ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3548/2017 от 20.11.2017 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

ДД.ММ.ГГГГ года

Дело

город Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Кириленко Е.А.,

секретарь судебного заседания Муругова А.С.,

при участии: представителя прокуратуры – Ковалевской В.В.,

представителей третьего лица Департамента сельского хозяйства города Севастополя: Рудик О.С., Свеженцева В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Гагаринского района города Севастополя, в интересах неопределенного круга лиц, к ИП Дук Владимиру Викторовичу, третьи лица: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, Департамент сельского хозяйства города Севастополя, о понуждении устранить нарушения,

у с т а н о в и л:

в ДД.ММ.ГГГГ года Прокурор Гагаринского района города Севастополя, в интересах неопределенного круга лиц обратился с исковым заявлением к ИП Дук Владимиру Викторовичу, о понуждении устранить нарушения. Просит: обязать индивидуального предпринимателя Дука Владимира Викторовича (<данные изъяты> устранить нарушения требований технических регламентов «Безопасность аттракционов. Оборудование надувное игровое» и «Оборудование надувное игровое. Требования безопасности при эксплуатации» при эксплуатации надувного батута - горки «<данные изъяты> а именно: оформить внутреннюю эксплуатационную документацию установленного образца, которая необходима для подтверждения процедур эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования (журнал учета ежедневного допуска аттракциона к эксплуатации, журнал учета технического обслуживания и ремонта аттракциона, журнал администратора); обеспечить аттестацию работников, отвечающих за безопасную эксплуатацию аттракциона; обеспечить ведение журнала, в котором отражаются результаты сборки, установки и проверок после установки оборудования; обеспечить ограждение оборудования или иные средства ограничения доступа, которые могут потребоваться для организации и обеспечения зон безопасности и их обозначения; безопасности при входе и выходе; порядка в очереди; безопасности зрителей, стоящих в очереди в ожидании посещения оборудования или наблюдающих за работой оборудования; безопасного прохода посетителей и персонала; обработать или заделать концы канатов способами, исключающими их расплетение; обеспечить под установку оборудования ровную поверхность площадки; обеспечить до начала эксплуатации фиксацию каждого узла крепления оборудования; установить информационные таблички, содержащие информацию о разрешении на эксплуатацию аттракциона; об ограничениях пользования аттракционом, в том числе с использованием пиктограмм; правила пользования аттракционом для посетителей; об адресах и телефонах экстренных служб; обеспечить сборку изделия нитками частотой <данные изъяты> стежков на <данные изъяты> мм строчки; установить информационную табличку непосредственно на надувном оборудовании со стороны входа, содержащую сведения о наименовании и заводском номере оборудования); обязать индивидуального предпринимателя Дука Владимира Викторовича (<данные изъяты>) устранить нарушения требований постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Временного положения о надзоре за безопасной эксплуатацией и порядке регистрации аттракционов в городе Севастополе» в части получения талона (допуска) на ежегодную (сезонную) эксплуатацию аттракциона - надувного батута - горки «<данные изъяты>»; приостановить эксплуатацию на территории города Севастополя аттракциона - надувного батута - горки «<данные изъяты>» до устранения индивидуальным предпринимателем Дуком Владимиром Викторовичем (<данные изъяты>) нарушений требований технических регламентов и получения талона (допуска) на ежегодную (сезонную) эксплуатацию аттракционов.

Обращение прокурора в суд вызвано тем, что выявленные в ходе проверки несоблюдение технических регламентов при эксплуатации аттракционов, а также эксплуатация аттракционного оборудования без получения талона (допуска), могут угрожать жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. Осуществление деятельности без соблюдения этих правил в свою очередь свидетельствует о наличии угрозы для жизни и здоровья граждан в случае продолжения эксплуатации спорных аттракционов.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представители третьего лица также полагали иск подлежащим удовлетворению.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, установив обстоятельства в деле, оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что Прокуратурой Гагаринского района города Севастополя проведена проверка исполнения требований законодательства в области безопасной эксплуатации детских аттракционов на территории Гагаринского района города Севастополя.

Установлено, что индивидуальным предпринимателем Дуком Владимиром Викторовичем (<данные изъяты>), на основании договора об участии в затратах на содержание объекта благоустройства пляж «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № 28, в <адрес> города Севастополя на земельном участке в границах территории пляжа «<данные изъяты>» организована деятельность по предоставлению населению услуг развлекательного характера, в том числе посредством эксплуатации, принадлежащим на праве собственности последнему, пневматического детского аттракциона с постоянной подкачкой воздушным насосом - надувной батут – горка «<данные изъяты>».

