ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-378/16 от 26.05.2016 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Копия Дело № 2-378/16Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Казань 26 мая 2016 года

Приволжский районный суд г.Казани в составе:

председательствующего судьи Хасановой Э.К.,

при секретаре Сагдеевой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Набережные Челны в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о прекращении деятельности до устранения нарушений требований федерального законодательства,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г.Набережные Челны обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к <данные изъяты> о приостановлении деятельности до устранения нарушений требований федерального законодательства, указав в обоснование исковых требований, что в результате проверки соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в районе нахождения автомобильной газозаправочной станции (далее по тексту – АГЗС ), принадлежащей <данные изъяты>, расположенной на автомобильной дороге общего пользования регионального значения «Набережные Челны – Водозабор», выявлены следующие нарушения:

1) АГЗС размещено в полосе отвода региональной автодороги «Набережные Челны – Водозабор» без согласования с балансодержателем автомобильной дороги – Государственным казенным учреждением «Главтатдортранс» (далее по тексту - ГКУ «Главтатдортранс») и Государственным бюджетным учреждением «Безопасность дорожного движения» (далее по тексту - ГБУ «Безопасность дорожного движения). Кроме того, в нарушение федерального законодательства объект функционирует без соответствующего проекта организации дорожного движения, согласованного в установленном порядке с Управлением ГИБДД МВД по РТ.

2) в зоне размещения объекта не обеспечено наличие в полном объеме соответствующих информационных, предупреждающих дорожных знаков, предусмотренных схемой организации дорожного движения, что является нарушением требований ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 52766.

3) расстояние от кромки проезжей части автодороги до элементов дорожного сервиса составляет 8 метров, тогда как в соответствии с подпунктом «н» пункта 3.1 Правил установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Татарстан, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01 декабря 2008 года № 841, указанное расстояние должно составлять не менее 25 метров от кромки проезжей части, с необходимостью отделения от автомобильной дороги обособленной разделительной полосой шириной 6-20 метров.

С учетом изложенного Прокурор г.Набережные Челны просит приостановить деятельность указанной АГЗС до устранения выявленных нарушений федерального законодательства.

В процессе рассмотрения дела представитель Прокурора г.Набережные Челны уточнил исковые требования, просил прекратить деятельность АГЗС , принадлежащей Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром сжиженный газ», расположенной на автомобильной дороге общего пользования регионального значения «Набережные Челны – Водозабор», до устранения выявленных нарушений требований федерального законодательства – до согласования проекта организации дорожного движения с Управлением ГИБДД МВД по РТ и согласования с ГКУ «Главтатдортранс», ГБУ «Безопасность дорожного движения» проекта о размещении объекта в полосе отвода региональной автодороги «Набережные Челны – Водозабор», а также до обеспечения в зоне размещения объекта наличия в полном объеме соответствующих информационных, предупреждающих дорожных знаков, предусмотренных схемой организации дорожного движения.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГБУ «Безопасность дорожного движения», ГКУ «Главтатдортранс» в судебное заседание не явились, о наличии уважительных причин своей неявки суду не сообщили. Представители сторон не возразили против рассмотрения дела в отсутствие указанных представителей. С учетом изложенного, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ГБУ «Безопасность дорожного движения», ГКУ «Главтатдортранс».

Представитель Прокурора г.Набережные Челны в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве, дополнении к отзыву.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Управления ГИБДД МВД по РТ просил исковые требования удовлетворить.

Заслушав представителей сторон и третьего лица, эксперта, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статье 1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об автомобильных дорогах) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность).

Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения.

Из статьи 4 Закона об автомобильных дорогах следует, что законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Отношения, указанные в статье 1 настоящего Федерального закона, могут регулироваться также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

Согласно статье 3 вышеназванного Закона автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Под объектами дорожного сервиса понимаются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).

Полоса отвода автомобильной дороги – это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

В соответствии с пунктом 6, пунктом 9 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации).

