Дело № 2-3472/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2015 года г.Копейск
Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Кузнецовой Е.В.
при секретаре Толмачевой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кротова С.В. к администрации Копейского городского округа Челябинской области о признании бездействия по изъятию земельного участка, взыскать стоимости нежилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Кротов С.В. обратился в суд с иском к администрации Копейского городского округа ( с учетом уточнений л.д.НОМЕР) о признании незаконным бездействия администрации Копейского городского округа Челябинской области, выразившееся в письме от ДАТА Обязать администрацию Копейского городского округа Челябинской области изъять для муниципальных нужд земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС, кадастровый НОМЕР. Просил взыскать рыночную стоимость нежилого помещения, общей площадью ** кв.м., находящегося по адресу: АДРЕС, принадлежащего на праве собственности Кротову С.В. в размере ** рублей и прекратить право собственности Кротова С.В. на нежилое помещение, общей площадью ** кв.м., находящееся по адресу: АДРЕС.
В обоснование иска указал, что является собственником нежилого помещения, находящегося по адресу: АДРЕС, помещение НОМЕР, площадью ** кв.м.. на основании договора купли-продажи от ДАТА Используя информационные ресурсы интернет портала www.reformagkh.ru/, истец узнал о том, что жилой дом, находящийся по адресу: АДРЕС, согласно акту обследования помещения от ДАТА и заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДАТА, дом признан аварийным и подлежащим сносу. Плановая дата сноса дома ДАТАДАТА истец обратился с письмом к ответчику с требованием заключением с ним соглашение о выкупе нежилого помещения, общей площадью ** кв.м., находящееся по адресу: АДРЕС. исходя из рыночной стоимости за ** кв.м, либо предоставить равноценное помещение. Письмом от ДАТА ответчик отказал истцу в заключении соглашения на основании ст.32 ЖК РФ. ДАТА истец повторно обратился к ответчику с письмом, в котором в соответствии с требованиями закона в области жилищного права попросил ответчика: выслать уведомление о признании дома, расположенного по адресу: АДРЕС аварийным и подлежащим сносу; принять меры по установлению срока для носа дома собственными силами, путем направления в его адрес соответствующего уведомления с требованиями; принять меры по изъятию нежилого помещения, расположенного по адресу: АДРЕС, путем выкупа. Либо предоставления равноценного по площади нежилого помещения со степенью износа в пределах нормы, общей площадью не мене ** кв.м.; предпринять меры по изъятию земельного участка, на котором расположен подлежащий сносу жилой дом, для муниципальных нужд, сообщить о сроках сноса дома. Ответчик отказал истцу в исполнении требований, указанных в письме со ссылкой на то, что переселение собственником жилых помещений происходит на основании областной адресной программы от ДАТАНОМЕР, которая не предусматривает выплату компенсаций собственникам нежилых помещений. Истец не может использовать свое имущество по назначению, так как здание дома полуразрушено и представляет угрозу жизни и здоровью граждан. Санитарное и техническое состояние дома в настоящий момент ответчиком не поддерживается, в связи с чем истец вынужден прекратить пользование нежилым помещением, принадлежащим ему на праве собственности. Жильцы дома переселены в новые дома. В связи со сносом дома произойдет принудительное прекращение права собственности истца на него, в связи с чем истец имеет право на компенсацию стоимости принадлежащему ему на праве собственности помещения. Ответчик в силу закона обязан изъять земельный участок для муниципальных нужд под домом, снести дом. Выплатить истцу компенсацию стоимости нежилого помещения. Ответчик не предпринял мер по изъятию земельного участка, не принял соответствующего постановления. Истцом была сделана оценка рыночной стоимости помещения, согласно отчету об оценке НОМЕР от ДАТА, рыночная стоимость помещения составляет ** рублей.
Истец Кротов С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, просит дело рассмотреть без его участия.
