ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
город Севастополь Гагаринский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Кириленко Е.А., секретарь судебного заседания Муругова А.С., при участии: представителя прокуратуры – Ковалевской В.В., представителей третьего лица Департамента сельского хозяйства города Севастополя: Рудик О.С., Свеженцева В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Гагаринского района города Севастополя, в интересах неопределенного круга лиц, к ИП Дук Владимиру Викторовичу, третьи лица: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, Департамент сельского хозяйства города Севастополя, о понуждении устранить нарушения, у с т а н о в и л: в ДД.ММ.ГГГГ года Прокурор Гагаринского района города Севастополя, в интересах неопределенного круга лиц обратился с исковым заявлением к ИП Дук Владимиру Викторовичу, о понуждении устранить нарушения. Просит: обязать индивидуального предпринимателя Дука Владимира Викторовича (№) устранить нарушения требований технических регламентов ГОСТ № «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», ГОСТ Р №. «Безопасность аттракционов. Общие требования» при эксплуатации игрового комплекса «<данные изъяты>», а именно: установить информационные таблички, содержащие информацию о разрешении на эксплуатацию аттракциона; об ограничениях пользования аттракционом, в том числе с использованием пиктограмм; правила пользования аттракционом для посетителей; об адресах и телефонах экстренных служб; обеспечить устройство фундамента под покрытием игровой площадки; обеспечить защиту выступающих концов болтовых соединений, обеспечить конструкции оборудования прочность, устойчивость, жесткость и пространственная неизменяемость; установить ударопоглощающие покрытие по всей зоне приземления для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования; обязать индивидуального предпринимателя Дука Владимира Викторовича (№ устранить нарушения требований постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении Временного положения о надзоре за безопасной эксплуатацией и порядке регистрации аттракционов в городе Севастополе» в части получения талона (допуска) на ежегодную (сезонную) эксплуатацию аттракциона - игрового комплекса «<данные изъяты>»; приостановить эксплуатацию на территории города Севастополя аттракциона - игрового комплекса «<данные изъяты> до устранения индивидуальным предпринимателем Дуком Владимиром Викторовичем (№) нарушений требований технических регламентов и получения талона (допуска) на ежегодную (сезонную) эксплуатацию аттракционов. Обращение прокурора с настоящим иском в суд вызвано тем, что выявленные в ходе проверки несоблюдение технических регламентов при эксплуатации аттракционов, а также эксплуатация аттракционного оборудования без получения талона (допуска), могут угрожать жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. Осуществление деятельности без соблюдения этих правил в свою очередь свидетельствует о наличии угрозы для жизни и здоровья граждан в случае продолжения эксплуатации спорных аттракционов. В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме, настаивал на их удовлетворении. Представители третьего лица также полагали иск подлежащим удовлетворению. Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, установив обстоятельства в деле, оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Судом установлено, что Прокуратурой Гагаринского района города Севастополя проведена проверка исполнения требований законодательства в области безопасной эксплуатации детских аттракционов на территории Гагаринского района города Севастополя. Установлено, что индивидуальным предпринимателем Дуком Владимиром Викторовичем (№), на основании договора об участии в затратах на содержание объекта благоустройства пляж «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № №, в Гагаринском районе города Севастополя на земельном участке в границах территории пляжа «<данные изъяты>» организована деятельность по предоставлению населению услуг развлекательного характера, в том числе посредством эксплуатации, принадлежащего на праве собственности последнему, игрового комплекса «<данные изъяты> Проверкой установлено, что индивидуальным предпринимателем Дуком В.В. не выполняются требования действующего законодательства в части обеспечения безопасности при эксплуатации игрового комплекса «<данные изъяты> Так, определение категории «безопасность товаров, работ и услуг» законодатель раскрывает в преамбуле Закон Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» (далее – Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1) как безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). Кроме того, статьей 7 Закона Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 установлено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. В свою очередь, безопасность определяется как отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде при обычных условиях использования, хранения, транспортировки, утилизации товара (результата работы) или в процессе работы (оказания услуги). Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом. В соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ) – безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц и т.д., а понятие «риск» - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда. Согласно положений ст. 3 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами применения единых правил установления требований к продукции или продукции и связанным с требованиями к продукции процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг. В ходе проверки установлены нарушения при эксплуатации индивидуальным предпринимателем Дуком В.В. игрового комплекса «<данные изъяты> которые выражаются в следующем: в нарушение № – отсутствуют информационные таблички, содержащие информацию о разрешении на эксплуатацию аттракциона; об ограничениях пользования аттракционом, в том числе с использованием пиктограмм; правила пользования аттракционом для посетителей; об адресах и телефонах экстренных служб; в нарушение № – отсутствует фундамент под покрытием игровой площадки; в нарушение № – выступающие концы болтовых соединений не защищены; в нарушение п. 4.3.2 № – конструкцией оборудования не обеспечена прочность, устойчивость, жесткость и пространственная неизменяемость; в нарушение № – для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления не установлено ударопоглощающие покрытие. Таким образом, невыполнение индивидуальным предпринимателем Дуком В.В. требований ГОСТ № ГОСТ № в части обеспечения безопасности при эксплуатации игрового комплекса «<данные изъяты>» создает угрозу причинения вреда здоровью и жизни детей, посетителей, зрителей и персоналу оборудования. Кроме того, аттракционная техника, в соответствие со ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, является источником повышенной опасности.