К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Из материалов дела судом установлено, что в результате обследования состояния автомобильных дорог и придорожных полос, проведенного сотрудниками Управления ГИБДД МВД по РТ и специалистами <данные изъяты> на автомобильной дороге общего пользования регионального значения «Набережные Челны – Водозабор», проходящей по территории Тукаевского района Республики Татарстан на 1 км. + 050 м., выявлена АГЗС , принадлежащая <данные изъяты> функционирующая с нарушениями действующего федерального и республиканского законодательства, которые, в частности, выражены в размещении АГЗС в полосе отвода региональной автодороги «Набережные Челны-Водобзабор» без согласования с балансодержателем автомобильной дороги – ГКУ «Главтатдортранс» и ГБУ «Безопасность дорожного движения»; кроме того, установлено, что объект функционирует без соответствующего проекта организации дорожного движения, согласованного в установленном порядке с УГИБДД МВД по РТ. В зоне размещения объекта не обеспечено наличие в полном объеме соответствующих информационных, предупреждающих дорожных знаков, предусмотренных схемой организации дорожного движения, что является нарушением требований ФИО5 52289-2004 и ФИО5 52766. Расстояние от кромки проезжей части автодороги до элементов дорожного сервиса составляет 8 метров, тогда как согласно подпункту 3.1 Правил установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального значения РТ, утвержденных Постановлением Кабинета Министров РТ от ДД.ММ.ГГГГ, указанное расстояние должно составлять 25 метров от кромки проезжей части с необходимостью отделения автомобильной дороги обособленной разделительной полосой шириной 6 – 20 метров.

Вышеизложенные обстоятельства получили отражение в акте от ДД.ММ.ГГГГ, составленном представителями ГБУ «Безопасность дорожного движения», УГБИДД МВД по РТ и собственника объекта – начальника участка АГЗС , и письме Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по РТ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно материалам дела ранее АГЗС принадлежала на праве собственности Обществу с ограниченной ответственностью «Пропан».

<данные изъяты> в 2007 году по заказу Общества с ограниченной ответственностью «Пропан» выполнен рабочий проект вышеуказанной АГЗС.

ДД.ММ.ГГГГ указанный проект согласован с главным архитектором <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ – с начальником ГИБДД УВД по <адрес>.

Исполнительным комитетом муниципального образования <адрес>ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> выдано разрешение № RU16302000-122 на ввод в эксплуатацию объекта - АГЗС, расположенной по адресу: РТ, г.Набережные Челны, на выезде из города в сторону совхоза «Гигант», на месте бывшего поста ГАИ, в районе станции очистки воды.

В настоящее время собственником земельного участка, на котором находится спорная АГЗС, общей площадью кв.м., относящегося к категории земель «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием «под АГЗС», расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 16:52:100401:6, является Открытое акционерное общество «Газпромэнергосеть», что следует из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Автомобильная газозаправочная станция в составе емкости Г2, забора, навеса, операторской, земельного участка, асфальтового покрытия, молниеприемников, насосного оборудования, охранно-пожарной сигнализации, подземного резервуара, системы видеонаблюдения, технологической системы РПГ-8, электронной газовой заправочной колонки передана Открытым акционерным общество «Газпромэнергосеть» (арендодатель) по договору аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ во временное владение и пользование за плату Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром сжиженный газ».

Согласно свидетельству о регистрации № А43-00777 от 04 сентября 2014 года указанные объекты внесены в государственный реестр опасных производственных объектов.

По мнению истца, спорная АГЗС размещена в пределах полосы отвода региональной автодороги «Набережные Челны-Водозабор» и должна соответствовать требованиям Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», национальных стандартов, Постановления Кабинета Министров РТ от 01 декабря 2008 года № 841, предусматривающим необходимость согласования строительства и размещения объектов дорожного сервиса с балансодержателем автомобильной дороги в лице ГБУ «Безопасность дорожного движения», ГКУ «Главтатдортранс», а также необходимость проекта организации дорожного движения, согласованного с Управлением ГИБДД МВД по РТ.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пунктом 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с частью 1, частью 5, частью 12 статьи 22 Закона об автомобильных дорогах размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.

В случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, органом местного самоуправления городского поселения, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществлять в границах городского поселения.

Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов дорожного сервиса или реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам без разрешения на строительство, без предусмотренного частью 11 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса или реконструкции, капитального ремонта и ремонта примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения указанных требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов дорожного сервиса или примыканий с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении таких объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1, части 4 статьи 25 Закона об автомобильных дорогах границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

Земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов.

В силу частей 1, 3, 5, 6, 7 – 9 статьи 26 Закона об автомобильных дорогах для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы.

Решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об изменении границ таких придорожных полос принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Решение об установлении границ придорожных полос частных автомобильных дорог или об изменении границ таких придорожных полос принимается:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или строительство которых планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

2) уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) или строительство которых планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);

3) органом местного самоуправления муниципального района в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях в границах муниципального района или строительство которых планируется осуществлять в границах муниципального района на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях в границах муниципального района, а также в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях сельских поселений (за исключением случая, установленного пунктом 3.1 настоящей части);

3.1) органом местного самоуправления сельского поселения в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территории сельского поселения (в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений);

4) органом местного самоуправления городского поселения в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены в границах городского поселения или строительство которых планируется осуществлять в границах городского поселения;

5) органом местного самоуправления городского округа в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены в границах городского округа или строительство которых планируется осуществлять в границах городского округа.

Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения или об изменении границ таких придорожных полос, в течение семи дней со дня принятия такого решения направляют копию такого решения в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления поселения, в отношении территорий которых принято такое решение.

Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления поселения в месячный срок со дня поступления копии решения об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги обязаны уведомить собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в границах придорожных полос автомобильной дороги, об особом режиме использования этих земельных участков.

Обозначение границ придорожных полос автомобильных дорог на местности осуществляется владельцами автомобильных дорог за их счет.

Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).

Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей без разрешения на строительство (в случае, если для строительства или реконструкции указанных объектов требуется выдача разрешения на строительство), без предусмотренного частью 8 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, осуществить снос незаконно возведенных объектов и сооружений и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения таких требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов или сооружений с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении указанных объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок осуществления владельцем автомобильной дороги мониторинга соблюдения технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

В соответствии со статьей 20 Закона РТ от 03 августа 2009 года № 43-ЗРТ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Республики Татарстан» автомобильные дороги обустраиваются объектами дорожного сервиса, предназначенными для обслуживания участников дорожного движения по пути следования.

Размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.

Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги допускается при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.

В случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги регионального либо местного значения, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, соответственно уполномоченным органом либо подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в границах полосы отвода которой планируется осуществить строительство, реконструкцию таких объектов.

В случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги разрешение на строительство выдается органами местного самоуправления в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом.

Согласно статье 25 Закона РТ от 03 августа 2009 года № 43-ЗРТ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Республики Татарстан» границы полосы отвода автомобильной дороги регионального значения определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом норм отвода земель для размещения указанных объектов.

Организация проведения землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков, необходимых для размещения полосы отвода автомобильной дороги регионального, местного значения в случае строительства (реконструкции) автомобильной дороги либо для установления границ полосы отвода существующей автомобильной дороги, обеспечивается уполномоченным органом либо подведомственным ему государственным учреждением, осуществляющим функции заказчика или в оперативном управлении которого находится автомобильная дорога, органом местного самоуправления.

В границах полосы отвода автомобильной дороги запрещаются выполнение работ и виды хозяйственной деятельности, указанные в части 3 статьи 25 Федерального закона.

Земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов. В отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций, допускается установление частных сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом. Земельные участки для размещения объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций в границах полосы отвода автомобильной дороги регионального, местного значения предоставляются соответственно уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в области земельных и имущественных отношений, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.

Допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций на условиях частного сервитута, в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута в порядке, установленном федеральным законодательством.

В отношении земельных участков в границах полос отвода частных автомобильных дорог могут устанавливаться сервитуты в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством.

Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального значения устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

В соответствии со статьей 26 указанного Закона придорожные полосы устанавливаются для всех категорий автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов.

Решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог регионального, местного значения или об изменении границ таких придорожных полос принимается соответственно уполномоченным органом, органом местного самоуправления.

Решение об установлении границ придорожных полос частных автомобильных дорог или об изменении границ таких придорожных полос принимается:

1) уполномоченным органом в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) или строительство которых планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);

2) органом местного самоуправления поселения, городского округа в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены в границах поселения, городского округа или строительство которых планируется осуществлять в границах поселения, городского округа;

3) органом местного самоуправления муниципального района в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территории двух и более поселений и (или) на межселенных территориях в границах муниципального района или строительство которых планируется осуществлять в границах муниципального района на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях.

Орган, принявший решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог регионального, местного значения или об изменении границ таких придорожных полос, уведомляет соответствующий орган местного самоуправления в порядке, установленном частью 5 статьи 26 Федерального закона.

Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков (частей земельных участков), расположенных в границах придорожных полос автомобильных дорог, должны быть уведомлены об особом режиме использования таких земельных участков (частей земельных участков) в порядке, установленном частью 6 статьи 26 Федерального закона.

Обозначение границ придорожных полос автомобильных дорог регионального, местного значения осуществляется владельцами автомобильных дорог за их счет.

Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускается при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).

Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей без разрешения на строительство (в случае, если для строительства или реконструкции указанных объектов требуется выдача разрешения на строительство), без предусмотренного частью 7 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, осуществить снос незаконно возведенных объектов и сооружений и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения таких требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов или сооружений с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении указанных объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог регионального значения устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

В соответствии с пунктом 2.1 Правил установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Татарстан, утвержденных Постановлением Кабинета Министров РТ от 01 декабря 2008 года № 841, для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы.

Из анализа указанных правовых норм следует, что согласие владельца автомобильной дороги на размещение объектов дорожного сервиса требуется в случае, если такие объекты размещены в границах придорожных полос автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов.

Из пункта 2.3 Правил установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Татарстан, утвержденных Постановлением Кабинета Министров РТ от 01 декабря 2008 года № 841, следует, что земли, занятые полосами отвода и придорожными полосами, подлежат в установленном порядке учету в органах государственного земельного кадастра.

Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).

Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, что следует из статьи 5 Закона «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Согласно статье 90 Земельного кодекса РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения автомобильных дорог;

2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;

3) установления полос отвода автомобильных дорог.

Согласно статье 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

В рамках настоящего дела для определения того, находится ли АГЗС в полосе отвода региональной автодороги «Набережные Челны – Водозабор», судом по ходатайству представителя ответчика была назначена землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам Открытого акционерного общества «Земля».

Из заключения, выполненного экспертом <данные изъяты>СТЕПАНОВА Н.В., следует, что АГЗС , в том числе, резервуары, забор, навес, здание операторской, молниеприёмники, насосное оборудование, заправочные колонки и стелла расположены в отведенных границах земельного участка с кадастровым номером 16:52:100401:6.

При этом, полоса отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Набережные Челны-Водозабор» согласно сведениям государственного кадастра недвижимости не установлена, то есть полосы отвода указанной дороги в натуре установить невозможно. Следовательно, владельцы автомобильной дороги «Набережные Челны – Водозабор» не обращались с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет полосы отвода указанной автомобильной дороги.

Из описательной части заключения следует, что земельный участок с кадастровым номером 16:52:100401:6, на котором находится спорная АГЗС, расположен в границах <адрес>, утвержденного решением Городского совета муниципального образования <адрес> РТ 2 созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Генеральный план <адрес>». Постановка на кадастровый учет границы муниципального образования <адрес> была осуществлена ДД.ММ.ГГГГ, межевание границы муниципального образования <адрес> осуществлялось Открытым акционерным обществом «Земля» на основании решения Городского совета муниципального образования <адрес> РТ 2 созыва от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 16:52:100401:6 расположен в границах муниципального образования <адрес>.

Указанные обстоятельства подтвердила в ходе судебного заседания эксперт СТЕПАНОВА Н.В., предупрежденная об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Из статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ следует, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

При вынесении решения суд считает необходимым основываться на данном заключении, поскольку экспертиза проведена по определению суда, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, предусмотренной статьей 307 Уголовного кодекса РФ, имеет длительный стаж экспертной работы и соответствующую квалификацию. Представителем истца указанное заключение не оспорено, ходатайство о назначении повторной либо дополнительной экспертизы суду не заявлено.

