ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3876/17Г от 25.10.2017 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело 2-3876/2017г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2017 года г. Хабаровск

Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Цыганковой Т.Д.

при секретаре судебного заседания Томиловой И.В.,

с участием представителя истца Бабий И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Братского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Русичи» о признании действий по эксплуатации несамоходного судна баржи – площадки «БП – 5» с нарушением требований законодательства о безопасности судоходства незаконными, запрете деятельности по эксплуатации несамоходного судна баржи – площадки «БП – 5» до устранения требований законодательства,

у с т а н о в и л:

Братский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ответчику о признании действий по эксплуатации несамоходного судна баржи – площадки «БП – 5» с нарушением требований законодательства о безопасности судоходства незаконным, запрете деятельности по эксплуатации несамоходного судна баржи – площадки «БП – 5» до устранения требований законодательства.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Братской транспортной прокуратурой проведена проверка по факту нарушения законодательства о безопасности плавания при эксплуатации несамоходного судна - баржи-площадки «БП-5» (ВС-02-373).

В ходе проводимых в период с 8 по 12 июня 2017г. совместных мероприятий по выявлению и пресечению нарушений, регламентирующих безопасность плавания судов, установлено, что 09.06.2017 года ООО «Русичи» на 225 км реки Ангары Усть-Илимского водохранилища эксплуатировал буксируемый состав, состоящий из теплохода «Баргузин 8» и несамоходных барж-площадок «БП-5», «БК». Баржа «БП-5» является собственностью ООО «Русичи». Данное судно было осмотрено инспектором ГПК г. Братска, установлено, что на судне отсутствуют судовые документы: свидетельство о классификации, свидетельство о годности судна к плаванию, свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, мерительное свидетельство. Судно государственным портовым контролем было временно задержано, выдано предписание № 91 об устранении выявленных нарушений. В ходе данной проверки также установлено, что капитан судна «Баргузин 8» Ружников Ю.М. осуществил буксировку барж «БП-5» и «БК», загруженных до осадки, превышающей грузовые марки, в связи с чем, БИЛО ВС УГРН Ространснадзора 16.06.2017 был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 11.7 КоАП РФ. Кроме того, Ружников Ю.М. БИЛО ВС УГРН Ространсиадзора привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 11.8 КоАП РФ за управление судном «Баргузин 8», не прошедшим технического освидетельствования. В период с 19.06.2017 по 26.06.2017 БИЛО ВС УГРН Ространсиадзора в отношении ООО «Русичи» проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что на судно «БП-5» в нарушение п.216 «Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта», утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 623, статьи 14 КВВТ РФ отсутствуют судовые документы: свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, мерительное свидетельство, свидетельство о классификации, выданное органом классификации судов, удостоверяющее соответствие судна требованиям настоящего технического регламента.

Невыполнение ООО «Русичи» обязательных требований нормативных актов, свидетельствует о бездействии общества в принятии мер к устранению нарушений, создает угрозу безопасности судоходства. По информации Восточно-Сибирского филиала Российского Речного Регистра от 27.07.2017 техническое состояние судна «БП-5» регистровый № 232593, принадлежащее судовладельцу ООО «Русичи», негодное, документы РРР недействительные. Из письма генерального директора ООО «Русичи» Татарникова Ю.Н. от 25.07.2017 следует, что судно «БП-5» передано в аренду ООО «Содружество» на основании договора аренды транспортного средства без экипажа № 01/06-17 от 01.06.2017. В соответствии с информацией, представленной ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» от 26.07.2017 информация об аренде данного судна в ФБУ отсутствует. Из вышеизложенного следует, аренда судна «БП-5» в государственном судовом реестре за ООО «Содружество» не зарегистрирована, в связи с чем, ответчиком да данному спору будет являться судовладелец ООО «Русичи». Как было установлено проверкой, несамоходное судно баржа-площадка «БП-5» не имеет классификационного свидетельства, техническое состояние судна не годное, мерительное свидетельство и свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна отсутствуют. Таким образом, допущенные судовладельцем ООО «Русичи» нарушения в области внутреннего водного транспорта, создают условия, способствующие возникновению транспортного происшествия с судами при их эксплуатации, затопление судов, повлечь тяжкие телесные повреждения или гибель людей, в результате чего ставится под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, а также причинения имущественного вреда гражданам и организациям.

