ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-353 от 10.10.2011 Боханского районного суда (Иркутская область)

                                                                                    Боханский районный суд Иркутской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Боханский районный суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Бохан Боханского района 10 октября 2011 года

Боханский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Николаевой Л. А., при секретаре Шадановой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-353/2011 по исковому заявлению прокурора Боханского района в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к  о проведении аттестации рабочих мест согласно штатному расписанию на **/**/**,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Боханского района в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к  об обязании проведения аттестации рабочих мест, согласно штатному расписанию на **/**/**, указав, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований охраны труда, выразившиеся в отсутствии аттестации рабочих мест по условиям труда. Установлено, что основным видом деятельности  являются: торговля, производственная, заготовительная и иная предпринимательская деятельность (статья 2 Устава ).

Председателем Совета  является С. (согласно протоколу отчетного выборного собрания представителей  от **/**/**).

По состоянию на **/**/** среднесписочная численность работников  составляет 49 человек, в том числе 43 женщины.

Вместе с тем в ходе проверки установлено, что аттестация рабочих мест до настоящего времени не проведена.

Статья 37 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину РФ право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия на каждом рабочем месте, безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществления технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.

Согласно Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 г. № 569 аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях обоснования льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, включения в трудовой договор условий труда работников, применения мер воздействия к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда, рассмотрения вопроса о прекращении эксплуатации производственных участков и оборудования. При аттестации рабочих мест проводится оценка условий труда, оценка травмобезопасности оборудования и приспособлений. При этом учитывается обеспеченность работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также эффективность этих средств. При аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы, тяжесть и напряженность труда. Отсутствие аттестации рабочих мест впоследствии может лишить права работников, работающих на предприятии, уволенных, вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда, в том числе на получение досрочной пенсии. Не проведение аттестации рабочих мест также ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц -возможных работников данного предприятия, т.е. затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц - всего населения города. Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, поскольку в результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте могут работать разные лица. Проведение аттестации призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. Кроме того, в случае причинения в результате несчастного случая на производстве вреда жизни и здоровью работника затрагиваются законные интересы неограниченного круга членов его семьи, которые в результате не обеспечения безопасных условий труда могут потерять кормильца либо утратить часть совокупного дохода. Отсутствие аттестации рабочих мест на данном предприятии противоречит интересам государства. Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации соблюдение прав и свобод человека является обязанностью государства. В соответствии со ст. 210 Трудового кодекса РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

Таким образом, в  не обеспечено право работников на безопасные, соответствующие нормам закона, условия труда.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального Закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии с ч. 4 ст. 353 Трудового кодекса РФ на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Прокурор Боханского района просит обязать  провести аттестацию рабочих мест, согласно штатному расписанию на **/**/** год в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения.

В судебном заседании представитель истца - прокурора Боханского района Иркутской области - старший помощник прокурора Боханского района Забанова Л.И., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала, суду пояснила, что аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Отсутствие аттестации рабочих мест впоследствии может лишить права работников, работающих на предприятии, уволенных, вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда, в том числе на получение досрочной пенсии. Проверка исполнения трудового законодательства в  инспектором инспекции труда У. была проведена по указанию прокурора Боханского района. По итогам проведенной проверки инспектором У. был составлен Акт проверки № от **/**/**, где не были указаны выявленные нарушения в части не проведения аттестации рабочих мест, в связи с чем был составлен У. второй Акт проверки за № от **/**/**, где были отражены, что в  аттестация рабочих мест не проведена. Со вторым Актом проверки ответчик был ознакомлен, что подтверждается в Акте его подписью. Ответчик указывает, что  самостоятельно провел аттестацию, однако это не так. Аттестация рабочих мест проводится в соответствии с Приказом от **/**/** №н, вступившим в силу **/**/**, согласно которому аттестация проводится совместно работодателем и аттестующей организацией, привлекаемой работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера, в связи с чем факт не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в  установлен Актом № от **/**/** С данным Актом ответчик был ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись. На основании изложенного просит обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию на **/**/** до **/**/**

В судебном заседании директор  Саркисов С.Г., действующий на основании Устава, исковые требования прокурора Боханского района не признал, просил в удовлетворении требований истца отказать, пояснив суду, что на основании распоряжения № от **/**/** государственной инспекцией была проведена проверка соблюдения законодательства по охране труда в  и составлен Акт от **/**/** В данном Акте такое нарушение законодательства о труде, как отсутствие проведения аттестации рабочих мест не указано, т.к. при проверке инспектору были представлены ведомственные документы по аттестации. Второй Акт проверки от **/**/** № был составлен с нарушениями: Акт был составлен не по месту проведения проверки, а в прокуратуре Боханского района. При ознакомлении со вторым Актом он обнаружил, что в Акте добавлен п.5, где отражено, что  не проведена аттестация рабочих мест. Он с этим нарушением не согласен, т.к. аттестацию рабочих мест комиссия  провела в начале 2011г., о чем свидетельствуют пакет документов, который во время проведения проверки были представлены инспектору У. Он претензий к документам не имел. В адрес прокуратуры информация о том, что  своими силами провела аттестацию, была представлена. Однако им сообщили, что аттестация проводится с привлечением аттестующей организации, с чем он не согласен. Порядок проведения аттестации рабочих мест от **/**/** №, раздел 2 п.10 и раздел 7 дает право организации не привлекать аттестующую организацию. Рабочие места в , как и сама организация, по классификации не относится к вредному производству. Результатом любой проверки является Акт. В данном случае составлены два Акта, два предписания, от одной даты, за одним номером, но с разными требованиями. Второй Акт был представлен ему прокуратурой Боханского района, а не инспектором, о чем свидетельствует отсутствие его подписи в экземпляре инспектора.

Суд, заслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, пришел к выводу исковые требования прокурора Боханского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованные лица вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Способ защиты нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов избирается обратившимся лицом.

В п. 1 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, которые в силу статьи 2 Конституции Российской Федерации являются высшей ценностью и их правовая защита - обязанность государства.

Таким образом, прокурор Боханского района правомерно обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.37 Конституции Российской Федерации, каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работнику работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со ст. 219 Трудового Кодекса РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

В силу ст. 210 Трудового Кодекса РФ некоторыми из основных направлений государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Статья 212 Трудового кодекса РФ включает в себя ряд обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а именно: работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Согласно действующему на момент подачи в суд искового заявления Порядку о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007г. № 569, аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

При этом согласно п. 5 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливается исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет. Согласно же п.10 Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011г. № 342н, вступившего в силу 01.09.2011г., утвержден новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно п. 6, указанного Порядка обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

Аттестующая организация - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Из анализа норм Положений о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденных как ранее действовавшим Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007г № 569, так и действующим с 01.09.2011г. Приказом от 26.04.2011г. № 342н, следует, что аттестация рабочих мест проводится аттестующей организацией, прошедшей соответствующую аккредитацию.

Согласно акту проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащие нормы трудового права от **/**/** № в  были выявлены нарушения: а именно: ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации, п.2,1,3 постановления 1/29 Минтруда, Минобразования от **/**/** п. 7.1.5, приложения №4 ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда» в журнале регистрации вводного инструктажа полностью не указаны имя, отчество инструктируемых работников; статья 57 Трудового кодекса РФ в трудовых договорах работников не указаны фамилия, имя, отчество работника, сведения о документах, удостоверяющих личность работника, ИНН налогоплательщика; ч.1 ст. 67 Трудового кодекса РФ получение работником экземпляра трудового договора не подтверждено подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя; ч.3 ст. 68 ТК РФ работники не ознакомлены под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка; приказ № 569 от 31.08.2007г. Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» не организовано проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, т.е. не создана комиссия, не определены сроки и не составлены графики; не составлен полный перечень рабочих мест организации; не составлена карта аттестации рабочего места по условиям труда; не составлены ведомости рабочих мест подразделения организации и результатов их аттестации по условиям труда; не составлена сводная ведомость рабочих мест подразделения организации и результатов их аттестации по условиям труда; не составлен план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда; не оформлен протокол заседания аттестационной комиссии по результатам завершении; не издан приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов. Результаты аттестации рабочих мест не оформляются в виде пакета документов, содержащего: приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, приложения № 1,2,6,7,8,9, копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией ( в случае ее привлечения) и приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов. В нарушение п. 46 приказа № 569 от 31.08.2007г. Минздравсоцразвития РФ Боханский райпотребсоюз не направил: перечень рабочих мест (приложение№1), ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда(приложение №6) и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда(приложение№7), включая информацию согласно приложению № 10 к настоящему Порядку в государственную инспекцию труда.

