрет на возведение строительных объектов без предварительного согласования с собственником магистрального трубопровода является нормой императивной и ее несоблюдение приведет к соответствующим правовым последствиям, направленным на устранение выявленных нарушений. Существование предусмотренных законом требований в части установления для взрывоопасных производственных объектов оранных зон и зон минимально допустимых расстояний до зданий и сооружений, недопустимости осуществления в их пределах какого бы то ни было строительства, свидетельствует о наличии реальной угрозы нарушения прав, возникновения общественно опасных последствий самим возведением спорных объектов в пределах охранных зон и зон минимально допустимых расстояний, не требует наступления неблагоприятных последствий, один лишь факт нахождения любых построек или сооружения в охранной зоне трубопроводов создает явную угрозу жизни и здоровью граждан, поэтому сохранение спорных построек невозможно. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций владелец нефтепровода лишен возможности исполнить закрепленные в законе обязанности по устранению данных последствий.

В судебном заседании представитель истца Лупахина М.Г., действующая по доверенности от 05.05.2016 г., поддержала заявленные требования с учетом уточнения в полном объеме, мотивируя изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что в соответствии с нормативными актами, в том числе действовавшими еще в советское время, охранная зона и зона минимально-допустимых расстояний магистрального трубопровода возникает в силу закона, в связи с вводом объекта в эксплуатацию и не зависит от наличия или отсутствия сведений в ЕГРП. Поскольку магистральные нефтепроводы были построены и введены в эксплуатацию в 1954 и 1973 годах, то на момент получения и оформления ответчиком прав на землю и возведения на ней строений, земельные участки уже имели ограничения в использовании, поскольку находились в охранной зоне и зоне минимально-допустимых расстояний до оси магистрального нефтепровода, ранее на данной территории находились сельхоз угодья, которые затем вошли в состав населенного пункта, при этом нефтепровод по населенному пункту не проходит, только граничит с ним, площадь населенного пункта была за последнее время значительно увеличена и приблизилась вплотную к нефтепроводу.

Ответчик Водолазский А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом, доверил представление своих интересов Полякову О.С., по доверенности, который в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи Водолазский А.А. приобрел у Суховарова Д.А. земельный участок из земель населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 945 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу <адрес> «Б»-7, который был образован из общего земельного участка путем его разделения, общей площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу <адрес>2, переданного в собственность Бакалдину С.И. для ведения личного подсобного хозяйства согласно постановления Шуваевской сельской администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Согласно решения Шуваевского сельского совета р от ДД.ММ.ГГГГ, утвердившего генеральный план муниципального образования Шуваевский сельсовет, земельный участок ответчика относится к землям населенных пунктов для усадебной жилой застройки на перспективу. Соответственно расстояние нефтепровода до населенного пункта должно составлять не менее 200 м, согласно СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85. Данное решение сельсовета не отменено. Генеральный план муниципального образования проходил согласование, истец по установлению границ и расположению указанной территориальной зоны возражений не предъявлял, т.е. дал согласие на размещение в зоне нефтепровода земельных участков и строительства на них, как землях населенных пунктов. АО «Транснефть» ненадлежащим образом исполняет свои обязанности, возложенные на него сводом правил, надлежащим образом не информируя о прохождении трубопровода, установка опознавательных знаков трубопроводов совместным актом предприятия трубопроводного транспорта и землепользователем не оформлена, из информации в местных СМИ невозможно точно определить местонахождение нефтепровода, нет упоминаний о минимально допустимых расстояниях. В кадастровом паспорте данные ограничения по минимально допустимым расстояниям не закреплены. Таким образом, невыполнение истцом обязанностей по информированию населения о месте прохождения нефтепровода фактически привело к строительству объектов недвижимости, кроме того, земельные участки отведены для этих целей в установленном законом порядке, стремясь переложить последствия своих упущений при соблюдении свода правил в отношении магистрального нефтепровода на граждан, в действиях которых отсутствует какая-либо вина в строительстве домов. Правовых оснований для сноса забора и дома нет, поскольку для их строительства на участке, предназначенного для личного подсобного хозяйства, разрешение на строительство жилого дома не требуется, запрещено какое-либо строительство в границах охранных зон проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны, тогда как соблюдение пункта 3.16 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85* о минимальных расстояниях подлежит применению на добровольной основе. Кроме того, при прокладке магистральных трубопроводов по территории населенных пунктов, к нефтепроводам применяются дополнительные правила. Трубопровод, с учетом того, что его охранная и минимальная зона проходят по территории населенного пункта, находится в пределах населенного пункта, что требует от него диаметр не более 700 мм, давление не более 1,2 МПа, с заглублением не менее 1,2 м, при соответствующем обосновании с прокладкой в стальном защитном футляре, микротоннелированием, наклонно-направленного, горизонтально-направленного бурения, с защитой железобетонными плитами, применением других технических средств, обеспечивающих безопасность нефтепровода.

