ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3560/2017 от 25.12.2017 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

«25» декабря 2017г. г.Севастополь

Гагаринский районный суд г.Севастополя в составе:

председательствующего: судьи – Матюшевой Е.П.

при секретаре – ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Гагаринского районного суда г.Севастополя гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Гагаринского района г.Севастополя к Индивидуальному предпринимателю ФИО2, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент сельского хозяйства города Севастополя, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю о запрете деятельности по эксплуатации аттракционов

установил:

Прокурор Гагаринского района г.Севастополя обратился в суд с исковыми требованиями к Индивидуальному предпринимателю ФИО2, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент сельского хозяйства города Севастополя, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю о запрете деятельности по эксплуатации аттракционов, которые уточнил в порядке статьи 39 ГПК РФ и просил обязать индивидуального предпринимателя ФИО3 (ИНН 920350015674) устранить нарушения требований технического регламента ГОСТ Р 56986-2016 «Безопасность веревочных парков. Требования безопасности при проектировании, монтаже и эксплуатации» при эксплуатации игрового спортивно-развлекательного комплекса «Веревочный парк - Остров сокровищ», а именно: произвести расчет для искусственных конструкций; обеспечить наличие эксплуатационной документации; обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 (ИНН 920350015674) устранить нарушения требований постановления Правительства Севастополя от 13.11.2015 № 1057-1111 «Об утверждении Временного положения о надзоре за безопасной эксплуатацией и порядке регистрации аттракционов в городе Севастополе», а именно:

получить талон (допуска) на ежегодную (сезонную) эксплуатацию аттракциона - игрового спортивно-развлекательного комплекса - «Веревочный парк - Остров сокровищ»;

обеспечить наличие журнала администратора - учет допусков аттракциона к эксплуатации;

организовать обучение и аттестацию работников, отвечающих за безопасную эксплуатацию аттракциона, а также обслуживающего аттракционы персонала.

Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ИНН 920350015674) эксплуатацию аттракциона - игрового спортивно-развлекательного комплекса - «Веревочный парк - Остров сокровищ» до получения талона (допуска) на ежегодную (сезонную) эксплуатацию аттракционов и устранения нарушений требований технических регламентов и временного положения о надзоре за безопасной эксплуатацией и порядке регистрации аттракционов в городе Севастополе, а именно - до произведения расчетов для искусственных конструкций; до обеспечения наличия эксплуатационной документации; до заведения журнала администратора - учет допусков аттракциона к эксплуатации; до обеспечения прохождения обучения и аттестации работников, отвечающих за безопасную эксплуатацию аттракциона, а также обслуживающего аттракционы персонала.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Гагаринского района г.Севастополя проведена проверка исполнения требований законодательства в области безопасной эксплуатации детских аттракционов на территории Гагаринского района г.Севастополя, в ходе которой установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО2 в Гагаринском районе города Севастополя на земельном участке в границах территории пляжа «Парк Победы» организована деятельность по предоставлению населению услуг развлекательного характера, в том числе посредством эксплуатации спортивно-развлекательного комплекса – «Веревочный парк - Остров сокровищ», состоящего из серии препятствий, расположенный на высоте, связанных в единую логическую цепь, объединенную общей идеей и правилами прохождения, который построен на искусственных опорах (столбах). Однако ответчиком не выполняются требования действующего законодательства в части обеспечения безопасности при эксплуатации спортивно-развлекательного комплекса - «Веревочный парк - Остров сокровищ», в связи с чем создается угроза причинения вреда здоровью и жизни детей, посетителей, зрителей и персоналу оборудования. Прокурор просит обязать ответчика произвести действия, направленные на устранения нарушений требований действующего законодательства, до устранения которых запретить эксплуатацию аттракциона.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Ответчик и ее представители возражали против удовлетворения исковых требований, просили в иске отказать.

Представители Департамента сельского хозяйства города Севастополя исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю о слушании дела извещена надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

Согласно Закону Российской Федерации от 07.02.1992. No 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» (далее - Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1) безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды это безопасность при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Кроме того, статьей 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 установлено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2002 года №184-ФЗ (ред. От 29.07.2017г. «О техническом регулировании» безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с прчиинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц и т.д. а понятие риск – вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами применения единых правил установления требований к продукции или продукции и связанным с требованиями к продукции процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.

