ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-372/2021 от 05.08.2021 Усти-катавского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-372/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Усть-Катав 5 августа 2021 года

Усть-Катавский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Баранцевой Е.А.,

при секретаре Логиновой К.С.,

с участием истца Саакяна А.Л., представителя ответчика Федосовой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саакяна Арарата Лентрушовича к ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г.Усть-Катаве Челябинской области (межрайонное) о признании его неработающим пенсионером и возложении обязанности пересчитать размер пенсии,

у с т а н о в и л :

Саакян А.Л. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Катаве Челябинской области (далее - УПФР в г. Усть-Катаве), Государственному учреждению отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОПФР по Челябинской области) с учетом уточнения исковых требований, просил признать его неработающим пенсионером и возложении обязанности пересчитать размер пенсии с 20 апреля 2020 года.

В обоснование своих требований сослался на то, что, он является социальным пенсионером с 2015 года (инвалидность II группы). С 1994 года он являлся индивидуальным предпринимателем. 20 апреля 2020 года он прекратил свою трудовую деятельность, в связи с коронавирусной пандемией и самоизоляцией.

Пенсионный фонд РФ должен был сделать перерасчет его пенсии как неработающему пенсионеру, в течение 3-х месяцев. Однако, эта процедура продлилась с апреля до ноября 2020 г., и в итоге, ему позвонили из ПФР и сообщили, что ему отказано в перерасчете пенсии как неработающему пенсионеру.

Он написал письменное обращение в ПФР и получил на него отказ. Причиной отказа стало то, что он является сотрудником предприятия ООО «<данные изъяты>» в должности генерального директора. Строительное предприятие ООО «<данные изъяты>», он создал в 2011 году, чтобы заниматься строительным бизнесом. Но в связи с ухудшением здоровья, данное предприятие так и не стало функционировать. Расчетный счет ООО «<данные изъяты>» заблокирован с 2015 года, и никакие денежные средства в доход предприятия не поступали. Все отчеты (декларации) в налоговую службу РФ были сданы с, так называемым, нулевым доходом.

Он является единственным учредителем и единственным работником (ген. директором) данного не функционирующего предприятия. Денежные доходы он не получает, какие-либо денежные начисления отсутствуют, трудовой стаж, соответственно, не исчисляется. Однако, в ПФР его приравнивают к категории работающих пенсионеров, и по этой причине отказывают в перерасчете пенсии.

Исходя из письма ПФР от 03.07.2019г. № СЧ-25-24/13564 (с учетом позиции Минтруда России) следует, что, если гражданин является единственным учредителем и единственным работником предприятия и не получает доход, то такой гражданин приравнивается к категории неработающих граждан.

Истец Саакян А.Л. в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал.

Представитель ответчика Федосова С.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению. В судебном заседании пояснила, что в Пенсионный Фонд представлены документы, что на предприятие ООО «САЛ» за весь спорный период представлялись сведения, как работающий, в соответствии с 7 статьей ФЗ 167 «Об обязательным пенсионном страховании», застрахованными признаются лица, которые являются единственными учредителями и руководителями предприятия. Если пенсионный фонд признает его работающим, сделают перерасчет его пенсии, как работающему. Всем работающим, пенсионный фонд с 1 августа делают перерасчет. Кроме того, в соответствии с выпиской из ИЛС Саакян А.Л. истцу как работающему пенсионеру был начислен ИПК в 2016 году - 1,007, в 2017 году - 0,935, в 2018 году - 1,007, в 2019 году - 1, в 2020 году - 1,160, в 2021 году - 0,212. Саакян А.Л. был произведен перерасчет страховой пенсии за 2016-2021 год по начисленным ИПК и в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ. С марта 2021 года истец считается неработающим пенсионером (последние формы СЗВ- М представлены в феврале 2021). УПФР в г.Усть-Катаве Саакян А.Л. был произведен перерасчет страховой пенсии как неработающему пенсионеру с июня 2021 года. В период до июня 2021 года размер страховой пенсии составлял 9298 рублей 53 копейки, с июня 2021 года размер страховой пенсии составляет - 12848 рублей 72 копейки. За период с марта по май была выплачена единовременная доплата в сумме 10650 рублей 57 копеек. Кроме этого, в августе произведен перерасчет как работающему пенсионеру с учетом ИПК и увеличена страховая пенсия на 21 рубль и стала составлять 12869 рублей 68 копеек (ранее 12848 рублей 72 копейки).

