Дело № 2-393/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Мишариной И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
10 декабря 2013 года гражданское дело по заявлению прокурора Прилузского района РК к администрации муниципального образования сельского поселения «Объячево» об обязании произвести ремонтно-восстановительные работы моста,
установил:
Прокурор Прилузского района РК обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ к АМО СП «Объячево» с заявлением об обязании обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги с. Объячево – п. Изъяшор посредством проведения ремонтно-восстановительных работ моста через реку Лопью близ поселка Изъяшор в срок до 01 апреля 2013 года. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Прилузского района была проведена проверка требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что в границах муниципального образования сельское поселение «Объячево» находится дорога, расположенная между с. Объячево и п. Изъяшор, отнесенная к дорогам местного значения поселения. Для проезда в п. Изъяшор через реку Лопью имеется мост, который находится в муниципальной собственности поселения. Проведенным обследованием данного моста установлено, что данный мост находится в аварийном состоянии и требует проведения ремонта. Нанадлежащее содержание моста через реку Лопью и отсутствие ремонтных работ не обеспечивает безопасность дорожного движения, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований об обязании АМО СП «Объячево» в срок до 01 апреля 2013 года произвести ремонтно-восстановительные работы моста через реку Лопью близ поселка Изъяшор помощник прокурора настаивает.
Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями прокурора в целом согласен, однако для проведения ремонтных работ просит предоставить более длительный срок, нежели испрашиваемый прокурором; указывая, что для выполнения требований Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных услуг» потребуется дополнительное время, что, в свою очередь, приведет к невозможности ремонта моста в период половодья.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьи 1, 4, 5 ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, полномочия и ответственность Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных и иных нормативных правовых актов в данной сфере: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
При этом, под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. 2 Закона).
В силу ст. 12 Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995г., содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» (ст.ст. 1, 3).
В силу ч. 9 ст. 5, ч. 8 ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к муниципальной собственности поселений (городского округа) относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. При этом содержание автомобильных дорог должно осуществляться с соблюдением требований технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Подготовка генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов осуществляется применительно ко всем территориям поселений, городских округов. Генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе: автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городского округа (ст. 23 Градостроительного кодекса).
Материалами дела установлено, что на территории района имеется дорога, расположенная между с. Объячево и п. Изъяшор, не отнесенная в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством к дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, а также к частным автомобильным дорогам. Следовательно, указанная дорога в силу ч. 9 ст. 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является дорогой местного значения поселения.
Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. № 221 утвержден Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Распоряжением Росавтодора от 30.08.1999 года № 7-р утверждены "Методические рекомендации по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах", которые распространяются на содержание мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования и предназначены для дорожно-эксплуатационной службы Российского дорожного агентства, в частности для мостовых подразделений Российской Федерации при организации и контроле качества работ по содержанию этих сооружений.
При этом, в соответствии с рекомендациями под содержанием мостовых сооружений понимается осуществляемый в течение всего года (с учетом сезона) комплекс профилактических, планово-предупредительных ремонтных работ и работ по надзору и уходу за мостовыми сооружениями и за прилегающей непосредственно к ним территорией, называемой подмостовым пространством, в результате которого обеспечивается необходимая надежность и поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние проезжей части в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93. Конечной целью содержания мостовых сооружений является поддержание и непрерывное повышение технического уровня и эксплуатационного состояния мостовых сооружений в соответствии с ростом нагрузки и интенсивности движения по автомобильным дорогам.
В соответствии с разделом 4 Методических рекомендаций, качество содержания должно удовлетворять требованиям, изложенным ниже. Уровень нормативных требований к качеству содержания мостовых сооружений приведен в Приложении 4.
В силу п. 4.2. рекомендаций, на мостовом полотне проезжая часть и тротуары должны быть очищены от грязи и с них должны быть убраны посторонние предметы. В зимний период проезжая часть и тротуары должны быть очищены от снега и льда.
Проломы, щели и сколы бетона в тротуарных плитах не допускаются. По тротуарам должен быть обеспечен беспрепятственный проход пешеходов.
Перила, колесоотбойный брус и ограждения безопасности должны иметь достаточную высоту, отвечающую требованиям норм, быть окрашены, чистыми, находиться в исправном состоянии. Окраске подлежат все видимые металлические поверхности, непрокрасы не допускаются. Оцинкованные конструкции не окрашивают. На колесоотбойном брусе должна быть нанесена вертикальная разметка или установлены световозвращающие катафоты.
Трещины в покрытии должны быть расчищены и пролиты битумной мастикой. Неровность покрытия не должна превышать 5 мм (просвет под метровой рейкой), сколы и выбоины на покрытии, а также излишняя толщина покрытия не допускаются.
Водоотводные трубки, окна (отверстия) в парапетах и лотки должны быть очищены летом от наносов, грязи и промыты, а зимой - от снега и льда (при оттепелях).