Представитель третьего лица администрации Шуваевского сельсовета Емельяновского района – Струговщикова Н.Б., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, ранее в судебных заседаниях с заявленными требованиями не соглашалась, ссылаясь на то, что земельные участки вдоль нефтепровода были выделены без нарушения норм законодательства, в регистрирующих органах никаких обременений не было.

Третьи лица Бакалдин С.И., Суховаров Д.А., представитель Администрации Емельяновского района, представитель Управления Росреестра по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела были извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существующего до нарушения прав, и пересечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществляя их перестройку или снос, при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

На основании ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Абзацем вторым пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Из содержания приведенных правовых норм и их толкования следует, что одним из признаков самовольной постройки является осуществление строительства без обязательного разрешения.

Вместе с тем, выдача органами местного самоуправления разрешения на строительство объекта на земельном участке, на котором невозможно его возведение в силу вышеприведенных правовых норм, не устраняет установленный законами, градостроительными и строительными нормами и правилами запрет на такое строительство.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

На основании ч. 3 ст. 87 ЗК РФ в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Согласно ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право: использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных экологических санитарно-гигиенических противопожарных и иных правил, нормативов; проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

В соответствии с ч. 6 ст. 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

В целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной или искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин и конденсат, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 № 9 утверждены Правила охраны магистральных трубопроводов (далее- Правила).

Как следует из п.п. 4.1, 4.2, 5.1 Правил для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны. Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил. Любые работы и действия, производимые в охранных зонах трубопроводов, кроме ремонтно-восстановительных и сельскохозяйственных работ, могут выполняться только при получении «Разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода» (Приложение 1) от предприятия трубопроводного транспорта. Разрешение на производство работ может быть выдано только при условии наличия у производителя работ проектной и исполнительной документации, на которой нанесены действующие трубопроводы.

Пункт 4.4 Правил, в числе прочего, запрещает в охранных зонах трубопроводов возводить любые постройки и сооружения без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта.

Пунктом 3.16 Строительных норм и правил (СНиП) 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 30 марта 1985 года, было предусмотрено, что расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4 этих Правил.

В действующей с 01 июля 2013 года редакции Строительных правил «Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*», утвержденных Приказом Госстроя от 25 декабря 2012 года, содержится аналогичная норма.

Согласно п.7.15. СНиП 2.05.06-85* расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.

При этом значения, отраженные в названной таблице 4, в редакции СНиП 2.05.06-85* от 25.12.2012 года и в редакции СНиП 2.05.06-85* от 30.03.1985 года, являются идентичными.

Согласно таблице 4 СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» минимальные расстояния зданий, строений, сооружений до объектов нефтепроводов составляют для нефтепроводов с диаметром трубы свыше 300 мм до 500 мм – 100 метров, свыше 500 мм до 1000 мм – 150 метров, а с диметром трубы свыше 1000 мм до 1200 мм – 200 метров от оси нефтепровода до населенных пунктов, зданий, сооружений.

