ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3840/2021 от 30.05.2022 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2-595/2022

УИД 91RS0024-01-2021-004429-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта 30 мая 2022 г.

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кулешовой О.И., при помощнике Васюк А.А., с участием представителя истца Подружко В.Н., ответчика Кирюхиной М.Б., представителя ответчика Аташиковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Ялта Республики Крым к Кирюхиной Марии Борисовне о признании строения самовольной постройкой, сносе самовольного строения,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,

установил:

Администрация города Ялта Республики Крым обратилась в суд с иском к Кирюхиной М.Б. о признании самовольной постройкой объект капитального строительства «Летняя кухня» с кадастровым номером №<номер> по адресу: <адрес>; возложении обязанности привести земельный участок с кадастровым номером №<номер> в соответствие с видом разрешенного использования и целевого назначения путем сноса самовольно выстроенного объекта капитального строительства - «Летняя кухня» с кадастровым номером №<номер>, расположенного по адресу: <адрес>. В случае неисполнения Кирюхиной М.Б. решения суда в установленные сроки Администрация города Ялта Республики Крым просит предоставить ей право самостоятельно снести указанный самовольно выстроенный объект капитального строительства с последующим взысканием расходов с ответчика.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что при проведении проверки Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым было установлено, что на принадлежащем ответчику земельном участке с кадастровым номером №<номер> проведены строительно-монтажные работы по реконструкции объекта капитального строительства «Летняя кухня» с кадастровым номером №<номер>, в результате которых выстроено четырехэтажное строение. Тогда как в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденными решением 85-й сессии Ялтинского городского совета 1-го созыва от 19.07.2019 № 16, на земельных участках с кодом 2.1 (п1) классификатора видов разрешенного использования земельных участков (для индивидуального жилищного строительства), допускается максимальная этажность вспомогательных строений - 2 этажа. При таких обстоятельствах ответчиком допущено самовольное строительство, что, в свою очередь, влечет наступление правовых последствий в виде сноса самовольной постройки.

В ходе рассмотрения к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Представитель истца по доверенности Подружко В.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик Кирюхина М.Б., ее представитель по доверенности Аташикова М.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, ссылаясь на его необоснованность и недоказанность.

Третьи лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания дела не поступало. Представителем Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым направлены письменные пояснения, согласно которым просит удовлетворить заявленные исковые требования, рассмотреть дело без его участия (т. 1 л.д. 207-211).

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся третьих лиц, извещенных надлежащим образом.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Из пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Как указано в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 35 - 40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).

При рассмотрении дел, связанных с самовольным строительством, следует применять градостроительные и строительные нормы и правила в редакции, действовавшей на время возведения самовольной постройки.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Кирюхина М.Б. на основании решения Гурзуфского поселкового совета от 3 октября 2006 г. № 34 и государственного акта серии ЯД №<номер> от <дата> является собственником земельного участка площадью 665 кв.м с кадастровым номером №<номер> (ранее присвоенный №<номер>), расположенного по адрес: <адрес>. Вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство» (т. 1 л.д. 35-37, 99-100, 101-102).

На указанном земельном участке расположен жилой дом площадью 68,5 кв. м с кадастровым номером №<номер>, которому присвоен почтовый адрес: <адрес>, с хозяйственными строениями и сооружениями лит. Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л, который принадлежит Кирюхиной М.Б. на праве собственности на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от 14 марта 2012 г. (т. 2 л.д. 173-175, 187, 188).

Кроме того, обладая правами на земельный участок, получив декларацию о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированную Инспекцией ГАСК в АРК 19 декабря 2013 г. № КР192133531003, подав необходимые документы, Кирюхина М.Б. оформила право собственности на нежилое здание «Летняя кухня» литер М площадью 58,2 кв. м, этажность: 2, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 28 января 2021 г. сделана запись регистрации №<номер> (т. 1 л.д. 41-43, 49-59, т. 2 л.д. 219-220).

В силу п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Поскольку право собственности на спорный объект - нежилое здание «Летняя кухня» с кадастровым номером №<номер> приобретено ответчиком в соответствии с положениями закона и зарегистрировано в установленном законом порядке, то, во-первых, правовое значение для настоящего дела, исходя из оснований заявленного иска, имеют обстоятельства, связанные с характеристикой данного объекта, в частности, с этажностью. Во-вторых, бремя доказывания указанных юридически значимых обстоятельств должно быть возложено на истца, утверждающего, несмотря на проведение государственной регистрации права собственности, о допущенном ответчиком нарушении в виде самовольного строительства, поскольку принятие решения о сносе самовольной постройки приведет к прекращению ранее признанного права.

Ссылаясь на акт проверки № 9 от 19 февраля 2021 г., составленный Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (т. 1 л.д. 220-226), Администрация города Ялта Республики Крым утверждает, что на принадлежащем Кирюхиной М.Б. земельном участке с кадастровым номером №<номер> проведены строительно-монтажные работы по реконструкции объекта капитального строительства «Летняя кухня» с кадастровым номером №<номер> в виде надстройки с увеличением этажности здания - 4 этажа.

Вместе с тем, согласно выводам заключения комплексной судебной строительно-технической и землеустроительной экспертизы от 4 марта 2022 г. № 11/22-Э, выполненного экспертом ООО «Центр судебных экспертиз им. Б.Д. Сперанского» (т. 2 л.д. 5-111), объект недвижимого имущества с кадастровым номером №<номер> - летняя кухня по адресу: <адрес>, имеет сложную конфигурацию. Часть строения имеет этажность - 2 этажа, часть строения имеет 1 этаж, однако расположенный на уровне второго этажа над 1 этажом пристройки к жилому дому литер al с кадастровым номером №<номер>.

