ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3886/17 от 30.08.2017 Кировского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-3886/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Омск 30 августа 2017 года

Кировский районный суд города Омска в составе председательствующего Зинченко Ю.А., при секретаре Дощановой Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО «Омскгоргаз», Региональной энергетической компании Омской области о защите прав потребителя,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с указанным выше исковым заявлением.

В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и АО «Омскгоргаз» заключен публичный договор об изготовлении газопровода и его присоединении к газораспределительной сети по адресу: <адрес>. Исполнителем по указанному договору является АО «Омсгоргаз», поскольку газораспределительная сеть находится в их ведении. С учетом уточнений (л.д.44-45) просил: признать, что стоимость платы за подключение, установленная пунктом 4.1 договора, нарушает правила установленные п. 26 (22) Постановления Правительства РФ от 29.12.2000г.; восстановить право истца на минимальный уровень платы в размере 20 000 рублей за подключение газопровода – ввода к газораспределительным сетям Ао «Омскгоргаз»; обязать исполнить АО «Омскгоргаз» договор в срок, согласованный сторонами договора.

В судебном заседании истец ФИО1 уточнил, что не обжалует приказ РЭК, а не согласен с размером платы, которая установлена в договоре, так как она не соответствует нормативным актам.

Представитель ответчика АО «Омскгоргаз» ФИО4, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, указав, что ответчик не вправе заключать договор о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения на иных условиях, отличных от тех, которые установлены Правилами № 1314. Пунктом 83 указанных правил предусмотрено, что договор о подключении должен содержать перечисленные существенные условия, в том числе: размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством РФ в сфере газоснабжения; порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение. Относительно вопроса правомерности оплаты за подключение пояснила, что в соответствии с п. 96 Правил № 1314, размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном правительством РФ в соответствии с методическими указаниями по расчёту платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Кроме того, приказом РЭК Омской области на 2016 год установлен размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающем 5 куб.м. в час, для лиц, не занимающимся предпринимательской деятельностью в размере 57 297,90 рублей. Кроме того, указала, что в настоящее время договор с истцом расторгнут в одностороннем порядке, поскольку истец не исполняет обязательства, установленные договором, а АО «Омскгоргаз», в силу вышеизложенного, не имеет права изменять тарифы для каждого потребителя.

Представитель ответчика - РЭК Омской области ФИО5, действующая на основании доверенности, предъявленные исковые требования не признала, указав, что приказ РЭК Омской области об установлении размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, истцом не обжалуется, тарифы за подключение утверждены Региональной энергетической комиссией и не могут быть изменены по согласованию сторон.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и АО «Омскгоргаз» был заключен договор о подключении объекта капитального строительства в сети газораспределения.

Объектом капитального строительства является жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>

Пунктом 4 указанного договора установлена стоимость за подключение (технологическое присоединение), которая, согласно приказу РЭК Омской области от ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере 57 297,90 рублей.

Предложения о внесении изменений в указанный договор, согласно п. 2.3.3 необходимо направить исполнителю в течение 5 календарных дней.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес АО «Омсгоргаз» от ФИО1 поступило заявление о внесении изменений в условия договора технологического присоединения, которые, согласно ответу АО «Омскгоргаз» не приняты в связи с установлением фиксированного размера платы и фактически произведенных затрат (л.д. 13-14).

В последующем, ФИО1 неоднократно обращался к АО «Омскгоргаз» с заявлением об изменении стоимости размера платы за технологическое подключение (л.д. 15, 17,18,19,20-21), однако требования истца не удовлетворены.

Обращаясь в суд с настоящим иском истец указывает, что установленный в договоре размер платы за технологическое присоединение объекта капитального строительства к сети газораспределения, не является экономически обоснованным, поскольку исполнитель – АО «Омсгоргаз» обязан был при осуществлении подключения, руководствоваться уровнем затрат, необходимых для проведения работ от 20 000 рублей до 50 000 рублей, а не устанавливать для него (истца) тариф, определенный для всех групп населения. Также считает, что АО «Омсгоргаз» обязан заключить с ним договор на предложенных им, как потребителем условиях.

Суд находит доводы истца ошибочными, основанными на неверном толковании норм права с учетом следующего.

В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.

Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Пунктом 4 ст. 426 ГК РФ определено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

В соответствии с пунктом 59 Правил № 1314, утвержденных постановлением Правительства 30.12.2013, подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

Из пункта 62 Правил № 1314 следует, что договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных названными Правилами.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заключение договора технологического присоединения на предложенных истцом условиях не является допустимым, поскольку указанные им условия отличны от тех, которые установлены утвержденными постановлением Правительства Правилами № 1314.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 83 Постановления № 1314 размер платы за технологическое присоединение, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения.

Статьей 23.2 Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ предусмотрено, что размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Порядок определения размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - плата за присоединение) определяется в соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021.

Согласно пункту 26(22) Основных положений плата за присоединение с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей) устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется). Указанные минимальный и максимальный уровни платы за технологическое присоединение начиная с 2015 года ежегодно индексируются на прогнозный среднегодовой уровень инфляции, определенный прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на тот же период, на который устанавливается плата за технологическое присоединение.

Согласно подпункту «б» пункта 5 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом ФСТ России от 28.04.2014 № 101-э/З, (далее - Методические указания) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной календарный год устанавливается плата за присоединение с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей, не намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности) при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется).

Вышеуказанные положения действующего законодательства отражены в Правилах № 1314, пунктом 96 которых предусмотрено, что размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Так, Приказом РЭК Омской области от ДД.ММ.ГГГГ установлены размеры платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Акционерного общества «Омскгоргаз» (далее - Приказ).

Согласно пункту 2 Приказа плата за присоединение с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа, ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителей, не намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности, составляет 57297,9 руб. (с учетом НДС).

Экономически обоснованный размер платы для данной категории заявителей составляет 100,34 тыс. руб. с учетом НДС.

Таким образом, оспариваемый истцом размер платы за технологическое подключение, полностью соответствует положениям нормативных документов, регулирующих деятельность по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, а следовательно, изменению не подлежит.

Требования истца о выполнении обязательств по договору, а также о признании недействительным пунктов договора технологического присоединения недействительными, являлись предметом рассмотрения, следовательно, в силу положений ст. 221 ГПК РФ повторному рассмотрению не подлежат.

Договор между АО «Омскгоргаз» и ФИО1 расторгнут, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения его требований.

Руководствуясь статьями 194-199, ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к АО «Омскгоргаз», региональной энергетической комиссии Омской области о защите прав потребителей – отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.А. Зинченко

Решение вступило в законную силу 08.11.2017 апелляционным определением оставлено без изменения