Как следует из статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Частями 2 и 4 статьи 3 названного закона предусмотрено, что требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В случае, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта.

Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Применение обоснования безопасности опасного производственного объекта без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности такого обоснования и внесенных в него изменений (при их наличии) не допускается.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Перечень).

Пунктом 40 Перечня предусмотрено, что применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» подлежат следующие части СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы": разделы 1, 2, 3 (пп. 3.1 - 3.15, 3.18 - 3.23, 3.25, 3.27), 4 (пп. 4.1, 4.2, 4.4 - 4.22), 6 (пп. 6.1 - 6.7, 6.9 - 6.31*, 6.34* - 6.37), 7 - 10, 12 (пп. 12.1*, 12.2*, 12.4*, 12.5, 12.7, 12.12*, 12.15*, 12.16, 12.19, 12.20, 12.30 - 12.33*, 12.35*).

В соответствии с примечанием к Распоряжению Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 1047-р в отношении опасных производственных объектов наряду с соответствующими требованиями национальных стандартов и сводов правил, включенных в настоящий перечень, применяются требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Пункт 7.15 СП 36.13330.2012 Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05,06-85* включен в п.24 Перечня и подлежал обязательному применению с 01 июля 2015 года.

Согласно п.7.15 СП 36.13330.2012 Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.

В судебном заседании установлено, что «Красноярское районное нефтепроводное управление» является филиалом АО «Транснефть - Западная Сибирь».

Участки магистрального нефтепровода высокого давления «Анжеро-Судженск–Красноярск» с условным диаметром трубы 1000 мм и «Омск-Иркутск» с условным диаметром трубы 700 мм, принадлежащие на праве собственности ОАО «Транссибирские магистральные нефтепроводы» согласно свидетельств от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35, 36), включены в Государственный реестр опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» за <данные изъяты>).

Магистральный нефтепровод «Анжеро-Судженск–Красноярск» и магистральный нефтепровод «Омск-Иркутск» построены и введены в эксплуатацию в 1973 и 1954 годах, согласно техническим паспортам и плану приватизации (л.д.83-86, 87-108, 109-110, 111-112).

В 2005 г. нефтепроводы были реконструированы. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Трансибнефть» был предоставлен в аренду земельный участок общей площадью <данные изъяты> (из них сельхоз назначения <данные изъяты>., прочих <данные изъяты> кв.м.) для проведения работ по реконструкции нефтепровода «Омск-Иркутск» ду700 мм на участке 405,6-465,85 км на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.171). Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Трансибнефть» был предоставлен в аренду земельный участок общей площадью <данные изъяты> га (из них сельхоз назначения 4,1326 га, прочих 0,278 га) для проведения работ по реконструкции нефтепровода «Омск-Иркутск» ду700 мм на участке <данные изъяты> км на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.172).

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ОАО «Трансибнефть» были утверждены проектные границы предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 4,4106 га (из них сельхоз назначения 4,1326 га, прочих 0,278 га) для проведения работ по реконструкции нефтепровода «Омск-Иркутск» ду700 мм на участке 405,6-465,85 км на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 173-175).

Согласно Паспорта безопасности опасного объекта – магистральные нефтепроводы Красноярского районного нефтепроводного управления, декларация промышленной безопасности зарегистрирована в ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору за номером 10-10(00).(МТ)170-08-МТ, на объектах транспортируется одно опасное вещество – товарная нефть, относиться к легковоспламеняющимся, горючим жидкостям, 3 класса токсичности (л.д. 33-50 т.2).

Ответчик Водолазский А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> «Б»-7, на основании договора купли-продажи с ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ (л.д.63, 177, 187).

Кроме того, на данном земельном участке находится жилой дом, назначение жилое, 2-этажный, общей площадью <данные изъяты> кв.м., имеющего адрес (местонахождение) <адрес> «Б»-7 (кадастровый номер здания <данные изъяты>

Участок, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 945 кв.м., принадлежащий ответчику, ранее был выделен из земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты> кв.м., принадлежащий ФИО10, на основании постановления администрации Шуваевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации Шуваевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, адрес участка <адрес>2, из земель населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 192-193, 194,… 212, 215-219).