Просит признать действия ООО «Русичи» по эксплуатации несамоходного судна баржи-площадки «БП-5» (ВС-02-373) с нарушением требований законодательства о безопасности судоходства незаконными. Запретить ООО «Русичи» деятельность по эксплуатации несамоходного судна баржи-площадки «БП-5» (ВС-02-373) до устранения требований законодательства, регламентирующего безопасность судоходства по внутренним водным путям, а именно: до получения документов Российского Речного Регистра, подтверждающих годность судна к плаванию, свидетельства о классификации судна, свидетельства о годности судна к плаванию, свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, мерительного свидетельства.

В отзыве на исковое заявление третье лицо Восточно-Сибирское Управление государственного речного надзора указало, что поддерживает исковое заявление истца, просит удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель истца Бабий И.В. поддержал заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика, представитель третьего лица не явились, о месте и времени судебного заседания извещались надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав явившегося в судебное заседание представителя истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что 09.06.2017 ООО «Русичи» на 225 км реки Ангары Усть-Илимского водохранилища эксплуатировало несамоходную баржу-площадку «БП-5».

Согласно акту проверки /предписания ФБУ «Администрация байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей инспекции государственного портового контроля» №91 от 09.06.2017 года на судне баржи-площадки «БП-5» отсутствуют судовые документы: свидетельство о классификации, свидетельство о годности судна к плаванию, свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, мерительное свидетельство. Судно государственным портовым контролем было временно задержано.

Баржа «БП-5» является собственностью ООО «Русичи», что подтверждается выданной ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» 26.07.2017 выпиской из государственного судового реестра.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 10.06.2017 года Ружников Ю.М. осуществил буксировку барж «БП-5» и «БК», загруженных до осадки, превышающей грузовые марки, в связи с чем, БИЛО ВС УГРН Ространснадзора 16.06.2017 года был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 11.7 КоАП РФ, что подтверждается постановлением о назначении административного наказания №6ск-02.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 09.06.2017 года Ружников Ю.М. нарушил правила эксплуатации судна, а именно управлял судном не прошедшим техническое освидетельствование, в связи с чем, БИЛО ВС УГРН Ространснадзора 20.06.2017 года был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 11.8 КоАП РФ, что подтверждается постановлением о назначении административного наказания №БИЛО/17-52.

Актом проверки БИЛО ВС УГРН Ространснадзора от 26.06.2017 года №ВБ-1-10/048-11д в отношении ООО «Русичи» проведенной за период с 19.06.2017 по 26.06.2017 установлено, что на судне «БП-5» в нарушение п.216 «Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта», утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 623, статьи 14 КВВТ РФ отсутствуют судовые документы: свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, мерительное свидетельство, свидетельство о классификации, выданное органом классификации судов, удостоверяющее соответствие судна требованиям настоящего технического регламента. Постановлением ВС УГРН Ространснадзора №БИЛО/17-72 от 14.07.2017 года связи с несоблюдением требований Технического регламента должностное лицо ООО «Русичи» инженер по эксплуатации технических средств Васильев С.Г. привлечен к административной ответственности по ст.14.43КоП РФ.

В соответствии со ст.1 КВВТ РФ кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта РФ при осуществлении судоходства на внутренних водных путях РФ и определяет их права, обязанности и ответственность. Положения кодекса распространяются на внутренние водные пути РФ и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения, а также суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях РФ.