В целях предупреждения аварий и несчастных случаев на аттракционах, эксплуатируемых на территории города Севастополя, и в связи с отсутствием федерального регулирования в области осуществления надзорных функций за техническим состоянием аттракционной техники в городе Севастополе в процессе ее использования постановлением Правительства города Севастополя от 13.11.2015 № 1057-1111 (ред. от 29.09.2016) утверждено Временное положение о надзоре за безопасной эксплуатацией и порядке регистрации аттракционов в городе Севастополе.

Согласно п. 1.3 Временного положения, основной задачей надзора является осуществление уполномоченным органом исполнительной власти города Севастополя надзорных функций за аттракционной техникой в части обеспечения ее безопасности для жизни и/или здоровья физических лиц, а также соблюдения правил ее безопасной эксплуатации, установленных техническими регламентами и другими документами в этой области.

Согласно п. 1.2 Временного положения, регистрацию аттракционной техники, надзор за ее техническим состоянием и безопасной эксплуатацией осуществляет Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Департамента сельского хозяйства города Севастополя.

В соответствии с п. 2.1 Временного положения, инспекция в целях реализации возложенных задач осуществляет, в том числе: надзор за техническим состоянием аттракционной техники в процессе ее эксплуатации, а также за соблюдением требований и норм безопасности для жизни и здоровья физических лиц; выдачу талонов (допусков) на ежегодную (сезонную) эксплуатацию аттракционов.

В соответствии с разделом 6 Временного положения, эксплуатация аттракциона без талона (допуска) на эксплуатацию аттракциона, выданного Государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Департамента сельского хозяйства города Севастополя, не допускается.

Из материалов гражданского дела следует, что прокуратурой Гагаринского района г.Севастополя с привлечением специалистов Департамента сельского хозяйства г.Севастополя проведена проверка исполнения требований законодательства в области безопасной эксплуатации детских аттракционов на территории Гагаринского района г.Севастополя, в ходе которой установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО2 в Гагаринском районе города Севастополя на земельном участке в границах территории пляжа «Парк Победы» организована деятельность по предоставлению населению услуг развлекательного характера, в том числе посредством эксплуатации спортивно-развлекательного комплекса – «Веревочный парк - Остров сокровищ», состоящего из серии препятствий, расположенный на высоте, связанных в единую логическую цепь, объединенную общей идеей и правилами прохождения, который построен на искусственных опорах (столбах).

Однако ответчиком не выполняются требования действующего законодательства в части обеспечения безопасности при эксплуатации спортивно-развлекательного комплекса - «Веревочный парк - Остров сокровищ», в связи с чем создается угроза причинения вреда здоровью и жизни детей, посетителей, зрителей и персоналу оборудования.

В соответствии с Федеральным законом 27.12.2002 № 184-ФЗ приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 28.06.2016 № 720-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 56986-2016 «Безопасность веревочных парков. Требования безопасности при проектировании, монтаже и эксплуатации», который устанавливает требования по обеспечению надлежащего уровня безопасности и качества обслуживания при эксплуатации стационарных и мобильных веревочных парков и их компонентов.

В пункте 3.1.1 ГОСТ Р 56986-2016 содержится понятие веревочного парка - это конструкция, состоящая из одного или нескольких уровней, опорных систем, и при необходимости линий страховки и (или) систем обеспечения безопасности.

Таким образом, на индивидуальном предпринимателе ФИО2, как на эксплуатанте спортивно-развлекательного комплекса - «Веревочный парк - Остров сокровищ», лежит обязанность по выполнению требований указанных выше стандартов, и, соответственно, по принятию мер по снижению рисков причинения вреда посетителям, зрителям и персоналу оборудования.

В ходе проверки установлены нарушения при эксплуатации индивидуальным предпринимателем ФИО2 спортивно-развлекательного комплекса - «Веревочный парк - Остров сокровищ», которые выражаются в следующем:

в нарушение п. 4.3.2.5 ГОСТ Р 56986-2016 - отсутствует расчет для искусственных конструкций;

в нарушение 8.5 3.1.1 ГОСТ Р 56986-2016 - отсутствует эксплуатационная документация, а именно: журнал, содержащий ежедневные эксплуатационные листы, включая проблемы, выявленные в ходе проверок при открытии и закрытии, важные события, имеющие отношение к вопросам безопасности; ежедневные листы должны храниться в течение трех лет; отчеты об инцидентах; журнал инспекции и эксплуатации СИЗ; план оценки и управления рисками, который должен быть составлен оператором веревочного парка, в случае отклонения от общих требований по надзору, оценке и управлению рисками должен быть составлен соответствующий документ; документы, подтверждающие подготовку инструктора и инструктора-спасателя; руководство по эксплуатации от производителя, план спасательных работ и экстренной эвакуации, протокол оценки дерева, последний отчет об инспекции.