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Саакяна А.Л. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с со статьей 7 приведенного Закона, индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Факт осуществления иной деятельности устанавливается на основании сведений о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

В случае прекращения работы и (или) иной деятельности в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года пенсионер вправе не позднее 31 мая 2016 года представить в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, заявление и документы, подтверждающие факт прекращения (возобновления) работы и (или) иной деятельности, в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

При представлении пенсионером заявления в соответствии с частью 2 настоящей статьи орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, определяет суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с применением положений частей 1 и 3 статьи 5 и части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, подлежащие выплате с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера.

В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Вопросы осуществления выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности урегулированы положениями ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В силу п. 1 ст. 26.1 данного Закона пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Исходя из положений п. п. 4, 5 ст. 26.1 Закона уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При этом пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (п. 6 ст. 26.1 Закона).

В соответствии с п. 7 ст. 26.1 Закона суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

Учитывая положения Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" к субъектам обязательного пенсионного страхования относят застрахованных лиц, которыми являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом; ими являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на адрес иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на адрес: работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, а также лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"); самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями), за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"; иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. ст. 4, 7).

С 01 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон. № 400-ФЗ).

Размер страховой пенсии ежегодно корректируется в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату, а также индексацией (увеличением) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Согласно статье 26.1 Закона № 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предоставляемых работодателями.

В соответствии с действующим законодательством работающие безвозмездно в некоммерческих организациях сотрудники, а также лица, осуществляющие руководящие функции, в отношении которых не начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, относятся к неработающим лицам и страховые пенсии им индексируются как неработающим пенсионерам.

В случае, если в отношение указанных лиц произведено начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, такие липа признаются работающими и страхователи обязаны представлять на них в территориальные органы ПФР сведения о факте работы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Саакян А.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии по инвалидности с 24 сентября 2015 года.

При этом согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «<данные изъяты>» Саакян А.Л. является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, а именно: генеральным директором с 21 мая 2012 года, а также является единственным учредителем (участником) указанного общества.

Данное юридическое лицо указано в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Саакян А.Л. (формы СЗВ-М), при этом в разделе о суммах выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованного лица, а также о суммах начисленных страховых взносов на страховую пенсию за период с 2020 по 2021 года указаны "0".

В соответствии с выпиской из ИЛС Саакян А.Л. истцу как работающему пенсионеру был начислен ИПК в 2016 году - 1,007, в 2017 году - 0,935, в 2018 году - 1,007, в 2019 году - 1, в 2020 году - 1,160, в 2021 году - 0,212.

Саакян А.Л. был произведен перерасчет страховой пенсии за 2016-2021 год по начисленным ИПК и в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ.

С марта 2021 года истец считается неработающим пенсионером (последние формы СЗВ - М представлены в феврале 2021). УПФР в г.Усть-Катаве Саакян А.Л. был произведен перерасчет страховой пенсии как неработающему пенсионеру с июня 2021 года. В период до июня 2021 года размер страховой пенсии составлял 9298 рублей 53 копейки, с июня 2021 года размер страховой пенсии составляет - 12848 рублей 72 копейки. За период с марта по май была выплачена единовременная доплата в сумме 10650 рублей 57 копеек. Кроме этого, в августе произведен перерасчет как работающему пенсионеру с учетом ИПК и увеличена страховая пенсия на 21 рубль и стала составлять 12869 рублей 68 копеек (ранее 12848 рублей 72 копейки).

Разрешая заявленные требования, дав совокупную оценку представленным доказательствам в виде объяснений сторон, письменных доказательств, руководствуясь положениями Федеральных законов от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", от 8 декабря 2020 года N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", суд пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку оснований для перерасчета пенсии Саакян А.Л. с 20 апреля 2020 года на основании п. п. 6, 7, 8 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" как неработающему пенсионеру, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования Саакяна Арарата Лентрушовича к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Усть-Катаве Челябинской области (межрайонное) о признании его неработающим пенсионером и возложении обязанности пересчитать размер пенсии, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.

Председательствующий подпиь Е.А.Баранцева Решение не вступило в законную силу

Председательствующий подпиь Е.А.Баранцева Решение не вступило в законную силуа