ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3741/20 от 15.10.2020 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело № 2-3741/20

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2020 года г. Махачкала

Советский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего судьи Махатиловой П.А., с участием прокурора Якубова М.Я. при секретаре Манатилове М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к Магомедову М о запрете выполнения полетов на воздушном судне (самолете) «Авиатика МАИ 890У».

УСТАНОВИЛ:

Махачкалинский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском к ФИО2 о запрете выполнения полетов на воздушном судне (самолете) «Авиатика МАИ 890У» до получения свидетельства пилота, а также свидетельства на эксплуатацию и передачу для эксплуатации третьим ли­цам воздушного судна (самолета) «Авиатика МАИ 890У», до его государствен­ной регистрации в качестве гражданского воздушного судна и получения серти­фиката летной годности на данное воздушное судно, а также использование воз­душного пространства Российской Федерации без уведомления в установленном порядке органов Единой системы организации воздушного движения об исполь­зовании воздушного пространства и без радиосвязи с диспетчером диспетчерско­го пункта, указывая в обоснование иска, что Махачкалинской транспортной прокуратурой проведены надзорные мероприятия в сфере исполнения требований законодательства при использовании легкой и сверхлегкой авиации для выполнения авиационных работ и пассажир­ских перевозок, а также использования ими воздушного пространства.

Указал в обоснование иска, что 12.07.2020 в ходе проведения оперативно - розыскных мероприятий работниками Махачкалинского ЛУ МВД России на транспорте совместно с УФСБ России по Республике Дагестан выявлен факт пилотирования Магомедовым М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения над терри­торией Республики Дагестан летательного аппарата - самолета «Авиатика МАИ 890У», не прошедшего государственной регистрации, не поставленного на госу­дарственный учет и не имеющего опознавательных знаков. Полеты происходили в воздушном пространстве класса G.

Собственником воздушного судна согласно его же объяснений является он сам, т.е. Магомедов К.Б. На момент проведения вышеуказанного полета сертифи­кат летной годности на указанное воздушное судно отсутствовал.

При выполнении полета уведомление об использовании воздушного про­странства в органы организации воздушного движения не направлялось, судовая и полетная документация на борту воздушного судна отсутствовала, радиосвязь с диспетчерами диспетчерского пункта не велась.

Проверкой установлено, что уведомительный порядок использования воз­душного пространства Магомедовым К.Б. в нарушение ст. 16 ВК РФ, не соблю­ден. Соответствующие органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) о своей деятельности в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации Магомедов К.Б. не поставил. Магомедов К.Б. не является пользователем воздушного пространства, по­скольку не наделен в установленном законом порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Согласно результатов оперативно - розыскных мероприятий, проведенных сотрудниками Махачкалинского ЛУ МВД России на транспорте и УФСБ России по Республике Дагестан внутри ангара расположенного на территории аэродрома ООО «Аэропорт Махачкала-1» у <адрес> Республики Дагестан, находится летательный аппарат - самолет «Авиатика МАИ 890У», при­надлежащий Магомедову К.Б., на которые у Магомедова К.Б. отсутствуют необ­ходимые документы.

Также установлено, что Магомедов К.Б., как собственник летательного ап­парата, в органы Росавиации для государственной регистрации данного воздуш­ного судна, а также для получения сертификата летной годности вопреки требо­ваниям ст. ст. 33, 36, 66, 67 ВК РФ и ФАЛ-132 не обращался.

В настоящее время у Магомедов К.Б. отсутствует документ о государ­ственной регистрации права собственности на воздушное судно, а также серти­фикат летной годности (удостоверения о годности к полетам), необходимые для допуска к эксплуатации воздушных судов и осуществления полетов в воздушном пространстве Российской Федерации.

Отсутствие сертификата летной годности и документов о регистрации воз­душного судна влечет наложение запрета на его эксплуатацию.

Кроме того, у Магомедова К.Б. в нарушение ст.57 ВК РФ отсутствует дей­ствующее свидетельство пилота.

Также установлено, что 12.07.2020г., при проведении полетов над террито­рией Республики Дагестан уведомление о вылетах от Магомедова К.Б. в Прика­спийский центр ОВД ФГУП «Государственная корпорация по организации воз­душного движения в Российской Федерации» филиал «Аэронавигации Юга» не поступало.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями Магомедова К.Б. и материалами проверки.

