Дело №2-368/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 апреля 2017 года г. Троицк
Троицкий городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Сойко Ю.Н.,
при секретаре Первухиной А.А.
с участием прокурора: Пановой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Троицкий водоканал водоотведение» о признании действий незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Магнитогорский природоохранный прокурор Челябинской области обратился в суд с исковыми требованиями в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действий общества с ограниченной ответственностью «Троицкий водоканал водоотведение» (далее ООО «Троицкий водоканал водоотведение»), выразившихся в осуществлении сброса сточных вод в Троицкое водохранилище на реке Уй в отсутствии разработанного проекта нормативов предельно допустимых сбросов и разрешения на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект,
возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: разработать проект нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в Троицкое водохранилище на реке Уй, представить его в установленном порядке на утверждение в Нижнеобское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, обратиться в установленном порядке в Управление Росприроднадзора по Челябинской области с заявлением о выдаче разрешения на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект (Троицкое водохранилище на реке Уй).
В обоснование требований указано, что при проведении проверки исполнения законодательства в деятельности ООО «Троицкий водоканал водоотведение» установлено, что данное общество осуществляет деятельность по сбору и очистке сточных вод, сбору и обработке сточных вод.
С 09 сентября 2016 года ответчик осуществляет сброс сточных вод в Троицкое водохранилище на реке Уй с площадки городских очистных сооружений, расположенной по адресу: Челябинская область, г.Троицк, район поселка мясокомбинат без решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод.
На очистных сооружениях производится механическая и биологическая очистка сточных вод, обеззараживание сточных вод на очистных сооружениях не осуществляется в связи с отсутствием соответствующего оборудования.
За период с 09 сентября 2016 года по 09 ноября 2016 года ответчиком произведен сброс сточных вод в Троицкое водохранилище на реке Уй общим объемом 469284 куб.м.
Проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в Троицкое водохранилище не разработан. Ответчик не обращался в Управление Росприроднадзора по Челябинской области за получением разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую природную среду.
Истец считает, что указанные нарушения создают реальную опасность причинения вреда окружающей среде (Троицкому водохранилищу на реке Уй), жизни и здоровью граждан.
Представитель истца - старший помощник прокурора г.Троицка Панова М.Н. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика - ООО «Троицкий водоканал водоотведение» в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
На основании ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, изучив представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В силу п.1 ст.44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 22, 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (п.4 ст.23).
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей.
Судом установлено, что ООО «Троицкий водоканал водоотведение», зарегистрированное по адресу г.Троицк, Челябинской области, с 09 сентября 2016 года в соответствии с пунктом 3.2 Устава осуществляет деятельность по сбору и очистке сточных вод, сбору и обработке сточных вод.
На основании постановления главы г.Троицка Челябинской области от 09 сентября 2016 года № данное юридическое лицо определено в качестве гарантирующей организации, осуществляющей на территории города Троицка деятельность по водоотведению.
С 09 сентября 2016 года ответчик через выпуск № осуществляет сброс сточных вод в Троицкое водохранилище на реке Уй, находящееся в федеральной собственности, с площадки городских очистных сооружений, расположенной по адресу: Челябинская область, г.Троицк, район поселка мясокомбинат.
При проведении Магнитогорским природоохранным прокурором Челябинской области проверки по обращению гражданина о нелегетимном использовании водного объекта установлено, что на очистных сооружениях ООО «Троицкий водоканал водоотведение» производится механическая и биологическая очистка сточных вод, обеззараживание сточных вод на очистных сооружениях не осуществляется в связи с отсутствием соответствующего оборудования.
За период с 09 сентября 2016 года по 09 ноября 2016 года ответчиком произведен сброс сточных вод в Троицкое водохранилище на реке Уй общим объемом 469284 куб.м.
Ответчик осуществляет деятельность по сбросу сточных вод в Троицкое водохранилище на реке Уй при отсутствии разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую природную среду, а также при отсутствии разработанного и утвержденного Нижнеобским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.
Изложенное подтверждается копией обращения Макарова А.В. (л.д.8), Уставом ООО «Троицкий водоканал водоотведение» (л.д.16-26), информацией о результатах производственного контроля сточных вод (л.д.27-29), постановлением Министерства тарифного урегулирования и энергетики Челябинской области № от 29 сентября 2016г. (л.д.30), постановлением главы г.Троицка Челябинской области от 09 сентября 2016 года № (л.д.31), планом мероприятий по достижению нормативов допустимых концентраций вредных веществ (л.д.32-33), объяснением начальника ОСК ООО «Троицкий водоканал водоотведение» Валиевой Д.Р. (л.д.34), справкой ООО «Троицкий водоканал водоотведение» (л.д.35), договором о передаче имущества в аренду от 09 сентября 2016г. (л.д.36-37), договором субаренды от 09 сентября 2016г. (л.д.38-45), договорами о предоставлении коммунальной услуги по водоотведению (л.д.46-53), объяснением заместителем директора ООО «Троицкий водоканал водоотведение» Бехтерева Е.А. (л.д.54-56), актом проверки от 29 ноября 2016г. (л.д.57), представлением об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды от 30 ноября 2016г. (л.д.58-59), ответом на представление от 30 декабря 2016г. (л.д.60), постановлением Министерства экологии Челябинской области о привлечении директора ООО «Троицкий водоканал водоотведение» Ерохина П.В. к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ (л.д.62-64) и не оспорено ответчиком.
Учитывая отсутствие у ответчика разрешения на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект, отсутствие разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативов, что препятствует надлежащему планированию и осуществлению водопользователем природоохранных мероприятий, не позволяет давать объективную оценку деятельности организации - водопользователя, связанной со сбросами сточных вод в водный объект, с точки зрения воздействия на окружающую природную среду, а также учитывая, что нарушения могут послужить условием причинения вреда используемому водному объекту, и тем самым повлечь нарушение гарантированных Конституцией РФ прав граждан на благоприятную окружающую среду и условия проживания, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области о признании действий ООО «Троицкий водоканал водоотведение» выразившихся в осуществлении сброса сточных вод в Троицкое водохранилище на реке Уй в отсутствии разработанного проекта нормативов предельно допустимых сбросов и разрешения на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект незаконными и возложении обязанности по разработке проекта нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в Троицкое водохранилище на реке Уй, представлении проекта на утверждение в Нижнеобское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, возложении обязанности по предоставлению в Управление Росприроднадзора по Челябинской области с заявления о выдаче разрешения на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект (Троицкое водохранилище на реке Уй).
В силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенное действие, устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В соответствии с положениями части 1 статьи 107 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если сроки не установлены законом, то они назначаются судом с учетом принципа разумности.
Магнитогорским природоохранным прокурором Челябинской области заявлен срок для исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Учитывая, что ответчику необходимо время для выполнения возложенных на него судом обязанностей, суд полагает данный срок справедливым и разумным. В связи с чем ответчику следует установить срок исполнения решения суда - шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 195-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Троицкий водоканал водоотведение» по осуществлению сброса сточных вод в Троицкое водохранилище на реке Уй в отсутствии разработанного проекта нормативов предельно допустимых сбросов и разрешения на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект незаконными.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Троицкий водоканал водоотведение» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в Троицкое водохранилище на реке Уй, представить его на утверждение в Нижнеобское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов,
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Троицкий водоканал водоотведение» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Росприроднадзора по Челябинской области с заявлением о выдаче разрешения на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект - Троицкое водохранилище на реке Уй.
Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано в Троицкий городской суд Челябинской области в течение 7 дней с момента получения решения.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Троицкий городской суд, в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано,- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: