ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3791/2021 от 09.03.2022 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2-476/2022

УИД 79RS0002-01-2021-010264-92

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Биробиджан 09 марта 2022 года

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Белоусовой И.А.,

при секретаре Мальцевой Н.В.,

с участием:

помощника прокурора г. Биробиджана Ревуцкого Р.С.,

представителя ответчика МБДОУ «Детский сад № 11» Вейцман Е.А.,

представителя ответчика мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО Луниной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Биробиджана ЕАО в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 11», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО о возложении обязанности совершить определённые действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Биробиджана в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к МБДОУ «Детский сад №11» о возложении обязанности совершить определённые действия, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения учреждением законодательства в сфере обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации, по результатам которой выявлены нарушения требований безопасности зданий и сооружений. По информации мэрии города капитальный ремонт здания МБДОУ «Детский сад № 11», с даты его ввода в эксплуатацию (1983 год), а также контрольная проверка и мониторинг технического состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания, не проводились. Просит обязать МБДОУ «Детский сад № 11» провести контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания МБДОУ «Детский сад № 11» в срок до 01.07.2022.

Определением суда от 15.02.2022 к производству суда приняты увеличенные исковые требования прокурора, согласно которым, истец также просит в случае недостаточности финансовых средств МБДОУ «Детский сад № 11» на выполнение вышеуказанных требований, обязать мэрию муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО произвести финансирование средств МБДОУ «Детский сад №11» за счет средств местного бюджета на обеспечение финансирования указанных мероприятий.

Этим же определением процессуальный статус мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО изменён с третьего лица на соответчика.

В судебном заседании помощник прокурора г. Биробиджана Ревуцкий Р.С. исковые требования поддержал в полном объёме по доводам искового заявления. НЕ возражал против увеличения срока исполнения решения суда, с учетом степени разумности.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 11» Вайцман Е.А. исковые требования признала в полном объёме, пояснив, что учреждением проведены первичные мероприятия: специализированной организацией проведен визуальный осмотр конструкций здания детского сада, но технические исследования не проводились. Также просила увеличить срок для исполнения требований прокурора до конца 2022 года, указав, что у учреждения отсутствуют денежные средства, необходимые для проведения всех мероприятий.

Представитель ответчика мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО Лунина А.В., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения заявленных исковые требований, но просила увеличить срок исполнения решения суда, указав, что в бюджете муниципального органа а указанные цели денежных средств нет, что данные денежные средства не закладывались в бюджет расходов.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав может осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обращение в суд прокурора г. Биробиджана в защиту прав неопределенного круга лиц вызвано несоблюдением требований законодательства в сфере обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании), государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе приоритета жизни и здоровья человека.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, в том числе в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части.

Согласно ст. ст. 8, 11 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения обеспечивалась эвакуация людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями.

В силу ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений, а также нормативным актом, регламентирующим требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений, является ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенный в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст (далее - ГОСТ 31937-2011).

Под комплексным обследованием технического состояния здания (сооружения) понимается комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров грунтов основания, строительных конструкций, инженерного обеспечения (оборудования, трубопроводов, электрических сетей и др.), характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование технического состояния здания (сооружения), теплотехнических и акустических свойств конструкций, систем инженерного обеспечения объекта, за исключением технологического оборудования (п. 3.3).

Обследование технического состояния здания (сооружения) – это комплекс мероприятий по определению и оценки фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследования грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности ( п. 3.4).

Общий мониторинг технического состояния здания (сооружений) – это система наблюдения и контроля, проводимая по определенной программе, утверждаемой заказчиком, для выявления объектов, на которых произошли значительные изменения напряженно-дефомированного состояния несущих конструкций или крена и для которых необходимо обследование их технического состояния (изменения напряженно-деформированного состояния характеризуются изменением имеющихся и возникновением новых деформаций или определяются путем инструментальных измерений) (п. 3.14).

Согласно п. 3.27 ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», система мониторинга инженерно-технического обеспечения – это совокупность программных и технических средств, позволяющих осуществлять сбор и обработку информации о различных параметрах работы системы инженерно-технического обеспечения здания (сооружения) в целях контроля возникновения в ей дестабилизирующих факторов и передачи сообщений о возникновении или прогнозе аварийных ситуаций в единую систему оперативно-диспетчерского управления города.

Пунктом 4.1 ГОСТ 31937-2011 предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга (пункта 4.3).

По правилам пункта 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.

Целью комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности сопротивления теплоотдаче и др.), с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции. При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для поведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта.

В случае ограниченно работоспособного и аварийного состояния здания и сооружения, получаемая информация должна быть достаточной для вариантного проектирования восстановления или усиления конструкций.

В силу п. 5.1. 7 ГОСТ 31937-2011, обследование технического состояния зданий (сооружений) должно проводиться в три этапа: 1. подготовка к проведению обследования; 2) предварительное (визуальное) обследование; 3) детальное (инструментальное) обследование.

В судебном заседании установлено, что МБДОУ «Детский сад № 11», расположенное по адресу: ЕАО <адрес>, имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Из материалов дела следует, что прокуратурой города проведена проверка деятельности мэрии города на предмет соблюдения законодательства в сфере обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений. В ходе проверки установлено, что капитальный ремонт здания МБДОУ «Детский сад № 11» с даты его ввода в эксплуатацию, а также контрольная проверка и мониторинг технического состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения зданий, не проводились.

Данные обстоятельства стороной ответчика в судебном заседании не оспаривались.

Из сведений, представленных мэрией города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО 01.10.2021 следует, что контрольная проверка и мониторинг состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно технического обеспечения зданий муниципальных образовательных учреждений с привлечением специализированных организаций проводилась только в <данные изъяты> Для проведения экспертизы по оценке состояния шестигруппового детского сада и небольшой школы необходимо 150 000 рублей, в бюджете города данных средств нет.

В соответствии с ч. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно Уставу МБДОУ «Детский сад № 11», функции и полномочия учредителя в отношении дошкольного учреждения от имени муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО осуществляются мэрией города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО. Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности.

При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора в полном объеме.

В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

Разрешая в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд, принимая во внимание, что выполнение возложенных судом обязанностей направлено на обеспечение безопасности неопределённого круга лиц, с учетом мнения участников процесса, считает возможным установить срок исполнения решения суда до 01.10.2022.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

В связи с чем, мэрия города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО освобождается от уплаты государственной пошлины по настоящему гражданскому делу, а с МБДОУ «Детский сад № 11» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 150 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд -

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Биробиджана ЕАО в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 11», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО о возложении обязанности совершить определённые действия - удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11» в срок до 01.010.2022 провести контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания МБДОУ «Детский сад № 11», расположенного по адресу ЕАО, <адрес>.

При недостаточности либо отсутствии денежных средств у МБДОУ «Детский сад № 11» на осуществление указанных мероприятий обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО произвести финансирование муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 11» за счет средств местного бюджета для выполнения дошкольным учреждением указанных мероприятий.

Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 11» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья И.А. Белоусова