При указанных обстоятельствах невыполнение ответчиком - Магомедовым К.Б. требований воздушного законодательства и обязанностей по государствен­ной регистрации воздушного судна, получению в установленном порядке свиде­тельства пилота, сертификата летной годности на используемое воздушное суд­но, и оборудование его поисковыми и аварийно-спасательными средствами, вле­чет невозможность обеспечить на должном уровне безопасность полетов и авиа­ционную безопасность при производстве полетов.

В связи с этим создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоро­вью неопределённого круга лиц, могут быть нарушены конституционные права граждан на жизнь и здоровье, закрепленные в ст.ст. 20, 41 Конституции РФ. Кро­ме того, могут иметь в дальнейшем место факты допуска указанных воздушных судов к полетам в отсутствие судовой и полетной документации, а также исполь­зование судов в технически неисправном состоянии, что может повлечь тяжкие последствия. По материалам направленным Махачкалинской транспортной прокурату­рой Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо — Кавказскому федеральному округу Ма­гомедов К.Б. 12.08.2020 привлечен к административной ответственности по ч. 6 ст. 11.5 КоАП РФ (управление воздушным судном, на котором отсутствует судо­вая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации), ч. 4 ст. 11.5 КоАП РФ (управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им), по ч. 5 ст. 11.5 КоАП РФ (управление воздуш­ным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставлен­ным на государственный учет) и по ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ (нарушение правил ис­пользования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния).

В судебном заседании прокурора Якубов М.Я., исковые требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Магомедов К.Б. исковые требования признал и пояснил, что отсутствие необходимой судо­вой и полетной документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации связано с отсутствием у него материальных средств на их получение..

Выслушав истца и ответчика, исследовав материалы дела суд признает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с за­явлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 1 ст. 8 Воздушного кодекса РФ обязательной сертификации подлежат юридические лица - разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; физические лица, юридические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты; образовательные учреждения и образовательные подразделения организаций, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности.

Статьей 21 Воздушного кодекса РФ установлено, что авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 395 функции по государственному регулированию деятельности в области граж­данской авиации возложены на Министерство транспорта Российской Федера­ции.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воз­душного транспорта» уполномоченным органом в области гражданской авиации является Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), на кото­рое в соответствии с указанным Положением возложены функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воз­душного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного про­странства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользова­телей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной реги­страции прав на воздушные суда и сделок с ними.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 33 Воздушного кодекса РФ воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в Государ­ственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выда­чей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключе­ния соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации.

Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Россий­ской Федерации возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Воздушного кодекса РФ пользователями воздушного простран­ства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном по­рядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Согласно ч. 1 ст. 8 Воздушного кодекса РФ обязательной сертификации органом, уполномо­ченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном феде­ральными авиационными правилами, подлежат гражданские воздушные суда.

В силу требований ст. 36 Воздушного кодекса РФ, гражданские воздушные суда, за исклю­чением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой кон­струкции 115 килограммов и менее, допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности выдается на основа­нии сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды. Порядок выдачи сертификата летной годности устанавливается федеральными авиационными правилами.

Согласно п. 2 Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации», утвержденных приказом Мин­транса 16.05.2003 №132 (далее ФАП-132) сертификат летной годности (удостове­рение о годности к полетам) - документ, выдаваемый уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом для подтвер­ждения соответствия летной годности экземпляра ВС, установленным требовани­ям.

Статьями 66, 67 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что к полету допускается воздуш­ное судно, имеющее государственный и регистрационный или учетный опознава­тельные знаки, прошедшее необходимую подготовку и имеющее на борту соот­ветствующую документацию, в том числе сертификат летной годности (удосто­верение о годности к полетам).

Согласно ст. 57 Воздушного кодекса РФ командиром воздушного судна является лицо, име­ющее действующее свидетельство пилота (летчика).

Согласно ст. 16 Воздушного кодекса Российской Федерации в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными прави­лами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства.

В соответствии с п. 124 - 125 Федеральных правил использования воздуш­ного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Пра­вительства РФ от 11.03.2010 № 138, уведомительный порядок использования воз­душного пространства устанавливается в воздушном пространстве класса G.