Как следует из кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ земельного участок частично входит в зону «зона с особыми условиями использования территории (охранная зона) магистральных нефтепроводов «Омск-Иркутск» и «Анжеро-Судженск–Красноярск», сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.189-191).

Ответчиком также представлен отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ ООО «КрайОценка» указанного жилого дома и земельного участка, которые оценены на момент составления отчета в размере <данные изъяты> руб. – рыночная стоимость жилого дома, <данные изъяты> руб. – рыночная стоимость земельного участка, всего <данные изъяты> руб. (л.д. 213-214).

Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ Управлением земельного контроля <адрес> (ведущий специалист ФИО9), по обращению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование охранной зоны нефтепровода в районе д. Сухая Балка, в результате которого было выявлено на 453-454 км магистрального нефтепровода «Анжеро-Судженск–Красноярск», «Омск-Иркутск» распложено семь жилых домов на участках с кадастровым номером <данные изъяты>

Согласно схеме расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> относительно магистральных нефтепроводов «Омск-Иркутск» и «Анжеро-Судженск–Красноярск» земельный участок ответчика полностью входит в зону минимально-допустимых расстояний (150м) от оси ближайшего к участкам магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск», согласно схеме дом расположен на расстоянии соответственно <данные изъяты>

У суда не имеется оснований не доверять вышеуказанным доказательствам. Стороной ответчика указанные данные в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Из пояснений представителя истца следует, что письменных разрешений на возведение капитального строения в зоне минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода ответчику не выдавалось. Ответчиком данные обстоятельства также подтверждены.

Наличие возведенных построек ответчиком создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства (снижение уровня антитеррористической защищенности опасных производственных объектов) имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Отсутствие объектов (построек, ограждений) в указанных зонах и на предусмотренных расстояниях является важной гарантией обеспечения пожарной безопасности трубопровода.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ №О промышленной безопасности опасных производственных объектов№ предусматривает, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. При этом действующим законодательством к полномочиям эксплуатирующей организации отнесены функции по обеспечению контроля за выполнением работ в охранных зонах.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Несоблюдение размеров зоны минимального допустимого расстояния при строительстве жилого дома препятствует нормальной эксплуатации нефтепродуктопровода, затрудняет его техническое обслуживание, своевременное устранение повреждений, а также препятствует ликвидации последствий возможной аварии (тушение пожара, сбор и вывоз нефтепродуктов и грунта и т.п.) и как следствие, угрожает жизни и здоровью людей. Строительство объектов на земельном участке было осуществлено без согласования с собственником нефтепровода, а их нахождение в охранной зоне и в зоне минимальных расстояний от нефтепровода создает угрозу безопасной эксплуатации нефтепровода, препятствует локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф и создает угрозу безопасности самих построек и находящихся там граждан. Для устранения выявленных нарушений необходимо выполнить демонтаж строений. Таким образом, истец, как законный владелец нефтепровода, вправе требовать устранения нарушения своих прав и интересов и сноса установленных в зоне минимально допустимых расстояний построек. Ограничение в виде запрета строительства строений в указанной зоне предусмотрены законом, требования которого обязательны для всех граждан.

Магистральный нефтепродуктопровод является потенциально опасным объектом, в связи с чем, устанавливается охранная зона и минимально безопасное расстояние по всей его протяженности. Строительство вблизи с данным объектом без согласования с истцом и другими службами, отвечающими за безопасность и обеспечение жизнедеятельности населения, является опасным, так как нефтепродуктопровод представляет угрозу для жизни и здоровья граждан. Сам факт нахождения построек и сооружений в охранной зоне и зоне минимально допустимых расстояний трубопроводов создает угрозу жизни и здоровью граждан, имущественным правам и интересам собственников трубопроводов и третьих лиц, привлекаемых для обслуживания, ремонта и реконструкции трубопроводов.

