ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3733/17 от 25.10.2017 Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2017 года г. Белгород

Октябрьский районный суд г. Белгорода

в составе председательствующего судьи Резникова С.Н.,

при секретаре Пинчук Н.В.,

представителя истцов администрации г.Белгорода и администрации Белгородского района Белгородской области Чичуги С.А., ответчика индивидуального предпринимателя Зюзюкина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации г.Белгорода и администрации Белгородского района Белгородской области, действующих в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, к индивидуальному предпринимателю Зюзюкину С.А. о признании деятельности незаконной, противоправной и подлежащей запрету, возложении обязанности по прекращению деятельности,

установил:

Зюзюкин С.А. является индивидуальным предпринимателем, имеет лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Администрация города Белгорода и администрация Белгородского района подали объединённый иск, в котором ссылаясь на положения ст.ст.7, 44, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст.1065 ГК РФ просили признать деятельность ответчика индивидуального предпринимателя Зюзюкина С.А. по осуществлению на территории <адрес> регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок, организованным администрацией города Белгорода, без заключения с администрацией г. Белгорода соответствующего договора на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок, организованным администрацией г. Белгорода без заключения с администрацией города Белгорода соответствующего договора на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок, а так же по маршрутам, не включенным в реестр маршрутов регулярных перевозок, организованных администрацией города Белгорода, незаконной, противоправной и подлежащей запрету, с обращением решения суда к немедленному исполнению, а так же просили обязать индивидуального предпринимателя Зюзюкина С.А. прекратить создающую опасность причинения вреда потенциально опасную для неопределенного круга потребителей услуги деятельность по осуществлению на территории <адрес> регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок, организованным администрацией города Белгорода, без заключения с администрацией города Белгорода соответствующего договора на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок, организованных администрацией города Белгорода, а также по маршрутам, не включенным в реестр маршрутов регулярных перевозок, организованных администрацией города Белгорода.

В обоснование заявленных требований сослались на то, что ответчик и работающие с ними водители осуществляют без заключения с администрацией г. Белгорода договоров на осуществление транспортного обслуживания населения перевозку пассажиров как по действующим маршрутам, так и по маршрутам не включенным в Реестр маршрутов регулярных перевозок; наличие дополнительных транспортных средств, действующих вне установленного расписания перевозки пассажиров, создает угрозу безопасности дорожного движения и пассажиров, приводит к нарушению пропускной способности остановочных пунктов; ответчиками самовольно эксплуатируются остановочные комплексы; самостоятельно устанавливаются тарифы на перевозку пассажиров; отсутствует информация о расписании движения автобусов, принадлежащих ответчикам, их маршруте, сведения о перевозчике до пассажиров не доводятся, водители не имеют форменной одежды.

В обоснование заявленных требований сослались на то, что ответчик осуществляет без заключения с администрацией г. Белгорода договора на осуществление транспортного обслуживания населения перевозку пассажиров как по действующим маршрутам, так и по маршрутам не включенным в Реестр маршрутов регулярных перевозок, что влечет нарушение прав неопределенного круга потребителей.

В судебном заседании представитель истцов администрации г. Белгорода и администрации Белгородского района Белгородской области Чичуга С.А. требования поддержал.

Ответчик индивидуальный предприниматель Зюзюкин С.А. в судебном заседании исковые требования не признал, не отрицал тот факт, что в ДД.ММ.ГГГГ осуществлял перевозки пассажиров как по действующим маршрутам, так и по маршрутам не включенным в Реестр маршрутов регулярных перевозок на принадлежащем ему транспортном средстве «ПАЗ-32054» государственный регистрационный номер без заключения с администрацией г. Белгорода договоров на осуществление транспортного обслуживания населения, также пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ им осуществляются перевозки пассажиров на основании договора, заключенного с ООО «Автомиг», которое включено в реестр официальных перевозчиков.

Извещенное о времени и месте судебного заседания третье лицо Управление Государственного автодорожного надзора по Белгородской области в судебное заседание своего представителя не направило, причину неявки не сообщило, позиции по заявленным требованиям не выразило.

Исследовав доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей. Одной из таких обязанностей является соблюдение законодательства в области защиты прав потребителей. При этом бремя доказывания факта соблюдения прав потребителей лежит на лице, предоставляющим услуги потребителям.

В соответствии с положениями ч.ч.2, 5 ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» при отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям; если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую этим требованиям.

На основании ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя.

Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования услуги она причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, исполнитель обязан незамедлительно приостановить ее реализацию до устранения причин вреда.

Если причины вреда устранить невозможно, исполнитель обязан снять такую услугу с производства. При невыполнении исполнителем этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает меры по отзыву такой услуги с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии с п.24 ч.1 ст.12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемому виду деятельности относится деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Согласно данному Положению в состав лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы:

а) регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;

б) регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» в качестве самостоятельного вида перевозок пассажиров и багажа предусматривает регулярные перевозки (ст.5). Правоотношениям из регулярных перевозок пассажиров и багажа посвящена глава 3 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования с соблюдением графиков, общедоступного расписания по маршруту регулярных перевозок.