Из свидетельства о государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:100401:6, на котором расположена АГЗС , следует, что указанный земельный участок находится в пределах <адрес>.

В акте от ДД.ММ.ГГГГ, составленном с участием представителей ГБУ «Безопасность дорожного движения», УГИБДД МВД по РТ и начальника АГЗС , также указано, что АГЗС расположена в границах <адрес>.

Более того, в ходе судебного заседания представитель третьего лица Управления ГИБДД МВД по РТ сообщил, что решение об установлении полосы отвода, придорожной полосы на автомобильной дороге «Набережные Челны – Водозабор» в районе АГЗС , соответствующее положениям статей 25, 26 Закона об автомобильных дорогах, отсутствует.

Представитель истца также сообщил, что такое решение он представить не может.

Поскольку спорная АГЗС расположена в границах <адрес>, к данному объекту не применимы положения вышеизложенных норм о необходимости согласования строительства объекта с владельцем автомобильной дороги.

Кроме того, поскольку отсутствуют документы по планировке территории, межевание участка не проводилось, нет оснований полагать, что на данном участке установлены полосы отвода, и спорный объект расположен в границах полосы отвода автомобильной дороги.

Согласно статье 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:

принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу части 1, части 2 статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии со статьей 13 указанного Федерального закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского окрга относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1, части 2 статьи 21 «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основе проектов, схем и иной документации.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в частности, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 и статьей 15 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.

Поскольку ответчик не является лицом, осуществляющим содержание автомобильной дороги, собственником автомобильной дороги либо правообладателем земельного участка, предоставленного для размещения автомобильной дороги, а также органом местного самоуправления, на него не может быть возложена обязанность по согласованию проекта организации дорожного движения с Управлением ГИБДД МВД по РТ.

В соответствии с пунктом «н» пункта 3.1 Правил установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Татарстан, утвержденных Постановлением Кабинета Министров РТ от 01 декабря 2008 года № 841, размещение объектов в пределах полос отвода и придорожных полос разрешается при соблюдении следующих условий: объекты дорожного сервиса необходимо отделять от автомобильной дороги обособленной разделительной полосой шириной 6 - 20 метров. При размещении объектов дорожного сервиса минимально допустимое расстояние от кромки проезжей части должно быть не менее 25 метров. Указанные расстояния следует принимать от ближайших элементов конструкций, относящихся к объекту.

Таким образом, указанные требования также относятся к объектам, размещенным в пределах полосы отвода и придорожных полос. По основаниям, изложенным выше, к спорному объекту данные требования не применимы.

Относительно требования, касающегося дорожных знаков, суд исходит из следующего.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно части 1 и части 2 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Присутствующий в судебном заседании представитель третьего лица Управления ГИБДД МВД по РТ пояснил, что на сегодняшний день ответчиком установлено большинство требуемых информационных и предупреждающих знаков дорожного движения.

Как следует из искового заявления, основанием для обращения истца в суд является защита принципа приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Между тем, в рассматриваемом случае суд усматривает несоразмерность заявленных требований – о прекращении деятельности юридического лица - объему нарушенных действиями ответчика прав неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие нескольких информационных и предупреждающих дорожных знаков не влечет за собой значительную общественную опасность; в то же время, указанное обстоятельство может являться основанием для возложения соответствующей административной ответственности на виновное лицо, либо являться основанием для обращения с иском в суд о возложении на виновное лицо обязанности по установлению соответствующих дорожных знаков.

Более того, представителем ответчика представлены доказательства принятия мер по устранению нарушений, касающихся дорожных знаков.

С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о прекращении деятельности АГЗС до устранения нарушений требований федерального законодательства.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Прокурора г.Набережные Челны в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром сжиженный газ» о прекращении деятельности до устранения нарушений требований федерального законодательства оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Приволжский районный суд г.Казани.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья Приволжского районного

суда г. Казани РТ Э.К.Хасанова