По своим техническим характеристикам литер М обладает признаками недвижимого имущества, является объектом завершенного строительства, с назначением - летняя кухня.

Объект недвижимости с кадастровым номером №<номер> образован в результате строительства на месте снесенных хозяйственных строений, а также надстройки второго этажа над первым этажом пристройки к жилому дому лит. al. Снос данного объекта без ухудшений конструкций жилого дома с кадастровым номером №<номер> возможен в строгом соблюдении требований норм «СП 48.13330.2019 Организация строительства СНИП 12-01-2004», «Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений (с изменениями на 2 июля 2013 г.)» и «СП 325.1325800.2017 Здания и сооружения, Правила производства работ при демонтаже и утилизации». С целью определения способа демонтажа, без ухудшения конструкций исследуемого жилого дома, учитывая связь (опирание) конструкций объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №<номер>, необходимо: произвести обследования общего технического состояния исследуемой пристройки и жилого дома; разработать индивидуальный проект организации работ и проект производства работ, выполняемые специализированными организациями, имеющими допуск к проведению соответствующих работ.

Летняя кухня с кадастровым номером №<номер> не соответствует Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, СП 42.13330.2016 «"СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в части расстояний до границ земельного участка.

Коэффициент застройки (0,41) земельного участка с кадастровым номером №<номер> расположенного по адресу: <адрес>, что не соответствует Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (максимальный коэффициент застройки не должен превышать 0,4).

По отношению к объекту недвижимого имущества (летней кухне) с кадастровым номером №<номер> не установлено обстоятельств, влекущих за собой угрозу жизни и здоровья граждан.

Назначение объекта с кадастровым номером №<номер> соответствует Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Часть объекта с кадастровым номером №<номер> выступает за пределы земельного участка с кадастровым номером №<номер> в сторону земельного участка с кадастровым номером №<номер>. Площадь, на которую выступает исследуемое строение, составляет 15,4 кв. м.

Указанное заключение эксперта суд признает надлежащим доказательством по делу, соответствующим требованиям относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60, 67 ГПК), поскольку оно проведено компетентным экспертом, имеющим соответствующее образование и квалификацию, будучи предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы эксперта основаны на материалах дела, подробно мотивированы, сделаны на основе совокупного анализа всех фактических обстоятельств дела, в соответствии и с использованием соответствующих нормативных документов, литературы и информационных источников, приведенных в исследовательской части заключения, в связи с чем не вызывают сомнений в их достоверности. Само заключение является полным, обоснованным и мотивированным. Экспертиза проведена на основе нормативных актов, регламентирующих производство экспертиз.

Выводы судебной экспертизы согласуются с данными, имеющимися в материалах инвентаризационного дела № 805/104 на домовладение №<номер>а по <адрес>, согласно которому здание летней кухни литер М имеет этажность - 2 этажа, при регистрации текущих изменений 5 октября 2018 г., 27 февраля 2020 г. и 1 марта 2021 г. увеличения площади и этажности не установлено (т. 2 л.д. 216, 221, 222, 224-235).

Из материалов дела также следует, что земельный участок площадью 108 кв.м с кадастровым номером №<номер>, на котором частично расположено спорное нежилое здание летней кухни литер М (помимо земельного участка с кадастровым номером №<номер>), также принадлежит Кирюхиной М.Б. на праве собственности на основании постановления Администрации города Ялта Республики Крым от 24 января 2022 г. № 111-п в порядке завершения оформления прав (т. 2 л.д. 155-156). Право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке 13 мая 2022 г. (т. 2 л.д. 211-212).

При таких обстоятельствах, суд считает установленным, что размещение спорного нежилого здания с кадастровым номером №<номер>, имеющего 2 этажа, на земельных участках с кадастровыми номерами №<номер> и №<номер>, принадлежащих ответчику на праве собственности, соответствует Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденным решением 85-й сессии Ялтинского городского совета 1-го созыва от 19.07.2019 № 16, в части максимально допустимой этажности вспомогательных строений - 2 этажа. Сохранение объекта недвижимости не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Право собственности Кирюхиной М.Б. на нежилое здание с кадастровым номером №<номер> зарегистрировано в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что Администрацией города Ялта Республики Крым в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих наличие юридически значимых обстоятельств для вывода о необходимости сноса спорного объекта капитального строительства. Кроме того, доводы истца в части превышения этажности спорного вспомогательного строения опровергаются выводами судебной экспертизы. На допущение ответчиком других нарушений при возведении спорного нежилого здания истец не ссылается в обоснование заявленных требований.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска Администрации города Ялта Республики Крым не имеется.

В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам.

С учетом вышеуказанных положений закона с истца в пользу ООО «Центр судебных экспертиз им. Б.Д. Сперанского» подлежат взысканию расходы за проведение комплексной судебной экспертизы в размере 48000 рублей, о возмещении которых заявлено экспертным учреждением в заявлении от 9 марта 2022 г. исх. № 305-а (т. 2 л.д. 4).

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Администрации города Ялта Республики Крым к Кирюхиной Марии Борисовне о признании строения самовольной постройкой, сносе самовольного строения - отказать.

Взыскать с Администрации города Ялта Республики Крым в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Центр судебных экспертиз им. Б.Д. Сперанского» расходы по производству комплексной судебной экспертизы в размере 48000 (сорок восемь тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья О.И. Кулешова

Решение суда изготовлено

в окончательной форме 06.06.2022