В зоне сопряжения мостового сооружения с насыпью должна быть обеспечена плавность проезда транспортных средств без толчков и безопасность входа пешеходов на тротуары. Просадки и размывы обочин на подходах в сопряжениях с мостом не допускаются.
Деформационные швы должны быть водонепроницаемы, очищены и укомплектованы, детали конструкции швов закреплены. Наличие локальных разрушений покрытия (наплывы и неровности) вдоль швов, выкрашивание мастики не допускаются.
Пунктом 4.3. рекомендаций установлено, что пролетные строения должны быть очищены от грязи и растительности. На 20% обслуживаемых мостов фасадные поверхности железобетонных балок пролетных строений и тротуарных блоков ежегодно должны быть обработаны гидрофобизирующими составами. Сколы, раковины, трещины должны быть заделаны составами на основе полимербетона или полимерраствора, металлические детали и балки должны быть окрашены стойкими красками (с очисткой металла от ржавчины) или полимерными составами. Протечки по фасаду элементов и под тротуарами должны быть устранены путем восстановления изоляции и устройства козырьков или слезников по фасаду плиты проезжей части.
Главные несущие элементы (балки, арки и т.д.) и их связи должны быть исправны.
На нижней части фасадных балок пролетных строений и опор путепроводов над автомобильными дорогами должна быть нанесена вертикальная разметка или установлены соответствующие дорожные знаки. Перед путепроводами с подмостовым габаритом ниже требований СНиП 2.03.05-84* на пересекаемой автодороге должны быть установлены "габаритные" ворота на расстоянии не менее 20 м с двух сторон путепровода.
Металлические балки и фермы должны быть окрашены с предварительным удалением ржавчины. Заклепки должны быть без дефектов (ослабления заклепок, среза и смятия головок); трещины и разрывы решетки составных элементов не допускаются; высокопрочные болты должны иметь натяжение на расчетную величину.
Деревянные конструкции должны быть очищены от грибкового налета на древесине и антисептированы в зонах возможного переменного увлажнения свай, болтовые соединения должны быть подтянуты, устранены щели и зазоры в элементах, стыках и врубках, где возможно скопление влаги путем заполнения их антисептическими пастами; металлические детали окрашены битумным лаком или красками. Настил на проезжей части должен быть закреплен, не должен иметь изношенных досок и коротких вставок; загнившие элементы на перильных ограждениях, тротуарах, элементах проезжей части и др. должны быть своевременно заменены.
Согласно п. 4.4., насадки опор очищены от грязи, мусора, посторонних предметов, должны иметь сливы для сброса воды. Опорные части очищены от грязи и смазаны, металлические опорные части окрашены. На 20% обслуживаемых мостов поверхности опор ежегодно должны быть обработаны гидрофобизирующими составами. Сколы, раковины, трещины в теле опор должны быть заделаны составами на основе полимербетона и полимерраствора. На опорах путепроводов над автомобильными дорогами нанесена вертикальная разметка или установлены соответствующие дорожные знаки.
Облицовка массивных опор (кладка) должна быть исправна, а швы между блоками расшиты.
В соответствии с п. 4.5. рекомендаций, русло, подмостовая зона, подходы должны быть очищены от мусора, наносов, кустарник и деревья вырублены, порубочные остатки удалены из подмостовой зоны, трава окошена. Размывы конусов, разрушения откосов, регуляционных сооружений должны быть ликвидированы, конуса береговых опор укреплены. В период ледохода, в случае необходимости, должны быть проведены мероприятия, препятствующие скоплению льда у сооружения.
Знаки перед автодорожными мостами должны быть установлены в соответствии с паспортами мостов и требованиями действующих ГОСТов. Знаки и стойки знаков не должны иметь дефектов, должны быть очищены, стойки должны иметь вертикальное положение, знаки должны быть легко читаемы; стойки, в случае необходимости, покрашены; бермы знаков должны быть окошены, очищены от мусора и иметь проектные очертания.
Один раз в пять лет необходимо проводить диагностику сооружения с целью составления, а затем корректировки, паспорта на сооружения согласно действующей инструкции по диагностике мостов [10].
Специальные осмотры мостовых сооружений (обследования) должны проводиться регулярно - не реже чем раз в 10 лет. Работы проводят специализированные организации (мостоиспытательные станции и пр.), имеющие лицензию на эти работы. При регулярной диагностике сооружений первое обследование после строительства можно проводить через 15 лет.
На деревянных мостах такие работы следует проводить раз в 5 лет. Мостовые сооружения, находящиеся в неудовлетворительном состоянии (по данным обследования), необходимо проверять (их состояние) ежегодно в течение всего периода до начала ремонта сооружения. Работы проводит организация, обследовавшая данный объект.
Внеочередные обследования мостовых сооружений проводят в случаях, когда необходима детальная проверка состояния несущих конструкций.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (статья 132 Конституции РФ).
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 06.10.200Зг. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в. Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, осуществление мероприятий по охране жизни и здоровья людей.
