УИД 74RS0№-82
Дело 2-356/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Фершампенуаз 05 августа 2021 года
Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Бикбовой М.А. при секретаре Юдиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску Министерства экологии Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Парижского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по очистке от отходов производства и потребления земельного участка,
Установил:
Министерство экологии Челябинской области обратилось с иском к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области, к администрации Парижского сельского поселения Нагайбакского муниципального района и просило суд возложить на администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрацию Парижского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области в течение шести месяцев, со дня вступления решения в законную силу очистить от отходов производства и потребления земельный участок на территории Парижского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, расположенный в координатах:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В обоснование заявленных требований указано, что в Министерство экологии Челябинской области (далее Министерство) поступил акт обследования (осмотра) от 11.05.2020 г. № 1/6/384, составленный специалистами областного государственного учреждения «Особо охраняемые природные территории Челябинской области (далее -ОГУ «ООПТ ЧО»), в котором указан факт нарушения режима особой охраны, выразившееся в несанкционированном размещении свалки твердых коммунальных отходов (далее -ТКО) на территории Анненского государственного природного биологического заказника Челябинской области (далее Анненский заказник).
По результатам акта обследования (осмотра) от ДД.ММ.ГГГГ№ Министерством в адрес администрации Парижского сельского поселения Нагайбакского муниципального района <адрес> направлено предостережение от ДД.ММ.ГГГГ№ о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, в котором предлагалось ликвидировать свалку отходов в течение 70 дней со дня получения.
В ответ на предостережение в адрес Министерства поступило письмо администрации Парижского сельского поселения нагайбакского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно данному письму свалка расположена по адресу: ориентир ПК-20,0 автодороги Париж-Кужебаевский-Татищево, участок находится примерно в 500 м, от ориентира по направлению на юго-восток и является санкционированной. В подтверждение этому приложена выписка из ЕГРН на земельный участок №, который принадлежит Парижскому сельскому поселению Нагайбакского муниципального района и имеет назначение объекта- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, земли иного социального назначения -для утилизации (захоронения и (или) переработки) твердых коммунальных отходов.
ДД.ММ.ГГГГ специалистами Министерства с целью устранения сложившейся ситуации проведен рейдовый осмотр территории Аненнского государственного природного биологического заказника Челябинской области и земельного участка с кадастровым номером № на территории Парижского сельского поселения с проведением геодезической съемки координат свалки отходов. Измерение координат несанкционированной свалки отходов выполнены с помощью геодезического GNSS оборудования - аппаратуры спутниковой геодезической «EFTM2 GNSS» и полевым контролером «EFT Н3».
Установлены следующие границы несанкционированной свалки в системе координат VGS-84:
1. Х 400487.5194 У 2240066.2604
2. Х 400322.7651 У 2240140.2461
3. Х 399766.4483 У 2240080.8181
4. Х 400259.9313 У 2240219.2028
5. Х 440291.7176 У 2239734.3012.
Какие-либо специальные сооружения, предназначенные для изоляции и обезвреживания отходов, информационные знаки о запрете складирования отходов, а также ограждения и иные сооружения, препятствующий хранению и захоронению отходов отсутствуют.
С целью отображения на карте, Министерством нанесены полученные координаты на карту «Космоснимки». Замеры крайних точек свалки показали, что: ранее расположенная несанкционированная свалка на земельном участке с кадастровым № разрослась и вышла за пределы границы данного земельного участка.
Тем самым установлено, что ранее выданное предостережение Министерства администрацией Парижского сельского поселения не выполнена.
Свалка расположена вблизи с Анненским государственным природным биологическим заказником Челябинской области и надлежащим образом в соответствии с требованиями законодательства не оформлена ( отсутствуют ограждения, нет оборудования для накопления, хранения, переработки отходов). Часть отходов (полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки) попадают на территорию Анненского заказника, тем самым причиняя ущерб.
Кроме того земельный участок с кадастровым № не соответствует требованиям Федерального Закона от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления. Участок не подвергался специальным (геологическим, гидрологическим и иным) исследованиям мониторингу состояния и загрязнения окружающей среды в порядке установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией и не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов и с территориальную схему обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами. То есть, по мнению истца, размещенная свалка на этом участке является несанкционированной.
Учитывая, что собственником указанного участка Парижское сельское поселение, которое входит в состав Нагайбакского муниципального района, а также кратковременный характер Соглашения №/ТКО от ДД.ММ.ГГГГ по которому передаются основные полномочия администрации Нагайбакского района, истец полагает, что ответственность за распространение мусора несут оба ответчика, бездействиями которых нарушено право неопределенного круга лиц.