На основании ст. 14 КВВТ РФ на подлежащих регистрации судах должны находиться судовые документы, в том числе свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, мерительное свидетельство, свидетельство о классификации, свидетельство о годности судна к плаванию.

Пунктом 3 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утв. приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 № 129 (далее Правила) установлено, что Правила распространяются на экипажи судов юридических лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях, связанных с эксплуатацией и использованием плавучих объектов при плавании по внутренним водным путям РФ.

В соответствии с п.п.28 Правил наличие на судне свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, мерительного свидетельства, свидетельства о классификации, свидетельства о годности судна к плаванию необязательно в подлиннике на несамоходных судах, эксплуатируемых без экипажа. Указанные свидетельства должны храниться у судовладельца несамоходного судна; на толкаче (буксире) допускается иметь копию этих судовых документов, заверенных в установленном порядке.

На основании п.27 Правил документы, наличие которых на борту требуется в соответствии с настоящими Правилами или другими применяемыми предписаниями, должны предъявляться по любому требованию официальных лиц компетентных органов.

Согласно п.1 ст.35 КВВТ РФ подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.

Порядок наделения организаций, в том числе иностранных классификационных обществ, полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, включая требования, которым они должны соответствовать, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Пунктом 2 ст.35 КВВТ РФ классификация и освидетельствование судов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с положением о классификации и об освидетельствовании судов, правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилами классификации и постройки судов с выдачей свидетельств о классификации и иных судовых документов, указанных в подпунктах 3, 4 и 6 пункта 1 статьи 14 настоящего Кодекса и подтверждающих соответствие судов этим правилам.

В положении о классификации и об освидетельствовании судов определяются порядок осуществления классификации и освидетельствования судов, основания отказа в выдаче, основания приостановления или прекращения действия свидетельств о классификации и иных судовых документов, указанных в подпунктах 3, 4 и 6 пункта 1 статьи 14 настоящего Кодекса.

Положение о классификации и об освидетельствовании судов утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Правила освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правила технического наблюдения за постройкой судов, правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правила классификации и постройки судов, правила классификации и освидетельствования плавучих объектов утверждаются и издаются организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов. Правила предотвращения загрязнения окружающей среды с судов утверждаются и издаются организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.

Приказом Минтранса РФ от 25.09.2012 № 355 полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, наделено федеральное автономное учреждение "Российский Речной Регистр".

В соответствии с п.3 «Положения о классификации и об освидетельствовании судов», утв. приказом Минтранса РФ от 14.04.2016 № 102 (далее Положение) целью классификации и освидетельствования является выполнение работ (оказание услуг) по оценке соответствия судов, материалов и изделий для установки на судах, организаций, осуществляющих проектирование, строительство, модернизацию, переоборудование и ремонт судов, изготовление материалов и изделий для судов Правилам.

В соответствии с п.23 Положения освидетельствование судов в процессе их эксплуатации осуществляется в соответствии с Правилами и включает в себя: проверку наличия согласованной технической документации, предусмотренных Правилами сертификатов (актов о соответствии) на материалы и комплектующие изделия, использованные или установленные на судне за время, прошедшее с предыдущего освидетельствования, актов службы технического контроля организации, актов судовладельца, актов предыдущих освидетельствований; наружный осмотр, измерения, проверку в действии и испытания судна и его элементов; оформление и выдачу организацией но классификации документов, предусмотренных Правилами.

В силу п.30 Положения судовладелец предъявляет суда, состоящие на классификационном учете организации по классификации, к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых на судно организацией по классификации.

Согласно п.п. 71, 72 Положения судовыми документами, подтверждающими выполнение требований Правил, являются: свидетельство о классификации; свидетельство о годности судна к плаванию, мерительное свидетельство; свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна. Судовые документы выдаются на суда при классификации и освидетельствовании судов, кроме спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов, на срок до даты следующего очередного освидетельствования (кроме свидетельства о годности судна к плаванию) с ежегодным их подтверждением.