Таким образом, проведенной **/**/** проверкой были выявлены нарушения законодательства по охране труда, выразившегося в не проведении аттестации рабочих мест в .

Данные обстоятельства в судебном заседании подтвердил допрошенный в качестве свидетеля инспектор  У., пояснивший суду, что **/**/** он проводил проверку в  по исполнению законодательства по охране труда в соответствии с поручением прокуратуры Боханского района. По результатам проверки был составлен Акт, в котором он не отразил нарушения, выразившиеся в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, в связи с чем он составил второй Акт с указанием нарушений, связанных с аттестацией, т.к. на момент проверки аттестация проведена не была. Пакет документов, которые ответчик представил суду, на момент проверки ответчиком ему представлено не было.

Поскольку аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а  в нарушении приведенных норм не провел аттестацию рабочих мест по условиям труда, то не проведение аттестации рабочих мест согласно штатного расписания на **/**/** год работников  нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи, с чем заявление прокурора Боханского района, в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц, к  о возложении обязанности по организации и проведению аттестации рабочих мест согласно штатного расписания на **/**/**, обоснованно и подлежит удовлетворению.

Суд не может согласиться с доводами ответчика, что аттестация рабочих мест по условиям труда в  была проведена, поскольку согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011г. № 342н, аттестацию проводят совместно работодатель и аккредитованная организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации. Как следует из пояснений ответчика, указанная организация работодателем привлечена не была.

Доводы ответчика о том, что второй Акт проверки от **/**/** № составлен в прокуратуре Боханского района, нашли свое подтверждение, однако составление Акта не по месту проверки не влечет собой признания данного Акта незаконным, поскольку Акт составлен должностным лицом, а именно У., который пояснил суду, что второй Акт является дополнительным, т.к. в первом Акте он упустил указание на не проведение  аттестации рабочих мест по условиям труда, в связи с чем не противоречит первому Акту за тем же номером и от той же даты.

Суд, исследовав представленные суду документы ответчиком, пришел к выводу, что данные документы не могут являться доказательствами того, что  проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, поскольку ответчиком не привлечена аккредитованная организация, не заключен с указанной организацией договор.

Неправильное указание в тексте искового заявления (Устав ) наименования  не является существенным нарушением требований ст. 131 ГПК РФ, поскольку по иску ответчиком признан .

По делу установлено, что в  среднесписочная численность работников  составляет 49 человек, из них 43 женщин, среди которых рабочие места подлежат аттестации и не аттестованные, чем существенно нарушаются трудовые права работников на безопасные условия труда, что может повлечь за собой негативные последствия, в связи с чем суд пришел к выводу, что требования истца обоснованны.

В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости обязать ответчика принять меры по устранению нарушений законодательства в сфере охраны труда, до **/**/**.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от которой истец освобожден, взыскиваются с ответчика в доход государства пропорционально удовлетворенной части исковых требований. По данной категории дел, на основании п. 9 части 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход государства.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.19 НК Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче искового заявления неимущественного характера организации уплачивают государственную пошлину в размере 4000 рублей.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Боханского района в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к  об обязании проведения аттестации рабочих мест по условиям труда согласно штатному расписанию на **/**/** удовлетворить.

Обязать  провести аттестацию рабочих мест по условиям труда согласно штатному расписанию на **/**/** год в срок до **/**/**.

Взыскать с  в доход государства государственную пошлину в сумме 4000 рублей (четыре тысячи рублей).

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Боханский районный суд в течение 10 суток со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13 октября 2011г.

Судья Боханского районного суда Л.А.Николаева