Доводы ответчика о том, что согласования истца на возведение строений не требовалось, суд находит несостоятельными, поскольку спорный земельный участок с возведенными на нем объектами недвижимости капитального строения) находятся в зоне минимально допустимых расстояний от оси магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск», указанный объект возведен на земельном участке, отведенном для целей ведения личного подсобного хозяйства, с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, его сохранение нарушает права и охраняемые законом интересы истца как организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд считает, что спорные объекты недвижимости – капитальные строения подлежат сносу.

При этом суд учитывает, что нефтепродуктопроводы «Омск-Иркутск» и «Анжеро-Судженск–Красноярск» введены в эксплуатацию в 1954 и 1973 году, т.е. задолго до приобретения ответчиком земельного участка и строительства на нем дома. При таких обстоятельствах довод стороны ответчика не может быть признан состоятельным, поскольку на момент проектировки нефтепродуктопровода зданий и строений в зоне минимальных расстояний не было, требования промышленной безопасности были нарушены ответчиком, поскольку не было получено согласование с собственником нефтепровода на проведение строительства.

Также судом не могут быть приняты доводы стороны ответчика, как основание в отказе истцу в заявленных требованиях, что об указанных ограничениях расстояния строительства от оси магистральных нефтепроводов ответчику не было известно, никаких обременений в документах на земельный участок не было, относительно охранной зоны данные сведения были внесены позже, минимально допустимых расстояний зоны не указаны, расстояние нефтепровода до населенного пункта должно составлять не менее 200 м, генеральный план муниципального образования проходил согласование, истец по установлению границ и расположению указанной территориальной зоны возражений не предъявлял, установка опознавательных знаков трубопроводов совместным актом предприятия трубопроводного транспорта и землепользователем не оформлена, из информации в местных СМИ невозможно точно определить местонахождение нефтепровода, земельные участки отведены для целей ведения личного подсобного хозяйства в установленном законом порядке, разрешение на строительство жилого дома не требовалось, при прокладке магистральных трубопроводов по территории населенных пунктов, к нефтепроводам применяются дополнительные правила, которые собственником не были соблюдены, т.к. охранная и минимальная зона трубопровода проходят по территории населенного пункта, находится в пределах населенного пункта. Указанные стороной ответчика доводы не соответствуют действительности, как следует из представленных материалов дела, нефтепровод по территории населенного пункта не проходит, находится за пределами границ населенного пункта, в связи с чем дополнительного согласования при утверждении генерального плана с собственником нефтепровода не требовалось, дополнительных требований безопасности, указанных ответчиком. Кроме того, наличие строений в зоне минимальных расстояний, а тем более в охранной зоне нефтепровода, не допустимо с точки зрения безопасности эксплуатации опасного объекта, не зависимо от того, знал ли об этом ответчик или нет. Как следует из материалов дела, в местных средствах массовой информации, распространяемых на территории, по которой проходит нефтепровод, в газете «Емельяновские веси», а до этого «Енисейское знамя», также регулярно публиковались объявления, предупреждающие о нахождении на территории Емельяновского района магистрального нефтепровода, с указанием минимальных расстояний, а также мер предосторожностей (л.д.113-116 т.1, л.д. 1-32 т.2). Согласно представленным материалам дела, пояснений сторон, указанные нефтепроводы в 2005 г. были реконструированы.

При этом суд исходит, из того, что магистральный нефтепровод «Омск-Иркутск» относится к опасным производственным объектам, условный диаметр трубопровода магистрального нефтепровода составляет 700 мм и в соответствии с таблицей СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85* минимальное расстояние от оси трубопровода магистрального нефтепровода до ближайших строений должно составлять 150 метров, которые не выдержаны в рассматриваемом случае. Также в данном случае судом учитывается, что нахождение спорной постройки создает угрозу безопасной эксплуатации нефтепровода, препятствует локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф, создает угрозу безопасности самих построек и находящимся около них гражданам. В силу чего сохранение построек в пределах зоны минимально допустимых расстояний невозможно.