Представитель Кротова С.В. по доверенности Косых Т.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Копейского городского округа Челябинской области по доверенности Руденко Г.Р. исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку срок сноса многоквартирного дома не наступил. Решение или распоряжение не принято, то требование об изъятии и выкупе не подлежат удовлетворению. Компенсация для собственников нежилых помещений не предусмотрена.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Судом установлено, что Кротов С.В. является собственником нежилого помещения НОМЕР, общей площадью ** кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, кадастровый НОМЕР. Данные обстоятельства подтверждаются договором купли-продажи, свидетельством о государственной регистрации права (л.д.НОМЕР).
Заключением Межведомственной комиссией администрации Копейского городского округа Челябинской области от ДАТА многоквартирный жилой дом АДРЕС был признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.НОМЕР).
На основании Постановления администрации Копейского городского округа Челябинской области НОМЕР от ДАТА многоквартирный дом АДРЕС признан аварийным и подлежащим сносу; установлен срок его расселения граждан до ДАТА Так же данным Постановлением предусмотрено о принятии в муниципальную собственность и включении жилых помещений, предоставляемые гражданам, переселяемым из аварийных домов, в реестр муниципальной собственности Копейского городского округа после регистрации права муниципальной собственности; заключении о соглашений о предоставлении жилых помещений с собственниками жилых помещений, расположенных в расселяемых аварийных домах; направлении копии соглашений о предоставлении жилых помещений с собственниками жилых помещений в отделе жилищной политики управления жилищно-коммунального хозяйства; организации выполнение работ по сносу аварийных домов после расселения и исключении их и реестра муниципальной собственности Копейского городского округа.
Установлено, что распоряжение администрацией городского округа об изъятии земельного участка граждан, которые стали участниками программы «Переселение в 2013-2017 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области, не принималось, что подтверждается ответом (л.д.НОМЕР).
На территории Копейского городского округа действует областная адресная программа, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от ДАТАНОМЕР, по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области на ** г.г.
Многоквартирный АДРЕС в АДРЕС был включен в вышеуказанную областную адресную программу.
Согласно подпункту 5 пункту 20 Программы предусмотрена организация работ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и обеспечению переселения граждан в предельно сжатые сроки для минимизации издержек по содержанию аварийных домов и сроков для включения освобождающихся земельных участок в хозяйственный оборот.
ДАТА Кротов С.В. обратился в администрацию Копейского городского округа с заявлением о необходимости выслать уведомление о признании дома, расположенного по адресу: АДРЕС аварийным и подлежащим сносу; принять меры по установлению срока для носа дома собственными силами, путем направления в его адрес соответствующего уведомления с требованиями; принять меры по изъятию нежилого помещения, расположенного по адресу: АДРЕС, путем выкупа. Либо предоставления равноценного по площади нежилого помещения со степенью износа в пределах нормы, общей площадью не мене ** кв.м.; предпринять меры по изъятию земельного участка, на котором расположен подлежащий сносу жилой дом, для муниципальных нужд, сообщить о сроках сноса дома.
ДАТА администрацией Копейского городского округа Челябинской области был дан ответ Кротову С.В. о том, что в соответствии со ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в адресной программе не предусматривается возмещение, выкуп, предоставление иного помещения собственникам нежилых помещений, расположенных в расселяемых аварийных домостроениях, и было отказано в заключении соглашения о выкупе нежилого помещения, общей площадью ** кв.м. по адресу: АДРЕС.
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в частности, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка на основании ст. 239 Гражданского кодекса (ст. 235 Гражданского кодекса).
Согласно ч.3 статья 56.2. Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Согласно п. 4 ч.2 статья 56.3. Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Правовые последствия признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции для собственников нежилых помещений в многоквартирном жилом доме законодательством прямо не урегулированы.
Согласно ч.1,2 ст.32 Жилищного кодекса РФ ( в редакции от 31 декабря 2014 года) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан), и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
К порядку возмещения за жилое помещение в аварийном многоквартирном доме в этом случае применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В связи с введением в действие с 01 апреля 2015 года Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ, часть 3 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, предусматривающая государственную регистрацию решения об изъятии жилого помещения, утратила силу.
В то же время, в силу ч.2 ст.32 Жилищного кодекса РФ изъятие жилого помещения осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка.