Проверкой установлено, что индивидуальным предпринимателем Дуком В.В. не выполняются требования действующего законодательства в части обеспечения безопасности при эксплуатации надувного батута – горки «<данные изъяты>».

Так, определение категории «безопасность товаров, работ и услуг» законодатель раскрывается в преамбуле Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» (далее – Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1) как безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Кроме того, ст. 7 Закона Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 установлено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

В свою очередь, безопасность определяется как отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде при обычных условиях использования, хранения, транспортировки, утилизации товара (результата работы) или в процессе работы (оказания услуги).

Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом.

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ) – безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лици т.д., а понятие «риск» - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

Согласно положений ст. 3 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами применения единых правил установления требований к продукции или продукции и связанным с требованиями к продукции процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.

В соответствии с Федеральным законом 27.12.2002 № 184-ФЗ приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.12.2009 № 663-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 53487-2009 «Безопасность аттракционов. Оборудование надувное игровое», который регулирует, в том числе, отношения, возникающие при применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам монтажа, наладки, эксплуатации, выполнению работ или оказанию услуг.

ГОСТ Р 55515-2013 «Оборудование надувное игровое. Требования безопасности при эксплуатации» утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.08.2013 № 542-ст.

Разделом 1 ГОСТ Р 55515-2013 установлено, что настоящий стандарт распространяется на оборудование надувное игровое, разработанное и изготовленное в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53487-2009; определяет мероприятия, относящиеся к рискам, связанным с использованием по назначению оборудования при его эксплуатации, и требования по их минимизации для посетителей, зрителей и персонала.

В разделе 3 ГОСТ Р 55515-2013 закреплены основные термины и определения, используемые в данном стандарте.

Так, в соответствии с п. 3.13 ГОСТ Р 55515-2013 под «эксплуатантом» понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющее надувным оборудованием на правах собственности (на условиях аренды или ином законном основании), использующее указанное оборудование для предоставления услуг физическим лицам (посетителям), несущее ответственность за безопасность посетителей, зрителей и персонала, и выполнение требований правовой, нормативно-технической и эксплуатационной документации.

Эксплуатация оборудования должна обеспечивать безопасность посетителей, зрителей, персонала в течение всего периода его использования по назначению при выполнении эксплуатантом требований и рекомендаций, установленных в эксплуатационной документации (п. 4.2 ГОСТ Р 55515-2013).

В свою очередь в п. 4.3 ГОСТ Р 55515-2013 закреплено, что при эксплуатации должны быть исключены или минимизированы опасности и сопутствующие им риски и обеспечена защита посетителей, зрителей и персонала, в том числе, от: падения; ошибок посетителей, зрителей и персонала или нарушений ими правил эксплуатации оборудования.

Согласно инструкции по эксплуатации, надувной батут – горка «<данные изъяты> - это надувное игровое оборудование, представляющее собой наполненную воздухом конструкцию (с оградительными перилами, столбами) в виде батутной ровной плоскости или горки, где посетители могут прыгать, лазать, подниматься и спускаться-скользить.

Таким образом, на индивидуальном предпринимателе Дуке В.В., как на эксплуатанте надувного батута – горки «<данные изъяты>», лежит обязанность по выполнению требований указанных выше стандартов, и, соответственно, по принятию мер по снижению рисков причинения вреда посетителям, зрителям и персоналу надувного игрового оборудования.

В ходе проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем Дуком В.В. не осуществляется должный контроль за соответствием надувного батута – горки «<данные изъяты>» при его эксплуатации требованиям безопасности, нарушаются требования к операторам, эксплуатационной документации и документальному оформлению процедур эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования, что является нарушением требований государственных стандартов к безопасности эксплуатации надувного оборудования.