В связи с тем, что эксплуатация аттракционной техники связана с повышенным риском для жизни и здоровья граждан, пользующихся услугами аттракционов, государство вправе осуществлять правовое регулирование правил их эксплуатации в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан. В целях предупреждения аварий и несчастных случаев на аттракционах, эксплуатируемых на территории города Севастополя, и в связи с отсутствием федерального регулирования в области осуществления надзорных функций за техническим состоянием аттракционной техники в городе Севастополе в процессе ее использования постановлением Правительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждено Временное положение о надзоре за безопасной эксплуатацией и порядке регистрации аттракционов в городе Севастополе. Согласно п. 1.3 Временного положения, основной задачей надзора является осуществление уполномоченным органом исполнительной власти города Севастополя надзорных функций за аттракционной техникой в части обеспечения ее безопасности для жизни и/или здоровья физических лиц, а также соблюдения правил ее безопасной эксплуатации, установленных техническими регламентами и другими документами в этой области. Согласно п. 1.2 Временного положения, регистрацию аттракционной техники, надзор за ее техническим состоянием и безопасной эксплуатацией осуществляет Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Департамента сельского хозяйства города Севастополя В соответствии с п. 2.1 Временного положения, инспекция в целях реализации возложенных задач осуществляет, в том числе: надзор за техническим состоянием аттракционной техники в процессе ее эксплуатации, а также за соблюдением требований и норм безопасности для жизни и здоровья физических лиц; выдачу талонов (допусков) на ежегодную (сезонную) эксплуатацию аттракционов. В соответствии с разделом 6 Временного положения, эксплуатация аттракциона без талона (допуска) на эксплуатацию аттракциона, выданного Государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Департамента сельского хозяйства города Севастополя, не допускается. Игровой комплекс «<данные изъяты>» относится к видам аттракционов, на которые распространяется действие Временного положения. Таким образом, индивидуальный предприниматель Дук В.В. для эксплуатации игрового комплекса «<данные изъяты> перед началом ежегодной (как правило, сезонной) эксплуатации должен был получить талон (допуск) на ежегодную (сезонную) эксплуатацию аттракциона (далее - талон (допуск). Эксплуатация аттракциона без талона (допуска) не допускается. Следовательно, отсутствие такого талона (допуска) у эксплуатанта аттракциона означает отсутствие подтверждения со стороны уполномоченных органов государственной власти безопасности эксплуатации такого аттракциона. Кроме того, в соответствии с п. 1.6 Временного положения владельцы (арендаторы) аттракционов обязаны обеспечить безопасную эксплуатацию аттракционов в соответствии с требованиями безопасности и контроля за техническим состоянием аттракционной техники в процессе использования. Учитывая изложенное, индивидуальным предпринимателем Дуком В.В. аттракцион (игровой комплекс «<данные изъяты>») эксплуатируется как с нарушением требований технических регламентов, так и без получения талона (допуск) на ежегодную (сезонную) эксплуатацию аттракциона, что, безусловно, создает опасность причинения вреда для жизни и/или здоровья граждан. Между тем такая угроза может возникнуть лишь в результате функционирования данного объекта. Жизнь человека, как наивысшая ценность закреплена в Конституции Российской Федерации, кроме того, охрана жизни и здоровья детей является одним из важнейших направлений деятельности государства в целом. Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав граждан, в том числе права на защиту жизни и здоровья. В силу требований п. 1 ст. 1065 ГК Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем является основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу. По смыслу приведенных норм, установленные п. 1 ст. 1065 ГК Российской Федерации положения выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан, в том числе детей, являясь в соответствии со ст. 12 ГК Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав. Пунктом 2 статьи 1065 ГК РФ установлено, что суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Таким образом, исходя из установленных обстоятельств по делу, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения искового заявления. Частью первой статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина. Руководствуясь статьями 194, 196, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: Исковое заявление удовлетворить. Обязать индивидуального предпринимателя Дука Владимира Викторовича (ИНН № устранить нарушения требований технических регламентов ГОСТ № «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», ГОСТ № «Безопасность аттракционов. Общие требования» при эксплуатации игрового комплекса «<данные изъяты>», а именно: установить информационные таблички, содержащие информацию о разрешении на эксплуатацию аттракциона; об ограничениях пользования аттракционом, в том числе с использованием пиктограмм; правила пользования аттракционом для посетителей; об адресах и телефонах экстренных служб; обеспечить устройство фундамента под покрытием игровой площадки; обеспечить защиту выступающих концов болтовых соединений, обеспечить конструкции оборудования прочность, устойчивость, жесткость и пространственная неизменяемость; установить ударопоглощающие покрытие по всей зоне приземления для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования. Обязать индивидуального предпринимателя Дука Владимира Викторовича (ИНН №) устранить нарушения требований постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении Временного положения о надзоре за безопасной эксплуатацией и порядке регистрации аттракционов в городе Севастополе» в части получения талона (допуска) на ежегодную (сезонную) эксплуатацию аттракциона - игрового комплекса «<данные изъяты> Приостановить эксплуатацию на территории города Севастополя аттракциона - игрового комплекса «<данные изъяты>» до устранения индивидуальным предпринимателем Дуком Владимиром Викторовичем (ИНН №) нарушений требований технических регламентов и получения талона (допуска) на ежегодную (сезонную) эксплуатацию аттракционов. Взыскать с индивидуального предпринимателя Дука Владимира Викторовича (ИНН №) в доход бюджета города Севастополя судебные расходы в размере <данные изъяты> Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированное решение составлено 22 ноября 2017 года Копия верна
|