Также п.9 ст.2 указанного ФЗ введено понятие «маршрут регулярных перевозок» как предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

При этом нормы федерального законодательства не содержат положения, допускающие к регулярным перевозкам пассажиров, как в междугородном сообщении, так и в городском и пригородном сообщениях, «безорганизационно» всех субъектов предпринимательской деятельности, имеющих соответствующие лицензии на перевозку пассажиров. В противном случае не будет обеспечиваться ни режим, ни маршрут регулярных пассажирских перевозок, ни безопасные условия перевозки пассажиров. Соответственно федеральным законодательством предусмотрено, что осуществление регулярных перевозок требует организации транспортного обслуживания.

Исходя из подп.12 п.2 ст.26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении это полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения.

В целях удовлетворения потребностей населения в транспортных услугах, отвечающих требованиям безопасности; установления организационно-правовых и экономических основ создания условий для предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения на территории Белгородской области; установления компетенции органов государственной власти в сфере организации транспортного обслуживания населения на территории Белгородской области; формирования единых подходов к организации транспортного обслуживания населения Белгородской области, упорядочение процедур взаимодействия органов государственной власти Белгородской области, физических и юридических лиц, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа на территории Белгородской области на уровне субъекта РФ - Белгородской области принят Закон Белгородской области «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Белгородской области».

Согласно подп.7 п.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Пунктом 6 ч.1 ст.7 Устава муниципального района «Белгородский район» Белгородской области к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Аналогичные положения содержатся в ст.9 Устава городского округа г. Белгород.

Законом Белгородской области от 14.01.2008 N 183 "О наделении органов местного самоуправления полномочиями по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Белгородской области наделены полномочиями по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном межмуниципальном сообщении.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Белгорода и администрацией Белгородского района заключено соглашение о взаимодействии администрации г.Белгорода и Белгородского района по организации транспортного обслуживания населения, проживающего на территории Белгородского района, в соответствии с п.3.1. которого администрация г. Белгорода по согласованию с администрацией Белгородского района с участием администраций поселений Белгородского района утверждает маршруты и графики (расписания) движения пассажирского транспорта по территории Белгородского района; размещает муниципальный заказ на маршрутные пассажирские перевозки по регулярным муниципальным маршрутам городского и пригородного сообщения; организует проведение конкурса на право заключения договора на транспортное обслуживание пассажиров транспортом общего пользования по регулярным муниципальным маршрутам городского и пригородного сообщения, с включением в состав конкурсной комиссии представителя администрации Белгородского района; контролирует работу пассажирского транспорта, осуществляющего пассажирские перевозки по регулярным муниципальным маршрутам городского и пригородного сообщения.

Постановлением администрации г. Белгорода от ДД.ММ.ГГГГ. № утвержден реестр маршрутов регулярных перевозок, организованных администрацией города Белгорода. В реестр маршрутов регулярных перевозок включено 98 автобусных маршрутов, из которых 34 пригородных.

Согласно принятому решением Совета депутатов г. Белгорода от 23.09.2014 N 148 Положению об организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа "Город Белгород" транспортное обслуживание населения города осуществляется на основании договора на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок, организованным администрацией города Белгорода; Договор на осуществление транспортного обслуживания населения заключается администрацией города Белгорода по результатам открытого конкурса на право заключения договора на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок, организованным администрацией города; наличие лицензии на осуществление перевозок пассажиров в силу подп.4.4. является одним из условий допуска для участия в конкурсе.

Формирование сети маршрутов регулярных перевозок осуществляется организатором пассажирских перевозок, т.е. администрацией г.Белгорода в соответствии с вышеуказанным Положением. Открытие, изменение, закрытие маршрутов регулярных перевозок оформляется постановлением администрации города о реестре маршрутов регулярных перевозок, организованных администрацией города (подп. 2.1. Положения). Осуществление регулярных перевозок по маршрутам, не включенным в Реестр, не допускается (подп.2.2. Положения).

Положение является обязательным для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на территории городского округа "Город Белгород" (подп.1.2. Положения).

Таким образом, в силу вышеприведенных норм, деятельность по осуществлению регулярных пассажирских перевозок может осуществляться перевозчиком при условии заключения с администрацией г.Белгорода договора на осуществление транспортного обслуживания населения автобусами на соответствующих маршрутах регулярных перевозок, заключаемого по результатам открытого конкурса на право заключения договора на осуществление транспортного обслуживания. И только при соблюдении таких требований услуга по перевозке пассажиров может быть предоставлена потребителям с позиции п.5 ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Тот факт, что Зюзюкин С.А. ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время является индивидуальным предпринимателем основным видом деятельности которого является деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, а также имеет лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подтверждается выписками из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию ДД.ММ.ГГГГ и ответчиком не оспаривается.