Так, надувной батут – горка «<данные изъяты>» индивидуальным предпринимателем Дук В.В. эксплуатируется в нарушение: раздела 5 ГОСТ Р 55515-2013 – отсутствует внутренняя эксплуатационная документация установленного образца, которая необходима для подтверждения процедур эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования (журнал учета ежедневного допуска аттракциона к эксплуатации, журнал учета технического обслуживания и ремонта аттракциона, журнал администратора); раздела 6 ГОСТ Р 55515-2013 – эксплуатируется без аттестованных работников, отвечающих за безопасную эксплуатацию аттракциона (работники прошедшие соответствующую подготовку, стажировку и аттестацию, в том числе аттестацию на группу II по электробезопасности отсутствуют); требований п. 7.13 ГОСТ Р 55515-2013 – к документальному оформлению процедур сборки, установки и проверок после установки оборудования (отсутствует соответствующий журнал); требований п. 7.5.1 ГОСТ Р 55515-2013 – отсутствует ограждение или иные средства ограничения доступа; требований 7.9.4 ГОСТ Р 55515-2013 – концы швартовочных элементов не соответствуют требованиям, имеются признаки расплетения каната; требований п. 7.4.1 ГОСТ Р 55515-2013 – поверхность площадки под установку оборудования не ровная; требований п. 7.5.1 ГОСТ Р 55515-2013 – оборудование не имеет ограждение или иных средств ограничения доступа, которые потребуются для организации и обеспечения зон безопасности и их обозначения; безопасности при входе и выходе; порядка в очереди; безопасности зрителей, стоящих в очереди в ожидании посещения оборудования или наблюдающих за работой оборудования; безопасного прохода посетителей и персонала; требований п. 7.8 ГОСТ Р 55515-2013 – фиксация указанных батутов не соответствует требованиям в части крепления оборудования (имеются места где отсутствует фиксация аттракционного оборудования с почвой); требований п. 4.7 ГОСТ Р 53130-2008 «Безопасность аттракционов. Общие требования» – отсутствуют информационные таблички, содержащие информацию о разрешении на эксплуатацию аттракциона; об ограничениях пользования аттракционом, в том числе с использованием пиктограмм; правила пользования аттракционом для посетителей; об адресах и телефонах экстренных служб; требований п. 4.1.2.3 ГОСТ Р 53487-2009 «Безопасность аттракционов. Оборудование надувное игровое» – в части сборки изделий нитками, которая должна быть произведена с частотой 20стежков на 100 мм строчки; требований п. 6.2 ГОСТ Р 53487-2009 – к маркировке (отсутствует информационная табличка непосредственно на надувном оборудовании со стороны входа, содержащая сведения о наименовании и заводском номере оборудования).

Таким образом, невыполнение индивидуальным предпринимателем Дуком В.В. требований ГОСТ Р 53130-2008, ГОСТ Р 53487-2009, ГОСТ Р 55515-2013 в части обеспечения безопасности при эксплуатации надувного батута – горки «<данные изъяты>» создает угрозу причинения вреда здоровью и жизни детей, посетителей, зрителей и персоналу оборудования.

Кроме того, аттракционная техника, в соответствие со ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, является источником повышенной опасности.

В связи с тем, что эксплуатация аттракционной техники связана с повышенным риском для жизни и здоровья граждан, пользующихся услугами аттракционов, государство вправе осуществлять правовое регулирование правил их эксплуатации в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.

В целях предупреждения аварий и несчастных случаев на аттракционах, эксплуатируемых на территории города Севастополя, и в связи с отсутствием федерального регулирования в области осуществления надзорных функций за техническим состоянием аттракционной техники в городе Севастополе в процессе ее использования, постановлением Правительства города Севастополя от 13.11.2015 № 1057-ПП (ред. от 29.09.2016) утверждено Временное положение о надзоре за безопасной эксплуатацией и порядке регистрации аттракционов в городе Севастополе.

Согласно п. 1.3 Временного положения, основной задачей надзора является осуществление уполномоченным органом исполнительной власти города Севастополя надзорных функций за аттракционной техникой в части обеспечения ее безопасности для жизни и/или здоровья физических лиц, а также соблюдения правил ее безопасной эксплуатации, установленных техническими регламентами и другими документами в этой области.

В силу п. 1.2 Временного положения, регистрацию аттракционной техники, надзор за ее техническим состоянием и безопасной эксплуатацией осуществляет Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Департамента сельского хозяйства города Севастополя

В соответствии с п. 2.1 Временного положения, инспекция в целях реализации возложенных задач осуществляет, в том числе: надзор за техническим состоянием аттракционной техники в процессе ее эксплуатации, а также за соблюдением требований и норм безопасности для жизни и здоровья физических лиц; выдачу талонов (допусков) на ежегодную (сезонную) эксплуатацию аттракционов.

В соответствии с разделом 6 Временного положения, эксплуатация аттракциона на территории города Севастополя без талона (допуска) на эксплуатацию аттракциона, выданного Государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Департамента сельского хозяйства города Севастополя, не допускается.

Надувной батут – горка «Чемпион ГБЧ-5» относится к видам аттракционов, на которые распространяется действие Временного положения.