В соответствии с преамбулой Федерального закона № 116-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Поскольку истец является собственником опасного производственного объекта, осуществляет транспортировку нефтепродуктов по магистральным трубопроводам и их поставку потребителям, следовательно, он несет бремя содержания и ответственности за используемое имущество, и обязан обеспечивать и осуществлять контроль за безопасностью его эксплуатации.

Стороной ответчика не отрицалось и подтверждено материалами дела нахождение земельного участка и строения на нем, принадлежащих ответчику Водолазскому А.А., в охранной зоне и зоне минимально-допустимых расстояний (150м) от оси ближайшего к участкам магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск», что уже создаёт угрозу жизни и здоровью граждан в этом месте, а также препятствует проведению аварийно-восстановительных работ, в случае аварии на данном участке нефтепровода высокого давления.

В случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку.

Если самовольная постройка была обременена правами третьих лиц, например, правами залогодержателя, арендатора, соответствующие обременения также прекращаются.

Требование АО «Транснефть - Западная Сибирь» о запрете ответчику возводить любые постройки и сооружения на указанном земельном участке без согласия собственника нефтепровода «Омск-Иркутск» подлежит удовлетворению, поскольку в соответствии с п. 4.4. Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Госгортехнадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ в охранных зонах и зонах минимально допустимых расстояний трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается возводить любые постройки и сооружения.

Учитывая характер выявленных нарушений, комплекс мероприятий, которые необходимо провести для их устранения, исходя из принципа разумности и справедливости, исполнимости судебного акта и соблюдая баланс интересов сторон, суд полагает возможным обязать ответчика устранить нарушение охранной зоны и зоны минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск» путем сноса за свой счет расположенных в пределах охранной зоны и зоны минимально допустимых расстояний указанного магистрального нефтепровода (в пределах 150 м от оси магистрального нефтепровода) на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> строений в виде забора и жилого дома, назначение жилое, 2х -этажный, общей площадью <данные изъяты>.м., имеющего адрес (местонахождение) <адрес> «Б»-7 (кадастровый номер здания <данные изъяты>), а также запретить ответчику возводить любые постройки и сооружения на указанном земельном участке без согласия собственника магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск».

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Таким образом, с Водолазского А.А. в пользу АО «Транснефть - Западная Сибирь» следует взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Акционерного общества «Танснефть – Западная Сибирь» к Водолазскому Александру Андреевичу об устранении нарушения зоны минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода – удовлетворить.

Обязать Водолазского Александра Андреевича устранить нарушения охранной зоны магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск», составляющей 25 м от оси магистрального трубопровода, путем сноса за свой счет находящегося на территории земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу <адрес> «Б»-7, строения – забора.

Обязать Водолазского Александра Андреевича устранить нарушения зоны минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск», составляющей 150 м от оси магистрального трубопровода, путем сноса за свой счет находящихся на территории земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу <адрес> «Б»-7, строения – жилого дома, назначение жилое, 2х -этажный, общей площадью <данные изъяты>м., имеющего адрес (местонахождение) <адрес> «Б»-7 (кадастровый номер здания <данные изъяты>).

Запретить Водолазскому Александру Андреевичу в границе охранной зоны составляющей 25 метров от оси магистрального нефтепровода и зоны минимально-допустимых расстояний магистрального нефтепровода «Омск- Иркутск» составляющей 150 м от оси магистрального трубопровода «Омск-Иркутск» проходящих по территории земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> возводить любые постройки и сооружения без согласия собственника магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск».

Взыскать с Водолазского Александра Андреевича в пользу Акционерного общества «Танснефть – Западная Сибирь» расходы по оплате государственной пошлины, в размере <данные изъяты> рублей.

Решение также может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения (т.е. с 06.10.2017г.).

Судья: Лукашёнок Е.А.