Пользователи воздушного пространства, планирующие выполнение поле­тов в воздушном пространстве класса G, обязаны уведомить соответствующие органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) о своей дея­тельности в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.

При планировании полетов в воздушном пространстве класса G пользова­тели воздушного пространства обязаны иметь аэронавигационную и метеороло­гическую информацию.

Как установлено судом и следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения оперативно - розыскных мероприятий работниками Махачкалинского ЛУ МВД России на транспорте совместно с УФСБ России по Республике Дагестан выявлен факт пилотирования Магомедовым М, над терри­торией Республики Дагестан летательного аппарата - самолета «Авиатика », не прошедшего государственной регистрации, не поставленного на госу­дарственный учет и не имеющего опознавательных знаков. Полеты происходили в воздушном пространстве класса G.

Собственником воздушного судна является Магомедов К.Б., сертифи­кат летной годности на указанное воздушное судно у Магомедова К.Б. отсутствует.

Согласно результатов оперативно - розыскных мероприятий, проведенных сотрудниками Махачкалинского ЛУ МВД России на транспорте и УФСБ России по <адрес> внутри ангара расположенного на территории аэродрома ООО «Аэропорт Махачкала-1» у <адрес> Республики Дагестан, находится летательный аппарат - самолет «», при­надлежащий Магомедову К.Б., на которые у Магомедова К.Б. отсутствуют необ­ходимые документы.

При выполнении полета уведомление об использовании воздушного про­странства в органы организации воздушного движения не направлялось, судовая и полетная документация на борту воздушного судна отсутствовала, радиосвязь с диспетчерами диспетчерского пункта не велась.

Также установлено, что Магомедов К.Б., как собственник летательного ап­парата, в органы Росавиации для государственной регистрации данного воздуш­ного судна, а также для получения сертификата летной годности не обращался.

Документ о государ­ственной регистрации права собственности на воздушное судно, а также серти­фикат летной годности (удостоверения о годности к полетам), необходимые для допуска к эксплуатации воздушных судов и осуществления полетов в воздушном пространстве Российской Федерации у Магомедов К.Б. отсутствует.

Согласно ст. 57 Воздушного Кодекса РФ командиром воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика, внешнего пилота), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа.

В нарушение ст.57 Воздушного Кодекса РФ отсутствует дей­ствующее свидетельство пилота.

При указанных обстоятельствах невыполнение ответчиком - Магомедовым К.Б. требований воздушного законодательства и обязанностей по государствен­ной регистрации воздушного судна, получению в установленном порядке свиде­тельства пилота, сертификата летной годности на используемое воздушное суд­но, и оборудование его поисковыми и аварийно-спасательными средствами, вле­чет невозможность обеспечить на должном уровне безопасность полетов и авиа­ционную безопасность при производстве полетов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Ярмухамедова Р.Ф. к Магомедову М о запрете выполнении полетов на воздушном судне (самолете) «Авиатика » до получения свидетельства пилота, а также свидетельства на эксплуатацию и передачу для эксплуатации третьим ли­цам воздушного судна (самолета) «Авиатика », до его государствен­ной регистрации в качестве гражданского воздушного судна и получения серти­фиката летной годности на данное воздушное судно, а также использование воз­душного пространства Российской Федерации без уведомления в установленном порядке органов Единой системы организации воздушного движения об исполь­зовании воздушного пространства и без радиосвязи с диспетчером диспетчерско­го пункта - удовлетворить.

Запретить Магомедову М выполнение полетов на воздушном судне (самолете) «Авиатика до получения свидетельства пилота, а также свидетельства на эксплуатацию и передачу для эксплуатации третьим ли­цам воздушного судна (самолета) «Авиатика », до его государствен­ной регистрации в качестве гражданского воздушного судна и получения серти­фиката летной годности на данное воздушное судно, а также использование воз­душного пространства Российской Федерации без уведомления в установленном порядке органов Единой системы организации воздушного движения об исполь­зовании воздушного пространства и без радиосвязи с диспетчером диспетчерско­го пункта.

Мотивированное решение составлено 19 октября 2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: П.А. Махатилова

Отпечатано в совещательной комнате