Классификация и освидетельствование согласно п. 2 Положения осуществляется в соответствии с настоящим Положением, а также правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилами классификации и постройки судов (далее - Правила), которые утверждаются и издаются в соответствии с пунктом 2 статьи 35 КВВТ.

Согласно п.28 Положения при осуществлении классификации организация по классификации проводит следующие виды освидетельствований судов: первоначальное, очередное, ежегодное, доковое, промежуточное, внеочередное. Судно предъявляется к первоначальному освидетельствованию при постановке на классификационный учет.

Ежегодное освидетельствование судна (за исключением маломерного, прогулочного и спортивного парусного судов) проводится в период между очередными освидетельствованиями, включает в себя контрольную проверку технического состояния судна с целью определения соответствия судна требованиям Правил (п.39 Положения).

Согласно ответу Восточно-Сибирского филиала Российского Речного Регистра от 19.06.2017 судно «БП-5» регистровый № 232593, принадлежит судовладельцу ООО «Русичи», документы РРР недействительные.

В соответствии с выпиской из государственного судового реестра, представленной ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» от 22.06.2017 информация об аренде судна БП-5 (ВС02-373) в ФБУ отсутствует.

В соответствии с пунктом 4 ст. 16 КВВТ РФ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 статьи 16 КВВТ).

Согласно пункта 1 ст. 17 КВВТ РФ государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре, реестре строящихся судов и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.

Таким образом, поскольку аренда судна «БП-5» в государственном судовом реестре не зарегистрирована, ответчиком да данному делу будет являться судовладелец ООО «Русичи».

В соответствии с ч.2 ст.34 КВВТ РФ подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца, судно считается годным к плаванию, если оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, т.е. отвечает требованиям КВВТ РФ, Правилам плавания судов и т.п.

Как установлено проверкой, несамоходное судно баржа-площадка «БП-5» не имеет классификационного свидетельства, техническое состояние судна не годное, мерительное свидетельство и свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна отсутствуют.

Таким образом, допущенные судовладельцем ООО «Русичи» нарушения в области внутреннего водного транспорта, создают условия, способствующие возникновению транспортного происшествия с судами при их эксплуатации, затопление судов, повлечь тяжкие телесные повреждения или гибель людей, в результате чего ставится под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, а также причинения имущественного вреда гражданам и организациям.

Согласно п.17 Постановления Пленума ВС РФ от 28.04.1994г. №3 под источником повышенной опасности признается любая деятельность, осуществление которой создает повышенную опасность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека. Не выполняя требования о безопасности судоходства, ответчик нарушает законное право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества.

Из конституционного принципа признания человека в качестве высшей ценности (ст.2) вытекает ряд обязанностей государства: признание прав и свобод человека и гражданина, их соблюдение и защита. Конституция РФ (ст.ст.45,46) гарантирует государственную и судебную защиту прав и свобод каждому гражданину в РФ.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Согласно ст. 1065 п.1 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может быть основанием для иска о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Статьей 12 ГПК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, которые не ограничены данной нормой и к которым может быть отнесено запрещение деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем.

Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Братского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Русичи» удовлетворить.

Признать действия ООО «Русичи» по эксплуатации несамоходного судна баржи-площадки «БП-5» (ВС-02-373) с нарушением требований законодательства о безопасности судоходства незаконными.

Запретить ООО «Русичи» деятельность по эксплуатации несамоходного судна баржи-площадки «БП-5» (ВС-02-373) до устранения требований законодательства, регламентирующего безопасность судоходства по внутренним водным путям, а именно: до получения документов Российского Речного Регистра, подтверждающих годность судна к плаванию, свидетельства о классификации судна, свидетельства о годности судна к плаванию, свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, мерительного свидетельства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд города Хабаровска.

Судья: Цыганкова Т.Д.

Мотивированное решение изготовлено 17 ноября 2017 года