Дело № 2-3741/20
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 октября 2020 года г. Махачкала
Советский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего судьи Махатиловой П.А., с участием прокурора Якубова М.Я. при секретаре Манатилове М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к Магомедову М о запрете выполнения полетов на воздушном судне (самолете) «Авиатика МАИ 890У».
УСТАНОВИЛ:
Махачкалинский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском к ФИО2 о запрете выполнения полетов на воздушном судне (самолете) «Авиатика МАИ 890У» до получения свидетельства пилота, а также свидетельства на эксплуатацию и передачу для эксплуатации третьим лицам воздушного судна (самолета) «Авиатика МАИ 890У», до его государственной регистрации в качестве гражданского воздушного судна и получения сертификата летной годности на данное воздушное судно, а также использование воздушного пространства Российской Федерации без уведомления в установленном порядке органов Единой системы организации воздушного движения об использовании воздушного пространства и без радиосвязи с диспетчером диспетчерского пункта, указывая в обоснование иска, что Махачкалинской транспортной прокуратурой проведены надзорные мероприятия в сфере исполнения требований законодательства при использовании легкой и сверхлегкой авиации для выполнения авиационных работ и пассажирских перевозок, а также использования ими воздушного пространства.
Указал в обоснование иска, что 12.07.2020 в ходе проведения оперативно - розыскных мероприятий работниками Махачкалинского ЛУ МВД России на транспорте совместно с УФСБ России по Республике Дагестан выявлен факт пилотирования Магомедовым М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения над территорией Республики Дагестан летательного аппарата - самолета «Авиатика МАИ 890У», не прошедшего государственной регистрации, не поставленного на государственный учет и не имеющего опознавательных знаков. Полеты происходили в воздушном пространстве класса G.
Собственником воздушного судна согласно его же объяснений является он сам, т.е. Магомедов К.Б. На момент проведения вышеуказанного полета сертификат летной годности на указанное воздушное судно отсутствовал.
При выполнении полета уведомление об использовании воздушного пространства в органы организации воздушного движения не направлялось, судовая и полетная документация на борту воздушного судна отсутствовала, радиосвязь с диспетчерами диспетчерского пункта не велась.
Проверкой установлено, что уведомительный порядок использования воздушного пространства Магомедовым К.Б. в нарушение ст. 16 ВК РФ, не соблюден. Соответствующие органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) о своей деятельности в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации Магомедов К.Б. не поставил. Магомедов К.Б. не является пользователем воздушного пространства, поскольку не наделен в установленном законом порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Согласно результатов оперативно - розыскных мероприятий, проведенных сотрудниками Махачкалинского ЛУ МВД России на транспорте и УФСБ России по Республике Дагестан внутри ангара расположенного на территории аэродрома ООО «Аэропорт Махачкала-1» у <адрес> Республики Дагестан, находится летательный аппарат - самолет «Авиатика МАИ 890У», принадлежащий Магомедову К.Б., на которые у Магомедова К.Б. отсутствуют необходимые документы.
Также установлено, что Магомедов К.Б., как собственник летательного аппарата, в органы Росавиации для государственной регистрации данного воздушного судна, а также для получения сертификата летной годности вопреки требованиям ст. ст. 33, 36, 66, 67 ВК РФ и ФАЛ-132 не обращался.
В настоящее время у Магомедов К.Б. отсутствует документ о государственной регистрации права собственности на воздушное судно, а также сертификат летной годности (удостоверения о годности к полетам), необходимые для допуска к эксплуатации воздушных судов и осуществления полетов в воздушном пространстве Российской Федерации.
Отсутствие сертификата летной годности и документов о регистрации воздушного судна влечет наложение запрета на его эксплуатацию.
Кроме того, у Магомедова К.Б. в нарушение ст.57 ВК РФ отсутствует действующее свидетельство пилота.
Также установлено, что 12.07.2020г., при проведении полетов над территорией Республики Дагестан уведомление о вылетах от Магомедова К.Б. в Прикаспийский центр ОВД ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» филиал «Аэронавигации Юга» не поступало.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями Магомедова К.Б. и материалами проверки.
При указанных обстоятельствах невыполнение ответчиком - Магомедовым К.Б. требований воздушного законодательства и обязанностей по государственной регистрации воздушного судна, получению в установленном порядке свидетельства пилота, сертификата летной годности на используемое воздушное судно, и оборудование его поисковыми и аварийно-спасательными средствами, влечет невозможность обеспечить на должном уровне безопасность полетов и авиационную безопасность при производстве полетов.
В связи с этим создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, могут быть нарушены конституционные права граждан на жизнь и здоровье, закрепленные в ст.ст. 20, 41 Конституции РФ. Кроме того, могут иметь в дальнейшем место факты допуска указанных воздушных судов к полетам в отсутствие судовой и полетной документации, а также использование судов в технически неисправном состоянии, что может повлечь тяжкие последствия. По материалам направленным Махачкалинской транспортной прокуратурой Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо — Кавказскому федеральному округу Магомедов К.Б. 12.08.2020 привлечен к административной ответственности по ч. 6 ст. 11.5 КоАП РФ (управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации), ч. 4 ст. 11.5 КоАП РФ (управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им), по ч. 5 ст. 11.5 КоАП РФ (управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет) и по ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ (нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния).
В судебном заседании прокурора Якубов М.Я., исковые требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Магомедов К.Б. исковые требования признал и пояснил, что отсутствие необходимой судовой и полетной документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации связано с отсутствием у него материальных средств на их получение..