Тот факт, что ИП Зюзюкиным С.А. с использованием автобуса «ПАЗ-32054» государственный регистрационный номер осуществлялись регулярные пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок, организованных администрацией города Белгорода, а также по маршрутам, не включенным в реестр маршрутов регулярных перевозок, организованных администрацией города Белгорода, подтверждается данными Российского Союза страховщиков, согласно которым указанное транспортное средство застраховано Зюзюкиным С.А., а также Актами по результатам мониторинга выполнения договоров на транспортное обслуживание населения ДД.ММ.ГГГГ приложенными к ним фотографиями и ответчиком также не оспаривался.

Акты по результатам мониторинга выполнения договоров на транспортное обслуживание населения, содержат сведения о транспортном средстве, то есть его марку, модель, государственный номер, данные о наличии на транспортном средстве табличек с номерами маршрутов, начальных, транзитных и конечных остановок. Данные акты подписаны специалистом отдела организации пассажирских перевозок и маршрутной сети департамента городского хозяйства, приложенные к актом фотографии подтверждают сведения изложенные в актах, а также содержат данные о посадки и высадки пассажиров из указанного транспортного средства на остановочных комплексах.

Таким образом, суд приходит к выводу, что представленные истцом письменные доказательства в виде Актов и фотографий, являются относимыми и допустимыми доказательствами и не доверять им оснований не имеется.

Как следует из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения договора на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутом регулярных перевозок, организованным администрацией г.Белгорода, протоколов об итогах конкурса от ДД.ММ.ГГГГ, ИП Зюзюкин С.А. в указанном конкурсе участия не принимал, следовательно не мог заключить договор с истцами о регулярных пассажирских перевозках по определенным маршрутам г.Белгорода и Белгородского района.

Сам факт отсутствия заключенных с администрацией г. Белгорода договоров на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок, организованным администрацией г. Белгорода самим ответчиком также не оспаривался.

В этой связи осуществляемая ДД.ММ.ГГГГ ответчиком деятельность по перевозке пассажиров противоречит установленным п.5 ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» требованиям к качеству услуги.

При таких обстоятельствах, требования истцов о признании деятельности ответчика индивидуального предпринимателя Зюзюкина С.А. по осуществлению на территории городского округа «Город Белгород» и Белгородского района регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок, организованным администрацией города Белгорода, без заключения с администрацией г. Белгорода соответствующего договора на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок, организованным администрацией г. Белгорода без заключения с администрацией города Белгорода соответствующего договора на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок, а так же по маршрутам, не включенным в реестр маршрутов регулярных перевозок, организованных администрацией города Белгорода, незаконной, противоправной и подлежащей запрету, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно представленного ответчиком договора от ДД.ММ.ГГГГ, он по поручению ООО «Автомиг» по маршрутам согласованным с администрацией г.Белгорода осуществляет регулярные пассажирские перевозки.

Однако с целью пресечения в дальнейшем возможности ответчика осуществления незаконных регулярных пассажирских перевозок, суд считает необходимым обязать ИП Зюзюкина С.А. прекратить в дальнейшем создающую опасность причинения вреда потенциально опасную для неопределенного круга потребителей услугу деятельность по осуществлению на территории <адрес> регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок, организованным администрацией города Белгорода, без заключения с администрацией города Белгорода соответствующего договора на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок, организованных администрацией города Белгорода, а также по маршрутам, не включенным в реестр маршрутов регулярных перевозок, организованных администрацией города Белгорода.

Принимая во внимание установленные судом факты осуществления ответчиком деятельности по перевозке пассажиров без соблюдения требований законодательства в области безопасности дорожного движения, суд считает возможным привести решение в этой части к немедленному исполнению.

руководствуясь ст. ст. 194-199, 233, 235 ГПК РФ, суд

решил:

Иск администрации г.Белгорода и администрации Белгородского района Белгородской области, действующих в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, к индивидуальному предпринимателю Зюзюкину С.А. о признании деятельности незаконной, противоправной и подлежащей запрету, возложении обязанности по прекращению деятельности, признать обоснованным.

Признать деятельность индивидуального предпринимателя Зюзюкина С.А. по осуществлению на территории <адрес> регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок, организованным администрацией города Белгорода, без заключения с администрацией города Белгорода соответствующего договора на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок, организованных администрацией города Белгорода, а также по маршрутам, не включенным в реестр маршрутов регулярных перевозок, организованных администрацией города Белгорода, незаконной, противоправной и подлежащей запрету.

Обязать индивидуального предпринимателя Зюзюкина С.А. прекратить создающую опасность причинения вреда потенциально опасную для неопределенного круга потребителей услуги деятельность по осуществлению на территории <адрес> регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок, организованным администрацией города Белгорода, без заключения с администрацией города Белгорода соответствующего договора на осуществление транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок, организованных администрацией города Белгорода, а также по маршрутам, не включенным в реестр маршрутов регулярных перевозок, организованных администрацией города Белгорода.

Решение подлежит обращению к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.

Судья <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>