- в нарушение требований Временного положения талон (допуск) на ежегодную (сезонную) эксплуатацию аттракциона ответчиком не получено.

Также в ходе проверки, установлены следующие нарушения Временного положения, допущенные индивидуальным предпринимателем ФИО2, при эксплуатации игрового спортивно-развлекательного комплекса - Веревочный парк - Остров сокровищ»:

в нарушение п. 2.2 Временного положения отсутствует журнал администратора - учет допусков аттракциона к эксплуатации;

в нарушение п. 3.4 Временного положения не организовано обучение и аттестация работников, отвечающих за безопасную эксплуатацию аттракциона, а также обслуживающего аттракционы персонала.

Таким образом, в ходе проверки установлено нарушение требований технических регламентов, в связи с чем суд соглашается с доводами истца о том, что данные нарушения создают опасность причинения вреда для жизни и /или здоровья граждан.

Жизнь человека, как наивысшая ценность закреплена в Конституции Российской Федерации, кроме того, охрана жизни и здоровья детей является одним из важнейших направлений деятельности государства в целом.

Согласно ст. 12 ГК Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав граждан, в том числе права на защиту жизни и здоровья.

В соответствии со статьей 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Ответчиком доказательств того, что запрет на эксплуатацию аттракциона до устранения ею выявленных в ходе проверки нарушений противоречит общественным интересам, суд не предоставлено. Доводы представителя ответчика об отсуствии каких0-либо угроз при эксплуатации аттракциона являются абстрактными и принятию во внимание не подлежат.

Доводы ответчика о наличии журнала администратора суд находит не состоятельными, поскольку форма журнала не соответствует приложению Ж к ГОСТ 33807-2016. Безопасность аттракционов. Общие требования. Надлежащие документы о прохождении обучения и аттестации работников, отвечающих за безопасную эксплуатацию аттракциона, а также обслуживающего аттракционы персонала суду не представлены.

Таким образом, в целях предотвращения угрозы безопасности неопределенного круга лиц, которая существует при эксплуатации аттракциона с нарушением требований технических регламентов и без получения талона (допуск) на ежегодную (сезонную) эксплуатацию, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части запрета индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ИНН 920350015674) эксплуатацию аттракциона - игрового спортивно-развлекательного комплекса - «Веревочный парк - Остров сокровищ» до получения талона (допуска) на ежегодную (сезонную) эксплуатацию аттракционов и устранения нарушений требований технических регламентов и временного положения о надзоре за безопасной эксплуатацией и порядке регистрации аттракционов в городе Севастополе, а именно - до произведения расчетов для искусственных конструкций; до обеспечения наличия эксплуатационной документации; до заведения журнала администратора - учет допусков аттракциона к эксплуатации; до обеспечения прохождения обучения и аттестации работников, отвечающих за безопасную эксплуатацию аттракциона, а также обслуживающего аттракционы персонала.

Удовлетворение иных исковых требований об обязывании индивидуального предпринимателя совершить действия по устранению нарушений суд находит нецелесообразным, поскольку без проведения ответчиком данных действий эксплуатация аттракциона будет являться невозможной.

Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО2 () эксплуатацию на территории города Севастополя аттракциона - игрового спортивно-развлекательного комплекса «Веревочный парк – Остров сокровищ» до получения талона (допуска) на ежегодную (сезонную) эксплуатацию аттракционов и устранения нарушений требований технических регламентов и временного положения о надзоре за безопасной эксплуатацией и порядке регистрации аттракционов в городе Севастополе, в именно до произведения расчетов для искусственных конструкций; до обеспечения наличия эксплуатационной документации; до заведения журнала администратора - учетом допусков аттракциона к эксплуатации; до обеспечения прохождения обучения и аттестации работников, отвечающих за безопасную эксплуатацию аттракциона, а также обслуживающего аттракционы персонала.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Гагаринский районный суд г.Севастополя.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Председательствующий:

Судья Е.П.Матюшева