Представитель Министерства на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Суду представлено заявление, где истец просит иск рассмотреть в их отсутствие на требованиях настаивает по изложенным в заявлении основаниям.
Ответчик глава администрация Парижского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области Платонов И.М. с требованиями согласился, суду пояснил, что для устранения нарушений законодательства недостаточно средств.
Ответчик Администрация Нагайбакского муниципального района Челябинской области о дате и времени слушания извещена своевременно и надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии надлежаще извещенных лиц, не явившихся в судебное заседание в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии со ст. 36, 42, 58 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В частности отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды ( ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды», п.1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»).
В силу ч.1 и ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе реальному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории соответствующего поселения.
Частями 1,2 ст.13 вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, в силу ст.1 данного закона, объектом размещения отходов может являться только специально оборудованное сооружение.
В соответствии с п.8 ч.1, частей 3,4 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3,9,10,12,14,17,19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28,30, 33 ч.1 настоящей статьи законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 частью 1 настоящей статьи).
Таким образом, органы местного самоуправления являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территории соответствующих муниципальных образований.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Нагайбакского муниципального района Челябинской области в лице главы района Сурменева И.В. и администрацией Парижского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области в лице главы поселения Платонова И.М. заключено соглашение о передачи осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения.
Предметом указанного соглашения в частности является передача поселению в соответствии с п.14 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочий района по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории поселений.
Судом установлено, что Министерством установлен факт допущения несанкционированное складирование и размещение твердых отходов производства и потребления на земельном участке с координатами:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Факт захламления земельного участка стороной ответчика не оспаривается, а также подтверждается материалами дела:
- актом обследования (осмотра) от ДД.ММ.ГГГГ№, составленный специалистами областного государственного учреждения «Особо охраняемые природные территории <адрес>;
- предостережением от ДД.ММ.ГГГГ№ Министерства о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, направленный в адрес в адрес администрации Парижского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области в котором предлагалось ликвидировать свалку отходов в течение 70 дней со дня получения.
- письмом в адрес Министерства администрации Парижского сельского поселения Нагайбакского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№;
- актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ территории на предмет соблюдения природоохранных требований с проведением геодезической съемки координат свалки отходов. Измерение координат несанкционированной свалки отходов выполнены с помощью геодезического GNSS оборудования - аппаратуры спутниковой геодезической «EFTM2 GNSS» и полевым контролером «EFT Н3». Установлены следующие границы несанкционированной свалки в системе координат VGS-84:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
-фототаблицей приложенной к акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ, план-схемой.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок № принадлежит Парижскому сельскому поселению Нагайбакского муниципального района и имеет назначение объекта - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, земли иного социального назначения -для утилизации (захоронения и (или) переработки) твердых коммунальных отходов. Однако захламление вышла за пределы указанного участка и распространилась на территорию Анненского государственного природного биологического заказника Челябинской области. Установленный земельный участок по координатам также является территорией Парижского сельского поселения.
В силу п.1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 « Санитарные правила содержания территорий населенных мест» твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы -на сливные станции или поля ассенизации.
Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
На основании п.3.4 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологических требований к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против сан антропных членистоногих» не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территорий населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что вследствие захламления земельных участков на территории Парижского сельского поселения в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей по организации сбору, транспортировке, утилизации и захоронению твердых отходов на земельном участке, образовавшиеся свалки отходов, создают угрозу причинения вреда здоровью граждан и нарушают их право на благоприятную окружающую среду и при этом обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза и утилизации отходов относится к исключительным полномочиям органов местного самоуправления, целью деятельности которых является удовлетворение жизненных потребностей населения муниципального образования. заявленные требования прокурора являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Так как полномочия по соглашению от 16 декабря 2020 года переданы Администрацией Нагайбакского муниципального района Челябинской области Администрации Парижского сельского поселения с предоставлением финансовых средств в виде межбюджетных трансфертов, то обязательство по очистке земельных территорий должно быть возложено как на администрацию поселения, так и на администрацию Нагайбакского муниципального района
В соответствии с ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.
Срок шесть месяцев, со дня вступления решения в законную силу, который просит установить Министерство для устранения выявленных нарушений, суд считает разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, суд
Решил:
Требования Министерства экологии Челябинской области к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрации Парижского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по очистке от отходов производства и потребления территории земельного участка удовлетворить.
Возложить на администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрацию Парижского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области в течение шести месяцев, со дня вступления решения в законную силу очистить от отходов производства и потребления земельный участок на территории Парижского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, расположенный в координатах:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца, со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд Челябинской области
Председательствующий:
Мотивировочная часть решения изготовлена 11 августа 2021 года