Выслушав истца и ответчика, исследовав материалы дела суд признает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 8 Воздушного кодекса РФ обязательной сертификации подлежат юридические лица - разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; физические лица, юридические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты; образовательные учреждения и образовательные подразделения организаций, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности.
Статьей 21 Воздушного кодекса РФ установлено, что авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 395 функции по государственному регулированию деятельности в области гражданской авиации возложены на Министерство транспорта Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта» уполномоченным органом в области гражданской авиации является Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), на которое в соответствии с указанным Положением возложены функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 33 Воздушного кодекса РФ воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации.
Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Воздушного кодекса РФ пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Согласно ч. 1 ст. 8 Воздушного кодекса РФ обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат гражданские воздушные суда.
В силу требований ст. 36 Воздушного кодекса РФ, гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды. Порядок выдачи сертификата летной годности устанавливается федеральными авиационными правилами.
Согласно п. 2 Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации», утвержденных приказом Минтранса 16.05.2003 №132 (далее ФАП-132) сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) - документ, выдаваемый уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом для подтверждения соответствия летной годности экземпляра ВС, установленным требованиям.
Статьями 66, 67 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что к полету допускается воздушное судно, имеющее государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки, прошедшее необходимую подготовку и имеющее на борту соответствующую документацию, в том числе сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам).
Согласно ст. 57 Воздушного кодекса РФ командиром воздушного судна является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика).
Согласно ст. 16 Воздушного кодекса Российской Федерации в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства.
В соответствии с п. 124 - 125 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138, уведомительный порядок использования воздушного пространства устанавливается в воздушном пространстве класса G.
Пользователи воздушного пространства, планирующие выполнение полетов в воздушном пространстве класса G, обязаны уведомить соответствующие органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) о своей деятельности в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.
При планировании полетов в воздушном пространстве класса G пользователи воздушного пространства обязаны иметь аэронавигационную и метеорологическую информацию.
Как установлено судом и следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения оперативно - розыскных мероприятий работниками Махачкалинского ЛУ МВД России на транспорте совместно с УФСБ России по Республике Дагестан выявлен факт пилотирования Магомедовым М, над территорией Республики Дагестан летательного аппарата - самолета «Авиатика №», не прошедшего государственной регистрации, не поставленного на государственный учет и не имеющего опознавательных знаков. Полеты происходили в воздушном пространстве класса G.
Собственником воздушного судна является Магомедов К.Б., сертификат летной годности на указанное воздушное судно у Магомедова К.Б. отсутствует.
Согласно результатов оперативно - розыскных мероприятий, проведенных сотрудниками Махачкалинского ЛУ МВД России на транспорте и УФСБ России по <адрес> внутри ангара расположенного на территории аэродрома ООО «Аэропорт Махачкала-1» у <адрес> Республики Дагестан, находится летательный аппарат - самолет «№», принадлежащий Магомедову К.Б., на которые у Магомедова К.Б. отсутствуют необходимые документы.
При выполнении полета уведомление об использовании воздушного пространства в органы организации воздушного движения не направлялось, судовая и полетная документация на борту воздушного судна отсутствовала, радиосвязь с диспетчерами диспетчерского пункта не велась.
Также установлено, что Магомедов К.Б., как собственник летательного аппарата, в органы Росавиации для государственной регистрации данного воздушного судна, а также для получения сертификата летной годности не обращался.
Документ о государственной регистрации права собственности на воздушное судно, а также сертификат летной годности (удостоверения о годности к полетам), необходимые для допуска к эксплуатации воздушных судов и осуществления полетов в воздушном пространстве Российской Федерации у Магомедов К.Б. отсутствует.
Согласно ст. 57 Воздушного Кодекса РФ командиром воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика, внешнего пилота), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа.
В нарушение ст.57 Воздушного Кодекса РФ отсутствует действующее свидетельство пилота.
При указанных обстоятельствах невыполнение ответчиком - Магомедовым К.Б. требований воздушного законодательства и обязанностей по государственной регистрации воздушного судна, получению в установленном порядке свидетельства пилота, сертификата летной годности на используемое воздушное судно, и оборудование его поисковыми и аварийно-спасательными средствами, влечет невозможность обеспечить на должном уровне безопасность полетов и авиационную безопасность при производстве полетов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Ярмухамедова Р.Ф. к Магомедову М о запрете выполнении полетов на воздушном судне (самолете) «Авиатика №» до получения свидетельства пилота, а также свидетельства на эксплуатацию и передачу для эксплуатации третьим лицам воздушного судна (самолета) «Авиатика №», до его государственной регистрации в качестве гражданского воздушного судна и получения сертификата летной годности на данное воздушное судно, а также использование воздушного пространства Российской Федерации без уведомления в установленном порядке органов Единой системы организации воздушного движения об использовании воздушного пространства и без радиосвязи с диспетчером диспетчерского пункта - удовлетворить.
Запретить Магомедову М выполнение полетов на воздушном судне (самолете) «Авиатика № до получения свидетельства пилота, а также свидетельства на эксплуатацию и передачу для эксплуатации третьим лицам воздушного судна (самолета) «Авиатика №», до его государственной регистрации в качестве гражданского воздушного судна и получения сертификата летной годности на данное воздушное судно, а также использование воздушного пространства Российской Федерации без уведомления в установленном порядке органов Единой системы организации воздушного движения об использовании воздушного пространства и без радиосвязи с диспетчером диспетчерского пункта.
Мотивированное решение составлено 19 октября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: П.А. Махатилова
Отпечатано в совещательной комнате