Таким образом, индивидуальный предприниматель Дук В.В. для эксплуатации надувного батута – горка «<данные изъяты> на территории города Севастополя перед началом ежегодной (как правило, сезонной) эксплуатации должен был получить талон (допуск) на ежегодную (сезонную) эксплуатацию аттракциона (далее - талон (допуск). Эксплуатация аттракциона без талона (допуска) не допускается.

Следовательно, отсутствие такого талона (допуска) у эксплуатанта аттракциона означает отсутствие подтверждения со стороны уполномоченных органов государственной власти безопасности эксплуатации такого аттракциона.

Кроме того, в соответствии с п. 1.6 Временного положения владельцы (арендаторы) аттракционов обязаны обеспечить безопасную эксплуатацию аттракционов в соответствии с требованиями безопасности и контроля за техническим состоянием аттракционной техники в процессе использования.

Учитывая изложенное, индивидуальным предпринимателем Дуком В.В. аттракцион (надувной батут – горка «<данные изъяты>») эксплуатируется как с нарушением требований технических регламентов, так и без получения талона (допуск) на ежегодную (сезонную) эксплуатацию аттракциона, что, безусловно, создает опасность причинения вреда для жизни и/или здоровья граждан.

Между тем такая угроза может возникнуть лишь в результате функционирования данных объектов.

Жизнь человека, как наивысшая ценность закреплена в Конституции Российской Федерации, кроме того, охрана жизни и здоровья детей является одним из важнейших направлений деятельности государства в целом.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав граждан, в том числе права на защиту жизни и здоровья.

В силу требований п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем является основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу.

По смыслу приведенных норм, установленные п. 1 ст. 1065 ГК РФ положения выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан, в том числе детей, являясь в соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав.

Пунктом 2 статьи 1065 ГК РФ установлено, что суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Таким образом, исходя из установленных обстоятельств по делу, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения искового заявления.

Частью первой статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина.

Руководствуясь статьями 194, 196, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковое заявление удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Дука Владимира Викторовича (<данные изъяты> устранить нарушения требований технических регламентов ГОСТ «Безопасность аттракционов. Оборудование надувное игровое» и ГОСТ Р «Оборудование надувное игровое. Требования безопасности при эксплуатации» при эксплуатации надувного батута - горки «<данные изъяты>», а именно: оформить внутреннюю эксплуатационную документацию установленного образца, которая необходима для подтверждения процедур эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования (журнал учета ежедневного допуска аттракциона к эксплуатации, журнал учета технического обслуживания и ремонта аттракциона, журнал администратора); обеспечить аттестацию работников, отвечающих за безопасную эксплуатацию аттракциона; обеспечить ведение журнала, в котором отражаются результаты сборки, установки и проверок после установки оборудования; обеспечить ограждение оборудования или иные средства ограничения доступа, которые могут потребоваться для организации и обеспечения зон безопасности и их обозначения; безопасности при входе и выходе; порядка в очереди; безопасности зрителей, стоящих в очереди в ожидании посещения оборудования или наблюдающих за работой оборудования; безопасного прохода посетителей и персонала; обработать или заделать концы канатов способами, исключающими их расплетение; обеспечить под установку оборудования ровную поверхность площадки; обеспечить до начала эксплуатации фиксацию каждого узла крепления оборудования; установить информационные таблички, содержащие информацию о разрешении на эксплуатацию аттракциона; об ограничениях пользования аттракционом, в том числе с использованием пиктограмм; правила пользования аттракционом для посетителей; об адресах и телефонах экстренных служб; обеспечить сборку изделия нитками частотой 20 стежков на 100 мм строчки; установить информационную табличку непосредственно на надувном оборудовании со стороны входа, содержащую сведения о наименовании и заводском номере оборудования).

Обязать индивидуального предпринимателя Дука Владимира Викторовича (ИНН ) устранить нарушения требований постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Временного положения о надзоре за безопасной эксплуатацией и порядке регистрации аттракционов в городе Севастополе» в части получения талона (допуска) на ежегодную (сезонную) эксплуатацию аттракциона - надувного батута - горки «<данные изъяты>».

Приостановить эксплуатацию на территории города Севастополя аттракциона - надувного батута - горки «<данные изъяты>» до устранения индивидуальным предпринимателем Дуком Владимиром Викторовичем () нарушений требований технических регламентов и получения талона (допуска) на ежегодную (сезонную) эксплуатацию аттракционов.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Дука Владимира Викторовича () в доход бюджета города Севастополя судебные расходы в размере <данные изъяты> коп.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Судья

(подпись)

Е.А. Кириленко

Мотивированное решение составлено

22 ноября 2017 года

Копия верна

Судья

Е.А. Кириленко