Часть 2 ст.279 Гражданского кодекса РФ предусматривает в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
Так, согласно ст.6.1. ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ( в редакции от 31.12.2014 г.), при поступлении в орган по государственной регистрации решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд запись об этом вносится в Единый государственный реестр прав в случаях и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. Данная запись подлежит исключению из Единого государственного реестра прав государственным регистратором по истечении трех лет со дня принятия такого решения.
С момента государственной регистрации решения соответствующего органа об изъятии земельного участка в Государственный кадастр недвижимости могут вноситься сведения об изменении вида разрешенного использования (или категории земель) в целях использования участка в будущем для государственных или муниципальных нужд (ч. 3.1 ст. 20 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Таким образом, регистрация решения об изъятии земельного участка и жилого помещения, расположенного на нем, является одним из этапов процедуры изъятия, которая должна быть соблюдена лицом, принявшим решение об изъятии.
Вместе с тем, доказательств правомерности бездействия по непринятию решений об изъятии земельного участка и жилого помещения истца, по окончании сроков, установленных собственникам дома для отселения и сноса дома, суду не представлено.
Согласно ч. 2 статья 56.8. Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Судом не установлено, а ответчиком не представлено доказательств о совершении Администрацией КГО предусмотренных изложенными выше нормами законодательства действий по изъятию земельного участка с нежилым помещением для муниципальных нужд.
Ввиду того, что спорное помещение находится на первом этаже многоэтажного здания и самостоятельное осуществление его сноса без сноса всего здания не представляется возможным.
Земельный участок, площадью ** кв.м., под многоквартирным жилым домом по адресу: АДРЕС с разрешенным использованием: для эксплуатации многоквартирного жилого дома, сформирован и поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый номер НОМЕР, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке (л.д.НОМЕР).
В силу принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта, помещение истца должно быть изъято ответчиком в том же порядке, что и земельный участок. Неисполнение ответчиком обязанностей, установленных законом, лишает истца гарантий на защиту частной собственности, предусмотренных Конституцией РФ.
Из ответа ООО «НАЗВАНИЕ» следует, что в связи с расселением дома по адресу: АДРЕС поставки тепловой энергии в данный дом осуществляться не будут ( жилицы, выезжая, разобрали систему отопления) (л.д.НОМЕР).
Согласно отчетка об оценке ООО «НАЗВАНИЕ» рыночная стоимость нежилого помещения – аптеки, общей площадью ** кв.м. составляет ** рублей. Данная оценка наиболее точно отражает рыночную стоимость изымаемого жилого помещения, оснований не доверять данной оценки у суда не имеется, поскольку составлено в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности, содержит объективные данные об исследуемом оценщиком объекте недвижимости (л.д.НОМЕР).
На основании изложенного суд пришел к следующему, поскольку решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, на котором расположен многоквартирный дом, а также спорного нежилого помещения, в установленном законом порядке не принято, что свидетельствует о бездействии администрации Копейского городского округа и влечет нарушение прав Кротова С.В., так как он не может использовать нежилое помещение по назначению, поэтому необходимо обязать администрацию Копейского городского округа Челябинской области изъять для муниципальных нужд земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС и взыскать с администрации Копейского городского округа стоимость нежилого помещения в размере ** рублей, прекратить право собственности Кротова С.В. на нежилое помещение, общей площадью ** кв.м., находящееся по адресу: АДРЕС.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействия администрации Копейского городского округа Челябинской области по не принятию мер для изъятия земельного участка.
Обязать администрацию Копейского городского округа Челябинской1 области изъять для муниципальных нужд земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС, кадастровый номер НОМЕР.
Взыскать с администрации Копейского городского округа Челябинской области в пользу Кротова С.В. рыночную стоимость нежилого помещения – магазина, помещение НОМЕР, расположенного в доме АДРЕС в размере ** рублей.
Прекратить право собственности Кротова С.В. на нежилое помещение НОМЕР, общей площадью ** кв. м, расположенное по адресу: АДРЕС.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд через Копейский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.В.Кузнецова