В силу ст. 215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования полномочия собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 125 ГК)
Распоряжением Правительства РК от 31.12.2008г. № 539-р, муниципальное имущество муниципального образования муниципальный район «Прилузский» в собственность муниципального образования сельского поселения «Объячево» передано, в т.ч. следующее имущество мост деревянный через реку Лопью, возле п.с.т. Изъяшор, протяженностью 13м.
Актом приема-передачи муниципального имущества муниципального образования муниципальный район «Прилузский» в собственность муниципального образования сельского поселения «Объячево» от 20.01.2009г. установлен факт передачи вышеуказанного имущества в собственность поселения.
Таким образом, в ходе судебного заседания доказано, что в настоящее время собственником и балансодержателем деревянного моста через реку Лопью, по адресу: РК, Прилузский район, п.с.т. Изъяшор является СП «Объячево».
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Из смысла указанной нормы закона следует, что именно собственник объекта недвижимости несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии: по его ремонту, страхованию, регистрации, охране, специальному (техническому, санитарному и др.) обслуживанию.
Между тем, проведенным 22.05.2013 года комиссионным обследованием деревянного моста в п. Изъяшор МР «Прилузский» установлено, что после весеннего паводка размыло берег со стороны укрепляющей клетки моста из-за отсутствия отбойников, клетка просела и накренилась, мусор скопился на деревянных сваях, образовался затор. На основании проведенного обследования комиссия пришла к выводу, что мостовое сооружение требует ремонта, необходимо ограничить движение и провести следующие ремонтные работы: очистить опоры моста от мусора, установить отбойники, выровнять клетку и настил проезжей части моста, заменить колесопровод.
Как следует из протокола заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности МР «Прилузский» от 09.10.2013г., комиссией обсуждался вопрос об аварийном мосте через реку Лопья в п. Изъяшор, по результатам которого принято следующее решение:
- в целях недопущения чрезвычайной ситуации, связанной с возможным обрушением моста и восстановления его работоспособности, а также обеспечения жизнедеятельности п. Изъяшор, Управлению строительства и ЖКХ АМР «Прилузский» в срок до 01.11.2013г. подготовить проектно-сметную документацию для проведения аварийно-восстановительных работ на мосту через реку Лопья у поселка Изъяшор;
- Управлению финансов АМР «Прилузский» в срок до 25.11.2013г. изыскать финансовые средства согласно проектно-сметной документации для проведения аварийно-восстановительных работ моста через реку Лопья у п. Изъяшор;
- Администрации СП «Объячево» в срок до 01.12.2013г. заключить договор с подрядчиком, профинансировать и произвести ремонтно-восстановительные работы на мосту через реку Лопья у п. Изъяшор.
Однако, как доказано в ходе судебного разбирательства, до настоящего времени ремонтно-восстановительные работы на мосту не проведены, что, по мнению суда, создает реальную опасность при осуществлении по данной дороге дорожного движения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на охрану здоровья (статья 41, часть 1). Тем самым предполагается, что государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы гарантировать гражданам осуществление данного конституционного права в полном объеме, в т.ч. к недопущению ситуаций, создающих потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровья людей.
Верховный Суд РФ в своем Определении от 17.12.2008г. № 67-Впр08-9 указал, что неисполнение органом местного самоуправления требований в области безопасности дорожного движения может создавать угрозу нарушения прав граждан.
Следовательно, выявленные нарушения норм федерального законодательства создают предпосылки повышения уровня возможности возникновения дорожно-транспортных происшествий, и как следствие возникновение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что недопустимо и нарушает один из основополагающих принципов обеспечения безопасности дорожного движения - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.
Исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что администрацией сельского поселения «Объячево» ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере дорожной деятельности посредством ненадлежащего содержания мостового сооружения через реку Лопья у п. Изъяшор.
При этом, по мнению суда, срок, испрашиваемый прокурором для совершения ответчиком определенных действий в рамках настоящего спора (до 01.04.2014г.) является разумным и достаточным для выполнения возложенных на орган местного самоуправления обязанностей.
Что касается довода представителя ответчика о необходимости продления данного срока, суд находит его несостоятельным, поскольку основания, на которые ссылается последний, могут быть разрешены на стадии исполнения вступившего в законную силу судебного постановления; и в случае наличия обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения, должник вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Таким образом, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд находит требования прокурора Прилузского района законными и обоснованными.
В силу п. 4 ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что на основании ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты судебных расходов обе стороны освобождены, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, надлежит обратить за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Заявление прокурора Прилузского района РК к администрации муниципального образования сельского поселения «Объячево» об обязании произвести ремонтно-восстановительные работы моста - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Объячево» в срок до 01 апреля 2014 года обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги Объячево – Изъяшор посредством проведения ремонтно-восстановительных работ моста через реку Лопью близ поселка Изъяшор.
Судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины обратить за счет средств федерального бюджета.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения.
Председательствующий: подпись